Крейсер аврора

Что внутри корабля-музея

Внутреннее пространство крейсера разделено на 7 залов. Первый расположен в помещении бывшего карцера и боцманского кубрика. В нем на обозрение посетителей выставлены картины, на которых изображен корабль, флаги «Авроры» разных времен и диорама. На последней отображены все корабли, участвовавшие вместе с «богиней» в событиях октября 1917 года.

Второй зал находится на месте батарейной палубы и примыкавших к ней кубриков матросов. В его витринах экспонируются личные вещи членов экипажа крейсера, предметы быта, а также шпили, при помощи которых выбиралась цеп и поднимался якорь со дна моря.

Третий зал посвящен развитию отечественного флота на рубеже XIX-XX веков, походу на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, Цусимскому сражению и модернизации крейсера после русско-японской войны.

В четвертом зале показаны вещи, которые иллюстрируют историю «Авроры» с 1914 до 1939 года, в частности, фотографии, карты походов «богини» по Балтийскому морю, исторические документы, образцы формы офицеров и матросов.

Схема экспозиции музея

Пятая экспозиция знакомит гостей с участием корабля в Великой Отечественной Войне. Большую ее часть занимают фото крейсера, сделанные в 1941-1945 годах. В специальных стендах установлены манекены матросов-балтийцев, которые сошли с «Авроры» и воевали на суше.

Шестой зал занимают подарки, врученные кораблю и его экипажу за 115 лет службы. Среди них особо выделяются эмблема начальника штаба ВМС США и знак командующего вспомогательными судами ВМФ Великобритании.

Седьмая экспозиция представляет собой восстановленную до первоначального вида корабельную церковь «Авроры». Кроме того, в нем развешены фото и картины, на которых изображены морские соборы Санкт-Петербурга и Кронштадта: Никольский и Святителя Николая Чудотворца.

История постройки

Тип крейсера Аврора – «Диана», ранг I. Заказывать крейсеры этого типа начали из-за трудностей во внешней политике в конце XIX века. Сначала это было геополитическое соперничество с Англией, названное Большой игрой. Затем обострилась обстановка на Балтике.

Напряженная политическая ситуация вынудила Россию скорректировать 20-летнюю судостроительную программу, которую приняли в 1881 году. Заказали 3 крейсера с броневой палубой – тип «Диана», одним их которых стала Аврора. Изготовлением занималось Новое Адмиралтейство, исполнил заказ Балтийский завод.

Прототипом стал крейсер «Талбот» (Англия). Изначально планировалось строить два крейсера – Диана и Паллада. Это было основной работой, а Аврора стала дополнительным проектом, ее строительство отставало от графика.

Формировать корабельный корпус начали осенью 1986 года. Сталь поставлялась Адмиралтейским Ижорским заводом, но он не справлялся с обилием заказов, поэтому часть материалов для Авроры поставил Александровский чугунолитейный завод. Проблема с материалами послужила одной из причин задержки строительства.

Название «Аврора» появилось 12 апреля 1897 года по приказу Николая II. Всего было 11 вариантов, но он предпочел символ римской богини зари.

Официальной датой закладки крейсеров типа «Диана» стало 4 июня 1897 года. Церемония была тожественно проведена на Авроре. На ней присутствовал генерал-адмирал Алексей Александрович. Была укреплена табличка из серебра между шпангоутами, произвели поднятие флага и гюйса.

Из-за ряда проблем изготавливать машины, котлы и различные механизмы начали поздно. Контракт на работы подписали лишь в июле 1987 года. В соответствии с ним все работы обошлись в 2,275 миллионов рублей.

Строительство крейсера с ходовыми испытаниями заняло почти 8 лет. Этот период отмечен вовлечением в строительство четырех офицеров Корпуса корабельных инженеров – де Грофе, Токаревского, Пущина и Баженова.

Строительство крейсера

В октябре 1897 года установили форштевень. Морское министерство в лице управляющего им Тыртова во время визита в Новое Адмиралтейство распорядилось не отставать от постройки Дианы и Паллады. В середине 1898 года Аврора была готова на 28% по корпусу, практически на 60% по машинам.

Когда изготавливалась паросиловая установка, старшим офицером стал инженер-механик Петров, появились офицеры с судовыми специалистами. Они предложили изменения в торпедном вооружении – теперь на крейсере было три торпедных аппарата 381 мм. Изготовлением занялся Петербургский металлический завод летом 1898 года.

Весной 1990 года корпус Авроры был готов на 78%. Одновременно устанавливали различные системы и устройства.

Датой торжественного спуска Авроры на воду стало 24 мая 1900 года. За церемонией наблюдали Николай II с императрицами – матерью и супругой. Находились они в Императорском павильоне. Торжество сопровождалось залпами артиллерийского салюта, который дали корабли на Неве.

После торжественного спуска крейсер на буксире отправили к Франко-русскому заводу для установки главных машин. Одновременно занялись паропроводом, вспомогательными механизмами, общекорабельными системами. Август 1990 примечателен появлением трех дымовых труб, из которых в конце октября уже поднялся пар.

В ноябре 1900 года провели пробу машин, доказавшую исправность их работы. Провели также испытания на швартовых, по результатам которых подписали акт №559 – крейсер мог перейти в Кронштадт. При этом многие работы были не завершены. Не началась установка электрического рулевого управления, румпельного устройства, паровой рулевой машины.

Летом 1900 года начались приемные испытания Паллады и Дианы, которые по готовности существенно опережали Аврору. Комиссия выявила ряд значимых недостатков и просчетов, многие касались артиллерийской части. Все эти ошибки были учтены и во время достраивания Авроры исправлены.

Во время строительства Авроры рабочей силы не хватало, так как судостроение шло полным ходом, одновременно делали несколько проектов. Из-за ряда недочетов и элементарной нехватки опыта пришлось дорабатывать крепления, электрооборудование. Повлияла и некачественно изготовленная вертикальная броня для боевой рубки, доработка которой заняла дополнительное время.

1902 год примечателен установкой якорей Холла – в отечественном судостроении это было новинкой. Полная готовность судна наступила в мае, а конец июля ознаменовался первым плаванием до Кронштадта. Во время него был слегка поврежден правый винт.

Становый якорь системы Холла

Похожие экскурсии в Санкт-Петербурге

нет отзывов

Входные билеты на крейсер «Аврора» с экскурсией-аудиогидом

Вашему вниманию предлагаются входные билеты для самостоятельного посещения крейсера «Аврора» с экскурсией-аудиогидом для…

Групповая
1,5 час

1090 ₽ за человека

10 отзывов

Крейсер «Аврора»: тематическая-лекция экскурсия

Легендарная «Аврора» — пожалуй, самый известный военный корабль во всей отечественной истории. Приглашаем…

Индивидуальная
Пешая
1 час

3625 ₽ за экскурсию

нет отзывов

Большая обзорная с экскурсией на крейсер «Аврора»

Во время экскурсии вы увидите одну из визитных карточек Санкт-Петербурга и выдающийся архитектурный ансамбль…

Групповая
4 часа

1500 ₽ за человека

Фотографии и описания достопримечательностей Санкт-Петербурга

История создания филиала

В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля начала двадцатого столетия — это уникальный памятник истории России, ее Военно-Морского Флота, корабль-музей — легендарный крейсер «Аврора». Крейсер принял участие в трех войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года, был кузницей подготовки нескольких поколений морских офицеров. Много замечательных людей видел знаменитый корабль.

Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронес Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.

Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством.

В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами. К настоящему времени на «Авроре» и в залах музейной экспозиции побывало около тридцати миллионов человек практически из всех стран земного шара. Книга отзывов посетителей, начатая еще в 1924 году, содержит записи отечественных и зарубежных государственных и политических деятелей, космонавтов, представителей науки, культуры, искусства.

Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.

В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.

Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Сегодня, после проведенного ремонта и воссоздания экспозиции, крейсер «Аврора», как и прежде, является одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга — города, где был построен этот замечательный корабль и где, по большей части, прошла вся его служба на благо Отечества.

Руководство страны внесло огромный вклад в организацию и проведение ремонтных работ на крейсере «Аврора». В день Военно-Морского Флота 31 июля 2016 года возвратившийся на место вечной стоянки после ремонта крейсер «Аврора» посетили Верховный главнокомандующий, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Министр обороны РФ С.К. Шойгу.

Адрес музея крейсер Аврора. Как добраться

Часто путешественники задаются вопросом: Где в Питере находится «Аврора»? Адрес музея звучит просто: Петроградская набережная. Телефон для справок: 8 (812) 607-49-22.

Чтобы добраться до учреждения стоит воспользоваться поездами метро красной или синей веток. От станций «Площадь Ленина» и «Горьковская» нужно сесть на трамваи №№ 3, 6 или № 40, а также на автобус № 49 и доехать до остановки «Улица Чапаева». Последний ходит из центра города, с Невского проспекта. Альтернативным маршрутом может стать поездка на трамваях №№ 3, 6 или № 20 до остановки «Улица Комсомола» и 20-ти минутная прогулка до памятника по Пироговской набережной и Сампсониевскому мосту. В пешеходной доступности от «богини» расположены Финляндский вокзал, Петропавловская крепость, ботанический сад, парк «Марсово поле».

На заметку! Чтобы видеть «Аврору» из своих окон, можно поселиться в одной из близлежащих к музею гостиниц. Всего в 200 метрах от корабля расположено 3 отеля категорий 3* и 4*. Для молодежи и путешественников, которые желают сэкономить, рядом с памятником истории функционирует хостел. Цена проживания в нем составляет всего 600-800 рублей с человека в сутки.

Музей «Крейсер Аврора» в Санкт-Петербурге: режим работы и цены

На крейсере Аврора экскурсии проводятся ежедневно, кроме понедельника и вторника. Борт легендарного корабля принимает порядка полумиллиона посетителей в год. Администрацией музея установлена вполне приемлемая цена билета на свободное посещение, варьирующаяся в диапазоне от 200 до 600 рублей. Конкретная стоимость зависит от категории граждан. По максимуму платят зарубежные гости, по минимуму – школьники, студенты и пенсионеры.

На официальном сайте музея крейсер Аврора опубликован полный список категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение. Надо сказать, что он довольно обширный. Какой у крейсера Аврора режим работы? Посетить «музей на воде» можно с одиннадцати до восемнадцати часов. За дополнительную плату желающим удастся приобрести право на фото- и видеосъемку.

«Аврора» является филиалом Центрального военно-морского музея Российской Федерации. Легендарный боевой корабль российского и советского флотов открыт для посещения с 11:00 до 18:00. Касса функционирует с 11:00 до 17:15. Выходные в музее: понедельник и вторник. Режим работы учреждения не предусматривает каких-либо перерывов посреди рабочего дня.

Входной билет в музей

Те, кто желает индивидуально обозреть корабль и услышать множество интересных фактов о нем, могут заранее договорится об авторской прогулке с опытным экскурсоводом. Цена такой услуги — 2000 рублей.*

Для групп численностью 10-20 человек администрация музея предлагает тематические интерактивные программы: «Принятие присяги», «Музыкальны вечер», «День рождения в музее». За их организацию сотрудники учреждения просят оплату в размере 3000 рублей в час.

Важно! Профессиональная фото и видеосъемка на «Авроре» может проводится только в сопровождении сотрудника музея. За ее проведение нужно будет отдать 5000 рублей

Такая же сумма требуется для получения разрешения на изготовление видео и фото в исторических костюмах на борту корабля при проведении торжеств (свадеб, дней рожденья).

Сочи, санаторий Аврора

Лазаревский район — идеальное место для семейного отдыха, ведь здесь есть приятная на ощупь мелкая галька, первая береговая линия, ласковое море и уникальный мягкий климат. Неудивительно, что в этом раю было решено построить санаторий Аврора в Сочи. Также в активе здравницы: отличная лечебно-диагностическая база, хорошая транспортная доступность, комфортные номера, вкусное питание, интересный досуг.

Здесь вы сможете отдохнуть так, как всегда желали.

Парковые аллеи ведут постояльцев непосредственно к лазурному морю, причем путь пролегает через подземный переход, что позволяет не беспокоиться из-за пересечения автомобильной дороги. Спуск и подъем людей непосредственно в пляжной зоне осуществляется посредством двух лифтов. Сам пляж используется только постояльцами «Авроры», оборудован лежаками, грибками, зонтами, переодевальными кабинками и туалетами.

Есть прокат водных мотоциклов, лодок и пр.

Питание трехразовое, в столовой на 300 мест. Помимо шведского стола имеются диетические программы. Досуг обеспечен спортивными залами, спортплощадками для волейбола, баскетбола, теннисными кортами. Имеется прокатный пункт инвентаря.

«Аврора»: от парусника до крейсера

Деревянный парусный фрегат, первым носивший имя «Аврора», был построен в 1835году на петербургской верфи. Корабль был менее 50 метров длиной и имел лишь 58 орудий. Воевала первая «Аврора» лишь 26 лет.

Легендарным для него стало сражение в Авачинской губе, когда фрегат был основой обороны Петропавловска. Тогда в бухту вошли 6  англо-французских кораблей (в сумме – 2,5 тыс. человек, включая десант и 212 пушек). Им противостояли два российских корабля и береговой гарнизон (в сумме – 1046 человек и 108 орудий). Руководили обороной города  губернатор Камчатки генерал-майор В.С.Завойко и капитан «Авроры»  И.Н.Изыльметьев. Русские моряки вынудили неприятели уйти из акватории, потеряв в сражении 450 убитыми и ранеными и понеся, в свою очередь, потери численностью 32 убитых и 64 раненных. 

Следующая Крымская война была проиграна Россией, которая к тому же и получила унизительное обязательство не иметь собственного флота на Черном море и не иметь возможности пользоваться проливами (Босфор и Дарданеллы).

Царское правительство полагало недопустимым состояние утраты страной морского престижа, поэтому в 1857 году принимается решение о постройке новых кораблей, которые должны отвечать «духу времени» по мощи, оснащению и иным параметрам технического состояния. Парусники должны быть сменены кораблями нового парового типа, имеющими винтовой или колесный ход.

Западное судостроение в то время стало выпускать корабли броненосного типа, что также «сориентировало» Морское ведомство России в соответствующем направлении развития. Уже в 1863 году принимается решение  о строительстве кораблей, обшитых 100-мм броней. Тогда же в Англии была заказан плавучая батарея «Первенец», а в Петербурге еще две отечественные батареи «Не тронь меня» и «Кремль». Причём, последний корабль строился исключительно российскими специалистами. Такое вот начали «импортозамещение» с одновременным развитием собственного сталелитейного дела.

На новом предприятии под столицей в селе Александровском по инициативе директора горного завода Златоуста М.П.Обухова основывается сталелитейный завод, на котором внедрён изобретенный тем же Обуховым способ производства стали, что не уступала «европейским образцам». Так начинается промышленно-военное соревнование России с Европой (особенно с Англией) по части создания новейших морских кораблей.

Появление крейсера «Авроры» как современной боевой единицы российского флота было обязано именно этим действиям и решениям власти. Конструктивные особенности этого корабля выдвигали «Аврору» на передовые позиции среди европейских паровых и броненосных аналогов. Лидировала «Аврора» и по своей артиллерийской оснащенности. Орудия крейсера демонстрировали лучшую дальность стрельбы, хорошие параметры её баллистики, бронебойности, скорострельности. К слову, этим показателям активно способствовало изобретение бездымного пороха, в котором принимал участие русский химик Д.И.Менделеев. Благодаря такому пороху началось стремительное применение оптических средств целеуказания и совершенствование систем управление огнем. Еще крейсер «Аврора» стал первым боевым кораблем, оснащенным аппаратурой отечественной радиосвязи (в конце 19века русским ученым Поповым был изобретен радиоприемник), а также кораблем, имеющим паровые динамо-машины, т.е. электрические приводы.

Так вышло, что крейсер «Аврора» завершил собой этап создания российского парового броненосного кораблестроения рубежа веков.

История создания Военно-морского музея в Санкт-Петербурге

В 1709 году при Адмиралтействе Пётр Первый основал Модель-камеру — хранилище кораблестроительных моделей и чертежей, в которое в обязательном порядке передавались чертежи и модели всех построенных кораблей.

В 1805 году был учрежден Морской музей, разместившийся в здании Главного Адмиралтейства, куда были переданы экспонаты Модель-камеры.

Макет Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 18 веке

С 1908 года музей стал носить имя своего основателя Петра Великого, а в 1924 году он получил свое нынешнее название — Центральный военно-морской музей. В 1939–1940 годах музеум переезжает в здание бывшей Фондовой биржи на Васильевском острове, построенное по проекту известного архитектора Тома де Томона.

Открытие экспозиции состоялось в феврале 1941 года, но уже в начале Великой Отечественной войны большая часть экспонатов была эвакуирована в Ульяновск. По завершению войны коллекция была возвращена из эвакуации и 28 июля 1946 года музей вновь встретил своих посетителей.

В 2006 году стало известно о необходимости переезда ЦВММ на новое место и первоначально планировалось разместить его в новом здании в устье реки Смоленки на Васильевском острове, однако, позже было принято решение реконструировать Крюковские казармы и перевести музей в это здание на площади Труда.

Переезд начался в 2011 году, а открытие ЦВММ в новом здании переносилось шесть раз и наконец, 28 июля 2013 года в День военно-морского флота музей распахнул свои двери для посетителей.

Как добраться до Военно-Морского музея в Санкт-Петербурге

Военно-Морской музей находится довольно далеко от станций метро, но в пешеходной доступности от многих достопримечательностей Санкт-Петербурга. Например, пешком можно дойти от Исаакиевской площади и Исаакиевского собора, Поцелуева моста, Никольского Морского собора, Мариинского театра и Новой Голландии.

Пешеходная прогулка от станций метро займет около 15 минут, смотрите карту:

Также можно добраться на наземном транспорте:

  • От Сенной площади (станции «Садовая», «Спасская» и «Сенная площадь»): маршрутки К124, К186, К350 до остановки «Площадь Труда»
  • От станции Адмиралтейская: троллейбусы 5 и 22 до остановки «Набережная Крюкова канала»

Вход для посетителей находится со стороны Крюкова канала.

Крейсер долгожитель

Возраст «Авроры» перевалил за сотню лет. Кроме того, крейсеру выпала необычайная судьба. Всю свою жизнь он находится в строю, при этом является свидетелем, а во многом, и участником грандиозных событий, которые прошумели над Россией в XX столетии. Таких столетних военных кораблей во всем мире единицы, а в России пока только один дожил до такого возраста, чем и заслужил членство в Ассоциации старейших кораблей мира.

Экспозиция музея расположилась в шести помещениях. Для посещения открыты также котельное отделение и боевая рубка. Собрание экспозиции представлено почти тысячью предметов, среди которых 12 картин и 6 акварелей. На стендах музея выставлены 40 документов и столько же копий и фотокопий. Более ста персональных фотографий расскажут посетителям музея-корабля о работе моряков «Авроры», выставлены принадлежащие им ордена и медали. Представлены флаги и знамена корабля.

Большой интерес у гостей музея вызывают значки с изображением крейсера. В залах можно увидеть модели кораблей российского военно-морского флота, выставку подарков от различных общественных и военных организаций.

Любопытны и воспроизведенные интерьеры, в которых жили и питались матросы. Для усиления впечатления на полу через весь кубрик были протянуты якорные цепи. Из реально сохранившихся предметов – три оригинальные паровые машины тройного расширения.

Посетителям расскажут об интересных фактах походов крейсера, жизни ее экипажа, его роли и влиянии на события, произошедшие в 1917 году.

Внутри музея-корабля создана настоящая часовня.

Несмотря на то, что сегодня крейсер «Аврора»– музей, он остается действующим кораблем, его механизмы усилиями офицеров, мичманов и матросов поддерживаются в рабочем состоянии.

Составляющие крейсера

На верхней палубе, завершающей конструкцию корпуса корабля в его надводной части, размещены орудия крейсера − артиллерия. Посты управления кораблем, шлюпки и катера, системы и устройства для постановки на якорь − каждая деталь на корабле к месту и имеет свое назначение.

На «Авроре» две мачты, на которых оборудовано несколько площадок для наблюдателей и установки прожекторов и длинномеров. На реях мачт поднимаются сигнальные флаги, при помощи которых по сей день корабли могут общаться между собой и с береговыми сигнальными постами.

Характерная примета «Авроры» большие дымовые трубы, окруженные более низкими вентиляционными. Три дымовых трубы говорят о том, что столько же котельных отделений. В них размещены три паровых котла. Дымовые трубы имеют кожухи, в которых находится ряд помещений для установки вспомогательных механизмов, и хранения различного инвентаря.

Радиорубка, боевая рубка, ходовая рубка и мостик, сигнальный мостик и площадки, а также орудия − все это находится на надводной части корабля.

Музей

Узкий трап ведет в помещение корабельного музея. Левый борт знакомит посетителей с выставкой полотен художников Военно-Морского музея, которые повествуют об историческом прошлом крейсера. Правый борт знакомит с образцами корабельных кормовых флагов.

Кубрик предоставляет возможность посетителям окунуться в быт матросов. В кубрике у матросов была и спальня, и столовая, а также в нем хранились матросские пожитки.

На «Авроре», как и на других больших кораблях, была корабельная церковь со своим священником. В третьем зале музея находится иконостас.

Туристы могут поближе познакомиться с машинным отделением крейсера и представить себя на некоторое время машинистом.

Немного истории

Строился крейсер на Новой Адмиралтейской Верфи в Петербурге. Строительство продолжалось около шести лет. С 1903 года корабль вступил в строй Российского флота. Крейсер был неплохо вооружен и участвовал в крупнейших войнах двадцатого столетья: в Русско-Японской войне, в Первой мировой войне, Гражданской войне и в Великой Отечественной войне.

Известность пришла к крейсеру во времена революции 1917 года. Октябрьский переворот начался с залпа «Авроры» по Зимнему дворцу. Это потом выяснилось, что все было не так, что залпа не было или выстрел был холостой. Но, это было позже.

В Русско-Японской войне от гибели крейсер спасло только чудо, в корабль попало восемнадцать снарядов, экипаж потерял пятнадцать человек и более восьмидесяти человек были ранены.

На корабле был оркестр. Деньги на инструменты собирали сами офицеры. На время боя, командир корабля Егорьев не разрешил убрать инструменты в безопасное место. Если бы корабль начал тонуть, то музыканты стояли бы на палубе, играя Гимн. Но он выстоял.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector