Развод мостов в санкт-петербурге
Содержание:
- О месте Благовещенский мост
- Мосты через Канал Грибоедова
- История мостостроения в Санкт-Петербурге
- Разводка Дворцового моста
- Троицкий мост
- История Благовещенского моста
- Реконструкция Благовещенского моста. Май 2007
- Строительство
- Дальнейшая судьба моста
- Примечания
- Информация для туристов
- Где смотреть развод мостов в Санкт-Петербурге
- Как добраться
- Первый каменный мост в Петербурге: жизнь Эрмитажного моста
О месте Благовещенский мост
Благовещенский мост ранее назывался Николаевским или мостом Лейтенанта Шмидта. Это первый постоянный мост в Санкт-Петербурге через Большую Неву. Служит переправой с Василеостровского острова в центральную часть города и наоборот. Благовещенский мост располагается посредине между площадями Трезини на Университетской набережной и площадью Труда на Английской набережной. Это своеобразная граница между Невой и Финским заливом. Сооружение чугунного арочного моста длилось с 1843 по 1850 года. Главным инженером и проектировщиком стал С. В. Кербедза. В строительстве принимал участие американский инженер Дж. Уистлер, над оформлением работал архитектор А. П. Брюллов. Массивные ажурные перила спроектировал архитектор А. П. Брюллов. Они изображают символ водной стихии — трезубец Нептуна, а также раковину и два гиппокампа. В 1846 году мост решили украсить аллегорическими скульптурами. Над этим заданием начали работать П. К. Клодт и Н. С. Пименов, но из-за сложившихся финансовых трудностей замыслу так и не случилось осуществиться. На момент возведения Благовещенского моста, он был самым длинным мостом в Европе, длина достигала 300 метров, тогда как ширина реки — 280 метров. Изначально мост был восьмипролётным. Один из пролётов у правого берега был разводным, причем впервые в России использовали поворотную систему разводного пролёта. По легенде Николай I дал обещание Кербедзу, что его звание за каждый пролёт будет повышаться. Правда это или нет неизвестно, но Кербедз и правда получил генеральский чин по окончании строительства, начиная строить мост в звании подполковника. Торжественное открытие Благовещенского мост, а в Санкт-Петербурге состоялось 12 ноября 1850 года. Название он получил в честь Конногвардейского полка и Благовещенской площади. Когда в 1854 году у разводного пролёта появилась часовня, построенная по проекту А. И. Штакеншнейдера, ее освятили в честь св. Николая Чудотворца. В 1855 году, после смерти императора, мост был переименован в Николаевский. В 1930-ых годах мост уже требовал модернизации, ведь по нему стало ездить большое число наземного транспорта, а под ним проходили крупнотоннажные суда. Для движения транспорта мост открыли 5 ноября 1938 года, а торжественное открытие состоялось 7 ноября. Пока Благовещенский мост не был принят комиссией в 1940 году, работа продолжалась во временном режиме эксплуатации. В 2006 году началась очередная реконструкция моста, для чего в 2005 году рядом с Благовещенским мостом был возведен временный мост, называемый в народе «сыном лейтенанта Шмидта». 15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие реконструированного моста. Мосту был возвращен первоначальный облик арочного Николаевского моста.
Мосты через Канал Грибоедова
Театральный мост
Театральный мост и Мало-Конюшенный мост образуют единый Тройной мост в месте слияния реки Мойки и канала Грибоедова.
Пешеходный Тройной мост соединяет три острова: Казанский, Спасский и 1-й Адмиралтейский.
Рядом с Тройным мостом находятся Главные Императорские конюшни.
Театральный мост (слева)Театральный мостТройной мост
Ново-Конюшенный мост
Ново-Конюшенный мост соединяет Конюшенную площадь с Царицынским проездом рядом с собором Спас на Крови.
Ново-Конюшенный мост
Итальянский мост
Пешеходный Итальянский мост является продолжением Итальянской улицы и соединяет Казанский и Спасский острова рядом с Русским музеем.
Итальянский мост
Казанский мост
Невский проспект пересекает канал Грибоедова по Казанскому мосту рядом с Казанским собором и домом Книги в здании компании Зингер.
Ширина Казанского моста в 5 раз больше его длины, а высоты недостаточно для прохода под ним катеров.
Казанский мостКазанский мост
Банковский мост
Банковский мост с Грифонами с золотыми крыльями является одним из символов Санкт-Петербурга.
Пешеходный мост ведёт с Казанского острова прямо ко входу в Государственный банк Российской империи на Спасском острове.
Банковский мостБанковский мост с ГрифонамиБанковский мост
Мучной мост
Пешеходный Мучной мост сокращает путь жителям Казанского и Спасского островов рядом с Мучным переулком.
Мучной мост
Гороховая улица пересекает канал Грибоедова по Каменному мосту.
Каменный мост
Переулок Гривцова (бывший Демидов) пересекает канал Грибоедова по Демидову мосту.
Демидов мостДемидов мост
Пешеходный Сенной мост сокращает путь жителям Казанского острова к Сенной площади.
Сенной мост
Кокушкин мост соединяет Столярный переулок с Кокушкиным переулком, в котором жил купец Кокушкин.
Кокушкин мост
Вознесенский проспект пересекает канал Грибоедова по Вознесенскому мосту.
Вознесенский мост
Подьяческий мост соединяет Фонарный переулок с Большой Подьяческой улицей.
Подьяческий мост
Львиный мост
Львиный мост является одним из символов Санкт-Петербурга.
Пешеходный мост соединяет Малую Подьяческую улицу с Львиным переулком.
Львиный мостЛьвиный мост
Харламов мост
Проспект Римского-Корсакова пересекает канал Грибоедова по Харламову мосту рядом с
домом старухи-процентщицы из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Харламов мост и дом старухи-процентщицы из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Ново-Никольский мост
Никольский переулок пересекает канал Грибоедова по Ново-Никольскому мосту рядом с Никольским Морским собором.
Ново-Никольский мост
Красногвардейский мост
Пешеходный Красногвардейский сокращает путь жителям Спасского острова к Никольскому Морскому собору.
Красногвардейский мост находится в самом живописном месте Санкт-Петербурга — Семимостье, где из одной точки видно сразу 7 мостов:
Ново-Никольский, Старо-Никольский, Смежный, Красногвардейский, Пикалов, Могилёвский и Кашин.
Красногвардейский мостКрасногвардейский мост
Пикалов мост
Пикалов мост соединяет Коломенский остров с Покровским островом. Мост назван в честь строительного подрядчика — Пикалова.
Пикалов мост
Могилёвский мост
Лермонтовский проспект пересекает канал Грибоедова по Могилёвскому мосту (раньше этот участок проспекта назывался Могилёвской улицей)
рядом с Исидоровской церковью.
Могилевский мост
Аларчин мост
Английский проспект пересекает канал Грибоедова по Аларчину мосту.
Мост назван в честь галерного мастера — Алатчанинова Андрея Игнатьевича.
Аларчин мост
Коломенский мост
Коломенский мост — единственный в России цельносварной алюминиевый мост.
Пешеходный Коломенский мост соединяет Коломенский остров с Покровским в Коломне, историческом районе Петербурга.
Коломенский мост
Мало-Калинкин мост
Мало-Калинкин мост расположен в месте впадения канала Грибоедова в реку Фонтанку.
До основания Петербурга здесь находилась Калинкина деревня.
Мало-Калиникин мост
История мостостроения в Санкт-Петербурге
Петербург располагается на нескольких десятках островов. Его части разделены как естественными протоками: Мойка, Фонтанка, Большая и Маленькая Невки и т.д., так и искусственно созданными каналами. Во время Петра Великого они имели транспортную функцию для города, то есть служили для перевозки людей и грузов. С развитием городской инфраструктуры и для поддержания экономики стала остро чувствоваться необходимость в возведении мостов. История мостостроения в Санкт-Петербурге прошла путь от наведения простых плавучих сооружений до строительства современных конструкций, в том числе с разводными пролетами.
Белые ночи в Санкт-Петербурге
Наплавные разборные мосты в Санкт-Петербурге
Необходимость в использовании мостов возникла после возведения первых построек на Заячьем и Городовом островах, разделенных Невой. Тем не менее в их функционал входила лишь перевозка грузов. Передвижение людей, как того желал Петр I, осуществлялось при помощи водного транспорта вплоть до 1727 года. Тогда-то и был выстроен Исаакиевский мост, который проложили от Васильевского острова до центра. Именно поэтому во многих источниках оглашается, что наплавные разборные мосты в Санкт-Петербурге стали наводить именно с этого времени.
Такие были наплавные разборные мосты в Санкт-Петербурге
Данные конструкции, имели плавучие опоры и не использовались круглогодично. В зимний период такой конструкции грозило неминуемое разрушение (особенно во время ледохода). Поэтому их собирали и разбирали ежегодно. Однако, опасность для таких сооружений представляли не только погодные условия. К примеру, спустя почти два столетия был уничтожен упомянутый Исаакиевский мост. Освещение здесь поддерживалось при помощи керосина, который вместе с искрами от проходившего мимо парохода, стал причиной сильнейшего пожара. В дальнейшем восстановлением заниматься не стали.
Такие конструкции были актуальны еще достаточно долго. Их строили на обеих Невках, для соединения центрального района с Петроградским районом, а его с Васильевским островом, для связи берегов Невы и т.д. Последний подобный вариант был сделан в 1901 году, соединив Вольный и Голодай.
Появление в Петербурге мостов постоянного типа
Для обслуживания плавучих экземпляров требовалась целая команда, состоявшая из офицеров и рабочих. Их эксплуатация, включая ежегодную наводку и периодичный ремонт требовали больших затрат из государственного бюджета. Поэтому следующей стадией в мостостроении было появление в Петербурге мостов постоянного типа, однако, пока еще с использованием дерева при строительстве.
Свайные варианты имели деревянный настил для передвижения и поручни. Вертикальные поддерживающие сваи устанавливались на дне реки. Позже данная конструкция несколько усовершенствовалась, так как опоры дополнялись подкосными элементами. Кроме того, в данной конструкции имелась возможность сделать устройство для подъема средней части.
До нашего времени, естественно, не сохранилось ни одного плавучего варианта. Тем не менее деревянные свайные все еще существуют:
- у Петропавловской крепости;
- на Кировских островах;
- на самом крупном канале города — Обводном.
Строительство мостов с использованием прочных материалов
Далее в Санкт-Петербурге развивалось строительство мостов с использованием прочных материалов.
Первым мостом из гранита стал Эрмитажный на Зимней канавке, состоящий из одного пролета. Его открытие состоялось в 66 году. К окончанию 60-х в городе имелись и более длинные каменные постройки, например, Прачечный мост на Фонтанке, состоявший из трех пролетов. Вскоре Фонтанка застраивалась достаточно активно.
Тем не менее прямое название «Каменный мост» дали построенному на Екатерининском канале в 76 году. Как нам теперь известно, наименование не связано с тем фактом, что он стал первым каменным сооружением. Скорее этому послужил монументальный вид этой арки, с разнонаправленной кладкой.
Первые чугунные постройки появлялись с 1806 года по 1818 на Мойке, а также на Обводном и Введенском каналах.
Разводка Дворцового моста
Многие туристы едут в Санкт-Петербург, чтобы увидеть летние ночи и сфотографировать разводку мостов. Это поистине потрясающие события, на которых стоит побывать, тем более, что они совпадают и западают в душу на всю жизнь.
Хотя увидеть разводку переправ Северной столицы можно не только летом, но и весной и осенью.
Дворцовый мост разводится с апреля по ноябрь 2 раза за ночь: 01:10 — 02:50 и 03:10 — 04:55. График разводки мостов в Санкт-Петербурге актуален в навигационный период. В зимнее время, когда навигация завершена, мосты не разводятся.
Где лучше увидеть разводку?
- Великолепные виды открываются с Дворцовой набережной, у Зимнего дворца, рядом с Адмиралтейством и «Медным всадником»
- Красивый вид разводки Дворцового моста можно запечатлеть в белую ночь у легендарного «Медного всадника» — памятника Петру Великому
- Стрелка Васильевского острова: С этой перспективы вы сможете лицезреть разводку не только Дворцового, но и Троицкого моста
- С Университетской набережной сделаны самые известные красивейшие открыточные фото Дворцового моста
Уникальные факты о разводке
- Разводка Дворцового моста осуществляется с помощью современной гидравлической системы.
- В процессе разведения противовесы опускаются в котлованы на глубину до 2-х метров ниже ординара, уровня воды в Неве.
- Весь цикл разводки занимает 5 минут, и переправу наводят за это же время.
- Дворцовый мост разводится и наводится примерно 300 раз в год — обычно 2 раза за ночь.
- Под крыльями разведённого моста за одну ночь проходит до 25 судов.
- На разводке работает бригада из 6-ти сотрудников.
- Мостостроители никогда не говорят «свести мост», а используют выражение «навести пролёт».
- Часто на кинофестивалях мост превращается в огромный кинотеатр под открытым небом. Крыло разведённого Дворцового моста со стороны Эрмитажа играет роль экрана площадью более 400 квадратных метров.
- На сегодняшний день Дворцовый мост остаётся одним из главных символов Петербурга.
- По мнению многих туристов и петербуржцев, разводка Дворцового моста является одним из самых захватывающих зрелищ на территории Петербурга.
- Разводка Дворцового моста в Санкт-Петербурге украшает обложки путеводителей по городу.
Прогулки у моста на набережной
Дворцовый мост получил свое название от расположенного рядышком Зимнего дворца. Каждый день по знаменитой переправе проходят тысячи людей. Гости Северной столицы фотографируются на фоне величественной переправы, а петербуржцы любят прогуливаться по набережной, любуюясь пейзажами Невы и родного города в лучах солнца или в блеске вечерней иллюминации.
Гуляя по набережной Невы можно сделать лучшие снимки удивительного архитектурного сооружения, гениального продукта инженерной мысли. Даже с мимолетного взгляда переправа поражает своей красотой и величием. Дворцовый мост, построенный много лет назад. и сегодня является одним из уникальных исторических памятников Санкт-Петербурга.
Если вам хочется побольше прогуляться, представляем вашему вниманию пешеходный маршрут: 10 дворцов на Дворцовой набережной — за 33 минуты. Именно на этой набережной расположены одни из самых знаменитых дворцов Северной столицы.
В их великолепных интерьерах, выполненных знаменитыми и гениальными отечественными и заграничными зодчими, жили и вершили великие дела крупные личности истории Российской империи XVIII — XIX вв.
Троицкий мост
Троицкий мост, соединяющий центр Петербурга и Петроградскую сторону, расположен в непосредственной близости от Петропавловской крепости и по праву считается одним из самых красивейших мостов города.
Символично, что день рождения моста совпадает с днем рождения Санкт-Петербурга, но с двухсотлетней разницей. Предшественником Троицкого моста был наплавной (плашкоутный) мост, который со временем перестал отвечать всем требованиям современной городской жизни. Необходимость нового надежного моста стала очевидна в середине 19 века, но лишь к концу столетия, в 1890 году, было принято решение о его строительстве, а по прошествии еще двух лет был объявлен конкурс на самый лучший проект будущего сооружения.
В конкурсе принял участие французский инженер А.Г. Эйфель, автор всемирно известной Эйфелевой башни, которая была возведена за два года до этого. Но, предпочтение было отдано французской фирме «Батиньоль».
Торжественное открытие моста произошло 27 мая 1903 года, как раз в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Поистине, в день своего рождения, город получил замечательный подарок – новую переправу, названную газетами «парижской или французской красавицей».
Со временем мост пришлось подвергнуть реконструкции, так как увеличившаяся грузоподъемность судов и их размеры, стала мешать их свободному прохождению по Неве. Реконструкция коснулась лишь разводной части моста, тогда как художественное его оформление было сохранено в первоначальном своем виде.
На сегодняшний день, после замены в 1967 году двукрылого разводного пролета на однокрылый, Троицкий мост стал обладать подъемной частью, пролет которой равен приблизительно 100 метрам. Общая длина моста достигает 582 метра, ширина — 24 метра. Он украшен прекрасными фонарями облегченной формы, огражден изящными решетками в стиле модерн и облицован гранитом. Общий силуэт моста отличается правильными пропорциями и архитектурной простотой.
История Благовещенского моста
Благовещенский мост был первый, на момент его строительства, постоянный мост Санкт-Петербурга, проложенный через быстроходную Неву. 15 октября 1842 года был принят проект Станислава Кербедза на строительство переправы. По предложенному им проекту необходимо было выполнить абсолютно новые для тех времен задачи, например, вбить сваи в дно реки или вести работы под водой с учетом того, что скафандров в то время не существовало.
Эна
С именем Кербедза и Благовещенским мостом связывают также необычную легенду, согласно которой Николай I дал ему обещание, что будет повышать звание за каждый возведенный пролет моста. Якобы из-за этого Кербедз увеличил количество пролетов в отличие от изначального проектного решения. В качестве украшения моста служили изображения Нептуна и раковин, трезубца и морских коньков на его перилах, ограде и решетке, выполненные под руководством известного архитектора Брюллова. Ко всему прочему, во времена запрета курить из-за боязни пожаров, на Благовещенском мосту делать это было разрешено. Ради такого удовольствия сюда стекались толпы народа.
Из-за своей длины Благовещенский мост в свое время бил все европейские рекорды. Масштабы моста весьма внушительны: в длину он раскинулся на 331 метр, а в ширину на 37 метров. Мост представляет собой уникальную чугунную конструкцию, состоящую из 8-ми арочных пролетов.
Первая масштабная реновация моста была проведена в 1936–38 годах. Это в большей степени было связано с тем, что для растущих судов, идущих по важным Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому путям, проход через раздвижную часть моста становился мал. В ходе работ ширину проходной части моста увеличили на 4 метра, а мостовые опоры укрепили.
Эна
В 2004 году было решено провести ещё одну реконструкцию моста, при этом как можно более приблизив его внешний вид к изначальной исторической архитектуре XIX века. Вторая реконструкция моста прошла в 2005–2007 годах. Взамен ремонтируемой постройки возвели временную переправу, которая впоследствии послужила заменой при реконструкции Дворцового моста. За время работ было переделано все, кроме опор времен Кербедза. Разводной пролет был значительно расширен, размеры самого моста увеличены и убраны трамвайные рельсы.
Характеристики моста:
Год открытия: 1850
Категория моста: разводной, автомобильный, пешеходный
Общая длина: 349,8 метров
Ширина: 38,07 метров
Масса крыльев разводного пролета: 597 тонн каждое
Водная преграда: река Большая Нева
Архитектор: Брюллов А.П.
Инженер: Кербедз С.В.
15 августа 2007 года состоялось официальное праздничное открытие Благовещенского моста. По сей день сооружение имеет вид арочного моста времен Николая I и носит свое первое историческое название — Благовещенский мост.
Благовещенский мост, названный так своим создателем, за время своего существования несколько раз менял наименование. С 1855 по 1918 год он назывался Николаевским мостом в честь императора Николая I. А с 1918 по 2007 год он был переименован в мост лейтенанта Шмидта. Это название до сих пор популярно среди жителей Петербурга. Названо так сооружение было в честь Петра Шмидта — прославленного лейтенанта черноморского флота, расстрелянного за организацию восстания в Севастополе. Оригинальное название Благовещенского моста было возвращено ему после реконструкции 2007 года вместе с историческим внешним обликом.
Благовещенский мост Санкт-Петербурга на google-панорамах
Реконструкция Благовещенского моста. Май 2007
Благовещенский мост (в 1855 — 1918 Николаевский мост, с 1918 до 15 августа носил название Мост Лейтенанта Шмидта) — первый постоянный мост в Санкт-Петербурге. В 1850 соединил Васильевский остров с Английской набережной. Мост cчитается границей между рекой Невой и началом Финского залива — Невской губой. Cооружение Благовещенского моста стало одной из трех грандиозных построек первой половины XIX века наряду с железной дорогой из Санкт-Петербурга в Москву и Исаакиевским собором.
Строительство
18 ноября 1842 император Николай I подписал указ о строительстве первого постоянного моста через Неву. До появления Благовещенского моста берега реки соединяли только наплавные мосты.
Автором проекта был инженер Станислав Валерианович Кербедз, придумавший использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. Началось строительство в 1842, строящаяся переправа получила название Невский мост.
Строительство решено было вести там, где в Неву впадал Крюков канал. При этом часть канала была заведена в трубу и засыпана, на этом месте возникла Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью Конногвардейского полка в центре. Изменилась и набережная со стороны Васильевского острова на правой стороне Невы — она была значительно раcширена.
Условия, в которых велись работы, оказались чрезвычайно тяжелыми. Грунт был плохой. Для того, чтобы вбивать сваи в глубину реки и вести подводные работы, использовали воздушные колокола.
В создании моста принимал участие знаменитый архитектор Александр Павлович Брюллов, спроектировавший газовые фонари и красивую чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков.
Миниатюрная часовня Николая Чудотворца — вклад архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера.
Легенда гласит, что император Николай I очень серьезно относился к сооружению первого большого моста в Санкт-Петербурге, и, чтобы простимулировать процесс строительства, он пообещал Станиславу Валериановичу Кербедзу повышение в чине за постройку каждого пролета моста. После завершения строительства моста Кербедз действительно получил генеральский чин.
12 ноября 1850 мост был переименован в Благовещенский в честь одноименной церкви.
Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. 21 ноября 1850 состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Современники называли его «драгоценным ожерельем красавицы Невы». Новый мост имел 7 пролетов в чугунных арочных конструкциях, а 8-й пролет был двукрылый разводной у правого берегового устоя. Благовещенский мост стал первым постоянным мостом через Неву.
[]
Дальнейшая судьба моста
В 1855, после кончины императора Николая I, мост переименовали в Николаевский.
Спустя некоторое время разводной пролёт моста стал узок, к тому же он был расположен в мелкой боковой части Невы. В 1901 было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь.
В 1918 мост получил имя лейтенанта Петра Петровича Шмидта — участника революции 1905, возглавившего мятеж на крейсере «Очаков» в Севастополе.
Увеличившиеся транспортные нагрузки потребовали капитальной перестройки, которая была осуществлена в 1936 — 1938 по проекту профессора Григория Петровича Передерия. Новый двукрылый разводной пролет был устроен между центральными опорами. Прежний разводной пролет заменен железобетонной аркой, облицованной гранитом.
Пролеты по сторонам разводной части моста заново перекрыты стальными балками. Впервые в истории в мостостроении была применена электросварка. От прежнего Благовещенского моста остались только перила и опоры. Длина моста составила 331 м, ширина — 24 м.
С сентября 2006 по 15 августа была проведена капитальная реконструкция Благовещенского моста. Мосту возвращено не только его исконное имя, но и исторический облик 1850 — восстановлен исторический силуэт, решетчатая ферма с криволинейным нижним поясом, элементы декора. Теперь ширина моста составляет 37 м: 8 полос движения по 3,5 м каждая, 2 полосы безопасности и 2 тротуара. С моста убраны трамвайные рельсы.
[]
Примечания
- — новость на сайте Администрации Санкт-Петербурга
- На время проведения работ рядом с мостом, чуть выше по течению, был сооружен мост-дублер оригинальной конструкции из инвентарных блоков и разводного пролетного строения вертикально-подъемной системы.
Информация для туристов
Благовещенский мост соединяет целых три исторических набережных Санкт-Петербурга: Английскую на левом берегу и набережные Лейтенанта Шмидта и Университетскую — со стороны Васильевского острова.
Английская набережная протянулась от Сенатской площади до Ново-Адмиралтейского канала. Отсюда с двух причалов можно отправиться на водную экскурсию. С 1782 года Английскую набережную украшает знаменитый Медный всадник. А напротив дома 6 по Английской набережной разместилась плавучая вертолетная площадка, принадлежащая компании «Газпромнефть».
На Университетской набережной все здания – памятники архитектуры. Здесь расположены петровская Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий (Санкт-Петербургский государственный университет), дворец князя Меншикова и Академия художеств, возле которой — спуск к Неве, украшенный фигурами сфинксов и грифонов.
Набережная Лейтенанта Шмидта продолжает Университетскую к западу от Благовещенского моста. Она обустраивалась в 40-е годы XIX века при участии Станислава Кербедза, по чьему проекту построен и мост. Среди достопримечательностей — корабельный музей «Ледокол Красин» и памятник русскому мореплавателю Иоганну Крузенштерну.
Где смотреть развод мостов в Санкт-Петербурге
Развод петербургских мостов для туристов — бесплатное и уникальное зрелище. Поэтому каждую ночь, с 11 вечера и даже раньше, путешественники стремятся занять лучшие места на набережной. Развод мостов в Санкт-Петербурге из-за этого превращается в поиск удобной точки, а не увлекательное шоу. «Откуда смотреть развод мостов в Санкт-Петербурге?» — этот вопрос волнует многих туристов. Чтобы не занимать место за несколько часов и не стоять в толпе у Зимнего дворца, стоит заранее ознакомиться с наиболее удобными обзорными точками.
Набережные
Самостоятельно посмотреть развод мостов в Санкт-Петербурге можно с городских набережных. Это бесплатный и самый простой способ. Открыточный вид с разведенными пролетами Дворцового моста и Петропавловской крепостью за ними можно наблюдать с набережной у Адмиралтейства и памятника «Медный всадник». Отсюда также можно увидеть развод Благовещенского моста, который начинается через 15 минут после Дворцового. Но эти обзорные точки также многолюдны — места на набережной нужно занимать минимум за час.
На Васильевском острове лучшей точкой обзора будет Стрелка. С нее видно Дворцовый мост и купол Исаакиевского собора правее моста. Также с этого места можно наблюдать развод Троицкого и Биржевого мостов. С Университетской набережной, у Кунсткамеры, открывается вид на Дворцовый и Благовещенский мосты, к тому же здесь не так многолюдно, как на левом берегу Невы. На Мытнинской набережной (у ресторана «Летучий голландец») Дворцовый мост почти не видно, сюда можно вернуться со Стрелки Васильевского острова, чтобы посмотреть на развод Биржевого моста (особенно актуально для тех, кто живет на Петроградской стороне).
Как добраться
Благовещенский мост находится недалеко от площади Трезини в районе Университетской набережной с правого берега Невы и площади Труда в районе Английской набережной. Сооружение имеет статус видимой границы между Невой и Невской губой, с которой начинается Финский залив. Недалеко от моста находится Дворец Меншикова, который в наше время является филиалом Эрмитажа.
Доехать до Благовещенского моста можно на общественном транспорте Санкт-Петербурга. В непосредственной близости от моста проходят автобусные маршруты под номерами 3, 6, 22, 27, 71 и 100 и маршрутные такси К-6К, К-62, К-124, К-169, К-306, К-350 — остановка называется площадь Труда. Ближайшая к мосту станция метро — Василеостровская линии 3. Также в городе работают все известные сервисы для вызова такси: Uber, Яндекс. Такси, Gett, Maxim и другие.
Поездка по Благовещенскому мосту Санкт-Петербурга на google-панорамах
Видео Благовещенского моста в Санкт-Петербурге
Первый каменный мост в Петербурге: жизнь Эрмитажного моста
Мост у Эрмитажа, возле Зимней канавки, впервые появился ещё в эпоху Петра Первого. Изначальный вариант, деревянный, построили почти три века назад – в 1720 году. Переправу доверили Харману ван Болосу. Голландский мастер, который в 1719 году сделал шпиль и кораблик Адмиралтейства, создал проект моста.
Трёхпролётная конструкция была разводной – раскрывалась средняя часть. В ту эпоху мост официально назывался Верхним Набережным. Но люди предпочитали альтернативный вариант – Зимнедворцовый. Конструкция была не самой широкой. Переправа позволяла проехать лишь одной карете или телеге.
В середине 1760-х годов мост пришлось перестроить. Дворцовую набережную в те годы покрывали гранитом, поэтому облагораживалась вся территория. В 1766 году состоялось открытие нового Зимнедворцового моста. Он стал первой каменной переправой Петербурга.
История сложилась так, что имена архитекторов, ответственных за новую версию моста, не сохранились. Известно лишь имя С. А. Волкова, который занимался проектом реконструкции набережной.
Мост стал не только каменным, но и однопролётным. Единственная арка перестала разводиться из-за ненадобности. При этом новый внешний вид отлично подошёл ко всему оформлению берега Невы – переправа чувствуется важным элементом ансамбля.
1901 год. Фото: Бертон Холмс / vk.com/club10791950
Ближе к концу XVIII века мост стали чаще называть Дворцовым. Имя продержалось до 1829 года, когда за переправой закрепилось официальное название – Эрмитажный.
Благодаря Петру Чайковскому Эрмитажный мост увековечили в культуре. Переправа стала одним из важных элементов оперы «Пиковая дама» 1890 года. Согласно сюжету, Лиза умирает при падении с моста в Зимнюю канавку.
В повести Александра Пушкина, на которой основана опера, такой сцены не было. Чайковский решил изменить сюжет из-за реального случая, произошедшего в конце 1860-х годов. Через некоторое время переправу у Эрмитажа стали называть в народе «мостиком Лизы».
1968 год. Фото: vk.com/club10791950
Первый ремонт каменного моста пришлось провести в 1934 году. Из-за постоянного воздействия воды повредился кирпичный свод.
Когда инженеры проверили состояние моста, стало известно, что нынешнее состояние конструкции несёт опасность для горожан. При эксплуатации переправы она могла обрушиться, поэтому было принято решение сделать всё необходимое, чтобы не допустить этого.
Арку пришлось укрепить, её сделали железобетонной, тогда же мост получил свою нынешнюю ширину. Его увеличили на 1,4 м в сторону Невы, до 28,1 м. Длина осталась прежней – 12,2 м, а высоту сократили на полметра, чтобы уклоны переправы стали мягче. Сменилось и покрытие моста. Асфальтобетоном заменили булыжники на проезжей части.
Исторические подставки для фонарей, существовавшие ещё с XIX века, в архитектурном комитете города рекомендовали убрать. С такими поправками проект был утверждён окончательно. Работами занимались Константин Дмитриев и Александр Никольский. Они оба также участвовали в строительстве Володарского моста.
Фото: Instagram / @alex_alfik, @rybakof71
Следующие работы провели через пару лет после блокады. Специалисты восстановили декор пандусов. Спустя ещё три десятилетия потребовался ремонт переправы. В 1979 году на тротуаре выправили гранитные плиты, также привели в порядок булыжное покрытие.
Сейчас мост превратился в важную точку многих маршрутов туристических теплоходов. Судна проходят по Зимней Канавке и выходят в Неву, откуда открывается один из самых известных видов на центр Петербурга.
Красивая перспектива образовалась ещё в 1780-е годы, когда Эрмитаж и Эрмитажный театр соединили аркой-переходом. Но это уже другая история…