«система формировалась не одно столетие»: как менялось административно-территориальное устройство россии

Содержание:

Какие бывают субъекты РФ и сколько их

В соответствии с Основным Законом РФ (конституцией) в состав нашего государства входят 85 субъектов. Все они отмечены на карте.

  1. Республики (22). Субъекты РФ, имеющие право на свою конституцию, язык, собственную столицу.
  2. Края (9). Территориально-административные единицы, часто образованные в результате укрупнения национальных округов, областей.
  3. Области (46). Обширные территории вокруг значимого крупного города, являющегося их центром. Самая многочисленная из всех регионов.
  4. Еврейская автономная область. Единственная оставшаяся автономная область в России после распада СССР.
  5. Города федерального значения (3). К двум столицам – Москве и Санкт-Петербургу – в 2014 году добавился Севастополь. Договором аренды с Республикой Казахстан данный статус временно предусмотрен также для космодрома Байконур (до 2050 года).
  6. Автономные округа (4). Регионы, сформированные по национальному признаку. Имеют собственный устав (конституцию), вправе заключать международные договора.

«Фактически унитарное государство»

Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.

Также по теме

«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы

19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…

Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).

Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.

«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.

В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.

Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.

В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.

«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.

  • Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
  • РИА Новости

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты — конституции, уставы, основные законы.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Часть государственной собственности является федеральной, часть — собственностью субъектов.

Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации — международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Уровни административного деления РФ

Насчитывается 85 субъектов территориального деления России. К ним относятся:

  • 22 республики;
  • 9 краев;
  • 46 областей;
  • 1 автономная область (Еврейская АО);
  • 4 автономных округа;
  • 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Рис. 2. Распределение субъектов Федерации по типу.

Такая форма административно-территориального устройства России обусловлена большой площадью государства и его многонациональностью. Во главе субъектов стоят губернаторы или главы.

Особенностями каждого субъекта Российской Федерации являются:

  • собственное законодательство (Конституция или Устав);
  • собственные властные структуры;
  • свой столичный город;
  • право иметь свой флаг, герб, гимн.

Республика Саха ( Якутия) является самой большой в мире административно-территориальной единицей. Ее площадь больше площади Франции в 6, а Великобритании – в 13 раз. Она расположена в 3 часовых поясах и занимает 18% территории России.

Граница России и Турции на карте

Там же развила бурную политическую деятельность одна из российских соседок — Турция. РФ не устраивает активная позиция Турции в этих краях, но вместе с тем имеется тесное экономическое сотрудничество между двумя государствами, которое нельзя сбрасывать со счетов.

Со всем этим постоянно перекликается проблема прохода российских судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Некоторые турецкие политики, проповедующие лозунг: «Черное море – турецкое море», пытаются разыграть карту экологических проблем из-за прохода по проливам российских танкеров.

Это все противоречит доктрине Монтре, что была принята в далеком 1936 г. В соответствии с этой доктриной страны черноморского бассейна проводят через проливы свои суда без ограничения, соблюдая установленные условия. Для военных кораблей нечерноморских стран имеются ограничения для военных кораблей в соответствии с их классом, тоннажем и сроком пребывания

Граница России и США на карте

Здесь тоже граница проходит по морю, но проблем такое количество, как будто ее протяженность превышает китайско-российскую. Отношения между двумя странами крайне неустойчивые. США активно перестраивают структуру безопасности Азии и Европы, а в РФ это рассматривается, как попытку ущемить ее государственные интересы.

Ситуация усугубляется тем, что на карте России на западе расположен Евросоюз, на востоке находится Япония вместе с тесно связанными с ней индустриальными странами Азии, а чуть в сторону ближе к юго-востоку — Китай. Такой расстановке сил дали название система Больших сфер (пространств).

По этим причинам для РФ актуальны реформирование армии, чтобы повысить ее боеспособность, а также в первую очередь серьезные изменения ситуации в сфере геоэкономики. Так что геополитическое положение России в ближайшем будущем будет определяться ее экономическим развитием.

Областные автономии

Автономии Российской Демократической Федеративной Республики

Основополагающей основой государства является представительная демократия и федерация как национальных, так и территориальных автономных областей. Областные автономии имеют собственные органы самоуправления, включая парламент — Сейм и главу автономии — Генерал-губернатора. Генерал-губернаторы имеют право «давать руководящие указания всем органам местного управления», теперь они могли приостанавливать или даже отменять решения местной представительной власти, если таковые будут явно «представлять опасность в отношении общественного порядка и спокойствия». В настоящий момент в РДФР существует 21 областные автономии:

  1. Русская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Санкт-Петербург. Официальный язык — русский.
  2. Украинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Киев. Официальные языки — русский и украинский.
  3. Белорусская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Минск. Официальные языки — русский и белорусский.
  4. Молдовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кишинёв. Официальные языки — русский и румынский.
  5. Литовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Вильно. Официальные языки — русский и литовский.
  6. Лифляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Рига. Официальные языки — русский и латвийский
  7. Эстляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Ревель. Официальные языки — русский и эстонский.
  8. Крымская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Симферополь. Официальные языки — русский и крымско-татарский.
  9. Константинопольская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Константинополь. Официальные языки — русский и греческий.
  10. Донская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Новочеркасск. Официальный язык — русский.
  11. Кубанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Екатеринодар. Официальный язык — русский.
  12. Горская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Владикавказ. Официальный язык — русский.
  13. Грузинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Тифлис. Официальные языки — русский, грузинский, абхазский и осетинский.
  14. Понтийская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Трапезунд. Официальные языки — русский и греческий.
  15. Азербайджанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Баку. Официальные языки — русский и азербайджанский.
  16. Урало-Волжская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Казань. Официальные языки — русский, татарский и башкирский.
  17. Оренбургская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Оренбург. Официальный язык — русский.
  18. Алашская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Алма-Ата. Официальные языки — русский и казахский.
  19. Бурят-Монгольская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Иркутск. Официальные языки — русский, тувинский и бурят-монгольский.
  20. Забайкальская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Чита. Официальный язык — русский.
  21. Иесская — образована 15 июля 1942 года. Столица — Саппоро. Официальные языки — русский и японский.

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Области Российской Федерации (46)

Области Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Амурская область 361 913 816 910 Благовещенск
2 Архангельская область 589 913 1 202 295 Архангельск
3 Астраханская область 49 024 1 013 840 Астрахань
4 Белгородская область 27 134 1 540 985 Белгород
5 Брянская область 34 857 1 253 666 Брянск
6 Владимирская область 29 084 1 421 742 Владимир
7 Волгоградская область 112 877 2 583 002 Волгоград
8 Вологодская область 144 527 1 196 196 Вологда
9 Воронежская область 52 216 2 330 377 Воронеж
10 Ивановская область 21 437 1 048 961 Иваново
11 Иркутская область 774 846 2 422 026 Иркутск
12 Калининградская область 15 125 954 773 Калининград
13 Калужская область 29 777 1 005 585 Калуга
14 Кемеровская область 95 725 2 742 450 Кемерово
15 Кировская область 120 374 1 319 076 Киров
16 Костромская область 60 211 658 906 Кострома
17 Курганская область 71 488 885 759 Курган
18 Курская область 29 997 1 119 262 Курск
19 Ленинградская область 83 908 1 751 135 Санкт-Петербург
20 Липецкая область 24 047 1 162 235 Липецк
21 Магаданская область 462 464 152 358 Магадан
22 Московская область 44 379 7 048 084 Москва
23 Мурманская область 144 902 780 401 Мурманск
24 Нижегородская область 76 624 3 289 841 Нижний Новгород
25 Новгородская область 54 501 625 855 Великий Новгород
26 Новосибирская область 177 756 2 709 461 Новосибирск
27 Омская область 141 140 1 973 985 Омск
28 Оренбургская область 123 702 2 016 086 Оренбург
29 Орловская область 24 652 775 826 Орёл
30 Пензенская область 43 352 1 368 657 Пенза
31 Псковская область 55 399 661 507 Псков
32 Ростовская область 100 967 4 254 613 Ростов-на-Дону
33 Рязанская область 39 605 1 144 650 Рязань
34 Самарская область 53 565 3 213 289 Самара
35 Саратовская, область 101 240 2 503 305 Саратов
36 Сахалинская область 87 101 493 302 Южно-Сахалинск
37 Свердловская область 194 307 4 315 830 Екатеринбург
38 Смоленская область 49 779 975 188 Смоленск
39 Тамбовская область 34 462 1 075 748 Тамбов
40 Тверская область 84 201 1 334 061 Тверь
41 Томская область 314 391 1 064 245 Томск
42 Тульская область 25 679 1 532 436 Тула
43 Тюменская область 1 464 173 3 510 683 Тюмень
44 Ульяновская область 37 181 1 274 487 Ульяновск
45 Челябинская область 88 529 3 485 272 Челябинск
46 Ярославская область 36 177 1 271 672 Ярославль

Автономные округа (4) и автономная область (1)

Автономные округа и область Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Ненецкий автономный округ 176 810 42 789 Нарьян-Мар
2 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 534 801 1 584 063 Ханты-Мансийск
3 Чукотский автономный округ 721 481 50 780 Анадырь
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 612 Салехард
1 Еврейская автономная область 36 266 172 671 Биробиджан

Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути

Соотношение между административным и муниципальным устройством

В России применяется два вида территориального деления:

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на:
    • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления
    • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями)

Административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ, согласно которым большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области). В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского округа. На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами.

По состоянию на 1 января 2010 года субъекты РФ включали: 1868 административных районов, 579 городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения (всего 1099 городов), 328 внутригородских районов, 1295 посёлков городского типа.

Муниципальное устройство

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 7 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Что такое федеративное устройство

Федерация — это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация — одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Конституционно-правовой статус РФ

  • В мировой системе РФ наделена собственным международно-правовым и конституционно-правовым статусом. Источником первого является система международного права, а второго – конституционное право, согласно заключённым внутренним договорам.
  • Территория Российской Федерации поделена между субъектами и представляет собой единое государство, как целостная система. Территория имеет закреплённую сушу, выход в море.
  • РФ закрепляет за собой суверенные права и юрисдикцию, в зависимости от отношений с другими частями планеты, которые не являются частью РФ. Никакой субъект РФ не вправе решать вопросы о предоставлении своей территории другим странам или принятии земель от иностранных государств, которые изменяют границы РФ.
  • Территория Российской Федерации является неприкосновенной для других стран, правительство защищает входящие в неё субъекты и гарантирует порядок, согласно конституционному строю государства.
  • РФ имеет исключительную компетенцию в виде внешнеполитических отношений; гарантирует действие прав каждого субъекта и защиту; заключение международных договорённостей; вхождение и принятие участия в международных организациях. Территориальные единицы РФ также могут заключать международные договоры, но только в случае одобрения правительством.
  • Все граждане РФ имеют равное гражданство, но жители республик могут иметь собственое.
  • На всей территории Российской Федерации функционируют общие государственные органы в виде законодательной, исполнительной и судебной власти. Власть представлена Президентом, Федеральным Собранием, Правительством.
  • РФ имеет общую правовую структуру, куда входят нормативные акты и акты субъектов РФ.
  • Российская Федерация обладает экономическим пространством, распространяющимся на всю территорию: межу субъектами РФ, недопекается установление пошлин и границ; присутствует полная свобода перемещения товаров и предоставления услуг; единая валюта (рубль).
  • Как и любое другое государство, Россия имеет Единые Вооруженные Силы, которые разрабатывают оборонную политику и обеспечивает мир государству, занимаются разработкой военных снаряжений, призывает на военную службу.
  • На территории Российской Федерации государственным языком русский. Однако, согласно Конституции РФ, любая этничность имеет права на сохранение, употребление, распространение родного языка.

Субъекты федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Судопроизводство.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Что такое административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.

Федеративная

Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.

Эти гособразования называются субъектами Федерации.

Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.

Примеры стран-федераций:

  • Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  • США;
  • Мексика;
  • Канада.

Унитарная

Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.

В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.

Унитарные государства по признаку централизации бывают:

  • Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
  • Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.

По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:

  • На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
  • Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.

Конфедеративная

 Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:

  • нестабильна и носит временный характер;
  • ближе к союзу государств, чем к единому государству.

Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.

Например:

  1. Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
  2. Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.

Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к

это объединения отдельных стран.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Политические аспекты федеративного устройства.

Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.

>

Особенности статуса различных типов субъектов Федерации

Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности. Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры. Все субъекты РФ равноправны.

Рис. 3. Герб Краснодарского края.

Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации. Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным в оформлении документов и деловой переписке.

Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции (только Устав), не используют в государственных учреждениях языков кроме русского. Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.

Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.

Край – по статусу практически не отличается от области.

Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края: Пермский, Забайкальский, Камчатский.

Что мы узнали?

На сегодняшний день в России насчитывается 85 административно-территориальных единиц, относящихся к 6 различным типам. Все субъекты равны между собой в юридическом смысле. Подразделение государства на отдельные единицы необходимо для облегчения управления территориями, создания возможностей для их развития и повышения уровня обеспеченности населения транспортными, медицинскими и другими услугами.

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector