Иверский монастырь
Содержание:
- Территория монастыря
- Паломничество
- История обители
- Валдай, монастырь Иверский: Богоявленская церковь с трапезной
- Информация для паломников и туристов
- Монастырский уклад
- Возрождение монастыря
- Настоятели, наместники
- Реставрация
- Современное состояние
- Восстановление и новейшая история
- Святые и святыни
- Информация для паломников
- Советский период
- Описание Иверского монастыря на Валдае
- Возрождение Иверской обители
- Как проехать в Иверский монастырь на Валдае
- История
- План обители
- Святыни
- Описание и месторасположение
- Архитектор и внешняя отделка
- Где остановиться на Валдае
Территория монастыря
Территория монастыря с одной стороны напоминает Московский Кремль (голубыми елями на фоне церквей), с другой — рабочий городок. Жилые корпуса обители по стилю похожи на заводские, а трубы Самарской ГРЭС придают комплексу еще более урбанистический дух. Как-то некстати к благостному месту присоседился Жигулевский пивзавод.
Здесь стоят несколько храмов. Строгий Иерусалимский с массивными резными дверями, причудливая часовня, контрастно выкрашенная в белый и красный цвета, златоглавый Иверский с величественным фасадом. Возле него строят копию разрушенной колокольни, под 8-тонным куполом которой установлена звонница из 15 колоколов.
Кладбище с останками именитых и почетных граждан Самары в послереволюционные годы было разгромлено, и сейчас представляет собой нагромождение надгробных плит. Прогулка по нему рекомендуется не в эстетических, но в познавательных целях.
Паломничество
В монастыре могут остановиться на ночлег отдельные паломники или организованные группы. Для этого необходимо заранее, примерно за один месяц, заполнить анкету на официальном сайте монастыря. Тем, кто желает заказать экскурсию, которая проводится силами братии, нужно обратиться в церковную лавку или договориться по телефону.
При монастыре функционирует музей, посвященный его истории. В монастырской лавке можно приобрести местную продукцию и свежий хлеб.
Паломники должны иметь соответствующий внешний вид: мужчинам желательно отказаться от шорт в пользу брюк, для женщин обязательны юбка с платком.
Монастырь принимает гостей с 7 утра до 9 вечера.
Ежегодно 10 августа проходит празднование, посвященное Иверской Валдайской иконе Божией Матери. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, поэтому могут возникнуть проблемы с размещением в гостинице всех желающих.
История обители
История женского монастыря в Самаре началась в XVI веке со Спасо-Преображенской обители. В нем жило меньше 30 человек, которые содержались на государственные средства. По приказу Екатерины II обитель расформировали: здание закрыли, а обитательниц перевезли. Это привело к появлению в городе «черничек-келейниц»: они не были монахинями, но вели подобный образ жизни.
В 1850 году они подали прошение о строительстве женской общины. На тот момент было почти 40 желающих посвятить себя Богу, а в городе было много сектантов, что негативно сказывалось на прихожанах.
Обратите внимание: женщины пытались добиться разрешения и раньше, но горожане не поддержали эту идею. В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем
Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться
В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем. Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться.
На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат.
Валдай, монастырь Иверский: Богоявленская церковь с трапезной
Предположительно это грандиозное строение с трапезной было построено в 1669 году. Его скромное убранство выгодно оттеняет строгий храмовый фасад. Нижние окна обрамляют тонкие колонки и маленькие упрощенные кокошники.
Здание трапезной состоит из двух этажей. На первом (полуподвальном) этаже находились хранилища, а на втором располагалась просторная трапезная, подсобные помещения и кухня.
Трапезная – это одностолпная палата, которую перекрывает свод с распалубками над окнами и дверными проемами. Арочные проходы соединяют ее с церковью Богоявления. Она находится на восточной стороне трапезной. Это двусветный кубический одноглавый храм с двухъярусной граненой апсидой.
Информация для паломников и туристов
Как добраться
Важно знать, что в Самаре не один монастырь и если вы будете спрашивать: «Как добраться до монастыря?» — вас могут отправить в «монастырь на Черемшанской». «Черемшанская» — это улица в Самаре и одноименная остановка общественного транспорта
Монастырь там действительно есть, но другой — Свято-Воскресенский мужской монастырь.
Доехать от Москвы до Самары можно:
- На самолете: регулярные рейсы вылетают из всех 3 аэропортов столицы.
- На поезде: отправление с Казанского вокзала.
- На самолете: отправление из Пулково.
- На поезде: рейсы следуют от Московского вокзала.
Расписание богослужений и престольные праздники
Узнать текущее расписание можно по . Седмичные службы проходят в: 1. 6:00 — Полунощница; 2. 6:30 – 3 канона и Акафист дня; 3. 7:30 – Третий и Шестой часы; 4. 8:00 – Литургия; 5. 16:40 – Девятый час; 6. 17:00 – Вечерня, Повечерие, Утреня.
Воскресные и праздничные немного отличаются:
1. 7:00 – Полунощница; 2. 7:30 – Канон Ангелу Хранителю; 3. 7:45 (в воскресенье) – Параклис; 4. 8:40 — Третий и Шестой часы; 5. 9:00 – Литугия; 6. 16625 – Девятый час Повечерие; 7. 17:00 – Всенощное бдение.
Самыми значимыми праздниками являются:
- Празднование в чести Иверской иконы: 25 февраля – внесение в Валдайский монастырь, 26 октября – встреча в Москве, вторник Светлой седмицы – явление инокам.
- Празднование в честь праведного Александра Чагринскиго: 4 января – представление, 15 октября – прославление, 22 июня – обретение мощей.
- Празднование Николая Чудотворца: 19 декабря – главный праздник, 22 мая – обретение мощей.
- Празднование Иерусалимской иконы Богородицы: 25 октября.
- Празднование святых Царственных страстотерпцев: 17 июля.
Иверский женский монастырь является действующим: несмотря на закрытие во времена СССР, он вновь отреставрирован и принимает гостей. Сегодня в нем проживают несколько десятков монахинь, восстановлены соборы и налажены ремесла.
Подробнее о самарском Иверском монастыре смотрите следующее видео:
>Фотогалерея
Монастырский уклад
Жизнь монахинь не отличалась разнообразием: главной задачей являлась молитва. Она делилась на церковную или общую и домашнюю: инокинь вместе с иконами приглашали для совершения обряда в дома.
Женщины также несли послушания: читали псалтирь, готовили пищу и просфору, занимались рукоделием (шитьем, иконописью), преподавали в школе, следили за больными, пели в хоре. Помимо общеполезных дел, женщины работали «на себя»: одежда, свет и тепло оплачивались из своего кармана.
Это интересно: местные монахини вышили Самарское знамя, переданное болгарам в Русско-турецкой войне.
Сегодняшняя жизнь практически ничем не отличается от описанной выше. Исключением является только необходимость проводить экскурсии и принимать паломников.
Возрождение монастыря
Валдайский монастырский комплекс возвратили РПЦ в 1991 г., вскоре его посетил патриарх Алексий II. Первым наместником назначили игумена Стефана, который проявил великое усердие в деле восстановления разрушенной обители. Посильную помощь оказывали местные жители, финансами помогали городские предприятия.
- В 19994 г. в стенах обители прошел фестиваль звонарей, привлекший большой число любителей колокольного звона. Праздник встретили с великим радушием. В 1995 г. братия заново отстраивала скотный двор, который пострадал от пожара. В 1996 г. у монахов появилась возможность провести реконструкцию интерьеров церквей, в Богоявленском храме поставили иконостас.
- В 1997 г. наместником комплекса назначили архимандрита Ефрема, которого почитали как самого мудрого обитателя монастыря. Святитель имел колоссальный опыт духовной жизни и прекрасно знал архитектурное искусство. Архимандрит подарил обители старинный образ Богоматери «Знамение», до сих пор хранящаяся в алтаре одной из церквей. Святитель Ефрем привлек многих заинтересованных людей, что позволило ускорить темпы восстановительных работ. Строительство не останавливалось ни на день. Первое освящение престола Богоявленского храма состоялось в 1998 г., ритуал проводил архиепископ Лев. Вскоре в главном соборе установили отопительную систему, что дало возможность круглогодичных богослужений.
Вскоре в монастырь привезли мощи христианских святых, комплексу возвратили часовню праведного Иакова, находившуюся в городе Валдае.
В 2001 г. обитель посетил президент РФ В. Путин, который участвовал во всеобщем богослужении. Власти выделили крупную сумму денег на восстановление архиерейского корпуса.
В 2002 г. настоятелем стал иеромонах Нил, при котором приступили к реконструкции собора Успения.
Настоятели, наместники
- Дионисий (1653 — 1655)
- Дионисий II (1655 — ?)
…
Аарон (Еропкин) (1704 — 1708)
…
Дамаскин (Аскаронский) (- 1758)
…
Виктор (Онисимов) (1770 — )
…
Антоний (Знаменский) (- )
Феофилакт (Русанов) (1799)
Амвросий (Протасов) (март 1800 — )
Парфений (Петров) (- )
…
Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (- )
…
Владимир (Ужинский) (- )
…
Ириней (Боголюбов) (- )
Лаврентий (Макаров) (- )
…
Иосиф (Невский) (1906 — 1930)
После возрождения монастыря его священноархимандритами (настоятелями) являются правящие архиереи Новгородской епархии.
Наместники
Основные вехи строительства: русский прототип греческого Иверона
Идея возведения православного монастыря, который бы являлся своеобразной копией Иверской обители на Афоне, пришла Никону в голову сразу же после восхождения на патриарший престол. По утверждению патриарха, во время поездки на Соловки, ему явилось божественное видение, которое указало на Валдайское озеро, как на будущее место расположения монастыря.
Средства на строительство были выделены из государственной казны, а летом 1653 года на Валдайском озере был заложен первый камень в основу будущей обители. К осени на Сельвицком острове выросли две деревянные церкви, а через год стройку посетил сам патриарх. Согласно легенде, здесь Никону во второй раз явилось божественное видение, представлявшее собой огненный столб. После этого события патриарх решил освятить Валдайское озеро, положив на его дно Евангелие и крест.
В 1655 году обитель заселила братия Оршанского мужского монастыря, принесшая с собой традиции печатного и переплетного дела. А почти через 12 месяцев было возведено последнее здание Валдайского Иверского монастыря – главный храм обители, Успенский собор.
Реставрация
За годы упадка и запустения Иверский монастырь (Валдай) практически утратил храмовую живопись. Предстояла трудоемкая и кропотливая работа по ее восстановлению. Она велась почти пять лет. Сохранившиеся участки были аккуратно расчищены и укреплены. Художники-реставраторы дописали утраченные композиции. Кроме того, были написаны святые и херувимы на алтарных окнах. Фрески верхней части алтаря отреставрированы по старинным образцам в 2009 г.
Некоторые композиции приходилось прописывать по нескольку раз, чтобы выдержать единый стиль. За время реставрационных работ мастерам удалось воссоздать почти три тысячи метров уникальной храмовой живописи. Реставрация была завершена в 2011 году.
Современное состояние
Сегодня тут расположены несколько восстановленных храмов, колокольня, 2 сестринских, настоятельский и гостевой корпуса, трапезный храм, поклонный крест в память о Кирилле и Мефодии.
Также на территории вновь открыли некрополь, на котором перезахоронили именитых самарцев, возвели памятник общественному деятелю Алабину и могилу протоиерею Иоанну Букоткину.
На территории обители действуют несколько мастерских:
- Золотошвейная: она располагалась тут еще до революции и была возрождена после 90-х;
- Швейная: в основном шьются облачения для священников, рясы и одежда для самих монахинь;
- Иконописная: сестры все выполняют сами, также они реставрируют икону;
- Издательская: это новое, но перспективное направление. Здесь печатают ежемесячную газету, буклеты, символику и альбомы, посвященные обители.
В начале XXI века на территории проживают 65 насельниц, из них 10 монахинь, 30 послушниц, 22 инокини и 3 схимонахини.
Восстановление и новейшая история
В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.
5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.
Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950—1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдае. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами Златоуста, была освящена 25 декабря 2006 года.
11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался патриарх Алексий II. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном храме, перед тем совершив чин малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России Владимир Путин.
В апреле 2008 года появились сообщения о решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.
года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.
Решением Священного синода от 27— года митрополит Лев назначен (журнал № 173) главой Новгородской митрополии и утверждён (журнал № 169) в должности настоятеля (священноархимандрита) Иверского Валдайского мужского монастыря. Управляющей делами монастыря назначена монахиня Ирина (Фролова).
Святые и святыни
Среди святынь обители особенно выделяют:
- Иверская икона Богоматери: семейная икона была передана купчихой Марихиной с условием, что монастырь получит ее «имя».
- Богоматерь «Иерусалимская»: это одна из самых значимых икон. Ей приходили поклоняться, а в праздник вносили в дома. Считается чудотворной. Считается, что первая настоятельница составила список совершенных по молитвам перед данной иконой чудес, но записи были утеряны.
- Несколько икон со святыми мощами – Черниговских святых, святителя Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской;
- Частицы святых мощей, среди которых мощи Иоанна Предтечи, апостола Андрея, Марии Магдалены и других.
Информация для паломников
Валдайская обитель расположена на юго-востоке Новгородской области, рядом находится город Валдай с железнодорожной станцией. Летом до монастырского комплекса можно добраться при помощи теплохода, зимой — на такси.
Ворота обители открыты для посещения с 7:00 до 21:00, в 8:00 начинается литургия, а в 18:00 — вечерня. По воскресным дням и торжествам здесь совершается молебен перед чудотворным Иверским образом Богоматери.
На заметку! Чтобы остаться на ночь в монастырской гостинице, необходимо заранее предупредить об этом служащих.
Сегодня монастырь производит продукты питания (масло, творог, мед и т.д.). Братия занимается сбором и заготовкой ягод и грибов. Рядом находится рукотворный пруд, который раньше был болотом. Предполагается, что на территории будет фруктовый сад и огороды.
Священство и братия каждодневно занято в церковных делах, трудится на скотном дворе, пасеке или огородах. Летом здесь большой наплыв православных паломников, желающих насладиться прекрасными видами и атмосферой.
Иверский монастырь на Валдае
Советский период
Перед революционными движениями Валдайской обителью руководил архимандрит Иосиф, которого рукоположило во епископа в 1920 г. С 1918 г. правительство СССР постоянно отбирало у общины монастыря продукты питания и скот. Монахи, уставшие от притеснений, оповестили жителей Валдая об этой несправедливости. Вскоре жители близлежащих поселений подняли восстание.
Православный народ собрался воедино и захватил оружейный склад. Охранники острова с великим трепетом смотрели на приближающуюся толпу раздосадованных несправедливостями людей. Власти настаивали на том, чтобы настоятель Иосиф вышел к народу и уговорил его разойтись, святитель дал согласие.
- Когда лодка с архимандритом приближалась к берегу, в неё стали стрелять. Настоятель был ранен, ему оказали скорую помощь, а советскую реквизицию монастырского имущества срочно отменили. На следующее утро в городе объявили военное положение, сюда прибыла армия для наведения порядка.
- В начале осени правительство вторично штурмовало монастырский комплекс. Властям удалось отобрать драгоценную ризу с чудотворным ликом Иверской Богоматери, а также все старинные предметы и драгоценности. Однако спустя некоторое время вышло постановление о возврате изъятой утвари.
Иконостас Архангельской надвратной церкви Валдайского монастыря
Окончательно разграбить монастырь правительству удастся в 1919 г., у общины отберут ключи от хозяйственных помещений. В это же время на территории Валдайского острова организуют Рабочий комитет, который сразу потребует от братии беспрекословного подчинения.
- В конце 1919 г. комплекс преобразовали в трудовой артель, во владениях которого находилось 200 гектаров земельных пастбищ и садов. В тяжелые времена монастырь оказывал посильную помощь населению, нуждающемуся в пище. В 1927 г. Валдайскую обитель окончательно закрыли, а Иверскую икону Пречистой Марии конфисковали.
В советский период на территории монастыря располагался краеведческий музей. В 1930-е г. здесь функционировали мастерские помещения, во время ВОВ — военный госпиталь, а после — дом для ветеранов войны и инвалидов. В 1970-е г. на территории разросся поселок и появилась база отдыха.
Описание Иверского монастыря на Валдае
В памяти запечатлелась главная площадь с «розовым» собором – тихая и пустынная… несколько старинных домов (цельной исторической застройкой Валдай, к сожалению, не может похвастаться)… утопающий в зелени скверик, скрывающий среди развесистых ветвей главное сокровище – церковь св. Екатерины – совершенно очаровательное в архитектурном плане сооружение, в котором без труда угадывается рука блестящего мастера – Николая Александровича Львова…Что бы успеть на закат мы заблаговременно выдвинулись к монастырю, и правильно сделали, т. к. участок трассы в сторону Вышнего Волочка оказался сильно загруженным.Несказанно порадовала возможность попасть на территорию монастыря вечером, открытого для посещений в летнее время до 21.00.
Из Википедии: один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным.Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.
В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.
Возрождение Иверской обители
Оно началось в 90-х годах ХХ века с официальной регистрации Иверского монастыря. Всего через 3 месяца произошла передача всех уцелевших строений Православной церкви.
Еще через 2 месяца их признали памятниками культуры: здания представляли собой образцы культуры XIX века. В 1992 году прошло первое богослужение, через 2 года была назначена игуменья Иоанна.
храм Святого Духа
Это важно: на тот момент в обители жили более 10 монахинь. Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной
Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье
Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной. Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье.
Как проехать в Иверский монастырь на Валдае
Иверский монастырь расположен в Новгородской области в 10 км от г. Валдай. Добраться до него можно двумя способами:
- поездом,
- машиной.
Если Вы выбрали первый вариант, то сядьте на поезд Псков-Москва и выйдите на станции Валдай. Далее до монастыря плавает теплоход или ездит такси. Если Вы держите путь из Санкт Петербурга, то поезд Санкт Петербург – Москва останавливается на станции Угловка. На ней сойдите и возьмите такси до монастыря.
Как добраться на машине
Если ехать со стороны Москвы, по трассе Москва – Санкт Петербург, то нужно свернуть на повороте до города Боровичи. А если ехать со стороны Питера, то проедете город Валдай и сверните на трассу до города Боровичи. По ней около 2 км прямо и поверните налево. Именно эта дорога будет вести к монастырю.
Зимой местные советуют идти к острову через реку по льду. Прохладный ветерок, мороз, красивые виды и умиротворение помогут Вам настроится на молитву и отвлечься мыслями от всего мирского. Многие, кто побывал там, говорят о неописуемой красоте и звоне валдайских колоколов, которые разносятся над водой. И правда, что может быть лучше? Именно по этому необходимо приехать и посмотреть на эти чудеса.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет также интересно посмотреть видео о святой обители на Валдае:
https://youtube.com/watch?v=Mb3FB_NflSM
Православные монастыри, соборы и церкви
монастырь
История
Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.
Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».
В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи праведного Иакова Боровичского.
В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.
В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.
В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».
К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.
В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.
Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Это интересно: Игумен Никон Воробьев — это полезно знать
План обители
В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».
К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.
Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Святыни
После революции обитель была разграблена, а ее главные святыни — Иверская икона и мощи Иакова Боровичского — утеряны. На данный момент монастырь имеет лишь список с чудотворной Иверской Богоматери и небольшую частицу мощей святого Иакова.
Иверская Богоматерь
Когда архимандрит Афонского Иверского монастыря посещал Москву, патриарх московский Никон обратился к нему с просьбой прислать список чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба была выполнена, и в 1648 г. икона прибыла в Россию.
В письме братия афонской обители рассказала о том, как писалась копия со святыни. Поначалу монахи продолжительное время молились, затем оригинал иконы они облили святой водой, которую смешали с красками и частицами мощей. Этой смесью иконописец писал новый образ, принимая пищу только по выходным, а в остальные дни пребывал в строгом посте.
Иверская Богоматерь была с благоговением встречена и богато украшена патриархом и царем Алексеем Михайловичем. Стоимость ее оклада и украшений составляла 44 тыс. руб. серебром. Новонаписанный образ прославился чудесами и исцелениями.
Считается, что именно Иверская икона избавила в 1848 г. город от холеры.
В честь этого события в 1849 г. по указу императора был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Валдая, который проводился 28 июля.
В 1927 г. икона была вывезена из обители, и с тех пор ее местонахождение неизвестно. Образ, находящийся в обители в наши дни, написан в конце 19 в. Список с чудотворной иконы был сделан для Валдайского ополчения, направляющегося на Крымскую войну.
Частицы мощей
В 2000-х один из монахов привез в обитель частицы святых мощей Новгородских подвижников.
Также в монастыре появился мощевик с частичками мощей великих угодников Божиих:
- великомученика Пантелеимона;
- апостола Иакова — брата Господня;
- апостола Андрея Первозванного;
- святой Марии Магдалины;
- св. Амвросия Оптинского и многих других подвижников.
Этот мощевик был отдан на хранение одному мирянину епископом Боровическим в начале 20 века. Спустя 50 лет мощи оказались в обители. Также братия Киево-Печерского монастыря передала в дар частицы мощей всех святых своей обители. К мощам можно приложиться там же, где находится Иверский образ — в Успенском соборе.
Описание и месторасположение
Обитель расположилась на левом берегу Волги. Сперва он стоял практически на берегу, сейчас от воды территорию отделяют жилые дома.
До революции в его ведении находилась огромная территория, но с приходом СССР ее забрали и на половине построили жилые дома.
Важно знать: внешний вид обители во многом определил вид Самары со стороны Волги. Внешне обитель очень нарядна: все здания выполнены из красного кирпича с белыми украшениями и золотыми куполами
На территории много деревьев и цветов, проложены дорожки для удобства
Внешне обитель очень нарядна: все здания выполнены из красного кирпича с белыми украшениями и золотыми куполами. На территории много деревьев и цветов, проложены дорожки для удобства.
Это интересно: Исаакиевский собор в городе Санкт-Петербург: рассмотрим подробно
Архитектор и внешняя отделка
Главный храм обители построен на возвышении острова и хорошо просматривается со всех сторон. Его отличают монументальность и величественность. Строительство этого огромного храма велось под личным контролем патриарха и пристава боярина Артемия Токмачева, под руководством каменщика Аверкия Мокеева, выписанного из калязинской обители, и его помощника плотника Ивана Белозерова.
Собор имеет огромные для своего времени размеры 6,8 м на 21,7 м, приподнят над подклетью, обнесен крытой галереей со всех сторон, с востока также выступают 3 апсиды, с севера и юга выдаются 2 палатки в 2 этажа, выполненных в виде часовни с небольшим крестом каждая. Здание завершается 5 крупными золочеными куполами с крестами, которые возвышаются и над крыльцами.
Зодчим Афанасием Фоминым были возведены во второй половине XVII столетия сразу 3 монастырские постройки:
- Святые врата с Михайловской церковью;
- Казначейский корпус;
- Никоновская или типографская башня.
Кое-где можно увидеть сохранившиеся древние декоративные изразцы, оформляющие оконные проемы. Входные Святые ворота с Филипповской церковью были спроектированы и построены архитектором и инженером Савельевым в XIX веке. Полотно двери расписано картинами из жития Святых.
Где остановиться на Валдае
Как я уже говорил, мы остановились на базе отдыха “Еремина гора”. Отзывы об этой базе отдыха вы всегда найдете на сайтах бронирования отелей или сайтах агрегаторах, то есть сервисах, собирающих информацию об отелях и стоимости проживания с разных систем бронирования. Это, как правило, позволяет выбрать наиболее интересный вариант. В целом Еремина гора нам понравилась – живописное озеро, уютные домики, баня. Зимой, как мы поняли, там тоже есть чем заняться и совсем недалеко от самого города и близлежащих интересных мест.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
Статья обновлена:1/03/19