Коренные народы сибири: ханты

Динамика по годам

Начиная с довоенного периода, а точнее с 1939 года, вот как изменялась численность населения в регионе:

  • На 1939 год количество человек, проживающих в регионе составляло всего лишь 92.932.
  • К 1959 году увеличилось до 123.926.
  • К 1979 составило 569.139.
  • В 1989 – 1.268.439.
  • К 1999 году количество населения продолжало увеличиваться до 1.359.069 человек.
  • В 2009 приравнивалось к 1.519.962.
  • На 2019 год этот показатель составил – 1.663.795 граждан.
  • И постепенный рост продолжается и по 2020 год включительно, увеличив тем самым численность жителей на этой территории до более, чем 1,6 млн.

Стоит отметить, что за весь советский период существования ХМАО и российский период, население по региону увеличивалось практически непрерывно. Исключение составляют только период с интервалом с 1992 по 1993 года. За этот срок произошло уменьшение численного состава жителей в области приблизительно на 13.000 человек. Но потом, начиная уже с 1993 года, рост стал продолжаться. Этого удалось достичь благодаря развитой экономике и залежам нефти и газа.

Именно нефте-газовая промышленность дает экономический импульс региону и возможность реализовывать разнообразные экономические и социальные программы. К тому же, высокий , в сравнении с другими регионами позволили привлечь сюда работников определенных отраслей.

[править] История

В первой половине II тыс.н. э. ханты успешно колонизировали земли вдоль рек Обь и Иртыш, где развили рыболовство. В этот период шёл активный процесс формирования государственных образований. Среди них Обдорское, Кодское, Белогорское, Эмдерское, Казымское, Назымское, Бардаковское княжества. Во главе их стояли князья, власть которых передавалась по наследству. У них были регулярные военные дружины, они часто вели войны, собирали дань с побежденных родов, захватывали имущество и рабов. Социально-экономические и политические центры княжеств были хорошо укрепленными «городами».

С XI века ханты и манси в низовьях Оби были известны в Древней Руси как Югра. В 1193—1194 гг. новгородский воевода Ядрей организовал военный поход на Югру, но потерпел поражение. С середины XV века заинтересованность в подчинении земель нижней Оби имело Великое княжество Московское. В 1483 году во время военной экспедиции против манси московские войска захватили кодского князя Молдана. В 1484 году Москву посетило посольство Югры, в том числе представитель Кодского княжества Питкей. Кодское княжество признало свою зависимость от Москвы, и Иван III добавил к своему титулу «великий князь Югорский». В 1499—1500 гг. военная экспедиция Семёна Курбского заставила Ляпинское и Абдорское княжества признать свою зависимость от Москвы.

В XV—XVI вв. другим важным центром влияния на хантыйские государства было Сибирское ханство. Даже в низовьях Оби местные князья приняли татарские титулы мурза и тайша. При хане Кучуме Сибирское ханство стремилось помешать хантам платить дань Московскому княжеству. Во время похода Ермака в Сибирь ханты сражались на стороне сибирских татар и сопротивлялись завоеванию. К концу XVI века все хантыйские государства были подчинены России.

Российский историк А. В. Головнев выделил три основных этапа подчинения народов Западной Сибири России:

  • Военный (конец XVI—XVII вв., поражение или включение в административную систему основных военно-политических центров коренных жителей)
  • Конфессиональный (XVIII век; массовое крещение аборигенов)
  • Юридический (с начала XIX века; правовая подчиненность местного населения)

На первом этапе некоторые хантыйские княжества сохранили свою автономию. Так, в 1583 году кодскому князю Алаxу удалось договориться с русскими казаками, позже он участвовал в походах на мансийское Кандинское княжество и даже расширил свои владения. В 1586 году обдорский князь Лугуй получил охранную грамоту от Федора Иоанновича. Семьи кодских князей Алачевых и обдорских князей Тайшиновых имели права русской знати. Через них производилась выплата ясака в российскую государственную казну, они участвовали в военных походах на стороне русских войск, за что получали право управлять и судить местное население. В 1609 году княгиня Анна Алачева подготовила заговор против российских властей, привлекла к нему манси и обдорцев. Но заговор был раскрыт, Анну арестовали. В 1642 году ее внук, князь Дмитрий Алачев, был лишен титула, а Кодское княжество было упразднено. Обдорские князья Тайшины формально сохраняли власть до конца XIX века.

На втором этапе в 1714—1718 гг. благодаря усилиям митрополита Филофея Лещинского ханты номинально перешли в православие, хотя приверженцы традиционной веры оказали миссионерам сопротивление. В результате реформы 1822 года ханты подчинялись местным русским административным структурам.

В 1920-1930-е гг. Приобский край стал местом военных столкновений, в которых участвовали коренные жители. В 1930 году был образован Остяк-Вагульский национальный округ, началось создание хантыйского алфавита и письменности, школ и учреждений культуры для обучения на родном языке. Однако советские реформы (коллективизация, укрупнение поселений, раскулачивание и др.) разрушили привычный образ жизни. Коренные народы часто изгонялись из своих домов, лишались права собственности на землю, а традиционное сельское хозяйство деградировало. Ханты участвовали в Казымском восстании (1931—1934), а также в восстаниях 1934 и 1943 годов на Ямале. В послевоенный период появились национальные интеллектуальные круги (писатели, учителя, журналисты). С конца 1980-х гг. ханты предпринимают шаги по возрождению национальной культуры.

Детские сады и школы для всех

За последние пять лет мощность дошкольных образовательных учреждений в городе увеличилась более чем в два раза. Построены пять новых корпусов и пять билдинг-садов, что позволило обеспечить всех малышей местами в дошкольных учреждениях, включая младенцев от двух месяцев.

Но в области образования есть куда стремиться. «Наша приоритетная задача – выполняя поручение президента Российской Федерации, к 2025 году всех учащихся обеспечить односменным режимом обучения. Для этого необходимо создать не менее семи тысяч ученических мест.

Ханты-Мансийск – в пятерке городов-лидеров РФ по темпам прироста населения
Подробнее

Благодаря вашей поддержке, уважаемая Наталья Владимировна, и поддержке правительства Югры ведется строительство четырех школ общей мощностью почти четыре тысячи мест. Две из них строятся на условиях концессии», –рассказывает Максим Ряшин.

Кстати, в этом году проект по строительству школы в микрорайоне «Иртыш-2» стал победителем национальной премии «Росинфа» в номинации «Лучший проект ГЧП в сфере детской инфраструктуры».

Также на условиях концессии подготовлена площадка для строительства школы в микрорайоне СУ-957, ее строительство начнется в следующем году.

Религия и верования

Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц.  Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.

До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям. Так, например, медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя.

После прихода в Сибирь русских, ханты были обращены в христианство. Оэнако этот процесс был неравномерным и коснулся, прежде всего тех групп хантов, которые испытывали разностороннее влияние русских переселенцев, это, в первую очередь, южные ханты. У прочих групп отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы.

Коренные народы Сибири
Связанные статьи:

Статьи по истории Сибири

Культура, музеи и театры Ханты-Мансийска

В Ханты-Мансийске действует пять государственных музеев, картинная галерея, два театра, театрально-концертный комплекс «Югра-Классик», центр культуры и искусств народов Севера. Большую роль в сохранении духовности и истории края играет Музейный комплекс «Государственный музей Природы и Человека», в экспозициях которого представлены археологические, этнографические, палеонтологические коллекции, произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства. Без сомнения, это один из самых интересных музеев не только округа, но и России. В уникальной по своей красоте и своеобразию природно-ландшафтной среде, окружающей город Ханты-Мансийск расположен этнографический музей-заповедник под открытым небом «Tорум Маа», воссоздающий усадьбу народа ханты. В Ханты-Мансийске находится картинная галерея Фонда поколений, представляющая одну из лучших в Сибири коллекций русского изобразительного искусства и древнерусской иконописи. В городе также открыты: Музей геологии, нефти и газа; Музей-мастерская хантыйского художника Г.Райшева, хорошо известного не только в нашей стране, но и за рубежом; Дом-музей художника В.Игошева, который стал настоящим центром притяжения для творческой интеллигенции города. Традиционное искусство коренных малочисленных народов Севера представлено постановками Театра обско-угорских народов. В Ханты-Мансийске действует Центр культуры и искусств народов Севера, сохраняющий самобытную культуру северных народов, а также Центр искусств для одаренных детей Севера, объединяющий школу искусств, концертный комплекс, колледж искусств и культуры. Традиционным для Ханты-Мансийска стало проведение теле- и кинофестивалей международного уровня, творческих конкурсов, форумов и других культурных мероприятий. Сюда с удовольствием приезжают ведущие театральные коллективы, известные всему миру артисты и музыканты.

Авторы Гайдпарка

  • Влад Сказочник

    Чипировался

    Читать полностью

  • Владимир Давыденко

    Что должно произойти, чтобы все люди стали уважать друг друга?

    Читать полностью

  • Виктор Смирнов

    Почему растет колличество политических заключенных в России

    Читать полностью

  • Виктор Беседин

    О русских героях и национальных меньшинствах-нужно ли нам прогибаться?

    Читать полностью

  • Влад Сказочник

    Смена приоритетов

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    По кругу колдовскому

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад собирается воевать с Россией, сидя на пороховой бочке? Крайне неразумно!

    Читать полностью

  • Владислава Сверхонцева

    Безопасный «Артек»: международный детский центр готовится принять восьмую смену

    Читать полностью

  • Антон Савельев

    Вакцинация. Эффективность

    Читать полностью

  • Аллес Капут

    Поезда воинской славы следуют по городам России

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Госдума определила места, где можно молиться без разрешения. Долой молящихся с детских площадок

    Читать полностью

  • Voxpop

    Есть более, чем серьёзные аргументы считать российские выборы фальсификацией

    Читать полностью

Навигация

Народы

  • Эвены
  • Эвенки
  • Юкагиры
  • Долганы
  • Чукчи
  • Алеуты
  • Алюторцы
  • Коряки
  • Кереки
  • Ительмены
  • Камчадалы
  • Эскимосы
  • Нанайцы
  • Негидальцы
  • Ороки
  • Орочи
  • Тазы
  • Удэгейцы
  • Ульчи
  • Нивхи
  • Нганасаны
  • Кеты
  • Чулымцы
  • Чуванцы
  • Энцы
  • Ненцы
  • Селькупы
  • Ханты
  • Манси
  • Кумандинцы
  • Вепсы
  • Саамы
  • Сойоты
  • Тофалары
  • Тубалары
  • Челканцы
  • Шорцы
  • Телеуты
  • Теленгиты
  • Тоджинцы

Арктика

  • Арктическая зона РФ
  • Арктические улусы РС(Я)
  • Адаптация человека в Арктике
  • Краткая характеристика климата Якутии
  • Коренные народыːтрадиционные знания, культура и окружающая среда
  • Видеолекции по проблемам Арктики

Расселения КМНС РФ

  • Карта расселения КМНС РФ
  • Схема расселения КМНС ДВ РФ
  • КМНС Республики Саха(Якутия)
  • КМНС Сахалинской области
  • КМНС Чукотки
  • КМНС Хабаровского края
  • КМНС Камчатской области
  • КМНС Магаданской области
  • КМНС Приморского края
  • КМНС Амурской области
  • КМНС Забайкальского края
  • КМНС Республики Бурятия

Народ Манси

Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры.

При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц.

На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.

До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям (например медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя).

Антропологический тип

Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы. Причем женщины в большей степени монголообразны, чем мужчины.

По своему складу ханты среднего или даже ниже среднего роста (156-160 см). Имеют обыкновенно прямые черные или каштановые волосы, которые имеют, как правило большую длину и носятся или распущенными, или заплетенными в косы, цвет лица смуглый, глаза темные.

Благодаря уплощенному лицу с несколько выдающимися скулами, толстоватым (но не полным) губам и короткому, вдавленному при корне и широким, вздернутому на конце носу, внешне тип хантов напоминает монгольский. Но, в отличие от типичных монголоидов имеют правильно прорезанные глаза, чаще узкий и длинный череп (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает хантам особый отпечаток, из-за чего некоторые исследователи склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы.

Празднуют убийство медведя

Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения. Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше.

Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми. На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты. Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера.

Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно. На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления. Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

История

Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современных Ханты-мансийского и южные районы Ямало-ненецкого автономных округов, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов (усть-полуйская культура).

Ханты называли себя больше по рекам, например Kondikhou ï = «люди Конды», As-jah = «народ Оби» и из последнего, возможно, произошло русское наименование хантов — остяки, хотя по мнению других исследователей русские могли заимствовать слово «остяк» из татарского «уштяк» = варвар.

Самоеды (общее название ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев в дореволюционной России) называли хантов яран или ярган(слово, близкое к иртышско-хантскому яра — «чужой»).

Традиционные промыслы — рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия — шаманизм и православие (с XVI века).Относятся к уральской расе.

Лучшая городская среда

Большое внимание уделяется благоустройству Ханты-Мансийска. В этом году из различных источников на эти цели направлено 693 млн рублей, и это беспрецедентная цифра

Благодаря решениям правительства автономного округа отремонтированы центральная часть города, обустроены новые микрорайоны, расширены улицы, строятся новые тротуары и велодорожки.

В городе сформирован надежный жилищно-коммунальный комплекс. Своевременно проводится капитальный ремонт коммуникаций за счет внедрения современных инновационных технологий, что позволяет сдерживать рост тарифов на услуги ресурсов.

По уровню качества городской среды, по оценкам Минстроя России, Ханты-Мансийск входит в тройку лучших городов страны.

В этом году в городе отремонтировали 160 тысяч кв. метров муниципальных дорог, на ремонт которых направили более 300 млн рублей. Это почти столько же, сколько за предыдущие три года. В муниципалитете строятся новые дороги, также с учетом пожеланий жителей планируется реконструкция старых развязок и улиц Гагарина, Свободы, Пионерская, Сирина.

[править] Язык

Родной язык хантов принадлежит к угорской группе финно-угорской языковой семьи, близок венгерскому и особенно мансийскому языкам. Отличается диалектическим богатством. Существует 3 диалекта: восточный, северный и южный (исчезнувший). Литература развивается на основе казымского, шуришкарского, сургутского и ваховского говоров.

До появления письменности ханты использовали знаки тамга, на которых изображались сакральные символы и пиктограммы, служившие личной печатью или подписью уполномоченных лиц. Первые попытки создать письменность на основе кириллицы были сделаны в конце XIX века. В 1931 году была разработана письменность на основе латыни. С 1937 года язык переведен на кириллицу. Всего было проведено 5 реформ письменности. Единая графическая основа была введена только в 2008 году, но используется редко.

Хантыйский язык считается языком коренного малочисленного народа России, используется некоторыми местными СМИ и изучается в школах. Количество носителей постоянно сокращается.

[править] Религия

В традиционных религиозных верованиях ханты делили мироздание на верхнее (небесное), среднее (земное) и нижнее (подземное). Они верили, что верховный бог Торум (или Нум-Торум, Санки-Торум), создатель Земли, правил небом и отвечал за дневной свет, нравственность и мировой порядок. Преступным миром правит Куль (или Кынь-лунк). Он действует либо как партнер Торума, либо как носитель враждебного начала. Земным миром руководит Мир-шэтиви-хо (в некоторых представлениях Эква-Пыгрись), один из сыновей Торума. Каждый день он путешествует по Земле на крылатом коне Товлынг-лув, помогая людям. Ханты также верили в богов-покровителей определенных местностей, многих духов и поклонялись богине огня. Почитались некоторые животные, особенно медведь и лягушка. У шаманов йолта ку были очень ограниченные функции. Ханты изготавливали идолов, возили их вместе с сокровищами. В XVI веке одним из важнейших сакральных центров было Белогорское княжество у слияния Оби и Иртыша.

В результате контактов с сибирскими татарами на какое-то время среди хантов распространился ислам, но существенно не повлиял на дальнейшее развитие этого народа. В XVIII веке при поддержке властей шла активная христианизация. В 1714—1718 гг. большинство хантов номинально перешло в православие, хотя они продолжали сохранять многие традиционные обычаи.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 24 декабря 2009.
  2. . Государственный комитет статистики Украины.
  3. . belstat.gov.by. Дата обращения: 16 октября 2011.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1991. — 917 с. — ISBN 5-200-01088-8.
  5. . БСЭ.
  6. ↑ . Брокгауз-Ефрон.
  7. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  8. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  9. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  10. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  11. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  12. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  13. . «Демоскоп». Дата обращения: 21 апреля 2012.
  14. Харьков В. Н. Структура и филогеография генофонда коренного населения Сибири по маркерам Y-хромосомы. Томск, 2012
  15. . БСЭ.
  16. Н.И. Терешкин. Хантыйский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Финно-угорские и самодийские языки. — М: Наука, 1966. — Т. 3. — С. 320-321.
  17.  (недоступная ссылка). www.admhmao.ru. Дата обращения: 21 февраля 2011.
  18.  (недоступная ссылка). www.admhmao.ru. Дата обращения: 20 февраля 2011.

Ханты (югра) и манси (вогулы)

В 1931 году вышел в свет остяцкий букварь П. Е. Хатанзеева («Hanti knijga»), но при его составлении был допущен ряд ошибок, в частности неправильный выбор диалекта, необоснованные принципы транскрипции и методические ошибки, из-за которых букварь не получил широкого распространения. В том же году Научно-исследовательской ассоциацией институтов народов севера при ЦИК СССР был разработан предварительный проект остяцкого алфавита, а в 1933 году был выпущен остяцкий букварь.

В 1950 году, на Всесоюзном совещании, посвящённым вопросам развития литературных языков народов Крайнего Севера, было принято решение о создании письменности ещё для трёх хантыйских диалетов: ваховского, сургутского и шурышкарского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector