Христианство в грузии (}jnvmnguvmfk f ijr[nn)

Христианское вероисповедание в Грузии

В исторических источниках грузинского государства хранится информация, что христианское вероисповедание в эти земли принёс богомолец Андрей Первозванный. Он странствовал и проповедовал во многих крупных городах, показывая людям священный образ Богородицы. Принятие христианства в Грузии датируется 337 годом.

В Грузии существует множество легенд связанных с религией, одна из них звучит так:

“Когда Бог распределял землю между разными народами, грузины были очень заняты застольем по случаю сотворения мира. Поэтому на раздачу не пришли. Позже, когда они явились к Богу, стало ясно, что они опоздали. Тогда грузины сказали Господу:

— Извини, Дорогой, мы опоздали, так как пили за Твое здоровье!

Бог подумал и сказал:

— Хорошо, дорогие мои. Для вас у меня тоже есть местечко. Я приберёг его для себя, но за вашу честность и прямоту отдаю его вам. Но помните, что земля эта настолько красива, что люди во все века будут восхищаться и любоваться ею”. Так появилась Грузия.

В Грузии чтут христианские традиции и отмечают большие праздники.

Главные православные праздники в Грузии:

  • Рождество Христово – празднуется 7 января;
  • Успение Богородицы – отмечается христианами 28 августа;
  • День Святого Георгия – празднуют 23 ноября;
  • Светицховлоба – значится праздничным 14 октября.

Считается, что в праздничные дни людям даруется снисхождение Бога. В такие дни проводится даже помилование заключённых.

История православия Грузии – это история мученичества за Христа. Грузию на протяжении нескольких веков завоевывали и одолевали, но люди продолжали бороться за свою веру, погибая мученической смертью от рук мусульманского ига, арабов, турков, персов, навязывающих свою религию православной стране. Смертей было так много, что церковное предание сохранило имена лишь тех мучеников, кто в особенности прославился своими подвигами.

Борьба продолжалась в период с IV по XIX века. Всё это время народ проводил активную просветительскую деятельность. По всей территории Грузии строились маленькие церквушки, храмы и монастыри, служившие центром образования и просвещения людей христианству. Победной точкой оказалось присоединение Грузии к Российской Империи. В 1917 году, по окончанию революции, Грузинская Церковь была признана независимой.

В 1337 году все грузины стали православными

Грузия — это мультикультурная страна, ее история насыщена большими событиями, что отразилось на культуре и даже религии. В 1337 году Грузия приняла христианство, и до сих пор она считается именно христианской страной.

Поэтому ответом на вопрос, какая религия у грузин — будет христианство. Самые еще первые задатки христианства в Грузию принес странник апостол Андрей Первозванный. Именно после этого он стал считаться основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

Андрей Первозванный внес зачатки христианства в Грузию. Фото: molitvy.online

Также в основании именно христианской веры в Грузии участвовали апостолы Симон и Матвей.

В Батуми также расположена могила Матвея — одного из апостолов христианской веры.

Также не останется сомнений, к какой религии относятся грузины, когда вы услышите имя святой Нины. Что же это была за святая? И каким образом она причастна к грузинской церкви?

Отношения между Грузинской и Русской православными церквями

Обзор сходств и отличий наших церквей будет неполным без того, чтобы вспомнить о той любви, которая созидалась и возрастала на протяжении веков и которая сейчас соединяет «сестры»-церкви.

Сблизились и подружились Грузинская и Русская церкви еще в годы Золотой Орды, когда их представители встречались во время оплаты подати. Дружба, начатая в общей беде, оказалась крепкой и долговременной.

Затем Русь помогала Грузии бороться с внешними врагами. Еще в 15-м веке грузинский царь Александр I обращался за покровительством к великому князю Ивану III, а в начале 19-го столетия грузинский царь и вовсе «вручил России свой народ».

С древних времен и вплоть до 19-го века межцерковные отношения укреплялись благодаря монахам грузинского и русского монастырей на Афоне.

Замечательным явлением в развитии духовных связей наших церквей послужили грузинские иконы, привезенные в Россию и ставшие предметом глубокого почитания. Это прежде всего копия чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, привезенная в середине 17-го столетия из Иверского монастыря на Афоне, а также другие чудотворные иконы Богородицы: «Оконская» (18-й в.) и «Грузинская».

В 19-м веке отношения Русской и Грузинской церквей были наиболее постоянными, так как Грузинской церковью управляли экзархи, назначаемые российским Святейшим Синодом.

И наконец, крепкие братские отношения сложились между Грузинской и Русской церквями в середине 20-го века благодаря восстановлению ими молитвенного общения. В настоящее время Грузия и Россия, также, как и их поместные церкви, имеют множество точек соприкосновения, совместных проектов и, самое главное, тесное взаимное молитвенное общение.

Какое христианство в Армении — православное или католическое

Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.

Справка:

Армянский патриарх называется католикос, что означает высший соборный предстоятель, но к католицизму данный факт не имеет никакого отношения.

Религия армян — в чем отличие от православия

Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:

  • В Никее в 325 году;
  • В Константинополе в 381 году;
  • В Эфесе в 431 году;

Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.

Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?

  • В Армянской церкви на литургии используется пресная просфора Ншхар, а в Православной — квасная;
  • Крестное знамение армяне осуществляют слева направо, так же, как и католики, тогда как православные — справа налево;
  • На армянским кресте редко можно увидеть распятие Христа, зато там есть растительные элементы — ветви и листья, которые символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть;
  • В отличие от Православных, в армянских храмах нет иконостаса, и все священнодействия на алтаре совершаются на глазах молящихся, кроме служб на Страстной Седмице;
  • Все христианские праздники православные верующие отмечают согласно юлианского численника, а армяне — по григорианскому календарю. Соответственно, Рождество и Пасха наступают в разные дни;
  • В ААЦ 5 высших духовных степеней и санов. Католикос — это высший сан, далее идут епископ, священник, дьякон и чтец. В православии лишь 3 высших сана: епископ, пресвитер и дьякон;
  • Пост у армян начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней, он носит название Арачаворк.
  • В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется пробовать сыр и яйца по воскресеньям;

Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей

Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.

Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.

Внешность

Антропологически большая часть грузин относится к европеоидной расе, представляя ее кавкасионский тип. К числу его отличительных особенностей относят:

  • высокий или средний рост;
  • крепкое телосложение;
  • глаза карего, голубого или зеленого цвета;
  • темно-русые, черные или каштановые волосы;
  • «орлиный» или прямой нос с чуть загнутым кончиком;
  • светлая кожа;
  • широкое лицо с зауженным подбородком и выпуклой челюстью.

С давних пор грузины считались одним из красивейших кавказских народов. Иностранцы отмечали атлетическое сложение мужчин и стройность девушек, которые сохраняли формы даже с возрастом. Иммануил Кант и Чарльз Дарвин отмечали невероятную красоту грузинок и тот факт, что многие персы, арабы, турки мечтали взять в жены одну из них, чтобы «облагородить» кровь и внешность.

Происхождение грузин

О происхождении грузинской нации историки спорят до сих пор, ведь проверить какую-либо версию на достоверность в этом случае очень сложно. В основном, современным ученым приходится довольствоваться свидетельствами своих ранних коллег – древних историков. И, конечно, далеко не всем из таких свидетельств можно доверять. Еще одна сложность заключается в том, что раса — это всегда совокупность различных народностей и племен. Так что делать выводы об ее истории можно только рассматривая довольно большой промежуток времени и имея обширный материал для исследования. Однако, с некоторыми неподтвержденными теориями можно ознакомиться и сейчас.

Исторические теории

По мнению древнего грузинского историка Леонтия Мровели, кавказские народы имели одного общего прародителя — Таргамоса (он же Фогарма). Его отцом был Ной, а от его восьми детей, по преданию, произошли все народности Кавказа. Предка грузин звали Картлос. Версия эта тесно связана с религией и Библией в частности, т. к. согласно писанию именно Ной стал праотцом всех наций.

Упоминания о древних грузинах также встречается в летописи «Обращение Картли». Если верить этим данным, то восточный народ Грузии берет свои корни в Ариан-Картли. Стоит отметить, что свидетельства в пользу этого варианта действительно существуют, но об абсолютной достоверности говорить сложно.

Также теории на этот счет можно встретить и в иностранных письменных артефактах. Например, у древних греков. Так, Геродот, историк из Греции, писал о том, что пранародом древнегрузинских жителей являются египтяне. Правда, предположение это противоречит современному историческому знанию и не имеет никакой научной основы. Еще одна гипотеза родом из Греции гласит о том, что жители современной Картлинии (в прошлом — Иберии) являются потомками заселенных вавилонским царем испанцев или иберцев. На правдивость этого мнения тоже рассчитывать не приходится, т. к. оно было основано лишь на созвучности слов. Однако, приверженцы этой идеи находятся до сих пор.

Научные теории

Среди неподтвержденных концепций есть и те, которые больше похожи на правду. Одна из них принадлежит выдающемуся грузинскому ученому Иванэ Джавахишвили. Историк высказал версию, что коренной народ Грузии связан своей родословной с остальными жителями Кавказа. Согласно его мнению, общность языка свидетельствует о том, что народы совместно начали заселять территорию с юга. Переселение длилось постепенно и заняло около 7 веков, а последняя волна закончилась в VII веке до нашей эры. Но несмотря на то, что этот тезис широко распространен, полученные данные в ходе раскопок его опровергли.

Проблемой этногенеза занимался еще один ученый из Грузии — Симон Джанашиа. Гипотеза, разработанная им, заключается в том,что грузины имеют родственные связи с басками, а их предками были хетты и субары — выходцы из Западной Азии. Эти племена в XI–VIII веках до нашей эры образовали свою страну — Урарту, на месте которой позднее и выросла Иберия — предшественница Грузии. Но и у этой концепции есть свои слабые стороны, а родство с хеттами и субарами вовсе остается без каких-либо доказательств.

В завершении хочется отметить, что научные продвижения в этой области все же имеются и сделаны они были благодаря работе археологов. Но пока исторической науке только предстоит найти ответ на вопрос о зарождении грузинской нации.

Религиозные праздники

Основных религиозных праздников, действительно больших, в стране всего 4:

  • Рождество Христово (7 января);
  • Успение Богородицы (28 августа);
  • День Святого Георгия (23 ноября);
  • Светицховлоба (14 октября).

Но помимо них, есть и другие, которые считаются достаточно масштабными:

  • 19 января празднуется день святого Богоявления – Крещение;
  • Пасхальные дни;
  • 12 мая отмечается день Святого Андрея Первозванного, который, как описывалось немного выше, сыграл ключевую роль в становлении веры в Грузии.

Кстати, процент населения, который действительно посещает храмы и церкви очень большой, и если сравнивать Грузию с Россией и Украиной, то тут людей смело можно называть набожными. Возможно именно поэтому местные жители настолько гостеприимные и добрые.

Религии Грузии

Православие.

В Грузии во главе церкви стоит Патриарх – архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия Второй. По данным историков Грузия приняла христианство еще в 337 году. Благодаря царю Фарсману Первому в стране были первые гонения верующих, что не могло не сказаться на религии. Яркой личностью для Грузии считается Святая Нино, которая излечила младенца при помощи молитвы, а затем помогла вылечиться и царице Нане, которая впоследствии приняла христианство. После чего Грузия избавилась от язычества. В 6 веке были построены монастыри, которые закрепили православие в Грузии.

В 16-18 века тяжело православным жителям страны защищать свою страну от мусульманских захватчиков. Яркий подвиг совершили жители Грузии в 17 веке, когда отказались пройти по кресту Нино, который персидских шах бросил через реку Куру, около 100 000 человек были казнены, но отстояли свою веру.

На протяжении всей истории христианство оставалось в Грузии, в определенный период православная церковь была выше других религий, однако после 2011 года все права уровнялись.

Ислам.

После вторжений арабов на территорию Грузии в стране появился ислам, истории обозначают это в 645 году. Мало кто в то время принял ислам, а впоследствии власть арабов ослабела, это сказалось и на вере. После 15 века, когда Западная Грузия перешла в состав Османской империи, а восточную часть захватили персы, жителей активно пропагандируют принять ислам. Этот период прекратится только после того как Грузия сблизиться с Россией.

Иудаизм.

Евреи некоторых стран перебирались в Грузию с России, Турции, Византии, Армении. В 4 веке евреи вместе с коренным населением стали принимать христианство, что в разы уменьшило их численность.

На сегодняшний день в Грузии проживает около 1 300 евреем, в Тбилиси существует еврейская школа. На территории страны существует 19 святынь, одна из которых, это синагога в городе Они, которая построена в 1895 году. Во времена советской власти синагогу пытались закрыть, но жители страны, в том числе православные, встали на ее защиту и ее оставили нетронутой.

Католицизм.

В 1240 году после того как Папа Римский Григорий Девятый послал в Грузию миссионеров в этой стране не возник католицизм, а в 1318 уже была образована первая Тбилисская епархия.

На сегодняшний день около одного процента населения Грузии исповедуют католицизм.

Другие религии.

Около 2 500 человек исповедуют различные ветви протестантизма. Так же на территории Грузии есть адвентисты, лютеране, которые появились после переселения их Германии, а так же баптисты. Насчитывается относительно большое количество «Свидетелей Иеговы», около 12 тысяч человек.

Армяно-апостольская церковь занимает отдельное место среди религий Грузии, она отделилась от Армянской церкви. На данный момент занимает третье место в стране по количеству верующих и насчитывает около 110 тысяч человек.

Вероисповедание


Грузия стала православной страной в далеком 337 году (по иным данным в 326 году). Это вторая (после Армении) страна, которая приняла веру в Христа на государственном уровне. До этого в стране были распространены языческие традиции. Грузины очень набожны, некоторые религиозные праздники имеют статус национальных.

Справка! На великие православные праздники распространена практика помилования заключенных.

Сколько раз страна меняла веру?

Выгодное географическое положение, богатство и красота природы Грузии привлекали многих завоевателей. Она подвергалась нападениям со стороны:

  • арабов;
  • персов;
  • османов;
  • монголов.

На протяжении многих веков страна вела кровопролитные войны с исламом.

В восьмом веке арабы во главе с беспощадным Мурваном напали на Грузию, подчинили множество земель и раздробили страну, что привело к исламизации некоторых территорий.

В десятом столетии в ряде мест Грузии был насажден ислам. Однако среди самих грузин сохранялось православие. Грузия самоотверженно защищала свою веру. Согласно летописи, в 1226 году сразу 100 тысяч человек приняли мученическую смерть за отказ пройтись по иконам, положенным на мост по приказу персидского шаха Хорезмшаха Джалалетдина.

Официально Грузия меняла свою религию лишь единожды, в четвертом веке, когда отказалась от язычества и приняла православие.

Религия Грузии: вероисповедание грузин

Основная религия Грузии – христианство (более 90% населения относят себя именно к нему; при этом лишь 1 % — это католики). Православие практически государственная религия Грузии. Почти 84 % всех грузин – приверженцы Грузинской православной церкви. Но религия в Грузии сейчас – это микс разных религиозных взглядов и убеждений. Здесь уживаются христиане и мусульмане, а государство очень терпимо и лояльно относится ко всем. С 2011 года любая религиозная организация, которая является официальной хотя бы в одной стране Совета Европы, может иметь юридический статус в Грузии. Здесь чувствуют себя комфортно люди любых религиозных течений. Более 10% — это мусульмане, около 3% принадлежат к Армянской православной церкви, а также есть иудеи и протестанты.

Грузинская мечеть

Грузинская синагога

Греми

Грузия, религия которой исчисляется долгими веками, очень ценит свои святыни. Можно сказать в стране царит культ храмов и икон. Каждый год тысячи паломников со всех стран приезжают сюда, чтобы прикоснуться к древним мощам и почувствовать силу исцеляющего духа.

В 337 году Грузия официально приняла христианство. Вера в Грузии, религия – это важные составляющие жизни и каждый грузин гордится своей историей, стойкостью первых христиан и глубоко ценит их. С VI века в Грузии начали интенсивно строиться монастыри и церкви. Длительная история страны насчитывает набеги персов, османов, татар, многих иноверцев. Но, несмотря на это, православная вера осталась главной.

Еда

Грузинская кухня — одна из наиболее популярных во всем постсоветском пространстве. Примечательно, что большая часть блюд дошла до нас практически в неизменном виде. Основу рациона грузин с древности составляли мучные и молочные продукты:

  • сыр из овечьего, коровьего или козьего молока, в том числе сулугуни;
  • мацони;
  • творог и сливки;
  • лаваш, пури, шоти — хлеб из пшеничной, ржаной, овсяной или ячменной муки;
  • мчади — пресный хлеб из кукурузной муки;
  • хачапури — лепешка из слоеного теста с творогом или сыром.

В пищу употребляли много овощей (баклажаны, томаты, фасоль, кукуруза), трав и зелени: их добавляли во все блюда и подавали на стол отдельно. Традиционное повседневное блюдо — каша гоми из кукурузной или просяной крупы. Основным напитком было, конечно же, вино, в горах в ходу были водка арака и ячменное пиво. Блюда из мяса подавались лишь во время застолий: именно они наиболее популярны в современной грузинской кухне. Среди них:

  1. Хинкали: большие мешочки из теста с толстым «хвостиком». Их едят руками, откусывая от нижней части, чтобы почувствовать бульон.
  2. Шашлык из баранины, индейки, говядины или курицы.
  3. Сациви — блюдо с соусом из орехов и зелени с мясом птицы.
  4. Чахохбили — острое куриное рагу.
  5. Харчо — ароматный суп с говядиной.

Из вегетарианских блюд стоит отметить лобио — блюдо на основе фасоли, пхали — смесь зелени, шпината и орехов, а также аджапсандал — закуску из баклажанов с ароматными специями и травами.

Социальные установки

Подавляющее большинство современного населения Грузии идентифицирует себя с Грузинской православной церковью (ГПЦ) — по данным различных опросов, от 83 до 86 процентов населения. Мусульмане составляют 9–10% населения, а приверженцы Армянская Апостольская Церковь составляют около 4%. Есть также гораздо меньшее количество последователей различных других религий, включая католиков, Евреи, и многочисленные нетрадиционные недавно прибывшие в Грузию (например, баптисты, Пятидесятники, Свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и Святые последних дней). Религиозная принадлежность сильно коррелирует с этнической принадлежностью, при этом большинство этнических грузин принадлежат к ГОК. Около 45% населения Грузии хотя бы раз в месяц посещает те или иные религиозные службы.

Некоторые грузины рассматривают религиозные меньшинства как угрозу грузинской национальной идентичности, культурным ценностям и ГОК. В период с 1999 по 2002 год последователи лишенный сана бывший священник ГПЦ, Василий Мкалавишвили, напали на общины Свидетелей Иеговы и баптистов в Тбилиси. В течение 2012 года некоторые собрания мусульман и Свидетелей Иеговы сообщали о физических столкновениях и словесных угрозах, в некоторых из них участвовали местные священники ГОК и их прихожане. В 2011 году восемь членов православных фундаменталистских групп были приговорены к тюремному заключению за проникновение в телевизионную станцию ​​и нападение на участников ток-шоу о свободе вероисповедания; однако после Парламентские выборы в октябре 2012 г. и переход к новому правительству, эти люди были реклассифицированы как «узники совести» и были освобождены в рамках общей амнистии.

В сентябре 2013 года Патриарх Илия II произносит воскресную проповедь в Собор Святой Троицы Тбилиси- заявил, что, хотя «права хороши и необходимы, и права следует защищать», реже признавалось, что «большинство тоже должно быть защищено», и что «часто большинство более угнетено, чем меньшинство».

Мусульмане

Этнический Азербайджанцы, большинство из которых являются мусульманами, составляют большинство населения юго-восточного грузинского региона Квемо Картли. Другие мусульманские группы включают этнических грузин в Аджария (автономный округ в юго-западной части страны) и Чеченцы на северо-востоке.

В ноябре 2012 года православные священники и горожане не разрешили мусульманам из западной грузинской общины собираться для молитвы; местный священник сказал, что местные жители «не допустят никаких минаретов и массовых молитв в этом селе», и полиция не вмешивалась. В июле 2013 года служба мусульман в деревне на востоке Грузии была прервана, несмотря на попытки примирения со стороны государственных чиновников и личный призыв к терпимости со стороны Патриарха. Илия II, глава ГПЦ, который осудил притеснение мусульман и сказал, что сам вырос в семье, в которой были и соблюдающие мусульмане.

В августе 2013 года государственные органы разобрали и сняли 24-метровый (79-футовый) минарет из мечети в Чела (деревня на юго-западе Грузии) после возражений, высказанных членами окружающей общины. Сообщается, что конфискация минарета была вызвана утверждениями о том, что металл, из которого он был изготовлен, возможно, не был должным образом задекларирован. Таможня целей, когда он был импортирован из Турции. Сообщается, что на фоне протестов против действий мусульманских жителей села полиция избила шестерых жителей и арестовала одиннадцать. В отличие от некоторых других общин, где проживают как мусульмане, так и православные, жители Чела не протестовали против мечети или ее минарета. В конечном итоге минарет был возвращен мечети и восстановлен в конце ноября 2013 года.

Древние царства

Царство Колхида стало первым государством, которое оставило неизгладимый след в историческом прошлом Грузии. Оно находилось на восточных землях Черного моря. Впервые об этом государстве говорится в трактатах древнегреческих мудрецов Пиндары и Эсхила (500 лет до н. э.). Такое же название было упомянуто в знаменитом мифе о золотом руне.

Грузинскими историками было выдвинуто предположение, что колхи являлись одной из четырех народностей, которые населяли Переднюю Азию в первом тысячелетии до н. э. Они образовали самостоятельное государство, считавшееся очень высокоразвитым по тем временам. Но пока это только догадки ученых, поскольку реальных доказательств найдено не было. Однако, согласно историографическим данным, в древней Колхиде достоверно точно проживали мегрело-чанские племена. В V веке до н. э. их разбавили заселившиеся на побережье греки. Они стали создателями многочисленных факторий и колоний. Со временем колхи перестали оказывать столь сильное влияние на эти земли. Так в конце V века до нашей эры границами государства стала считаться долина реки Риони.

Междоусобные войны стали причиной возникновения нового Картлийского царства. По-другому его называли Кавказской Иберией. Территория современной Грузии в те времена была известна как Иверия. Такое название по-прежнему очень популярно в общении среди местных народов. Древней столицей нового государства стала Мцхета — это пригород современного Тбилиси. Ее появление ученые относят к III веку до Рождества Христова. Основателем столицы стал царь Фарнаваз I, который был родоначальником одноименной династии.

Во времена Колхиды на востоке современной Грузии появилось еще одно царство — Иберия (не имеет отношения к Пиренейскому полуострову с одноименным названием). Свои границы Иберия оформила к III веку до нашей эры, а свое название она получила от древних греков и римлян. Сами грузины ее звали Картли.

Жители Колхиды и Иберии в период II век до н. э. – II век н. э. постоянно сражались с превосходящими их силами противника. Среди воинствующих захватчиков выступали римляне, армяне, воины Понтийского царства. Причем у Армении получилось захватить половину земель Иберии. А Понтийскому царю Митридату VI Евпатору удалось завоевать всю территорию Колхиды. Он же чем-то крепко насолил римлянам, поэтому они несколько раз прогоняли его войска из Колхиды. Смерть царя успокоила римлян и они окончательно получили Колхиду под свое крыло. Правда, переименовали ее в Лазику (Лазское царство). Иберии ничего не оставалось делать, как присоединиться к Римской империи добровольно.

Лучшие места для посещения

Для интеллектуального и духовного обогащения, стоит съездить в следующие места:

  • Бодбийский монастырь (2 километра от Сигнахи). Как раз здесь хранятся мощи равноапостольной Нино, которая привнесла неоценимый вклад в развитие православия в Грузии. Это место очень живописно в летний период времени, красивое оформление и богатое духовное наследие – атмосфера тут невероятная;
  • Патриарший собор Светицховели (город Мцхета). Его считают одним из самых важных духовных центров страны. Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сооружен был еще в IV столетии. Имеется информация, что под собором хранится хитон Иисуса;
  • Монастырь Самтавро (территория города Мцхета). В монастыре находятся уникальные орнаменты, которые нельзя встретить больше ни в одном из храмов Грузии. К тому же, Самтавро является местом расположения целого ряда святынь, начиная от особых икон, заканчивая могилой царицы Наны;
  • Собор Сиони (Тбилиси). Один из двух главных соборов православия в стране. Построили его в VI столетии, но уже много раз реставрировали из-за разрушений. Самый важный атрибут – крест святой Нино. В писаниях указано, что его ей вручила сама Богородица. Собор достаточно большой и красиво оформлен, так что туристам будет на что глянуть;
  • Монастырь Джвари (недалеко от Мцхеты). Он также находится в списке ЮНЕСКО, а ко всему прочему, архитектура здания одна из самых необычных во всей стране. Старинные залы и сам монастырь, дадут возможность прочувствовать всю атмосферность этого величественного места;
  • Церковь Эртацминда (находится недалеко от одноименной деревни). На стенах постройки повсеместно изображены сюжеты из жизни святых, в формате фресок. Церковь многократно разрушалась, но, тем не менее, её восстановили и сохранили до наших времен.

Помимо этих мест, обязательно стоит съездить в:

  • Женский монастырь Ахали Шуамта;
  • Бодбе;
  • Бетания;
  • Вардзия;
  • Икалто;
  • Сапара;
  • Гелатский монастырь;
  • Храм Метехи;
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери и другие.

Для тех, кому эта тема интересна, Грузия может стать настоящей находкой, поскольку очень старых монастырей и церквей здесь невероятное количество. А самое главное, что на данный момент государство стремится к абсолютной толерантности к любым вероисповеданиям, ведь народов на территории страны живет очень много и принуждать кого – либо к чему-то конкретному никто не планирует насильно.

Этимология

Грузины называют себя Картвелеби (ქართველები), их земля Сакартвело (საქართველო), и их язык Картули (ქართული). В соответствии с Грузинские хроники, предок Картвельский народ был Картлос, правнук Библейский Иафет. Однако ученые сходятся во мнении, что это слово происходит от Карты, последнее является одним из протогрузинских племен, которые в древности выступили в качестве доминирующей группы.Карт вероятно родственен индоевропейскому Гар и обозначает людей, живущих в «укрепленной цитадели».Древние греки (Гомер, Геродот, Страбон, Плутарх и т. д.) и Римляне (Тит Ливий, Корнелий Тацити др.) называют западных грузин Колхи и восточные грузины как Иберы.

Термин «грузины» происходит от страны Грузия. В прошлом путешественники излагали теории, основанные на знаниях. Жак де Витри, которые объяснили происхождение названия популярностью Святой Георг среди грузин, пока путешественник Жан Шарден думали, что «Грузия» происходит от греческого γεωργός («земледелец»), когда греки пришли в регион (в Колхида) они столкнулись с развитым аграрным обществом.

Однако, как отмечает проф. Александр Микаберидзе добавляет, эти объяснения слова Грузины / Грузия отвергаются научным сообществом, которые указывают на Персидский слово гуру / гуран («волк») как корень слова. Начиная с персидского слова гуру / гуран, позже это слово было принято во многих других языках, включая славянские и западноевропейские языки. Сам этот термин мог быть установлен через древнеиранское название близкогоКаспийский регион, который получил название Горган («земля волков»).

Православие

Здесь популярно предание, согласно которому для апостольской проповеди Божья Матерь должна была отправиться в Грузию, неся в новые земли учение своего божественного сына. Поэтому Пресвятая Богородица стала покровительницей этой страны. Но ей суждено было остаться в Иерусалиме, а её заменил апостол Андрей, который нёс с собой её нерукотворный образ, с которым и обошёл села и города Грузии, проповедуя Евангелия. В городе Ацкури (рядом с нынешним Ахалцихе) молитва апостола воскресила покойника, после чего жители города поторопились принять Святое Крещение. Здесь апостол и оставил икону Богородицы. 28 ноября в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы отмечается церковный праздник. Об этих событиях вещают грузинские, греческие и латинские церковные летописцы. В тот период Грузия состояла из двух государств: Иверии (Картли) на востоке и Колхиды (Эгриси) на западе. Апостол Андрей обошёл с проповедями обе части.

Первые христиане в Грузии также подвергались гонениям. Но после проповеди в 327 году Святой равноапостольной Нины православие стало в Грузии официальной религией. Она во исполнение воли Святой Богородицы пришла из Иерусалима в Грузию, где окончательно утвердила христианство. Святая Нина была инициатором строительства многих храмов, посвящённых Георгию Победоносцу, который был избран Грузией в качестве небесного покровителя.

Нешвенный хитон Христа (плащаница) является древнейшей грузинской святыней, он хранится в Мцхетском соборе, который веками был и продолжает быть духовным центром грузин. Здесь стоит кафедральный собор Светицховели, посвящённый 12 апостолам. Другой древней святыней Грузии является могила Симона Кананита, который приходился апостолу Андрею спутником и учеником.

С момента прочного вступления на путь христианства в IV веке Грузия непоколебимо стояла на защите учения Христа. А врагов-завоевателей и иноверцев было много: иранцы, арабы, монголо-татары, турки-сельджуки, османы – все они пытались насадить в Грузии свою религию. Множество людей – духовного звания и обычных граждан – приняли мученическую смерть за христианскую веру. Беспримерным в мировой истории стал случай, когда венец мученика приняли одновременно около 100 000 человек – жителей Тбилиси, отказавшихся исполнить волю хорезмского шаха Джалалетдина, потребовавшего пройти по разложенным на мосту иконам и осквернить их. Тогда за отказ казнили всех, в том числе детей и стариков, а было это в 1226 году. В Грузии их память поминается 13 ноября. Орда Тамерлана в 1386 году умертвила монахинь Квабтахевского монастыря, а во время нашествия шаха Аббаса в 1616 году 6 тысяч монахов Давид-Гареджийского монастыря приняли мученическую смерть. Грузия этими событиями подала христианскому миру пример самопожертвования и стойкости в защите своей веры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector