Петропавловский собор: режим работы и стоимость билетов

Святыни

Среди главных святынь Петропавловского собора — чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери, переданная в собор из церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище г. Казани, где долгие годы хранилась, будучи спасена исповедником иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным), после закрытия в 1928 году Седмиозерной пустыни.

Седмиозерная икона Божьей Матери была принесена в Казанский край из Устюга 13 октября 1615 года основателем Седмиозерной Богородицкой пустыни, Монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители. В 17 веке Седмиозерная икона прославилась великими чудесами, когда в 1654-55 году свирепствовавшая по всей России моровая язва достигла Казани. В очень короткое время умерла большая часть населения города — 48 тысяч человек. В самый разгар морового поветрия одной благочестивой монахине во сне было видение: ей предстал светлый муж и повелел передать жителям города, чтобы они установили семидневный пост, и принесли в город икону Божией Матери из Седмиозерной пустыни. Когда с почестями икона была встречена казанцами и поставлена в храме, моровая язва стала прекращаться, и вскоре совсем отступила, после чего икона была возвращена в обитель. В 1688 году при митрополите Казанском и Свияжском Адриане, будущем Патриархе Всероссийском, на месте встречи иконы был устроен монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вторично Пресвятая Богородица через свою чудотворную икону избавила город от чумы в 1771 году. В память о явленных Богородицей чудесах в Казанской епархии вплоть до революции существовала традиция ежегодного принесения образа из монастыря в кафедральный город. Все православное население Казани, Казанской епархии, глубоко почитает этот образ, и до сего дня получая от Богоматери исцеление в болезнях и помощь в бедах. Хранящаяся в алтаре собора Седмиозерная икона еженедельно выносится в храм для служения молебна и поклонения верующим.

Другой почитаемой святыней Петропавловского собора являются мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских. Преподобные Иона и Нектарий (отец и сын), вСедмиозерная икона Божией Матери миру — бояре Иоанн и Нестор Застолбские, были помощниками первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (Руготина). Когда архиепископ Гурий отправился в новоучрежденную Казанскую епархию, с ним поехал и боярин Иоанн Застолбский. Под духовным руководством святителя он вел добродетельную и благочестивую жизнь. В страхе Божием он воспитал и своего сына Нестора. Кроткий юноша с детства был аскетом, носил власяницу, держал пост, любил молиться в храме. С согласия отца Нестор принял монашеский постриг с именем Нектарий. Скончался он в молодых годах. Вскоре и сам Иоанн постригся в монашество, будучи наречен Ионой. Перед кончиной он завещал похоронить себя рядом со святителем Гурием, около могилы которого был погребен Нектарий. При открытии в 1595 году мощей святителей Гурия и Варсонофия, были обретены нетленными тела иноков Ионы и Нектария, однако мощи их было решено оставить в часовне под спудом. Через 400 лет, в 1995 году во время раскопок на территории разрушенного Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле, мощи святых иноков были вновь обретены. В том же году состоялось их прославление.

В нижнем храме собора почивают мощи митрополита Казанского Ефрема, венчавшего в 1613 году на царство Михаила Федоровича Романова. Святитель Ефрем с давних пор почитается православными жителями Казани. В настоящее время Отдел Татарстанской митрополии по канонизации святых собирает документы и свидетельства о помощи по молитвам митрополита Ефрема для прославления его в лике святых.

В настоящее время Петропавловский собор, безусловно, является одним из центров духовной жизни Казанского края. Здесь регулярно совершаются архиерейские богослужения и проходят епархиальные торжества. Дважды за новейшую историю во время Первосвятительских визитов в Казанскую епархию в 1997 и 2005 годах в соборе совершал богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви, приснопоминаемый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Императорский собор – усыпальница

Идею превратить Петропавловский собор в императорскую усыпальницу высказал Петр I. Первую гробницу в деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь императора Екатерина.

До завершения строительства каменного храма здесь похоронена жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I, Мария, и царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

В недостроенный Петропавловский храм под звон колоколов и пушечную стрельбу по льду Невы перенесли тело Петра I, который внезапно скончался в январе 1725 года. Гроб с набальзамированным телом почившего императора временно поместили в «нарочно построенную деревянную пристройку», где он и простоял 6 лет. Затем гроб перенесли в собор на выбранное императором при жизни место у иконостаса.

Могила Петра отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена жена, Екатерина I, пережившая мужа на 2 года. Далее – могила их дочери Елизаветы Петровны.

Муж Екатерины Великой, Петр III, убитый во время дворцового переворота, был похоронен в Александро-Невской лавре. После смерти Екатерины их сын Павел через 34 года повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить родителей, при жизни не жаловавших друг друга, рядом.

Над могилами Александра II и его жены Марии Александровны установлены массивные 6-тонные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита. Так была отдана дань царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости и павшему от рук террористов.

В 1919 году собор был закрыт, а в 1922 году превращен в музей. Ценные предметы – серебряная утварь, книги, облачение, иконы – исчезли. Во время Великой Отечественной войны собор пострадал. В 1954 году здание передано Музею истории города. Первое после 1917 года богослужение проведено в соборе на Пасху 2008 года.

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Колокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Верхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

Нижние ярусы Петропавловской колокольни

Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом, или ангела с крестом — как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.

Ангел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

На первом ярусе (высота — 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон. Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.

Карильон Петропавловского собора

Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.

Описание Петропавловского собора

Первоначально в Петропавловской крепости построили деревянную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которая простояла без малого 10 лет. Со временем было принято решение возвести каменный собор, его проект разработал Доменико Трезини. Деревянную церковь сохранили, каменный собор строился вокруг нее, работы заняли 20 лет. Этот собор отличается от традиционных русских религиозных построек, его архитектура тяготеет к западноевропейской. Фасад здания украшают пилястры, на восточном размещается фреска, собор имеет один большой купол на барабане.

Необычным решением также является высокая колокольня со шпилем и курантами. В интерьере собора выделяется резной иконостас, покрытый золотом. Как известно, Петр I был великим реформатором, его преобразования коснулись и религии. При нем появилась традиция чтения проповедей, перед соборным алтарем размещается кафедра, с которой произносились проповеди. Для самого же императора был создан помост так называемое царское место, на котором стоял правитель во время службы.

Константин

По велению императора в Петропавловском соборе стали хоронить императоров и императриц, позднее была построена Великокняжеская усыпальница для некоронованных членов императорского дома. Собор соединяется с усыпальницей посредством галереи. После свержения монархии по приказу Временного правительства из собора в Москву были вывезены ценности и предметы убранства. В 1919 году советская власть распорядилась о закрытии собора, который через несколько лет стал музеем. В Екатерининском приделе собора в 1998 году были захоронены останки Николая II и его семьи. В соборе были возобновлены богослужения.

История создания

Он был заложен в 1703 году и некоторое время существовал в виде деревянной церкви. По сути, города как такового еще не было, в условиях войны была заложена крепость на острове и внутри крепости был построен храм по традициям того времени. В каменном виде уже собор заложили в 1712 году, и достроен он был окончательно только к 1733 году, уже в годы правления императрицы Анны Иоанновны. Это была архитектура нового типа, искусствоведы относят собор к стилю «петровского барокко». Он достаточно ближе к западно-европейской архитектуре, чем его более ранние русские собратья. Есть легенда, что концепцию и описание собора полностью продумывал сам император, создавая, во-первых, нечто новое, а во-вторых, самое высокое здание – выше колокольни Иоанна в Москве, которой он противопоставлял свой «Северный парадиз».

Дополнительная информация! В связи с длительным временем постройки работы велись разными архитекторами. Так, начал создание и строительство каменного собора итальянец Доменико Трезини, часы в 1776 году монтировал голландец Оорт Крас, а в следующем году фигуру с ангелом монтировал Антонио Ринальди.

Высота колокольни собора составила 112 метров и с годами ремонтов и реконструкций все больше увеличивалась. До середины 50-х годов прошлого столетия это было самое высокое здание в стране.

Собор Петра и Павла (Петропавловская крепость)

На западном фасаде находится многоярусная колокольня, на самом верху которой находится фигура ангела с крестом, помимо всего прочего служащая ориентиром в городе. Сам храм имеет довольно строгий вид и частично напоминает костел. Внутри убранство более богатое и поражает многих своей красотой. Отдельно следует отметить резной иконостас высотой 20 метров из липы и лиственницы, изготовленный на Московском оружейном дворе.

Внутри собора находится родовая усыпальница династии Романовых, как правящих императоров, так и членов их семей. Первым в усыпальнице был похоронен Петр I, в 1733 г., спустя уже 6 лет после смерти. Далее там стали хоронить правящих монархов (за исключением Петра II, умершего и похороненного в Москве и Иоанна Антоновича), а начиная с эпохи Николая I — и Великих князей, членов императорской семьи.

Адрес собора

Собор имеет адрес — Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3в. Телефон +7 (812) 230-64-31.

Режим работы:

  • Понедельник — 10.00 — 18.00.
  • Вторник — 10.00 — 17.00.
  • Среда — выходной.
  • Четверг — 10.00 — 18.00.
  • Пятница — 10.00 — 18.00.
  • Суббота — 10.00 — 18.00.
  • Воскресенье — 11.00 — 18.00.

Петропавловский собор (Санкт-Петербург) с другого берега Невы

Обратите внимание! Администрация музея подчеркивает, что время работы может быть изменено

Режим работы Петропавловской крепости в 2021 году

У каждого объекта на территории крепости собственный режим работы, в целом они схожи, но есть некоторые отличия – мы рекомендуем ознакомиться с информацией перед посещением.

Заячий остров открыт ежедневно с 6:00 до 22:00.

Территория, огороженная крепостными стенами, доступна для посещения каждый день, с 10:00 до 21:00.

График работы всех объектов, расположенных на территории Петропавловской крепости.

Название Часы работы Примечание
Информационный центр в Иоанновском равелине Ежедневно, с 10:00 до 19:00. Билетные кассы закрываются на 1 час раньше (во вторник на 2 часа)
Стойка информации в Ботном доме Ежедневно, с 10:00 до 18:30.
Билетные кассы в Тюрьме Трубецкого бастиона Ежедневно, с 11:00 до 18:15. Во вторник кассы закрываются в 17:30
Билетная касса в «Музее космонавтики и ракетной техники» Каждый день, кроме среды, с 11:00 до 18:15. Во вторник кассы закрываются в 17:30
Петропавловский собор Будние дни с 10:00 до 19:00;

Суббота с 10:00 до 17:45;

Воскресенье с 11:00 до 19:00. В дни богослужений график может быть изменен. Тюрьма Трубецкого бастиона – ежедневно, с 10:00 до 19:00.

Экспозиции:

  • «История Санкт-Петербурга — Петрограда. 1830 – 1918» (Комендантский дом);
  • «История Петропавловской крепости»;
  • Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх»;

Каждый день, кроме среды, с 11:00 до 19:00. Во вторник экспозиции работают до 18:00.

Экспозиция «Музей науки и техники» – каждый день, кроме среды, с 11:00 до 17:00.

Выставочные залы:

  • Инженерный дом,
  • Невская куртина,
  • Иоанновский равелин,
  • потерна и казематы Государева бастиона.

Каждый день, кроме среды, с 11:00 до 19:00. Во вторник работают до 18:00.

Образовательно-выставочный комплекс «Музей космонавтики и ракетной техники» – каждый день, кроме среды, с 11:00 до 19:00. Во вторник работает до 18:00.

Коллекция фарфора и стекла XVIII-ХХ веков (Фонд фарфора, керамики и стекла): посещения проводятся в понедельник и пятницу в 15:00.

Экскурсионный маршрут «Невская панорама» – каждый день с 10:00 до 19:30.

«Барокко Петра»

Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра». (Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»). От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт — Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.

Петровские ворота

Ворота являются главным парадным входом

в Петропавловскую крепость.

Они находятся в Петровской куртине, между

Государевым и Меншиковым бастионами.

Возвышаются ворота на 16 метров.

Проход в крепость через ворота составляет

20 метров.

Петровские ворота являются единственным

сохранившимся образцом триумфального

Петровского барокко.

Изначально Петровские ворота были

деревянными.

Они были построены в 1708 году и назывались

Верхними.

Фрагмент деревянных Петровских ворот

Они были украшена фигурой апостола Петра,

именно фигура апостола Петра и дала название

воротам.

Они стали называться Петровскими.

В 1718 году по проекту архитектора Доменико

Трезини ворота были перестроены в камне.

Эти ворота сохранились до наших дней.

Ворота как бы поделены на два уровня.

Верхний и нижний, земной и небесный.

Нижняя часть ворот украшена пилястрами,

колоннообразными выступами и нишами.

Слева и справа от арки ворот в нишах

установлены скульптуры богинь.

Слева установлена фигура богини Афины.

В руках богиня держит зеркало и змею.

Афина является богиней мудрости, военной

стратегии и тактики.

Кроме того, она является богиней знаний,

искусств и ремесел.

Справа в нише установлена фигура богини

Беллоны, древнеримской богини войны,

входившей в свиту Марса.

Шлем богини украшает саламандра, на правом

плече находится голова медузы Горгоны, в руках

Белонна держит жезл, традиционный символ

власти.

Фигуры созданы французским скульптором

Николя Пино.

В 1720 году над аркой был установлен

Российский герб с изображением двуглавого

орла с императорскими регалиями.

Герб изготовлен из свинца мастером

Франсуа Вассу.

Вес герба составляет 1096 кг, или 68,5 пудов.

В центре барельефа установлен красный щит

с фигурой Георгия Победоносца.

Над барельефом орла мы видим скульптурный

барельеф работы скульптора Конрада Оснера.

Барельеф называется «Низвержение

Симона- волхва апостолом Петром».

Барельеф является символом победы России

над Швецией в Северной войне.

Завершает Петровские ворота изображение

фигура бога Саваофа держащего сферу,

символ вселенской власти.

После революции 1917 года герб с Петровских

ворот снят не был, а был закрыт деревянными

декоративными щитами.

Пройдя через Петровские ворота, мы попадаем

на территорию Петропавловской крепости.

Официальное название крепости –

«Санкт-Петербургская».

С 1914 по 1917 года – «Петроградская крепость».

В первые годы своего существования на территории

крепости находились провиантские магазины,

аптека, казначейство.

Но вскоре они были выведены с территории

крепости.

Вплоть до 1920 года крепость была закрытой

территорией.

Вход в нее был только по пропускам.

На ее территории был свой гарнизон и комендант.

При подходе к главной доминанте крепости

Петропавловскому собору, перед зданием бывшей

Гауптвахты мы увидим памятник Петру Великому*исполненную и подаренную городу Михаилом

Шемякиным в 1991 году.

К данному памятнику можно относится пор разному.

Скульптура выполнена с увеличенными

пропорциями тела, лицо Петра изготовлено

по известной подлинной  восковой маске выполненной

Растрелли и хранящейся в Эрмитаже.

Вместе с памятником в городе одно время появилась

традиция сфотографироваться на коленях у

императора.

Сейчас это невозможно.

Памятник огородили.

На соборной площади рядом с Петропавловским

собором стоит небольшое здание, которое имеет

название «Ботный дом»

Долгое время в крепости хранился ботик

Петра Великого, «Дедушка Русского флота».

Сегодня в Ботном домике хранится копия ботика,

а оригинал хранится в Центральном

Военно-морском музее.

В самом здании располагаются кассы музея и

сувенирный магазин.

История

Петропавловский собор — один из символов Петербурга. Его трехсотлетняя история тесно связана с событиями, происходящими в жизни города и русской правящей династии.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь

В мае 1703 года царь Пётр основал на Заячьем острове, расположенном посреди Невы, небольшую крепость. Вскоре, 29 июня, на её территории заложили первый деревянный храм, освящённый во имя святых апостолов Петра и Павла в мае следующего года. Его стены покрасили в жёлтый цвет, фактура которого напоминала мрамор.

Здесь проводился благодарственный молебен, посвященный победе русских войск под командованием Б. П. Шереметьева над шведами на Чудском озере. Деревянная церковь находилась на территории крепости до 1719 года. После возведения вокруг неё каменных стен, старое здание демонтировали и перенесли на новое место. При повторном освящении её посвятили апостолу Матфею.

Строительство каменного храма

К 1712 году храм, расположенный в Петропавловской крепости, был окружён каменными постройками новой столицы. Было решено возводить новое каменное здание. Его архитектором стал итальянский зодчий Доменико Трезини. По задумке царя, новое здание становилось символом новой эпохи и возвышаться над столицей. Поэтому возведение каменного храма начали с колокольни. Пётр хотел её использовать в качестве наблюдательной вышки и часовой башни.

Основные строительные работы на колокольне закончили в 1720 году. Ещё четыре года понадобилось для изготовления листов для облицовки шпиля и его главного украшения — флюгера в виде ангела. Облицовку шпиля закончили в 1724 году. Полностью строительство было закончено в 1731 году. Освятили его в престольный праздник (29 июня) 1733 года.

Собор в XVIII — XIX веке

С 1742 года собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла становится кафедральным и главным придворным храмом. В конце 50-х годов в шпиль попала молния, от которой загорелась колокольня. Она упала на основную часть здания. В пожаре погибли часы и колокола, установленные во времена Петра Великого. Основное помещение храма быстро восстановили. После этого у него появился Екатерининский придел. Восстановление колокольни заняло больше 20 лет. После ремонтных работ высота самой высокой части собора составляла 117 метров. После завершения колокольни на своё место установили куранты, изготовленные голландцем Оорта Крассом.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

В конце XVIII — начале XIX века дважды восстанавливали фигуру ангела. В середине девятнадцатого столетия деревянный каркас шпиля заменили на металлическую конструкцию. После этого его высота составила 123 метра.

В начале XX века в соборе не осталось места для захоронения. В 1908 возвели усыпальницу, связанную с основным зданием широкой галереей.

Интересно: ремонт флюгера, произведённый в 1830 году молодым мастером Петром Телушкиным, являлся уникальным событием. Кровельщик в течение шести недель поднимался на шпиль при помощи одной верёвки.

Советское время

После событий октября 1917 года здание Петропавловской церкви признали архитектурным памятником. После закрытия храма в 1919 году все ценные предметы изъяли, а постройку передали в ведение Музея истории города. Коллекция Эрмитажа пополнилась военными трофеями, которые хранились в главном соборе со времени победы в Северной войне. Плиты над могилами правителей и представителей рода Романовых разрушили, а из построенной в начале века усыпальницы сделали складское помещение.

Интересно: в 30-е годы предлагали заменить фигуру ангела рубиновой звездой, похожей на звёзды Московского Кремля. Осуществлению этих планов помешало начало Великой Отечественной войны, во время которой шпиль и ангела замаскировали.

XIX век


Подъём Петра Телушкина на шпиль колокольни. С гравюры начала 1830-х годов.

В 1829 году шторм вновь сильно повредил крест, а у Ангела отломилось крыло (которое чуть было не упало на коменданта крепости). Для того, чтобы произвести ремонт, нужно было строить вокруг колокольни дорогостоящие леса. За починку решил взяться талантливый ярославский кровельщик Пётр Телушкин. Ему удалось забраться на шпиль без возведения строительных лесов, а только лишь «остроумным применением сложных верёвочных петель и прибегая к весьма находчивым уловкам». В 1830 году в течение шести недель под восторженные возгласы зевак по верёвочной лестнице он каждый день поднимался на вершину шпиля и в одиночку вернул фигуре Ангела правильное положение и прикрепил крыло. Этот ремонт вошёл в историю как образец русской смекалки и отваги.


«Вид Невы и Петропавловской крепости». Акварель Василия Садовникова, 1847 год.


Винтовая лестница внутри шпиля, постепенно сужаясь, поднимается на 2/3 высоты шпиля и заканчивается небольшой дверцей «на улицу». Дальше к Ангелу можно подняться только по наружной лесенке.

В 1834 году крест вновь накренился. Выяснилось, что стали подгнивать деревянные конструкции шпиля. Восстановительные работы долго откладывались. Наконец в 1856 году император Александр II выразил согласие на устройство нового шпиля. Его главным строителем был назначен инженер Дмитрий.Журавский. Он спроектировал необычно лёгкий для такого массивного сооружения металлический каркас в виде восьмигранной пирамиды. Несущие конструкции были смонтированы в 1858 году. Опоры восьми рёбер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи шпиль был покрыт медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим методом под руководством известного петербургского химика, члена-корреспондента Академии наук Генриха Струве. Внутри шпиля была устроена винтовая лестница. Над яблоком (его диаметр – 1,6 метра) поднялся шестиметровый крест с новой фигурой Ангела (высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Эта четвёртая по счёту фигура Ангела сохранилась до сих пор. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась до 122,5 метра. Петропавловский собор приобрёл свой современный облик.


Фигурки херувимов на колокольне.

На самом верху колокольни Петропавловского собора, под куполом с часами, можно заметить интересные украшения в виде головок пухлых младенцев с крылышками. Это херувимы – декоративный мотив, появившийся в западноевропейской архитектуре в XV веке и позже получивший широкое распространение. Херувимов можно увидеть и внутри Петропавловского собора. Согласно христианским представлениям, херувимы – это ангелы стражи. По народным верованиям, херувимы – это души погибших детей. В виде херувимов иногда делают украшения для рождественских ёлок или для пасхальных верб.

Одновременно с переделкой шпиля в 1858 году была проведена реставрация башенных часов. Московские мастера братья Николай и Иван Бутенóпы отремонтировали башенные часы и модернизировали механизм, добавив на циферблаты минутные стрелки (раньше их не было). Карильон, который износился и замолчал уже к 1840 году, восстанавливать не стали. Куранты настроили на исполнение церковного гимна Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector