Иван фёдорович крузенштерн

Лучший из лучших

Горящий мечтой о море юноша успешно оканчивает школу и мчится в Кронштадт, где его ждёт Морской корпус. На тот момент лишь в этом заведении можно было обучиться морскому делу. Юному Ивану даже удаётся выйти в море в период учёбы, но в тот момент начинается русско-шведская война, что становится препятствием для дальнейшего обучения.

Но, представьте, Крузенштерн сумел проявить себя и в военное время. В возрасте восемнадцати лет он поощряется за заслуги в боях на море, что происходили Красной горке и в Выборгской бухте. Через пару лет Крузенштерн становится лейтенантом.

В 1793 году отдельных офицеров направляют в Британию для получения совершенных навыков в морском деле. Для отправки за границу выбирают только двенадцать человек – лучших из лучших. Думаю, вы уже догадались, кто был среди них. Крузенштерн изучает морские просторы, о которых грезил с детства, на фрегате «Тетис». Он побывал у берегов Америки, неподалёку от Бермуд и Барбадоса. Не думайте, что во время иностранной стажировки Крузенштерн лишь узнавал о тонкостях морского дела. Нет, всё это ему до этого было хорошо известно.

Иван Фёдорович создаёт наиболее удобный для России маршрут в ост-индские воды, где не раз бывал

Кроме этого, он понимал, как важно открытие новых торговых путей. На тот момент Россия торгует пушниной с Китаем, но путь между государствами только один

Иван Фёдорович замечает, как можно проложить морской маршрут между странами, а это принесёт гораздо меньше расходов при транспортировке.

Выходит, что Крузенштерн был ещё и неплохим экономистом? Да, но в первую очередь – он был человеком талантливым, учёным, стремящимся к новым познаниям. Поэтому он по-прежнему лелеет мечту обойти весь мир на своём судне (а заодно открыть новые благоприятные пути для России), а потому, пока время для воплощения этого грандиозного плана не пришло, только присматривается к морям и океанам.

Иоганн Фридрих Вайч «Адам Иоганн фон Крузенштерн»

Научная деятельность

Когда кругосветное путешествие завершилось, Иван Федорович очень долго разбирался в теоретических вопросах, связанных с морским делом. В сферу его интересов вошли и гидрографические промеры. Мореплаватель старался отыскать роль географии, ее место в науке. Он изучал, как она связана с физикой и химией, стремился выявить ее влияние на экономику.

С Иваном Федоровичем также консультировался английский ученый Джон Барроу. Его интересовал северо-западный проход. Мореплаватель делился своим мнением с Гумбольдтом, который был картографом.

С началом войны в 1812 года Крузенштерн выполнял роль дипломата. Треть своего состояния он потратил на формирование народного ополчения. Также следует отметить, что именно мореплаватель вошел в состав миссии в Лондоне. Однако и в эти тяжелые времена он интересовался судостроением и достижениями флота Англии.

Когда закончилась война с Наполеоном, Крузенштерн стал задумываться о новом кругосветном путешествии, разрабатывать инструкции для него. Его идея была реализована уже через несколько лет. Кругосветное плавание прошло с 1815 по 1818 годы. Капитаном был назначен Отто Коцебу — младший офицер первого путешествия. Следует отметить, что Крузенштерн не только инструкции разрабатывал. Он также посетил Англию, где сам и приобрел все необходимые инструменты.

В период с 1827 года по 1842-й Иван Федорович постепенно повышался в званиях, пока не стал адмиралом. Позже он организовывал экспедиции других известных мореплавателей. Например, путешествие Беллинсгаузена и Лазарева, в ходе которого была открыта Антарктида.

Смерть

Иван Крузенштерн скончался в августе 1846 года, находясь в своем имении. Причина смерти оказалась вполне естественной: адмирал был в преклонном возрасте – 75 лет. По указу государя его похоронили в Ревеле, в таллинской Домской церкви.

Могила Ивана Крузенштерна

Оставленное им научное наследие служит основой для изучения морского дела в современных профильных вузах. Портреты путешественника сегодня можно найти в учебниках.

Его сын Павел и внук Павел Павлович пошли по стопам знаменитого родственника и также стали мореплавателями. Их заслугой оказалось исследование азиатского побережья, обского Севера, островов Печерского края и Каролинских островов.

Ледокол «Иван Крузенштерн»

Сегодня ледокол, названный в честь Ивана Крузенштерна, курсирует по водным путям между Санкт-Петербургом и Балтийским морем, очищая проход для судов.

В путь!

«Во второй половине XVIII столетия кругосветные экспедиции стали признаком состоятельности и зрелости морских держав. Особенно активны в этом смысле были Англия и Франция. В 1803 году пришла очередь и России», — отметил Кирилл Назаренко.

Помимо сугубо географической, на экспедицию Крузенштерна и Лисянского было возложено ещё несколько миссий: моряки должны были изучить вопрос рентабельности морских перевозок грузов из европейской части России на Аляску, попытаться наладить экономические связи между Российской Америкой и Китаем и доставить в Японию посланника Николая Резанова.

Перед началом плавания Александр I лично осмотрел корабли и остался ими доволен. Содержание одного из них взяла на себя императорская казна, а другого — Российско-американская компания. Оба шлюпа официально шли под военным флагом.

Эксперты подчёркивают, что личность руководителя экспедиции была результатом взвешенного решения российских властей. «Несмотря на изначальную инициативу Крузенштерна, у Санкт-Петербурга гипотетически были сотни других кандидатур. Начальник экспедиции должен был являться одновременно и хорошим морским офицером, и прекрасным организатором, и хозяйственником, и дипломатом. В итоге решили, что всё-таки именно Крузенштерн располагает оптимальным соотношением всех этих качеств», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

  • Шлюпы «Надежда» и «Нева»

Офицеров в свои команды Крузенштерн и Лисянский подбирали под себя. В их числе оказались будущий первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу. Матросов набирали исключительно из числа добровольцев, предлагая им весьма значительное по тем временам жалование — 120 рублей в год. Крузенштерну предлагали привлечь в состав команды британских моряков, но он эту идею отверг.

Кандидатуры части участников экспедиции оказались «спущены сверху» — речь идет, в частности, о посланнике Резанове со свитой, нескольких учёных и «благовоспитанных» молодых людях из числа представителей санкт-петербургского светского общества. И если с учёными Крузенштерн легко нашёл общий язык, то с остальными возникли серьёзные проблемы.

Во-первых, среди представителей «светского общества» оказался авантюрист и дуэлянт гвардии поручик граф Фёдор Толстой, который решил скрыться на время из России, чтобы избежать наказания за очередной проступок. На корабле Толстой вёл себя вызывающе. Однажды он показал своей ручной обезьяне, как мазать чернилами бумагу, и запустил её в каюту к Крузенштерну, в результате чего часть записей начальника экспедиции была полностью утрачена. В другой раз он напоил корабельного священника и приклеил его бороду к палубе. В тесном коллективе подобное поведение было чревато большими проблемами, поэтому на Камчатке Крузенштерн ссадил Толстого на берег.

  • Николай Резанов

Во-вторых, уже в ходе плавания из секретных инструкций выяснилось, что посланник Резанов, стеснявший моряков своей большой свитой, ещё и был наделён чрезвычайно широкими полномочиями. В результате Крузенштерн и Резанов постоянно ссорились и в конце концов перестали разговаривать, обмениваясь вместо этого записками.

Команда поддерживала своего начальника. Резанов был разъярён строптивостью военных и пообещал судить экипаж, а Крузенштерна лично — казнить. Начальник экспедиции отреагировал на это хладнокровно и заявил, что пойдёт под суд прямо на Камчатке, ещё до отбытия в Японию, что автоматически сорвёт миссию посланника. Правитель Камчатской области Павел Кошелев с большим трудом их помирил. При этом Резанов в своих воспоминаниях писал, что ему принёс извинения весь экипаж, а вот все остальные очевидцы утверждали, что это Резанову пришлось извиняться перед Крузенштерном.

Интересные факты из жизни

  • Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
  • В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма — тысяча рублей.
  • Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя — Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга — Ивана Федоровича Лисянского.
  • Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

Кругосветное путешествие Крузенштерна

По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Жизнь после кругосветки

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Скончался Крузенштерн 12 августа 1846 года.

Память о Крузенштерне

  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
  • В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
    — Остров Крузенштерна
    — Пролив Крузенштерна
    — Риф Крузенштерна
    — В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны.
  • Его имя носят:
    — Крузенштерн (барк);
    — Иван Крузенштерн (ледокол);
    — Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
    — Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974—1998 годах.

Крузенштерн — человек и параход

Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».

Во славу русского флота

Крузенштерн сделал всё, чтобы его экспедиция стала не делом частной компании, а делом государственной важности. Корабли экспедиции вышли в плавание под защитой Андреевского стяга

Проект утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, а капитан-лейтенант Крузенштерн был назначен руководителем экспедиции. Капитаном другого судна был назначен капитан-лейтенант Юрий Лисянский, друг Ивана Фёдоровича, ездивший вместе с ним в Англию.

Знаменитый парусник названный в честь Крузенштерна

Вскоре из Англии пришли корабли. Это были два шлюпа: большой в 450 тонн был назван «Надежда», а малый в 370 тонн – «Нева».

Среди задач экспедиции было и поручение доставить в Японию первое русское посольство. Послом стал сам директор Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов.

7 августа 1803 года состоялось отплытие кораблей из Кронштадта, а уже 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. После мыса Горн корабли разъединились. «Надежда» пошла на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку и в Макао. «Нева» сразу пошла в Русскую Америку, а оттуда с грузом мехов – в Макао. В Макао корабли соединились и через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулись в Кронштадт.

Иван Федоров

Любой из нас знает, что в наше время, книга – это легко доступный источник знаний. Недостатка в книгах у нас нет, а для того, чтобы распечатать любую информацию на бумажном носителе уйдет несколько секунд. Безусловно, на заре книгопечатания на Руси в XVI веке всё было не так просто. Для этого требовался не просто образованный инженер, он должен был обладать и твердостью характера. Таким человеком стал Иван Федоров. 

О его детстве информации нет. Однако стараниями советского историка Е. Л. Немировского было установлено, что родился Иван в 1510 году. Историк нашел документы, подтверждающие, что Федоров с 1529 по 1532 годы учился в Ягеллонском университете в Кракове. После его окончания он становится диаконом в церкви Николы Гостунского, где знакомится с митрополитом Макарием, с которым долго сотрудничал впоследствии.

Открывающий тайные дали

Как думаете, далеко ли можно уйти на двух парусных шлюпах? Иван Фёдорович Крузенштерн на них обогнул весь мир. Он побывал в Японии, в Южном полушарии, у побережья бразильской Санта-Катарины. Иван Фёдорович тщательно наносил уточнения на карты, следил за съёмкой береговой линии.

Позднее о своём путешествии он напишет книгу, которая, хочу заметить, будет интересна даже тем, кто никогда не был в море. Ведь в ней – не вымысел, а описание настоящих трудностей, с которыми приходилось бороться команде под руководством своего талантливого капитана. Вернувшись на родину с ценнейшим багажом сведений, Крузенштерн и Лисянский стали известными личностями, а в честь их экспедиции была выбита особая медаль.

Чем же Крузенштерн занимался после экспедиции? Конечно, он по-прежнему был с морем. Ему он посвятил множество своих трудов, создал атлас, где указал ранее малоизвестные острова и страны, долгое время он руководил Морским корпусом. В честь великого адмирала был не только установлен памятник и назван корабль – его имя увековечено в названиях пролива и рифа.

Художник С.В.Пен «Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветки»

Напоследок хочу привести интересный факт об Иване Крузенштерне. Он никогда не расставался с гирями, а среди знакомых выделялся крепким здоровьем и богатырским телосложением. Спортом он занимался ежедневно, как говорится, на суше и на море. Очень хочется, чтобы о таких великих людях знали не только по фразам из мультфильмов, ведь они – пример и вдохновение для всех нас.

Открытия

Осмелев, по прошествии всего трех лет Иван второй раз обращается к российскому императору. Теперь немилость Александра I сменяется на добродетель, и он велит снарядить экспедицию, во главе которой назначает И. Ф. Крузенштерна.

Свое судно Крузенштерн лично готовил к плаванию. Морские титаны отплыли в морское путешествие в 1803 году из города Кронштадт. Затем, пройдя Атлантический океан, обошли мыс Горн в северной области Тихого океана. Причалила экспедиция 19 августа 1806 года.

Итогами кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского стали многочисленные коллекции по ботанике и зоологии изученной местности, исследования океанических просторов, этнографии, а также открытие западного побережья Японии и западного пути к Аляске и Камчатке.

Итоги работы И. Ф. Крузенштерна:

  • нанес на карты много неизученных ранее объектов,
  • провел тщательное глубоководные исследования океанических вод,
  • расследовал причины свечения моря,
  • собрал и сопоставил полную и точную информацию об отливах и приливах различных регионов,
  • изучил побережье Сахалина, Курильских островов и западное побережье Японии,
  • мореплаватели установили новый прямой маршрут к Аляске и Камчатке.

Первые книги

В 1552 году царь Иван IV Грозный решил наладить в Москве выпуск печатных книг. Некоторые попытки для этого предпринимались и раньше, но они были неудачными. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник Ганс Мессингейм, уже известный мастер своего дела. Из Польши были привезены книгопечатные станки, запасные части для них и литеры на церковнославянском языке. К 1556 году они были полностью смонтированы и установлены в Московском книгопечатном дворе, который сохранился и до наших дней. Но и тогда мы не видим имя Федорова. Установкой станков и их наладкой занимался человек, известный как первый русский гравер, – Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, получает щедрые средства из бюджета. Царь, оценив работу, остался доволен и стал лично покровительствовать печатному двору.

Уже в следующем году на свет выходят две книги «Апостол» и «Часослов», неразрывно связанные с именем Ивана Федорова. На книгах имелись выходные данные, где было прописано его имя. Считается что всё это время Федоров был учеником Мессингейма, его назначил учиться царь по совету митрополита Макария. Неслучайно первым изданием была книга религиозного характера. В те времена одной из основных задач церкви было образование. А все учебники были так или иначе связаны с религиозными писаниями.

Известно, что в это время Федоров столкнулся и с проблемами. Печатный двор несколько раз горел. Пожары устраивали монахи, которые были переписчиками книг и опасались за то, что вскоре станут не нужными, или цена на их услуги резко упадет. Но Федоров все же не испугался, он всякий раз восстанавливал типографию и продолжал работу.

Длительное путешествие

После возвращения из множественных плаваний в 1799 на родину Иван Крузенштерн попросил у императора Александра Первого разрешение на морское путешествие к американским берегам. Он хотел изучить оба континента, чтобы наладить с ними отношения. С подобным предложением через три года явилась к властителю и РАК — Российско-Американская компания. Император согласился организовать опасную экспедицию и назначил Крузенштерна ее руководителем. Так он и начал командовать первым в истории России кругосветным путешествием.

Крузенштерну на тот момент было всего 32 года. Многие считали, что у него недостаточно знаний и опыта. Но он сумел все тщательно подготовить и организовать. Экспедиция началась 26 июля 1803. Всего было два трехмачтовых шлюпа:

  • «Надежда», команда состояла из 65 человек;
  • «Нева», 54 моряка во главе с Резановым и Лисянским Юрием.

Оба экипажа были исключительно русскими, так потребовал Иван Крузенштерн. Корабли прошли путь по Атлантическому океану, обогнули мыс Горн, земли на севере Тихого и достигли Курильских островов, Камчатки и Сахалина. Вся экспедиция заняла три года и двенадцать дней. Все это время путешественник записывал свои наблюдения и полученные знаний в дневники.

В 1809 мореплаватель Крузенштерн начал составлять записки с описанием путешествия. Он много рассказал о быте и обычаях дикарей, составил подробный атлас с рисунками, планами и картами. Корабль Лисянского иногда отходил от «Надежды», поэтому в его книгах есть много информации о берегах Кодиака и Ситки. Острова, что открыл Крузенштерн, до его экспедиции не были нанесены на карты — большая часть побережья Курил и Сахалина.

После плавания Иван Федорович смог возглавить кадетский корпус — его назначили инспектором классов. А в 1814 году он начал разрабатывать план и инструкцию следующего кругосветного путешествия. Его руководителем стал Коцебу, который был младшим офицеров в первой экспедиции. Крузенштерну пришлось поехать в Англию, где он забрал важные инструменты для плавания.

По возвращении ему предоставили бессрочный отпуск, свободное время российский мореплаватель посвятил разработке атласа Южного моря. Он приложил к нему гидрографические записки и назвал «Собрание сочинение, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря». Эта работа была увенчана Демидовской премией.

Что еще можно сказать?

Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.

  1. Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
  2. В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
  3. Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
  4. В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
  5. В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
  6. Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
  7. При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
  8. Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
  9. В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.

Итоги первого кругосветного плавания русских моряков

Под руководством Крузенштерна были произведены грандиозные для своего времени научные географические исследования.

  1. Составлены более точные географические карты.
  2. Впервые в истории Российской науки производились океанографические исследования. Исследованы глубины нескольких океанов, измерялась температура воды на разных глубинах, скорость морских течений и уровень солёности воды.
  3. Установлен дополнительный морской путь к территориям России на Дальнем Востоке и на Аляске.
  4. Собраны богатые коллекции в таких научных сферах как ботаника, зоология и этнография.
  5. Было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды
  6. За научные достижения в 1806 году Российская Академия Наук избрала Крузенштерна своим почётным членом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector