Кельнский собор, кельн, германия
Содержание:
Места вокруг собора
Собор окружен четырьмя большими площадями: на юге Ронкаллиплац с Папской террасой, на западе передний двор собора с Кардинал-Хёффнер-Платц, на востоке каноническое кладбище и Генрих-Бёлль-Платц, а на севере — вокзал привокзальной площади.
Ронкаллиплац с папской террасой
Папская терраса: Петрусбруннен на Ронкаллиплац
Ронкаллиплац площадью 5875 квадратных метров соединяет собор монастыря с улицей Ам Хоф. Сегодняшний Ронкаллиплац занял южную часть улицы Домхоф и с 1 января 1813 года назывался площадью Карла Великого после Кельнского маршрута во времена Франции ; на карте 1815 года Kaiser-Karls-Platz, затем Domhof. Его переименование в Roncalliplatz — в честь настоящего имени Папы Иоанна XXIII. — состоялось в 1971 году после постройки Домплатте . В 1972 году было завершено строительство здания администрации Кельнского собора, Roncalliplatz 2, в котором также находится здание собора . В 1974 году по адресу Roncalliplatz 4 был открыт Римско-германский музей . В 1984 году, колонна высокого неба 9,80 метра была Columne за Caelo из Heinz Mack поставила 68-тонный монолит португальского гранита.
Терраса, расположенная прямо на боковом проходе собора, известна как папская терраса, потому что на ней установлены две мемориальные доски, посвященные трем Папам Иоанну XXIII. , Иоанн Павел II и Бенедикт XVI. помнят. Также на террасе в июле 2010 года находился , созданный в 1870 году Рихардом Фойгтелем для парка у подножия восточного хора. Он широко известен как «Drüje Pitter» (сухой питер), потому что из-за дефекта в линии подачи воды из него выделяется очень мало воды.
Передний двор собора с Кардинал-Хёффнер-Платц
Реплика навершия собора.
Западная часть соборной плиты перед башнями и парадным входом в собор называется привокзальной площадкой. Вот боковая арка римских северных ворот . Территория между Домплатте и Транкгассе с 2008 года называется Кардинал-Хёффнер-Платц. На площади возведена полноразмерная копия украшений собора высотой 9,50 метра, которая пользуется популярностью у туристов как место встречи. Его расположение является спорным, однако, поскольку это затрудняет вид фасада. Поэтому в среднесрочной перспективе им нужно найти новое место. Рядом с ним находится фонтан с голубями, созданный Эвальдом Матаре в 1953 году , который часто забывают как шедевр минимализма.
Кладбище Канона и Генрих-Бёлль-Платц
К востоку от соборного хора находится каноническое кладбище. Члены столичного капитула покоятся здесь в склепе, заложенном в 1925 году . Надгробия выполнены по проекту мастера-строителя Арнольда Вольфа . Ниже находится Баптистерий , раннехристианская купель для крещения VI века, построенная на еще более древнем римском бассейне. Небольшое восьмиугольное строение свидетельствует о переходе от дохристианской античности к позднеантичному христианству. В ходе последней реорганизации восточной части собора в 2017 году баптистерий разместили рядом с фонтаном Диониса. Скульптура, созданная в 1973 году Гансом Карлом Бургеффом , изображает искривленного Диониса , бога вина.
Heinrich-Белль-Platz, разработанный на Дани Каравана между 1982 и 1986 годами, принимает размеры и материалы окружения: кирпичи из музея, гранита из собора плиты, чугуна от главного железнодорожного вокзала, зелени сада Рейна. Под оптически отмеченным центром площади находится место дирижера Кельнской филармонии . Здесь находится музей Людвига (современное искусство).
Привокзальная площадь станции
Передняя часть вокзала служит связующим звеном между вестибюлем главного вокзала и более высокой Домплатте. Внешняя лестница преодолевает видимый перепад высот на соборный холм. Он состоит из польского гранита, его площадь начинается с 51,80 метра и расширяется до 73 метров.
Кёльнский собор. История
Легенды Кёльнского собора
Его строили шесть столетий и в результате получили самое высокое здание в первой тройке всех церквей мира с самым большим церковным фасадом в Европе. За такое долгое время постройки собор оброс легендами по поводу его строительства.
Если верить одной из них, то первый архитектор собора, запутавшись в чертежах заключил сделку с дьяволом, который пообещал вручить готовые чертежи в обмен на душу. Поверив обещанию архитектор и дьявол назначили встречу на раннее утро, когда будет услышан крик первого петуха. Разговор подслушала жена архитектора и чтобы спасти мужа она прокукарекала за петуха, после чего забрала обещанные чертежи у дьявола. А когда прозвучало настоящее кукареканье и сатана его услышал, то он понял что обманут, из-за чего сильно разгневался. Да до такой степени, что наслал проклятье на собор, которое заключалось в том, что когда полностью закончатся строительные работы, наступит конец света
Если обратить внимание на строительные работы, которые ведутся и сегодня, то можно подумать, что это не случайно…
Гораздо больше легенд о соборе и Кёльне может рассказать русскоязычный гид на тематической экскурсии .
Что было на месте собора
На месте собора ещё в римские времена строились церкви, остатки от которых сохранились, на них даже можно посмотреть, находятся они под собором.
Первую более крупную церковь на этом месте начали строить в VI. Просуществовав несколько веков, она сгорела, поэтому в IX построили новый собор. Именно этот собор и был предшественником существующего, в истории его называют «старым собором». От него сохранились некоторые фрагменты, а именно стены от колодца, стоявшего во внутреннем дворе и порог одного из входов. Они доступны к осмотру, находятся в подземных помещёниях.
Закладка первого камня
Так как Кёльн был городом богатым и могущественным, он нуждался в своём кафедральном соборе, который начали строить в 1248. Строился он также и для хранения ввезённых в 1164 в Кёльн мощей трёх царей-волхвов. Для этой ценной реликвии в течение десяти лет изготавливали саркофаг из драгоценного металла и камней.
Первым делом была построена восточная часть собора, затем северная. Над южной частью трудились с XIV по XV, построив три этажа в башне и поместив в неё два колокола. В XVI северную часть покрыли кровлей. Вот в таком незавершённом виде собор оставили на несколько веков.
Завершение строительства
Собор находился в недостроенном виде до 1842, пока Фридрих Вильгельм IV не только распорядился завершить собор, но и сам приложил руку к этому. Кёльн получил полностью завершённый собор когда в 1880 уложили последний камень.
Удивительно, но во время второй мировой Кёльнский собор не ощутил значительных разрушений, говорят, что для лётчиков он был ориентиром за счёт высоких башен, поэтому бомбы на него не сбрасывали.
Кёльнский собор сегодня
Увидеть собор снаружи будет мало, обязательно нужно заглянуть внутрь, его интерьер вас не заставит разочароваться. За алтарём находится главная ценность собора – ларь с мощами мощи трёх волхвов. Также в соборе хранятся такие реликвии как Миланская Мадонна, Крест Геро, посох и дароносица Святого Петра, жезлы и мечи.
Перед собором стоит скульптура, с первого взгляда которую можно не понять. Но если подойти поближе и внимательно посмотреть, то можно заметить текст на Русском языке. Это копия наконечника башен, которые с земли не рассмотреть, так как они кажутся совсем маленькими. На самом деле скульптура передаёт настоящий размер. Называется она Kreuzblume.
Если походить вокруг собора, то можно заметить горельеф, где изображён Папа Римский Иоанн Павел II и Папа Бенедикт XVI, фонтан Святого Петра с южной стороны собора и фрагмент часовни, которая стояла здесь в XI веке.
Почти у самого входа собора находятся почти неприметные развалины, но к собору они отношения не имеют, когда-то они были очень большим сооружением и являлись частью оборонительной стены и Римских северных ворот.
Один из лучших видов на Кёльнский собор открывается с обзорной площадки KölnTriangle на другом берегу Рейна. Вход на площадку 3€.
Желающим подняться на крышу собора придется заплатить за это 15€, подъем только в составе экскурсионной группы. Спуститься в подвал собора стоит 12€.
Кроме собора в городе есть большое количество достопримечательностей и более подробно можно прочитать в моем отчете Кёльн за 2 дня.
Ms.Natalina
Где находится Кёльнский собор
Для начала уточним, в какой стране находится Кельнский собор. Он расположен в Германии и регулярно открывает свои двери туристам для экскурсий. Если вы уже прилетели в Германию, необходимо добраться до земель рода Северный Рейн-Вестфалия. Именно там и расположен собор.
Если вы находитесь в аэропорту Кельна, то можно без пересадок добраться на пригородном поезде S 13. Билет на него можно купить там же в аэропорту — специально для туристов и жителей расположены автоматы с билетами. Стоит билет 2,40 EUR, время поездки занимает примерно 15 минут. Выйти необходимо на станции Köln Hbf. Поезд ходит довольно часто, но начинает ездить реже после полуночи, а после 2 часов ночи перестает вообще.
Помимо поезда, добраться до собора можно на автобусах и метро, которые есть в Кельне. Собор очень высокий, и видно его практически с любой точки города. По прибытии в Кельн на поезде у вас не останется вопросов, где находится Кельнский собор — от главного вокзала Кельна до собора всего 50 м.
Время посещения и адрес
Кельнский собор расположен по точному адресу Domkloster 4. Время работы сокровищницы и башни меняется в зависимости от сезона, и его нужно постоянно уточнять. Сам собор работает с ноября по апрель с 6:00 до 19:30 и с мая по октябрь с 6:00 до 21:00. А по воскресеньям и праздникам собор открыт с 13:00 до 16:30. Стоит помнить, что экскурсии по собору не проводятся во время богослужений и других мероприятий.
Экскурсии в собор
Они включают в себя:
- сокровищницу;
- башню;
- раскопки;
- баптистерий;
- крышу.
Экскурсии по Кельнскому собору могут быть туристическими группами или самостоятельно. Экскурсия в группе платная, для самостоятельных туристов вход свободный. Правда, вход в главный зал бесплатный, а вот за остальные места нужно платить. Например, подъем на башню будет стоить 4 EUR, а вход в сокровищницу – 6 EUR.
Восхождение на башню, как уже было указано, платное, но цены на билеты отличаются для разных категорий людей. Для взрослых билет стоит 4 EUR, семейный всего 8 EUR, школьникам, студентам и инвалидам билет обойдется всего в 2 EUR. Подниматься можно не позднее 30 минут до закрытия.
Такая же ситуация и с Сокровищницей. Билет для взрослых – 6 EUR, льготный – 3 EUR и семейный – 12 EUR. Работает Сокровищница с понедельника по воскресенье. Если в планы входит посещение обоих мест, то выгоднее купить комбинированный билет.
Простой комбинированный билет будет стоить 8 EUR. Семейный комбинированный обойдется посетителям в 16 EUR и для льготников (студенты, школьники, инвалиды) 4 EUR. Кроме этого, есть и другие достопримечательности.
Экскурсия на крышу
На крыше есть смотровая площадка, и такая экскурсия для группы обойдется в 170 EUR – 190 EUR. Для одного посетителя или группы до 4 человек с экскурсоводом билет стоит 15 EUR на человека. Оплатить можно только наличными, а вот забронировать через сайт. Кроме того, экскурсия проводится в фиксированное время – в понедельник, среду и пятницу в 17:15 и длится полтора часа.
Христианские святыни и реликвии хранящиеся в Кёльнском соборе
Не поддается сомнению, главная реликвия Кёльнского собора находится чуть позади Главного алтаря -Реликварий трех волхвов, одно из главнейших произведений ювелирного искусства времен Средневековья. Реликварий состоит из двух возлежащих рядом саркофагов и возвышающимся над ними третьим. Достоверные источники, указывающие на автора, создателя святыни, отсутствуют. Известно только, что мощи трех волхвов, хранящиеся в реликварии, были перенесены в собор уже на первом этапе его строительства — 27 сентября 1322 года.
Помимо реликвий волхвов, архиепископом Дассельским, была привезена и другая христианская святыня — резное изображение Мадонны, признающееся благословенным, чудодейственным и исцеляющим. Миланская Мадонна была изменена временем — считается, что оригинальная скульптура сгорела при пожаре, поэтому используя утраченный образец, была создана новая скульптура, сохранившая за собой имя и славу предшественницы. Рождение Миланской Мадонны датируется 1290 годом но в конце XIX века статуя изменилась — Мадонне «вручили» скипетр и корону, что говорит о новом витке в истории изваяния, одного из прекраснейших образцов зрелой готики.
Неоспоримое украшение Кёльнского собора — крест Геро, слухи о котором и мистические намёки, сопутствовали всем историям подаренной реликвии. Особенность этого распятия не столько в монументальных размерах ( около двух метров), сколько в необычайном реализме и детализации изображения Христа в момент его смерти.
Помимо скульптур, в Кёльнском соборе, в так называемой «палате святынь» хранится условная коллекция наиболее ценных, дорогих реликвий. К ним относят: посох Святого Петра с набалдашником IV века, дароносица Святого Петра и ларь с мощами Трех волхвов. Многие экспонаты выставлены в витринах с подсветкой : можно увидеть церемониальный крест, эпитафия Якова Кройского. На этом этаже можно познакомится и с редкими, необычайно ценными литературными произведениями, хранящимися в библиотеке собора. Этажом ниже, можно осмотреть древние церковные одежды и найденное, в результате раскопок 1959, содержимое могилы матери и ребенка династии Меровингов.
Захоронения
Кёльнский собор привлекает паломников всего мира не только своими драгоценными реликвиями, но и древними захоронениями архиепископов, большая часть которых была причислена к лику святых. Но не все архиепископы были похоронены в соборе, так же как и не все захоронения были перенесены из старого собора в новый. Примечательно, что многие «могилы» несут в себе не только христианскую ценность, но и ценность художественную. К примеру, на саркофаге архиепископа Конрада Хохштаденского, умершего в возрасте 63 лет, установлена лежачая бронзовая скульптура молодого архиепископа, своей точностью передачи деталей и мастерством бронзового литья, относящаяся к образцам выдающихся произведений.
Интересна с художественной точки зрения и могильная плита архиепископа Филиппа Гейнсбергского — его лежачая фигура, высеченная из известняка, надежно окружена литьем стен и ворот. Такой памятник объясняют деяния при жизни — архиепископ работал с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены.
Среди иных захоронений вызывает интерес могила графа Готфрида Арнсбергского, уснувшего рыцарем в доспехах и окруженного решеткой, что возвышается над саркофагом. Поговаривают, что эта решетка была создана специально для защиты могилы от родственников, не согласившись с завещанием графа.
А что внутри?
Внутри собора собраны уникальные реликвии. Он похож на огромный музей. Здесь скульптуры и полотна, дары, предметы старины, религиозная утварь. Это настоящая сокровищница ценностей, которые были собраны за все 600 лет строительства. Конечно, по большому счету каждый камень, каждое стеклышко в витражах — настоящее сокровище. Собор находится под защитой ЮНЕСКО.
Кстати, колокол собора носит имя «Петр». Он весит 24 тонны! История его создания удивительная — его отлили из побежденных пушек армии Франции.
Основное пространство внутри занимает главный зал. Он окружен небольшими часовнями, маленькими капеллами. Так каждый может почувствовать себя один на один с Богом. Подобная система распространена в западной религиозной архитектуре.
Внутреннее убранство дополняют витражные окна. Почти 10 тыс. кв. метров стекла стали удивительными витражами. Его еще называют «стеклянным храмом». Конечно, все они создавались в разные годы и даже разные эпохи.
Можно заметить явные стилевые различия. Самые древние находятся на клиросе, относятся приблизительно к 1304 году. Они хорошо сохранились. Это уже даже не просто витраж, а произведение искусства — сцены Старого и Нового Заветов.
Еще один интересный витраж находится высоко под крышей — окна Трех Волхвов. На верхнем этаже витраж Библейские окна — через него в храм льется свет. Создается впечатление, что он падает прямо с Небес.
«Баварские витражи» — можно назвать самыми новыми. Были изготовлены в 1848 году, подарены королем Людвигом I. Их называют «высочайшим творением новой готики».
Строительство Кёльнского собора
Святое место
Место, на котором 15 августа 1248 года начнется первый этап строительства Кёльнского собора, изначально можно назвать особенным или как настаивают некоторые исследователи, святым. Этот факт неопровержим и официально задокументирован — на месте нынешнего собора, его церкви — предшественницы возводились с завидной частотой. Поражает то, что первое здание с апсидами, по показанию историков и исследователей, возведенное на месте собора, относится к концу IV — началу V века нашей эры( до наших дней дошли фрагменты кладки помещения для крещения, а также восьмигранная купель). Признан также факт, что еще во времена Римской империи, это место воспринималось как религиозный центр христиан, проживающих в окрестностях. Поиски следов и доказательств древности не прекращаются и сегодня — на территории собора постоянно ведутся археологические исследования и раскопки, к поискам неоднократно привлекаются эзотерики и экстрасенсы. Посмотреть и понаблюдать за процессом можно издалека — туристов не подпускают ни к непосредственно месту проведения раскопок, ни к добытым экспонатом.
Поэтапное строительство.
Началу строительства Кёльнского собора предшествовал далеко не благородный замысел. По одной из версий, архиепископу Кёльна, заложившему первый камень в основание будущего собора, хотелось подчеркнуть статус и богатство одного из самых величественных городов тогдашней Германской империи. В его мечтах, собор обязан был затмить известный Собор Парижской богоматери, и превзойти по своему масштабу и величию любой ранее созданный храм. Другая версия менее амбициозная — в Кёльне хранилась одна из христианских реликвий — останки Святых волхвов или Трех королей. Для святыни, в течении десяти лет создавался саркофаг из золота, серебра и драгоценных камней — Рака трех царей-волхвов, и именно это произведение лотарингского искусства навело на мысль о соборе, вход в который будет открыт всем паломникам мира, желающим своими глазами увидеть реликвию (старый городской собор уже не выдерживал толп верующих, прибывающих в город).Итак, в 1248 году, был запущен первый этап строительства Кёльнского собора. К 1265 году стены собора были равны высоте сводов, а в 1311 оконные пролеты хора уже украшали семнадцатиметровые витражи. К этому времени уже был возведен алтарь и внутренние хоры, окруженные галереей. Также были установлены два колокола, именуемые «Специоза» и «Претитоза». отлитые в 1448/1449 г. В последующие годы, темп работы над созданием величественного собора заметно убавился, и уже в середине XVI века, работы полностью остановились. Причин такой «заморозки» достаточно много, и выбрать главную не является возможным. Говорят о Реформации, об изменившемся эстетическом восприятии собора, о финансовом кризисе ввиду уменьшения посещающих собор паломников. Как итог, более трехсот лет незавершенный собор являл собой широкое и продолговатое сооружение, высотой не более тринадцати метров, с незаконченной южной башней, с отсутствием западных башен и фасадов. Первый этап строительства завершен.
Новая «эпоха» создания Кёльнского собора начинается вместе с реставрационными работами в 1823, хотя официальной датой начала второго этапа строительства принято считать 4 сентября 1842 года — день, когда в южную башню был вмурован камень. Ответственным за строительные работы был назначен Эрнст Фридрих Цвирнер. Официальной датой завершения строительства собора считают 1880 год, хоть завершением это сложно назвать: завершены были башни, высота которых равнялась 157 метрам. Сам Кёльнский собор продолжал «жить» — менялись стекла, украшения, обновлялся интерьер. Постоянно велись работы по реставрации, а в 1906 даже пришлось заменять внезапно рухнувшую декоративную башню. Тем не менее, собор уже соответствовал чертежам и планам 1280 года, а заостренные арки Кёльнского собора тянулись ввысь, символизируя тягу человека к Богу.
Кёльнский собор в 21-м веке
Кёльнский собор сейчас является не только архитектурной достопримечательностью, но и местом, где хранятся одни из главных святынь христианства. Вышеупомянутая рака с мощами трех Волхвов, многочисленные захоронения архиепископов, восстановленная Миланская мадонна — лишь малая часть бесценных сокровищ Кёльнского собора. Самые главные святыни, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте, выставлены в сокровищнице, построенной на основании здания.
Вид на собор с востока
Она носит название «палата Святынь». Все ценные христианские реликвии – посох Святого Петра, ларь трех Волхвов, дароносица Святого Петра, жезлы и мечи, выполненные из драгоценных металлов и инкрустированные драгоценными камнями, находятся под пуленепробиваемыми стеклами и подсвечены специальными прожекторами. Кроме этого, сокровищница Кёльнского собора славится огромной коллекцией древних рукописей, в которых рассказывается о многочисленных подвигах святых. В Кёльнском соборе также можно увидеть экспонаты, датируемые 500-м годом нашей эры. В нем выставлены предметы, изготовленные из золота, серебра, рубинов, алмазов и мрамора, найденные в «могиле женщины и мальчика».
Особый интерес вызывает у гостей Кёльнского собора Крест Геро, выполненный из дуба. Это было одно из первых распятий во всем Старом Свете. Сделать двухметровый крест из крепкого «вечного» дерева решил архиепископ Геро, который возвратился в 976-м году из Византии. К этому кресту ежедневно приходит огромное количество верующих, чтобы вознести свои молитвы Спасителю. Популярность этого священного экспоната вовсе не в размерах распятия, а в том, как изображен на кресте Иисус Христос.
Фрагмент крыши
По мнению современных специалистов, настолько детально воспроизвести тело человека в те далекие времена было практически невозможно. Иисус Христос изображен на распятии в тот момент, когда его тело умирает, с предельной точностью воспроизведены все мускулы, выпирающие кости и даже сухожилия. Об анатомическом строении человека в первом тысячелетии еще мало кто знал. Это еще одна из многочисленных загадок, которые хранит в себе Кёльнский собор.
Увы, не хватит и сотни материалов, чтобы описать всю прелесть архитектурного сооружения, перечислить все его сокровища и святыни. Большинство туристов, побывавших в Кёльнском соборе, говорит о том, что из храма не хочется уходить, а для того чтобы хотя бы частично ознакомиться с его внутренним убранством, потребуется не меньше недели. Еще больше нужно времени, чтобы прочувствовать ту атмосферу, которой пропитано все даже за пределами здания. Не секрет, что любой человек, оказавшись внутри Кёльнского собора, испытывает чувство благоговения, заставляющее его замирать перед всем тем великолепием, которым славится третий по величине храм на нашей планете.
Фрагмент витража собора
Кёльнский собор и сейчас строится, во многих помещениях идет реставрация, поэтому говорить о конце света, в наши дни рано. К слову, в некоторых источниках говорится о том, что когда достроится собор, наступит не конец света, а в небытие канет Кёльн. Наверное, римско-католическая церковь и многочисленные строительные компании, не торопятся проверять правдивость легенды, связанной с Кёльнским собором и его первым архитектором Герхардом.
История храма вкратце
Самый грандиозный в Кёльне собор расположен на месте, которое ещё во времена римского правления являлось религиозным центром живших здесь христиан. На протяжении веков там было построено несколько поколений храмов, причём каждый последующий превосходил по своим масштабам предыдущие. В нижнем ярусе современного собора, где сейчас проводятся раскопки, можно увидеть то, что сохранилось от этих древних святынь.
Зачем понадобился новый храм
Можно утверждать, что история Кёльнского собора в Германии началась в 1164-м году. Как раз в это время архиепископ Райнальд фон Дассель привёз в Кёльн мощи трёх Святых Волхвов, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу.
В христианстве эти мощи считались драгоценной святыней, к которой шли паломники со всей Земли. Для такой значимой религиозной реликвии требовался достойный Дом. Идея создания в Германии величественного собора, превосходящего всемирно прославленные соборы Франции, принадлежит архиепископу Конраду фон Гохштадену.
Новый храм в Кёльне строился в два очень долгих этапа.
Как всё начиналось
Герхард фон Риле – именно этот человек составил чертежи, по которым велись работы по возведению грандиозного сооружения. Символичный камень в фундамент Кёльнского собора заложил Конрад фон Гохштаден в 1248 году. Сначала была сооружена восточная сторона храма: алтарь, окружённые галереей хоры (их освятили в 1322 году).
В XIV и XV веках работы шли медленными темпами: завершили лишь нефы в южной части здания и возвели три уровня южной башни. В 1448 году на башенной колокольне установили два колокола, вес каждого из них составлял 10,5 т.
Год, когда строительство приостановили, в разных источниках указан разный: 1473, 1520 и 1560. Несколько столетий собор в Кёльне оставался недостроенным, а на южной башне всё время так и стоял высокий подъёмный кран (56 м).
Второй этап строительных работ
В ХIХ веке король Пруссии Фридрих Вильгельм IV приказал достроить собор, к тому же возведённые хоры уже требовали обновления. В те годы готическая архитектура находилась на очередном пике популярности, поэтому святыню решено было закончить, придерживаясь выбранного ранее готического стиля. Этому поспособствовало и то, что в 1814 году чудом были обнаружены давно утерянные чертежи проекта, составленные Герхардом фон Риле.
Карл Фридрих Шинкель и Эрнст Фридрих Цвирнер пересмотрели старый проект, и в 1842 году начался второй этап строительных работ. Начал его сам Фридрих Вильгельм IV, заложив в фундамент очередной «первый камень».
В 1880 году одно из длиннейших в истории Европы строительств завершилось и даже отмечалось в Германии как национальное событие. Если считать, сколько же строился Кёльнский собор, то получается, что 632 года. Но даже после официального торжества религиозную святыню не прекращали ремонтировать и доделывать: меняли стёкла, приступили к внутренней отделке, настилали полы. А в 1906 году обвалилась одна из башен над центральным фасадом, и пришлось ремонтировать повреждённую стену.
Годы Второй мировой войны и послевоенный период
Во Второй мировой Кёльн, как и многие другие города Германии, был очень сильно разрушен бомбёжками. Интересным является тот факт, что Кёльнский собор чудом сохранился и возвышался среди сплошных развалин, будто возникнув из иного мира.
Как говорят военные стратеги, высокие башни здания служили пилотам ориентирами, поэтому они не бомбили его. Но всё же 14 раз в собор попадали авиабомбы, хотя он и не получил серьёзных повреждений. Тем не менее, новые реставрационные работы были необходимы.
До 1948 года хоры в соборе Кёльна восстановили, после чего там постоянно стали проходить службы. Восстановление прочего интерьера продолжалось вплоть до 1956 года. Тогда же построили винтовую лестницу, ведущую к площадке на одной из башен, на высоту 98 м.
Время до сегодняшних дней
Из-за сильного загрязнения окружающей среды и непогоды всё время происходят многочисленные повреждения грандиозного собора в Кёльне, которые могут привести к его разрушению. Временная реставрационная контора по-прежнему находится у здания, постоянно занимаясь ремонтными работами. В общем, строительство собора в Кёльне (Германия) вряд ли будет закончено когда-либо вообще.
С 1996 года Кёльнский собор пребывает в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас этот храм является одной из самых значимых архитектурных достопримечательностей Германии. К тому же, как и планировала Церковь много веков назад, в нём хранятся важнейшие для христиан реликвии.