Дворцовый мост в санкт-петербурге

Содержание:

Примечания

  1. ↑ , с. 146.
  2. Букин А. Г. Время уникальных решений // Дороги. Инновации в строительстве : журнал. — Санкт-Петербург, 2013. — № 29.
  3. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 41. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  4. ↑ , с. 53.
  5. ↑ , с. 54.
  6. Житков С. М. // Биографии инженеров путей сообщения. Выпуск первый. — СПб., 1889. — С. 118.
  7. ↑ , с. 49.
  8. , с. 22.
  9. ↑ , с. 131.
  10. , с. 115.
  11. , с. 133.
  12. ↑ , с. 145.
  13. ↑ , с. 134.
  14. , с. 4.
  15. ↑ , с. 135.
  16. ↑ , с. 5.
  17. , с. 136.
  18. ↑ , с. 6.
  19. , с. 129—130.
  20. , с. 131.
  21. ↑ , с. 301.
  22. Ленинградский дневник // Строительство и архитектура Ленинграда. — Л., 1976. — № 11. — С. 32.
  23. Второе рождение Дворцового // Строительство и архитектура Ленинграда. — Л., 1977. — № 10. — С. 16—17.
  24. ↑ . Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
  25. . peterburg.center. Дата обращения: 19 марта 2021.

История

Изначально, с 1758 года, в этом месте реки появился наплавной мост с высоким выводным пролетом. Правда, прослужил он всего 8 лет, так как был перенесен выше по течению реки. А на месте моста был организован перевоз.

Сто лет спустя тут же возвели деревянный 12-ти пролетный мост с двукрылыми разводными пролетами, названный Гренадерским. Поднимались пролеты с помощью ручных лебедок, пропуская различные суда. Очередная реконструкция моста подарила ему еще 6 пролетов и металлические разводные крылья, и даже эта совершенная технология не помешала со временем полностью перестроить мост.

Вид на Гренадерский мост с реки, Наталия Семчина

Новый мост становится 3-пролетным красавцем, облаченным в гранит, достаточно прочным из-за возведенных железобетонных опор, а, главное, большим и достаточно вместительным. Вместе с мостом преобразилась и прилегающая площадь. На правой стороне реки появился транспортный тоннель, который вплотную примыкает к мосту.

С декабря 2002 года мост облачен в красивую художественную подсветку, здесь установили специальные опоры с особыми натриевыми светильниками. 170 светильников, направленных друг к другу, в вечернее и ночное время создают неповторимый чарующий образ Санкт-Петербурга. Последний на сегодняшний момент капитальный ремонт моста был проведен в 2008–2009 годах, когда заменили трамвайные пути и дорожное покрытие.

Приметы и суеверия

Для многих горожан Троицкий мост важен благодаря большому количеству связанных с ним легенд и мифов.

Считается, что брак будет удачен, если молодожены увидят с него еще семь других и бросят в воду мешочек или коробочку из-под колец. Изначально в примете было сказано про обязательное посещение мостов, но современные реалии (множество застроек, перекрытых дворов и пробки на дорогах) внесли некоторые коррективы.

Летчик Валерий Чкалов прибыл в Ленинград, для службы. Считался большим виртуозом своего дела, в 1927 г он пролетел между опорами Троицкого моста. В 1940 г вышел фильм-автобиография и этот же трюк для кино повторил летчик Евгений Борисенко.

ТОП-5 фактов о петербургских мостах

Рекордсмен по части мостов

Синий мост, 2012 год. artemis-spb.ru

Точное количество мостов в Санкт-Петербурге до сих пор неизвестно, но наш город — признанный мировой рекордсмен по количеству переправ. Всего их более 800 (в два раза больше чем в Венеции), из них исключительно пешеходных – 218.

Не всегда точно удается вести реестр утраченных и вновь построенных мостов, так как часть городской территории находится в труднодоступных промышленных зонах или на территории закрытых режимных предприятий. Достоверно известно, что разводных мостов 21, из них в период навигации используется только 13.

Петербург единственный город в мире, который использует открыточные виды разводных мостов в качестве своего символа, а из рутинной повседневной разводки-сводки мостов в период навигации и белых ночей Петербург умудрился сделать оригинальное шоу, съезжаться на которое готовы туристы со всего мира.

История мостов

Дворцовый мост и Адмиралтейская набережная. Санкт-Петербург. 1890-е

Во времена основания и строительства Петербурга мостов не было вообще, были переправы. Запретом на строительство мостов Петр I намеревался приучить горожан к морскому делу. В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой — по льду.

Строительство мостов было сопряжено с большими техническими трудностями – тогдашние инженеры не располагали необходимыми знаниями и технологиями, который бы позволили им возвести постоянные переправы. Кроме того, и сам Петр I полагал, что мосты будут мешать судоходству.

Однако по мере роста города необходимость их постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году, уже после смерти Петра, соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади.

Первые разводные мосты

Первые три постоянно действующих разводных моста и по сей день остаются инженерной гордостью отечественного мостостроения. Благовещенский мост постройки 1850 года, Литейный мост, построенный к 1879 году, и Троицкий мост, открытие которого было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга.

16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Это единственный мост, с середины которого видно шесть других разводных мостов через Неву. Если стать лицом к Васильевскому острову, то откроется вид на Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков мосты.

Повернувшись на другую сторону, можно увидеть Литейный и Сампсониевский мосты. Истории строительства каждого из этих мостов посвящены десятки книг и научных монографий, а сооружались они силами не только отечественных, но и зарубежных специалистов с применением самых передовых на то время технологий.

Современные мосты

Современные мостостроители продолжили лучшие традиции своих предшественников. Последний по времени сооружения мост через Неву – Большой Обуховский также во многих отношениях является уникальным. Это первый мост через судоходную Неву, который не разводится.

Особенным его можно назвать потому, что это навесной мост, предназначенный для постоянного автомобильного сообщения. Это один из самых длинных мостов России. Фактически — это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, один — для езды в восточном направлении, второй — для передвижения в западном направлении.

Полная длина мостового перехода составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды с моста. Высота пролетной части над поверхностью воды (подмостовой габарит) равна 30 метрам, что дает крупным судам свободно проходить под мостом. Петербург остро нуждается в строительстве новых переправ через Неву, но реализация программы постоянно откладывается. Достоверно неизвестно, когда в ближайшее время будет завершено строительство новых мостов.

Сохранение мостов

К сожалению, на сегодняшний день не существует целевой программы сохранения мостов как исторического наследия Петербурга. Множество мостов охраняется государством как исторические памятники.

Троицкий мост – творение французских архитекторов

Это первый мост, построенный в России по консольно-арочной системе. Исполнители проекта – французская фирма «Батиньоль». Пожалуй, это единственный мост, с середины которого видно шесть других разводных мостов через Неву. Если стать лицом к Васильевскому острову, то прекрасно видно Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков мосты. Повернувшись на другую сторону, перед Вами предстанут Литейный и Сампсониевский мосты.

   

Троицкий мост в Петербурге.
Литография Ж.-Б. Арну. Сер. XIX в

 

Петербург. Троицкий мост.
Фото нач. XX в

 

Троицкий мост.
Дореволюционная открытка

Развод Троицкого моста можно наблюдать в 01-35 ночи. Движение автотранспорта по мосту начинается в 04-50 утра. Доехать можно на метро до станции «Горьковская». От метро идти пешком в сторону Троицкой площади, с которой можно попасть на Троицкий мост. Разумеется, на метро нужно приехать до полуночи и погулять по ночному Питеру до половины второго ночи.

   

В отличие от Дворцового моста, где поднимаются при разводке два крыла одного пролёта, у Троицкого моста поднимается одно крыло, зато очень большое.

«Троицкий мост в белую ночь» на Яндекс.Фотках

Троицкий мост

Троицкий мост, соединяющий центр Петербурга и Петроградскую сторону, расположен в непосредственной близости от Петропавловской крепости и по праву считается одним из самых красивейших мостов города.

Символично, что день рождения моста совпадает с днем рождения Санкт-Петербурга, но с двухсотлетней разницей. Предшественником Троицкого моста был наплавной (плашкоутный) мост, который со временем перестал отвечать всем требованиям современной городской жизни. Необходимость нового надежного моста стала очевидна в середине 19 века, но лишь к концу столетия, в 1890 году, было принято решение о его строительстве, а по прошествии еще двух лет был объявлен конкурс на самый лучший проект будущего сооружения.

