Правовой статус губернатора в системе государственной власти

Разница между функциями сити-менеджера и главы города

О том, какие функции выполняет глава города, было рассказано выше. Теперь подробнее о работе сити-менеджера. В России эта должность пока что не получила широкого распространения. Во многих городах еще нет четко установленных критериев, по которым проводятся выборы человека на эту должность.

Сити-менеджер – профессиональный управленец, выполняющей поставленные администрацией города задачи. Его цель – работать максимально быстро и рационально, делать все для блага хозяйства и экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения посредством сноса ветхого жилья, разработки проектов по строительству больниц и детских садов, ремонта дорог и т. д.

Один из председателей региональной Общественной палаты видит сложности во введении должности сити-менеджера в управленческий аппарат из-за отсутствия необходимых реформ. Так, планируется провести реорганизацию полномочий между властями разных уровней: местными, региональными и федеральными. Не было также горизонтальной реформы, которая позволила бы разграничить функции главы города, думы и сити-менеджера. Только после всех этих изменений станет возможным введение указанной должности в аппарат управления муниципальным образованием.

Экономист-концессионер

Биография и бэкграунд самого молодого губернатора России у жителей создавали ожидания некого экономического крена в работе правительства. Действительно, даже предыдущий глава региона, министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин отмечал в своем преемнике именно «современный взгляд» и «умение вести переговоры с инвесторами».

«Дмитрий Андреевич Артюхов — профессиональный, надежный человек, знающий округ, понимающий перспективы развития арктического региона. Он представляет новую формацию управленцев — прекрасно образованных, имеющих результативный опыт практической работы на самых сложных участках госуправления. Именно он «поднял» «Северный широтный ход», — так год назад Кобылкин прокомментировал назначение своего зама.

За год на Ямале были поставлены на рельсы три основных проекта — «Северный широтный ход», за счет которого появится кратчайший выход к «Северному морскому пути» и балтийским портам, мост через реку Пур, открывающий путь к освоению крупных месторождений Гыданского полуострова, и модернизация ключевого аэропорта в Новом Уренгое. Во всех случаях новый ямальский губернатор взял на вооружение механизм концессии, который гарантирует инвесторам окупаемость. Так удалось возродить проект «Северного широтного хода», заброшенного еще в середине прошлого века. Проект был одобрен федеральной властью, но сейчас идет процесс подбора технологий для снижения его стоимости. Очень высокая цена главного объекта СШХ — моста через реку Обь — остается главным риском для проекта.

Наблюдатели считают, что именно поэтому в последние месяцы в риторике самого Артюхова позитивные ноты сменились на осторожные, а успех проекта перестал казаться предопределенным. «Мы сами живем в режиме ожидания, обещания раздавать надоело. Делаем всё, чтобы начать как можно быстрее», — прокомментировал несколько дней назад ход проекта сам Дмитрий Артюхов. Задача «протянуть» СШХ сегодня может стать одним из важнейших экзаменов для самого молодого губернатора.

Мост через Пур, проезд по которому, несмотря на концессию, будет бесплатным для местных жителей, уже вовсю строится. Проект для Дмитрия Артюхова, очевидно, — вопрос собственного позиционирования. Он задумал и позднее анонсировал его в декабре в ходе своего первого большого отчета о работе правительства перед региональным парламентом. Поэтому он лично держит работы на контроле. «Мост через Пур строят уже с опережением графика. Начали в декабре 2018, сегодня уже установили опоры будущей переправы, — рассказал он на пресс-конференции. — По заверениям подрядчика, первые автомобили смогут проехать по новому мосту в следующем году».

В этом году начнется реализация еще одного концессионного проекта — реконструкция аэропорта в Новом Уренгое. Он передан компании «Аэропорты регионов» (входит в ГК «Ренова» Виктора Вексельберга) на 30 лет. За счет инвесторов воздушная гавань будет модернизирована, а бюджеты всех уровней при этом не понесут затрат. Оценить эффективность такой схемы можно будет уже через несколько лет, но пока она выглядит привлекательно. Концессии, например, призвал регионы внедрять в свою работу председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

С чего все начиналось

На заседании «Клуба
политологов» последствия отказа от прямых выборов в городах Черноземья, в том
числе в Воронеже, разобрал эксперт института гуманитарно-политических исследований
Владимир Слатинов.

Он напомнил, что Воронеж
последним в Черноземье перешел на новую систему. Однако еще до этих событий
Алексей Гордеев уже организовал модель «зама губернатора по областному центру»,
пусть и всенародно избранного, направив на выборы вице-губернатора Александра
Гусева.

Этому способствовали
федеральные тренды. После выборов президента в 2012 году, с одной стороны,
начали усиливать контроль за регионами, а с другой губернаторам отдали на откуп
модерацию муниципальной власти. Фактически сейчас главы регионов решают, каким
образом будут выбраны или назначены городские и районные управленцы.

В Воронеже, когда еще
Александр Гусев только исполнял обязанности губернатора, приняли решение
перейти к избранию мэра по конкурсу. Специальная комиссия, созданная на 50% из
выдвиженцев губернатора, на 50% — гордумы, отбирала кандидатов в мэры. Конечное
решение оставалось за городским парламентом, который и остановил выбор на
Вадиме Кстенине.

– Эта модель «гибрид» идеи
сильного мэра и назначаемого властями «сити-менеджера». При такой модели у мэра
прямая подотчетность депутатам, а косвенная региональным властям, – пояснил
Слатинов.

Градоначальник, или все-таки губернатор и мэр

Кроме перечисленных выше субъектов РФ, к их числу было решено отнести еще два города, имеющих федеральное значение – это бывшая и нынешняя столицы России Санкт-Петербург и Москва. В период парада суверенитетов уставами этих субъектов высшим должностным лицам этих городов было присвоено официальное наименование «мэр», но чуть позже решением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга эту должность переименовали в «губернатор». Получается что Москву, как субъект Федерации, возглавляет мэр, а Санкт-Петербург – губернатор. Но, если следовать исторической традиции, в России главы столичной власти всегда именовались «градоначальниками».

http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-mer-ot-gubernatora/

http://ru.esdifferent.com/difference-between-mayor-and-governor

http://www.kakprosto.ru/kak-843236-v-chem-raznica-mezhdu-merom-i-gubernatorom

Требования к мэру

В соответствии с законодательством РФ, далеко не каждый гражданин может получить должность главы города. Чтобы претендовать на этот ответственный пост, житель нашей страны должен обязательно иметь российское гражданство, то есть быть зарегистрированным на территории государства. Существует еще одно условие — мэром населенного пункта не может стать человек, не достигший 21 года.

Одним из негласных правил является хорошая репутация кандидата, которая увеличивает его шансы на доверие со стороны жителей, в пользу которых и будут приниматься решения и различные законодательные акты. Будущий глава города также не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Это тоже относится к безупречной репутации.

Порядок формирования должности мэра

Формирование кандидатуры главы регламентируется региональным законом и уставом муниципалитета.

Предусмотрено несколько вариантов формирования должности мэра:

  • путем избрания на местных выборах населением соответствующего муниципалитета;
  • избрание в составе представительного органа из числа его членов, в результате чего занимает одновременно пост председателя городской думы;
  • при отсутствии представительного органа, где населения менее 300 человек, мэр избирается населением путем проведения схода граждан, в результате чего одновременно занимает пост главы администрации местного значения.

Для мэра законом предусмотрен запрет одновременно занимать посты в городской думе или местной администрации, за исключением муниципалитета имеющего форму сельского поселения или внутригородского образования Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с уставом.

В настоящее время принято в большинстве регионов страны закон, согласно которому пост мэра формируется депутатами из своего состава, как правило, в городском округе.

Хакасия: Валентин Коновалов

Работающий в условиях невероятного информационного прессинга со стороны разъяренных поражением на выборах единороссов и купленных СМИ, Валентин Коновалов всегда оптимистичен, спокоен и конструктивен. За несколько месяцев его правления удалось:

  • Снизить госдолг республики со 136% собственных доходов до 88%. И это при том, что работать губернатору-коммунисту приходится с компаниями, которые далеко не всегда готовы идти на контакт.
  • Расходы на чиновников в регионе снижены на 20%. Все сообщения об «огромных премиях», выписанных членам команды Коновалова, оказались ложью.
  • В отягощенной долгами республике, население которой вдвое меньше, чем на Вологодчине, строится 16 объектов в сфере образования – 11 детсадов, 5 школ.
  • Предприятия, находящиеся на грани банкротства, в Хакасии не бросают, а «прицепляют» к успешным компаниям. Например, сельхозкооператив «Копьевский» не уничтожили, как это сделали бы в Вологодской области, а передали под крыло «Золотодобывающей компании «Сибирь». Предприятие уже выходит из кризиса.
  • С компании «Русал» регион взыскал полтора миллиарда рублей неуплаченных налогов за 2015 и 2016 годы. Далось это нелегко, но Коновалов сумел поставить дело так, что алюминиевый концерн продолжил вкладывать деньги в соцсферу региона. Например, в 2019 году по соглашению с губернатором «Русал» выделил более 60 миллионов рублей на охранную сигнализацию и видеонаблюдение для школ и детсадов республики.

Выборность равно ответственность

Казалось бы, какая разница – избирается или назначается мэр города? Однако, здесь важны детали. Мэр города ведает вопросами местного значения, которые довольно чувствительны и даже болезненны для большинства жителей города и шире – городской агломерации, так как касаются проблем повседневного городского быта.

Например, критику работы городских коммунальных служб жители чаще всего адресуют именно главе города и его команде, более того, вопросы городского благоустройства, ремонта многострадальных дорог местного значения, содержания и ремонта тепло- и электросетей, водопровода, канализации, вывоза и утилизации бытовых отходов – все это неизменно становится пространством высоких имиджевых рисков для мэра города (а не региональной власти), даже когда юридическую ответственность несет региональная компания-оператор.

Избрание мэров российских городов непосредственно населением (не путать с утверждением региональными заксобраниями сити-менеджеров, курирующих городское хозяйство) может выступить способом дополнительного контроля или сдерживания тех групп интересов, которыми «обрастает» мэр в процессе реализации своих полномочий в структуре властной вертикали – единой системе публичной власти в России.

С другой стороны, статус «избранного главы города» позволяет мэру отстаивать интересы города на региональном уровне, не позволяя пренебрегать интересами горожан.

При этом важно отметить, что избрание главы города населением не гарантирует защищенность данного статуса при явном или скрытом конфликте с региональной властью и может приводить к вынужденной/добровольной отставке (например, отставке главы Екатеринбурга Ройзмана в 2018 году, политическим спекуляциям вокруг мэра Якутска Авксентьевой в 2020 году и др.)

Выборы мэра

Выборы главы города осуществляются, согласно уставу данного муниципального образования, в соответствии с законами Российской Федерации. Существует два наиболее распространенных вида этой процедуры.

Первый тип – тайное голосование на основе равного избирательного права. В нем могут участвовать все жители города, за исключением тех, кто не достиг нужного возраста. Второй тип – голосование среди членов местной администрации и прочих управляющих органов муниципального образования. Следует отметить, что последний вид выборов характерен в основном для сельской местности, где нет необходимости в проведении границы между функциями главы администрации и представительного органа.

Все большую популярность набирает система, при которой мэр – всего лишь номинальная фигура, не имеющая фактической власти. В этой ситуации принятием решений, касающихся муниципального образования, занимаются глава администрации, а также представительный орган.

Цели создания муниципальных образований

Существует несколько причин для создания муниципальных органов власти. Дело в том, что федеральные чиновники не могут управлять большой территорией из центра. Таким образом, требуется децентрализация власти. Она не должна нарушать территориальную целостность страны. При этом такая мера значительно повышает эффективность управления на местах. Рассмотрим подробнее основные цели создания административного деления.

Карта России с регионами

Развитие социальной сферы

Власти на местах должны обеспечивать нормальное социальное развитие. Их задача – сглаживать напряженность в обществе. Однако это не единственная цель.

  • повышения качества жизни на территории муниципального образования;
  • реализация социальных проектов, которые разработаны и приняты на федеральном или региональном уровне;
  • увеличение уровня вовлеченности населения в социально значимых мероприятиях;
  • развитие школ, детских садов, больниц и других бюджетных учреждений;
  • ведение работы по увеличению среднего уровня заработка населения;
  • выполнение определенных мер для увеличения продолжительности жизни.

Митинг

Это основные социальные задачи, которые стоять перед каждым регионом. При этом у каждого главы региона, города или района есть четкие цели. Например, к определенному году увеличить количеств мест в детских садах. По выполнению плана оценивается эффективность работы власти на местах.

Развитие экономической сферы

На местах легче контролировать развитие экономических показателей. Вот основные задачи муниципальных властей в этой сфере:

  • рост ВВП и ВНП;
  • рост оборота малого и среднего предпринимательства;
  • увеличение объема производства;
  • рост показателей производительности труда;
  • управление муниципальными землями и предприятиями;
  • контроль за приватизацией бюджетных учреждений, которые находятся в муниципальном ведомстве;
  • снижение безработицы.

Сбор налогов

Таким образом, с помощью власти на местах удается решить несколько вопросов, за счет чего увеличивается эффективность выполнения законов.

Биография

Закончил обучение на факультете технической кибернетики Ленинградского ордена Ленина политехнического института имени М.И. Калинина по специальности «Автоматизированные системы управления». В Троицке живёт с 1986 года. Здесь начал свой трудовой путь с должности инженера лаборатории АСУ Филиала ИАЭ имени И.В. Курчатова (сегодня Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований ТРИНИТИ).

Начальник группы информатики отдела вычислительных систем ТРИНИТИ.

Исполнительный директор Фонда новых технологий в образовании «Байтик». Занимается организацией дополнительного образования в области компьютерной техники.

Депутат Совета депутатов города Троицка.

Генеральный директор ЗАО «Тринвест» (инвестиционная деятельность).

Генеральный директор ОАО «Триада» (сеть магазинов розничной торговли).

Закончил обучение в Институте бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Получил квалификацию МВА (мастер делового администрирования).

Первый заместитель главы администрации города Троицка. Курирует вопросы градостроительства, ЖКХ, здравоохранения, соцзащиты, культуры, молодёжи и спорта.

Секретарь политсовета Троицкого отделения партии «Единая Россия».

Завершил обучение в областном учебном центре «Нахабино», где получил диплом о профессиональной переподготовке по программе «Государственное и муниципальное управление: правовые основы государственной, гражданской и муниципальной службы».

Избран главой городского округа Троицк.

Переизбран на новый пятилетний срок

Возглавляет Научно-технический совет г.о.Троицк.

Награждён Благодарностью Мэра Москвы, знаком губернатора Московской области «За полезное», почётными грамотами губернатора Московской области и Министерства строительства Московской области.

Является Председателем Совета муниципальных образований г.Москвы, членом Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, членом ревизионной комиссии Общероссийского конгресса муниципальных образований.

Какой правовой статус мэра? Мэр имеет право на решение и наделен соответствующими полномочиями для решения социальных и бытовых вопросов, в том числе связанных с управлением вверенного ему, муниципалитета.

Это может быть, как и городской округ, так и районный и областной центр.

Указанные полномочия прописываются в уставе муниципального образования, утвержденным собранием депутатов местного созыва.

В этой статье:

Кто такой губернатор?

Под губернатором может пониматься:

  • в Российской Федерации — начальник субъекта федерации (которым может быть и город федеративного значения);
  • в государствах запада — высшее официальное лицо штата либо другой административно-территориальной единицы.

В период с 1995 по 2005 годы российские губернаторы избирались населением субъектов РФ. С 2005 по 2012 годы руководители регионов назначались органами законодательной власти в субъектах РФ в соответствии с представлением Главы государства России.

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page toPaste your ad code ORSuppress this ad slot.

С 1 июня 2012 года граждане вновь право имеют избирать собственных губернаторов.

Если говорить об истории института губернаторства в Российской Федерации, можно подчеркнуть, что появился он еще в период России.

До революции 1917 года должность, о которой говорится, занимал человек, который является начальником губернии либо области. Он исполнял подобные функции, как:

  • обеспечение неприкосновенности законных прав власти;
  • обеспечение выполнения положений законодательства;
  • исполнение политического управления на подобающей территории.

Однажды в России — cписок санкций против России

В сегодняшней России, как мы отметили выше, лицо, которое занимает пост губернатора, возглавляет исполнительную ветвь власти на уровне субъекта РФ. Аналогичным образом, эта должность считается частью системы власти.

Человек, занимающий ее, подотчетен Москве, может быть назначен (если есть наличие устанавливающих эту процедуру положений в законе) губернатором или отпущен от выполнения собственных функций в согласии с распоряжением политического центра.
Нужно сказать, что в национальных республиках должность, о которой говорится, не стала распространена.

В надлежащих субъектах РФ начальник исполнительной ветки власти — Глава или Глава государства. Более того, и в определенных российских областях человек, занимающий соответствующую должность, называется не губернатором, а главой обладминистрации.

Лица, возглавляющие исполнительную власть в субъектах РФ, могут занимать собственные должности в течение не больше чем 2-ух сроков, продолжительность любого из которых составляет 5 лет.
В Америке должность губернатора отвечает позиции человека, возглавляющего исполнительную ветвь власти в штате.

В основном, данное лицо имеет довольно большой спектр полномочий — сравнимых с теми, которыми обладает Американский Президент в федеральном масштабе.
Избираются американские губернаторы населением штатов — на 4 года.

В основном, одинаковый человек может стать главой исполнительной ветки власти довольно большое количество раз. Однако в некоторых штатах одинаковый губернатор может быть избран только 2 раза.

Большинство из американских губернаторов становятся Американскими Президентами. Например, должным образом сложилась карьера Джимми Картера, Рональда Рейгана, Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего.

Кто такие — губернатор и мэр

Поскольку государственное устройство России – федерация, это означает, что, как государство, она состоит из субъектов. Субъект Федерации – часть государственной структуры, будь то автономная республика или автономная область в составе Российской Федерации, край или область. Все эти административные единицы обладают равными правами и являются государственными структурами, исполняющими в своих границах функции государства.

В ст.18, ч.6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сказано, что субъект РФ вправе самостоятельно установить наименование должности высшего должностного лица, с учетом исторических, национальных и иных традиций. Это наименование должно быть отражено в уставе субъекта Федерации. Исторически административными единицами Российской Империи были губернии, поэтому, разрабатывая свои уставы, исполнительные органы власти субъектов РФ решили, что высшее должностное лицо этого органа государственной власти будет наименоваться губернатором.

Населенные пункты, расположенные на территории субъекта Федерации, имеют статус поселения и не являются органами государственной власти. В соответствии с 3-й и 12-й статьей Конституции РФ, носитель власти – народ России свои властные полномочия может осуществлять посредством выборов органов самоуправления. По аналогии с иностранными выборными должностями, глав органов местного самоуправления было решено называть мэрами. Хотя в последнее время многие органы местного самоуправления внесли изменения в свои уставы и официальных документах мэры теперь именуются главами муниципальных образований.

К чему привел отказ от прямых выборов

В целом в Черноземье избирать
мэров по конкурсу начали с 2015 года. В Воронеже Вадим Кстенин таким образом возглавил город в 2018. Уже
сейчас можно подвести промежуточные итоги.

Главная проблема в том, что
мэры, которых горожане не выбирали, так и не смогли доказать населению свою
легитимность.

Градоначальники попросту
«неузнаваемы населением». Как рассказал исполнительный директор ИОМ «Квалитас»
Александр Романович, результаты социологических исследований таковы, что
воронежцы узнают только губернатора, а остальных политиков путают. При этом
недовольны действиями власти именно те, кто градоначальника не знает.

Кроме того, по словам
Слатинова, одной из предпосылок ухода от прямых выборов, является конфликты в
связке губернатор-мэр. Подобное было в Воронеже, когда город возглавлял
всенародно избранный Борис Скрынников. Однако и переход к конкурсным системам,
по словам Слатинова, окончательно не исключил риски появления конфликтов. В
Воронеже сейчас с этим проблем нет, чего не скажешь о Тамбове и Курске.

Лишившись политической силы,
мэры не выиграли и финансово. Распределение налогов осталось прежним –
большинство сборов идут в регион. С другой стороны, как отметил Слатинов, у
муниципалитетов появилось больше возможности получить финансирование, участвуя
в областных и федеральных программах.

Один из главных трендов –
снижение участия граждан в управлении городом. По мнению Слатинова, взамен
жителям отдали возможность влиять на иные процессы, к примеру, на
градостроительную и коммунальную сферы. В частности, речь идет о создании
ТОСов, инициативного бюджетирования. Грубо говоря, горожане не могут повлиять
на выбор управленца, но могут решить, каким цветом будет лавочка в парке.

С этой точкой зрения не
согласен председатель комитета по местному самоуправлению Воронежской областной
думы Артем Зубков. Он убежден, что ТОС появились еще задолго до конкурсного
отбора мэра, и уже успели стать действенным инструментом гражданской
ответственности и инициативы.

Роль и полномочия

В Конституции сохраняется представление о том, что страна является федерацией полусуверенных субъектов федерации и что полномочия, специально не предоставленные федеральному правительству , сохраняются за субъектами федерации. Таким образом, субъекты Федерации не являются административными единицами. Региональные правительства в России относительно сильны; Каждый субъект федерации имеет свои собственные независимые уголовные и гражданские кодексы, а также управляет своим внутренним правительством.

Таким образом, губернатор возглавляет исполнительную ветвь власти в федеральных субъектах и, в зависимости от конкретной юрисдикции, может иметь значительный контроль над составлением государственного бюджета, правом назначения многих должностных лиц (включая многих судей) и значительную роль в законодательстве. Губернатор также может иметь дополнительные роли, и во многих территориях губернатор имеет частичную или абсолютную власть коммутирует или помилования в уголовном предложение . Все губернаторы избираются на пятилетний срок не более двух сроков подряд.

Во всех субъектах Федерации губернатор избирается прямым голосованием и в большинстве случаев обладает значительными практическими полномочиями, хотя это может регулироваться законодательным органом, а в некоторых случаях и другими выборными должностными лицами исполнительной власти.

Губернатор может ежегодно выступать с речью о своих достижениях, чтобы выполнить конституционное положение, согласно которому губернатор должен ежегодно отчитываться (или в более старых конституциях, описанных как «время от времени») о территории или состоянии республики / области. Губернаторы областей могут также выполнять церемониальные роли, такие как приветствие высокопоставленных лиц, вручение государственных наград, выпуск символических воззваний. Губернатор также может иметь официальную резиденцию .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector