Исаакиевский собор
Содержание:
- Южная сторона
- Наружное убранство храма
- История собора после строительства.
- История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге кратко
- Краткий курс истории. Исаакиевский собор
- Собор-музей
- Исаакий сегодня
- Интерьер Исаакиевского собора
- Внешнее и внутреннее убранство храма
- Полезная информация об Исаакиевском соборе
- История собора
Южная сторона
Надпись на фризе: «Храм мой храм молитвы наречется». Фронтон украшен барельефом «Поклонение волхвов», который создал Витали. Центральная фигура — восседающая на престоле Богородица с Младенцем на руках. Рядом стоит Иосиф. Волхвы пришли из дальних стран, чтобы поклонится Царю мира и принести дары.
Угол фронтона украшает фигура Апостола Андрея, который принес веру православную в землю русскую. Он также является покровителем флота. В другом конце апостол Филипп. В центре евангелист Матфей. Он словно продолжает работу над главным трудом своей жизни. Рядом с ним стоит ангел, символизирующий чистоту мыслей и деяний. Ниши украшены скульптурами «Благовещение» и «Избиение младенцев», автор которых Логановский.
Наружное убранство храма
При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов.
116776
Евангелист Матфей за работой с ангелом — символом чистоты деяний и помыслов
116771
Апостол Варфоломей изображён с крестом и скребком
116770
Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу
116759
Евангелист Иоанн с орлом — от его всевидящего ока не смогут укрыться никакие прегрешения
Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.
116756
Ангелы установлены по углам собора
Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов».
116777
Горельеф «Поклонение волхвов» на южном фронтоне
116778
Горельеф «Поклонение волхвов» на южном фронтоне
Горельеф северного фронтона — «Воскресение Христа».
116757
Горельеф «Воскресение Христа» на северном фронтоне
116758
Горельеф «Воскресение Христа» на северном фронтоне
На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом».
116781
Горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» на восточном фронтоне
116782
Горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» на восточном фронтоне
На западном фронтоне горельеф «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Автор горельефов — скульптор К.П. Витали.
116774
Николай I в лице Феодосия, императрица Александра Фёдоровна в лице жены Феодосия и митрополит Серафим в лице Исаакия Далматского — западный фронтон
116769
Горельеф «Святой Исаакий и император Феодосий»
Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью.
«Выгрузка двух колонн около Адмиралтейства»
Установка монолитных колонн выполнялась до возведения стен Исаакиевского собора. Для их сооружения применялись огромные гранитные блоки, которые привозили на специальных судах. Огромные колонны были установлены к 1830 году.
Макет лесов для установки колонн Исаакиевского собора
История собора после строительства.
Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.
Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.
В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.
При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.
Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.
Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.
После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.
Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.
История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге кратко
В соборе крестили членов императорской семьи, храм являлся центром городских празднеств. Тем не менее, с него долго не снимали строительные леса. Официальная версия гласила, что храм требует периодического ремонта. Но по городу ходили слухи, что, если леса убрать, то дому Романовых придет конец.
В 1920 году из Исаакиевского собора была вывезена масса драгоценных металлов, камней, икон. В 1928 году храм был передан Главнауке, с него сняли колокола, в юго-западную колокольню добавили шахту лифта. В 1931 году в нем открыли музей, установили и запустили маятник Фуко в Исаакиевском соборе, как триумф науки над религией.
Фасад храма практически не пострадал во время бомбежек блокадного Ленинграда, но его интерьеру был нанесен немалый ущерб. Собор не отапливался зимой и промерз настолько, что внутренние колонны покрылись инеем. Весной по стенам потекла вода, испортившая множество картин и гравюр.
Интерьеры собора
Ротонда Исаакиевского собора
Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.
Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.
Интерьер Исаакиевского собора
В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.
Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.
Под куполом: Богоматерь в окружении святыхИконостасПотолок
Это интересно: Иверский Самарский женский монастырь — в общих чертах
Краткий курс истории. Исаакиевский собор
8 июля (н. ст.) 1819 года принято считать днем рождения Исаакиевского собора, крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга.
История создания
Исаакиевский собор сегодня признан одним из самых больших храмов Санкт-Петербурга. Но начиналось все совсем иначе. Сначала на этом месте появилась простая деревянная церковь в честь византийского святого Исаакия Далматского, день памяти которого соответствует дню рождения Петра Великого. Храм предназначался для строителей Адмиралтейской верфи, в 1710 году в нем начали проводить службы. Важным событием в истории этой церкви стало венчание в ней Петра I со своей второй супругой, Екатериной Алексеевной, в 1712 году. В 1717 году было начато строительство другой церкви, так как первая обветшала и уже не вмещала быстро растущее население города. Вторая церковь, уже каменная, возводилась на берегу Невы, всего в 20 метрах от берега, и позже на этом месте появился знаменитый Медный всадник. Во второй половине XVIII века возвели третью церковь, но она всем не понравилась, и ей вынесли приговор: не соответствует парадной застройке города.
Новый проект
Было принято решение возвести новый храм. Программу конкурса составили в Академии художеств. Александр I лично взялся все контролировать и утвердил программу конкурса. Лучшие архитекторы приняли в нем участие. Александр I отнесся к работам критически: они не учитывали его пожелания о перестройке старого собора и предполагали строительство нового. В 1813 году снова было предложено проводить конкурс, на прежних условиях. В этот раз к нему примкнул молодой французский архитектор Огюст Монферран. Он представил царю свои варианты, которые в целом тот одобрил, и было предложено готовиться к перестройке Исаакиевского собора. 8 июля (н. ст.) 1819 года состоялась его торжественная закладка. Сам Монферран только в 1820 году представил окончательный проект, но специалистами были высказаны замечания и отмечены ошибки. Александр I, узнав об имеющихся проблемах, распорядился внести исправления в проект. Итоги конкурса не воодушевили организаторов, и было предложено проект отложить до февраля 1824 года. Окончательный и утвержденный императором проект появился в марте 1825 года. Строительство стало так называемым долгостроем. Шестнадцать лет велись работы, и только в 1841 году приступили к оформлению интерьеров. Проект декора и общая концепция росписей рассматривались Синодом и утверждались императором. Торжественное освящение состоялось в 1858 году. На открытии собора присутствовали Александр II и члены императорской семьи.
Дальнейшая судьба собора
В самом начале XX века безрезультатно обсуждался вопрос об изменении двойного подчинения собора: Министерству внутренних дел и духовному ведомству. После революции 1917 года здание и имущество были национализированы, а с декабря 1919 года переданы в пользование прихожан собора. Великая Отечественная война не пощадила собор, и он значительно пострадал от бомбежек и артобстрела. До сих пор на некоторых стенах и колоннах здания видны следы от снарядов. Тем не менее собор выстоял и даже сохранил в своем помещении многие экспонаты музеев Ленинградской области. С 1948 года работает как музей «Исаакиевский собор». На куполе после реставрационных работ появилась смотровая площадка, с которой открывается прекрасная панорама города. В настоящее время в соборе регулярно проходят богослужения.
Собор-музей
В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.
Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.
В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.
Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.
В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.
История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.
С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.
Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.
Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.
С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.
Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.
Исаакий сегодня
В XIX столетии собор находился в собственности Министерства внутренних дел. С самого начала в храме проходили различные выставки. Кроме того, храмовое здание использовали для церковных служб.
Сегодня величественный Исаакий – выдающийся архитектурный памятник классицизма. В качестве музея он работает с 1948 года. Многие туристы приходят сюда, чтобы подняться на смотровую площадку и полюбоваться грандиозным видом на историческую застройку, который открывается с высоты.
В 1990 году здесь возобновили богослужения, и в наши дни службы идут каждый день. В то же время собор продолжает принимать туристов. Многие путешественники оплачивают экскурсию и с удовольствием слушают рассказ гида об истории долгого строительства и судьбе зодчих, которые возводили Исаакий.
Посетителям показывают художественное убранство и редкие музейные экспонаты. Они могут увидеть красивые мозаики, масштабные настенные росписи, витражи, а также колонны и детали интерьера, сделанные из лазурита, порфира, малахита и разноцветного мрамора.
Интерьер Исаакиевского собора
Интерьер Исаакиевского собора выполнен в стиле эклектики. Имеет богато украшенное убранство, в том числе мозаикой, живописью и камнем.
Стены облицованы белым итальянским мрамором, низ стен — чёрным сланцем, колонны и пилястры — светло-розовым и вишнёвым тивдийским. Всего на облицовку собора пошло около 14 сортов мрамора.
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа массивными перекрытиями с арочными проемами (проходами).
В соборе находятся алтари: главный посвящен Исаакию Далматскому, другие два — Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.
Собор освещают семь больших люстр. Вес каждой люстры — 3 тонны.
Своды собора расписаны лучшими из лучших мастерами своего дела.
Росписи в соборе посвящены святым писаниям и идут от начала собора (западная дверь) к иконостасу — от сотворения мира (Адама и Евы) до пришествия Иисуса Христа и страшного суда.
Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах.
Некоторые работы в соборе заменены с традиционной живописи, которая при климате Петербурга быстро портится, на вечную живопись — мозаику, которая не стареет, не портится и не тускнеет.
Всего в соборе 62 мозаики.
Мозаику набирали прямым набором из маленьких кусочков смальт — сплав стекла и окиси металла. В то время было известно 12 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать непревзойденные по красоте и глубине работы. Швы тонировали цветным воском.
Лучшем примером мозаичной церковной живописи в Петербурге является Спас на Крови (храм Воскресения Христова), который считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.
Самая большая мозаика в Исаакиевском соборе — «Тайная вечеря», расположенная над царскими вратами иконостаса. Её размер составляет более 18 квадратных метров.
— Вознесение Господне. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. С оригинала Т. Неффа;
— Рождество Богородицы. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. По оригиналу Т. Неффа;
— Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-1902. С оригинала Н. Майкова;
— Святой Петр. Мозаичная мастерская Академии художеств. Первое десятилетие 20 века. С оригинала П. Басина.
В барабане центрального купола видна живопись, изображающая 12-ть учеников-апостолов и Богоматерь во славе, которая в голубом облачении восседает на троне. Рядом с Богоматерью изображен Иоанн Креститель с поднятой рукой.
Поднятая рука от локтя до пальцев — 2,5 метра.
Выше в куполе находится голубь — христианский символ Святого Духа. Голубь, как и окружающие ангелы скульптуры, выполнен в гальванопластики и внутри полый (пустотелый).
Вся скульптура золоченая, голубь медный и покрыт серебром. Размах крыльев голубя равен 2-м метрам 6-ти сантиметрам.
Диаметр купола собора составляет 22 метра.
Внимание в соборе привлекают и большие «скульптурные» бронзовые двери. Самой большой является главная дверь — западная, её площадь составляет 42 квадратных метров, а вес — более 20 тонн
Встроенный зубчатый механизм позволял и позволяет сегодня легко открывать и закрывать дверь двум человекам.
В Исаакиевском соборе, как в полу, так и на стенах, находятся вентиляционные решетки — это так называемая калориферная система Амосова, которая отапливала собор путем проникания горячего воздуха.
В подвалах стояли печи, их топили дровами и углем. Мощности для обогрева не хватало, и даже летом в соборе было +8 градусов.
Потом собор подключили к городской сети центрального отопления. Сейчас зимой в соборе + 19-+18 градусов, влажность — 50-60%.
Внешнее и внутреннее убранство храма
Краткое описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и его убранства можно обозначить так: собор по форме представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу возведена колокольня. Стены со всех сторон инкрустированы колоннадами и портиками, которые изготовлены из цельного гранита — все это установлено на террасах. В здании 112 колонн. Самый большой колокол украшен не только обликом Исаакия, но и пятью медальонами с изображениями государей — от Петра I до Николая I.
Облицовка Исаакиевского собора в кратком описании может быть представлена так: вся отделка изготовлена из мрамора. На полу изображен шахматный рисунок из мрамора разных цветов. На стены нанесены живописные рисунки. Абсолютно все иконы изготовлены в мозаичной технике. Самым грандиозным считается запрестольный лик Спасителя. Иконостас алтаря инкрустирован малахитом.
В краткое описание Исаакиевского собора для детей можно включить информацию о том, что это настоящая сокровищница цветного камня. Пожалуй, ни один собор страны не может похвастаться таким разнообразием и количеством камней: это и малахит (16 тонн), и лазурит (500 кг), и шокшинский порфир, и мрамор из разных карьеров (желтый, розовый, красный), и черный сланец. На инкрустацию собора ушло 400 килограмм золота.
Полезная информация об Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов.
В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора. Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились.
Фрагмент ворот собора
Страховка за границу
Удобные страховые полисы
гарантия лучшей цены
Трансфер в аэропорту
Подходящие варианты такси
комфорт и надёжность
Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.
Внутреннее убранство собора
В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.
Интерьер Исаакиевского собора
Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.
Красочный интерьер собора
Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.
Купол и колоннада собора
Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.
Купол собора
Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.
На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.
Колоннада собора
История собора
Впервые упоминание о храме начинается в 1706 году. По приказу Петра изначально была построена деревянная церковь. Она была необходима, чтобы ее посещали работники, которые трудились на верфи. Расположили ее на лугу, напротив Адмиралтейства. По историческим данным здесь венчались сам Петр Великий и Екатерина I.
Собор из дерева был мал по своим размерам, через одиннадцать лет император приказывает возвести каменную церковь. Ее расположили чуть дальше от берега, на месте же старой деревянной теперь находится памятник Медный всадник.
Шпиль новой церкви по высоте был такой же, как шпиль на здании Адмиралтейства, а с виду она напоминала Петропавловский собор. В 1735 году возник сильный пожар, в купол попала молния. У церкви сильно размыло грунт, это произошло из-за того, что она находилась недалеко от реки Невы. От Адмиралтейства по каналу сливались отходы, которые так же способствовали ухудшению состояния фундамента церкви.
Только в 1768 году, уже по приказу Екатерины II, было начато строительство еще одного собора в честь преподобного Исаакия Далматского, но уже гораздо дальше от берега Невы. При жизни императрицы были возведены фундамент и стены, которые полностью были обложены мрамором.
После ее смерти, на царский престол взошел Павел I. Новый правитель решил завершить строительство. Пришлось видоизменить проект из-за нехватки денег, поэтому было принято решение возводить верхнюю часть собора из кирпича, но выглядело это со стороны очень криво и нелепо.
При правлении императора Александра I кирпичную кладку разобрали, и строительство завершили на скорую руку. Но действующий царь все же хотел видеть лаконично законченный собор, поэтому объявил конкурс на переделку храма, причем он хотел оставить нижнюю мраморную часть, возведенную при Екатерине Великой.
Только в 1818 году проект перестройки собора был утвержден Александром, и началось строительство нового храма, но комиссия, которая вместе с архитектором проверяла расчеты, постановила, что старый фундамент может не выдержать вес купола и четырех башен, предложенных проектом, поэтому стройку приостановили. Еще семь лет ушло у архитектора Монферрана на устранения ошибок в проекте.
Сначала принялись укреплять фундамент, чтобы он выдержал вес стен и новых колонн, его сделали целиковым и соединили со старым. Гранитные колонны отливали под Выборгом в мастерской, потом переправляли по воде, по специальной технологии их поднимали, устанавливали, закрепляли. Под первой установленной колонной заложена медаль Александра I.
Толщина стен в некоторых местах Исаакиевского собора доходит до пяти метров. Одним из сложных этапов являлось изготовление купола, так как по своим габаритам он был огромен. По проекту он должен был бы быть выполнен из кирпича, но зодчий решил сделать его максимально легким, поэтому было решено выполнить его из металла.
Наружный диаметр купола составляет почти двадцать шесть метров. Далее нужно было нанести позолоту, на тот момент в России одним из основных являлся метод огневого золочения. Золото закладывали в ртуть и прокаливали до полного растворения ртути, при этом выделялись очень вредные для организма человека пары. Процесс золочения длился четыре года, при этом погибло до ста двадцати мастеров.
Позже на купол были установлены двадцать четыре ангела с различными символами.