В конкурсе принял участие французский инженер А.Г. Эйфель, автор всемирно известной Эйфелевой башни, которая была возведена за два года до этого. Но, предпочтение было отдано французской фирме «Батиньоль».

Торжественное открытие моста произошло 27 мая 1903 года, как раз в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Поистине, в день своего рождения, город получил замечательный подарок – новую переправу, названную газетами «парижской или французской красавицей».

Со временем мост пришлось подвергнуть реконструкции, так как увеличившаяся грузоподъемность судов и их размеры, стала мешать их свободному прохождению по Неве. Реконструкция коснулась лишь разводной части моста, тогда как художественное его оформление было сохранено в первоначальном своем виде.

На сегодняшний день, после замены в 1967 году двукрылого разводного пролета на однокрылый, Троицкий мост стал обладать подъемной частью, пролет которой равен приблизительно 100 метрам. Общая длина моста достигает 582 метра, ширина — 24 метра. Он украшен прекрасными фонарями облегченной формы, огражден изящными решетками в стиле модерн и облицован гранитом. Общий силуэт моста отличается правильными пропорциями и архитектурной простотой.

Как сделан, внешний вид

Мост красивый, изящный и большой, при этом имеете сложную конструкцию. Наиболее интересен 5-ый пролет. Визуально пролеты похожи на арочные сквозные фермы. На самом же деле – это сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм.

Самый большой пролет – средний, 96 м. Имеет арочные, клепаные, решетчатые фермы, которые выступают вперед и уравновешивают боковое давление. 

Разводится мост у левого берега, при помощи электромеханического или ручного привода. Открывается на максимальную ширину под углом 72º. Пролет – однокрылый. Перильное ограждение имеет гранитные парапеты и обелиски со стороны площади.

Освещается Троицкий мост 16-ю канделябрами, которые, в свою очередь, имеют по 3 плафона. Дополнительно есть 24 маленьких канделябра.

Решетка моста и фонари были спроектированы архитекторами Р. Патульяр и В. Шаброль в стиле французского модерна.

Если въезжать мост со стороны Марсова поля, то можно увидеть 2 ростральные колоны-обелиски. На пьедесталах располагаются мемориальные доски. Они посвящены людям, стоявшим мост и другим событиям, связанным с этой достопримечательностью.

Проезжая часть и тротуар разграничены поребриком, высотой – 50 м. По оси располагается разделительная полоса. Благодаря гранитным площадкам, есть возможность спуститься к воде.

Что посмотреть рядом

  • Александровский сад любимое место горожан, туристы тоже с удовольствием прогуливаются по тенистым аллеям. Во время приятного променада есть возможность увидеть основные достопримечательности, такие как Зимний дворец, Исаакиевский собор. Парк занимает площадь 10 га. Кроме старых деревьев в парке есть фонтаны, памятники, клумбы.
  • Музей шоколада работает 10 лет, находится в Строгановском дворце. В двух уютных залах огромное количество искусно выполненных скульптурных композиций и отдельных фигур из шоколада. В старинных шкафах размещены фигуры зверей, кукол, людей. Есть даже шоколадные достопримечательности Петербурга. В отличие от других музеев, где можно только смотреть, здесь любой понравившийся экспонат можно купить. По отзывам туристов, шоколадная фигура Исаакиевского собора или Александровской колонны – прекрасный сувенир для друзей.
  • Музей купечества знакомит с экспонатами, связанными с купеческими семьями, которые сыграли видную роль в развитии экономики России. Среди экспонатов – семейные фотографии, образцы товаров, предметы быта.

Сегодня сложно представить Санкт-Петербург без Дворцовой площади – величественной и строгой. Карл Росси создал, без преувеличения, шедевр градостроительства, который две сотни лет восхищает петербуржцев и гостей города.

История строительства

Строительство моста длилось 5 лет. Его история была сложной. Ему предшествовал длительный поиск и согласование проекта, сбор денег и поиск тех, кто возьмется за исполнение работы. Война 1914 года «заморозила» сдачу его в эксплуатацию.

Ранее по Большой Неве не проходило никакой переправы. Лишь выше по течению на Сенатской площади стоял наплавной мост «Исаакиевский». Он первым соединял 2 части города. Все началось с объявления о конкурсе на проект моста в 1901 году. Результаты первых 27 проектов были неудовлетворительны. Поэтому конкурс был продлен еще на 3 года.

На рассмотрение поступили следующие 19 чертежей. Но из-за Русско-японской войны и революции проектирование застопорилось. В это время обсуждалось место прокладывания моста и были внесены некоторые поправки. Красота моста должна была ничуть не уступать внешнему облику зданий рядом с ним, и езда проектировалась только по верху.

Поступили новые 9 проектов. В конечном итоге выбрали проектный эскиз от «Общество Коломенских заводов» А. П. Пшеницкого.

Разработка проекта и архитектурные особенности

За архитектурное оформление отвечал Р. Ф. Мельцер. Он предложил оформить мост пышно и торжественно с множеством декоративных элементов из железа, необыкновенно высокими фонарными стоблами с объемной скульптурой у их основания, императорскими орлами и т. д.

В начале февраля 1911 года был подписан договор о начале строительства. Планировалось закончить в ноябре 1913 года. По документам, все материалы для моста должны были быть только из отечественного сырья, а работы вестись исключительно русскими специалистами.

Тогда Роман Мельцер подготовил более простой вариант украшения моста.Он должен был освещаться 12-ю более низкими фонарями без каких-либо скульптур. Официальное утверждение оформления состоялось в 1915 году, как только ситуация в стране улеглась.

Этапы строительства моста, конструкция

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге преступили возводить в 1911 году. Основными элементами служили арки из чугуна, производимые на Коломенском заводе. Арки перевозили по водным путям и сразу устанавливали.

Из-за нехватки финансирования металл поставляли не стабильно и перевозки задерживались. К тому же рабочих рук было недостаточно. Это не давало возможности придерживаться установленного плана работ. Строительство еще более затянулось в связи с затоплением опор и началом Первой мировой войны.

В ноябре 1915 для пешеходов открыли дорогу на мосту. Однако строительство продолжалось. И в 1916 году его серьезно испытала грузовая техника. По нему одновременно пустили 34 грузовика, набитых грузом до 10 т. Испытание прошло успешно. 23 декабря того же года мост наконец полностью открыли. Обошлось без торжества. Все прошло скромно. Вместо главы города пришел заместитель.

Из приглашенных гостей прибыло лишь 10%. Никто из царской семьи тоже не явился. К сожалению, мост так и не достроили. У него были деревянные перила. Кладка опор не закончена, сверху отделана деревом. Парапеты с устоями временно обшили фанерой. Архитектурное оформление полностью отсутствовало.

Мост из металла, пятипролетный. Серединная его часть разводится. Стационарные пролеты перекрыты фермами, которых в каждом пролете по 8 штук. Между ними — 3,6 м. Ими соединены ветровые связи и балки.

Под автомобильной дорогой и под тротуарами настелены листы котельного железа. Сверху налит бетон и дорожное покрытие из мелкозернистого асфальтобетона, как и на пешеходных тротуарах.

Создание внешнего вида

После открытия моста по прошествии времени его устройство завершилось уже при СССР. К примеру, сегодняшних решетчатых перил из чугуна с характерными орнаментами не было до 1939 года. Это значит появились они только спустя 23 года с момента, как мост начал полностью функционировать. На них изображена типичная советская символика – пятиконечная звезда с пучками колосьев.

Этому оформлению также предшествовал конкурс. Лучший рисунок предоставил Л. А. Носков. Формы отлил скульптор И. В. Крестовский. Ленмостотресту в 1932 году понадобился проект по скульптурному оформлению моста. Его разработкой занялся Институт пролетарского искусства. По их замыслу должно было быть 8 семиметровых чугунных скульптур.

График разводки мостов Санкт-Петербурга

Ежегодно, с апреля по ноябрь, разводные мосты обеспечивают навигацию по реке Неве, создавая необходимые условия для судоходства. Разводка мостов Санкт-Петербурга и их наведение в соответствии с графиком — приоритетное направление работы СПб ГБУ «Мостотрест».

В Санкт-Петербурге насчитывается 18 разводных мостов — тех, у которых сохранились в рабочем состоянии разводные механизмы. Из них в период навигации регулярно разводятся 12 переправ:

  • Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский — через реку Неву;
  • Благовещенский и Дворцовый мосты — через Большую Неву, соединяющие Центральную часть города и Васильевский остров;;
  • Биржевой и Тучков мосты — через Малую Неву, которые соединяют Петроградскую сторону с Васильевским островом;
  • Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты — через Большую Невку.

