Каракалпакстан

«Отцы»-печенеги

С приходом нашей эры, во II веке, начинается продолжительная миграция отдельных народов. Несколько столетий население Алтая и восточных частей Туркестана переходило в направлении южных земель кочевников. В итоге саки и тюрки смешиваются, образуя два новых народа – огузов и печенегов.

Хочу заметить, последние дали жизнь многим народностям, одной из которых и стали каракалпаки. Что примечательно, название народа отчасти сохранило воспоминание об именовании их далёких предков. В переводе с наречия каракалпаков их название значит «чёрные шапки». Если вы интересуетесь древнерусской историей, то не раз встречали упоминания о представителях этого народа в летописях.

Именно их называли чёрными клобуками из-за специфического вида конусовидных шерстяных шапок, что носили каракалпаки. Надо сказать, роль каракалпаков в Древней Руси была весьма неоднозначной.

История

Примерно с 500 г. до н.э. по 500 г. н.э. регион нынешнего Каракалпакстана был процветающим сельскохозяйственным районом, поддерживаемым обширным орошением. Это была стратегически важная территория, за которую велись ожесточенные споры, как считают более 50 человек. Хорезмские Крепости которые были построены здесь. В Каракалпакский народ, которые раньше были кочевыми пастухами и рыболовами, впервые были зарегистрированы в 16 веке. Каракалпакстан был передан Российская империя посредством Хивинское ханство в 1873 г. Под Советский правило, это была автономная область внутри Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика прежде чем стать частью Узбекистан в 1936 г. Этот регион был, вероятно, самым процветающим в 1960-х и 1970-х годах, когда орошение из Амударья расширяется.[нужна цитата] Однако сегодня дренаж Аральское море превратил Каракалпакстан в один из беднейших регионов Узбекистана. Этот регион страдает от обширной засухи, частично из-за погодных условий, но также в значительной степени из-за того, что Амударьи и Сырдарья Реки эксплуатируются в основном в восточной части страны. Неурожаи лишили около 48 000 человек их основного источника дохода, а нехватка питьевой воды привела к всплеску инфекционных заболеваний.

Путь каракалпаков к свободе

К сожалению, даже разделение не дало каракалпакам желаемой свободы. Новые племена захватчиков отправляются на каракалпакские земли, после чего уже и верхние, и нижние территории, занятые народом, оказываются под властью Хивинского ханства. Под властью нового государства каракалпаки прожили достаточно долго, только в начале XX века Каракалпакстан стал Каракалпакской АССР, которая позднее вошла в состав Узбекской Республики.

Сегодня каракалпаки живут в автономии, что считается частью Узбекистана. Наконец этот народ обрёл свободу, получил право развивать родной край и его культуру. Согласно последним данным, в мире живёт более 800 тысяч каракалпаков, и каждый из них дорожит своими традициями и обычаями, оставшимися от предков.

Территория Каракалпакстана – это настоящая сокровищница древних памятников. Там можно встретить и старинные фрески с загадочными рисунками и надписями, и разрушенные крепости, что до си пор помнят бои, что вёл их народ за своё право жить на земле предков. Каракалпаки победили в своём главной бою, ведь будущие поколения получили и жизнь, и свободу.

Празднование Навруза в городе Нукусе / museum.kr.uz

Судьба каракалпаков рассказывает на их примере о том, что любой народ силён в своей сплочённости. Несмотря на разделение земель, смену образа жизни, постоянные атаки противников, каракалпаки сумели сохранить единство народностей, а главное – не растворились среди других, более сильных и могущественных племён. На мой взгляд, это чудесный пример стойкости и силы, который достоин искреннего уважения.

история

предыстория

Крепость Шилпик (Шилпик Кала) расположена между Нукусом и Беруни в Каракалпакстане.

Вид на Амударью со стороны Шилпик-кала

В caracalpaks принадлежал многим странам региона на протяжении столетий. Вплоть до 16 века их можно было проследить как кочевников-пастухов к северу от среднего течения Сыр-Дарьи . В ходе 18 — го века, под давлением казахских племен в Великой Орды, некоторые из них переехали из их районы происхождения в Ферганской долине и присоединился к узбекам там. Другая часть людей поселилась в дельте Амударьи . На южном Каспии , в Хивинском ханстве , каракалпаки селились и стали рыбаками и земледельцами. Хивинское ханство было данником хана Великой Орды , но последний позволил Хиве действовать автономно.

Революционные годы

В 1917 году Российская империя находилась не только на передовой Первой мировой войны , но и внутри нее происходили многочисленные сражения. В этой гражданской войне лояльные царю «белые» столкнулись с « красными ». Эти битвы распространились и на Среднюю Азию . Весной 1917 года в Бишкеке был основан участок реки Алаш . Их политический лидер, Мустафа Tschokajew назвал в ноябре 1917 г. в Коканде автономии в. Затем в декабре того же года было провозглашено государство Алаш-Орда . Это провозгласило Каракалпакстан « территорией Кыргызстана », а его тюркских жителей — «казахскими киргизами».

Основание Каракалпакской АССР

После разрушения Алаш-Орды (1920 г.) северные каракалпакисты вместе с Кызылкумской областью (Навои) в составе РСФСР стали первой Киргизской АССР (ныне закрепленной за Казахстаном ). Юг области был частью Хорезмской Советской Народной Республики до 1924 года . 27 октября 1924 года Каракалпакстан стал частью Российской СФСР, сначала как автономная область (автономная область), с 20 марта 1932 года как Каракалпакская Автономная Советская Социалистическая Республика (АССР) . Согласно советской конституции 1936 года , Каракалпакская АССР 5 декабря 1936 года вошла в состав Узбекской ССР ( Узбекистан является независимым с 1991 года ).

Постсоветское время

Распад Советского Союза (с 1989/90) усугубил « национальный вопрос » в этом АССР , а также . У каракалпаков было два возможных ответа : с одной стороны, остаться в Узбекистане, который поддерживало лишь меньшинство каракалпаков в период с 1989 по 1992 год, и, с другой стороны, выход АССР из Узбекистана и связь с лингвистической связью. родственный Казахстан . Последний вариант в конечном итоге некоторое время поддерживался большинством каракалпаков, тем более что Казахстан также предъявил территориальные претензии к Узбекистану и претендовал на все районы Узбекистана, населенные южными казахами, включая Каракалпакистскую АССР. Сегодня Каракалпакстан пользуется обширной автономией в составе Узбекистана, и для каракалпаков больше не стоит вопрос о присоединении к Казахстану.

Как добраться

Самый удобный и быстрый способ добраться до Республики Каракалпакстан — авиаперелёт. Разные авиакомпании предлагают прямые рейсы из России в Нукус — столицу Каракалпакстана. Аэропорт Нукуса расположен в 4 км от центра города, из аэропорта можно уехать на общественном транспорте или на такси.

Добраться до столицы можно и по железной дороге. Через Нукус следует 11 поездов, которые отправляются из нескольких российских городов: Волгограда, Саратова, Санкт-Петербурга, Тулы, Калуги. Из Северной столицы до Каракалпакстана вы доберетесь чуть более чем за 3 дня (стоимость билетов — от 9600 RUB), а из Тулы и Калуги — за 2,5 дня.

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Праздники каракалпаков

Среди праздников каракалпаков я бы хотела выделить Науруз, который отмечают многие народы Азии. Приходится он на 21-22 марта, а суть его в приходе нового года, обновлении и новых надеждах. В этот день хозяйки Каракалпакстана накрывают праздничный стол, главным блюдом которого становится сумелек, что готовится из проросших зёрен пшеницы. 

Накануне празднования в различных учреждениях устраиваются праздничные вечера, куда приглашают людей преклонного возраста. Они рассказывают молодёжи истории из своей жизни, делятся опытом, а благодарные слушатели преподносят подарки гостям.

Поскольку большинство каракалпаков – мусульмане, Рамадан – один из самых главных праздников их края. Его празднование делится на три части, первая из которых посвящена добрым делам, вторая – отпущению грехов, а третья – постижению любви Всевышнего. Рамадан олицетворяет духовное возрождение человека.

Науруз – весёлый праздник каракалпаков

В традициях каракалпаков отражаются верования и обычаи самых разных народов, однако в таком сочетании они становятся интересными и самобытными. Как я и говорила, сегодня в небольших поселениях и городах Каракалпакстана люди по-прежнему соблюдают старинные обычаи, а значит, каракалпакская культура продолжает жить и развиваться.

Население

Динамика численности и этнического состава населения Каракалпакии по данным Всесоюзных переписей 1926—1989 годов
Национальность 1926чел. % 1939чел. % 1959чел. % 1970чел. % 1979чел. % 1989чел. %
Всего 304539 100,00 469702 100,00 510101 100,00 702264 100,00 905500 100,00 1212207 100,00
узбеки 84099 27,62 116054 24,71 146783 28,78 212597 30,27 285400 31,52 397826 32,82
каракалпаки 116125 38,13 158615 33,77 155999 30,58 217505 30,97 281809 31,12 389146 32,10
казахи 85782 28,17 129677 27,61 133844 26,24 186038 26,49 243926 26,94 318739 26,29
туркмены 9686 3,18 23259 4,95 29225 5,73 37547 5,35 48655 5,37 60244 4,97
русские 4924 1,62 24969 5,32 22966 4,50 25165 3,58 21287 2,35 19846 1,64
корейцы 7347 1,56 9956 1,95 8958 1,28 8081 0,89 9174 0,76
татары 884 0,29 4162 0,89 6177 1,21 7619 1,08 7617 0,84 7767 0,64
украинцы 621 0,20 3130 0,67 2201 0,43 2316 0,33 2005 0,22 2271 0,19
башкиры 29 0,01 381 0,08 571 0,11 854 0,12 920 0,10 1090 0,09
киргизы 277 0,09 181 0,04 177 0,03 400 0,06 1955 0,22 867 0,07
молдаване 10 0,00 16 0,00 57 0,01 343 0,04 632 0,05
белорусы 30 0,01 214 0,05 328 0,06 517 0,07 852 0,09 567 0,05
другие 2072 0,68 1697 0,36 1874 0,37 2691 0,38 2650 0,29 4038 0,33

Свадебные традиции каракалпаков

Отдельное внимание я бы хотела обратить на свадебные обычаи каракалпаков. Многие знают о том, что калым – это своего рода выкуп за невесту, но в понимании жителей Каракалпакстана всё сложнее

В старину каракалпаки считали, что с помощью калыма семья жениха компенсирует для семьи невесты потерю работницы, ведь та переходит в новый дом. 

Традиции каракалпаков, связанные с калымом, отличаются сложностью и глубоким символизмом. Решив жениться на понравившейся девушке, парень должен украсть её. Конечно, в наше время невеста прекрасно осведомлена об этом. 

Кроме того, интересной особенностью является передача платка. Через своего друга жених передаёт его возлюбленной, чтобы не спутать её с другой девушкой. 

Каракалпакские семьи, которые в наше время стараются придерживаться старинных свадебных традиций непременно проводят обряд похищения. От себя хочу заметить, что зрелище это потрясающее, напоминает живописный спектакль. 

В день своей кражи невеста в компании подруг отправляется в какое-нибудь отдалённое место. Естественно, за ней следует толпа ребятни и односельчан, которые выступают в роли зрителей.

Каракалпакская свадьба – отражение древних обычаев

Уход и возвращение

Но как же каракалпаки, живущие вдалеке от русских земель, вдруг оказались на Руси? Об этом нам рассказывает печенежская история. В X веке печенеги подвергаются многочисленным нападениям тюрков, что надвигаются на Каракалпакстан с восточного направления. Из-за этого кочевники вынуждены были отправиться на запад, расселившись в южных землях Руси.

Некоторое время печенеги считались одной из народностей Ногайского царства, однако после его завоевания калмыками вновь вспоминают об оставленных землях. Историки полагают, что именно этот период можно считать первым этапом формирования каракалпаков.

Печенеги, вернувшиеся на историческую родину, уже значительно отличались от их предков, некогда оставивших эти земли под натиском врагов, а значит, были совершенно иным народом. По мнению этнографов, только в это время они получили своё нынешнее название – каракалпаки.

Деревянный каркас юрты в пустыне Хорезм, Узбекистан.Войлочные пластины затем подвешиваются на деревянные стержни

***

Каракалпаки много лет ждали ухода Ислама Каримова, который долго управлял страной с момента обретения независимости и скончался в 2016-м. Они надеялись, что после смерти национального лидера смогут добиться восстановления своих политических прав суверенной республики либо вообще отделиться от ненавистного ими Узбекистана, который столкнул регион в экономическую пропасть. Сейчас это желание усилилось, как и активность каракалпакского движения. В свою очередь, новый президент Шавкат Мерзиёев стал делать очевидные реверансы в сторону каракалпаков. Например, заявил в ходе предвыборной агитации, что считает себя «не только сыном узбекского, но и каракалпакского народа», озаботился состоянием их языка, экономики, культуры, экологии и прочим, но о референдуме, где прописана возможность выхода из состава узбекского государства, никто не говорит.

Межнациональная стабильность Средней Азии очень сильно преувеличена. Пантюркизм и тюркское братство никого там не волнуют. В регионе накоплен такой огромный конфликтный потенциал, что пламя может возгореться из любой искры — причём это будет огромный неостановимый пожар. Каракалпакский сепаратизм в Узбекистане — это бомба замедленного действия. Если экономическая ситуация ухудшится еще больше, а политических реформ не последует — сепаратизм может вспыхнуть и привести к серьезной дестабилизации не только в этой стране, но и во всем регионе, ведь в конфликт по древней среднеазиатской традиции впишутся все соседние народы. Поэтому самым верным решением узбекских властей стало бы удовлетворение требований каракалпаков по восстановлению их прав. Зачем это добрым русским людям? Чем больше многонациональности в странах СНГ — тем лучше.

Семейные обряды

В определённый момент на лугу, где гуляют девушки, появляется жених на коне вместе со своими друзьями. На скаку он должен подхватить невесту и увезти её под восторженные крики толпы. 

Свою избранницу молодой человек привозит домой, где её встречают женщины семьи, куда предстоит вступить девушке. Прежде чем войти в новый дом, невеста перешагивает через огонь. Это символ очищения и обновления, ведь брак – тоже своего рода новая жизнь. 

Особенное внимание к девушке проявляет мать жениха. Если девушка пришлась ей по душе, показалась красивой и хорошей, женщина накрывает её голову белоснежным платком

Такой жест означает, что отныне будущая родственница будет находиться под покровительством свекрови. 

В доме жениха невесте отводят отдельную комнату, где она пробудет до самой свадьбы. Так девушка может привыкнуть к нравам новой семьи, понять характеры родственников и сблизиться с ними.

Пока женщины встречают невесту и помогают ей обустроиться, мужчины из двух семей встречаются, чтобы обсудить размер калыма. Кроме того, важный момент разговоров – помощь молодой семьи, которую должны оказывать родственники каждой из сторон. 

Если собравшиеся обо всём договорились успешно, хозяин дома (чащ всего отец невесты) берёт лепёшку, от которой отламывает небольшой кусочек. Лепёшка отправляется по кругу, и каждый из гостей берёт свою часть, что является старинной традицией “подписания договора”. 

В традициях каракалпаков лепёшка олицетворяет жизнь и благополучие. По сути, с помощью её передачи глава семьи невесты показывает будущим родственникам, что теперь их жизнь становится общей.

Что ещё посмотреть в Каракалпакстане

Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что главная достопримечательность Каракалпакстана — Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого, одно из немногих крупных собраний русской живописи 20-30-х гг. 20 века. Тут же много находок эпохи зороастризма: статуэтки богов, культовых изделий и даже предметы быта огнепоклонников. Здесь также хранятся ценности совсем другого культурного пласта, мы говорим об уникальной коллекции русской авангардной живописи первой половины 20 века, благодаря которой музей снискал всемирную известность.

Старейшим музеем Узбекистана считается Республиканский краеведческий музей Каракалпакстана. В его собрании представлено три экспозиции: природа, археология и этнография. Познавательным окажется посещение музея Бердаха, экспонаты которого отражают исторический путь, пройденный узбекским народом с древнейших времен до наших дней.

Культура

Каракалпаки — основное коренное население Республики Каракалпакстан, входящей в состав Республики Узбекистан. Каракалпаки занимают южное побережье Аральского моря и дельту Амударьи. В состав каракалпакского народа входят различные этнические группы, поэтому культура этого народа многолика и перекликается с культурами других среднеазиатских народов.

Огромное влияние на культуру каракалпаков оказали тюркские племена, которые на протяжении долгого времени кочевали по территориям Средней Азии. В родоплеменном делении каракалпаков прослеживаются связи с печенегами, огузами, кипчаками, а также киргизскими, золотоордынскими, казахскими, туркменскими и узбекскими племенными союзами.

Несмотря на многовековые связи с кочевыми объединениями, каракалпаки сохранили своеобразный тип хозяйства, сочетающий в себе земледелие, основанное на ирригации, отгонное скотоводство и рыболовство.

Каракалпаки выращивали пшеницу, рис, просо, джугару (кормовой и хлебный злак из рода сорго), кунжут, хлопок, а также сеяли люцерну. В основном скотоводство каракалпаков было подчинено земледелию. Так как они выращивали тягловые виды скота — рабочих быков и лошадей.

Рыболовством среди каракалпаков, в основном, занимались те племена, которые проживали на побережье Арала и в дельте Амударьи. Рыбу ловили с помощью камышовых заграждений, а также с помощью остроги и сети. Среди каракалпаков-рыболовов была распространена лодка — «кайик», которой они пользовались для ловли рыбы у побережья Арала.

Огромное значение в культуре каракалпаков имело их родоплеменное деление. Вся территория каракалпаков была поделена между двумя конфедерациями племён: арысами и кунгратами. В конфедерацию арысов входило более 12 племен, которые состояли из 100 родов. Они, в основном, проживали на территории правобережья Амударьи. Племена кунграт, соответственно, занимали левый берег Амударьи.

У каракалпаков издавна бытовало два типа жилищ — юрта и глинобитный или саманный дом — «там». Каракалпакская юрта имела некоторые отличия от юрт соседних кочевых народов, это проявлялось в отдельных деталях конструкции, во внутреннем и внешнем убранстве.

«Там» представлял собой большой прямоугольный дом с плоской крышей. Он состоял из одного-двух жилых помещений. В стенах были выбиты очаг, кладовые, хлева и крытый двор «уйжай», в котором устанавливалась юрта. Вход в него закрывали массивные деревянные ворота. Там в основном был зимним жилищем, летом предпочитали жить в юрте вне дома.

Среди традиционных ремёсел каракалпаков выделяется ткачество, ковроделие, валяние войлоков, плетение циновок, изготовление одежды.

Одежда каракалпакских мужчин не сильно отличается от одежды узбеков. Они носили белую туникообразную рубаху, широкие в шаге штаны, заправленные в сапоги, свободный халат из темной ткани в мелкую полоску, а зимой — овчинный тулуп, шерстью внутрь. Отличается одежда каракалпаков только стеганным камзолом — «бешпент», который они носили под халатом. Головным убором служила уплощенная круглая шапка из темной овчины — «кураш». В древности у каракалпаков бытовали высокие войлочные конусообразные шапки — «калпак-такыя», по которым они и получили своё этническое наименование — «каракалпак» — «черная шапка».

Женский костюм также состоял из рубахи, штанов, халата, но вместо камзола они часто надевают безрукавку. Каракалпачки любят носить одежду яркой расцветки с преобладанием красного и синего, обилие вышивки и металлических украшений. Паранджи они не носили, её заменяла халатообразная накидка — «жегде», не закрывавшая лица. Обычным головным убором женщин был длинный платок, который повязывался поверх тюбетейки наподобие чалмы.

Хрупкое царство

Несмотря на потрясения и постоянные перемены, каракалпаки легко приспособились к новому образу жизни – теперь уже оседлому. В тех же низовьях Сырдарьи, где их предки когда-то разводили скот и лошадей, они создали собственное царство, что успешно развивалось за счёт торговли и нескольких купеческих маршрутов, что пролегали через него.

На мой взгляд, каракалпаки пребывали в эйфории от обретения свободы на родной земле, а потому позабыли о главном – соседи-захватчики не забывали о том, что Каракалпакское царство является молодым, а значит, его жители не слишком опытны в военных делах.

В 1723 году калмыки атакуют каракалпакские земли. Каракалпаки не желали становиться захваченным племенем, а потому вынуждены были разделиться, уступив немало территорий калмыкам. В итоге одна группа каракалпаков отправилась к Ташкенту, а другая отошла к самым низинам долины Сырдарьи. Так появились верхние и нижние каракалпаки.

Девушка каракалпаков

Как мы ездили в Кунград и в древний город Хива

Мы ездили в гости, в селение Кунград, и знакомились с веселыми местными каракалпакчанами. Слушали их национальные песни про Амударью и Сырдарью, о красоте их края. Танцевали вместе народные танцы. Многие из них плохо говорят по-русски, их язык каракалпакский или узбекский. Мы же общались на языке единства и прекрасно  понимали друг друга.  

https://youtube.com/watch?v=07oxdKAepo8

Также каракалпачане показали нам древний город Хива (он же Хорезм). Мы бродили по старому городу, фотографировались, провожали закат.

 Внутри старого города

В Каракалпакстане мы пробыли несколько дней, после доехали до города Ургенч, а  там сели на автобус до Бухары. (билет 20 000 сум  = 235 руб.) Ехали практически по бездорожью, в окно наблюдали  сплошную пустыню, барханы и пылевые завихрения.

Автобус ехал 8 часов, а останавливался всего один раз на десять минут. В салоне было градусов 50 жары. Нас обдувал горячий ветер пустыни. Хотелось постоянно пить. А по полу,  по ногам, туда-сюда катались дыньки и арбузы. Но мы выстояли!  

Экономика

Сбор хлопка в районе Кызыл-Калы , Каракалпакстан.

Раньше экономика региона сильно зависела от рыболовства в Аральском море. Теперь он поддерживается хлопком , рисом и дынями . Также важна гидроэлектроэнергия от большой советской станции на Амударье .

Дельта Амударьи когда-то была густонаселенной и в течение тысяч лет поддерживала обширное ирригационное сельское хозяйство. Под Хорезмом область достигла значительного могущества и процветания. Однако постепенное изменение климата на протяжении веков, ускоренное антропогенным испарением Аральского моря в конце 20-го века, создало пустынную картину в регионе. Древние оазисы рек, озер, тростниковых болот, лесов и ферм высыхают и отравляются переносимой ветром солью, а также остатками удобрений и пестицидов с высохшего дна Аральского моря. Летняя температура повысилась на 10 ° C (18 ° F), а зимняя температура снизилась на 10 ° C (18 ° F). Скорость анемии , респираторных заболеваний и других проблем со здоровьем резко возросло.

Обычаи, связанные с пищей

У каракалпаков существуют особые обычаи и правила поведения на семейных и общественных трапезах, которые строго соблюдались. Любую пищу по традиции едят сидя на полу вокруг скатерти. Густую пищу едят руками, бульон подают отдельно, в миске или чашке.
Едят обычно три раза в день. Состав блюд очень разнообразен — молочная, растительная, мясная пища.
Перед едой полагается полить воду на руки, после чего дают воде стечь с рук. Не полагается стряхивать с рук воду после умывания, так как брызги могут попасть в пищу. Начинает есть старший по возрасту или положению. В прошлом у каракалпаков не было принято пить чай; если в дом приезжал кто-нибудь, угощали обязательно кислым молоком, айраном или варили катыбыламык — похлёбку. Обычай пить чай распространился у каракалпаков, как и у других народов Средней Азии, относительно недавно (в XIX веке) вместе с ростом торговли с Ираном и Индией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector