Ливадийский дворец в крыму ? цены на билеты и режим работы
Содержание:
- Прогулка по парку
- Другие помещения Ливадийского дворца
- В гости к истории
- Белый дворец
- Как доехать из Ялты
- Когда лучше посетить Ливадийский дворец
- Ливадийский Дворец — эпоха архитектора Краснова
- Где находится, история основания
- Расположение, история строительства
- Любимая резиденция императоров
- История
- Ливадийский парк
- Царская (Солнечная) Тропа
- Здание и интерьеры
- Водопад Учан-Су
- Стоимость билета и льготы
- Прекрасная лужайка
Прогулка по парку
Парк открыт для свободного доступа. Его центральная часть выполнена в регулярном стиле, на окраинах ощущается влияние ландшафтной планировки
Прогуливаясь под тенью вековых деревьев, не обойдите вниманием затейливые фонтаны и уютные беседки. Коллекцию малых скульптурных форм недавно дополнили памятники, выполненные современными скульпторами
Бюст Николая II установлен у главного входа во дворец. Монументальный памятник Александру III находится неподалеку от Ливадийского дворца на том месте, где ранее располагался его любимый Малый дворец. «Большая Тройка», четырехметровое творение Зураба Церетели, воплотившего в бронзе сцену знаменитой фотосессии глав государств-победителей на Ялтинской конференции, «прячется» вблизи столовой санатория «Ливадия».
У Пажеского Свитского корпуса берет начало «Царская тропа». Маршрут протяженностью около 7 километров проходит по заросшему деревьями пологому склону и заканчивается в поселке Гаспра.
Недалеко от памятника Александру III него находится Турецкая беседка, маскирующая вход в старинный туннель, ведущий к морю. Это одно из немногих сохранившихся сооружений, воздвигнутых Монигетти. Беседка расположена на отвесной скале на высоте 840 метров. Отсюда открывается живописный вид на море, горы и поселки.
Обратите внимание на серую колонну из мрамора напротив Крестовоздвиженской церкви. Ее поверхность испещрена письменами на арабском и турецком языках
Возможно, это трофей Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
В Крестовоздвиженской церкви проходило отпевание Александра III, а Николай II принимал присягу от приближенных в качестве его преемника. Церковь действующая, в ней ежедневно проходят службы. Она была отреставрирована в 90-е годы XX века. С Ливадийским Дворцом ее соединяет небольшая галерея, ведущая в Итальянский дворик.
Другие помещения Ливадийского дворца
Крестовоздвиженская церковь
Эта церковь в византийском архитектурном стиле по проекту петербургского архитектора Монигетти была домовым храмом императорской семьи. В нем был отпет царь Александр III, коронован Николай II и приняла православие германская принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская, став русской императрицей Александрой Федоровной. Все эти ритуальные церемонии проводил знаменитый священнослужитель Иоанн Кронштадтский.
При постройке церкви архитектор Краснов соединил один из ее входов с воротами Итальянского дворика. Отдельный коридор вел в храм из кабинета императора, который тот мог посещать изнутри.
К сожалению, в советское время церкви не посчастливилось стать музеем. Сначала храм был закрыт, а потом использовался как склад, затем мастерская. Естественно, что не сохранилось его богатое внутреннее убранство. В начале 90-х церковь была возвращена верующим, отреставрирована и вновь стала действующей.
Рущукская колонна
Мраморная колонна около звонницы церкви – военный трофей из турецкой крепости Рущук. В Русско-турецкую войну будущий император Александр III (тогда – великий князь) командовал захватившим крепость русским воинским подразделением. Рущукская колонна напоминала ему об этом событии. Надписи на арабском и турецком языках, которыми она покрыта, прославляют османского султана Махмуда Второго.
Свитский корпус
Второе по величине сооружение Ливадийского комплекса – Свитский корпус, в котором жила царская свита. В нем также действовало учебное заведение по подготовке офицеров и пажей для свиты. В настоящее время в свитском корпусе продолжает функционировать кардиологический санаторий «Ливадия».
Дом министра Двора
Министр Императорского двора был доверенным лицом Николая II и распоряжался его имуществом. Барон Фредерикс занимал главную квартиру трехэтажного дома, некоторые архитектурные детали которого совпадают с Белым. В других квартирах жили фрейлины. До 2016 г. в этом доме функционировал санаторий. Сейчас бывший дом барона Фредерикса используется как выставочное помещение.
В гости к истории
Посетители дворца получают возможность погрузиться в атмосферу сразу двух значимых исторических периодов. При осмотре Белого зала и других помещений первого этажа они узнают интересные подробности Ялтинской конференции, а поднявшись на второй этаж, знакомятся с обстановкой, в которой протекала повседневная жизнь русских царей. Поскольку часы работы Ливадийского дворца в Ялте 2018 года — с 10 до 17, то туристы видят восхитительные интерьеры во всей красе, а белоснежный фасад сверкает в лучах солнца. Помимо самого дворца, внимания заслуживает и парк с беседками и фонтанами.
Находится музейный комплекс на ул. Батурина, 44-а, но точный адрес не так уж важен: в Ливадии дворец все знают. Обычно он открыт для посетителей все дни недели, кроме понедельника и четверга, но иногда доступ в него отсутствует и в другое время: ведь во дворце по-прежнему проводятся мероприятия VIP-уровня.
Фото: «Итальянский дворик», Wikimedia Commons, автор SunTW, лицензия
Большинство туристов, задающихся вопросом, как доехать в Ливадийский дворец (Ялта), выбирают общественный транспорт. От автовокзала Ялты к дворцу идут три маршрута — №11, 100 и 108. Еще один вариант — такси: 3,5 км, отделяющие Ялту от Ливадии, машина преодолеет за считанные минуты.
Посетители Ливадийского дворца, восхищающиеся его элегантной роскошью, порой жалеют, что сегодня отдохнуть по-царски в Крыму невозможно. Но это не так: ощутить себя монархом, наслаждающимся пребыванием в одной из резиденций, вполне реально, если остановиться в ялтинском отеле «Вилла Елена». И дело не только в том, что эта гостиница с честью носит свои 5 звезд, а на Booking.com имеет рейтинг 9,4: ее концепция элитного отдыха проявляется буквально в каждой мелочи.
Фото: «Памятник Александру III», Андрей Бурдейный, Humans of Yalta
Белый дворец
Ливадийский дворец по проекту ведущего крымского архитектора Николая Краснова был построен в 1909–11 гг. Заказанный Николаем II дворец в стиле неоренессанс должен был напоминать царской семье полюбившуюся ей Флоренцию. Все трудности, связанные со сложным рельефом местности и большим объемом работ, были преодолены архитектором за рекордные 17 месяцев.
Дворец построен на высоте 121 м над уровнем моря. Краснов отлично вписал здание в разновысокий участок. Основная двухэтажная часть с трехэтажной башней переходит в одноэтажную столовую на возвышенном участке местности. Площадь здания – 6 тыс. м2. Парадный вход расположен с северной стороны.
Архитектура Ливадийского дворца принесла Краснову всероссийскую известность. Очень доволен был и заказчик. По некоторым сведениям, после отречения и домашнего ареста Николай II просил Временное правительство разрешить ему с семьей уехать и жить в Белом дворце как частное лицо. Временное правительство ответило отказом.
Первый этаж
Интерьеры дворца внутри впечатляют не меньше его внешнего вида. Расположенная на первом этаже Парадная столовая, или Белый зал – самое большое помещение дворца. Большие арочные окна и двери и белая изящная лепнина потолка и стен придают залу нарядный вид. Именно здесь в 1945 г. проходили встречи «Большой тройки».
На тыльной стороне стены над нишей с известной скульптурой Пенелопы десятилетие назад обнаружили вызвавший сенсацию барельеф, на который раньше не обращали внимания. Оказалось, что на почетном месте изображен Бафомет. Этот символ гораздо серьезнее химер и горгулий, изображенных на фасаде не только Ливадийского, но и многих других дворцов. Считается, что изображения этих устрашающих существ отгоняют нечистую силу. Что же касается Бафомета (фавна), то это как раз ассоциируется с ней, считаясь изображением одного из главных адских демонов.
Тайну появления Бафомета в Ливадийском дворце Краснов унес с собой. Известно только об увлечении архитектора мистикой и магией. Соответствующие символы есть в некоторых других произведениях Краснова.
На первом этаже находятся также помещения, служившие Рузвельту спальней и столовой. Американский президент обедал в Бильярдной комнате с облицовкой каштановым деревом и расписным потолком. Именно в ней были подписаны итоговые документы конференции. Об этом напоминают фотографии на стенах.
Украшением первого этажа является Итальянский дворик, в центре которого находится мраморный фонтан. В месте прогулок и отдыха императорской семьи и было сделано историческое фото «Большой тройки».
Второй этаж
На второй этаж ведут две лестницы, которые можно назвать «мужской» и «женской». Ступеньки последней, рассчитанной на длинные платья, значительно более пологие. В личных покоях императорской семьи ныне работает экспозиция, посвященная Романовым.
Бывший кабинет Николая II имеет деловой и одновременно торжественный вид. Его создают дубовые панели с вкрапленными бронзовыми деталями, массивный камин и светло-зеленые стены.
Гостиная Александры Федоровны выделяется изяществом и легкостью. Их придают светлая деревянная облицовка стен, цветочные обои и акварели, развешанные на стенах. Эти акварели, зеркала и шкаф – подлинные вещи императрицы.
В продолжение романовской экспозиции можно посмотреть бывшую спальню, выходящую на балкон, Малую столовую, классную комнату великих княжон и библиотеку.
Как доехать из Ялты
До Ливадии ходят несколько автобусов и маршруток. Интервал движения у них не больше получаса. Да и то это крайний случай, в норме — 15-20 минут:
№№ 11, 35 — городские маршрутки, на которых можно доехать до Ливадийского дворца (особенно 11-я). Ближайшая остановка к автовокзалу — «5-й квартал» (см. фото ниже со стрелками, в какую сторону идти). По пути и №11, и №35 останавливаются у кинотеатра «Октябрь», овощного рынка, «ул. Кирова», кинотеатра «Спартак», «Колоннады». Конечный пункт у них один — Ливадия.
№№ 102, 115, 122, 132 — это не маршрутки, а пригородные автобусы. Отправляются прямо от автовокзала Ялты
Обратите внимание, что конечная остановка у них не Ливадия! № 102 и 132 идут до Воронцовского дворца (т. е
Алупки), 115 — до Симеиза, 122 — до Кореиза. В идеале это лучше запомнить, потому что конечные направления обычно пишут на лобовом стекле. Проще будет сориентироваться на месте.
№ 100 — автобус на крайний случай. Отправляется от остановки «ПТУ № 21». В середине пути доезжает до автовокзала («5-й квартал») и постепенно следует в Ливадию. Слово «постепенно» тут неспроста: маршрут о-о-очень длинный — гораздо длиннее, чем у №№ 11 и 35. Оставьте его про запас.
Где искать остановку «5-й квартал» в Ялте? Обогнуть здание автовокзала с правой стороны, если стоять к нему лицом, и перейти через дорогу. А дальше ориентироваться на троллейбусы. Там, где они, будут и маршруты №№ 11, 35, 100.
У людей можно спросить просто: где остановка троллейбусов в город? Можно сказать еще «в направлении кинотеатра Спартак». И вас направят к остановке.
Что делать, когда вы добрались до Ливадии? Где искать Ливадийский дворец?
На фото пеший маршрут от остановки «Городская больница»:
«Ливадийская городская больница» — самая крупная транспортная развязка в поселка. Именно отсюда (еще вариант от центральной площади) вы будете добираться обратно в Ялту. Если, конечно, не решите отправиться пешком.
Так выглядят владения Ливадийского дворца:
У музейно-дворцового комплекса огромная территория. И если вы не ограничены во времени, в Ливадийском дворце и окрестностях найдется много интересного, чтобы провести целый день и не заметить, как он пролетел.
Во-первых, настраивайтесь на то, что попасть внутрь нужно обязательно. Две масштабных экспозиции «Романовы в Ливадии» и «Ялтинская конференция 1945» стоят того, чтобы увидеть их своими глазами. Очереди и количество людей в летнее время пугают, но вы просто обязаны показать это своим детям.
По окончанию экскурсии вы увидите знаменитый Итальянский дворик, сможете попасть на дегустацию массандровских вин и даже погулять по парку.
На территории санатория установлен памятник Сталину, Рузвельту, Черчилю (участникам той самой Ялтинской конференции, на итогах которой до сих пор держится наш неустойчивый мир). Автор бронзовый композиции — Зураб Церетелли.
Если вы достаточно авантюрны и обожаете физические нагрузки, то в завершение знакомства с Ливадийским дворцом можно прогуляться по Солнечной тропе. Она берет начало в Ливадийском парке и ведет к «Ясной поляне» в Гаспре. Оттуда рукой подать до еще одной жемчужины Крыма — Ласточкиного гнезда.
Когда лучше посетить Ливадийский дворец
Ливадийский дворец открыт для посещения с 10:00 до 20:00, правда эти часы работы актуальны исключительно летом. В остальное время года дворец доступен для посещения все также с 10:00, но уже до 16:00 или 17:00 часов. Работает он 5 дней в неделю — понедельник и четверг выходные дни. Лучше всего посетить дворец в составе экскурсионной группы, что избавляет от целого ряда трудностей.
Прежде всего вас отвезут туда и обратно на комфортном транспорте. Вам не будет скучно во время нахождения в пути, ведь экскурсоводы поделятся своими знаниями о местных достопримечательностях, таких как Большой Каньон Крыма, или водопад Учан-Су. Ну и главное — вы посетите все местные красоты, при этом избежав простоя в очередях на входе. Посетить дворец можно в любое время года, тут нет никаких ограничений. Причем вне зависимости от этого, тут всегда будет красиво и есть что посмотреть.
Ливадийский Дворец — эпоха архитектора Краснова
Император Николай Второй, получил в наследство крымскую резиденцию в качестве летней дачи, но старые постройки не удовлетворяли запросы царской семьи и было принято решение о сносе старого и постройке нового величественного Ливадийского Дворца. Проект летней резиденции был поручен известному крымскому архитектору Николаю Краснову, автору проектов многих общественных зданий и элитных особняков.
Основная идея будущего Дворца была навеяла путешествием Николая Второго в Италию, где его поразила величественная архитектурная красота Турина и Флоренции. Архитектору Краснову была поставлена задача, спроектировать дворец в духе итальянского возрождения, но с учетом всех современных веяний 20 века. Проект был готов в кратчайшие сроки и в декабре 1909 года без нареканий и с похвалой утвержден для строительства монаршей рукой.
Николая Петровича Краснова можно, без преувеличения, назвать героем своего времени, гением архитектуры с феноменальным природным талантом. Выходец из простой крестьянской семьи в 12 лет попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась только высшая творческая элита России. В 24 года он уже занял пост главного архитектора Ялты и занимался строительством дач для представителей самых знатных родов российской империи. За время своей деятельности в Крыму он возвел свыше 60 значительных архитектурных сооружений, дошедших до наших дней.
При проектировании Ливадийского Дворца перед Красновым стояла сложнейшая задача. На место небольшого старого здания поместить величественную постройку с учетом сложного рельефа местности и разрушающего действия грунтовых вод. Он взял за основу четырехугольное ядро внутреннего дворика и нарастил вокруг него сложную систему архитектурных объемов. Выполнив все пожелания заказчика, он сумел совместить в проекте стили историзма и модерна, включить все свои творческие идеи и технические решения.
23 апреля 1910 года – день торжественной закладки строительства дворца. Николаю Краснову были даны широкие полномочия, но и поставлены жесточайшие сроки. На возведение грандиозного строения было отведено 17 месяцев, и помимо главного дворца необходимо было возвести ряд других важных построек, включая электростанцию, проложить дороги, облагородить парк и обставить все помещения необходимой мебелью и оборудованием. Удивительно, но Краснов как былинный богатырь, сражаясь с силами природы, холодной и снежной зимой, эпидемией холеры и потоками грунтовых вод, идеально организовал строительство. К концу лета 1911 года, точно в срок установленный заказчиком, Дворец был представлен Николаю Второму и его приближенным.
Итальянский дворик в Ливадийском дворце
Где находится, история основания
Начинается Царская тропа около дворца в Ливадии. Заканчивается в поселке Гаспра, у детского санаторного комплекса «Р. Люксембург». Несмотря на то, что дорога проходит по горам перепад высот на ней совершенно не чувствуется.
История появления современной дороги здоровья началась в 1860 году, когда семейство Романовых приобрело имение в Ливадии у Потоцких. Изначально тропинка проходила только по Нижней Ореанде, но со временем понадобилось соединить два имения.
Причем дорога должна была быть ровной, так чтобы путь по ней не только не доставлял физических неудобств, но и был максимально комфортным. Перед отъездом в Питер в 1900 году Николай II поручил своему управляющему проложить тропу дальше, до самой Верхней Ореанды. И сделать так, чтобы она была практически ровной. Не чувствовался не перепад высот, ни давления.
Царская тропа в Ливадии
Сказано – сделано. Уже через год два имения соединились комфортной прогулочной дорогой. Это было полезно во всех смыслах слова. Даже приносило ощутимую пользу здоровью членам царской семьи. Кстати, в «Солнечную тропу» ее так сказать переименовали уже при Советской власти. Так как упоминание об императорской семье было недопустимо. В то же время название «Солнечная» не совсем подходит. Здесь огромное количество зеленых насаждений, дающих тень и прохладу даже в самый знойный день.
А вот «Тропа здоровья» больше подходит. Благодаря неспешным прогулкам в окружении хвойных деревьев, наслаждаясь их ароматом. Укрепляется не только опорно-двигательный аппарат, но и нормализуется деятельность бронхо-легочной системы.
Царская тропа в Ливадии
Расположение, история строительства
Находится Ливадийский дворец, в пригороде Ялты, поселке Ливадия. Это всего в трех километрах от курорта. Самое первое сооружение появилось в этих местах, еще в 1834 году. Строительством занимался граф Л. Потоцкий. К сожалению, как выглядело строение в те времена сказать сложно. Уже в 61 году того же столетия, имение приобрела представительница императорской семьи, Мария Александровна.
Она приняла решение все кардинально изменить, по сути, построить новый замок. В процессе был задействован архитектор из Италии Монигетти. В то время полностью перестроили Большое здание и соорудили «Малое» (для цесаревича Александра).
Ливадийский дворец – описание
Параллельно со строительством дворцовых комплексов, сооружались дополнительные постройки. В том числе Крестовоздвиженская церковь, дачный домик и так далее. Досаживался и благоустраивался парк, основанный еще графом Потоцким. По окончанию работ резиденция так понравилась всей царской семье, что они стали использовать ее постоянно, в теплое время года.
Именно здесь, провел свои последние дни Александр III. В 1894 году к нему приехал Николай, со своей невестой, чтобы попросить благословения. Кстати, останавливались они в Алуште, на даче Голубка, являющейся сегодня памятником истории и архитектуры Крыма.
Рядом с Дворцом:
В том виде, котором мы имеем возможность видеть Ливадийский дворец сегодня, он появился в начале 20 столетия. Большой дворцовый комплекс был в очень плохом состоянии. Его решили снести, под самое основание и построить новый. В начале 1900 годов занимался этим вопросом знаменитый архитектор. Проект был просто грандиозным, впрочем, как и сроки, в которые он реализовался (всего полтора года).
Ливадийский дворец
Любимая резиденция императоров
В 1861 г. император Александр II, желая сделать подарок своей супруге, приобрел для нее у потомков графа Потоцкого имение, расположенное в Ливадии. В свое время граф построил в имении недурной дом, но для императорской резиденции он был чересчур скромен и мал. Для перестройки дома самодержец нанял известного архитектора И. Монигетти. Под руководством Монигетти за 4 года были построены два дворца — Большой и Малый, Свитский дом, церковь и около 70-ти иных построек. Итальянец по происхождению, Монигетти внес в свое детище нарядность, изящество и легкость, свойственные южным палаццо.
Фото: Большой дворец
Неудивительно, что Ливадия очень быстро стала любимой резиденцией не только Александра II, но и его преемников Александра III (он завершил здесь земной путь) и Николая II. Семья Романовых высоко ценила не только архитектурные достоинства, но и месторасположение своей резиденции: вопрос, как добраться из Ялты в Ливадийский дворец, никогда не представлял сложности.
Благодаря последнему императору архитектурный ансамбль Ливадии преобразился: на месте Большого дворца был построен в 1911 г. новый дворец — Белый. Чудесное здание, напоминавшее о лучших традициях Ренессанса и окруженное великолепным парком, вызывало неизменное восхищение всех гостей, но сиять императорскому великолепию оставалось недолго.
Фото: Малый дворец
История
Название местности расположения дворца было дано ее первым владельцем – греком Ламбро. Он был участником Русско-турецкой войны, по окончании которой решил поселиться в Крыму. Ливадия переводится с греческого как «поляна». Затем местность принадлежала другому греку – Ревелиотису. В 1834 г. ее выкупил русский дипломат граф Потоцкий. По его заказу дом с оранжереей и ландшафтным парком на ней строил архитектор Эльсон.
Страстный коллекционер Потоцкий разместил в своем особняке коллекцию мраморных скульптур, включая принадлежавшие погибшему городу Помпеи. Оттуда же граф для своего парка умудрился вывезти фонтан «Нимфа» в виде саркофага с лежащей на нем нимфой. К сожалению, раритет был утерян в годы ВОВ.
После смерти Потоцкого в 1860 г. его имение было выкуплено государством. Целебный крымский климат набирал популярность в среде русской знати. Дальнейшая история местности связана с императорской семьей. По ее заказу и плану архитектора Монигетти дом Потоцкого был перепрофилирован в Большой дворец. Год постройки – 1861. Дворец был задуман как летняя дача императрицы Марии Александровны, страдавшей туберкулезом. После его постройки были сооружены Малый ливадийский дворец для наследника престола, Крестовоздвиженская церковь, Свитский дом, дача «Эриклик», Рущукская колонна, а также вспомогательные сооружения.
После воцарения Николая Второго на месте старого Большого дворца строится новый по проекту архитектора Краснова, названный Ливадийским, или Белым. Часто Ливадийским дворцом называют весь комплекс сооружений в Ливадии, а Белым – главный дворец.
Другой дворец – Малый, сооружается для особо приближенного к новому императору министра Двора барона Фредерикса.
В годы советской власти Ливадийский дворец стал доступен простым людям: в нем начал функционировать Крестьянский санаторий, а затем – климатическая лечебница. В тот период в ней побывали Горький и Маяковский.
В годы ВОВ был полностью разрушен Малый дворец, а Белый получил лишь незначительные повреждения. После освобождения Ялты в 1944 г. в нем был развернут военный госпиталь. В феврале 1945 г. в Белом дворце проходили заседания знаменитой Ялтинской конференции, наметившей контуры послевоенного мироустройства. На время ее проведения Ливадийский дворец стал резиденцией делегации США.
В первые послевоенные годы Ливадийский дворец использовался как госдача. В 50-х годах XX в. во дворце работал кардиологический санаторий ВЦСПС. В 70-е годы часть помещений была перепрофилирована под выставочные залы. На первом этаже была организована постоянная экспозиция, посвященная Ялтинской конференции, а также ряд временных выставок.
В 90-е годы музейный статус был распространен на весь Белый дворец. В соответствии с изменившейся политической конъюнктурой на втором этаже стала действовать экспозиция, посвященная пребыванию в этих стенах Романовых. Во второй половине ХХ в. на территории Ливадийского комплекса снимали сцены многих фильмов – «Овод», «Мы с вами где-то встречались», «Анна Каренина», «Собака на сене» и других.
В 2015 г. перед дворцом появился памятник «Большой тройке» – Сталину, Рузвельту и Черчиллю. В тот же год появился бюст Николая II, а два года спустя – памятник Александру III.
Ливадийский парк
Ливадийский парк площадью 40 га – озелененная территория вокруг дворцового ансамбля. Парк разделен на две части. Дворец окружен регулярным ухоженным садом с клумбами, подстриженными кустами и деревьями. Ближе к побережью сад напоминает крымский лес.
Против главного входа протянулась подпорная стена, оформленная вазами с вечнозеленым лохом. Глицинии с калепсисом, обвивая стену, радуют глаз сиреневыми и красными цветами. Зелень выглядит парадно и торжественно. Прямые дорожки обсажены цветами, подстриженным лавром и лавровишней.
На террасах благоухают розы, калина вечнозеленая, мушмула японская. Многочисленные полянки красиво ограничены кедрами и дубами. Колоновидный тис ягодный контрастирует густой темно-зеленой хвоей с нежной зеленью лужайки.
Под крымским солнцем прижились 400 экзотических растений, образовав удачно подобранный ансамбль. Ливанские и гималайские кедры, пицундская секвойя, крупноплодный земляничник, лианы и кипарисы причудливо сочетаются с дубами и буками.
Мамонтовое дерево – секвойя высотой 35 метров, оголенные ветви напоминают бивни мамонта. Платан восточный высотой 25 метров с диаметром ствола больше метра возвышается в одиночестве.
С северной стороны дворца – площадка с фонтаном, окруженная цветниками из роз. К площадке ведет 80-метровая пергола, навес с кровлей из вьющихся стеблей цветов и винограда. В мягкой тени цветов легко дышится в знойный крымский день. Вокруг фонтанов и скамеек буйствуют цветы, клумбы с розами и газоны манят изумрудным цветом.
Непринужденно вписываются в пейзаж парка беседки с названием Царская, Розовая, Турецкая. Фонтаны, искусственные озерца и ручьи создают каскады в рельефе парка и вносят спокойствие и уют.
Для прогулок царской семьи к морю в парке создали специальную тропу под названием Солнечная. Тропу легко преодолеть прогулочным шагом за пару часов, потому что нет сложных подъемов и спусков. По периметру маршрута – хвойные и лиственные красавцы состязаются в пышности кроны. Царская тропа украшена солнечными часами, каменной картой и указателем расстояния пройденного пути.
Царская (Солнечная) Тропа
Ротонда на Солнечной тропе
Царская тропа, проложенная по приказу Николая II, ведет свое начало от Ливадийского парка и тянется до поселка Ореанда. Общая ее протяженность – 7 км. Была переименована из Царской в Солнечную в советское время. Сегодня эта тропа, по которой любили совершать прогулки венценосные Романовы, один из излюбленных пешеходных маршрутов, входящих в достопримечательности Ливадии.
Прогулка по Солнечной Тропе, благодаря чистому воздуху и богатой растительности дает комплексный оздоровительный эффект. По пути следования туристов ждут указатели, с помощью которых можно определить пройденное расстояние. Присев на лавочки под сенью деревьев, можно отдохнуть и насладиться прекрасными видами, которые открываются с Царской Тропы.
Здание и интерьеры
Дворец ориентирован не совсем правильно относительно сторон света. Он стоит практически параллельно берегу, а его самые протяженные стороны смотрят на северо-восток и юго-запад. В этом смысле архитектурное решение сильно отличается от примененного в планировке Воронцовского дворца. Ведь тот стоит параллельно побережью и ориентирован на море
Главный фасад Ливадийской резиденции – вытянутый вдоль лужайки восточный. Ограниченный лестницей с галереями в левом углу, а справа – Флорентийской башней. Однако, центральный вход во дворец находится в центре северного фасада. И оформлен в виде выступающего портика с тремя полуциркульными арками, опирающимися на парные коринфские колонны.
Архитектор запланировал с этой стороны интересный “каскад” объемов: от трехэтажной башни слева к одноэтажной столовой, выходящей окнами прямо в сад, справа.
Южный фасад обращен к морю. Обширная лоджия на втором этаже, интересно выглядят эркеры эркерами. С запада к нему примыкает Крестовоздвиженская церковь Монигетти.
Внутри комплекса располагается обширный Итальянский дворик. Небольшой сад окружен аркадой из полуциркульных арок, опирающихся на колонны дорического ордера. Струнные карнизы купола в средневековом стиле образуют тенистую лоджию, которую прекрасно дополняют железные фонари и мраморные скамьи.
Вход в Итальянский дворик со стороны церкви закрыт металлическими коваными воротами. Они сделаны на Урале, но благодаря мастерству кузнецов цветочный дизайн напоминает мотивы итальянского Возрождения.
Доделка апартаментов продолжалась почти до начала Великой войны. Внутренние интерьеры отделали в различных стилях. Но в основном в оформлении использовались неоренессансные и готические мотивы.
В лучших итальянских традициях решена и башня, названная Флорентийской. А на крыше здания предусмотрен специальный естественный солярий для принятия солнечных ванн. Деревянные перголы, которые видны на многочисленных фотографиях Ливадийского дворца, в царские времена были увиты зеленью и обеспечивали необходимую в этом климате тень.
Водопад Учан-Су
Водопад Учан-Су самый высокий водопад Крыма и европейской части России, река Учан-Су срывается с уступа высотой 98,5 метров, которая берет исток в горном массиве Ай-Петри. Прокладывая себе дорогу по узкому ущелью, река срывается вниз мощным потоком. В переводе с местных наречий его название звучит как «падающая вода» или «летящая вода».
Надо помнить, что водопад Учан-Су — сезонный. В марте-апреле, когда тает снег, он несется мощной, пенной струей, а в летние засушливые месяцы превращается в водокап. Те, кто приехал посмотреть на водопад летом могут прогуляться по живописной, горной Штангеевской тропе, а потом вернуться назад, либо идти дальше по Боткинской тропе и выйти к ялтинской Поляне сказок.
Стоимость билета и льготы
При обзорном посещении центральной части экспозиции дворца в Ливадии цена билета будет следующей:
- взрослый билет 400 рублей;
- льготный билет 250 рублей.
Льготное посещение осуществляется по предоставлению документов, удостоверяющих право на получение скидки. Также во вторник последней недели месяца предоставляют бесплатный вход лицам, не достигшим совершеннолетия и студентам.
При заказе экскурсионных программ для граждан, имеющим право на бесплатный вход в музей, то цена такого посещения составляет 100 рублей.
Немаловажная деталь – данный музей доступен к посещению инвалидов и людей с ограниченными возможностями по здоровью. Для граждан неспособных самостоятельно передвигаться к осмотру предоставляется весь первый этаж, который оснащен всеми возможными вспомогательными элементами для комфортного пребывания данной группы лиц.
Сопровождающие лица совместно с инвалидами I и II групп проходят бесплатно.
Музейные комнаты оборудованы табличками со шрифтом Брайля. Также по способу восприятия на сайте доступен раздел для слабовидящих персон.
Прекрасная лужайка
Рассказывая об истории Ливадийского дворца, экскурсоводы начинают с 1861 года, с того момента, когда императору Александру II понравился участок земли на Южном берегу Крыма. Именно тут впоследствии вырастет уникальный архитектурный ансамбль. Однако существует интересная предыстория.
В античные времена живописный склон горы Магоби на берегу Черного моря стал вторым домом для греков-переселенцев с Эгейских островов. Когда-то здесь зеленели просторные поляны. Ливадион в переводе с греческого означает «лужайка». Отсюда и название всей местности. Прекрасная Ливадия хранит свидетельства разных эпох: меди, Средневековья, византийского влияния. Здесь сохранились остатки античного поселения и византийского монастыря Святого Иоанна.
После присоединения Крыма к России в 1783 году территории Ливадии были подарены Екатериной II отважному греку Ламбросу Кацонису, сражавшемуся во флотилии Алексея Орлова против турецких судов. За заслуги перед Россией Кацонис был представлен в чин капитана и пожалован в российское дворянство
Очень символично, что именно грек стал первым частным владельцем ливадийских земель. После участия в двух русско-турецких кампаниях вояка решает начать мирную жизнь. Он закладывает в Ливадии виноградники и начинает производить виноградную водку. Интересно, подозревал ли Кацонис, что спустя 100 лет ливадийские вина будут цениться наравне с европейскими, ими будут гордиться русские аристократы, а столы российских царей не обойдутся более без крымских горячительный напитков!
После загадочной и трагической смерти Кацониса Ливадия отошла к его преемнику по греческому батальону – командиру Феодосию Ревелиотису. Новый владелец, как показало время, был не только опытный военный, но и предприимчивый землевладелец. В течение 30 лет Ревелеотис скупал у подчиненных земли, тем самым расширяя виноградники, заложенные своим предшественником. В 30-е годы XIX столетия началось строительство дороги, связавшей Ялту с Симферополем и Севастополем. Благодаря этому популярность Крыма как курорта стала расти, а стоимость земли в Ливадии подскочила в разы. В 1834 году Ревелиотис продает тогда еще скромный дом с виноградниками польскому дипломату, состоявшему на службе у российской короны – графу Льву Потоцкому.
Новый землевладелец – настоящий аристократ был безудержно влюблен в античное искусство. Путешествие в Неаполь вдохновило Потоцкого на благоустройства новоприобретенных земель. Он коллекционирует все эллинское и мечтает сделать из Ливадии маленький античный музей. Обладая тонким чувством вкуса, он вместе с архитектором из Ялты Карлом Эшлиманом принимается за разработку концепции имения. За 20 лет имение из небольшого «дачного домика с цветником» превращается в крупный архитектурно-ландшафтный комплекс из 35-ти зданий с грандиозным парком. Для преображения 40 гектаров земли вокруг барского дома был приглашен известный садовник Деллингер. Он создает экзотический сад, сочетающий крымские и завезенные из стран Азии и Америки растения. Особенностью ландшафтного дизайна стали замысловатые тропинки, проложенные с таким расчетом, чтобы при каждом повороте открывался новый вид.
Множество зданий представляли собой просторные особняки с балконами, украшенными резьбой по дереву. Сюда входили барский дом с зимним садом, гостиница, больница, казармы, дома для виноделов, садовников, винокурня и многое другое. К сожалению, ни одна из построек времен Потоцкого не сохранилась. Однако парк имеет свой первоначальный вид и поныне считается памятником садово-паркового искусства.