Захоронения в петропавловской крепости
Содержание:
- Деньги и время
- Петропавловский собор.
- Величественная торжественность и царственное своеобразие
- Время работы Петропавловской крепости
- Архитектурный ансамбль Петропавловского собора
- Нездешний собор
- Гробницы в Петропавловской крепости
- Новый подход к технологии возведения собора
- История храма в XVIII-XX веках
- Архитекторы
- Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
- История
- Алфавитный список[править | править код]
- Усыпальница английских королей в Вестминстерском аббатстве (Лондон)
Деньги и время
На посещение каждой экспозиции, кроме «Истории Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918» имеет смысл закладывать 20-30 минут. Это если без очередей на входе и толкучки внутри. Прибавьте к этому саму прогулку по крепости, а она того достойна, и в итоге получается (по крайней мере, по рекомендуемой нами программе) 3-3,5 часа. На практике со всем фотографированием, перекусами, очередями и пр. выходит, особенно в теплую недождливую погоду, около четырех. По деньгам на взрослого человека придется оставить 800-1100 рублей на одни только входные билеты. Если вас интересует вариант «увидеть все основное и по минимально возможным ценам», то ваш выбор — билет на Невскую панораму (350 рублей) + комплексный билет на ключевые выставки за 750. Итого: 1100 рублей.
Петропавловский собор.
Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.
Величественная торжественность и царственное своеобразие
Высота здания Петропавловского собора – 16 метров. Основание здания устроено в форме прямоугольника, толщина каменных стен намного тоньше, чем в других православных храмах страны
Отдельное внимание уделено высоким, заливающим помещение дневным светом, окнам и уникальным подсвечникам и светильникам, созданным Петром Зыбиным. Свод единого огромного купола поддерживают узкие, но мощные пилоны, выстроенные в ряд
В антураже собора использовали самые новаторские идеи. В росписи стен применены не только сюжеты из библейской жизни, но и гармонично вплетены картинки героической истории царства.
Золоченый резной иконостас собора подчёркивает победу Петра в войне и выполнен в форме триумфальной арки. Он был преподнесён собору в качестве подарка от царской четы. Выполнять резьбу и устанавливать его доверили искусным резчикам мастерской Ивана Зарудного.
Составляли программу иконостаса – Петр I, совместно с архиепископом Феофаном Прокоповичем. В композиции присутствует 5 крупных киотов, на которых установлено 43 святые иконы, написанные мастерами А. Протопоповым и Ф. Поспеловым. Липовые и дубовые иконы писали в Москве по эскизам Петербургской рисовальной школы. Эскиз запрестольного витража «Воскресенье Христово» подготовил художник Н. Бруни.
Отметим! Убранство храма Петра и Павла в Петербурге – неповторимо. Сегодня каждому его элементу посвящены десятки научных трудов и исследовательских работ.
Время работы Петропавловской крепости
Что касается часов работы, то собор и тюрьма Трубецкого бастиона открыты с 10:00 до 18:00, а остальные музеи открываются на час позже, с 11:00 до 18:00. Среда – выходной день для всех музеев и выставок Заячьего острова, поэтому это плохой день для посещения крепости.
Кроме того, можно посетить другие выставки (не включенные в комбинированный билет), такие как коллекции фарфора, керамики и стеклянной посуды, а также выставку мебели с 18 века по настоящее время, но обычно только с групповыми экскурсиями в рамках Государственного Исторического музея.
Если вам интересна военная техника и оружие, вы можете посетить военно-исторический музей артиллерии, техники и связи, прямо напротив крепости. Вы можете увидеть пушки времен Петра Великого, бронетехнику и ракеты времен Холодной войны, когда проходите через комнату, посвященную знаменитому советскому автомату Калашникова АК-47.
Где приобрести билеты?
Билеты продаются только в кассах. Музей не продает билеты в электронном виде, даже на своем веб-сайте. Главные билетные кассы находятся в двух местах:
- Если вы входите в крепость через Иоанновский мост (главный вход), просто пройдите через въездные ворота в крепость. Слева от вас вы увидите сувенирную лавку, пандус к крепости, а рядом с этим пандусом-информационный киоск и киоск по продаже билетов.
- В тюрьме “Трубецкой бастион” и в музее “космонавтики и ракетной техники”
- Внутри крепости, рядом с собором находится Ботный дом, где также продают билеты, а также сувениры.
Одна любопытная особенность Ботного дома заключается в том, что он был построен между 1762 и 1766 годами для размещения лодки “Святой Николай, известной под прозвищем “дедушка русского флота. Ее деревянная копия расположена внутри этого дома. Оригинал находится в Военно-Морском музее Санкт-Петербурга с 1940 года.
Архитектурный ансамбль Петропавловского собора
Основной храм
Архитектурный вид Петропавловского собора не является уникальным и заслуживающим особого внимания. Это самое типовое храмовое строение первой половины 18 столетия, состоящее из четверика, высокого восьмерика, галереи-гульбища и граненой карандашеподобной Колокольни. Общие очертания этой новой храмовой вертикали являлись традиционным продолжением уже существующей Спасской башни Казанского Кремля.
Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен
Но особую прелесть придает Петропавловскому собору его декоративное убранство, насыщенное многочисленными полихромными росписями и лепнинами. Резные орнаменты, виноградные лозы, травы, резьба оконных колонок и полуколонок – все эти удивительные сочетания плавно перетекающих друг в друга орнаментов производят неизгладимое впечатление на туристов. Самым нарядным и богатым на присутствие лиан является восьмерик.
Особое внимание туристы обращают на Парадную лестницу. Дело в том, что северный фасад храма, выходящий на Кремлевскую (тогда Воскресенскую) улицу, был изначально главным фасадом
От него можно было дойти до Спасской башни Кремля, Гостиного двора и Ивановской площади (ныне Площади 1 Мая). Парадная лестница полностью погибла в пожаре 1815 года и была восстановлена только к 80-м годам 19 века.
Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года
Южный фасад храма был оформлен коленчатой лестницей. Открытая галерея-гульбище огибает храмовое строение с северной и западной сторон. Поскольку северная сторона храма со временем была застроена жилыми домами, то главный вход в храм сегодня оказался с южной стороны.
Кроме внешних деталей удивительного растительного декора, туристов привлекает и внутреннее оформление храма, часть из которого чудом сохранилась до наших дней. Прежде всего, в Петропавловском соборе интересен семиярусный резной иконостас. Его удивительная высокохудожественная резьба, сочетающая в себе детали трав, цветов, фруктовых деревьев, виноградных лоз, была выполнена в 19 веке мастером Гусевым и покрыта позолотой.
Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора
Нижний теплый храм был оформлен менее художественно и его одноярусный иконостас был утрачен. Всего Петропавловский храм имел изначально четыре престола – два в верхнем храме и два в нижнем храме. Но, впоследствии функционировали только два основных престола – Верхний Петра и Павла и Нижний – Сретения Господня.
Колокольня
Шестиярусная Колокольня высотой почти 50 метров появилась рядом с собором практически сразу же. Ниши второго яруса были украшены скульптурами Евангелистов, а декоративное убранство Колокольни полностью соответствовало декору собора. В оформлении окон здесь присутствовали сине-желтые звездоподобные изразцы, все ярусы были украшены белокаменными кокошниками.
Колокольня Петропавловского собора очень гармонично соседствует рядом с храмом
Во время реставрации, проведенной в конце 19 столетия, Колокольню украсили часы мастера П.Климова и десять колоколов. На многих колоколах, находящихся здесь в первой половины 19 столетия, имелись барельефные иконописные изображения. Все дореволюционные колокола были утрачены, и сегодня Колокольня имеет трехтонный колокол ярославского производства.
Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора
Дом Михляева
Сегодня этот уникальный дом гражданского строительства является самым старинным жилым особняком конца 17 столетия. Этот дом, который посещал Петр Первый и в котором он по преданию отмечал свое 50-летие, принадлежал предпринимателю И.Михляеву, а затем к родне со стороны жены – семье Дрябловых.
Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения
В советские времена исторический дом Михляева стал собственностью казанской швейной фабрики №4, и почти был утрачен.
Нездешний собор
Вид собора строг. Его украшают, кроме пилястр, лишь головки херувимов по наличникам, на востоке — фреска П. Титова с изображением апостолов Петра и Павла, предстоящих перед Христом.
Достаточно строго, притом по-имперски пышно внутреннее убранство храма. Наподобие европейских храмов, разделено пространство мощными колоннами и освещено пятью барочными хрустальными люстрами на бронзовых позолоченных каркасах. Продуманно и символически украшено оно росписями на библейские сюжеты, исполненными Негрубовым, Воробьёвым, Гзелем, Захаровыми, Бельским, Ярошевским, Игнатьевым, Соловьёвым.
Главное богатство Петропавловского собора — иконостас. Его, как и ангела, придумал Доменико Трезини, изобразив против правил в виде триумфальной арки — символом российской победы в Северной войне. Иконостас вырезали из липы и дуба (другой вариант — лиственницы) 50 московских мастеров под руководством Ивана Зарудного в 1722 – 1726 годах. Зарудный внёс много своего в мелкую отделку резьбы, потому его считают соавтором Трезини.
В 1727 году иконостас в разобранном виде привезли в Петербург, уже в соборе собрали и позолотили. Два года после Андрей Меркульев «со товарищи» писали иконы святых покровителей города — апостолов Петра и Павла, Александра Невского, Рюриковичей — Владимира, Бориса и Глеба, княгини Ольги.
Частью иконостаса стали скульптуры архангелов Михаила и Гавриила, стоящие по сторонам царских врат; фигуры Соломона и Давида по бокам иконы Воскресения Христа. Сквозь ажур царских врат видна золочёная сень на витых колоннах.
Ещё одно европейское заимствование — кафедра для проповедей у левой колонны с аллегорическим изображением притчи о сеятеле. По законам барочной симметрии по другую сторону от кафедры — резное из дерева царское место с атрибутами власти — короной, скипетром и мечом. Кресла нет — государь по православному обычаю молился стоя, за ним так поступали и последующие самодержцы и самодержицы.
Пётр ввёл совершенно невиданную для храмов традицию — приносить в собор ключи от поверженных городов и знамёна противника. Два века хранились в Петропавловском соборе турецкие и шведские знамёна, потом их отдали в Эрмитаж, заменив копиями.
Два престола в храме — Петра и Павла и великомученицы Екатерины. На колокольне — 103 колокола, 31 из которых — от 1757 года. Там же — карильон, ещё одна диковинка, до которых император был великий охотник. С помощью особого часового механизма карильон заставляет колокола исполнять мелодии. Восстановлен карильон усилиями Йозефа Хаазена — директора Королевской школы карильона в городе Мехелен (Бельгия) — ещё одного левши, которые по всей земле, где знают, чтут русского царя-плотника.
…В Петропавловском соборе никогда не совершали таинств венчания, крещения — только отпевали уходящих императоров. Потому во всём он особ, не привязан к жизни этой — обыденной, мирской, хоть иногда и праздничной. Он нездешний не потому, что напоминает о европейских храмах. Он просто — нездешний.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Петропавловская Крепость, 1 (территория).
Карта расположения:
← Троице-Измайловский собор |
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…
Поделиться ссылкой:
Гробницы в Петропавловской крепости
Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.
Екатерина II
На находящейся в Петропавловском соборе могиле Екатерины Великой не хватает эпитафии, которую императрица собственноручно сочинила при жизни. «Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность,» — так писала о себе государыня. Ее смерть была такой же бурной и окутанной сплетнями, как и жизнь.
Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле.
«Подумаешь, что эти супруги провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день,» — написал об этом событии Николай Греч.
…В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.
Екатерина Михайловна, великая княгиня
Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами.
После смерти заупокойная лития проводилась в ее доме — Михайловском дворце. В погребении в императорской усыпальнице принимал участие Александр III. Имя Екатерины Михайловны вошло в историю как образец человеколюбия и заботы о ближнем.
…В связи с переполненностью Петропавловского собора рядом в 1897 — 1908 годах возвели Великокняжескую усыпальницу, соединенную с ним крытой галереей. В ней за период с 1908 по 1915 год появились могилы 13 человек, 8 из которых были перезахоронены из собора. С 1992 года традиция возобновилась, и до настоящего времени добавилось 4 погребения членов и приближенных к императорской семье.
Новый подход к технологии возведения собора
Закладка Петропавловского собора началась с нарушения традиционной очерёдности возведения храмов. Первым делом было решено поднимать колокольню важную для города, как стратегический объект. Северная война была в разгаре и наличие высотной смотровой площадки с меткими лучниками для дозора за движением шведских судов по водам имела величайшее значение для безопасности нового Санкт — Петербурга.
Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.
История храма в XVIII-XX веках
До середины XIX века Петропавловский собор выполнял роль кафедрального храма, а потом его приписали к придворному ведомству. Здесь никогда не совершали таинств венчания и крещения. Под сводами собора проводили отпевание членов российской правящей семьи и представителей княжеских родов, близких к императорскому дому.
Петропавловский собор в ночной иллюминации
Цари и их ближайшие родственники лежат в самом храме и в Великокняжеской усыпальнице в каменных гробах. Когда умирали коменданты крепости, их также отпевали в царском храме и хоронили, как почетных граждан города.
Старый собор много раз реконструировали и ремонтировали. Первый раз это произошло в середине XVIII века после большого пожара. В 1776 году на колокольне появились башенные часы, которые сделал голландский мастер Б. Оорт Крас.
В 1777 году город пострадал от разрушительной бури. Сильные порывы ветра повредили высокий шпиль, и архитектор Петр Патон восстановил его. Другой зодчий Антонио Ринальди украсил верхушку шпиля огромной фигурой ангела с крестом. Флюгер высотой 3,2 м и весом 250 кг послушно вращался и указывал, куда дует ветер.
В 1830 году во время грозы ангел был поврежден. Чтобы выполнить ремонт флюгера, опытный кровельщик Петр Телушкин забрался на шпиль без возведения лесов и устранил неисправность. За отличную работу царь разрешил мастеру бесплатно посещать любые питейные заведения России. Как сложилась дальнейшая судьба кровельщика не известно.
Петропавловский собор ночью
В 1850-е годы обветшавшие деревянные конструкции шпиля заменили на металлические. Технически сложной работой руководили архитектор Константин Тон и инженеры-механики Дмитрий Журавский, Павел Мельников и Александр Рехневский. Интересно, что после реконструкции постройка выросла со 112 м до 122,5 м.
Вскоре после революции, в 1919 году храм закрыли для верующих и через несколько лет превратили в музей. При этом многие старинные иконы, богослужебная утварь и облачения пополнили другие музейные хранилища.
Во время Великой Отечественной войны немецкие войска неоднократно обстреливали и бомбили Ленинград. Старый собор был сильно разрушен от взрывов, и его реставрация заняла несколько лет. В 1954 году полностью восстановленный храм передали в ведение Музея истории города.
Архитекторы
Над архитектурным обликом Петропавловской крепости в разное время трудились несколько архитекторов:
- Царь Пётр I — выдвинул идею строительства крепости, разработал и начертил фортификационное сооружение на Заячьем острове
- Ж. Г. Ламбер, инженер из Франции – участвовал в закладке и создании деревянно-земляного облика крепости
- Доменико Андреа Трезини, итальянский архитектор швейцарского происхождения – первый архитектор северной столицы, под его руководством крепость приобретала знакомый каменный облик, он полностью разрабатывал архитектурную стилистику Петропавловки, создавал проект Петропавловского собора в камне, проектировал Петровские парадные ворота крепости
- Н. А. Львов, русский архитектор – руководил работами по гранитной облицовке фасадных стен, проектировал оформление Комендантской пристани и разрабатывал парадную отделку Невских ворот крепости
- Д. И. Гримм, русский архитектор – автор проекта Великокняжеской усыпальницы
- Александр Францевич Вист – проектировал павильон Ботного домика
- Антонио Порто – создавал чертежи здания Монетного двора
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа. Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу. Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.
Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт. Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга. Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.
Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы. С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон
История
Петропавловский собор — один из символов Петербурга. Его трехсотлетняя история тесно связана с событиями, происходящими в жизни города и русской правящей династии.
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Первая деревянная церковь
В мае 1703 года царь Пётр основал на Заячьем острове, расположенном посреди Невы, небольшую крепость. Вскоре, 29 июня, на её территории заложили первый деревянный храм, освящённый во имя святых апостолов Петра и Павла в мае следующего года. Его стены покрасили в жёлтый цвет, фактура которого напоминала мрамор.
Здесь проводился благодарственный молебен, посвященный победе русских войск под командованием Б. П. Шереметьева над шведами на Чудском озере. Деревянная церковь находилась на территории крепости до 1719 года. После возведения вокруг неё каменных стен, старое здание демонтировали и перенесли на новое место. При повторном освящении её посвятили апостолу Матфею.
Строительство каменного храма
К 1712 году храм, расположенный в Петропавловской крепости, был окружён каменными постройками новой столицы. Было решено возводить новое каменное здание. Его архитектором стал итальянский зодчий Доменико Трезини. По задумке царя, новое здание становилось символом новой эпохи и возвышаться над столицей. Поэтому возведение каменного храма начали с колокольни. Пётр хотел её использовать в качестве наблюдательной вышки и часовой башни.
Основные строительные работы на колокольне закончили в 1720 году. Ещё четыре года понадобилось для изготовления листов для облицовки шпиля и его главного украшения — флюгера в виде ангела. Облицовку шпиля закончили в 1724 году. Полностью строительство было закончено в 1731 году. Освятили его в престольный праздник (29 июня) 1733 года.
Собор в XVIII — XIX веке
С 1742 года собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла становится кафедральным и главным придворным храмом. В конце 50-х годов в шпиль попала молния, от которой загорелась колокольня. Она упала на основную часть здания. В пожаре погибли часы и колокола, установленные во времена Петра Великого. Основное помещение храма быстро восстановили. После этого у него появился Екатерининский придел. Восстановление колокольни заняло больше 20 лет. После ремонтных работ высота самой высокой части собора составляла 117 метров. После завершения колокольни на своё место установили куранты, изготовленные голландцем Оорта Крассом.
Ангел на шпиле Петропавловского собора
В конце XVIII — начале XIX века дважды восстанавливали фигуру ангела. В середине девятнадцатого столетия деревянный каркас шпиля заменили на металлическую конструкцию. После этого его высота составила 123 метра.
В начале XX века в соборе не осталось места для захоронения. В 1908 возвели усыпальницу, связанную с основным зданием широкой галереей.
Интересно: ремонт флюгера, произведённый в 1830 году молодым мастером Петром Телушкиным, являлся уникальным событием. Кровельщик в течение шести недель поднимался на шпиль при помощи одной верёвки.
Советское время
После событий октября 1917 года здание Петропавловской церкви признали архитектурным памятником. После закрытия храма в 1919 году все ценные предметы изъяли, а постройку передали в ведение Музея истории города. Коллекция Эрмитажа пополнилась военными трофеями, которые хранились в главном соборе со времени победы в Северной войне. Плиты над могилами правителей и представителей рода Романовых разрушили, а из построенной в начале века усыпальницы сделали складское помещение.
Интересно: в 30-е годы предлагали заменить фигуру ангела рубиновой звездой, похожей на звёзды Московского Кремля. Осуществлению этих планов помешало начало Великой Отечественной войны, во время которой шпиль и ангела замаскировали.
Алфавитный список[править | править код]
Аправить | править код
- Александр I Павлович (1777—1825), император
- Александр II Николаевич (1818—1881), император
- Александр III Александрович (1845—1894), император
- Александр Александрович (1869—1870), великий князь, сын Александра III
- Александра Александровна (1842—1849), великая княжна, дочь Александра II
-
Александра Георгиевна (1870—1891), великая княгиня, жена великого князя Павла Александровича. Перезахоронена в 1939 в Греции. Единственный в соборе памятник над пустой гробницей - Александра Михайловна (1831—1832), великая княжна, внучка Павла I
- Александра Фёдоровна (1798—1860), императрица, жена Николая I
- Александра Фёдоровна (1872—1918), императрица, жена Николая II
- Алексей Михайлович (1875—1895), великий князь, внук Николая I
-
Алексей Николаевич (1904—1918) — цесаревич великий князь. Кенотаф, останки хранятся в Государственном архиве РФ вместе с останками его сестры Марии Николаевны. - Алексей Петрович (1690—1718), царевич и великий князь, сын Петра I
- Анастасия Николаевна (1901—1918), великая княжна, дочь Николая II
- Анна Иоанновна (1693—1740), императрица
- Анна Михайловна (1834—1836), великая княжна, внучка Павла I
- Анна Петровна (1708—1728), великая княжна, дочь Петра I, мать Петра III
Боткин Е. С. (1865—1918), лейб-медик Николая II и царской семьи
Надгробный мемориал семьи Николая II
Дправить | править код
Демидова А. С. (1878—1918), горничная («комнатная девушка») Николая II и царской семьи
Надгробный мемориал семьи Николая II
Еправить | править код
- Екатерина I Алексеевна (1684—1727), императрица
- Екатерина II Алексеевна (1729—1796), императрица
- Екатерина Михайловна (1827—1894), великая княжна, внучка Павла I
- Екатерина Петровна (1706—1708), великая княжна, дочь Петра I
- Елена Павловна (1806—1873), великая княгиня, жена великого князя Михаила Павловича
- Елизавета Петровна (1709—1761), императрица
- Елизавета Алексеевна (1779—1826), императрица, жена Александра I
Константин Павлович (1779—1831), великий князь
Надгробие Константина Павловича
Мправить | править код
- Маргарита Петровна (1714—1715), великая княжна, дочь Петра I
- Мария Александровна (1824—1880), императрица, жена Александра II
- Мария Алексеевна (1660—1723), царевна, сестра Петра I
- Мария Михайловна (1825—1846), великая княжна, внучка Павла I
-
Мария Николаевна (1899—1918), великая княжна. Кенотаф, останки хранятся в Государственном архиве РФ вместе с останками её брата цесаревича Алексея. - Мария Фёдоровна (1759—1828), императрица, жена Павла I
- Мария Фёдоровна (1847—1928), императрица, жена Александра III
- Марфа Матвеевна (1664—1715), царица, вдова Фёдора Алексеевича
- Михаил Николаевич (1832—1909), великий князь, сын Николая I
- Михаил Павлович (1798—1849), великий князь, сын Павла I
Нправить | править код
- Наталия Петровна (старшая) (1713—1715), великая княжна, дочь Петра I
- Наталья Петровна (младшая) (1718—1725), великая княжна, дочь Петра I
- Николай Александрович (1843—1865), цесаревич великий князь, сын Александра II
- Николай I Павлович (1796—1855), император
- Николай II Александрович (1868—1918), император
- Николай Николаевич Старший (1831—1891), великий князь
Оправить | править код
- Ольга Николаевна (1895—1918), великая княжна, дочь Николая II
- Ольга Фёдоровна (1839—1891), великая княгиня, жена великого князя Михаила Николаевича.
Пправить | править код
- Павел I Петрович (1754—1801), император
- Павел Петрович (1717—1717), великий князь, сын Петра I.
- Пётр I Алексеевич (1672—1725), император
- Пётр III Фёдорович (1728—1762), император
Тправить | править код
- Татьяна Николаевна (1897—1918), великая княжна, дочь Николая II
- Трупп А. Е. (1856—1918), камер-лакей Николая II и царской семьи
Надгробный мемориал семьи Николая II
Харитонов И. М. (1870—1918), повар Николая II и царской семьи
Надгробный мемориал семьи Николая II
Шправить | править код
Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1694—1715), принцесса, жена царевича Алексея
Капелла св. Екатерины с могилами царевича Алексея, его жены и тетки царевны Марии Алексеевны
Усыпальница английских королей в Вестминстерском аббатстве (Лондон)
Вестминстерское аббатство было основано в 1065 году Эдуардом Исповедником. Он стал первым человеком, чьи останки захоронили здесь. На протяжении веков короли Англии украшали и расширяли аббатство. Строительство современного здания началось в 1245 году по указу Генриха III. Уже тогда предполагалось, что аббатство будет предназначаться не только для богослужений и коронаций, но и для захоронения монархов.
В XIV веке строительством занимался архитектор Генри Йевель. В 1362 году под его руководством были построены Дом Аббата, неф и западный клуатр, а также гробницы Эдуарда III и Ричарда II.
Хотя изначально в Вестминстерском аббатстве хоронили исключительно королей, в XVII веке появилась традиция погребения лучших представителей науки и культуры, а также государственных деятелей. Здесь находятся могилы Джефри Чосера, Оливера Кромвеля, Исаака Ньютона, Чарльза Диккенса, Чарльза Дарвина, Редьярда Киплинга и Стивена Хокинга. Всего на территории аббатства расположено более 3300 могил, из них лишь 30 — королевские.
Именно в Вестминстерском аббатстве после Первой Мировой войны была установлена первая в мире могила неизвестного солдата.
Вестминстерское аббатство. (Wikimedia Commons)
Надгробия Вестминстерского аббатства можно разделить на два стиля: английский и итальянский. К английскому относятся те, что были созданы в XIII-XIV веках: в их оформлении использованы готические элементы — стрельчатые арки, ниши с фигурами рыцарей и святых, растительный узор и мозаика. На верхней части саркофага обычно располагались статуи умерших в полный рост.
К итальянскому стилю можно отнести гробницы Эдуарда Исповедника и Генриха VII. Гробница Генриха VII и его жены, последней из рода Йорков, считается одним из самых величественных и изящных памятников своего времени. Она выполнена итальянским скульптором Торриджиано в 1518 году.
Георг II — последний монарх, похороненный в Вестминстере в 1760 году. Сейчас роль королевской усыпальницы выполняет часовня Святого Георгия в Виндзорском замке.