«система формировалась не одно столетие»: как менялось административно-территориальное устройство россии
Содержание:
- Какие бывают субъекты РФ и сколько их
- «Фактически унитарное государство»
- Признаки федеративного государства
- Уровни административного деления РФ
- Граница России и Турции на карте
- Граница России и США на карте
- Областные автономии
- Другие типы территориального деления и объединения субъектов
- Соотношение между административным и муниципальным устройством
- Что такое федеративное устройство
- Конституционно-правовой статус РФ
- Субъекты федерации
- Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
- Что такое административно-территориальное устройство
- Политические аспекты федеративного устройства.
- Особенности статуса различных типов субъектов Федерации
- Что мы узнали?
Какие бывают субъекты РФ и сколько их
В соответствии с Основным Законом РФ (конституцией) в состав нашего государства входят 85 субъектов. Все они отмечены на карте.
- Республики (22). Субъекты РФ, имеющие право на свою конституцию, язык, собственную столицу.
- Края (9). Территориально-административные единицы, часто образованные в результате укрупнения национальных округов, областей.
- Области (46). Обширные территории вокруг значимого крупного города, являющегося их центром. Самая многочисленная из всех регионов.
- Еврейская автономная область. Единственная оставшаяся автономная область в России после распада СССР.
- Города федерального значения (3). К двум столицам – Москве и Санкт-Петербургу – в 2014 году добавился Севастополь. Договором аренды с Республикой Казахстан данный статус временно предусмотрен также для космодрома Байконур (до 2050 года).
- Автономные округа (4). Регионы, сформированные по национальному признаку. Имеют собственный устав (конституцию), вправе заключать международные договора.
«Фактически унитарное государство»
Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.
Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.
Также по теме
«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы
19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…
Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).
Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.
«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.
В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.
Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.
В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.
«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.
- Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
- РИА Новости
Признаки федеративного государства
Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты — конституции, уставы, основные законы.
Субъекты имеют право издавать региональные законы.
У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
Часть государственной собственности является федеральной, часть — собственностью субъектов.
Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.
Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации — международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.
Уровни административного деления РФ
Насчитывается 85 субъектов территориального деления России. К ним относятся:
- 22 республики;
- 9 краев;
- 46 областей;
- 1 автономная область (Еврейская АО);
- 4 автономных округа;
- 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).
Рис. 2. Распределение субъектов Федерации по типу.
Такая форма административно-территориального устройства России обусловлена большой площадью государства и его многонациональностью. Во главе субъектов стоят губернаторы или главы.
Особенностями каждого субъекта Российской Федерации являются:
- собственное законодательство (Конституция или Устав);
- собственные властные структуры;
- свой столичный город;
- право иметь свой флаг, герб, гимн.
Республика Саха ( Якутия) является самой большой в мире административно-территориальной единицей. Ее площадь больше площади Франции в 6, а Великобритании – в 13 раз. Она расположена в 3 часовых поясах и занимает 18% территории России.
Граница России и Турции на карте
Там же развила бурную политическую деятельность одна из российских соседок — Турция. РФ не устраивает активная позиция Турции в этих краях, но вместе с тем имеется тесное экономическое сотрудничество между двумя государствами, которое нельзя сбрасывать со счетов.
Со всем этим постоянно перекликается проблема прохода российских судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Некоторые турецкие политики, проповедующие лозунг: «Черное море – турецкое море», пытаются разыграть карту экологических проблем из-за прохода по проливам российских танкеров.
Это все противоречит доктрине Монтре, что была принята в далеком 1936 г. В соответствии с этой доктриной страны черноморского бассейна проводят через проливы свои суда без ограничения, соблюдая установленные условия. Для военных кораблей нечерноморских стран имеются ограничения для военных кораблей в соответствии с их классом, тоннажем и сроком пребывания
Граница России и США на карте
Здесь тоже граница проходит по морю, но проблем такое количество, как будто ее протяженность превышает китайско-российскую. Отношения между двумя странами крайне неустойчивые. США активно перестраивают структуру безопасности Азии и Европы, а в РФ это рассматривается, как попытку ущемить ее государственные интересы.
Ситуация усугубляется тем, что на карте России на западе расположен Евросоюз, на востоке находится Япония вместе с тесно связанными с ней индустриальными странами Азии, а чуть в сторону ближе к юго-востоку — Китай. Такой расстановке сил дали название система Больших сфер (пространств).
По этим причинам для РФ актуальны реформирование армии, чтобы повысить ее боеспособность, а также в первую очередь серьезные изменения ситуации в сфере геоэкономики. Так что геополитическое положение России в ближайшем будущем будет определяться ее экономическим развитием.
Областные автономии
Автономии Российской Демократической Федеративной Республики
Основополагающей основой государства является представительная демократия и федерация как национальных, так и территориальных автономных областей. Областные автономии имеют собственные органы самоуправления, включая парламент — Сейм и главу автономии — Генерал-губернатора. Генерал-губернаторы имеют право «давать руководящие указания всем органам местного управления», теперь они могли приостанавливать или даже отменять решения местной представительной власти, если таковые будут явно «представлять опасность в отношении общественного порядка и спокойствия». В настоящий момент в РДФР существует 21 областные автономии:
- Русская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Санкт-Петербург. Официальный язык — русский.
- Украинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Киев. Официальные языки — русский и украинский.
- Белорусская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Минск. Официальные языки — русский и белорусский.
- Молдовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кишинёв. Официальные языки — русский и румынский.
- Литовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Вильно. Официальные языки — русский и литовский.
- Лифляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Рига. Официальные языки — русский и латвийский
- Эстляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Ревель. Официальные языки — русский и эстонский.
- Крымская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Симферополь. Официальные языки — русский и крымско-татарский.
- Константинопольская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Константинополь. Официальные языки — русский и греческий.
- Донская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Новочеркасск. Официальный язык — русский.
- Кубанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Екатеринодар. Официальный язык — русский.
- Горская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Владикавказ. Официальный язык — русский.
- Грузинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Тифлис. Официальные языки — русский, грузинский, абхазский и осетинский.
- Понтийская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Трапезунд. Официальные языки — русский и греческий.
- Азербайджанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Баку. Официальные языки — русский и азербайджанский.
- Урало-Волжская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Казань. Официальные языки — русский, татарский и башкирский.
- Оренбургская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Оренбург. Официальный язык — русский.
- Алашская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Алма-Ата. Официальные языки — русский и казахский.
- Бурят-Монгольская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Иркутск. Официальные языки — русский, тувинский и бурят-монгольский.
- Забайкальская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Чита. Официальный язык — русский.
- Иесская — образована 15 июля 1942 года. Столица — Саппоро. Официальные языки — русский и японский.
Другие типы территориального деления и объединения субъектов
В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.
Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.
Федеральные округа России
В настоящий момент в России 8 федеральных округов:
Области Российской Федерации (46)
№ | Области | Площадь (км2) | Население (2013) | Административный центр |
1 | Амурская область | 361 913 | 816 910 | Благовещенск |
2 | Архангельская область | 589 913 | 1 202 295 | Архангельск |
3 | Астраханская область | 49 024 | 1 013 840 | Астрахань |
4 | Белгородская область | 27 134 | 1 540 985 | Белгород |
5 | Брянская область | 34 857 | 1 253 666 | Брянск |
6 | Владимирская область | 29 084 | 1 421 742 | Владимир |
7 | Волгоградская область | 112 877 | 2 583 002 | Волгоград |
8 | Вологодская область | 144 527 | 1 196 196 | Вологда |
9 | Воронежская область | 52 216 | 2 330 377 | Воронеж |
10 | Ивановская область | 21 437 | 1 048 961 | Иваново |
11 | Иркутская область | 774 846 | 2 422 026 | Иркутск |
12 | Калининградская область | 15 125 | 954 773 | Калининград |
13 | Калужская область | 29 777 | 1 005 585 | Калуга |
14 | Кемеровская область | 95 725 | 2 742 450 | Кемерово |
15 | Кировская область | 120 374 | 1 319 076 | Киров |
16 | Костромская область | 60 211 | 658 906 | Кострома |
17 | Курганская область | 71 488 | 885 759 | Курган |
18 | Курская область | 29 997 | 1 119 262 | Курск |
19 | Ленинградская область | 83 908 | 1 751 135 | Санкт-Петербург |
20 | Липецкая область | 24 047 | 1 162 235 | Липецк |
21 | Магаданская область | 462 464 | 152 358 | Магадан |
22 | Московская область | 44 379 | 7 048 084 | Москва |
23 | Мурманская область | 144 902 | 780 401 | Мурманск |
24 | Нижегородская область | 76 624 | 3 289 841 | Нижний Новгород |
25 | Новгородская область | 54 501 | 625 855 | Великий Новгород |
26 | Новосибирская область | 177 756 | 2 709 461 | Новосибирск |
27 | Омская область | 141 140 | 1 973 985 | Омск |
28 | Оренбургская область | 123 702 | 2 016 086 | Оренбург |
29 | Орловская область | 24 652 | 775 826 | Орёл |
30 | Пензенская область | 43 352 | 1 368 657 | Пенза |
31 | Псковская область | 55 399 | 661 507 | Псков |
32 | Ростовская область | 100 967 | 4 254 613 | Ростов-на-Дону |
33 | Рязанская область | 39 605 | 1 144 650 | Рязань |
34 | Самарская область | 53 565 | 3 213 289 | Самара |
35 | Саратовская, область | 101 240 | 2 503 305 | Саратов |
36 | Сахалинская область | 87 101 | 493 302 | Южно-Сахалинск |
37 | Свердловская область | 194 307 | 4 315 830 | Екатеринбург |
38 | Смоленская область | 49 779 | 975 188 | Смоленск |
39 | Тамбовская область | 34 462 | 1 075 748 | Тамбов |
40 | Тверская область | 84 201 | 1 334 061 | Тверь |
41 | Томская область | 314 391 | 1 064 245 | Томск |
42 | Тульская область | 25 679 | 1 532 436 | Тула |
43 | Тюменская область | 1 464 173 | 3 510 683 | Тюмень |
44 | Ульяновская область | 37 181 | 1 274 487 | Ульяновск |
45 | Челябинская область | 88 529 | 3 485 272 | Челябинск |
46 | Ярославская область | 36 177 | 1 271 672 | Ярославль |
Автономные округа (4) и автономная область (1)
№ | Автономные округа и область | Площадь (км2) | Население (2013) | Административный центр |
1 | Ненецкий автономный округ | 176 810 | 42 789 | Нарьян-Мар |
2 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 534 801 | 1 584 063 | Ханты-Мансийск |
3 | Чукотский автономный округ | 721 481 | 50 780 | Анадырь |
4 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 769 250 | 541 612 | Салехард |
1 | Еврейская автономная область | 36 266 | 172 671 | Биробиджан |
Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути
Соотношение между административным и муниципальным устройством
В России применяется два вида территориального деления:
Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:
Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:
- с точки зрения муниципального деления Москва делится на
- административно Москва делится на:
- 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления
- районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями)
Административно-территориальное устройство
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ, согласно которым большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области). В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского округа. На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами.
По состоянию на 1 января 2010 года субъекты РФ включали: 1868 административных районов, 579 городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения (всего 1099 городов), 328 внутригородских районов, 1295 посёлков городского типа.
Муниципальное устройство
Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.
С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 7 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.
Что такое федеративное устройство
Федерация — это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.
Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.
Федерация — одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.
Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).
Конституционно-правовой статус РФ
- В мировой системе РФ наделена собственным международно-правовым и конституционно-правовым статусом. Источником первого является система международного права, а второго – конституционное право, согласно заключённым внутренним договорам.
- Территория Российской Федерации поделена между субъектами и представляет собой единое государство, как целостная система. Территория имеет закреплённую сушу, выход в море.
- РФ закрепляет за собой суверенные права и юрисдикцию, в зависимости от отношений с другими частями планеты, которые не являются частью РФ. Никакой субъект РФ не вправе решать вопросы о предоставлении своей территории другим странам или принятии земель от иностранных государств, которые изменяют границы РФ.
- Территория Российской Федерации является неприкосновенной для других стран, правительство защищает входящие в неё субъекты и гарантирует порядок, согласно конституционному строю государства.
- РФ имеет исключительную компетенцию в виде внешнеполитических отношений; гарантирует действие прав каждого субъекта и защиту; заключение международных договорённостей; вхождение и принятие участия в международных организациях. Территориальные единицы РФ также могут заключать международные договоры, но только в случае одобрения правительством.
- Все граждане РФ имеют равное гражданство, но жители республик могут иметь собственое.
- На всей территории Российской Федерации функционируют общие государственные органы в виде законодательной, исполнительной и судебной власти. Власть представлена Президентом, Федеральным Собранием, Правительством.
- РФ имеет общую правовую структуру, куда входят нормативные акты и акты субъектов РФ.
- Российская Федерация обладает экономическим пространством, распространяющимся на всю территорию: межу субъектами РФ, недопекается установление пошлин и границ; присутствует полная свобода перемещения товаров и предоставления услуг; единая валюта (рубль).
- Как и любое другое государство, Россия имеет Единые Вооруженные Силы, которые разрабатывают оборонную политику и обеспечивает мир государству, занимаются разработкой военных снаряжений, призывает на военную службу.
- На территории Российской Федерации государственным языком русский. Однако, согласно Конституции РФ, любая этничность имеет права на сохранение, употребление, распространение родного языка.
Субъекты федерации
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.
Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.
В ведении Российской Федерации находятся:
Внешняя политика и оборона.
Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
Судопроизводство.
Уголовное и гражданское право.
Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В совместном ведении находятся:
Защита прав и свобод граждан.
Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
Охрана окружающей среды.
На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.
В ведении субъектов федерации находятся:
Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере
Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.
Что такое административно-территориальное устройство
Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.
Федеративная
Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.
Эти гособразования называются субъектами Федерации.
Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.
Примеры стран-федераций:
- Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
- США;
- Мексика;
- Канада.
Унитарная
Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.
В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.
Унитарные государства по признаку централизации бывают:
- Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
- Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.
По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:
- На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
- Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.
Конфедеративная
Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:
- нестабильна и носит временный характер;
- ближе к союзу государств, чем к единому государству.
Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.
Например:
- Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
- Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.
Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к
это объединения отдельных стран.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Политические аспекты федеративного устройства.
Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.
>
Особенности статуса различных типов субъектов Федерации
Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности. Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры. Все субъекты РФ равноправны.
Рис. 3. Герб Краснодарского края.
Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации. Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным в оформлении документов и деловой переписке.
Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции (только Устав), не используют в государственных учреждениях языков кроме русского. Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.
Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.
Край – по статусу практически не отличается от области.
Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края: Пермский, Забайкальский, Камчатский.
Что мы узнали?
На сегодняшний день в России насчитывается 85 административно-территориальных единиц, относящихся к 6 различным типам. Все субъекты равны между собой в юридическом смысле. Подразделение государства на отдельные единицы необходимо для облегчения управления территориями, создания возможностей для их развития и повышения уровня обеспеченности населения транспортными, медицинскими и другими услугами.
-
Вопрос 1 из 10
Начать тест(новая вкладка)