Архитектура древней греции
Содержание:
- Строительная техника Древней Греции
- Жилище
- Башня ветров
- Начните отсюда
- Текстиль в оформлении интерьера
- Театр в Эпидавре
- 4Триумфальные арки
- Амфитеатры древней Греции
- Колонна Траяна
- Строительный материал
- Храм Зевса Олимпийского
- Декоративные облицовки
- Архитектура архаики: греческая ордерная система
- Средиземноморский архитектурный стиль сегодня
- КОРРЕКТИРОВАНИЕ ОПТИЧЕСКОГО ОБМАНА
- Афинский акрополь
- Почетный караул
- Как погибали памятники греческой архитектуры
Строительная техника Древней Греции
Основным строительным материалом в греческой архитектуре был камень, при этом в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке; широко применялся известняк, а в некоторых случаях и мрамор. При строительстве афинского Акрополя в VI в. до н. э. использовался известняк. Новый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора.
Из камня возводились прежде всего общественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцового кирпича, но применялся также и обожженный, в основном, для украшения зданий. Кирпич использовался и при кладке стен, которые, например, в культовых сооружениях затем облицовывались каменными плитами.
Для сооружения галерей и портиков, при строительстве кровлей и перекрытий широко применяли дерево. В ранний период деревянными были и колонны храмов, о чем свидетельствует храм Геры в Олимпии, где их со временем заменяли на каменные. В стоечно-балочных конструкциях несущие деревянные балки и бруски дополнялись изделиями из досок в виде сплошных или решетчатых настилов, прокладок, облицовочных плит и т. п.
Из камня возводились и стены, и стоечно-балочная конструкция портиков и галерей. Каменные квадры, балки, плиты, монолитные своды и отдельные барабаны колонн подвергались первоначальной обработке в карьерах.
Процесс передвигания камней и установки на место был очень трудоемким. Для этого греки имели в своем распоряжении блоки, вороты и прочие подъемные приспособления. Для подъема блоков в них оставлялись выступы или делались гнезда для специальных якорей и крючьев. Часто в боковых гранях камней вырезались пазы, в которые при подъеме и транспортировке вкладывался канат.
Только некоторые из сложных архитектурных элементов, например капители и плиты со скульптурным рельефом, изготовлялись заранее. Остальные части окончательно обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались строительные подмости.
Каменную кладку стен и стоечно-балочных конструкций из камня возводили сухим способом без раствора, усиление конструкции осуществлялось с помощью шипов или деревянных шпонок. Каменная постройка должна была быть устойчива при землетрясениях, и поэтому каменные блоки сцеплялись в горизонтальной и в вертикальной плоскостях — множеством металлических скоб и штырей, а также пиронами, вставленными в специальные гнезда и залитыми свинцом. Однако фундаменты строений обычно выводились не сплошными, а только под стенами и отдельными опорами. Цокольную часть снаружи выкладывалась большими каменными плитами, поставленными на ребро. Колонны складывали из цилиндрических блоков-барабанов, их соприкасающиеся грани тщательно обрабатывались. Особенно ровными были горизонтальные грани — постели, через которые передавались вертикальные нагрузки.
Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Эта система состояла из несущей (стены, колонны) и несомой частей (перемычки, балки, плиты). В стоечно-балочной конструкции особенно важным элементом являлась основная балка — архитрав, опирающаяся на колонны и воспринимающая вышележащую нагрузку от конструкции кровли. Работая на изгиб, она ограничивала расстояние между колоннами — интерколумний. В небольших галереях балка делалась из монолитного блока; в крупных зданиях, начиная с VI в. до н. э., она составлялась из двух или трех поставленных на ребро блоков, и позволяла перекрывать пролеты до 4-4,5 м. (9, т. 2. стр. 52-55, 140-142; 11, стр. 21-22; 16, стр. 33).
Жилище
Рядом с блестящим расцветом официального искусства, в особенности в эпоху эллинизма, частная архитектура стушевывается.
Материальные потребности человека сильно сокращаются под счастливым небом Греции, так что приют, годный для ночлега, мог считаться удовлетворительным жилищем; если судить по сохранившимся фундаментам домов на скале Пникса, жилища афинян в эпоху наиболее блестящего состояния архитектуры представляли собой не что иное, как небольшие клетушки. Жизнь протекала на площадях, в суде, под портиками; демократическая щепетильность, столь благоприятная для развития роскоши в общественных зданиях, препятствовала, наоборот, выставлению напоказ богатства частных лиц. Роскошные дома существовали в Греции до возникновения республики и появились вновь в македонскую эпоху, вместе с монархическими нравами.
Дворец. – Дворец македонской эпохи представляется зданием скорее роскошным, чем хорошо расположенным; он отвечает условиям жаркого климата, но уделяет недостаточно внимания удобствам.
Дворец Алинды, изображение которого имеется в книге «Путешествия Ле Ба», представлял собой удлиненный корпус, нижний этаж которого упирался в холм. Ряд комнат-клетушек расположен по фасаду, из конца в конец здания. Между комнатами и фасадом проходит длинный, почти темный коридор, в котором обитатели находили прохладу; верхний этаж представлял собой портик, расположенный на одном уровне с вершиной холма.
Во дворце в Палатице комнаты распланированы без всякой системы; они следуют одна за другой, располагаясь вокруг внутреннего двора, подступ к которому отмечен изящными пропилеями.
Дом. – Мы переходим к домам, в которых жили богатые городские жители; такой дом описан у Витрувия, а по раскопкам на о. Делосе и в Помпеях мы можем составить себе представление о его стиле.
Рис. 297 |
На рисунке 297 показано изображение плана греческого дома по Витрувию: два соединенных здания, предназначенных одно B – для семьи, другое A – для приема гостей и посетителей.
Каждое из них имеет свои служебные помещения, расположенные вокруг двора с портиком; длинный коридор M, который Витрувий называет «mesaula», отделяет здания одно от другого.
Помещение, где жила семья (группа B): с южной стороны двора находился большой, широко открытый зал, в котором протекала жизнь женщин. Вокруг двора расположены комнаты; узкий коридор, запираемый двойной дверью, – единственный выход на улицу.
С той и другой стороны коридора, в E и P, находились конюшни и помещения «привратников», т.е. стражей гинекея.
Здание для связи с внешним миром (группа A): в глубине двора помещается большой приемный зал, боковые залы заняты библиотеками и собраниями произведений искусства.
Вестибюль V по своей широте составляет контраст по сравнению с коридором гинекея. Вправо и влево от вестибюля по фасаду расположены комнаты для гостей H, не имеющие непосредственного сообщения с двором.
В римскую эпоху план слегка видоизменяется; на это указывает Витрувий, а помпейские жилища помогают нам понять эти изменения.
Гинекей помещается не рядом с приемными комнатами, а позади них. Только здание для приема A выходит на улицу и всегда широко открыто для гостей и клиентов.
За этим исключением, дом в целом остается греческим, и весьма вероятно, что греческие дома по своему внутреннему убранству походили на помпейские: стройные колоннады, покрытые расписанной штукатуркой; мозаичные полы; окраска стен насыщенными яркими тонами, на фоне которых легкими силуэтами вырисовываются орнаментальные фигуры.
Башня ветров
В Афинах есть и необычные памятники. Один из них — Башня ветров — древнейшая метеорологическая станция в мире. Местные называют ее Клепсидра, то есть водяные часы: известно, что внутри башни находятся гидравлические часы, по которым можно определить время по солнцу. Восьмигранное сооружение из пентелийского мрамора было подарено Афинам богатым астрономом Андроником в I веке до н. э. Углы этой башни строго ориентированы по сторонам света, а на ее фризе размещена скульптурная композиция с аллегорическим изображением ветров.
Башня расположена в районе Плака, к северу от акрополя. В 5 минутах ходьбы — станция метро «Монастираки» и остановка городского автобуса № 025. Туристы могут попасть в башню по билету из Афинского акрополя.
Начните отсюда
-
Россия
- Экскурсионные туры по России
- Отдых на море в России
- Отдых в Подмосковье
- Новый год
- Майские праздники
- Горные лыжи в России
- Лечебные курорты
- Приключенческие туры
-
Австрия
- Туры в Австрию
- Новый Год в Австрии
- Горные лыжи в Австрии
- Майские праздники
- Об Австрии
- Климат и погода в Австрии
-
Болгария
- Отдых в Болгарии
- Какой курорт выбрать?
- Климат в Болгарии
-
Великобритания
- Туры в Великобританию
- Новый год и Рождество
- Майские праздники
- О Великобритании
- Климат и погода в Великобритании
-
Венгрия
- Туры в Венгрию
- Новый год в Венгрии
- Майские праздники
- О Венгрии
- Климат и погода в Венгрии
-
Вьетнам
- Отдых во Вьетнаме
- Экскурсионные туры
- Новый год во Вьетнаме
- О Вьетнаме
- Климат и погода во Вьетнаме
-
Грузия
- Отдых в Грузии
- Климат и погода в Грузии
-
Доминикана
- Туры в Доминикану
- О Доминикане
- Климат и погода в Доминикане
-
Египет
- Отдых в Египте
- О Египте
- Климат и погода в Египте
-
Израиль
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Новый год в Израиле
- Об Израиле
- Климат и погода в Израиле
-
Индия
- Отдых в Индии (Гоа)
- Экскурсионные туры
- Новый год в Индии
- Об Индии
- Климат и погода в Индии
-
Индонезия
- Туры в Индонезию
- Об Индонезии
- Климат и погода в Индонезии
-
Испания
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Горные лыжи в Испании
- Новый год в Испании
- Майские праздники
- Об Испании
- Климат и погода в Испании
-
Италия
- Пляжный отдых
- Экскурсионные туры
- Новый год в Италии
- Горные лыжи в Италии
- Майские праздники
- Об Италии
- Климат и погода в Италии
-
Кипр
- Отдых на Кипре
- О Кипре
- Климат и погода на Кипре
-
Китай
- Туры в Китай
- Новый год в Китае
- Майские праздники
- О Китае
- Климат и погода в Китае
-
Куба
- Туры на Кубу
- О Кубе
- Климат и погода на Кубе
-
Мальдивы
- Туры на Мальдивы
- О Мальдивах
- Климат и погода на Мальдивах
-
Мексика
- Отдых в Мексике
- Экскурсионные туры
- Новый год в Мексике
- Майские праздники
- О Мексике
- Климат и погода в Мексике
-
ОАЭ
- Туры в ОАЭ
- Об ОАЭ
- Климат и погода в ОАЭ
-
Португалия
- Отдых в Португалии
- Экскурсионные туры
- Новый год
- Майские праздники
- О Португалии
- Погода и климат в Португалии
-
Таиланд
- Туры в Таиланд
- Новый год в Таиланде
- Майские в Таиланде
- О Таиланде
- Климат и погода в Таиланде
-
Тунис
- Отдых в Тунисе
- О Тунисе
- Климат и погода в Тунисе
-
Турция
- Туры в Турцию
- О Турции
- Климат и погода в Турции
-
Финляндия
- Туры в Финляндию
- Новый год в Финляндии
- Рождество в Финляндии
- Майские праздники
- О Финляндии
- Климат и погода в Финляндии
-
Франция
- Эскурсионные туры
- Новый год
- Горные лыжи
- Отдых на Лазурном берегу
- Майские праздники
- О Франции
- Климат и погода во Франции
-
Хорватия
- Отдых в Хорватии
- О Хорватии
- Климат и погода в Хорватии
-
Черногория
- Отдых в Черногории
- О Черногории
- Климат и погода в Черногории
-
Чехия
- Авиа туры в Чехию
- Ж/Д туры в Чехию
- Новый Год в Чехии
- Майские праздники
- Лечение на водах в Чехии
- О Чехии
- Климат и погода в Чехии
Текстиль в оформлении интерьера
На кресла и ложа было принято стелить ткань. Вообще, ткани играли в античном интерьере не менее важную роль, чем теперь. Греки использовали покрывала для мебели и настенные драпировки . При помощи однотонных занавесей осуществлялось зонирование помещений (двери, как таковые, были большой редкостью). Узорчатые ткани могли висеть вдоль стен свободно или в складку. Иногда их вешали в несколько слетев, каждый из которых имел свой цвет. Для драпировок в древней Греции применяли шерсть и сукно, обычно ярких цветов, предпочтение отдавалось зеленому, шафрановому, золотому и оттенкам фиолетового.
Узоры на тканях были обычно вытканы, но присутствовала и вышивка. Мотивы орнамента имели природное происхождение и перекликались с теми, что украшали капители, карнизы и вазы: листья аканфа, меандр, пальметты. Это создавало целостность всего предметного наполнения (или, говоря современным языком, дизайна) античного дома.
Театр в Эпидавре
Древнегреческий город Эпидавр на северо-востоке Пелопонесса знаменит прежде всего своим театром, выделяющимся на фоне остальных исключительной красотой и акустикой. Он был возведен в 340-330 гг. до н. э. для развлечения знатных жителей асклепиона и вмещал более 15 тысяч человек. Считается, что из всех древнегреческих театров этот сохранился практически в первозданном виде. По сей день на его сцене проводят фестивали и концерты.
Путешественники называют его грандиозным даже по современным меркам. В своих отзывах они рекомендуют запланировать посещение театра на июль-август. В этот период там проходят спектакли в рамках Греческого фестиваля.
4Триумфальные арки
Мало кто из правителей римской Империи лишал себя удовольствия увековечить собственные заслуги в борьбе за ее могущество и расширение. Как результат – появление связанных с этим памятников в виде триумфальных арок. Такого рода памятники Рима в честь императора прославляли его, одновременно увековечивая память о завоеваниях, победах. Это своеобразный символ политического доминирования и воинской мощи.
Устанавливались триумфальные арки на территории всей Империи. При этом были своеобразной демонстрацией сочетания художественных вкусов жителей Рима и инженерно-технического прогресса. Такая тенденция распространилась на территории от Германии и Испании до Малой Азии и Северной Америки. Что касается самого Рима, то здесь сегодня можно увидеть одновременно несколько вариаций памятников славы, которые, кстати, сохранились в идеальном своем состоянии. В частности это следующие памятники итальянской столицы:
- Арка Тита;
- Арка Константина;
- Триумфальная Арка Севера.
Также в Вечном городе на территории Римского форума находятся постаменты от триумфальных арок, возведенных при правителях Августе и Траяне.
Амфитеатры древней Греции
Будучи цивилизованными людьми, греки любили развлечения и зрелища. Как и религия, искусство театра было неотделимо от жизни каждого из них. Поэтому история театра, театрального здания и сценической техники берет свое начало именно в Древней Греции.
Народные празднества, шествия в честь бога Диониса, спортивные соревнования и состязания ораторов собирали огромные толпы. Именно поэтому площадки для этих представлений устраивались у обширных подножий холмов и гор.
Позже греки стали устраивать деревянные скамьи для сидения. А начиная с IV века до н. э. временные сооружения перестраивались уже в каменные амфитеатры.
Древние греки были настоящими эстетами
В строительстве они исключительное внимание уделяли природным условиям. Зрители не только смотрели театральное представление, но и любовались как самим театром, так и окружающим его пейзажем
Кто хоть раз бывал в современном театре, знает: чтобы получить удовольствие от представления, нужно купить билет на хорошее место. В греческом амфитеатре такой проблемы не было. Зрительские помосты сооружались поперек склона, а сценическая площадка находилась внизу. С каждого места зрителям все было прекрасно видно и слышно. В естественном рельефе акустика была просто великолепна! Можно было бросить монетку в центр арены — и звон от ее падения доносился до самого последнего зрительного ряда.
Одним из первых театров, построенных в Древней Греции, был театр Диониса в Афинах, названный так в честь храма, расположенного напротив.
Изобретенный греками амфитеатр является сегодня наиболее распространенной формой зрительного зала. Только… удачное место все же приходится выбирать.
Колонна Траяна
Благодаря своему уникальному строению, этот монумент поднимается среди прочих на 9 строчку рейтинга. Колонна посвящена императору Траяну, выходцу из обычных легионеров, укрепившему и усилившему власть римской империи в годы своего правления.
Памятник был возведен в 113 году нашей эры. Внутри него находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку капители, а снаружи колонна украшена рельефными эпизодами сражений времен войны Дакии и Рима.
Основание памятника, внутри которого расположили урны с пеплом, является усыпальницей императора Траяна, скончавшегося в 117 году нашей эры, и его спутницы жизни.
Строительный материал
Когда думаешь о греческой архитектуре, сначала думаешь о каменных зданиях. Но до конца решающую роль играли в основном необожженная глина и дерево. Обильная глина все чаще использовалась не только для жилых зданий, но также для общественных или полуобщественных коммерческих зданий нечестивого назначения. Глиняные кирпичи с первых дней укладывались на каменные слои основания и, при необходимости, крепились и закреплялись деревянными опорами. Глина была покрыта сильно затвердевающей известковой штукатуркой. Однако лучшим строительным материалом был камень, который использовался для строительства большинства общественных и частных представительных зданий. Очень гладкий мрамор , который добывался во многих местах материковой Греции, но особенно на Кикладах, пользовался большим спросом . Из-за отсутствия других строительных материалов Киклады были построены почти исключительно из местного мрамора. Если качественные мраморные карьеры не могли быть достигнуты или были только дорогостоящими, в основном использовался плотный известняк, поверхность которого сглаживали и улучшали путем оштукатуривания мраморной крошки. Начиная с эллинизма , обожженные кирпичи появились как новые материалы, также обожженные по форме, чтобы из них можно было строить колонны, раствор и штукатурку. Прежде всего, раствор в его различных составах оказался перспективным материалом. Изначально использовавшийся для гидроизоляции, затем для стяжек, он стал незаменим в качестве связующего в восходящей кладке. В своем дальнейшем развитии и местное уточнении к опус caementicium , он стал строительным материалом римских инженерных сооружений.
Храм Зевса Олимпийского
А вот от некогда гигантского храмового комплекса Зевса в Олимпии, к сожалению, сегодня осталось всего лишь несколько колонн, но и они дают понять всё величие и мощь этого строения.
Его возведение началось ещё в VI веке до н.э.
Когда-то в центре этого величественного сооружения стояла статуя Зевса огромных размеров. Она была покрыта чистейшим золотом и дорогой слоновой костью. Это была точная копия Зевса Олимпийского мастера Фидия. Рядом с этим греческим богом была возведена статуя императора Адриана, а недалеко от здания – арка Адриана, игравшая роль ворот в новые кварталы города, выстроенные этим императором.
Декоративные облицовки
Облицовки из глазури. – Обычай покрывать камень обшивкой из терракотовых плит ведет свое происхождение от тех времен, когда правильная обтеска камня была затруднительной вследствие несовершенства строительных инструментов. Этот прием достигает своего полного развития в конце VII – начале VI вв. до н.э. Он находит наиболее частое применение в архитектуре Южной Италии и Сицилии, особенно в храмах Метапонта и Селинунта. Характерно, что олимпийские сокровищницы архаической эпохи, на которых мы находим следы применения облицовки, принадлежали сицилийским городам – Геле и Гимере.
В V в. главным местом производства этих терракотовых архитектурных украшений был город Коринф. Мы находим их применение в Афинах, где они были расположены в виде бордюра вдоль крыши, защищавшей крепостные стены. В архитектуре Этрурии можно видеть последние следы применения терракотовых облицовок.
Рисунок 154, G воспроизводит часть облицовки сокровищницы в Геле. Она представляет собой настоящий чехол, прикрепленный к камню гвоздями. C показывает увенчание одного из самых больших храмов акрополя в Селинунте; глазированные плиты образуют как бы щит над верхним рядом камней, обрамляющих карниз, а самое увенчание карниза представляет собой гребень покрытый орнаментом, воспроизводящим мотив ассирийской пальметты. Асимметрические прорезы в этом гребне служат для стока воды с крыши.
Рис. 154 |
Терракотовые карнизы того же стиля, что и в Олимпии, употреблялись и в Метапонте. На некоторых фрагментах сохранились медные стержни (прутики), посредством которых терракотовые плиты прикреплялись к камню.
Хрупким известняком Метапонта нельзя было пользоваться при устройстве потолков. Поэтому в храме, который носит название «храм Самсона», при перекрытии потолков известняк был заменен деревянными балками, облицованными плитами из раскрашенной терракоты, профили которых показывает M. Деревянные балки, обшитые раскрашенными терракотовыми плитками, упоминаются в некоторых ассирийских письменах. Возможно, что мы имеем в данном случае дело с усвоением древневосточной традиции.
Штукатурка. – Согласно обычаю, восходящему к тем временам, когда обтеска камня была затруднительной, камни, составляющие кладку стены, даже в лучшие периоды греческого искусства покрывались раскрашенной штукатуркой. Обнаженным оставляли только мрамор. Прекрасный травертин пестумских храмов был так же покрыт слоем штукатурки, как и грубые известняки Акраганта.
Обшивка деревянных конструкций. – Пила, представляющая собой зубчатую металлическую пластинку, была инструментом, известным уже в микенскую эпоху, а распиливание брусьев на тонкие доски считалось, начиная с древнейших времен, более легкой операцией, чем правильная обтеска больших каменных глыб при помощи бронзового топора. Таким образом, можно предположить, что деревянные сооружения, конструктивный принцип которых был принесен в Грецию дорянами, были выполнены из грубо обтесанных брусьев, обшитых тонкими досками, служившими декоративным украшением.
Изучение приемов конструкции деревянных сооружений дало нам ключ к пониманию соотношения масс в дорийском ордере и приблизило к общему пониманию его форм. Для того, чтобы объяснить детали, необходимо остановиться на этом деревянном щите, служившем как бы чехлом для данной конструкции.
Рисунок 155 сопоставляет для сравнения обшитую досками деревянную конструкцию и греческий антаблемент, который, видимо, воспроизводит ее в камне. Напомним элементы этой конструкции, описанной нами выше.
Рис. 155 |
На столбах лежит балка A, состоящая из двух равных брусьев, скрепленных между собой, по принципу лидийской архитектуры, сжимами M.
На этом архитраве лежат балки портика P, горизонтальные балки (прогоны) S и стропильные ноги C. Таков остов этой конструкции. Попытаемся теперь восстановить декоративную облицовку: пространство, занимаемое торцовыми концами балок P, зашивается досками V, которые сдерживаются вертикальными брусками t, одним концом входящими в горизонтальную балку (прогон) S, а на другом конце укрепленными штырями C. Пространство, перекрытое досками V, образует таким образом как бы щит, укрепленный стойками t, зажатыми в свою очередь штырями C.
Что касается брусьев C, то они также обшиты тонкими досками, которые там, где они подшиты снизу (R), удерживаются планками, покрывающими швы, и штырями. Выполнение этой обшивки, как нельзя лучше отвечающей духу греческой архитектуры, в которой господствует идея накладной орнаментации, не представляет ни малейших затруднений.
Архитектура архаики: греческая ордерная система
К этому периоду относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда
- впервые провели олимпийские игры,
- Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
- греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.
Достижениями греческого зодчества архаического периода считается создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер — это стоечно-балочная система, состоящая из
- вертикальных колонн и пилястр и
- горизонтальных перекрытий (антаблемент).
Дорический ордер и его брутальность
В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.
Древнегреческий храм Геры II в Паестуме (Кампанья, Италия) ошибочно называемый храмом Нептуна или Посейдона. Дорический ордер. Реконструкция
По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.
Это подтверждают раскопки
- храма Геры в Олимпии,
- храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.
Ионический ордер: храм богини Артемиды
Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес. В настоящее время — это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.
Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюрк (Турция)
Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н
э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.
Средиземноморский архитектурный стиль сегодня
Несмотря на все свое очарование, историческую славу и глобальное признание, средиземноморская архитектура остается «пленницей» южных широт. И этому есть объяснения.
Открытые веранды, террасы, балконы хороши для зим без осадков, а плоские или с небольшим уклоном крыши – для мест, не ведающих сильных снегопадов. Да и небольшие окна, защищающие комнаты от палящего солнца, вряд ли уместны в домах северян.Что же делать, как быть, если мечта рисует средиземноморский, никакой другой особняк?
- Во-первых, можно повторить форму, типичную для средиземноморских зданий: прямоугольник или цилиндр.
- Во-вторых, использовать для отделки камень, штукатурку, древесину.
- В-третьих, применить отдельные элементы стиля: приемы в виде арок и пергол, декор из кованого металла, а также окраску – дуэт девственно-белого и василькового цвета.
Придавая усадьбе облик итальянского палаццо или испанской виллы, следует, однако, учитывать местный ландшафт и рельеф, ведь гармоничное слияние с природой – одно из условий стилистики.
Сегодня в частном строительстве даже в странах Средиземноморского бассейна все чаще используют новые технологии и материалы, имитирующие природное сырье. Керамику на крышах потеснила металлочерепица, а двери, ставни, карнизы, бывает, изготавливают из прочных полимеров, стилизованных под натуральный камень либо дерево. Что ж, архитектурный стиль – не догма, а кодекс неких, обобщенных принципов, оставляющий поле для творчества и полета фантазии.
5 1 голос
Рейтинг статьи
КОРРЕКТИРОВАНИЕ ОПТИЧЕСКОГО ОБМАНА
Эффекты расстояния. – Вышеописанные методы модульного построения и графических приемов оценивались отрицательно за то, что они создавали мнимую гармонию, не выдерживающую изменений перспективы.
Однако воображение зрителя восстанавливает фактические размеры и схватывает приблизительно верные соотношения. Тем не менее существует известная доля оптических обманов, с которыми приходится считаться. Проблема эта сложна, и она усиленно привлекала пытливую мысль греков.
В диалоге Платона «Софист» сказано, что у греков было в обычае увеличивать высоту частей, рассматриваемых снизу и уменьшенных поэтому перспективой.
Витрувий уточняет это указание общего характера:
Деформация увеличивается для зрителя, находящегося у подножия здания, пропорционально размерам последнего: стволы колонн утончаются, антаблемент кажется более узким, чем в действительности, а косяки дверей – преувеличенно наклонными.
Этот оптический обман корректируется нарочитым увеличением тех элементов, которые уменьшает перспектива, и сокращением тех, которые она увеличивает: умеряют утончение колонн, сдерживают наклон дверных косяков и слегка утолщают части антаблемента.
Таково правило, сформулированное Витрувием.
Следуя данной тенденции и совершенно не стремясь выражать материальные размеры здания, подчинив их соотношения масштабу, греки теряют, так сказать, всякий след масштабности и приводят все здания, независимо от их размера, к единому облику.
Мы имеем возможность уяснить себе по весьма бесхитростному приему в храме в Приене сущность описываемого метода корректирования оптического обмана. В надписи, выгравированной на одной из ант, высота букв изменяется по строчкам (рисунок 239). Для зрителя, находящегося в точке O, отсекаемая высота угла каждой строки выравнивается, и получается впечатление букв одинаковой величины.
Рис. 239 |
Исходя из положения, что глаз воспринимает только соотношения углов, Паннеторн считает метод, примененный для надписи в Приене, характерным вообще для методов греческого искусства. Разбирая, между прочим, и Парфенон, он отмечает некоторые точки, откуда архитектурные массивы дают под известным углом зрения простые соотношения. По его мнению, архитектор прежде всего доискивался именно этих соотношений углов.
Соглашаясь безоговорочно с данной теорией, следовало бы прежде всего принять закон углов, который сам автор установил только приблизительно, и предположить далее, что здание было задумано с расчетом на одну исключительную точку зрения. Глаз может менять положение, однако углы зрения сравнительно мало изменяются даже при значительных перемещениях. Однако теория Паннеторна все же выражает как будто, по существу, верную мысль; ее нельзя выразить формулой, но она указывает на определенную тенденцию.
Прием корректирования оптических обманов свойственен не одной только архитектуре, мы встречаемся с ним и в скульптуре. Один из византийских авторов сообщает нам о том неблагоприятном впечатлении, которое произвели на него фигуру предназначенные для фронтона Парфенона, снятые с их надлежащего места: они оказались преднамеренно искаженными с учетом действия перспективы.
Статуи, украшающие фронтон храма Олимпии, кажутся неуклюжими, если на них смотреть прямо, но приобретают неожиданную красоту и изящество, как только мы взглянем на них снизу вверх. Как Фидий в Парфеноне, так и Пеоний в Олимпии принимали в расчет предполагаемые точки зрения; и все статуи великой эпохи греческого искусства создавались именно для того места, которое они должны были занимать.
Если греки старались в ряде случаев корректировать оптический обман, нарушающий гармонию, то были случаи, когда они, наоборот, намеренно его вызывали.
В портиках с двойным рядом колонн колонны второго ряда делались обычно более тонкими, чем стоящие впереди. Таким образом, они казались одинаковых размеров с передними, но более отдаленными от них, чем это было на самом деле; этим создавалось впечатление большей глубины. Мы с трудом находим несколько случаев, и то только среди зданий архаической эпохи, как например храм S в Селинунте или древний храм Сиракуз, где колонны двойной колоннады портика были бы одинаковых размеров. Это различие отмечается во всех без исключения портиках V в. Колонны Парфенона отличаются друг от друг как высотой, так и диаметром.
Рис. 240 | Рис. 241 |
Рис. 242 | Рис. 243 |
Рис. 244 |
Афинский акрополь
Афинский акрополь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, — главная достопримечательность Афин, символ древней Эллады. Укрепленная часть города, расположенная на возвышенности, была в каждом греческом полисе, но Афинский акрополь всегда считался самым масштабным и самым значимым в истории Древней Греции.
Этот уникальный архитектурный комплекс создан в V веке до н. э. — в эпоху расцвета классического искусства Древней Греции, был религиозным и государственным центром полиса. Здесь возводились храмы, строились святилища греческих богов, находились казна и хранилище царских реликвий.
Наиболее ценными постройками Афинского акрополя считались три храма — Парфенон, Ники Аптерос, Эрехтейон и парадные ворота Пропилеи. Все они хорошо сохранились.
Комплекс ежедневно открыт для посещения, но входной билет — один из самых дорогих в Европе. Найти Афинский акрополь просто: холм находится с южной стороны от исторического центра города, рядом с одноименной станцией метро. До акрополя легко дойти и пешком, следуя по указателям.
Парфенон
Парфенон, построенный в честь богини Афины Парфенос — покровительницы города, был наиболее важным и самым монументальным зданием акрополя. Храм обязательно стоит увидеть, чтобы оценить архитектурную мысль древних. Гармоничная, продуманная композиция Парфенона, оптическое искажение пропорции придают ему жизненность, органичность и, несмотря на масштабы, соразмерность с человеком. Фасады храма были украшены скульптурными рельефами с сюжетами сражений — битв кентавров и лапифов (мифического племени, богов и гигантов, героев и амазонок). А перед храмом возвышалась гигантская бронзовая статуя Афины Промахос — работа скульптора Фидия.
Эрехтейон
Эрехтейон, пожалуй, самая необычная постройка во всей Древней Греции. Во-первых, храм посвящен одновременно богине Афине Полиаде, морскому богу Посейдону и царю Афин Эрехтею. Во-вторых, у храма очень интересное архитектурное решение: он ассиметричен, каждый из его фасадов уникален и абсолютно не похож на другой. Но самым интересным признан южный фасад с портиком кариатид — скульптурными статуями в виде женских фигур, которые заменяют колонны и поддерживают несомые части храма.
Храм Ники Аптерос
Миниатюрный храм богини Ники был возведен греками на живописном выступе скалы в западной части комплекса. Отсюда, если верить греческим мифам, бросился в море легендарный царь Афин Эгей, подумав, что его сын Тесей погиб.
Пропилеи
Шестиколонные парадные ворота, выстроенные из белого пентелийского мрамора, в античности служили главным входом в акрополь. Через центральный широкий пролет проезжала конница, а через боковые проходы следовала пешая процессия. С запада и востока к пропилеям примыкают два крыла, в одном из них находилась пинакотека — первая в мире картинная галерея.
Почетный караул
Наблюдать за сменой почетного караула любят во многих странах, но в Греции это действо гораздо красочнее и увлекательнее. Все дело в национальной форме греческих солдат — эвзонов. Она состоит из фустанеллы — плиссированной юбки, белых шерстяных колгот, царух – кожаных ботинок с большими помпонами и фареона — красной шапки с длинной кистью.
Смена караула происходит каждый час на площади Синтагма перед королевским дворцом. Но особенно зрелищна та, которая проходит каждое воскресенье в 11:00. В этот день принимает участие парадная смена: более 150 эвзонов одновременно маршируют в сопровождении оркестра под звуки национального гимна.
Как погибали памятники греческой архитектуры
Таким постройкам, как греческие, в которых не проявляется сила бокового распора, а камень несет нагрузку, составляющую лишь небольшую часть его прочного сопротивления, суждено было, казалось бы, стоять, не разрушаясь, целую вечность. Некоторые из них устояли против страшных разрушительных сил, как Парфенон, пострадавший от взрыва порохового склада.
Но самой страшной угрозой были землетрясения. Напрасно греки пытались бороться с ними, скрепляя отдельные камни между собой. Самый характер расположения колонн усиливал опасность. Увенчивающая их тяжелая масса антаблемента поднимала центр тяжести портика, что делало удар от землетрясения совершенно непреодолимым. Большинство греческих храмов погибло от землетрясений, что доказывает состояние их развалин. Так, колонны селинунтских храмов и храма в Олимпии лежат опрокинутые на бок. Между тем храмы в Посейдонии, разрушившиеся только от времени, сохранились почти полностью и не утеряли прочности своей конструкции.