Храм усекновения главы иоанна предтечи в дьякове (коломенское)

Архитектор и внешняя отделка собора

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне – образец архитектурного искусства. Он совместил в себе простоту классического стиля и пышность «барокко». Сооружение представляло собой четырехугольник с белокаменными окнами в два ряда, верхний из которых был отделан в стиле «Нарышкинского барокко».

Его венчали прорезанный окнами купольный барабан на четырехскатной крыше и позолоченный ажурный крест. С восточной стороны к зданию примыкала закругленная абсида с 3 окнами в белокаменных наличниках. Неравномерность постройки скроет построенная почти век спустя, трапезная.

70 лет внешний вид храма был неизменен. Сгоревшая в 1806 г. деревянная колокольня, послужила поводом для возведения новой, уже в камне. Строительство спонсировал церковный староста Резанов. Высокую, трехъярусную колокольню, в классическом стиле, соединили с храмом проходом. С 25 м. высоты просматривались окрестности всего Пресненского района.

Прямоугольный нижний ярус, с рельефной кладкой из необработанного камня по углам, выполнял функцию главного входа. Палладианские мотивы сдвоенной арки, окруженной скошенными пирамидальными башенками с рельефными углами, выгодно выделяли ее со всех сторон.

Архитектор первоначального каменного строения, к сожалению, не известен. А вот строительство трапезной, в 1828 г., спроектировал известный в то время архитектор Шестаков Ф.М. В числе архитекторов еще несколько значимых фигур.

Период Ф.И.О. Вклад в архитектуру
1828 г. Ф.М. Шестаков создал проект трапезной
1890-е гг. В.М. Васнецов декорировал храм росписями
1894 г. П.А. Кудрин спроектировал расширение трапезной
2007-2010 гг. В.К. Потапчук руководил реставрационными работами внутри храма

Разные по стилю колокольню и здание церкви, выдающийся архитектор эпохи ампира и мастер ансамбля Шестаков, умело совместил с лаконичной трапезной. В1843 г. к трапезной пристроили южный придел, средства на который выделил врач-терапевт, сын священника из Вологды, Матфей Мудров.

Известный хужожник Васнецов участвовал в отделке Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

В 1848 г. на пожертвования прихожан был заказан и отлит большой колокол. Своим размером он выделялся на фоне остальных. С увеличением количества прихожан и церковного имущества П.А. Кудрин в 1894 г. спроектировал расширение трапезной.

Он, вместе с ямщиком Напалковым, который финансировал проект, обратился к митрополиту Сергию за разрешением на проведение работ. Церковный староста Митюшин внес пожертвование на отделку и оштукатуривание пристройки. С тех пор внешний вид храма остается неизменным. Периодически его обновляли: латали крышу, штукатурили, золотили купола и реставрировали росписи.

Наиболее значимые ремонтные работы пришлись на 90-е гг. XX века. Руководил ими тогдашний настоятель храма Николай Ситников. Возобновили колокола, позолотили колокольный крест и заново перекрыли крышу храма. Вход в церковь украсили иконами пророка Иоанна Предтечи и Святого Николая. Над южными и северными окнами трапезной возобновили иконопись, подъезд вымостили брусчаткой.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Либерия

В летописях есть слабые указания на то, что незадолго до смерти Иван Грозный спрятал на территории Коломенского свою знаменитую библиотеку.

Царь очень любил эти места. Москвовед И. Стелецкий, положивший жизнь на ее отыскание, в 1933 г

обратил внимание на возвышенность между обрывом, над которым стоит Предтеча, и берегом реки. Выяснилось, что это отвалы песка, между тем как окружающие почвы представляет суглинок

Без сомнения, когда-то здесь проводились крупные земляные работы. Начав раскопки, на глубине 7 метров, Стелецкий обнаружил каменную кладку. Работы велись на территории старого кладбища, поэтому их пришлось свернуть по требованию местных жителей. Находка ученого не говорила, что за кладкой прячется сокровище, но предполагала о подземных сооружениях близ древнего храма, вход в которые мог начинаться внутри его.

Для богослужения Предтечу открыли в 1992 г. Службы проходят по расписанию, в выходные, но не каждую неделю. Так что попасть внутрь не просто. А посмотреть снаружи – всегда пожалуйста!

Реклама:

Что в окрестностях, как добраться?

Обычные посетители (но не прихожане) считают эту действующую церковь труднодоступной в связи с тем, что находится она в глубине заповедника и вдалеке от транспортных остановок.

Добраться можно на метро, автобусе, троллейбусе:

Транспорт Название остановки
Метро «Коломенская» или «Каширская»
Троллейбус №67 «Музей Коломенское»
Автобусы № 287, 291

От станций метро до храма следует добираться пешком в среднем около 20 мин.

Автобусная остановка «Музей Коломенское»

К храму через лес ведет деревянная лестница, которая упирается в заборчик. Чтобы попасть на храмовую территорию, следует пройти вдоль ограды до главных ворот, переступив которые посетители оказываются на старинном кладбище, расположенном практически под стенами собора.

XIX век

Сгорели все здания, кроме соборного храма. Монахини успели заранее скрыться, а часть церковных сокровищ отправить в Вологду. Но все равно обители нанесен такой непоправимый урон, что более чем на полвека она была упразднена и перестала существовать. Ее главной соборной церкви присвоен статус приходской.

С 1860 года начинается восстановление обители и перестройка по проекту Михаила Быковского главного монастырского собора по образу итальянской базилики во Флоренции. Строительство длилось больше 20 лет на деньги от завещания подполковницы Елизаветы Мазуриной при личном участии и попечительстве митрополита Филарета (Дроздова).

1880

Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновлен в конце XIX века как единственный общежительный в Москве, а его первой настоятельницей становится игуменья Рафаила. Обитель быстро заселилась сестрами, отстраивалась и стала процветать, становясь известным и привлекательным местом для паломников со всей страны.

Из-за своей замечательной архитектуры, храм привлекал множество художников и фотографов того времени

Невозможно не сказать об архитектуре храма. Еще издавна храм привлекал к себе множество художников и фотографов.

Сам храм столпообразный. Его высота составляет 32 сантиметра, а состоит он из пяти восьмигранных башен со шлемовидными куполами, которые имеют отдельный вход и алтари, которые соединены одной общей галереей.

Снимок храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в Дьякове конца 16, начало 17 веков. Здесь слегка можно уловить архитектуру того времени

Меньшие башенки имеют высоту всего 18 метров. Боковых галерей в самом первом храме, скорее всего не было, храм представлял собой пять отдельных башен, которая стояла каждая на своем фундаменте.

Боковые башенки украшены тремя ряда треугольных кокошников. Башня центрального восьмерика вверху состоит из ряда кокошников — полукруглых и треугольных.

Но есть один интересный момент в этом. На гравюре одного художника Кваренги храм имеет шатровое завершение. Это остается для всех загадкой, может храм действительно выглядел так, или возможно художник решил изобразить его именно так, в своем представлении.

Картина Кваренги, на которой храм в Дьякове имеет шатровое завершение, но для всех остается загадкой, правда или это было

Сам храм построен из красного кирпича. В 19 веке храм был не побеленным, либо просто расписан под цвет кирпича. В лопатках центрального восьмерика снаружи были расположены иконы.

На южной стороне была икона Никола Зарайский. В 19 веке у храма была паперть со стороны фасада. Она была во всю его ширину.

На западном фасаде можно было увидеть, между двумя столпами приделов  располагалась звонница. Она имела очень позднее происхождение.

В центральный объем храма, в стены были вделаны  глиняные кувшины, которые идеально служили для улучшения акустики. А в храме акустика была просто необходима.

Снаружи храма в поясе кокошников над восьмериком центрального столпа также имелись голосники.

Если смотреть на фотографии 19 века, храм внутри был не расписан. Стены были просто покрашены в один тон. В большой нише слева от входа в центральный объем была вставлена фреска с «Главой Предтечи на блюде», которая занимала всю нишу.

Фреска с главой Иоанна Предтечи на входе в храм в селе Дьяково

Почему же фреска была именно с Главой святого на блюде? Что произошло с этим святым? Для этого необходимо обратиться к житию святого.

Постройки и перестройки: история царской усадьбы Коломенское

В XIV веке при князе Владимире Андреевиче Серпуховском, внуке Калиты, Коломенское представляло собой небольшую усадьбу и село. Позднее, в пору правления Василия III в 1532 году, здесь была построена церковь Вознесения Господня, которой можно полюбоваться и сегодня

Иван Грозный также не обделял вниманием эти места, и в 1554 году велел заложить еще один храм — Усекновения главы Иоанна Предтечи. Однако расцветом своим Коломенское обязано Алексею Михайловичу, историки подтверждают, что царь очень любил это имение

Именно он в 1667–1668 годах построил  Коломенский деревянный дворец. Царские хоромы из 260 комнат стали частью Государева двора. Помимо основной резиденции, в этот комплекс вошли Казанская церковь, Хлебный двор, Пивоваренная палата, Приказные и Полковничьи палаты. А вокруг усадьбы были разбиты роскошные сады.

Бывал в Коломенском и Петр I, он провел здесь свое детство и юность, а согласно некоторым легендам, Коломенское могло быть и местом его рождения. После Полтавской битвы царь отправил сюда трофейные пушки. Посетители комплекса и сегодня могут полюбоваться этими орудиями — ровесниками Северной войны, размещенными неподалеку от памятника самому царю.

Время беспощадно разрушило деревянные хоромы, и при императрице Екатерине II все, что осталось от палат Алексея Михайловича, было разобрано. Но на этом строительство дворцов в Коломенском не остановилось. Следующий, уже более современный, четырехэтажный дворец был возведен в 1766–1767 годах. Место было выбрано новое, напротив храма Вознесения. Екатерина бывала в новой резиденции летом, во время своих визитов в Москву. Во время войны с Наполеоном усадьбу оккупировали французские войска, их пребывание нанесло имению непоправимый ущерб. Солдаты даже вырубили часть сада. И в 1813 году строение пришлось демонтировать.

Следующая перестройка дворцовых палат случилась в 1825 году. Под руководством архитектора Е. Д. Тюрина в Коломенском возводят новый дворцовый комплекс из трех отдельно стоящих зданий для императора Александра I. В таком виде дворец простоял несколько десятилетий, а затем вновь был разобран. От целого комплекса остался лишь один деревянный флигель, сохранившийся до наших дней.   

Истории христианских раритетов

Икона “Державная” — история обретения

В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.

А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.

Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.

Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.

Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.

Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.

Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.

Скульптура Спасителя

Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.

Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.

У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.

Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.

Крестный ход

Во время литии духовенство с народом пойдут крестным ходом из Казанского храма к храму Вознесения Господня, что на берегу Москвы-реки, по дороге останавливаясь для возглашения прошений, какие полагаются на литии. На последнем прошении, Крестный ход остановится у храма Георгия Победоносца в Коломенском, где находилась Святая Державная икона некоторое время после того, как была обретена в 1917 году. Затем Крестный ход пройдёт к храму Вознесения. Около храма Вознесения Господня будет заранее установлен помост, на котором продолжится Всенощное бдение. Полиелей и окончание вечернего богослужения здесь же.

Церковь Вознесения — краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

На территории храма в Дьякове находится кладбище, на котором старинные надгробия

К началу 20 века стали вноситься некие существенные изменения, чтобы постараться приблизить храм к его первоначальному виду. Была снесена паперть, боковые галереи были сужены.

Также следует сказать, что на территории храма расположено кладбище. На нем размещены до 80 исторических белокаменных надгробий, которые когда то были привезены из разных мест как в музей.

Самое древнейшее надгробие относится к 14 веку.

Ограда самого кладбища была построена в начале 20 века настоятелем храма Сергием Воскресенским.

На кладбище похоронен известный фотограф Барщевский, первый человек, начавший систематически фотографировать московские храмы. В августе 2014 года за алтарем был сооружен трехметровый деревянный крест в память всех священнослужителей  и мирян, которые были погребены на этом кладбище.

Фотограф Барщевский — самый первый человек, который начал фотографировать московские храмы. Этот человек  похоронен на кладбище в селе Дьяково

Кладбище имело большую протяженность, оно разрослось довольно далеко за его ограду. Простиралось на сотни метров вдоль улицы, но в настоящее время все эти захоронения была удалены.

В настоящее время в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи служил игумен Алексий, который был пострижен в монашество в 2000 году архимандритом Алексием Поликарповым. Он же и считается настоятелем храма в Дьякове. А также иерей Зыков Евгений Борисович.

Алексей Поликарпов — настоятель храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в селе Дьяково

В настоящее время утренние богослужения бывают по расписанию по субботам, Престольным и великим праздникам. Расписание богослужений обновляется каждый месяц, его можно уточнить на официальном сайте храма.

Начало богослужений в 8:00, а вечерние в 18:00.

В храме находятся такие святыни, как икона Честной Главы Иоанна Предтечи на блюде, Казанская икона Божией Матери и икона Священномученика Сергия Дьяковского.

Схема проезда к храму:

Архитектура монастыря

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве и за ее пределами известен своим великолепным главным собором Усекновения главы Иоанна Предтечи (1879), прототипом которого стал знаменитый кафедральный собор Флоренции.

Внушительных размеров граненый купол и строгость линий возведенного Быковским собора приковывают взгляды горожан и туристов. Здесь органично переплелись лучшие элементы ренессанса с русским классицизмом, античность с древнерусским зодчеством.

С западной стороны на фасаде вперед вынесены две симметричные шатровые колокольни с монументальным порталом Святых ворот 1860 года постройки. Парные башни с зубчатым декором открывают вход.

Восточнее центрального храма находятся кельи и здание больничного корпуса с домовой церковью преподобной чудотворицы Елисаветы, 1879 года постройки, восстановление завершено в 1995 году.

Возведение западных корпусов келий растянулось на более длительный период с 1760 по 1830 годы. В северо-западной части находится трапезный корпус.

К древнейшей монастырской ограде примыкает невысокое одноэтажное здание конца XIX века постройки с изящным порталом, восстановительные работы закончены в 1992 году. В нем сейчас расположена Часовня святого Крестителя Иоанна Предтечи.

Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва)

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа моя на Господа.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,
неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех безаконий его.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите Его, вси людие.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

Храм в Дьяково

Строгий, величественный пятистолпный храм возвышается на крутом берегу реки и прекрасно вписывается в окружающий ландшафт. Он выполнен в стиле древнерусских шатровых церквей, но оканчивается плоским куполом. Главный столп высотой 34 м (без креста) окружен 4 самостоятельными восьмигранным приделами с башнями-бочками. Композиция стоит на едином фундаменте и объединяется крытой обходной галереей.

Столпы символизируют преемственность власти московских правителей. Три купола дают намек на соборы Успения во Владимире, Кремле, и Киево-Печерской лавре. Два указывают на наследие предыдущих церквей.

История

Об Ивановском монастыре, «что под бором», впервые упоминается в летописных документах 1415 г. в связи с появлением на свет будущего великого князя Московского и Владимирского, а позже и Всея Руси, Василия II. Приставка в названии говорит, видимо, о том, что Заречье в XV в. славилось густыми лесами.

Храм в вечернем освещении, ОЦАД в fb

Сама обитель в 1530-е гг. была переведена на вершину одного из холмов (ныне — Ивановская горка), в пределы восточной части Белого города, а каменная монастырская церковь, возведенная в 1514 г. вместо деревянного храма Алевизом Фрязиным (Алевиз Новый) по велению отца Ивана Грозного — Василия III, превратилась в приходскую.

Важным событием в истории церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи стала торжественная встреча у ее стен мощей святых Черниговских мучеников — князя Михаила и боярина Феодора — Иваном Грозным и всем честным народом в 1578 г. Их доставили из освобожденного от поляков Чернигова крестным ходом. В память об этом событии напротив Иоанно-Предтеченского храма была возведена церковь в честь Черниговских чудотворцев — сначала из дерева, а в 1675 г. — из камня.

Иоанно-Предтеченский храм под Бором серьезно пострадал во времена Смуты в начале XVII в., однако оригинальный «алевизовский» подклет и некоторые фрагментарные участки стен сохранились до наших дней. Церковь была восстановлена в 1650-х и обновлена в 1675 г. Возведение новой трапезной с двумя приделами и отдельно стоящей колокольни началось на средства купцов Замятиных уже в следующем веке. Процесс затянулся на несколько десятилетий, поэтому в архитектурном облике комплекса прослеживаются разные стили. В конце XIX — начале XX вв. в храме осуществлялись объемные реставрационные работы, были обновлены иконостас и росписи. В проекте восстановления принимал участие архитектор Ф. Шехтель.

Вид на колокольню с Пятницкой улицы, Lyudmila_Klyopova

После октябрьских событий 1917-го храм Иоанна Предтечи под Бором, как и многие другие церкви, был закрыт. Окончательного разрушения удалось избежать, однако церковь была обезглавлена, а ее помещения отдали под нужды Управления продовольственными товарами. В ходе подготовки к летней Олимпиаде-80 здания подворья привели в порядок, стены покрасили, восстановили купол, крест и забор. В храмовом помещении разместился выставочный зал с экспозицией «Художественного стекла», на втором ярусе колокольни расположилась художественная мастерская.

В 1990-х началась борьба за возвращение храмов Черниговского подворья прихожанам. Службы в Иоанно-Предтеченской церкви стали проводиться с 1997 г. Первая архиерейская Литургия состоялась 11 сентября 2010 г.

Новый этап реставрации комплекса стартовал в 2012 г. Обновленный храм освящен в ноябре 2015 г.

Роспись сводов, ОЦАД в fb

Датировка

Русские искусствоведы обратили на шатровые храмы пристальное внимание после приезда в Москву Виолле-ле-Дюка. Начиная с Фёдора Буслаева, в дьяковской церкви видели первую в русском зодчестве многопридельную столпообразную церковь — композиционного предшественника собора Покрова на Рву

Считается, что он родился на стыке двух эволюционных рядов — собственно шатровых храмов (церковь Вознесения в Коломенском) и столпообразных церквей «иже под колоколы» (колокольня Ивана Великого).

Ф. Ф. Рихтер при реставрации храма в XIX веке обратил внимание на сведения клировой летописи и связал его постройку с зачатием либо рождением в 1530 году долгожданного престолонаследника — будущего Ивана IV. С этим связывалось и посвящение престолов зачатию Иоанна Предтечи и зачатию святой Анны

Посвящение главного престола Иоанну Предтече Ф. Ф. Горностаев связал с намерением Василия III назвать наследника тем же именем, что носил его дед, Иван III.

К. К. Романов в 1925 году поднял вопрос о передатировке церкви, связав строительство обетной церкви с летописным известием о том, что в 1531 году была выстроена церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове. Поскольку в дальнейшем её следы теряются, В. В. Кавельмахер предположил, что ваганьковская церковь сгорела во время пожара 1547 года, а её престолы были перенесены во вновь построенный храм в Дьякове.

Дьяковская церковь на пейзажном этюде Н. Маковского

Надгробные плиты 1534 и 1535 годов, использованные при постройке церкви (и, по-видимому, взятые с близлежащего кладбища), косвенно указывают на то, что она строилась после 1535 года. А. И. Некрасов пытался приурочить её возведение к венчанию Ивана IV на царство в 1547 году. М. А. Ильин склонялся к дате 1553-54 гг., считая церковь моленной о рождении наследника, Ивана Ивановича.

А. Л. Баталов в 1998 году высказался за то, что дьяковская церковь представляет собой упрощённую реплику Покровского собора и последний — вовсе не усложнение и развитие столпообразной групповой композиции, впервые применённой в Дьякове. По мнению исследователя, вторичные итальянизмы дьяковской церкви не согласуются с художественным языком русской архитектуры конца 1540-х и 1550-х годов со свойственной тому времени тенденцией к намеренной архаизации (соборы Симонова, Авраамиева, Брусенского монастырей, Медведева пустынь).

Согласно А. Л. Баталову, жёстко геометризованный декор сближает данный памятник с произведениями придворной школы 1560-х и 1570-х годов, к которым он относит многостолпный Борисоглебский собор в Старице, Сретенский собор Московского кремля, приделы Благовещенского собора и, с известной осторожностью, памятники Александровой слободы, включая Распятскую церковь.

Древние и чудотворные святыни коломенской земли (описание, фото).

Однажды, я как экскурсовод сопровождал группу из города Малоярославец. После осмотра достопримечательностей в Коломне мы отправились на автобусе в загородные мужские монастыри. В Бобреневе монастыре я подвел группу к чудотворной иконе Феодоровской и рассказал о ее чудесных проявлениях и помощи людям. Затем мы поехали в Старо-Голутвин монастырь.

Каково же было мое удивление, когда одна из женщин этой группы позвонила мне на следующий день и со слезами рассказала, что ее семейная проблема решилась в этот же вечер после приезда из Коломны домой. Теперь эта женщина часто приезжает в Коломну и каждый раз посещает Бобренев монастырь. И это всего лишь одна из многих историй.

Православная вера много веков объединяла русский народ, давала ему силу, веру и надежду. Храмы, а особенно монастыри, были важными центрами, в которых происходило образование и воспитание русского народа, которые давали мощный толчок развитию культуры и искусства.

Итак, сначала о монастырях.

История

Приход храма известен с 1529 года.

Современное здание храма построено в 1570 году. Архитекторы неизвестны. Храм предназначался для Царя и царского двора.

Главный престол храма освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, боковые приделы – Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, 12-и апостолов, Святителей Московских, равноапостольных царей Константина и Елены (на втором этаже).

С 1920 по 1923 год в храме служил священномученик Сергий (Воскресенский) пресвитер.

В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан музейному отделу Главнауки в 1923 году. Реставрацией занимался реставратор П.Д. Барановский.

В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, в том же году приходу было передано бывшее здание храма.

11 сентября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме Божественную литургию.

4 сентября 2010 года в День города храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Архитектор и внешняя отделка собора

Имя архитектора, создавшего храм Вознесения, доподлинно неизвестно. С наибольшей вероятностью можно сказать, что это был итальянец Петрока Малый. Храм Вознесения в Коломенском по форме напоминает башню. Конструкция храма включает несколько ярусов.

Они расположены в следующем порядке снизу вверх:

  1. подклет;
  2. четверик, стены которого украшают треугольные арки;
  3. три ряда кокошников;
  4. восьмерик с восьмигранным шатром;
  5. восьмигранный барабан с маленьким куполом и крестом.

Стена храма, выходящая на восток, ровная, хотя православные церкви традиционно украшают полукруглыми апсидами со стороны восходящего солнца. Наличие галереи, полностью опоясывающей храм, также выделяет его из числа других подобных строений.

Попасть в галерею можно по одной из трех лестниц, каждая из которых ведет на крыльцо с аркой. Основным архитектурным нововведением храма стала крыша в виде восьмигранного шатра высотой 20 м, в то время как высота всего здания составляет 62 м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector