Новоафонский монастырь в абхазии
Содержание:
Новоафонский мужской монастырь
Утром мы искупались в море, потом позавтракали в столовой прямо напротив гостиницы на другой стороне улицы. Во время отдыха мы соблюдали пост, поэтому еда нам обходилась не очень дорого (от 150 до 350 руб. на человека). После этого втроем направились в сторону Ново-Афонского Симоно-Кананитского мужского монастыря, пожалуй самой известной достопримечательности Нового Афона.
Моих дочерей вдохновила возможность посетить копию Новоафонского монастыря, построенного по образу афонских монастырей в Греции. Доступ женщинам к монахам Афона Богородицей запрещен. От гостиницы мы спустились вниз в сторону моря, дошли до Лебединого озера и повернули налево. Как хорошо, что я давно бросил пить и курить! С вредными привычками посещать достопримечательности Нового Афона было бы непросто. Вряд ли я смог бы с такой легкостью (для своего возраста) лазить по горам Абхазии. Подъем в гору простым назвать никак нельзя: дорога из камня, довольно длинная и крутая.
Подъем к монастырю
Кстати, этот путь называют тропой грешников. Если по дороге пройти на коленях, то многие грехи с человека сбрасываются. 600 метров в гору на коленях по камням — это очень нелегкое испытание! А вот комментарий моей младшей дочери Ирины: «Паломники считают, если пройти по тропе грешников на коленях, то тебе простится большая часть грехов. При этом они забывают, что есть Таинства в Православной Церкви. И там грехи отпускаются тоже, но только через Таинство покаяния.
Храмовый комплекс Новоафонского монастыря
К тому же, тропой грешников она считалась только до прибытия в Новоафонский мужской монастырь Российского императора Александра III со своей семьей. Когда стало известно, что император приедет, тропу замостили брусчаткой. И… как тропа грешников, она исчезла, а на ее месте появилась широкая красивая каменная ковровая дорожка. По ней император Александр III, члены семьи и свита поднялись в монастырь. В те времена помнили, что царь — это помазанник Божий. А помазанник — значит Божий посланник. Поэтому Императора всея Руси принимали не как грешника, а как посланника Господа».
Новоафонский монастырь – внутри ограды
Храмовый комплекс и с далекого расстояния производит неизгладимое впечатление. Но, только зайдя за его ограду можно невольно поразиться масштабности и величию этого сооружения.
Храм во всем великолепии
Мы насчитали 6 храмов. Центральный из которых — Пантелеимоновский собор. Он настолько громаден, что, кажется, там уместятся все жители Нового Афона. Да еще и для приезжих останутся места. Непривычно в нем было то, что посреди храма стояли ряды скамеек, на которых можно сидеть во время службы. Новоафонский монастырь действующий, и в нем есть все необходимое, чтобы отвлечься от сует мирской жизни.
Внутри Пантелеимоновского храма
В монастыре красиво все: как ухоженные сады снаружи, так и замечательные росписи стен и сводов внутри. Во всем ощущаются плоды трудолюбивых монашеских рук.
Библейский сюжет в росписи
К сожалению, при более близком рассмотрении фресок и росписей можно заметить следы их осыпания и разрушения. В храме уже давно ведутся реставрационные работы, но дело по причине недостатка средств двигается медленно.
Ирина, я и Лена на смотровой площадке Новоафонского монастыря
Вид на окружающие окрестности, который открывается со смотровой площадки, вызывает дикий восторг. Красота неописуемая!
История
Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.
Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.
В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.
В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.
Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне
Монастырский комплекс включает в себя 6 храмов и соборов, в числе которых:
- храм иконы Божьей Матери «Избавительница»
- Иерона-мученика
- преподобных отцов Афонских
- Святого Андрея Первозванного
- Вознесения Господня.
Главный храм монастыря Нового Афона — Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.
Julia Alisova
Это огромное религиозное сооружение в неовизантийском стиле 1888–1900 годов постройки, известное своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную. В советское время их пытались замазывать, но они все равно проступали сквозь штукатурку. В настоящее время собор и фрески — одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.
Oleg N.
В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря есть отдельный храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.
Новоафонский монастырь в Абхазии — панорама Google Maps:
В монастыре хранится несколько святынь: мощи Симона Кананита, чудотворный крест с деревянной частицей Креста Господня и почитаемая в Абхазии икона Божьей Матери «Избавительница». Образ завещал монастырю настоятель монастыря на Старом Афоне в Греции, как преемнику.
Паломнику
В настоящее время обитель принадлежит раскольникам.
Указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона от 26 мая 2011 года заштатные клирики Майкопской епархии иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), служащие в Новоафонском монастыре, были запрещены в служении за раскольнические действия. В связи с тем, что за тот год с их стороны не последовало покаяния, указами от 11 июня 2012 года епископа Тихона им было продлено запрещение в служении на три года. В ответ они порвали указы епископа Тихона о наложении на них запрещения в служении и заявили, что теперь не имеют никакого отношения к Русской Церкви.
В 2013 году Кубанская митрополия с прискорбием констатировала, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Митрополия предупредила всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви.
Подробнее читайте здесь
Река Псырцха
С монастырского холма спускаемся к реке Псырцха. Название реки переводится как «пихтовый родник».
Приморский парк
В нижнем течении Псырцхи разбит живописный Приморский парк с большими водными пространствами, в которых плавают лебеди.
Выше вдоль реки установлены многочисленные сувенирные лавки (так же, как и под Новоафонским монастырем, и далее — возле Новоафонской пещеры).
Храм Симона Кананита и музей Абхазского царства
Когда-то в этих местах в одной из пещер на берегу реки, в лесной чаще проживал апостол Симон Кананит (Зилот). Сюда он пришел вместе с Андреем Первозванным, но потом их пути разошлись: Андрей ушел в другие края, а Симон остался проповедовать на Кавказе.
В конце 60-х годов Симон Кананит принял мученическую смерть (по преданию, был распилен пилой).
На левом берегу реки Псырцха, на мощах апостола в 898 году была построена церковь Святого Симона Кананита. Когда с приходом турок здесь утвердилось мусульманство, храм был заброшен, и лишь в конце XIX века прибывшие с Афона монахи возродили его к жизни.
Сейчас рядом с храмом открыт музей Абхазского царства, небольшой (всего два зала), но интересный.
В музее Абхазского царства
Водопад и станция Псырцха
Чуть выше музея река обрывается вниз водопадом. Водопад искусственный, монахи построили здесь гидроэлектростанцию. Здание ГЭС находится справа от водопада (если подниматься).
Выше водопада – просторная речная заводь. Невероятно красивое место!
За речной заводью проходит железная дорога. На этом участке дорога выходит из скалы и буквально через 200 метров исчезает в другом туннеле.
Между туннелями стоит станция Псырцха – чрезвычайно затейливый павильон (архитектор Г.И. Лежава, 1944 год постройки). После грузино-абхазской войны станция заброшена. Два раза в сутки здесь проходят поезда (Спб – Сухум и Москва-Сухум). На этой станции не останавливаются.
Ущелье и пещера апостола Симона Кананита
Идем мимо станции к дальнему туннелю. Перед туннелем дорога раздваивается. Левая дорога ведет через мост, далее в автомобильный туннель и подводит ко входу в Новоафонскую пещеру. Правая дорога ведет в ущелье, к гроту Симона Кананита.
Проход в ущелье платный, стоит 200 рублей.
Покупаем билет и идем вдоль горной реки по узкому ущелью. Проходим мимо камня с отпечатком ступни апостола. Минуем купальню и маленький водопад.
Место казни апостола Симона отмечено небольшим каменным крестом.
Тропа забирается все выше. Сначала мы поднимаемся к первому гроту. Обычно там все отдыхают после крутого подъема.
От первого грота каменные ступени ведут еще выше и подводят нас к следующему высокому гроту, внутри которого тоже вырублены ступени.
Наверху в широкой полости стоят иконы, горят свечи. Считается, что здесь и обитал апостол Симон.
Расстояние от кассы до грота – 550 м. Место невероятное, не пропустите.
Возвращаемся к кассе и идем к Новоафонской пещере.
Залы Новоафонской пещеры
Зал «Анакопия» расположен глубже всех остальных помещений комплекса. Глубина, на которую вам предстоит спуститься, чтобы попасть в него, около 135 метров. Анакопия заслужила себе отдельное место в истории — именно с нее началось знакомство первопроходца Гиви Смыря с Новоафонской пещерой в 1961 году, когда впервые удалось попасть так глубоко. В зале среди прочего можно полюбоваться подземными озерами. Их здесь два — озеро Анатолия и Голубое озеро.
Зал «Махаджиров» назван в память о тяжелой трагедии, когда жителей Абхазии против их воли переселяли в Турцию и другие мусульманские страны. Это самый большой зал Новофонского пещерного комплекса. Ценители подземных красот смогут увидеть здесь, как нарождаются сталагмиты и как выглядит Белая гора.
Зал «Нартаа» знаменит своим «живым» озером и его ракообразными обитателями. Основное покрытие стен здесь составляют глиняные пласты.
Зал «Спелеологов» один из самых комфортных с точки зрения естественно создающейся здесь атмосферы. Достаточно небольшая влажность и средняя температура делает эту часть пещеры излюбленным местом летучих мышей.
Зал «Гиви Смыр» славится необычной расцветкой, которая создается за счет известнякового покрытия, и каменной медузой.
Зал «Аюхаа» имеет огромную для пещеры протяженность — около 100 метров. Необычный рельеф стен создают углубленные горизонтальные полосы черного цвета, которые на общем желтом фоне смотрятся очень эффектно. Здесь можно рассмотреть целые «заросли» красных и желтых кальцитовых сталагмитов.
Мария Пенина
Зал «Апсны» притягивает посетителей возможностью увидеть огромный 4-х метровый сталагмит и местную диковинку — 30-метровый валун, который здесь называют каменным водопадом. По нему действительно стекают струи воды, что создает в этом зале повышенную влажность.
Зал «Апхярца» обладает невероятной акустикой, за что и получил свое название. Апхярцей в Абхазии называют народный смычковый музыкальный инструмент. Музыка, кстати, сопровождает этот зал не только в названии. Здесь любят выступать музыканты, например Абхазская государственная хоровая капелла.
Зал «Москва» расположен относительно неглубоко, на глубине 54 метра, однако остается загадкой для большинства посетителей — его крайне редко открывают для любопытных глаз.
Кораллитовая галерея состоит из невероятного количества небольших ископаемых кораллов белого цвета, соединившихся вместе и покрывающих все стены это самого красивого зала пещерного комплекса. Здесь же расположена галерея Каменных цветов и Гипсовый грот.
Увидеть Геликтитовый грот тоже повезет далеко не всякому — это тот самый случай, когда каждый лишний посетитель может невольно стать причиной разрушения необычного природного объекта. Геликтиты — особый вид сталактитов, которым свойственно расти вверх и в сторону. Здесь они представлены во всех оттенках красного — от розовых полутонов до красно-коричневого. Стены грота ярко-белого цвета за счет составляющего их кальцита. На этом фоне сложно пропустить цветовое буйство местных сталагмитов — здесь есть и зеленые, и желтые, и оранжевые, и даже фиолетовые наросты. Даже пол в гроте «украшен» — застывшие лужицы плетут свой особый узор.
Новоафонская пещера — панорама Google Maps
История основания Новоафонского монастыря
В 1874 г. монахи Пантелеимоновского монастыря, что находится на греческом Афоне, получили от царского правительства территорию современного Нового Афона и внушительную сумму денежных средств для строительства нового монастырского комплекса. Работы было немало: предстояло частично снести гору, чтобы подготовить площадку, убрать тонны земли, а также соорудить какое-либо подобие подъездной дороги.
Среди живописных горных пейзажей Абхазии на солнце сверкают золотые купола Новоафонского монастыря Святого апостола Симона Кананита. История этой святой обители уходит в далёкое прошлое.
С 1877 по 1878 гг., на время русско-турецкой войны, строительство монастыря было заморожено (недостроенная обитель в эти годы была ещё и разграблена), после войны возобновилось и окончательно завершилось только в 1900 г. Кстати, чудесный «Русский Афон» стал местом паломничества задолго до завершения строительных работ. Сюда приезжало огромное количество купцов и торговцев, которые стремились поддержать монастырь материально.
Среди посетителей числится и сам император Александр III с семьёй, он даровал куранты, которые впоследствии украсили одну из колоколен Новоафонского монастыря.
О визите императора напоминают и другие памятные знаки: часовня, которая была построена на месте встречи монарха и настоятеля Новоафонского монастыря, и так называемая царская аллея — бульвар с кипарисами, протянувшийся от морского причала до самого монастыря.
Торжественное освящение Новоафонского монастыря, на которое прибыли порядка 20 тыс. паломников, состоялось 28 сентября 1900 г. На этом благоустройство обители не закончилось: монахи неустанно работали без сна и отдыха, чтобы монастырь стал не просто цитаделью духовности, но и настоящим символом процветания православной веры в Российской империи. В те годы монастырь переживал период своей бурной популярности и считался крупнейшим православным монастырем России и духовным оплотом Кавказа.
Однако ветер не самых приятных перемен не заставил себя ждать: грянула Октябрьская революция. Во времена советской власти монастырь пришел в запустение, дом игумена был разорён и разрушен, на его месте появилась дача Сталина, по соседству построили дом для Берии, в соборе открыли краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, пострадавший от многочисленных обстрелов монастырь переквалифицировался в госпиталь. Пережив все эти невзгоды, в 1994 г. Новоафонский монастырь всё же смог вернуться к жизни и понемногу стал налаживать свой быт.
Реставрация внутренних храмовых покоев, различных хозяйственных и церковных зданий, а также собора Святого Пантелеимона не завершается по сей день.
Построенный согласно неовизантийским канонам, Новоафонский монастырь эффектно выделяется на фоне традиционной русской церковной архитектуры. Целых шесть храмов относится к новоафонскому монастырскому комплексу: надвратный храм Вознесения Господня, храм Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница» и самое грандиозное сооружение — Пантелеимоновский собор.
Это интересно: 385,Афанасий Никитин купец-путешественник
Действующие храмы
- Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
- Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
- Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
- Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
- Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
- Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
- Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
- Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.
Исторические сведения о древнем Афоне
Новоафонская Симоно-Кананитская мужская обитель официально была основана в 1875 году насельниками из Пантелеймоновского монастыря, находящегося в греческом старом Афоне.
Античные поселения на Новом Афоне Абхазии известны с III века, как торговые центры, в которые заходили суда с товаром. На основе развития торгово-экономических связей поселение развивалось и богатело.
Новоафонский мужской монастырь, Абхазия
- В IV веке здесь была построена крепость на горе Иверии для городской защиты, внутри которой возводится храм апостола Симона Кананита, святого, жившего в первом веке и погибшего от рук римских воинов. По преданию именно благодаря защите Иверской иконы Богородицы эта местность была освобождена от нашествия арабов.
- Анакопия в восьмом веке являет собой столицу края и резиденцию дворян Грузии и Осетии.
- В XIV веке генуэзцы начинают осваивать этот регион, появляется Римская дозорная башня, и весь внутренний комплекс крепости модернизируется, ибо среди местного населения укоренилось христианство.
- В ХІХ столетии царским правительством были выделены средства для постройки мужского монастыря на месте античных построек и пещеры Симона Кананита.
Афонские старцы неслучайно выбрали это место. В крепости Анакопии до строительства мужского монастырского комплекса на Новом Афоне уже велись богослужения в двух соборах, ибо более половины населения были христианами. В горных гротах и пещерах жили отшельники. Апостола Симона Кананита в Абхазии называют пасынком Божьей Матери.
Начало строительство предполагало совершить грандиозные подготовительные работы. По проекту будущая абхазская святыня должна была стоять на некой вершине, поэтому монахам следовало титанически трудиться, чтобы снять землю, камни и выровнять площадь. При этом следует учесть, что у них не было ни дорог, ни транспорта.
Неовизантийский стиль будущего монастырского комплекса сам по себе предусматривал большой размах, ибо на церемонии освящения будущего строительства присутствовал царь Александр Третий с царицей, которым было дано право положения первого камня в основание храма св. Пантелеймона.
Церковь святого Пантелеймона в Новоафонском монастыре
Куранты с музыкой, преподнесенные царской семьей в дар храму в 1888 году, сохранились до настоящего времени в рабочем состоянии.
Святыней новопостроенного собора стал крест, хранящий частицы Креста Господнего.
От морского порта до Новоафонского монастыря вела царская аллея, по которой можно пройти и сейчас при посещении новоафонского комплекса.
В начале XX столетия мастерами из Палеха была выполнена богатейшая роспись храма св. Пантелеймона, который ныне представляет последний памятник русской школы иконописи.
Интересно! До революции Новоафонский мужской монастырь являлся центром христианства в Грузии.
К храмам были выстроены пристройки, трапезная, часовня, высокая колокольня, заводы, территорию монастыря украшают сады и парки.
В 1924 году паломнический центр, до этого часто посещаемый царской семьей, был закрыт на 70 лет.
В конце XX века территория Нового Афона привлекала туристов за счет открытия здесь карстовых пещер и источников минеральных вод. Властями того времени оборудуются искусственные входы, строится подземная железная дорога для приема туристов.
Только в феврале 2011 года христианская святыня была возвращена церкви правительством Абхазии, ее наместником был назначен Давид Сарсания.
История
Историки предполагают, что сооружение было построено в период процветания Византии, когда ею правил император Юстиниан, в VI веке. То есть храм является современником одного из главных христианских соборов — константинопольской Святой Софии. В Средневековый период на территории Драндского собора была обустроена резиденция епископов. Храм сильно пострадал от турецкого вторжения, но впоследствии был восстановлен.
В конце XIX века в храме располагался мужской монастырь, насчитывалось более трехсот монахов. Однако в эпоху советского коллективизма монастырь был превращен в колхоз, а все кельи были отданы под общежитие. А основное здание церкви переоборудовали под тюрьму, в которой и сейчас отбывают срок заключенные со всей страны. Как ни странно, но на территории Драндского собора всё ещё находится единственная тюрьма в Абхазии, этот удивительный факт всегда поражает гостей страны.
Julia Alisova
Многие жители Абхазии давно жалуются властям на то, что соседство исправительного учреждения и действующего храма недопустимо, однако ничего поделать с этим не могут, исправлять ситуацию никто пока не собирается
Во время экскурсии туристов предупреждают не обращать внимание на тюрьму и сконцентрироваться на красоте храмового комплекса