Гибралтар: пролив, порт и заморская территория

Особые схемы течения и волн [ править ]

Гибралтарский пролив связывает Атлантический океан прямо со Средиземным морем. Эта прямая связь создает определенные уникальные модели потоков и волн. Эти уникальные закономерности создаются в результате взаимодействия различных региональных и глобальных сил испарения, температуры воды, приливных сил и сил ветра.

Приток и отток

Гибралтарский пролив и Средиземное море в правом верхнем углу. Внутренние волны (отмечены стрелками) вызваны водой, протекающей через пролив (внизу слева, вверху справа).

Воды Средиземного моря настолько соленее, чем воды Атлантики, что они опускаются ниже постоянно поступающей воды и образуют очень соленый ( термохалинный , теплый и соленый) слой придонной воды. Этот слой придонной воды постоянно продвигается в Атлантику по мере выхода Средиземного моря. На атлантической стороне пролива граница плотности отделяет средиземноморские оттока воды от остальных на глубине около 100 м (330 футов; 55 саженей). Эти воды текут вниз и вниз по континентальному склону, теряя соленость, пока они не начнут смешиваться и уравновешиваться более быстро, намного дальше, на глубине около 1000 м (3300 футов; 550 саженей). Слой воды, выходящей из Средиземного моря, можно проследить на тысячи километров к западу от пролива, прежде чем он полностью потеряет свою идентичность.

Упрощенная и стилизованная диаграмма течений на пороге Камаринал.

Во время Второй мировой войны немецкие подводные лодки использовали течения, чтобы незаметно пройти в Средиземное море, сохраняя тишину с выключенными двигателями. С сентября 1941 г. по май 1944 г. Германии удалось отправить 62 подводные лодки в Средиземное море. Все эти лодки должны были пройти через контролируемый британцами Гибралтарский пролив, где девять подводных лодок были потоплены, пытаясь пройти, а еще 10 пришлось прервать ход из-за повреждений. Ни одна подводная лодка никогда не возвращалась в Атлантический океан, и все они были либо потоплены в бою, либо затоплены их собственными командами.

Внутренние волны

Внутренние волны (волны в пограничном слое плотности) часто создаются проливом. Подобно слиянию транспорта на шоссе, поток воды сужается в обоих направлениях, потому что он должен проходить над порогом Камаринал. Когда большие приливные потоки входят в пролив и прилив ослабляется, на пороге Камаринал возникают внутренние волны, которые распространяются на восток. Несмотря на то, что волны могут возникать на больших глубинах, иногда волны почти незаметны на поверхности, в других случаях их можно четко увидеть на спутниковых снимках. Эти внутренние волны продолжают течь на восток и преломляться вокруг прибрежных объектов. Иногда их можно проследить на расстоянии до 100 км (62 мили; 54 нм), а иногда они создают интерференционные картины с преломленными волнами.

Гибралтарский пролив – граница между Европой и Африкой

Этот легендарный пролив, разделяющий континенты Европы и Африки, соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Гибралтарский пролив представляет собой одну из самых оживленных водных артерий мира и ежегодно тысячи людей радуются возможности увидеть отсюда одновременно сразу два континента.

И это здесь вполне возможно – ширина пролива в самом узком месте составляет всего 14 километров (в самом широком – 22). Главное, чтобы этому не воспротивилась погода. Длина Гибралтарского пролива достигает 60 километров, а глубина – до 900 метров ниже поверхности моря.

Гибралтарский пролив

На севере пролив граничит с Испанией, точнее, с самым южным городом Европы Тарифой. На юге же пролив омывает берега Марокко и испанского полуанклава Сеуты.

То, что сегодня ежедневно по Гибралтарскому проливу могут проходить около 300 судов, это результат внедрения здесь технических инноваций. На протяжении веков пролив был почти непреодолимым препятствием для судоходства. Так как уровень Средиземного моря на 1,4 метра ниже, чем уровень Атлантического океана, течение всегда направлено на восток. К тому же в проливе часто дуют совершенно непредсказуемые ветра. Правда, еще в античные времена выяснилось, что в глубинах под поверхностью воды существует и противоположное течение. И это открытие в определенной мере позволяло преодолевать пролив парусникам с плавучим якорем, который использовался в качестве движителя.

В наше время Гибралтарский пролив стал и тем местом, через которое ежегодно тысячи африканцев пытаются нелегально попасть в Европу. Но сильные ветра, высокие волны и сильное течение превращают этот, казалось бы, короткий путь в светлое будущее для обычно переполненных или ветхих лодок и баркасов в быструю дорогу на дно. И каждый год к испанским берегам волны прибивают сотни утопленников, так стремившихся попасть сюда еще при жизни. Никому не известно, сколько же людей отплывает от африканских берегов в поисках лучшей жизни. Официальные, но явно заниженные оценки, говорят о примерно 3000 человек, которые ежегодно тонут в проливе.

Уже много десятилетий идут разговоры о строительстве моста, который должен соединить Европу и Африку. Рассматривается также возможность строительства под Гибралтарским проливом и туннеля. Но к обоим проектам выдвигаются особые требования, по причине чего их рассмотрение постоянно откладывается.

Туристы же очень любят посещать город Тарифу, откуда имеется прекрасная возможность наблюдать за подплывающими близко к берегу китами и дельфинами. Именно для защиты этих морских животных испанское правительство ограничило скорость движения судов по каналу до 13 узлов (24 километров в час).

Маршруты из Африки

Наибольшее внимание на маршруте из Африки в Западную Азию уделяется сухопутному коридору Леванта и Баб-эль-Мандебскому проливу. Последний соединяет Африканский Рог и Аравию и, возможно, допускал сухой проход в некоторые периоды плейстоцена

Другой кандидат — Гибралтарский пролив . Маршрут через Сицилийский пролив был предложен в 1970-х годах, но сейчас считается маловероятным.

Левантийский коридор

Использование гомининами левантийского коридора , соединяющего Египет через Синайский полуостров с Восточным Средиземноморьем , было связано с феноменом повышения и понижения влажности в пустынном поясе северной Африки, известным как насос Сахары . Многочисленные стоянки гомининов в Леванте, такие как Убейдия и пещера Мислия , используются в качестве индикаторов этого пути миграции. По состоянию на 2012 год генетический анализ человеческих популяций в Африке и Евразии подтверждает концепцию, что в периоды палеолита и мезолита этот маршрут был более важен для двунаправленных миграций людей между Африкой и Евразией, чем Африканский Рог.

От Африканского Рога до Аравии (Баб-эль-Мандеб)

Баб-эль-Мандебский пролив

Баб-эль-Мандеб — это 30-километровый пролив между Восточной Африкой и Аравийским полуостровом с небольшим островом Перим в 3 км от Аравийского берега. Пролив имеет большое значение для изучения евразийской экспансии, поскольку он приближает Восточную Африку к Евразии. Он не требует перепрыгивания с одного водоема на другой через пустыню Северной Африки.

Связь суши с Аравией исчезла в плиоцене , и хотя она, возможно, на короткое время реформировалась, испарение Красного моря и связанное с ним увеличение солености оставило бы следы в летописи окаменелостей всего через 200 лет, а отложения эвапоритов — через 600 лет. Ни того, ни другого не обнаружено. Сильное течение течет из Красного моря в Индийский океан, и его пересечение было бы затруднено без наземного соединения.

Сообщается, что орудия олдовского класса с острова Перим предполагают, что пролив мог быть пересечен в раннем плейстоцене, но эти находки еще не подтверждены.

Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив является атлантический вход в Средиземное море, где испанские и марокканские банки только 14 км друг от друга. Понижение уровня моря в плейстоцене из-за оледенения не уменьшило бы его менее чем до 10 км. Глубокие течения продвигаются на запад, а поверхностные воды текут обратно в Средиземное море. Вход в Евразию через Гибралтарский пролив может объяснить останки гомининов в Барранко Леон на юго-востоке Испании (1,4 млн лет назад) и на севере Испании (1,2 млн лет). Но местонахождение Пирро Норд на юге Италии, предположительно от 1,3 до 1,7 млн ​​лет назад, предполагает возможное прибытие с востока. Разрешения недостаточно, чтобы уладить этот вопрос.

Сицилийский пролив

Прохождение через Сицилийский пролив было предложено Алименом (1975) на основании открытия в 1973 году орудий олдовского класса на Сицилии. Радиометрические датировки, однако, не были произведены, и артефакты также могли быть из среднего плейстоцена, и маловероятно, что в плейстоцене существовал наземный мост.

Гибралтарский пролив

Европу и Африку разделяет 7,7 морских миль (14,3 км) океана, в самом узком месте Гибралтарского пролива. Глубина пролива колеблется от 300 до 900 метров.

Каждый день паромы пересекают расстояние между двумя континентами всего за 35 минут.

На Испанской стороне, вдоль Гибралтарского пролива, находится природный парк Эль-Эстречо. Площадь парка 189,1 квадратных километра. Парк расположен на северной стороне Гибралтарского пролива: в самой южной точке материковой части Испании, и континентальной Европы. Испанский природный парк дель Эстречо  — это место пути миграции многих птиц.

Гибралтарский пролив — это та точка, где Атлантический океан встречается со Средиземным морем

Гибралтарский пролив (арабский: مضيق جبل طارق, испанский: Estrecho-де-Гибралтар) — очень узкий пролив, отделяющий европейское побережье от Марокко и Сеута в Африке.

Название Гибралтар берёт своё начало от Arabic Джебель Тарик (что означает «гора Тарика»). Ещё более раннее имя, которое было в военно-морском использовании в древнем мире, а сейчас является архаичным названием, известно как «Столпы Геркулеса» (древнегреческий: αἱ Ἡράκλειοι στῆλαι).

Примечания:

Гибралтар — британская заморская территория на Пиренейском полуострове.

Сеута — испанский анклав в Северной Африке.

Есть также несколько островков, такие как  Isla Перехиль, которые являются спорными территориями, на них претендуют Марокко и Испания.

Благодаря своему расположению, пролив обычно используется для нелегальной иммиграции из Африки в Европу.

Ветры в проливе, как правило, дуют либо в восточном направлении, либо в западном. Мелкие холодные воздушные массы, вторгаются в западную часть Средиземного моря с севера.

В проливе происходит значительный обмен воды. Ток воды на поверхности течёт на восток через центр канала, за исключением тех случаев, когда действуют восточные ветры. Это движение поверхностных вод превышает западный поток, который тяжелее, холоднее и с более соленой водой. Такая вода проходит ниже, на глубине около 400 футов (120 м).

Столпы Геракла отмечают западный конец классического мира.

Гибралтарский пролив всегда имел большое стратегическое и экономическое значение

Обе стороны пролива использовались многими ранними атлантическими путешественниками, и пролив продолжает иметь жизненно важное значение для южной Европы, Северной Африки и Западной Азии в качестве маршрута доставки. Большая часть истории этого района — это история соперничества за контроль над Гибралтаром

Босфор (700 м)

Он образует неразлучную пару с проливом Дарданеллы, а вместе с расположенным между ними Мраморным морем они разделяют Европу от Азии. Турки называют его Истанбул-Богазы, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Чёрным и является единственным выходом из последнего в акваторию Средиземного моря (Через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень оживлённая водная артерия, через которую постоянно снуют нефтяные танкеры, грузовые и пассажирские суда.
В далёком прошлом на месте Босфора была древняя долина реки. Теперь она затоплена морской водой. В Босфоре действуют два встречных течения: снизу идёт солёное в сторону Черного моря, а поверху поток из более пресной воды направлен к Мраморному морю. Солёное течение продолжается по впадине на дне Чёрного моря в виде явления, которое назвали подводной рекой. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается с помощью мостов и железнодорожного туннеля «Мармарай», проложенного под Босфором.
Босфор является важнейшим проливом для всех стран, которые имеют порты на побережье Чёрного моря, поскольку через него они могут направлять свои суда в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В XVII веке Босфор несколько раз покрывался ледяным панцирем, поскольку это был «малый ледниковый период».

Кухня страны Гибралтар. Отличительные особенности и популярные блюда

По причине многонациональности населения и уникального географического положения гибралтарская кухня является одной из самых удивительных. Она представляет собой некое смешение английской, испанской, индийской, марокканской, андалузской и генуэзской. Среди самых популярных блюд в Гибралтаре можно отметить Fideos al horno. Яство представляет собой пасту с добавлением бекона, запеченную в соусе болоньез. Еще одно популярное кушанье — rosto. Это та же паста, только с говядиной, грибами, овощами и томатным соусом, запеченная под сыром эдам.

Важной частью кухни страны является хлеб. Здесь ему отведена особая роль

Хлеб подают практически ко всем блюдам и употребляют его просто так. Наиболее популярными видами является: болли ди хорнасо, панисса и калентита. Причем в гибралтарской кухне хлеб готовится несколько иначе, чем тот, к которому привыкли мы. Так, самый продаваемый в стране калентита изготавливается из гороховой муки с оливковым маслом и специями.

Из гарниров большинство местных жителей предпочитает мясное блюдо ролитос. Кушанье представляет собой запеченное мясо с оливками, овощами и беконом, обсыпанное сухариками и украшенное зеленью. Практически все вторые блюда в гибралтарской кухне содержат в себе морепродукты и рыбу.

Индустриализация

НПЗ CEPSA в г. Сан-Роке.

Территория вокруг залива в Испании в значительной степени индустриализирована с обширными нефтехимический установки рядом Сан-Роке (такой как CEPSA нефтеперегонный завод и Acerinox нержавеющая сталь завод-производитель) и работает порты в обоих Альхесирас и Гибралтар. Воды залива используются значительным количеством крупных и средних судов, в частности нефтяные танкеры и грузовые суда. деятельность также интенсивно осуществляется.

CEPSA НПЗ

CEPSA Нефтеперерабатывающий завод Гибралтар-Сан-Роке, расположенная в Испании, занимает 1,5 млн м2 и насчитывает 1000 человек. В 2015 году завод произвел 13,8 млн тонн топлива, 260 тыс. Тонн очищенной терефталевой кислоты, 170,7 тыс. Тонн очищенной Изофталевая кислота и 157,300 тонн Полиэтилентерефталат.

В 2007 году произошел особенно серьезный инцидент, связанный с серой, а также эпизоды периодического сжигания на факеле. Воздействие таких потрясений на прилегающие районы вызвало возмущение и общественный протест, что привело к созданию Consejería de Medio Ambiente Хунта де Андалусия заказывать независимый аудит для расследования подобных инцидентов.

Нефтеперерабатывающий завод по-прежнему вызывает озабоченность из-за тесного сотрудничества между различными группами, контролирующими его деятельность.

Бункеровка

Топливные баки на кораблях известны как бункеры, а процесс заправки называется бункеровкой.

Благодаря своему географическому положению на главном судоходном маршруте Гибралтар является одним из крупнейших бункеровочных портов Средиземного моря, за которым следует соседний Альхесирас в Испании. Порты в проливах — Альхесирас, Сеута и Гибралтар — второй бункерный рынок в Европе после так называемого района Амстердам-Роттердам-Антверпен.

В Гибралтар в 2007 году было доставлено 4 300 000 т (4 700 000 коротких тонн) бункерного топлива по сравнению с 840 000 т (930 000 коротких тонн) в 1990 году, и бункеровка в настоящее время является основным видом деятельности в порту Гибралтара. Из 8 351 глубоководного судна, которое заходило в Гибралтар в 2007 году, 5 640 были обеспечены топливом.

В 2008 году в Альхесирасе было зарегистрировано бункеровочные продажи около 2 400 000 тонн (2 600 000 коротких тонн). Из 24 535 судов, зашедших в порт залива Альхесирас, 2173 заправились топливом. В 2009 году Гибралтар поставил более 4 200 000 т (4 600 000 коротких тонн) топлива. Местный НПЗ CEPSA производит большую часть топлива для бункеровки в заливе, которое он доставляет на семь специализированных барж в Альхесирас или Гибралтар.

Проливы

Ла-Манш

Отделяет Францию от крупнейшего острова Европы, Великобритании. Его длина достигает 578 км, а ширина колеблется от 32 км на востоке до 250 км на западе. Глубина водоема доходит до 174 м. Во Франции более распространено название «Английский пролив». Под его дном в 1994 году был проложен Евротоннель, благодаря которому из Парижа в Лондон можно доехать на поезде.

Северный пролив

Великобритания и Ирландия отделены друг от друга Ирландским морем, которое на севере переходит в Северный пролив. Его длина составляет 170 км, а ширина меняется в пределах от 20 до 40 км. Глубина пролива в самой глубокой точке равна 27 метрам. Водоем связывает Ирландское море с Атлантическим океаном.

Пролив Святого Георга

На юге Ирландское море также переходит в пролив, который носит имя Святого Георга. Его длина оценивается в 154 км, а ширина равна 75 км. Глубина водоема может доходить до 82 м. Через пролив из Ирландского моря можно попасть в Кельтское море.

Датский (Гренландский) пролив

Соединяет Атлантический океан с Гренландским морем, а также отделяет Гренландию от Исландии. В самом узком месте его берега находятся на расстоянии в 290 км друг от друга. Протяженность пролива составляет 480 км, а глубина не превышает 191 м.

Датские проливы

Не следует путать Датский пролив с пятью датскими проливами, которые связывают акватории Балтийского и Северного моря, а также отделяют Ютландский полуостров от Скандинавского полуострова. В их число входят:

  • Скагеррак (длина 240 км, ширина 90 км, глубина до 700 м);
  • Каттегат (длина 200 км, ширина от 60 до 120 км, глубина до 50 м);
  • Большой Бельт (длина 60 км, ширина 30 км, глубина до 20 м);
  • Малый Берт (длина 50 км, ширина 0,8-28 км, глубина до 75 м);
  • Эресунн (длина 25 км, ширина 5 км, глубина до 27 м).

Благодаря Эресуннскому мосту, введенному в эксплуатацию в 2000 году, можно на автомобиле добраться из Швеции в континентальную Европу.

Гибралтарский пролив

Отделяет Пиренейский полуостров от Африки, а также служит воротами из Атлантики в Средиземное море. Его длина составляет 59 км, а ширина колеблется от 14 до 45 км. Глубина в самой глубокой точке равна 1184 м. Европейский берег пролива является заморской территорией Великобритании, которая была захвачена у Испании в результате Войны за испанское наследство.

Сицилийский пролив

Отделяет итальянский остров Сицилия от Африки. Его ширина составляет 160 км, а глубина может достигать 316 м. Считается, что именно по этому водоему проходит граница между Западным и Восточным Средиземноморьем. Через него перебираются нелегальные мигранты из Африки в Европу.

Босфор

Отделяет Европу от Азии, а также соединяет Черное море с Мраморным. Его ширина – всего лишь 3,6 км, а длина не превышает и 30 км. В 667 году до н.э. греки основали на берегах пролива город Византий, который во времена Римской Империи стал Константинополем, а в 1930 году был переименован в Стамбул.

Дарданеллы

Южнее Босфора находится второй «черноморский пролив», Дарданеллы. Он также разделяет территорию Турции на европейскую и азиатскую части. Через него можно попасть из Мраморного моря в Средиземное. Его протяженность равна 65 км, а ширина меняется от 6 до 1,5 км. Средняя глубина – 50 м.

Территориальные воды

За исключением дальнего восточного конца, пролив находится в пределах территориальные воды Испании и Марокко. В объединенное Королевство утверждает, что 3 морских мили (5,6 км) вокруг Гибралтара на северной стороне пролива, помещая часть его в британские территориальные воды. Поскольку это меньше, чем максимум 12 морских миль (22 км; 14 миль), это означает, согласно британскому заявлению, что часть пролива находится в международные воды. Право собственности на Гибралтар и его территориальные воды Испанией. Точно так же Марокко оспаривает суверенитет Испании над Сеута на южном берегу. Есть несколько островков, таких как оспаривается Исла Пережил, на которые претендуют как Марокко, так и Испания.

Под Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому правусуда, проходящие через пролив, делают это в режиме транзитный проезд, а не более ограниченный невинный проход разрешено в большинстве территориальных вод.

Береговая линия Мирового океана

Для береговой линии океана характерно наличие заливов, лагун, бухт, эстуариев впадающих рек, полуостровов, кос, лиманов, пляжей или клифов и других форм рельефа.

Заливы

Заливы – это части океана или моря, вдающиеся в сушу, но не отделённые от него подводными порогами (поднятиями). Самый большой по площади залив – Бенгальский, а самый глубокий – Бискайский. В зависимости от происхождения, строения берегов и формы заливы имеют различные, зачастую местные названия:

  • фьорды – норвежское название длинных узких, глубоко вдающихся в сушу морских заливов, образовавшихся в результате затопления морем долин бывшего ледника. Многие из них очень глубокие. Примерами типичных заливов могут быть фьорды Норвежского моря. Викинги на своих кораблях прятались в них и, затаившись, ждали жертв для нападения;
  • бухты – небольшие спокойные участки моря, с трёх сторон отделённые от открытых вод скалами, выступами берегов или островами и защищённые ими от ветра и волн. Образуются они в результате вымывания волнами мягкого скального или глинистого грунта. Примерами бухт могут служить Севастопольская и Балаклавская в Чёрном море, Золотой Рог в Японском море;
  • лагуны – мелководные участки моря, отделённые от него коралловым рифом, косой или баром. От других заливов они отличаются большей степенью изолированности от моря. Часто лагуны встречаются внутри атоллов;
  • лиманы – заливы, отделённые от моря песчаной косой (пересыпью). Обычно это затопленные участки ближайших к морю речных долин (Днепровский, Днестровский лиманы на побережье Чёрного моря). Различают лиманы открытого типа (эстуарного) – постоянно обменивающиеся водами с морем, и закрытого типа (лагунного). На режим лимана в значительной степени оказывает влияние река, которая в него впадает;
  • губы – распространённое на севере России название заливов, образованного работой крупных рек. Они глубоко вдаются в сушу (Невская в Финском заливе, Обская в Карском море).

Фьорд Люсе, Норвегия

Исторически сложилось, что некоторые моря отнесены к заливам (Персидский, Мексиканский, Бенгальский, Гудзонов), а заливы — к морям, хотя по своему режиму должны быть названы заливами (море Бофорта, море Линкольна и др.).

Проливы

Проливы – это сравнительно узкие части мирового океана, разделяющие материки или острова и соединяющие между собой океаны или моря. Самый широкий и глубокий – пролив Дрейка (средняя ширина и глубина, соответственно, 986 км и 3111 км), самый длинный – Мозамбикский пролив – 1760 км. Проливам присущ свой особый гидрологический режим, особая система течений. Проливы, соединяющие два океана, не разделяются между ними, а относятся к одному из них.
Искусственные проливы называются каналами. Например, Суэцкий и Панамский каналы.

Гибралтар

Загрязнение

New Flame потопление от Europa Point, 13 августа 2007

Из-за всех этих фактов и тяжелой промышленности вдоль береговой линии загрязнение воздуха и моря является серьезной проблемой в этом районе

Экологические группы выразили обеспокоенность по поводу рисков разливов нефти и других видов загрязнения, особенно в свете экологической важности залива. В мае 1998 года в результате аварии на заводе Acerinox в Лос-Барриосе образовалось радиоактивное облако

Радиация не была обнаружена на месте, но в конечном итоге была обнаружена во Франции , Италии , Швейцарии , Германии и Австрии . Измеренные уровни радиоактивности были в 142 раза выше нормы. Из-за большого количества судов, проходящих через пролив, всегда существует опасность несчастных случаев, и в последние годы произошло небольшое количество затоплений, посадок на мель и столкновений как в Гибралтаре, так и в Испании, что привело к разливам нефти ( New Flame , Spa Bunker IV , Самотраки , Сьерра-Нава , Таве и Федра ).

Последний отчет Гринпис о загрязнении в Испании нацелен на Гибралтарский залив, поскольку он страдает от «хронического загрязнения» из-за углеводородов не только в результате аварий, но и в результате регулярных небалластных операций, бункеровки судно-судно или цистерн. очистительные операции. В 2009 году экологические организации, как испанские, так и гибралтарские, призвали Трехсторонний форум принять меры по защите Гибралтарского залива.

Соответствующие экологические группы по обе стороны границы выступили с совместным заявлением в связи с встречей трехстороннего форума, состоявшейся в 2009 году.

В отчете правительства Гибралтара от 2015 года сообщается, что состояние водоемов прибрежных вод Гибралтара является «хорошим» как с точки зрения экологического, так и химического статуса.

Гибралтарский пролив

Через него Средиземное море связано с Атлантическим океаном, а Пиренейский полуостров Европы отделен от Африки. В самом узком месте ширина пролива составляет всего 14 км. Глубина доходит до 1181 м.

В проливе проходят два противоположных друг другу течения. По поверхности вода движется из Атлантики в Средиземное море, а на глубине поток направлен в другую сторону. Древние греки называли скалы на берегах пролива Геркулесовыми столбами, так как считали, что именно Геракл и прорубил этот проход.

Гибралтарский пролив имеет огромное стратегическое значение, так как является воротами в Средиземное море. Поэтому Великобритания в начале XVIII века захватила у Испании его европейский берег. До сих пор между двумя странами идет территориальный спор о принадлежности Гибралтара. Африканский берег входит в состав Марроко.

Существуют проекты по строительству мостов или туннелей через пролив, но на сегодня ни один из них не реализован.

Течения

В Гибралтарском проливе, так же как и в Мессинском проливе и Босфоре, наблюдается сильное поверхностное течение; вызванное тем, что уровень воды в Средиземном море ниже, чем в Атлантическом океане. Дело в том, что Средиземное море вмещает за счет впадающих в него рек лишь небольшую часть тон влаги, которую оно теряет в результате испарений, еще часть воды оно получает из Черного и Мраморного морей через Босфор и Дарданеллы, но основная масса воды поступает в Средиземное море из Атлантического океана через Гибралтарский пролив со скоростью 2 узлов (1 узел — 1,852 км/ч).

При этом Гибралтарский порог, перегораживая пролив, препятствует проникновению в Средиземное море холодных атлантических глубинных вод, что способствует возникновению явления гомотермии, которое усугубляется тем, что средиземноморские воды из-за высокой солености тяжелые (соленость вод Средиземного моря в восточной части составляет 39%, а в западнойв районе Гибралтарского пролива, она падает до 37%).

В свою очередь Средиземное море сбрасывает свои воды в Атлантический океан, образуя второе, подводное течение со скоростью 1,5 узла. Воды юго-восточной части бассейна, в которых концентрация соли больше на 2,5%, опускаются и, возвращаясь на запад, образуют промежуточный слой на глубине 200— 500 м, часть которого выходит через Гибралтарский пролив в океан. 

Ситуацию осложняют сильные ветры, замедляющие скорость течения или увеличивающие ее почти в 2 раза в зависимости от направления, а также от приливов (два прилива в сутки), и туманы. 

Загрязнение

В Новое пламя затопление у мыса Европа, 13 августа 2007 г.

Из-за всех этих фактов и тяжелой промышленности вдоль береговой линии загрязнение воздуха и моря является серьезной проблемой в этом районе

Экологические группы выразили обеспокоенность по поводу рисков разливов нефти и других видов загрязнения, особенно в свете экологической важности залива. В мае 1998 г

авария на заводе Acerinox в Los Barrios, вызвало выброс радиоактивного облака. Радиация не была обнаружена на месте, но в конечном итоге была обнаружена в Франция, Италия, Швейцария, Германия, и Австрия. Измеренные уровни радиоактивности были в 142 раза выше нормы. Из-за большого количества судов, проходящих через пролив, всегда существует опасность несчастных случаев, и в последние годы было небольшое количество затоплений, посадок на мель и столкновений как в Гибралтаре, так и в Испании, что привело к разливам нефти (Новое пламя, Спа-бункер IV, Самотраки, Сьерра-Нава, Tawe и Fedra).

Последний отчет Гринпис о загрязнении в Испании нацелено на Гибралтарский залив, который страдает от «хронического загрязнения» из-за углеводородов не только в результате аварий, но и в результате регулярных операций по снятию балласта, бункеровки между судами или операций по очистке резервуаров. В течение 2009 года экологические организации, как испанские, так и гибралтарские, призвали Трехсторонний форум принять меры по защите Гибралтарского залива.

Соответствующие экологические группы по обе стороны границы выступили с совместным заявлением в связи с встречей трехстороннего форума, состоявшейся в 2009 году.

В отчете правительства Гибралтара от 2015 года сообщается, что состояние водоемов прибрежных вод Гибралтара является «хорошим» как с точки зрения экологического, так и химического статуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector