Древнее двуречье

Борьба за гегемонию в Древнем Двуречье

Первым централизованным государством стало Аккадское царство. Его основан Саргон Древний и оно существовало в XXIV-XXII в. до н.э. Аккад пришел в упадок из-за сильной засухи и Междуречье было завоевано племенами кутиев. В период их господства наиболее выдающимся правителем стал Гудеа из Лагаша в XXII веке до н.э. К XXI веку до н.э. кути были разгромлены и в регионе появилось еще более крупное государство – Шумеро-Аккадское царство, в нем правила III династия Ура. С этим периодом связан расцвет шумерской культуры. Оно погибло под ударами амореев и эламитов.

К XVIII веку до н.э. за лидерство в регионе боролись царства: Вавилон, Мари и Эшнунна. Победителем вышел Вавилон и самым известным его правителем стал Хаммурапи в 1792-1750 г. до н.э.

Вавилонское царство также пришел в упадок из-за изменений климата и лидерство в регионе перешло к хеттам. Во II тыс. до н.э. в регионе появились новые центры – Ашшур, Уркеш и Ниневия. Их основали ассирийцы и хурриты. К концу II тыс. до н.э. в регионе доминировали ассирийцы.

Рис. 3. Государства Древнего Двуречья.

Что мы узнали?

В курсе истории 5 класса школьники кратко проходят что такое Двуречье. Это интересный период мировой истории, так как территория современных Ирака и Сирии стала одним из древнейших центров цивилизации на планете.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Чем ценна «Поэма о Гильгамеше»?

Лепка, изображающая сцену из поэмы о Гильгамеше, дворец Саргона II, около 710 года до н.э.

Шумеры, наряду с образцом первой письменности, колесом и многим другим, изобретенным ими, оставили на память о себе и знаменитую «Поэму о Гильгамеше». Это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет.

В этой поэме древними авторами рассказывается о знаменитом бесстрашном воине Гильгамеше, который подружился с Энкиду — человеком, защищающем зверей, и живущего по звериным законам. Гильгамеш научил Энкиду человеческому поведению и позвал его с собой сразиться с великаном кедрового леса. Друзья сражаются и с великаном, и со злобным быком, противостоят различным богам до тех пор, пока Энкиду не погибает. Оплакав своего верного друга, Гильгамеш решается отыскать бессмертие и даже находит цветок, дарующий вечную жизнь, однако коварная змея крадет волшебный цветок у героя.

Поделиться ссылкой

Тесты — Древнее Двуречье 5 класс с ответами

Тесты по истории 5 класс. Тема: «Древнее Двуречье»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какие две реки дали название Двуречью?

2. Как древние жители Двуречья называли себя сами?

3. Какой был основной строительный материал древних жителей Двуречья?

4. Как называется письменностей жителей Двуречья, представлявшая собой вытянутые треугольные значки, наносимые на глиняные таблички?

5. Как в Древнем Двуречье называлась богиня плодородия и любви?

6. В правление какого царя Вавилонское царство достигло наивысшего могущества?

7. В какое время Южное Междуречье было объединено под властью единого царя?

– в конце 2 тыс. до н. э.

– в начале 3 тыс. до н. э.

+ в начале 2 тыс. до н. э.

8. Какие функции в Древнем Двуречье выполняло божество Шамаш?

9. Как в Древнем Двуречье назывался храм-башня в виде ступенчатой пирамиды?

тест 10. Когда возникли первые города-государства в Южном Двуречье?

– около 8 тыс. лет назад

– 1 тыс. лет назад

– около 3 тыс. лет назад

+ более 5 тыс. лет назад

11. Как звали в Древнем Двуречье бога луны?

12. Какой цвет символизировал в Древнем Двуречье подземное царство (им обычно окрашивали нижний этаж священных храмов-башен)?

13. Как в Древнем Двуречье назывался бог воды?

14. Какое число древние жители Двуречья считали священным, что нашло выражение в современном подсчете времени?

15. Какой город победил в долгой междоусобной войне и подчинил себе все остальные города Древнего Двуречья?

16. Укажите годы правления царя Хаммурапи:

– 1692–1650 гг. до н. э.

– 1700–1670 гг. до н. э.

+ 1792–1750 гг. до н. э.

– 1750–1700 гг. до н. э.

17. Сколько лет, согласно законам Хаммурапи, должен был проработать должник в качестве раба, после чего вновь становился свободным человеком?

18. Какой город был столицей Ассирии в VII веке до н. э.?

19. О подвигах и приключениях какого героя рассказывает самая знаменитая «гляняная книга» жителей Древнего Двуречья?

тест-20. Какая птица, согласно шумерскому мифу, смогла найти землю после всемирного потопа?

21. Каким по счету царем Вавилона был Хаммурапи?

22. Какие знаки высшей судебной власти получает царь Хаммурапи из рук бога Шамаша на найденном археологами черном каменном столбе?

23. Какую часть урожая, согласно законам Хаммурапи, должен был отдать человек, взявший у хозяина участок для выращивания хлеба?

24. Сколько примерно законов включал в себя свод Хаммурапи?

25. При каком ассирийском царе была создана огромная библиотека, включающая в себя более 30 тыс. глиняных табличек?

26. В каком году объединенные войска Мидии и Вавилона захватили Ниневию?

27. В каком веке ученые смогли расшифровать надписи на глиняных табличках жителей Древнего Двуречья?

28. Какой род войск был главной ударной силой шумерской армии?

29. Что использовали в качестве денег жители Древнего Двуречья?

тест_30. Какой бог в Древнем Двуречье почитался в качестве покровителя Вавилона?

Источник

Письменность и наука.

Величайшим достижением культуры народов Двуречья явилось создание письменности, зачатки которой появились у шумеров ещё в середине IV тысячелетия до н. э. С зарождением государства, нуждавшегося для управления в более или менее упорядоченной переписке, эти зачатки превратились в подлинное письмо.


Начало шумерского письма восходит к рисуночному письму. Письменные знаки, засвидетельствованные древнейшими памятниками, могут быть без труда возведены к их первоначальному рисуночному образу. