Административно-территориальное устройство сфо
Содержание:
Восточная Сибирь. Верховья реки Лены
Сибирь — регион на севере и северо-западе Азии, между Уралом, степями Центральной Азии, Северным Ледовитым океаном и российским Дальним Востоком. К Сибири обычно относят бассейны рек Обь и Енисей, причем равнинный бассейн Оби считается Западной Сибирью, а гористый бассейн Енисея и Якутию — Восточной Сибирью. Иногда южными границами Сибири считают Алтай, Саяны и озеро Байкал, и отделяют от Сибири в особые регионы Алтай (т.е. Алтайский край и Горный Алтай), Туву и Забайкалье (т.е. Бурятию и Забайкальский край).
Площадь Сибири 9 млн 734,3 тыс. км², 57% площади всей страны.
Население Сибири составляет около 24 млн чел. (на 1.1.2010), или 16.9% населения России, при этом в Сибири производится 24.7% ВВП всей страны
29 сибирских городов имеют население более 100 тыс. человек. Крупнейшие — Новосибирск 1 млн 390 тыс., Омск 1 млн 131 тыс., Красноярск 936,4 тыс., Барнаул 597 тыс., Иркутск 575,8 тыс., Новокузнецк 562 тыс. чел., Тюмень 538 тыс. чел.
[]
К истории Сибири
Север Западной Сибири — низовья Оби — русские начали заселять ещё до XV века. Возможность завоевания всего Зауралья предоставилась после объединения Российского государства и появления у русских воинов огнестрельного оружия, которого не было у коренных сибирских народов. Первой серьезной военной экспедицией за Урал стал поход отряда Ермака на Сибирское ханство. В 1581 году 26 октября по старому стилю Ермак Тимофеевича занял столицу ханства город Искер. Годовщина взятия Искера в старину отмечалась как день Сибири. По новому стилю эта дата приходится на 5 ноября.
Движение русских на восток продолжалось весь XVII век. Все коренные народы Сибири соглашались стать данниками русского царя (большинство добровольно). Только в последнюю четверть XVII столетия первопроходцы встретили сопротивление хорошо организованной армии — на рубежах Китая. Подписание Нерчинского договора о границе с империей Цин в 1689 в общем закончило историю масштабного расширения российских владений в Сибири и начало эпоху её освоения.
По мере заселения и освоения Сибири, развития транспорта, добывающей и перерабатывающей промышленности Сибирь приобретает все большее значение для России. История XX века показала, что Советский Союз не мог отстоять свою независимость и приобрести международное влияние без опоры на ресурсы Сибири.
Только официально 35 городов Сибири считаются «историческими»: Ачинск, Бабушкин, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Енисейск, Ишим, Иркутск, Канск, Киренск, Кемерово, Красноярск, Кызыл, Куйбышев, Кяхта, Мариинск, Минусинск, Нерчинск, Нижнеудинск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Петровск-Забайкальский, Салехард, Сретенск, Тара, Тобольск, Томск, Тюкалинск, Тюмень, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Чита, Шилка, Ялуторовск; статус «исторических» имеют также 4 посёлка городского типа — Березово, Колывань, Сузун и Шушенское.
[]
«Вокруг света» о Сибири
- Полное собрание материалов «Вокруг Света» о Западной Сибири
- Полное собрание материалов «Вокруг Света» о Восточной Сибири
Статьи о Сибири в целом
Декабрь 1982 Ключ к новой Сибири (стратегия экономического развития Сибири, как она виделась в начале 1980-х годов)
Путеводители
- Сибирь
- Байкал
- Национальные парки России. Урал и Сибирь
- Горнолыжные курорты России и СНГ
[]
Ссылки
- (официальный портал)
- (новости и информационные ресурсы Сибири)
- (ресурс, посвященный истории Сибири)
- (документы, относящиеся к освоению и истории Сибири)
[]
Название Сибирь
По мнению исследователя древностей Сибири XIX века, одного из основателей Томского университета Василия Марковича Флоринского название Сибири произошло от имени сабиров (Σαβειροι, Σαβηρ, Sabira) или савиров, то есть северян.
Учитывая обычный переход б в в и наоборот, очевидно, что и наше слово «север» образовано от имени савиров. Северянами этот народ назывался потому, что он на своей родине занимал самую северную страну по отношению к прочим гунским народам, обитавшим в землях, расположенных за Уралом, где ныне находится Тобольская область, по нижнему Тоболу, Исети и Туре.
П. Семёнов писал, что слово Сибирь было совершенно чуждо Сибирским инородцам, которые называли свою столицу Искер. Объяснения таким названиям как Алтай, Саяны, Енисей, Такмак и прочие так же следует искать в русском языке.
Древнее население Сибири
Многие учёные убеждены в том, что древнее курганное население Сибири, времён бронзы было белым, то есть имело славянскую внешность. Именно наших предков следует подразумевать под народами, вещественный мир которых археологи называют сегодня Афанасьевской, Андроновской, Черняховской, Трипольской и проч. культурами.
Современная русская жизнь прямо восходит к доисторической Сибири. Об этом свидетельствуют курганные могилы, виды городских укреплений, исконная привычка этого народа к земледелию и деревянным постройкам, виды гончарных изделий прошлого населения Сибири.
О тождестве былой северо-восточной и старобытной северо-западной культур писал в 1879 году П. Полевой:
Культурные свидетельства скифов
Просверлив чешуйки и сшив их конскими и бычачьими жилами, они получают панцири, не уступающие греческим, ни красотой, ни прочностью, — так они хорошо выносят удары и издали и вблизи». Амиан Марцелин передаёт, что «копья у них (сарматов) очень длинны, а панцири из выскобленных и выглаженных пластинок рога, нашитых на подобие перьев на льняную одежду». Все древние сибирские и камско-болгарские костяные изделия приготовлялись при помощи очень хороших орудий (инструментов), несомненно металлических. То же можно сказать и о каменных изделиях. Отделка предметов и отверстия правильного вида, без сомнения, выполненные сверлом, говорят сами за себя.
Украшение одежды с изображением в середине свернувшегося в клубок оленя
Состав собрания изделий Сибирской коллекции Петра I, хранящейся в Эрмитаже, говорит о высочайшей культуре скифов-сарматов. Большое количество золотых, изящных и притом тяжеловесных предметов, найденных в южно-сибирских курганах, предполагает разработку крупных месторождений золота в рассматриваемое время. Паллас утверждает, что «в горах, по Енисею, находятся изгарины и плавильни древних тамошних рудокопов», доказывающие, что сибирские народы издавна плавили серебро и золото. Он также несколько раз упоминает о существовавшем в Сибири в XVII—XVIII веках промысле т. н. «бугрового» или могильного золота. И все это золото, похороненное в курганах азиатских скифов, в своё время добывалось тут же на месте, а не привозилось из других стран.
Много скифского золота сохранилось в древних курганных могилах, но несравненно больше того вывозилось в другие страны при торговле. То же самое можно сказать и о серебре. Едва ли в какой-либо другой стране света встречается такое множество следов древних рудных разработок, как в Сибири и на Урале. Все они несомненно относятся к бронзовому веку (конец IV-начало I тыс. до р. х.). В «Геологическом путешествии по Алтаю» профессора Г. Щуровского очень подробно описаны различные сибирские копи. Рычков при описании прикамских медноплавильных заводов XIX столетия замечает, что горное искусство древних рудокопов превосходит нынешнее, ибо они входили в землю, не применяя никаких крепежей, а делали верхи выработки (шахты) в виде особого свода, которые удерживают некоторые выработки до сих пор.
Егор Классен говорил, что скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавских рунах, а также по левому берегу Енисея, повыше саянского острога, свидетельствуют, что эти письмена служили образцом для древних греческих письмён, равно для кельтских и готских азбук. Европейский ученый Ире полагает, что первобытным языком греческого, латинского и немецкого языков был скифский язык. Все эти свидетельства говорят о том, что Сибирь была независимым средоточием культуры славянских народов, причём очень долго пребывавшим в состоянии самодостаточности.
Исследования древностей сибирских народов приводят к убеждению, что они были оседлым земледельческим людом, искусными промышленниками, отважными воинами и смелыми мореходами. Они изучили все сплетения рек необъятной Сибирской равнины, унизав их берега земляными укреплениями и отметив свои пути и места жительства могильными курганами; овладели суровым северным океаном и проложили через него путь к северо-западным берегам Европы.
Сибирские письмена на реке Пышме вблизи Тобольска
И пришли китайцы
Вытеснение динлинов из долины Жёлтой реки началось, вероятно, с тех пор, когда в ней осели китайцы, но только в чжоуское время борьба между старожилами и пришлыми китайцами приняла решительный характер. Вытеснение динлинов из земель чжилийской и шаньсийской областей (провинций) начала XX века до р. х. закончилось к концу V столетия до р. х. За 200 лет до р. х. некоторые владения динлинов ещё находились в Манчжурии, у озера Байкал и на Алтайско-Саянском нагории. По Дегину белые народы, древние жилища которых находились на востоке от Иртыша, и которых он называет гунами, к началу христианского летосчисления, разделились на южных и северных. Южные смешались с китайцами, а северные образовали различные области в Татарии (Тартарии), то есть в Сибири. К таким смешанным народам относятся, в том числе, монголы.
Названия народов Сибири
Теперь, обратимся к важнейшим именам сибирских народов.
Динлины, а может скифы?
Динлины (дисцы, дили, ди) — голубоглазый и белокурый народ, были старожилами Китая, первобытно населявшими долину Жёлтой реки. К голубоглазым и белокурым народам принадлежат также бома, усуни, хагясы (хакасы), киргизы, и некоторые другие народы срединной Азии.
Динлины населяли также земли в долинах рек Селинги, Енисея, в Минусинской котловине и на Алтайско-Саянском нагорье. Они составляли ядро того народа, который в 1122 году до р. х. овладел всем Китаем, дав ему династию Чжоу (1122-225 года до р. х.). Китайские летописцы очерчивают пределы распространения динлинов от верховий Амура до реки Волги. На этих же необозримых пространствах западные древние писатели описывают скифов. Г.Е. Грум-Гржимайло утверждает, «что динлины составляли обособившуюся ветвь белокурой европейской расы», основу которой и ныне составляют славяне.
С древнейших времён Скифия, в т. ч. Сибирь, была заселена русоволосым, голубоглазым и великорослым народом; об этом говорят все греческие, римские и другие писатели. Аристотель так описывал скифов: «…у обитателей Севера тело белое, очи небесно-голубые и волосы на голове русые». Эти слова Аристотеля повторяли Гиппократ, Витрувий, Гален и другие.
Лев Диакон, ссылаясь на Ариана, писал, что: «Ахилл, сын Пелея, был скиф, рождённый в небольшом городке Мирмекионе, находящемся у Азовского моря… Этому рассказу могут служить ясными доказательствами его одеяние с пряжкою.., русые волосы, голубые глаза…».
Быт динлинов
Обряд погребения Динлинов отличался особенной сложностью. Заботы об умершем не прекращались иногда в течение многих лет. У многих родов Динлинов тела умерших сжигались; в их обычае было возведение на могилах высеченного из камня или резанного из дерева изображения покойного. Динлины с самой глубокой древности были знакомы с земледелием, умели выделывать вино; музыка и пляски сопровождали каждое их празднество — сообщают китайцы, — изготавливали оружие, добывали и выплавляли металлы (железо, серебро и золото).
Дома свои динлины строили в виде деревянных срубов, крытых корою, камышом, бамбуком и проч. Любопытно, что динлины, как и славяне древней Европы имели обычай расписывать (татуировать) свои тела красками. Динлины, как южнорусские казаки, носили серьги; такой же обычай был у потомков динлинов — древних киргизов, уйгуров и некоторых других, близких им по крови, народов. У динлинов, и народов, произошедших от них, князья и витязи носили красные одежды и звались асами; такое название вождей и богов мы встречаем у древних славян Германии.
Мужчины и женщины динлинов носили браслеты из золота, серебра и слоновой кости; у женщин ди в употреблении были ожерелья из самоцветных камней, особые обручи на голову из жёлтой меди или венки из серебренных цветов; женщины вплетали себе в косы раковины, бусы (иногда золотые), цветы, колосья и проч.; на головах носили особого рода покрывала, из вытканной золотом тафты. Жены богатых динлинов одевались в парчу, бархат и атлас, с вышивками, серебреными пуговками, золотыми блёстками. Мужчины носили шляпы и пояса, украшенные золотом, серебром и самоцветными камнями; воротники их одежд также отделывались золотом и серебром. В могилах встречаются различные части конского прибора: чепраки, уздечки, седла с золотой и серебреной отделкой.
Минусинский, отчасти Ачинский и Красноярский округа Восточной Сибири составляли особую область древнего курганного населения, расположенную по Енисею и его верхним притокам: каменные столбы на курганных могилах, или кругом их, каменные бабы и руноподобные письмена свидетельствуют о высоком уровне культуры этого народа. По характеру и изяществу бронзовых изделий минусинские древности стоят выше западно-сибирских, хотя имеют с ними много общих типов. В минусинских курганах были найдены медные стремена, которые относятся ко времени около р. х.; в то время ни в Европе, ни в Персии употребление стремян ещё не было известно. Стремена, относящиеся к этой же поре, были обнаружены и в землях Тобольска. По мнению А.Н. Оленина, употребление стремян было введено в Персии не ранее VI века по р. х. Учёные утверждают, что европейские народы древности в эту пору совсем не знали стремян: Ксенофонт ни разу не говорит о них в своём сочинении о коннице; Гален замечает, что Римские всадники страдали слабостью в ногах, вследствие необходимости держать их в висячем положении.
Самый распространённый на Севере вид глиняной посуды с оттиснутыми по сырой глине узорами, которые встречаются во всех сибирских и российских городищах, характерен также для древней Трои, для древних дунайских и балтийских славян и некоторых областей Швейцарии.
Так называемый «звериный» стиль украшений сделался в Сибири господствующим. Такой вязью украшали не только оружие (кинжалы, ножи, секиры), но и другие обиходные вещи. В 1888 году, со строительства Обь-Енисейского канала, с реки Язевой, в Томский музей был доставлен роговой панцирь, о каких писали Павзаний и Амиан Марцелин. Павзаний сообщает: «Собрав конские копыта, сарматы чистят их и разрезают наподобие змеиной чешуи, или чешуек сосновой шишки.
Белокожие киргизы
Бичурин сообщает, что в IX веке высокий рост, белый цвет кожи, румяное лицо, рыжий (светлый) цвет волос и зелёные (голубые) глаза преобладали у киргизов настолько, что «чёрные волосы считались нехорошим признаком, а (люди) с карими глазами почитались потомками ли-линъ (китайца)»; к XVII же веку, когда русские пришли в Сибирь, киргизы оказались уже совершенно иным народом — черноволосым и смуглым, во многом уже усвоившим облик китайцев. Юань-ши отмечает огромную убыль киргизского народа в XIII веке. Абульгази (XVII век) же писал: «Настоящих киргиз осталось ныне очень мало, но это имя присваивают себе теперь монголы (собственно смешанные с китайцами сообщества) и другие, переселившиеся на их прежние земли».
О народовластии
Прокопий, писатель VI столетия, оставил следующую характеристику славян: «Славяне и анты не повинуются одному человеку, а живут в народовластьи издревле, почему и выгода, и невыгода, всё у них общее… Вступая в битву, многие идут на неприятеля пешком, имея у себя в руках маленькие щиты и копья. Панцыря не надевают: некоторые идут на неприятеля даже без исподнего платья и плаща, а только в латах. У тех и других язык варварский один и тот же. Не различаются они между собою и телосложением. Все они высоки ростом и весьма сильны… Ведут, подобно масагетам, жизнь суровую… Характер их не хитрый и не коварный; с простотою сохраняют во многом гунский образ жизни».
То же самое говорят о динлинах китайские летописцы. Динлины состояли из множества родов, которые собирались вместе на самое короткое время лишь для отпора врагу; они были свободолюбивым народом — в тех случаях, когда их земли захватывались неодолимым врагом, они уходили в другие страны, куда не могли добраться китайцы со своим государственным строем, чиновниками и чуждыми динлинам правилами общежития.
Куда рассеились динлины
Во II-III веках до р. х. в Сибири началось замещение славянских народов смешанными народами. Возможно, по этим причинам древнее белое население Сибири неуклонно выселялось на запад. Так родовые союзы, обитавшие в Минусинском округе, которых Флоринский называет готами, переселились, через Великую Пермь, в Скандинавию. Готские древности, как в Скандинавии, так и на Дунае, по-своему виду стоят довольно близко к пермским и сибирским древностям. К этому же времени относится появление топоров (кельтов) со втулками в западной Европе, которые существовали в Сибири с VI-VII столетия, а, может быть, и со времён более ранних. В середине V столетия по р. х. белые гунны, под предводительством русского князя Аттилы, перешли в Европу.
Источник https://забытаяреальность.рф/drevnyaya-sibir/