Храм матроны московской на таганке

Содержание:

Обретение честных останков святой Матроны Московской и канонизация

Свято-Покровский женский монастырь прямо связан с именем блаженной Матроны. С 1998 года здесь хранятся ее мощи, обретенные на Даниловском кладбище по благословению патриарха.

С тех пор монастырь у Абельмановской заставы (или у Покровской заставы) стал неизменным местом паломничества верующих. Чтобы приложиться к мощам, приходится стоять в огромной очереди, иногда до 4–5 часов.

Покровский ставропигиальный женский монастырь: всегда большая очередь к мощам Матронушки

Люди приходят к Матронушке, как ласково называют блаженную старицу в народе, чтобы попросить о самом сокровенном. Чудотворная сила ее помогает избавиться от многих болезней, найти вторую половинку, родить ребенка, выйти из трудной жизненной ситуации. Как и обещала при жизни, благочестивая старица поддерживает каждого. Помощь поступает незамедлительно, если просить искренне и с глубокой верой. Прямо на улице расположена большая икона Матроны Московской на стене храма Покрова, к которой тоже всегда выстроена очередь из паломников.

После обретения мощей встал вопрос о канонизации Матроны Московской. Не хватало свидетельств чудес, чтобы Синодальная комиссия приняла решение канонизировать блаженную старицу. Большую работу провела настоятельница монастыря игумения Феофания с помощницами. Целый год они собирали сведения об исцелениях и других чудесах, совершившихся по молитве Матроны.

Было собрано немало интересных фактов:

  • Внезапно парализованный человек не верил в целительный дар блаженной старицы, но его родственники очень просили помочь. Матрона совершила над ним молитву, окропила святой водой, и он заснул. Уже утром человек смог встать и ходить.
  • Чудесное исцеление психически больной молодой девушки. Когда ее привели к старице, девушка напряглась, стала кружиться по полу и плеваться в окружающих, после чего впала в глубокий сон. Через 3 дня она проснулась полностью здоровой.
  • Потерявший способность ходить мужчина прополз 4 км, чтобы попасть к Матроне. Уходил из дома целительницы он уже на своих ногах.

Торжественное причисление блаженной старицы Матроны к лику святых состоялось 02.05.1999. Несмотря на то, что не было специальных объявлений, неведомым образом о событии узнали много людей. Паломники заполнили всю территорию монастырской обители, а на службе царила необыкновенно радостная и благодатная атмосфера. Когда впервые хор исполнил тропарь и кондак Святой Матроне Московской, у верующих полились слезы.

Как добраться до храма Покрова Пресвятой Богородицы

Несмотря на то, что при указании полного названия святыни упоминается населенный пункт Красное село, Покровская церковь расположена не на окраине Москвы. Постепенно село разрасталось и вошло в центральную часть города и получило название Красносельская улица. Расположен храм в пяти минутах ходьбы от метро «Красносельская». Ориентиром для гостей столицы, желающих посетить церковь Покрова Пресвятой Богородицы, является район трех вокзалов.

Контактные данные

Подробную информацию о том, как связаться с представителями храма Покрова на улице Нижняя Красносельская в Москве, можно получить на официальном сайте прихода.

Телефон для справок: 8-499-267-34-28, 8-499-267-68-17.

Как лучше добираться

  • Чтобы попасть в Покровский храм, следует доехать на метро до станции «Ясенево». Желательно сесть в первый вагон, если вы едете из центра. Выйдя на станции, двигайтесь вверх по улице Ясногорской. Пройдя магазин «Перекресток», вы увидите культурный центр «Вдохновение», за которым и расположена цель вашей поездки.
  • Удобно добраться до храма и на личном автотранспорте. Если вы заезжаете со МКАДа по профсоюзной улице, поверните на Новоясеневский проспект, затем на Литовский бульвар и проследуйте до улицы Айвазовского. Повернете налево и через две сотни метров будет пункт вашего назначения. Также можно свернуть со МКАДа на проезд Карамзина, затем налево на Голубинскую и направо на Ясногорскую, которая плавно перетечет в Айвазовского.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Необычная история написания иконы

По мере взросления росла и популярность слепой девушки, как провидицы. Ее просьбы воспринимались, как благословение, и никто не стал возражать, когда Матрона попросила благословение для написания иконы «Взыскание погибших», которую планировала подарить в церковь Успения Богородицы.

Икона Богородицы «Взыскание погибших»

Не стоит забывать, что девушка была незрячей и не могла прежде видеть эту икону. Мало того, она через мать попросила священника передать книгу из церковной библиотеки, указать ряд, в котором находится издание. Нужную книгу нашли, там действительно была фотография иконы «Взыскание погибших». Матронушка начала просить мать помочь ей найти художника для написания списка иконы для церкви Успения Божьей Матери.

Деньги для благого дела начали собирать всем миром, при этом слепая провидица возвращала рубли и копейки, сданные без особого желания или на смех, чтобы они «не портили остальные деньги».

Епифанский художник, к сожалению, его имя не сохранилось, согласился взяться за привычную для него работу. Перед началом работы Матрона настоятельно советовала художнику совершить искреннее покаяние, исповедание и причащение Святой Крови Иисуса. Несколько раз блаженная спрашивала мастера, способен ли он выполнить заказ, и каждый раз получала утвердительный ответ.

Через довольно длительный период художник пришел с покаянием к матушке, не понимая, почему у него ничего не выходит. Ответ провидицы потряс мастера, она сказала покаяться в тайном грехе, о котором никто не знал, но Матрона увидела его духовным зрением. Пройдя снова путь от покаяния к причащению Святым Дарам, попросив у целительницы прощение, художник приступил к работе.

Для сведения! Ныне московский Покровский женский монастырь гордится обладанием святыней, написанной по наставлению святой блаженной епифановским художником.

В то же время люди по просьбе матушки начали собирать деньги еще на одну икону Богоматери, которая писалась впоследствии в Богородицке. Готовую икону освятили и для перенесения в храм Себино организовали крестный ход, возглавляемый хоругвями.

Матушка, ведомая под руки, вышла навстречу процессии. Пройдя 4 километра, она остановилась и сказала, что дальше идти не стоит, через 30 минут появится крестный ход. Никто из зрячих не видел и намека на приближение людей, но через полчаса показалась торжественная процессия. Далее блаженная шла, держась около иконы, которая впоследствии прославилась чудотворениями.

Интересно! Где бы ни жила святая, ее комната всегда была наполнена святыми образами.

Как молиться

Матрона перед смертью предсказывала судьбу своего тела – она говорила, что все забудут ее вскорости, но через какое-то время вспомнят и вновь к ней будут ходить люди. Она при жизни обещала, что не перестанет молиться за нуждающихся и после своей смерти.

Читайте о молитве ко святой:

Молитва Матроне Московской об исполнении желаемогоАкафист блаженной Матроне МосковскойМолитва Матроне Московской на покупку жилья

Паломники, которые посещают могилу Матроны и прикладываются к ее мощам свидетельствуют о множестве чудес, которые происходят с ними – исцеляются от бесплодия, прозревают, выходят из трудных жизненных ситуаций, укрепляются в вере и уповании на Господа. Старица исполнила свои обещания – и после смерти она молиться и ходатайствует за православных христиан.

Рака с мощами святой Матроны в храме Покровского монастыря

О чем обычно молятся перед иконой святой и ее мощами? На самом деле, нет каких-то особых указаний на этот счет – молитва может звучать по любому волнующему человека поводу, но чаще всего люди просят о:

возвращении работы или карьерном росте;исцеление физическом и духовном;даровании ответной и горячей любви;создании счастливой благословенной семьи;возвращении мужа в семью и возрождение брака;сохранении семьи;рождении здоровых детей;выходе из трудной финансовой ситуации.

Стоит понимать, что нетленное тело помогает выйти из трудных ситуаций и благословляет, но Великий Господь, к Которому и следует направлять свои молитвы. Матрона выступает ходатаем за грешных людей, но дарует все ответы и милости Господь. При этом стоит понимать, что паломничество и приложение к мощам должно происходить правильно:

Зайдя на территорию обители надо вести себя спокойно и достойно. Не бросаться с криками в освободившуюся брешь в очереди, а степенно и достойно ее выстоять.Дождаться своей очереди, четко сформулировал свои просьбы, подойти к раке. Перекреститься два раза.При желании можно совершить несколько поклонов.Прикоснуться к раке губами, а затем лбом, вновь перекреститься и отойти в сторону. Желающих очень много и задерживать очередь без надобности не стоит.Заранее можно купить в Церковной лавке или принести из дома икону Матроны и приложить ее к раке, освятив таким образом.Отойдя от раки, можно медленно помолиться, попросить Господа о милости и ответах на свои просьбы

Важно! Следует помнить, что паломничество – это не просто поклонение мертвым телам, но укрепление в вере и надежде на Господа. Совершение таких поездок подкрепляет православного христианина, закрепляет его в лоне Православной Церкви и дает силы двигаться далее

Обретение мощей святой Матроны Московской

История

Первые деревянные постройки на этом месте появились в XVI веке. Тогда же была построена и первая церковь, предшественница нынешнего храма. Церковь была документирована 1547 годом и освящена в честь святого архиепископа Василия Великого.

Название «на Грязех» храм получил из-за своего месторасположения у реки Рачки, которая склонна к большим разливам. Часто в церковном дворе образовывалась большая лужа и была непролазная грязь. Сам поток шел из Поганых, которые сейчас называют Чистыми прудами. В 1759 году Рачку заключили в трубу, проблема грязи решилась, но название храма так и осталось с ним на века.

Недалеко от церкви в конце XVI века возвели знаменитые Покровские ворота. В 1619 году был построен придел с алтарем и престолом для богослужений во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Еще через 6 лет возвели второй придел Святой Троицы. Когда был построен первый каменный храм, точно неизвестно. Существуют лишь документальные свидетельства того, что в 1701 году здесь происходило строительство новой церкви.

Храм Живоначальной Троицы на Грязех в 2008 году.,  NVO

Неустойчивый грунт приводит к разрушению в 1741 году колокольни и двух трапезных. В 1745 году было решено построить новый храм, но без Васильевского придела. По некоторым известным данным, автором того здания был Иван Федорович Мичурин, известный архитектор, автор «Плана императорского столичного города Москвы». В течение нескольких последующих лет освятили приделы Святой Троицы и Введения Пресвятой Богородицы.

Разрушения Отечественной войны 1812 года не коснулись храма Живоначальной Троицы на Грязех. Не осталось никаких документальных свидетельств и об утрате церковного имущества. Но в результате полной перестройки Москвы после пожара и военных разрушений, в 1819 году все же началась постройка нового здания церкви. Она была освящена и открылась для прихожан в 1826 году. Нынешний храм построен и освящен в 1861 году. Во время его строительства были использованы фрагменты стен старого здания. В западной части раньше располагалась многоярусная высокая колокольня, которая не сохранилась до наших дней.

Капитальному ремонту здание подверглось в 1899 году. Стены церкви были заново расписаны, восстановили полностью мраморный иконостас и всю позолоту, совершили закупку необходимой утвари. В 1930 году церковь была закрыта большевиками, ее начали использовать в качестве зернохранилища.

С середины 1950-х годов церковь начинают использовать в качестве Дома культуры. Для этих целей проводится масштабная перепланировка внутренних стен храма. К северному приделу церкви достраивают третий этаж. Концертный зал расположили в центральном приделе, а на месте алтаря возвели сцену. Зыбкая почва этого места опять дала о себе знать, когда в 1979 году потолок здания покрылся трещинами. Капитальный ремонт производили до 1981 года. После этого, вплоть до 1990-х годов в здании размещался досуговый центр московского областного комитета профсоюзов.

SergeyStepykin

В 1992 году церковь вернули в лоно Православной церкви. Троицкий придел храма был освящен 14 июня 1992 года, тогда же провели и первую Литургию. Службы проводились только в этой части церкви, актовый зал из центрального придела закончили демонтировать в 2001 году. Центральный придел освятили в январе 2002 года. Полы находились в аварийном состоянии, поэтому понадобился очередной ремонт здания. Во время ремонтных работ была построена современная система отопления. В день Входа Господнего во Иерусалим, который отмечается 4 апреля, в 2004 году было проведено первое богослужение в обновленном храме Живоначальной Троицы на Грязех.

История постройки

Первая церковь на этом месте выстроена, вероятно, в 1630-е годах в связи с заселением южных окраин города стрельцами, прикрывавшими оборонительную линию Земляного вала. Первое документальное свидетельство о новой церкви «Троицы в Алексееве приказе Мещеринове», по имени стрелецкого полковника, датировано 1642 годом. В 1657-м, со сменой полковника, её называли «Троицы в Стрелецкой слободе в Ивановом приказе Монастырёве». Позднейшее название «Вешняки» или «Вишняки» также связано со стрелецким командиром Матвеем Вишняковым.

Первый каменный храм был выстроен в память Битвы под Чигириным; разрешение на постройку было получено в 1678, но началась она не ранее 1686. Этот храм расширялся приделами в 1706, 1734, 1788. Колокольня была вынесена на красную линию Пятницкой улицы, которая была значительно уже, чем сегодня.

В начале XIX века началась последовательная замена построек старого храма на новые. В 1804 году вновь выстроили трапезную, тогда же заложили новый основной, однокупольный объём церкви, вчерне законченный к началу войны 1812 года. Во время московского пожара храм горел и был восстановлен вчерне в 1815-м, полностью — к 1824 году. В 1826 из-за расширения Пятницкой улицы старую колокольню снесли как мешавшую проезду; новую выстроили по проекту Ф. М. Шестакова и Н. И. Козловского. Ограда и дома причта были закончены к 1838 году. На стрелке Пятницкой и Вишняковского переулка ограду завершала угловая одноэтажная ротонда (купеческая лавка при церкви; утрачена); сама же церковь во времена, когда Замоскворечье было деревянным, была крупнейшей градостроительной вертикалью Пятницкой части.

Распространённое мнение об авторстве чертежей Афанасия Григорьева не подтверждается академическими источниками.

Расписание богослужений в Покровском женском монастыре в Москве

Службы совершаются ежедневно:

  • По будням (в обычные дни, вне церковных праздников) — утренняя служба в 7:30, вечерняя — в 16:00 либо 16:45.
  • По субботам — литургия в 7:30 и всенощное бдение в 16:45.
  • По воскресеньям — ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 9:00 и вечерняя служба в 16:00 либо 16:45.

В праздники службы проводятся по особому расписанию. Рекомендуем заранее проверять актуальную информацию.

Расписание богослужений на сайте Покровского женского монастыря в Москве на Июль 2021

Заказать молитвы о здравии и упокоении — требы можно на специальной странице сайта. По телефону: 8-495-911-49-20 можно записаться на крещение ребенка или венчание, которые проходят в одном из храмов монастырского комплекса.

Часы работы Покровского женского монастыря в Москве

Режим работы монастыря:

  • Будние дни и суббота: 07:00—20:00 часов.
  • Воскресенье: 06:00—20:00 часов.

Сестры монастыря проводят бесплатные экскурсии по монастырю для паломников. Продолжительность — 30 минут, экскурсии организуются только по будням, почитать о них подробнее можно на официальном сайте Покровского ставропигиального женского монастыря.

Елена Белюкова

История

Версии о создании

Версии о создании

Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана
Грозного в память о взятии
Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько
версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был
известный псковский
мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко
известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба
участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела.Шаблон:Нет АИ По
третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским
мастером (предположительно итальянцем, как и ранее —
значительная часть сооружений
Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль,
сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и
европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и
не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Vkontakte User @ Vkontakte

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены
по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить
подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он
не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после
строительства собора участвовал в создании
Казанского кремля.

Собор в конце XVI — XIX вв.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного,
для устройства которой в северо-восточной части собора были
заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь
представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.

В конце XVI века появились фигурные главы собора – взамен
первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного
пожара.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли
существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую
галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами
возвели крыльца, украшенные шатрами.

Saint Basil’s Cathedral — Jorge Lascar @ Flickr

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были
расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683
году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах,
которыми украсили фасад собора.

Реставрация

Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили
Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём
проводились ремонтные работы. На протяжении более чем
четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли
его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века.

В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя
архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились
работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так
называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные
ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины
II в 1784 — 1786 гг. Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В
1900-е — 1912 годах реставрацию Храма осуществил архитектор
С. У. Соловьёв. В 1920-е годы ремонтно-реставрационные
работы в храме проводили архитекторы Н. С. Курдюков и
А. А. Желябужский.Шаблон:-1

Советские годы. Музей

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников
культуры, взятых под государственную охрану, как памятник
национального и мирового значения. С этого момента началась его
музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В
послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во
многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже
внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал
порядок в соборе.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе
историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный
сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для
посетителей. Началось активное комплектование фондов.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом
Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные
реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти
столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только
один раз — во время Великой отечественной войны. В 1929 году в
храме были запрещены богослужения, и были сняты колокола. В
середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал
разрушения. Cразу же после войны приступили к систематическим
работам по восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день
празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел
широкую известность не только в России, но и далеко за ее
пределами.

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании
музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в
храме были возобновлены богослужения.

История

На месте современного здания до конца XVII века стояла деревянная церковь, построенная в честь окончания Смутного времени и в благодарность Богородице за спасение народа от кровопролития и раздоров.

В то время земли принадлежали роду Милославских. Позже владельцем села Фили становится боярин К.Л. Нарышкин — родной дядя Петра I. Новый каменный храм был построен на его деньги в 1690—1694 годах.

Автор проекта неизвестен. По одним данным это — Яков Бухвостов, по другим — зодчий Петр Потапов, создавший ансамбль Новодевичьева монастыря.

Здание Храма Покрова вмещало в себя летнее и зимнее помещения, а также колокольню. Престолы находились в обоих помещениях.

На первом этаже находится зимняя (отапливаемая) Покровская церковь.

На втором – летняя, церковь Спаса Нерукотворного. Своё название она получила в честь спасения Л.К. Нарышкина при стрелецком бунте.

Петр I неоднократно бывал здесь. Более того, он жертвовал на украшение собора щедрые деньги. А в 1703 году привез для него витражи.

Интересно, что, западная и центральная главы храма были украшены двуглавым орлом и короной.

Над внутренним убранством и декором работали лучшие мастера резьбы по камню. Роспись иконостаса выполняли царские мастера Оружейной палаты.

К сожалению, от первоначального интерьера зимнего храма сохранилось немногое. Большая часть погибла, после 1812 года, когда наполеоновская армия устроила там конюшни.

Верхний этаж практически полностью сохранился в первозданном виде.

Советское время

В 1941 году собор закрыли. При этом сняли купола и разобрали верхнюю часть здания. Иначе она могла использоваться немцами для наведения орудий. Однако бомбардировки избежать не удалось.

До 1943 года здесь располагался лазарет, потом склад бумажных изделий.

Реставрационные работы начались лишь с 1955 года и завершились к концу XX столетия.

В 1971 году собор отдали музею им. Андрея Рублева.

Такое положение дел не устраивало общину верующих, которая упорно добивалась возобновления богослужений под сводами храма. Усилия их даром не прошли. И к 1992 году в Покровском храме состоялось первое богослужение.

Позже был издан указ, официально разрешающий совместное использование.

Сейчас церковь Покрова в Филях — филиал центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и действующая церковь, в которой постоянно проходят богослужения.

Специфика собора

Что же собой представляет современный Храм Покрова?

Это пятиярусный собор. Помимо летней и зимней церкви здесь есть колокольня.

Автор оригинального резного убранства собора, а также ее иконостаса — Карп Золотарёв. Сохранились и иконы великого мастера Кирилла Уланова.

Первоначальный иконостас, расположенный в нижней церкви, трижды был изменен.

Из оригинальных элементов декора сохранились: иконы «Трех радостей», «Покров Богородицы» и несколько других, а также дубовый престол. На сводах здания можно увидеть роспись XVII-XIX веков.

Как добраться

Добраться до него можно на метро. Доезжаем до станции Фили, затем еще около 500 метров проходим пешком.

Сайт: www.pokrov-fili.ru

Адрес: Москва, ул. Новозаводская, 6

Где остановиться в Москве

Сейчас много вариантов жилья в Москве появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Святыни церкви Богородицы в Крылатском

С конца 19-го века в храме хранился образ, источающий чудеса по молитвам верующих людей, — Рудненская икона Божьей Матери. По преданию, была обнаружена недалеко от стен храма, в траве у ручья. На этом месте была выстроена часовня.

Родник, протекающий неподалеку, стали считать чудотворным. И поныне сюда приходят за водой жители окрестных домов, верящие в его живительную силу. При советской власти, в середине 30-х годов, чудотворный образ был уничтожен.

Некоторые жительницы деревни, одевали на себя юбки, сшитые из священнических облачений, ходили в таком виде по улице, сжигали на площади иконы. Такая же участь постигла и Рудненский образ Божьей Матери.

Для справки! Жительница села, осмелившаяся поднять руку на святой лик, закончила свою жизнь трагично. Когда немцы бомбили село, единственный дом, в который они попали, принадлежал этой женщине, где она на тот момент находилась вместе со своей дочерью.

Сейчас в храме находится один из ранних списков чудотворной иконы Рудненской Божьей Матери, датируемый началом 20-го века. Его передала в церковь одна благочестивая женщина, Параскева Ивановна Мухина, хранившая святой образ до своей смерти, совпавшей с началом Великой Отечественной Войны.

Далее икона перешла в руки дочери Варвары (до 1984 г.) и впоследствии досталась ее крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. Последняя отреставрировала святой образ и в 1990 года передала восстанавливающему храму в Крылатском.

Икона Николая Чудотворца

Удивительна история этого иконописного образа. До революции это была надвратная икона ткацкой фабрики в Кунцево. При новой советской власти образ сняли и отправили доживать свой век в сарай. Один из рабочих фабрики, родом из Крылатского, выпросил икону у начальства и увез ее домой.

Через семьдесят лет потомки этого благочестивого человека передали святой образ вновь открывшемуся храму. Перед иконой св. Николая молятся о всех житейских нуждах, неурядицах и святой помогает страждущим.

Мощи преп. Иова Анзерского

Храм на Крылатских холмах — единственное место в Москве, где хранятся мощи Соловецкого чудотворца Иова Анзерского. Были переданы церкви Рождества Богородицы иеромонахом Евлогием, скитоначальником Голгофо-Распятского скита на Соловках.

Вместе с частицей мощей святого была подарена небольшая старинная литография с его изображением, на основе которой была написана икона. Работу выполнил И. В. Мясников, художник и реставратор, член Российской Академии живописи.

Икона и мощевик святого Вонифатия

В 2010 году в храме появилась частица мощей мученика Вонифатия. Икона святого и мощевик были переданы прихожанами Н. Мезенцевой и К. Мирейским настоятелю храма протоиерею Георгию Брееву.

Св. Вонифатий помогает людям исцеляться от болезней, особенно, от пьянства, наркомании. Находится образ святого мученика у солеи храма в киоте.

Источник

Святой источник, где была найдена икона Божьей Матери, называется Рудненским. Известен он еще со времен Иоанна Грозного. Именно из него снабжался водой царский двор.

На территории парка есть и другие родники, но этот пользуется наибольшей популярностью. По преданию, обладает целебными свойствами, поэтому сюда регулярно приходят верующие «испить водицы».

К сожалению, экспертизы, проведенные уже в наше время, не подтверждают высокое качество воды из него. Официальные власти регулярно выставляют таблички с надписью, что вода не пригодна для питья. Однако верующих людей не так просто переубедить. Чаще всего таблички срывают и уничтожают, родником продолжают пользоваться.

Обратите внимание! Каждый престольный праздник храма, на Рудненскую икону Божьей Матери, а также в Крещенскую ночь, проходит крестный ход с освящением воды в источнике

Адрес храма

Храм Богородицы находится в северной части современной Москвы, в пределах МКАД. В XVII веке его построили в небольшом селе Медведково, бывшее личной резиденцией боярина князя Дмитрия Пожарского. Об этом говорится в летописи 1623 года.

В первых записях оно упоминается как Медведево. Изначально село располагалось на берегу реки Яузы и Чермянки. Именно так строили все храмы в середине тысячелетия. Наличие водоема было обязательно, как и лес. Современный вид заметно отличается от того, как храм выглядел пять столетий назад.

Добраться до собора можно на метро из центра Москвы по красной ветке до станции Свиблово. После этого пройти около километра пешком. Отправляясь в собор вы можете прогуляться по парку Свиблово. На территории церкви находится колокольня и кладбище.

Значение Храма в культуре и истории России

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове — уникальная постройка, в которой отражены процессы, происходящие в культуре и архитектуре в середине XVII в. В здании, выполненном в шатровом стиле, свойственном русскому храмовому зодчеству XV-XVII вв., отразились его основные черты. Благодаря этому, её описание вошло во многие архитектурные учебники, как классический образец шатрового храма.

Историческое значение медведковского храма заключается в увековечивании важного события в истории — освобождении русских земель и их столицы от польско-литовских интервентов в 1612 г. Церковь, возвышающаяся на высоком берегу р

Яуза, напоминает обелиск в честь героев народного освободительного движения.

Это интересно: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге: изучаем внимательно

Возрождение храма Пресвятой Богородицы

С момента возврата православной епархии разрушенной в Красном селе храма Покрова, началось постепенное возрождение святыни. Через год началась жизнь в церкви. С 2000 года настоятелем становится протоиерей Валентин Асмус, под руководством которого шло активное возрождение. Верующие начали приносить в Покровскую церковь на Красносельской улице древние иконы:

  • Тихвинский образ Божией Матери.
  • Феодоровскую.
  • Икона Божией Матери Троеручица.

После возвращения в стены церкви именно Троеручицы начали происходить чудесные вещи, — икона начала самообновляться, краски с каждым днем становились ярче, образ Богородицы и младенца проявлялся с полной четкостью.

В 2002 году был возвращен на прежнее место центральный крест. Во время ремонтных работ Красносельского водопровода была откопана прежняя ограда храма, которую принято было полностью отчистить, восстановить и возвести на историческое место, чтобы вернуть прежний облик храму.

Подсобные помещения на территории церкви были снесены, чтобы не портить экстерьер храма.

В 2009 году все работы по возрождению храма Покрова в Красном селе были завершены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector