Святыни абхазии
Содержание:
- Прочие сведения
- Благовещенский кафедральный собор (Сухум)
- Изгнание бесов — история ритуала экзорцизма
- Бедийский собор
- Отец Игнатий: Я не считаю, что икона, которую сюда привезли – это дар. Подарки делают по-другому.
- Достопримечательности Сухума
- Цандрипшский храм
- Абхазский священник раскритиковал возврат иконы, подаренной грузинскими политиками
- Достопримечательности западной Абхазии
- Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы
- Нарушение аутентичности[править | править код]
- Действующие храмы Абхазской Епархии
- Литература
- Свято-Успенский собор (Дранда)
Прочие сведения
23 ноября 2009 года, в честь Дня Святого Георгия, Национальный банк Грузии выпустил коллекционные монеты с изображением Илорского храма, номиналом в 10 лари. Вес монет составляет 28,28 г, диаметр — 38.61 мм, тираж — 1500 экземпляров. Создателями монет стали Мамука Гонгадзе (реверс) и Темур Апхадзе (аверс).
6 декабря 2010 года Национальный банк Республики Абхазия в серии «Исторические памятники Абхазии» выпустил коллекционную монету с изображением Илорского храма (Елырский храм Св. Георгия), номиналом в 10 апсаров. Вес монеты составляет 33,94±0,31 г, диаметр — 39 мм, тираж — 1000 экземпляров. Художник Батал Джапуа.
Благовещенский кафедральный собор (Сухум)
В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».
После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.
В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской — «Златосфера».
До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.
Адрес:
Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75
Изгнание бесов — история ритуала экзорцизма
Изгнание бесов, либо экзорцизм — немаловажная часть богословской науки. Любопытно, что и в наше время можно отучиться в католическом институте и получить диплом экзорциста. Ритуал изгнания бесов из человека очень старый, он отсылает интересующегося этой неувязкой к истокам появления христианства.
Первым экзорцистом, как обозначено в Библии — главном источнике инфы на данную тему, был сам Иисус Христос
. Самое известное библейское сказание посреди тех, которые касаются темы ритуала изгнания бесов. говорит о том, как Иисус Христос изгнал бесов из некоторого человека и вселил их в тела свиней. Одержимые свиньи кинулись в пропасть, что в очередной раз подчеркивает опасность одержимости.
Вначале даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос.
Потом его получили апостолы — после того, как на их сошел Святой Дух. Считается, что последователями апостолов являются священнослужители, которые получили таковой же дар. Но во все времена людей, которые были способны прогнать беса, было очень не много.
Отчитки от бесов были популярны в средневековье. Не считая этого, понятно несколько реальных случаев экзорцизма в прошедшем веке, большая часть которых имеют катастрофический конец — погибель священника либо одержимого. На Руси первым письменным источником стали датированные 14 веком наставления об изгнании бес, создателем которых стал Киевский митрополит Петр Могила. С течением веков востребованность экзорцистов не уменьшилась, а неувязка вселения нечистой силы в людей все еще существует.
Бедийский собор
Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).
Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.
Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.
Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.
Отец Игнатий: Я не считаю, что икона, которую сюда привезли – это дар. Подарки делают по-другому.
Поделиться
Возвращение иконы, тайно привезенной в Илорский храм грузинскими политиками, обсудили на совместной пресс-конференции представителей АПЦ и ветеранской организации Аруаа 8 сентября в Сухуме.
В пресс-конференции приняли участие от АПЦ – игумен Игнатий Киут, иерей Никита Адлейба, иерей Долмат Гопия и Высшего Совета Аруаа – Темур Надарая,Тимур Гулия.
Отец Игнатий сообщил, что в АПЦ не знали о намерениях грузинской стороны. О даре Илорскому храму Абхазская церковь узнала из СМИ. По его словам, настоятель Илорского храма отец Сергий в тот день не находился в храме из-за проблем со здоровьем. В храме были только послушники.
«Я не считаю, что икона, которую сюда привезли – это дар. Подарки делают по-другому – открыто, с чистым сердцем, с любовью, но этого, к сожалению, мы не наблюдали. Это было сделано тайно, и там привлекали каких-то людей, каких-то граждан, которых мы не знаем и которые не имеют отношения к Богу и к нашей церкви. Мы не против иконы, но мы против способа, каким ее сюда привезли», – подчеркнул отец Игнатий.
Он также напомнил о сложных отношениях Абхазской и Грузинской церквей.
«Мы не связаны духовно, мы не посещаем грузинские святыни. Мы не ездим в Грузию и здесь мы не принимаем грузинских священников. Так как грузинская патриархия действует сквозь призму политики Грузии, которые упорно говорят, что абхазской церкви не было и нет, что не соответствует действительности.
Отец Никита рассказал, как происходил процесс возвращения иконы. Он опроверг слухи о том, что представители Аруаа, которые принимали участие в возвращении иконы, заходили на территорию храма, имея при себе оружие.
«Я был благословлен, я участвовал в возвращении иконы. Благоговейно, со страхом Божьим, вынесли икону, специально заказали чехол для нее. Все было согласовано с АПЦ, с руководством страны, с таможенным отделом, все знали. Аккуратно транспортировали и на посту Ингур передали пограничникам. Насколько я знаю, икона уже передана духовенству Грузии», – отметил отец Никита.
Член высшего совета Аруаа Темур Надарая считает, что тайный завоз иконы в Абхазию объясняется тем, что грузинские политики таким образом подчеркивают, что не признают ни нашу страну, ни нашу церковь.
«Все попытались сделать максимально тайно. Так, как если бы они сделали все официально и открыто, позвали бы абхазское духовенство, в Грузии их обвинили бы в том, что они косвенно признают Абхазскую церковь. Они все цинично сделали, не предупредив АПЦ, никого не хотели видеть из священнослужителей абхазских, привезли и просто оставили икону, потому что они считают, что все храмы в Абхазии, в том числе и Илорский относятся к грузинской патриархии», – сказал он.
Темур Надарая подчеркнул, что ветераны борются не с иконой, а с «идеологией под которую делаются разные провокации».
«Я прекрасно помню в 1992 году Илья II (епископ Грузинской православной церкви) тоже привез на Псоу икону и осветил ее, а через несколько дней война началась. Сейчас они привозят икону, и через три дня вооруженная группа террористов заходит из Грузии и ворует в первые за последние 5 лет человека в Галском районе», – отметил ветеран.
Председатель Аруаа Тимур Гулия сообщил, что по предложению отца Никиты ветераны войны заказали у иконописца Абхазской православной церкви изготовить Пицундскую икону Божьей матери. Икона будет передана Илорскому храму.
Достопримечательности Сухума
Примечание: К памятникам столицы Абхазии относятся: крепость, Сухумская набережная, питомник обезьян, ботанический сад, замок Баграта, Драматический театр с фонтаном, колоннада, Благовещенский собор, Государственный музей Абхазии, маяк и дендропарк. Подробнее читайте в статье «Отдых в Сухуме».
фото: Каманские храмы
- Вход: свободный.
- Координаты: 43.09568, 40.99702.
фото: Беслетский мост (Абхазия)
- Стоимость входного билета: бесплатно.
- Координаты: 43.03069, 41.07629.
Ущелье в Черниговке
Ущелье в Черниговке (Абхазия)ресторан «Ассир» с абхазской кухней
- Стартовый взнос: 100 руб. Парковка бесплатная. Туалет платный.
- Координаты: 43.019163 41.188369
Водопады Волчьи ворота (Ольгинские)
Волчьи ворота (Абхазия)
Примечание: комплекс водопадов у Сухумского Военного шоссе.
Координаты: 43.01451, 41.22771.
Азантский дольмен
Координаты: 43.08933, 41.29311.
Цебельдинская пещера и источник
Вход: свободный.
Координаты: 43.025948, 41.283718.
Шакуранский водопад и пещеры
фото: Шакуранский водопад и пещеры (Абхазия)
Стоимость входа: бесплатно.
Координаты: 43.028327, 41.329396 (водопад), 43.029219, 41.332982 (средняя пещера).
Цандрипшский храм
Уникальный памятник древности (5-6 в) – одно из первых святилищ находится в пос. Цандрипш. В византийскую эпоху это селение было столицей Санигии, государства, позже присоединённого к Абхазии. Сооружение, спрятанное в густых зарослях, вызывает огромный интерес специалистов и любителей старины. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковыми нефами, апсидой не позволяет точно определить стиль и найти его аналог.
Густые заросли пальм, кипарисов, кустарников окружают седые руины. Несмотря на многочисленные разрушения, могучие стены с арками производят неизгладимое впечатление. Здесь хорошо сохранилась апсида, ниша алтаря, южная стена и придел. От полукруглого свода остались лишь фрагменты. Перед центральным входом видны остатки некогда мощных колонн.
Хорошо выглядит центральный элемент 3-частной апсиды. По фрагментам северного придела можно восстановить его полный вид. Остатки внутренних стен позволяют представить великолепие интерьеров. Сегодня алтарь для сохранности отделён деревянной перегородкой. Изредка здесь проводятся службы. Величественные останки раритетного сооружения просто кричат о восстановлении.
Абхазский священник раскритиковал возврат иконы, подаренной грузинскими политиками
Председатель совета т. н. Священной митрополии Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар) раскритиковал абхазских политиков и общественных деятелей за «погрешности» при выносе из Илорского храма иконы Богородицы, подаренной «Альянсом патриотов Грузии». Об этом сообщает издание «Эхо Кавказа».
«Те люди, которые вынесли икону, оскорбили не грузинских политиков или грузинское духовенство. Вы прежде всего оскорбили абхазское духовенство. Потому что, «оружие» надо оставлять за пределами храма. В данном случае, в Илорском храме решать подобного рода вопросы может только настоятель этого храма, либо его непосредственное руководство, но не абхазские политики или общественные деятели. Нельзя было так делать», – отметил он.
Говоря о церковной составляющей вопроса, священнослужитель о, а Илори – святыня не только для Абхазии.
«Илорский храм является одной из главных святынь не только для нас с вами, жителей Абхазии, не только для нас с вами, абхазов, но является святыней для всей Западной Грузии. Может быть, многие из вас это не знают, но я, как церковный историк, могу вам это подтвердить. Когда я говорю о Западной Грузии – это, прежде всего, Мегрелия, Гурия, Имеретия, которые территориально входили в состав как Абхазского царства, так и абхазского католикосата. Центром абхазского католикосата, или абхазской церкви Средневековья была Пицунда и вплоть до XVI века она таковым оставалась», – сказал он.
Архимандрит Дорофей отметил, что это не первая икона, которая попала в Илорский храм после войны 1992-1993 годов. «Там десяток икон, которые привозятся с территории Грузии», – добавил он.
При этом Дбар назвал недопустимым «приезд инкогнито грузинских политиков», назвав это «ошибкой нынешнего руководства Абхазии». Он оценил действия лидеров «Альянса патриотов» политическим актом, указав на некоторые моменты, связанные с иконой. «Зачем нужно было такую большую икону привозить? Зачем демонстративно делать надпись на грузинском языке?», – задался он вопросом.
Но тот факт, что на иконе изображен святой Евстафий Апсилийский, архимандрит оценил положительно: «Слава богу, грузинская сторона признала, что среди христианских святых, причем древних, есть абхазец по происхождению, святой Евстафий Апсилийский».
Говоря о комментариях отдельных интернет-пользователей о том, что икона – бумажная и неосвещенная, священнослужитель сказал: «Неправильно говорить о том, что икона – бумажная. Икона – она сама по себе икона. Сегодня 80% икон, которые мы используем, они сделаны типографским способом… Что значит, неосвещенная? С момента написания изображения святого и написания его имени, икона становится иконой».
Напомним, 18 августа лидеры пророссийской партии «Альянс патриотов» Ирма Инашвили и Георгий Ломия тайно посетили Абхазию. Они привезли в дар Илорскому храму икону Девы Марии. Визит грузинских политиков вызвал скандал в оккупированном регионе. Местная Церковь отказалась принимать подарок. 5 сентября икона была перевезена к де-факто границе по реке Ингури.
Достопримечательности западной Абхазии
В него входят Гагрский и Гудаутский районы. В этом регионе находятся самые популярные места, куда приезжают туристы во время отдыха в Абхазии.
Каньон реки Хашупсе
Каньон реки Хашупсе
- Вход: свободный. Однако в некоторых местах местные предприятия требуют оплаты при входе в каньон.
- Координаты: 43.41921, 40.17612.
- Вход: свободный.
- Координаты: 43.37933, 40.07091.
Цандрипшский храм
Живописные белые скалы у села Цандрипш
- Вход: свободный.
- Кординаты: 43.366178, 40.103946
Дача Сталина (Холодная речка) Абхазия
- Первоначальный взнос: 250 руб.
- Координаты: 43.36289, 40.11594.
Бзыбский храм-крепость (Абхазия)
- Входная плата: бесплатно.
- Координаты: 43.24081, 40.39596.
Крепость Хасан-Абаа
- Вход: свободный.
- Координаты: 43.30245, 40.4056.
Водопад Джирхва
- Вход: свободный.
- Координаты: 43.30539, 40.42398.
Водопад Девичьи слезы (Абхазия)
- Вход: свободный.
- Подробнее о водопаде Девичьи слёзы >>
- Вход: взрослые 350 руб., Дети 8-12 лет 100 руб., Бесплатно.
- Координаты: 43.3416, 40.41317 (вход).
Дача Сталина и Горбачева (Мюссера)
фото: Дача Сталина и Горбачева (Мюссера)
- Стоимость входа: 250 руб.
- Координаты: 43.15427, 40.45745 (дача Сталина), 43.15427, 40.45745 (дача Горбачева).
Руины храма-крепости Амбара
- Вход: свободный.
- Координаты: 43.14352, 40.48959.
Отхарские дольмены
- Вход: свободный.
- Координаты: 43.22405,40.59719
Дольмены села Хуап
- Вход в частную собственность: бесплатный.
- Координаты: 43.21893, 40.53172.
Храм Айлага-абыку (руины)
- Вход: свободный.
- Координаты: 43.10384, 40.56339.
Село Лыхны
- Вход: свободный.
- Координаты: 43.13977, 40.61801.
Грязелечебница в Приморском
Грязелечебница в Приморском
Примечание: серный термальный источник + лечебная грязь в селе Приморское.
- Стоимость входа: 150 руб. Парковка: 50 руб.
- Координаты: 43.10015, 40.75093.
Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы
Лыхненский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней.
В середине XIX века император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь и место пребывания священников. В начале XX века епископ Уфимский Андрей подарил храму икону Знамения Божьей Матери с надписью на абхазском языке.
Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе), умершего в 1821 году. Его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости.
Лыхненский храм относится к тем немногим культовым сооружениям, которые фактически не прекращали свою деятельность не только в период насаждения ислама в Абхазии, но и в советское время.
Адрес:
Абхазия, с. Лыхны
Проезд:
Село Лыхны находится сразу к северу от Гудауты. Немного восточнее гудаутского вокзала есть заметный поворот, от которого можно пройти на север ровно 4 километра. Сначала справа будет видна большая поляна, а за ней — храм. Сюда можно быстро добраться на такси. Автобусы наверняка есть, но искать их в Гудауте бывает неудобно.
Нарушение аутентичности[править | править код]
Серебряная монета Национального банка Грузии достоинством в 10 лари, 2009 год, реверс.
Серебряная монета Национального банка Грузии достоинством в 10 лари, 2009 год, аверс.
Грузия неоднократно поднимала вопрос о сохранении и защите исторических культурных ценностей, в том числе и Илорского храма, на неподконтрольной Грузии территории Абхазии. Проведенные в храме в последние годы реставрационные работы, привели в конце 2010 года к конфликту между грузинской и абхазской сторонами. По мнению грузинской стороны, в результате работ была утрачена аутентичность исторического памятника, уничтожено «своеобразие грузинской традиционной архитектуры из-за передела храма на русский манер». Министерство иностранных дел Грузии в своем заявлении охарактеризовало проведённые работы как вандализм, призвав международное сообщество, ЮНЕСКО и международные организации «остановить целенаправленное уничтожение грузинского культурного и исторического наследия на оккупированных территориях Грузии».
Как утверждается в грузинских источниках, в ходе реставрации здание церкви подверглось существенным изменениям:
- над изначально бескупольным однонефным строением возведён купол, характерный для русского церковного зодчества;
- перекрашен в белый цвет фасад, оштукатурена восточная стена сооружения, на которой ранее по-грузински были выполнены пять лапидарных надписей, содержавших сведения из ранней истории Илорской церкви; арки церкви выкрашены в красный цвет, добавлены не характерные для грузинского зодчества рельефные элементы;
- во внутреннем пространстве храма стёрта и забелена сохранившаяся фресковая роспись.
Судя по сообщениям СМИ, абхазская сторона не отрицает того, что в ходе реставрации внешний вид храма претерпел изменения, однако как представители Абхазской православной церкви, так и официальные лица отрицают нанесение храму непоправимого ущерба.
22 февраля 2011 года, в рамках 25-й грузино-абхазской встречи по предотвращению инцидентов и механизмам реагирования на них, грузинская сторона поднимала вопрос о допуске к Илорскому храму, но получила отказ от абхазской стороны.
В марте 2011 года, на 15-м раунде Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье абхазская сторона представила фотоматериалы о состоянии Илорского храма до реставрации и после неё.
Действующие храмы Абхазской Епархии
Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Настоятель собора – священник Виссарион Аплиаа. Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г.Сухум, ул.Абазинская 75. Тел..
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра.
Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра
Храм-часовня Пицундских Святых в п.Пицунда.
Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п.Пицунда. Тел..
Храм Покрова Богородицы в г.Гудаута.
Настоятель – иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г.Гудаута, ул.Харазия 26.
Храм Успения Богородицы в с.Лыхны.
Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с.Лыхны. Тел..
Храм Покрова Богородицы в г.Новый Афон.
Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г.Новый Афон. Тел..
Храм Святого Апостола Симона Кананита в г.Новый Афон.
Служащий священник – иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Храм Преображения Господня в с.Яштуха.
Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с.Яштуха.
Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в с.Акапа.
Настоятель – иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с.Акапа. Тел..
Храм Пророка Илии в п.Агудзера.
Адрес: Гульрипшский район, п.Агудзера. Тел..
Драндский Успенский собор.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда. Тел..
Храм Архангела Гавриила в п.Дранда.
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда.
Моквский Успенский собор.
Священнослужитель – иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел..
Храм Святого Георгия Победоносца в с.Елыр.
Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с.Елыр.
Храм Святого Георгия Победоносца в с.Чубурхинджи.
Служащий священник – иерей Никита Адлейба. Адрес: Галльский район, с.Чубурхинджи.
Литература
- ქსე, ტ. 5, გვ. 108, თბ., 1980
- ისტორიული სამურზაყანოს წარწერები: ილორის წარწერები // ახალაძე ლ. აფხაზეთის ეპიგრაფიკა, როგორც საისტორიო წყარო: ლაპიდარული და ფრესკული წარწერები. I. — თბ., 2005. — გვ. 96—108 (ილორის ტაძრის ხუროთმოძღვრული დახასიათება, შემორჩენილი ლაპიდარული წარწერების ენობრივ-პალეოგრაფიული ანალიზი);
- ილორის ეკლესია // მიბჩუანი თ. აფხაზეთი ნაწ. I. — გვ. 215—217 (მოკლე ხუროთმოძღვრული დახასიათება);
- მაკალათია ს. სამეგრელოს ისტორია და ეთნოგრაფია. — თბ., 1941. — გვ. 348—349 (ილორის წმინდა გიორგის სახელობის ეკლესია-მხატვრულ-არქიტექტურული დახასიათება. ტექსტს ერთვის ფოტო);
- კასტელი დონ კრისტოფორო დე. ცნობები და ალბომი საქართველოს შესახებ. — თბ., 1976. — გვ. 450 (მოცემულია ილორის ტაძრის ერთი ნახატი და წარწერების თარგმანი, გვ. 173—174);
- ქართველთა უძველესი ეკლესია ილორში // სახალხო გაზეთი. — 1912 (25 ივლ.). — გვ. 3 (მოკლე ცნობები);
- ილორი //ქართული ლაპიდარული წარწერების კორპუსი. II.: დასავლეთ საქართველოს წარწერები. ნაკვ. I (IX—XIII სს.). — თბ., 1980. — გვ. 159—161 (ილორის ეკლესიის XI—XII საუკუნეების წარწერების პალეოგრაფიული ანალიზი);
- ილორის ეკლესია // საქართველოს კულტურული მემკვიდრეობა. აფხაზეთი .ტ. I. — თბ., 2007. — გვ. 16—17 (წმინდა გიორგის სახელობის ილორის ეკლესიის მდებარეობა, მოკლე არქიტექტურული დახასიათება. მოხსენიებულნი არიან: ოდიშის მთავარი ლევან II დადიანი (XVII ს.), ვახუშტი ბატონიშვილი, ფეოდალი გიორგი გურგენიძე, მთავარეპისკოპოსი გიორგი, მღვდელი გიორგი ქოჩოლავა, მშენებლები: გიორგი გალატოზი და მიქაელი. ტექსტს ერთვის ეკლესიის სამი ფოტო. მოცემულია ილორის წმინდა გიორგის სახელობის ხატის მოკლე აღწერილობა და ფოტო — გვ. 52—53. ტექსტი ქართულ, რუსულ და ინგლისურ ენებზე);
- წმიდა დიდმოწამე გიორგის მახვილი. ილორი // საქართველოს სულიერი საგანძური. წ. ი. — თბ., 2005. — გვ. 182—184 (გადმოცემები XI საუკუნის წმინდა გიორგის სახელობის შესახებ. მოკლე ხუროთმოძღვრული დახასითება. ტექსტი ართ. და ინგლ. ენებზე. დართულია ტაძრის საერთო ხატისა და კარედის ხატის ფოტოები);
- ილორი // როგავა გ. რელიგია და ეკლესია აფხაზებში. — თბ., 2007. — გვ. 157—158 // როგავა გ. აფხაზეთის ისტორიის საკითხები. — თბ., 2009. — გვ. 158 (მოკლე ცნობა ეკლესიის ხატების წარწერების შესახებ);
- ილორის ეკლესია // მიბჩუანი თ. აფხაზეთი. ნაწ. I. — თბ., 2003. — გვ. 215—216 (XI საუკუნით დათარიღებული, წმ. გიორგის სახ. ეკლესიის მოკლე აღწერილობა და ისტორია);
- მივხედოთ ილორის წმ. გიორგის ეკლესიას // «კოლხური დიადემა». — 1991 (ოქტ.). — № 8—9. — გვ. 10 (XI საუკუნის ძეგლის მდგომარეობის გამო);
- ქობალია ნ. «ყურესა მცირესა დაშთომილ ვართ…» // გაზ. «კომუნისტი». — 1990 (8 აგვ.). — გვ. 4 (წმ. გიორგის სახ. ეკლესიაზე — მოკლე ცნობა).
Свято-Успенский собор (Дранда)
Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.
Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.
В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.
Адрес:
Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.
Телефон:
+7 940 772-69-42
Проезд:
Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.
На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки «Дранда» (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.