Развод мостов через Большую Неву, Малую Неву и Неву производится в соответствии с утвержденным графиком. В том числе Благовещенский, Дворцовый, Биржевой, Тучков и Володарский мосты обычно разводятся и наводятся дважды за ночь.

Три моста через Большую Невку разводят по предварительным заявкам, которые необходимо подавать за двое суток.

Разводные мосты Петербурга различаются по конструкциям — у каждой переправы есть свои особенности.

Разводные пролеты невских переправ могут быть однокрылыми, как у Троицкого, Литейного, Володарского, Гренадерского и Кантемировского мостов, или двукрылыми — как у остальных. Но все они относятся к раскрывающейся системе: в разведенном положении крылья подняты вверх.

Однако так было не всегда — еще полвека назад Литейный и Кировский (ныне Троицкий) мосты имели поворотную систему разводных пролетов: пропуская суда, крылья раздвигались в горизонтальной плоскости. Это значительно ограничивало судоходные габариты, поэтому в 1965–1967 годах переправы были реконструированы.

Уникальная откатно-раскрывающаяся система разводного пролета — у Биржевого моста. В начале разводки мост раскрывается на 15 сантиметров, крылья откатываются друг от друга, центр тяжести крыла изменяется, и это значительно облегчает разводку. Такая конструкция не имеет аналогов в мире. Есть своя особенность и у Гренадерского моста: он разводится в три этапа с короткими остановками.

Большинство мостов Петербурга разводятся посредством новейших гидравлических систем. Исключение составляют Биржевой и Сампсониевский мосты, чья разводка осуществляется с помощью электромеханического привода. На некоторых мостах — например, на Дворцовом или Сампсониевском — сохранилась также уникальная возможность ручной разводки.

Современная гидравлика позволяет полностью развести мост за 2–5 минут, за такое же время мост наводится.

Во время навигации под крыльями невских мостов за ночь могут проходить до 50 судов. Разводку мостов Петербурга и их наведение обеспечивают высококвалифицированные бригады механиков СПб ГБУ «Мостотрест». Зимой, между навигациями, специалисты «Мостотреста» выполняют плановый ремонт и отладку всех механизмов и систем, что позволяет быть уверенными в надежной и бесперебойной работе разводных мостов через Неву и ее рукава.

Развод мостов осуществляется точно по расписанию. А вот навести переправу могут и раньше графика, когда пройдут все суда. В ряде случаев может быть отменена и вторая разводка.

Для удобства наземного транспорта и пешеходов СПб ГБУ «Мостотрест» разработало уникальную онлайн-систему оповещения, которая позволяет узнать в режиме реального времени, открыт мост или закрыт прямо сейчас, чтобы построить оптимальный маршрут по городу. Эта информация, как и самый точный график разводки мостов на текущий сезон навигации, доступны на сайте СПБ ГБУ «Мостотрест» и в мобильном приложении «Мосты Петербурга».

Миссия моста — соединять, даже когда он разведен!

Интересные факты

Во время массовых городских праздничных мероприятий Дворцовая площадь способна вместить до 35 тысяч человек.

«Алые паруса»

Праздник петербургских выпускников «Алые паруса», единственный в своём роде и неповторимый, основанный на Невских берегах, проводится на Дворцовой площади – здесь происходят самые главные концерты и мероприятия.

В 2021 году знаменитый фестиваль «Алые паруса» собрал на Дворцовой площади более 30 000 участников этого грандиозного торжества мечты и надежды молодёжи.

Звёзды на Дворцовой

На Дворцовой площади давали концерты звёзды не только отечественной, но и мировой эстрады:

  • Группа «ДДТ» (27 мая 1993 года);
  • Джо Кокер (15 сентября 2005 года);
  • Оперный тенор Пласидо Доминго (16 июня 2001 года);
  • Пол Маккартни (20 июня 2004 года);
  • Элтон Джон (6 июля 2007 года);
  • Группа «The Rolling Stones» (28 июня 2007 года);
  • Группа «Scorpions» (13 июня 2007 года);
  • Эдита Пьеха (4 августа 2007 года);
  • Группа «Машина Времени» (23 сентября 2007 года);
  • Роджер Уотерс (6 июня 2008 года);
  • Группа «Duran Duran» (4 июня 2009 года);
  • Анастейша (4 июня 2009 года);
  • Мадонна (2 августа 2009 года).

Фундамент флигеля Анны Иоанновны

В 2001 году во время реставрации Дворцовой площади были проведены археологические исследования. В результате раскопок реставраторы обнаружили фундамент флигеля Анны Иоанновны. В период её царствования – это был трёхэтажный дворец, построенный в 1746 году по проекту Растрелли.

По плану реставрации Дворцовой площади специалисты изучили и сфотографировали фундамент, а также заново засыпали землёй. Существовала такая задумка – оставить фрагмент фундамента для просмотра, покрыв его толстым, прочным стеклом. Но эта идея не была реализована.

Каток с искусственным льдом

На Дворцовой площади в 2007 году решили соорудить платный каток с искусственным льдом. Против его строительства сразу же выступили многочисленные общественные организации города. Несмотря на это, уличная ледовая арена появилась в ноябре.

Каток ограничивал доступ к части Дворцовой площади и подход к Александровской колонне. А к этим великим достопримечательностям доступ должен быть постоянно свободным. Каток закрыли в марте 2008 года.

Зеркальный куб

На Дворцовой площади в сентябре 2015 года установили Зеркальный куб — павильон кубической формы, в фасадах которого отражались все здания ансамбля Дворцовой площади: Зимний дворец, Александровская колонна и арка Главного штаба.

В зеркальном павильоне была организована и прошла частная презентация новой модели BMW. Спустя некоторое время Зеркальный куб обрушился под натиском сильного ветра и его демонтировали.

История с конкой

Рядом с Дворцовой площадью начиналась история общественного транспорта Санкт-Петербурга: 27 августа 1863 года здесь открыли 1-й маршрут конно-железной дороги (конки) — от Николаевского (сейчас Московского) вокзала — вдоль Дворцовой площади и — до Стрелки Васильевского острова.

Потом конки стали ходить — от Дворцовой площади — до 6-й линии Васильевского острова, — через Николаевский (Благовещенский) мост.

Первый трамвай

Первый рейс Санкт-Петербургского сухопутного трамвая начал свой путь 29 сентября 1907 года. Первая линия прошла — от Главного штаба — до 8-й линии Васильевского острова. К 1914 году электрический трамвай ходил уже практически по всем основным улицам города. Но начинал он свой маршрут здесь — на Дворцовой площади.

По площади ездили автобусы

При советской власти 24 декабря 1926 года от площади возобновили движение автобусов по маршруту площадь Урицкого (Дворцовая площадь) — Загородный проспект — площадь Восстания.

Сейчас никакой общественный транспорт через Дворцовую площадь не проходит.

Строительство постоянного Дворцового моста

Необходимость в сооружении постоянной переправы возникла еще в 1880-х годах, но тогда Городская управа не решалась начать такое крупное и дорогостоящее мероприятие. Весной 1899 года старые плашкоуты, прослужившие более 40 лет, стали протекать и затонули, что ускорило принятие решения о строительстве.

В апреле 1901 года был объявлен конкурс на проектирование. В комиссию было представлено 27 работ, в том числе 13 эскизных проектов, созданных архитекторами Петербурга, но ни одна из работ не была одобрена.

Единственный проект, оцененный положительно, был выполнен французской фирмой «Батиньоль», но проектировщики запросила за него около 5 миллионов рублей. Договор на такую дорогостоящую работу комиссия заключать не стала и объявила второй тур конкурса, причем в Техническом задании были указаны новые условия:

  • Разводной пролет должен находиться в центре сооружения, а его ширина должна составлять не менее 42,67 метров
  • Мост должен соответствовать «красоте вблизи расположенных зданий»
  • Относительно конструктивного решения указывалось, что езда должна быть «по верху».

Участниками второго тура были многие известные русские архитекторы и инженеры, в том числе Андрей Пшеницкий и Леонтий Бенуа, Роберт Мельцер и Мариан Перетяткович. Победителем конкурса, завершившегося в 1909 году, стал проект архитектора Андрея Пшеницкого, а оформление сооружения было поручено архитектору и художнику Роберту Мельцеру.

5 февраля 1911 года был заключен договор с Обществом Коломенских заводов, согласно которому строительство должно было вестись с использованием только отечественных материалов, силами только русских рабочих и инженеров и закончиться к 15 ноября 1913 года.

Дворцовый мост был самым сложным с инженерной точки зрения. Его строительство началось в октябре 1911 года, однако, сдать мост в срок не представлялось возможным. Этому помешало наводнение, повредившее одну из строящихся опор, а также начавшаяся Первая Мировая война, на которую уходило много средств.

Только в конце 1916 года все инженерные конструкции были готовы. Их прочность проверили с помощью 34 грузовиков, наполненных грузом в 600 пудов в каждом. К этому времени были установлены лишь временные деревянные перила и деревянный настил, а оформление еще не было завершено. Несмотря на это 23 декабря Дворцовый мост, был открыт.

Мероприятие прошло достаточно скромно, поскольку шла война, а за неделю до этого убили Григория Распутина. Из всех приглашенных гостей на открытие пришла лишь десятая часть, не присутствовала ни царская семья, ни глава города.

Длина сооружения составила 260,1 метров, ширина — 27,75 метров, масса металлических пролётных конструкций — 4 868 тонн, противовесов — 2 800 тонн.

Несмотря на все усилия авторов проекта, полной гармонии им достичь не удалось. Дворцовый мост закрывает здания Биржи и Зоологического музея, Адмиралтейства и башню Кунсткамеры. Но лишь опытный архитектор сможет увидеть некоторый диссонанс в планировке сооружения и окружающих его зданий. Избежать этого, при низких берегах Невы и условии создания высокого пролета для судов, было невозможно.

За свою историю Дворцовый мост сменил свое название один раз: с 1917 по 1944 год он именовался Республиканским.

В 1939 году деревянные перила были заменены на чугунные с простым рисунком, изображающим советскую символику — герб и знамёна, пучки колосьев и пятиконечные звёзды. Авторы этой работы — скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков.

117357

Ограда

В 1967 году переправу капитально отремонтировали, а через 10 лет прошла реконструкция сооружения, во время которой были заменены разводной механизм и настил, а также установлены новые фонари.

В 1997 году под руководством инженера Юрия Петрова Дворцовый мост был обновлен. 13 ноября того же года состоялась торжественная церемония открытия, во время которой на набережной был устроен фейерверк. О празднике известил пушечный залп с Петропавловской крепости, а на мосту в это время танцевали пары в старинных костюмах. Дворцовый мост стал третьим мостом, украшенным подсветкой, после Троицкого и Лейтенанта Шмидта.

Последняя реконструкция прошла в 2013 году, причем движение транспорта и пешеходов во время замены пришедших в негодность конструкций полностью не останавливалось.

ДВОРЦОВЫЙ МОСТ

НАВИГАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ С СЕРЕДИНЫ АПРЕЛЯИ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ В КОНЦЕ НОЯБРЯ

За два с половиной часа до разводки механики начинают проверять и настраивать оборудование.
 
В 00:45 охранники выгоняют зевак и перекрывают мост. Дворцовый охраняют шесть человек.
 
В 01:05 начинается разводка моста. Работу Дворцового обеспечивают восемь механиков в две смены.
 
Скрытые внутри моста противовесы поднимают крылья на угол в 67 градусов.

РАЗВОДНОЙ МЕХАНИЗМ

Механики проверяют готовность моста к периоду навигации, нервничают и переговариваются по рациям: «Подушки основным!», «Желоб большой или маленький закатывали?», «Коля, ты, вместо того чтобы к крылу приварить, приварил к постоянной части!» Проверку начинают заранее, чтобы в течение сезона не пришлось внепланово отменять разводку. Авария случилась только однажды, в 2002 году: на шестерёнке сломался зубец, и конструкция встала. Специалистам дали сутки на исправление неполадки. Следующей ночью Дворцовый развели в обычном режиме. 

Работа на мосту начинается ежедневно в 22:30. До нажатия кнопки «Пуск» проверяют механизмы и отлаживают датчики. Процесс этот нервный, сотрудники честно предупреждают: «Будем материться».

Авария на Дворцовом случилась лишь однажды, в 2002 году, из-за коррозии металла. Ее устранили за день.
Сергей Матвеев, главный механик «Мостотреста»: «В 2002-м сбой произошел из-за коррозии и усталости металла, который в критический момент подвёл. С каждым годом поддерживать мост в идеальном состоянии всё тяжелее. Планировали закрыть Дворцовый на реконструкцию, но эксперты прогнозируют транспортный коллапс. Поэтому капитальный ремонт отложили до постройки нового моста, ведущего на Васильевский».

Разводной механизм Дворцового моста построен в 1916 году и с тех пор не менялся. Работает он по принципу деревенского колодца-журавля, у которого на одном конце ведро, а на другом — тяжёлый предмет-противовес. У Дворцового вместо ведра — крылья по 800 тонн каждое, а противовесы — большие металлические ящики с бетоном, спрятанные под неразводными пролётами моста, весом по 200 тонн. Механизм запускается с помощью шестерёнок внутри неподвижного основания моста, которые работают от шести электрических двигателей. С помощью подводных кабелей мост соединен с пультом управления.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ

Пульт управления находится в маленьком помещении на Василеостровской стороне. Его не видно с пешеходной части моста, но если свеситься с ограды Дворцового около поста охранника, то можно увидеть балкон аппаратной. Именно здесь управляют разводкой. В глубине помещения площадью меньше 10 кв. м стоит главный пульт, рядом — аналоговый телевизор, по которому показывают повторы футбольных матчей. На отдельном мониторе — технические сведения. На два других монитора выведено изображение с камер наблюдения: вид на крылья моста, неразводную часть и Неву, чтобы следить за караванами кораблей. Современное оборудование установили здесь пять лет назад, до этого его меняли лишь раз — в 1976-м.

Чтобы Дворцовый начал подниматься, противовесы опускают в специально оборудованные котлованы в неподвижной части моста. Крылья взмывают вверх на 67 градусов на радость туристам. Весь процесс занимает около двух минут. При этом между поднявшимися пролётами и мостом образуется огромный промежуток, не видный с берега. Именно поэтому охранники и механики выгоняют с моста зевак: если человек полетит в котлован, спасти его будет очень сложно.

Если в городе нет электричества, к мосту подъезжает машина с генератором.
С двух сторон у моста по семь ящиков с противовесами: 2 800 тонн бетона поднимают крылья весом 1 600 тонн
Сергей Матвеев, главный механик «Мостотреста»: «Часть с противовесами уходит вниз, её никто никогда не видит, поэтому все удивляются, как это такие огромные крылья поднимаются. Кажется, что нужны неимоверные силы. А усилий практически нет. Самое главное в нашем деле — всё настроить, чтобы механизм идеально срабатывал, а нажимать кнопку и обезьяну можно научить. Случаи, когда люди пытались остаться на крыльях моста, конечно, случались. Но у нас такая охрана, что разгонит всех. Разводить мост, когда люди на нём остались, мы не можем. Приходится задерживать разводку, потому что образуется огромная яма и люди просто попадают в котлован. Это никому не нужно. Особенно сложно приходилось на „Алые паруса“, но в последние годы милиции пригоняют столько, что всех можно усмирить».

Литейный мост

Литейный мост, являясь одним из главных мостов на Неве, соединяет центральные районы Санкт-Петербурга с Выборгской стороной и перекинут через главное русло реки в самой глубокой его части, достигающей практически 24 метра. Длина Литейного моста равна 396 метрам, а ширина — 34 метра.

Строительство моста началось в 1875 году по проекту русского военного инженера А.Е.Струве. Литейный мост стал первым в мире мостом, освещенным электричеством. Случилось это благодаря русскому физику Павлу Яблочкову, который изобрел первую в мире электрическую лампочку.

Перила Литейного моста очень красивы и представляют собой поистине высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора К.К. Рахау. В центре их секций изображены очаровательные невские русалки, держащие герб Петербурга — щит с двумя якорями, морским и речным. Хвосты речных чаровниц изящно вплетены в фигурный растительный орнамент, побеги которых искусно завиты в спирали. Просветы между боковыми плоскостями чугунных столбиков заполнены морскими животными фантастического вида, которые стремятся в водную пучину.

30 сентября 1879 года, спустя 4 года с начала работ, мост был торжественно открыт. Приятно, что все участники строительства были удостоены наград, а сам Струве получил чин генерал-майора. Решением городской Думы новому сооружению было присвоено имя императора Александра II, но петербуржцы окрестили его по-своему – Литейный. Так, неприжившееся название кануло в лету…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector