Где находится месопотамская низменность?
Содержание:
Расположение Месопотамской низменности
Исторически Месопотамия занимала восточную часть так называемого Плодородного полумесяца, протянувшегося с востока на запад, от побережья Персидского залива (у места впадения в него Шатт-эль-Араб) до пляжей восточного Средиземноморья. На севере изгиб полумесяца достигает Таврских гор, находящихся сегодня на территории Турции.
В Евразии Месопотамская низменность занимает юго-западную часть и отделяется от Африканского континента лишь Аравийскими пустынями. Именно поэтому климат низменности чаще засушливый, делающий местные земли пригодными лишь для поливного земледелия, которое и оказало столь значительное влияние на появление и развитие государственных образований в этой части света.
Историки исходят из того, что крайне подвижные даты половодий в Тигре и Евфрате, а также короткие сроки, в которые зерно могло быть посеяно, стимулировали развитие иерархических социальных структур, которые позволяли бы наиболее эффективно осуществлять сельскохозяйственные работы. Там, по мнению некоторых исследователей, появились автократические государства Востока, правители которых издавна отдавали приоритет социальному над личным.
Этимология
«Месопотамия» — топоним древнегреческого происхождения (др.-греч. Μεσοποταμία «междуречье»; от др.-греч. μέσος «средний» + ποταμός «река») — «страна/земля между рек»; под реками подразумеваются Тигр и Евфрат. Термин возник в эллинистическое время, когда Александр Македонский создал сатрапию с таким названием в составе своей державы. Новая административно-территориальная единица была сформирована из земель ахеменидских сатрапий, прежде всего Вавилонии и, вероятно, Заречья. Греческое название для этой области, предположительно было калькой с местного, арамейского названия страны.
До IV в. до н. э. были распространены другие обозначения этих земель. В частности, Нижняя Месопотамия в древнейших письменных источниках называлась «Шумером и Аккадом»; она делилась на две части: собственно Шумер (или Ки-Энги) — в низовьях Тигра и Евфрата и Аккад (Ки-Ури) — выше по течению этих рек. Впоследствии на область Аккад и часть Шумера распространилось название «Вавилония»; другая часть Шумера и новые земли, образовавшиеся в результате отступления вод Персидского залива стали упоминаться под названием «Приморье», а с начала I тыс. до н. э. — Халдея; с времён поздней античности имя «Вавилония» стало наиболее общим обозначением этих земель. В Средние века закрепилось арабское название Нижней Месопотамии — «Ирак».
Верхняя Месопотамия изначально была периферийной частью древней цивилизации. Древнейшие обозначения этих земель — «Субарту» (в среднем течении Тигра), «Марту» (Средний и Верхний Евфрат). Со II тыс. до н. э. территория Субарту известна под названием «Ассирия», верхнее течение Евфрата и бассейн его притоков имели пестрое в этническом отношении население: там существовали хурритские государства (в том числе Митанни), кочевали общины Амореи, функционировали арамейские/сирийские царства. С середины I тыс. до н. э. именно эти земли между Сирией и Ассирией стали именоваться Месопотамией (арабский аналог — Джезира); впоследствии Месопотамией и вплоть до Нового времени стал именоваться весь север региона, в то время как юг — Вавилонией. Несмотря на то, что римские географы (начиная с Плиния Старшего) впервые стали включать в рамки Месопотамии и Вавилонию, общепринятое единое название региона появилось лишь в последние столетия.
Исторические факты
Однако Месопотамская низменность популярна не в географическом плане, а в историческом. Дело в том, что именно в Междуречье, в долинах Тигра и Евфрата, была зарождена одна из первых цивилизаций Древнего мира – Шумерская. Это место стало главным культурным очагом для всей Азии. Первые упоминания о том, что в долинах рек возникли первые поселки и города, относятся еще к VIII тысячелетию до н.э.
Именно Шумерская считается первой письменной цивилизацией в нашей истории. Письменный язык шумеров имел название пиктограммы. Также благодаря им появилось ирригационное земледелие и скотоводство как промысел. Жили шумеры родовым строем. Там, где Месопотамская низменность находится, было проще заниматься земледелием, скотоводством и ремесленничеством. Цивилизация привнесла в дальнейшую жизнь много открытий. Именно шумерами были изобретены: колесо, ирригационная система, гончарный круг, письменность, примитивные орудия для земледелия (кирка, сапка, лопата), пивоварение, бронза, цветное стекло. Они первыми составили годовой календарь, умели рассчитывать площадь геометрических фигур и придумали арифметику. Развита цивилизация была и в плане архитектуры. Большую популярность имели монументальные постройки – зиккураты (по типу мавзолеев).
Туристы постоянно посещают данное место, так как оно наполнено потрясающими живописными пейзажами, олицетворяющими всю красоту природы. Очень часто сюда приезжают, чтобы искупаться в озерах и просто хорошо отдохнуть.
– Источник
География
Месопотамия (др.-греч. Μεσοποταμία «Междуречье») — область в Передней Азии между реками Тигр и Евфрат. Как географическое целое образована Месопотамской низменностью — неглубокой впадиной между Аравийским плато и Иранским нагорьем. Границы Месопотамии на севере: горы Армянского нагорья, на юге — берег Персидского залива, на западе — Сирийско-Месопотамская степь, на востоке — Иранское нагорье. Выделяют две части страны — Верхнюю (Северную) и Южную (Нижнюю) Месопотамию, значительно отличающиеся по природным условиям; примерная граница между ними проходит по линии современных городов Хит—Самарра. Иногда под Месопотамией понимают всю территорию в бассейне Тигра, Евфрата и Каруна — так называемая Большая Месопотамия (англ. Greater Mesopotamia).
Верхняя Месопотамия
Ландшафт Верхней Месопотамии. Река Тигр в районе Мосула, Ирак
Верхняя (Северная) Месопотамия — занимает плато Джезире, Ассирию и прилегающие предгорья (Тавра и Загроса). Через Верхнюю Месопотамию проходит среднее течение Тигра и Евфрата и долины их притоков — рек Белих, Хабур, Большой и Малый Заб. Климат преимущественно субтропический, на юге — тропический. Джезире (Эль-Джазира, араб. «остров») — обширная равнина, пересечённая невысокой грядой Джебель-Синджар; значительная часть её покрыта cухими степями (полупустынями), переходящими на юге в голое плато — «гипсовую» пустыню. Ассирия — усеянная холмами каменистая степь с участками хорошей земли, пригодной для возделывания. Ландшафт Верхней Месопотамии сравнительно однообразен и уныл: бо́льшую часть времени он пустынен и гол, но весной покрывается травами и цветами (тюльпаны, крокусы); по берегам рек, в селениях обычны пирамидальные тополя. Лишь в предгорьях и на прилегающих горных склонах встречаются заросли кустарников (миндаль, фисташка, кизил) и рощи из низкорослого дуба, реже — хвойных деревьев. При приближении к южной пустынной зоне растительность становится редкой (преимущественно полынь) и исчезает вовсе. Наиболее плодородные земли лежат на севере (часть так называемого гористого обрамления Плодородного Полумесяца), наименее плодородные — на юге («гипсовая» пустыня).
Нижняя Месопотамия
Ландшафт Нижней Месопотамии. Река Дияла в районе Багдада, Ирак
Нижняя (Южная) Месопотамия — охватывает аллювиальную долину Тигра и Евфрата (совр. Южный Ирак); иногда именуется Ирак, Эль-Ирак (араб. العراق «берег, побережье»). Через Южную Месопотамию проходит нижнее течение Евфрата, Тигра и долина притока последнего — реки Диялы. Низкий уклон течения двух рек обуславливал частые миграции их русел, образование многочисленных рукавов, мелководных стариц, заболоченных участков; вся равнина Нижней Месопотамии сложена мощным слоем речных наносов (аллювия), остававшихся после ежегодных паводков. Климат жаркий, тропический. Высокие температуры (до 50°С летом) в сочетании со значительной влажностью, отсутствием естественной тени и обилием насекомых — переносчиков разнообразных болезней — делают Южную Месопотамию неблагоприятной для жизни человека. Исконный ландшафт однообразен: плоская равнинная пустыня, с тростниковыми зарослями у заболоченных водоемов; введение в доисторическое время культуры финиковой пальмы (основы местного, ярусного садоводства) сделали это растение обычным для Нижней Месопотамии и современного Ирака. Исконный растительный мир скудный: помимо тростника, растут тамариск, полынь; по берегам рек встречаются ивы. Главное богатство Нижней Месопотамии — аллювиальные почвы, отличающиеся особым плодородием, но их использование было возможно только с применением искусственного орошения (ирригации).
Культура Междуречья
В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо, а через некоторое время – как словесно-слоговое.
Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.
Междуречье
При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.
В мифологии жителей преобладали такие боги, как:
- Шамаш (бог Солнца),
- Син (Бог Луны),
- Эа (бог Воды),
- Иштар (богиня плодородия и любви).
Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше. Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.
На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.
Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.
В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты, а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.
Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и Солнце, два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по звездам. Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.
Культура и общество
Экономика и Экономика
В 3-м тысячелетии (шумеры) правили жреческие князья, державшие в своих руках политическую и религиозную власть. Они также организовали канализацию земель и сельское хозяйство. Государственный бюджет был синонимом бюджета правителя, эта экономическая система называлась экономикой Ойкоса . Для этого организации требовался большой административный аппарат. Рабы, работавшие на князей-жрецов, получали натурой. Частная собственность возникла только во времена Вавилона. Задачи государства со временем были «приватизированы», т. Е. ЧАС. арендатор взял на себя работу и должен был предоставить за нее услугу (например, серебро).
Земледельцы II-I тыс. До н.э. До н.э., однако, обменивали свои продукты на продукты питания и текстиль, в которых они нуждались. Храмы и их священники имели гораздо меньшее экономическое влияние в Ассирии. Ассирийское государство терпимо относилось к частной собственности и финансировалось за счет дани и налогов. Земли принадлежали аристократическим семьям, которые делали мелких фермеров все более зависимыми. У земельной собственности было одно большое преимущество — она не облагалась налогом. Помимо владения землей, эти аристократические семьи в основном владели торговыми предприятиями.
В Вавилоне тоже были влиятельные купцы, которые со своими семьями образовывали настоящие династии. Они увеличили свое богатство не только за счет торговли, но и за счет финансовых операций. Удивительно, но в то время вроде бы не было рынков ( базаров ), чего можно было бы ожидать от восточной страны. Однако найденные документы не сообщают об этой форме торговли.
Месопотамия торговала с соседними странами. Торговые отношения на дальние расстояния простирались даже от Балтийского моря до дельты Инда . Товары привозили в страну кораблями или караванами . Первоначально караваны перевозили свои товары на ослах, начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры. До н.э. верблюды несли товар. Лошади и повозки также использовались в небольших масштабах. Дороги существовали только со времен Новой Ассирийской империи. В Королевстве Миттани около 1400 г. до н.э. существуют традиции колесниц и тренировки лошадей, возницы на каретах. В северной Месопотамии.
Язык, письмо и числа
До 4-го тысячелетия до нашей эры. Жители Месопотамии использовали так называемые счетные камни для повседневных арифметических задач. Расширение торговли привело к развитию клинописи в 3-м тысячелетии . Первоначально шрифт состоял в основном из графических символов. Позже он стал более абстрактным. Поскольку многие люди не умели писать, они прибегали к услугам писцов . Таким образом, писатель стал уважаемым человеком в обществе .
Персонажи были нацарапаны ручками на глиняных табличках . Сначала вы нарисовали на глиняной табличке вертикальные и горизонтальные линии. Затем символы переносились в получившиеся коробки, вдавливая их в мягкую глиняную табличку треугольным концом тонкой трубки. Люди писали и читали слева направо. Так называемая клинопись появилась примерно в 2700 году до нашей эры. Их завершение. Клинопись использовалась в Месопотамии более 2500 лет, а также была найдена в Сирии и среди хеттов, а также в дипломатических архивах Египта.
Для шумеров отдельные символы обозначали целые слова, которые могли иметь несколько значений. Некоторые символы были объединены, например Б. изображать действия. Термин «еда» был представлен символами «рот» и «хлеб». Этот графический шрифт позволил людям лучше организовать повседневные дела.
С течением времени сценарий становился более сложным, отдельные символы теперь также могли представлять звуки, а несколько символов могли представлять целые предложения. Это способствовало рождению литературы, что также нашло отражение в эпосе о Гильгамеше, известном во всем регионе . До 2-го тысячелетия ни один из используемых языков не преобладал в Месопотамии. На шумерском и аккадском языках говорили одинаково . Многовековые поселения и распространение самых разнообразных арамейских племен по всему Плодородному полумесяцу сделали арамейский язык ведущим языком на Ближнем Востоке.
Шумерский язык оставался языком образованных до рубежа времен, подобно греческому во времена Римской империи или латыни в средние века.
Арамейцы также ввели алфавит , принятый финикийцами . Были написаны только согласные . В этот период для письма использовались папирус и пергамент .
Ур при III династии.
В течение более чем столетнего правления III династии Ура Двуречье представляло собой сильное, рабовладельческое государство. Основоположник династии — Урнамму и его сын Шульги называли себя «царями Шумера и Аккада», подчёркивая этим объединение юга и севера страны. Могущество объединённого государства ощущалось на западе — в Сирии, на северо-западе — в Малой Азии и на востоке — в Эламе. Уже Урнамму похваляется, что он «направил свои стопы от Нижнего к Верхнему морю», т. е. от Персидского залива к Средиземному морю. Шульги (2114—2066) во второй половине своего царствования закрепил власть Ура над окружающими Двуречье областями. Его походы и важнейшие мероприятия внутренней политики отражены в названиях отдельных годов его царствования. Так, название 16-го года его царствования гласило: «Год, когда горожане Ура были взяты в качестве лучников»
Речь идёт, повидимому, о важной военной реформе, сводившейся к тому, чтобы использовать достижения военного искусства Аккада и заменить неповоротливые фаланги тяжеловооружённой пехоты Шумера подвижной пехотой, вооружённой луками. Вероятно, Шульги ввёл и новый способ обеспечения постоянной армии царя, предоставив отдельным бойцам или же группам их земельные наделы.. Реорганизованное войско Шульги одерживало победы в горных районах Элама
На севере был подчинён Ашшур и другие города. Во второй половине своего царствования Шульги принял титул «царя четырёх стран света». Подобно Нарамсину он добивался своего полного обожествления. В царских списках, составленных писцами несколько позднее, Шульги и его сын Бурсин прямо названы «богами». Седьмой или десятый месяц в календарях различных городов был назван в честь царя Шульги. Враждебные политические силы были подавлены царской властью. Наследственные патеси были заменены чиновниками, носившими лишь титул патеси. От каждой из областей своей державы царь получал определённую подать.
Реорганизованное войско Шульги одерживало победы в горных районах Элама. На севере был подчинён Ашшур и другие города. Во второй половине своего царствования Шульги принял титул «царя четырёх стран света». Подобно Нарамсину он добивался своего полного обожествления. В царских списках, составленных писцами несколько позднее, Шульги и его сын Бурсин прямо названы «богами». Седьмой или десятый месяц в календарях различных городов был назван в честь царя Шульги. Враждебные политические силы были подавлены царской властью. Наследственные патеси были заменены чиновниками, носившими лишь титул патеси. От каждой из областей своей державы царь получал определённую подать.
Однако Шульги и его преемникам нелегко было удержать власть над обширным государством. Для покорения некоторых восточных областей потребовались многократные походы. Большие опасности грозили государству Шульги и с запада. В степях на западе появились многочисленные аморейские племена, говорившие на одном из семитических языков. Аморейские племена осели в ряде районов Сирии, захватив в конце концов власть над ними. Вторжение грозило теперь государству Шумера и Аккада. Ряд мелких государств в Месопотамии, невидимому, во вторую половину правления царей III династии Ура уже был захвачен амореями.
Вторжение амореев в Двуречье было чревато том большей опасностью, что в стране имелось немало аморейских рабов. Походы царей III династии Ура на запад, очевидно, были обусловлены главным образом стремлением обуздать беспокойные аморейские племена. Попытки вторжения этих племён на территорию государства Шумера и Аккада стали настолько опасными к концу 111 династии Ура, что царь Шусин, преемник Бурсина, вынужден был в 4-м году своего правления воздвигнуть линию укреплений против них.