1803-1806. первое русское кругосветное плавание и. крузенштерна и ю. лисянского на кораблях «надежда» и «нева»

Путешественники-дипломаты

«Помимо того, что мы хотим постараться установить мировой рекорд, мы еще выполняем три задачи, уже не связанные со спортивной частью. Фонд Президентских грантов поддержал идею народной дипломатии. То есть мы, как в гранте сказано, должны изменить негативное отношение к России, если оно есть, на позитивное. Мы будем с местным населением в каждом порту устраивать встречи, демонстрировать материалы о России и Сибири, рассказывать, что у нас много интересного, обсуждать сотрудничество с некоммерческими организациями. Дипломатия, в общем».

Вторая задача путешественников — от Русского Географического общества — создать «Живые уроки географии». В каждом порту они будут снимать видеоуроки о странах.

«Новое поколение меньше читает книги, больше смотрит видео. Соответственно, надо как-то под них подстраиваться, чтобы они обучались. Мы будем снимать 15-минутные видеоуроки географии прямо с места пребывания, в которых будем рассказывать про население, экономику, природу. Делаем остановку — записываем урок», — говорит Станислав. Отснятые материалы будут отправляться в Береговой центр в Томске, где ролики будут монтировать по сценарию.

Путешественники отмечают, что в портах они будут встречаться с зарубежными университетскими и географическими сообществами, чтобы формировать программы совместных исследований в области географии и обмен студентами.

О своих приключениях в течение всего путешествия мореплаватели будут рассказывать на специальном сайте экспедиции, который сейчас разрабатывается. Читать хроники путешествия смогут не только русскоязычные жители планеты, но и владеющие английским и испанским языками.

Бразильский этап путешествия

Крузенштерн решил выбрать для захода в Бразилию порт Дестеро. Он располагался в пределах острова Санта-Катарина, отличавшегося мягким климатом, обилием пресной воды, дешевизной продуктов. В пролив между островом и материком шлюпы вошли 21.12.1803 г. С 26.12.1803 г. по 22.01.1804 г. пришлось провести работы по замене грот-мачты и грот-реев. В этот период ученые изучали местную природу и обычаи населения. На всех путешественников произвело впечатление господствовавшее рабовладение.

Ситуация осложнилась из-за нового витка в конфликте Крузенштерна и Резанова. Офицеры приняли сторону Лисянского и Крузенштерна. Однако и между другими участниками экспедиции вспыхивали ссоры.

Лучший из лучших

Горящий мечтой о море юноша успешно оканчивает школу и мчится в Кронштадт, где его ждёт Морской корпус. На тот момент лишь в этом заведении можно было обучиться морскому делу. Юному Ивану даже удаётся выйти в море в период учёбы, но в тот момент начинается русско-шведская война, что становится препятствием для дальнейшего обучения.

Но, представьте, Крузенштерн сумел проявить себя и в военное время. В возрасте восемнадцати лет он поощряется за заслуги в боях на море, что происходили Красной горке и в Выборгской бухте. Через пару лет Крузенштерн становится лейтенантом.

В 1793 году отдельных офицеров направляют в Британию для получения совершенных навыков в морском деле. Для отправки за границу выбирают только двенадцать человек – лучших из лучших. Думаю, вы уже догадались, кто был среди них. Крузенштерн изучает морские просторы, о которых грезил с детства, на фрегате «Тетис». Он побывал у берегов Америки, неподалёку от Бермуд и Барбадоса. Не думайте, что во время иностранной стажировки Крузенштерн лишь узнавал о тонкостях морского дела. Нет, всё это ему до этого было хорошо известно.

Иван Фёдорович создаёт наиболее удобный для России маршрут в ост-индские воды, где не раз бывал

Кроме этого, он понимал, как важно открытие новых торговых путей. На тот момент Россия торгует пушниной с Китаем, но путь между государствами только один

Иван Фёдорович замечает, как можно проложить морской маршрут между странами, а это принесёт гораздо меньше расходов при транспортировке.

Выходит, что Крузенштерн был ещё и неплохим экономистом? Да, но в первую очередь – он был человеком талантливым, учёным, стремящимся к новым познаниям. Поэтому он по-прежнему лелеет мечту обойти весь мир на своём судне (а заодно открыть новые благоприятные пути для России), а потому, пока время для воплощения этого грандиозного плана не пришло, только присматривается к морям и океанам.

Иоганн Фридрих Вайч «Адам Иоганн фон Крузенштерн»

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества.

Сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе, чрезвычайно скромного».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным.

Длительное путешествие

После возвращения из множественных плаваний в 1799 на родину Иван Крузенштерн попросил у императора Александра Первого разрешение на морское путешествие к американским берегам. Он хотел изучить оба континента, чтобы наладить с ними отношения. С подобным предложением через три года явилась к властителю и РАК — Российско-Американская компания. Император согласился организовать опасную экспедицию и назначил Крузенштерна ее руководителем. Так он и начал командовать первым в истории России кругосветным путешествием.

Крузенштерну на тот момент было всего 32 года. Многие считали, что у него недостаточно знаний и опыта. Но он сумел все тщательно подготовить и организовать. Экспедиция началась 26 июля 1803. Всего было два трехмачтовых шлюпа:

  • «Надежда», команда состояла из 65 человек;
  • «Нева», 54 моряка во главе с Резановым и Лисянским Юрием.

Оба экипажа были исключительно русскими, так потребовал Иван Крузенштерн. Корабли прошли путь по Атлантическому океану, обогнули мыс Горн, земли на севере Тихого и достигли Курильских островов, Камчатки и Сахалина. Вся экспедиция заняла три года и двенадцать дней. Все это время путешественник записывал свои наблюдения и полученные знаний в дневники.

В 1809 мореплаватель Крузенштерн начал составлять записки с описанием путешествия. Он много рассказал о быте и обычаях дикарей, составил подробный атлас с рисунками, планами и картами. Корабль Лисянского иногда отходил от «Надежды», поэтому в его книгах есть много информации о берегах Кодиака и Ситки. Острова, что открыл Крузенштерн, до его экспедиции не были нанесены на карты — большая часть побережья Курил и Сахалина.

После плавания Иван Федорович смог возглавить кадетский корпус — его назначили инспектором классов. А в 1814 году он начал разрабатывать план и инструкцию следующего кругосветного путешествия. Его руководителем стал Коцебу, который был младшим офицеров в первой экспедиции. Крузенштерну пришлось поехать в Англию, где он забрал важные инструменты для плавания.

По возвращении ему предоставили бессрочный отпуск, свободное время российский мореплаватель посвятил разработке атласа Южного моря. Он приложил к нему гидрографические записки и назвал «Собрание сочинение, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря». Эта работа была увенчана Демидовской премией.

Источники и дополнительная информация

1. Экспедиция Муловского (Википедия)
2. Крузенштерн, Иван Фёдорович (Википедия)
3. “Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах”. И.Ф. Крузенштерн. СПб., 1812 (Том 1. Том 2. Том 3)
4. “Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 год”. Н. Иваншинцова. Спб., 1872
5. “История российского флота”. М., 2017
6. “Краткая история Русского Флота”. Веселаго Ф. М-Л.: Военно-морское издательство НКВМФ СССР, 1939
7. Крузенштерн Иван Федорович. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях “Надежда” и “Нева”
8. В.Г. Тилезиус. Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна
9. Лисянский Юрий Фёдорович. Путешествие вокруг света на корабле “Нева” в 1803-1806 годах

О марке

Как я уже сказал, марка была выпущена в ноябре 1994 г. в серии, посвященной русским географическим экспедициям. Всего серия состоит из 4-х марок номиналом 250 руб. каждая. Три других марки посвящены путешествию В.М. Головнина 1811 года по исследованию Курильских островов, экспедиции Ф.П. Врангеля в Северную Америку и экспедиции Ф.П. Литке во время исследования островов Новой Земли в 1821-1824 гг.

Также марки были выпущены в малых листах.

Изображение с сайта АО “Марка” (www.rusmarka.ru)

Тираж марок – 800 000 шт., малого листа – 130 000 шт. Бумага – мелованная, печать глубокая плюс металлография, перфорация – рамочная 12 x 11½.

Автор изображений на марках Зайцев Л., гравер О. Клочкова. Консультантом при подготовке марок выступил старший научный сотрудник научно-исследовательской исторической группы ВМФ РФ А. Комаров

“Нева” и “Надежда” на других марках

Марки, посвященные путешествию, были выпущены нашими соседями, прежде братскими республиками, Эстонией и Украиной. Филателии совсем не чужда политика, и как в случае с датчанином Берингом, Украина и Эстония при помощи марок, напоминают всему миру, что Крузенштерн вообще-то родился в Таллине, а Лисянский в Черниговской губернии.

Эстония, 2003Украина, 1998

Марки с изображением “Надежды” и портрета И.Ф. Крузенштерна были также выпущены на о. Святая Елена, куда корабль заходил на обратном пути в мае 1806 г.

Святая Елена, 1986

4.

Шлюп «Надежда»
К тому времени он окончательно рассорился с графом Резановым, который отказывался признавать его капитанскую власть. Соперничество между ними началось с первых же дней плавания, и сейчас уже невозможно сказать, кто был инициатором конфликта. В сохранившихся письмах и дневниках этих двоих высказываются прямо противоположные версии: каждый из них обвиняет во всем другого. Точно известно лишь одно – Николай Резанов и Иван Крузенштерн сначала спорили о том, кто из них главный на судне, потом перестали разговаривать друг с другом и общались при помощи записок, которые передавали матросы, а потом Резанов и вовсе заперся в своей каюте и перестал отвечать капитану даже на записки.

8.

Триумфальное возвращение
В Россию корабли вернулись в разное время: «Нева» – 22 июля 1806 года, а «Надежда» – 5 августа. Участники экспедиции собрали огромное количество информации о множестве островов, создали карты и атласы этих земель и даже открыли новый остров, получивший название остров Лисянского. Был подробно описан почти не исследованный прежде залив Анива в Охотском море и установлены точные координаты острова Вознесения, о котором было известно лишь то, что он находится «где-то между Африкой и Южной Америкой».
Фаддей Беллинсгаузен
Все участники этой кругосветки, от капитанов до рядовых матросов, были щедро вознаграждены, и большинство из них продолжили делать морскую карьеру. Среди них был и путешествовавший на «Надежде» мичман Фаддей Беллинсгаузен, который через 13 лет возглавил первую русскую антарктическую экспедицию.

Интересности
10 августа, 2018
1 061 просмотр

Посещение Камчатки, Сахалина и Японии

Берег Камчатки команда «Надежды» увидела 13.07.1804 г., а на следующий день судно достигло Поворотного мыса. В порт Петропавловск-Камчатского экспедиция вошла 15.07.1804 г. Восполнив запасы, корабль вышел в море 30.08.1804 г. На пути команду ждали новые испытания штормами и борьбой с возобновившейся течью на судне. 03.10.1804 г. «Надежда» достигла берегов Сацумы. Пройдя по Ван-Дименову проливу, путешественники достигли залива Нагасаки. В Японии планировалось наладить дипломатические отношения. Однако непонимание местных обычаев и нежелание русского посла идти на уступки привели к провалу этой миссии. Получив от японцев провиант, было принято решение возвращаться на Камчатку.

Крузенштерн решил возвращаться в Петропавловск по Японскому морю мимо Хонсю и Хоккайдо. Из-за плохой погоды достичь пролива Цугару удалось только 01.05.1805 г. Пройдя мимо Карафуто (Сахалина), шлюп направился в Лаперузов пролив, а 14.05.1805 г. остановился в заливе Анива. После этого путешественники стали изучать побережье и местные обычаи айнов. Обогнув мыс Анива, «Надежда» 17.05.1805 г. вошла в бухту Терпения. Экспедиции удалось описать ряд мелких островов, после чего она миновала Харамукатан и Шиашкотан, а затем 05.06.1805 путешественники достигли Петропавловска.

В дальнейший путь «Надежда» отправилась 05.07.1805 г. Исследователи изучали Шипунский полуостров и всю береговую линию до мыса Лопатка. Далее корабль преодолел Пролив Надежды и вышел к мысу Терпения, уточнив его координаты, а затем обнаружив мыс Беллинсгаузена. В августе команде удалось полюбоваться берегом Азиатского материка. Кроме того, был сделан вывод, что Сахалин является полуостровом. Уже 30.08.1805 г. экспедиция вернулась в Петропавловск, где оставалась до 05.10.1805 г.

Начало служебной карьеры

  1. В 1786 году Иван Крузенштерн начал учёбу в Кронштадте в Морском кадетском корпусе.
  2. Эту учёбу пришлось завершить в мае 1788 года раньше положенного срока по причине вступления России в войну со Швецией.
  3. Крузенштерн получил мичманский чин и назначение на 74-пушечный трёхмачтовый линейный корабль «Мстислав». Его капитаном был Григорий Иванович Муловский.
  4. Буквально через несколько недель после начала службы на «Мстиславе» 6 июля 1788 года юный Крузенштерн принял участие в большом морском сражении возле острова Гогланд в Финском заливе. При встрече русской и шведской эскадр ветер на море почти стих, что затруднило маневрирование. Враждебные эскадры выстроились в две линии и практически в упор расстреливали друг друга из пушек. Русские моряки потеряли около трёхсот человек убитыми, и вдвое больше раненными. «Мстислав» получил наибольшие повреждения и потери. На нём погибли почти все офицеры, и мичман Крузенштерн был назначен помощником капитана.
  5. В ходе сражения у острова Гогланд шведский флагман «Принц Густав» поднял белый флаг и капитулировал, а уцелевшие шведские корабли отступили в крепость Свеаборг на берегу Финляндии, укрывшись в её гавани. Русская эскадра продолжала осаду Свеаборга до глубокой осени. Несмотря на серьёзные повреждения в этой осаде принимал участие и «Мстислав».
  6. Через год в 1789 году Крузенштерн участвовал в Эландском сражении.
  7. В следующем 1790 году он сражался в нескольких морских боях у берегов Эстляндии и Финляндии.
  8. За многочисленные боевые отличия в этой русско-шведской войне в 19 лет Крузенштерн получил военно-морской чин лейтенанта.
  9. После победоносного окончания войны со Швецией Крузенштерн вместе с другими одиннадцатью отличившимися военно-морскими офицерами был командирован в Великобританию для усовершенствования навыков морского дела. Английский флот в XVIII-XIX веках по праву считался лучшим в мире.
  10. На английских кораблях Крузенштерн совершил плавание к берегам Америки и островам Вест-Индии.
  11. Во время службы на английских кораблях Крузенштерн принимал участие в морских сражениях англичан против французов.
  12. В этих плаваниях на английских судах он побывал на многих островах Антильского архипелага и в Суринаме у берегов Южной Америки.
  13. В другом плавании на английском корабле он достиг вод Бенгальского залива в Индийском океане и побывал в Индии, которая была тогда Британской колонией.
  14. После всех этих дальних и длительных путешествий Крузенштерн, анализируя состояние морских торговых путей, пришёл к выводу, что России необходимо помимо сухопутного торгового пути с Китаем установить и морской. Кроме того он поставил задачу надёжного сообщения через Тихий океан с русскими владениями в западной части Северной Америки.
  15. Полученный на английском флоте опыт, позволил Крузенштерну составить представление на имя императора Павла о необходимости организации кругосветного путешествия русских моряков, которые ранее вокруг земного шара ещё никогда не плавали.

Биография Крузенштерна

Крузенштерн родился в Хагудисе в Эстонии 8 ноября 1770 года. Выходец из дворянской семьи, в восьмидесятых годах он обучался в Кадетском корпусе, откуда впоследствии был послан Русско-шведскую войну, где поучаствовав в нескольких сражениях, был в 1790 произведён в звание лейтенанта. Биография Крузенштерна изобилует примечательными фактами, позволяющими понять, что мы имеем дело с незаурядной личностью, судьба которой изначально обещала быть нетривиальной.

В период 1793–1799 он служил на английских судах, воевал с французами и успел побывать на Бермудах и Барбадосе. Досрочно был выпущен из корпуса и переведён в мичманы на 74-пушечное судно «Мстислав». По возвращению на родину, уже капитан-лейтенант, Крузенштерн Иван Федорович представил на суд императора Александра I свой первый экспедиционный проект, который был непосредственно вдохновлён актуальной на тот момент идеей о возможности выгодной пушной торговли с Китаем.

Изначально воззрения его были под сомнением у многих критиков, и не слишком серьёзно воспринимались властью. Однако позже, когда очевидной оказалась неэффективность торговых путей по сухопутным маршрутам, задумку стали понимать иначе, и её перспективы были оценены по заслугам.

Казалось, биография Крузенштерна готовила ему особенный путь. В 1802 году этот замысел обрёл новое измерение в свете необходимости налаживания сообщения между портами Балтики и Аляски, и император поручил мореплавателю возглавить первое кругосветное путешествие с целью развития внешних отношений государства российского. Впоследствии именем первопроходца назовут множество географических объектов, а вот само событие, которое послужило началом великих свершений, это уже абсолютно новая история.

Одиночное плавание «Надежды»

Крузенштерн прибыл в Петропавловск-Камчатский 3 июля 1804 года. Сбыв товар и пополнив свои продовольственные запасы, 30 августа корабль направился к берегам Японии, с которой предстояло установить дипломатические отношения. Судно обогнуло Японские острова с востока и прибыло в город Нагасаки. В Стране Восходящего Солнца русские пробыли с октября 1804 г. по апрель 1805 г., однако переговоры прошли неудачно, так как местные власти придерживались изоляционистской политики.

Крузенштерн решил возвращаться в Петровавловск-Камчатский через Японское море. На карты было нанесено западное побережье Японских островов, также экспедиция обнаружила пролив между Сахалином и Хоккайдо.

Прибыв на Камчатку, капитан «Надежды» решает тщательнее обследовать Сахалин. Маршрут пролегал вдоль Курильских островов и северного берега Сахалина. Крузенштерн удалось обнаружить пресную воду, из чего он сделал вывод, что где-то недалеко находится устье Амура. При этом он совершил ошибку и посчитал, что Сахалин – это полуостров, а не остров. После этого «Надежда» вернулась на Камчатку. Пополнив запасы продовольствия, корабль отправился в Макао, куда прибыл уже 20 ноября 1805 г.

6.

Подкрепление для колонистов
Осень 1804 года «Нева» и «Надежда» разделились. Корабль Крузенштерна отправился в Японию, а корабль Лисянского – на Аляску. Миссия Резанова в японском городе Нагасаки прошла неудачно, и на этом его участие в кругосветной экспедиции закончилось. «Нева» в это время прибыла в Русскую Америку – поселение российских колонистов на Аляске – и ее команда приняла участие в сражении с индейцами-тлинкитами. За два года до этого индейцы вытеснили русских с острова Ситка, и теперь губернатор Русской Америки Александр Баранов пытался вернуть этот остров. Юрий Лисянский и его команда оказали им в этом очень важную помощь.
Александр Баранов, основатель Русской Америки на Аляске
Позже «Надежда» и «Нева» встретились у берегов Японии и двинулись дальше. «Нева» ушла вперед вдоль восточного побережья Китая, а «Надежда» более детально исследовала острова в Японском море, а затем отправилась догонять второй корабль. Позже корабли опять встретились в порту Макао на юге Китая, некоторое время они вместе шли вдоль берегов Азии и Африки, а затем «Надежда» снова отстала.

Главное — терпение

Физическая подготовка путешественников уже началась: в программе — утренние пробежки, тренировки в спортзале и закалка. Морально подготовиться к такому, говорят путешественники, нельзя.

«Подготовиться психологически к этому нельзя. В любой продолжительной экспедиции нужно просто знать, что необходимо терпеть. Терпение — это самое главное. Раздражающих факторов очень много: непостоянная погода, возможные неприятности в портах, неприятности с судном. Могут быть конфликты в экипаже. Это всё надо терпеть и терпеть. Основное качество мореплавателя — это терпение и выдержка. Физическая форма тоже важна, но можно как-то приспособиться. А вот к раздражающим факторам приспособитья нельзя. Они все равно будут. Нужно знать, что это надо перетерпеть, скрипя зубами, — говорит шкипер Станислав Берёзкин. — Сложно бывает, когда погода хорошая. Ладно шторм и сильный ветер — хотя бы работа есть. А когда хорошая спокойная погода — автопилот настроили, лодка идет сама по себе. Книги уже надоели, соседи уже достали… Штиль — противная штука».

Кстати, о книгах. У всего экипажа есть девайсы: ноутбуки и планшеты. Поэтому система электроснабжения на судне тоже продумана — есть ветрогенератор, солнечные батареи и бензиновые генераторы. Одного аккумулятора хватает на двое-трое суток: пока один работает, второй — заряжается.

«Был случай, когда у нас закоротило бортовую сеть и один аккумулятор просто вышел из строя. Мы начали экономить электричество, но такие случаи обычно — исключение», — отмечает мореплаватель.

К «быту» на судне бывалые путешественники Станислав и Евгений Ковалевский уже привыкли: пищу готовят на судне, моются в соленой воде.

«У нас уже опыт есть. Питание на борту нам знакомо — мы готовим на борту, водой и пищей запасаемся в портах. Свежими продуктами мы можем питаться неделю после того, как вышли из порта. Дальше идут консервы. Душа у нас нет. Много пресной воды — моемся ей. Если пресной воды осталось только на еду и питье, моемся за бортом. Были времена когда и зубы приходилось чистить соленой. Ничего, пережили», — делится Станислав.

Новые публикации

«Последним в очереди стоял Александр Сергеевич Пушкин». Памяти Владимира Меньшова 05.07.2021

Казалось, совсем недавно вся страна поздравляла Владимира Меньшова с 80-летием. Несмотря на солидный возраст, никому бы и в голову не пришло назвать его стариком – настолько он был современным, востребованным, необходимым нашему обществу человеком с твёрдой жизненной позицией, никогда не предававшим ни талант, ни душу.

Три столетия православия в Америке 05.07.2021

Ещё участники российской экспедиции Дж. Биллингса, прибыв на Аляску в 1790 – 1791 гг., сообщали о значительном числе крещёных местных жителей и об их знакомстве с православными традициями. Это не могло не удивлять, так как к тому времени на берегах Аляски ещё не побывал ни один православный священник. Кто же были первые православные крестители в Северной Америке?

«Онлайн не только не убил РКИ, а наоборот» 02.07.2021

В Москве прошёл форум «РКИ – перезагрузка 2021. Уроки пандемии», собравший преподавателей русского языка как иностранного со всей России и из-за рубежа. Какие уроки пандемии пришлось быстро выучить и можно ли освоить русский язык через YouTube и «Инстаграм», об этом – в интервью Олега Илясова, руководителя оргкомитета форума.

Российско-германские муниципальные связи на подъёме 01.07.2021

С 28 по 30 июня 2021 г. Калуга стал местом проведения ХVI конференции городов-партнёров России и Германии «Укрепление муниципальных и региональных связей – расширение горизонтов».

Большинству иностранных студентов нравится учиться в России 01.07.2021

Иностранные студенты российских вузов приняли участие в опросе о качестве обучения во время пандемии. Опрос был проведён с 13 апреля по 6 июня 2021 года для анализа текущей ситуации и повышения конкурентоспособности российского образования на международном уровне.

Репатриант ждёт 01.07.2021

Международное движение «Форум переселенческих организаций» и Институт стран СНГ внесли в Госдуму законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию». Совсем скоро, возможно, сбудется давнее чаяние соотечественников – вернуться на родину не только по программе трудовой миграции в указанный регион, а по желанию – туда, куда захочешь.

10 лет Русскому центру в Пече (Венгрия) 29.06.2021

Русский центр в Пече (Венгрия) был открыт 29 июня 2011 года при поддержке фонда «Русский мир» с целью популяризации русского языка и культуры. За прошедшие 10 лет Русский центр совместно со своими партнёрами провёл около 400 мероприятий, связанных с русским языком и культурой, а в его библиотеке в настоящий момент представлено более 1500 различных книг и учебников.

Всемирная история в пластилине 28.06.2021

Сергей Олюнин – основатель и совладелец музея пластилиновой мини-скульптуры «Имена и эпохи», расположенного в Измайловском кремле на востоке Москвы. Художник  рассказал «Русскому миру», как возник этот проект и о своих главных экспозициях – «Столпы империи», «Трагедия русской смуты» и «Сказки старой Москвы».

Увековечивание памяти

В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:

Монета посвященная плаванию Невы

необитаемый остров Лисянского в Гавайском архипелаге, открытый им 15 октября 1805 года во время первого русского кругосветного плавания;

мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски (1883);

бухта Лисянского. Название дано в 1888 году Бюро рыболовства США. Изменено в 1929 году Береговой охраной США на Барлинг;

залив в Александровском архипелаге (1908);

подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949—1955 годах;

полуостров на северном побережье Охотского моря, на крайнем востоке Хабаровского края;

Марка посвященная Лисянскому

река в Александровском архипелаге, названная по заливу Лисянского (1955).

улица и сквер в г. Нежине Черниговской обл. (Украина)
В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол продолжает работать, в 2008 году он получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года.
В 1974 году в г. Нежине Черниговской обл. (Украина) был установлен памятник в одноименном сквере в центре города рядом с домом, где родился Ю. Ф. Лисянский и церковью, где он был крещен и где служил протоиереем его отец.
В 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
В 1998 году, в честь 225-летия со дня рождения Юрия Лисянского, Почта России выпустила марку, посвящённую этому событию, а Почта Украины — серию почтовых марок.
Почта России в 2003 году выпустила марку в честь 200-летия экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Интересные факты из жизни

  • Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
  • В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма — тысяча рублей.
  • Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя — Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга — Ивана Федоровича Лисянского.
  • Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

Кругосветное путешествие Крузенштерна

По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Жизнь после кругосветки

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Скончался Крузенштерн 12 августа 1846 года.

Память о Крузенштерне

  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
  • В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
    — Остров Крузенштерна
    — Пролив Крузенштерна
    — Риф Крузенштерна
    — В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны.
  • Его имя носят:
    — Крузенштерн (барк);
    — Иван Крузенштерн (ледокол);
    — Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
    — Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974—1998 годах.

Крузенштерн — человек и параход

Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector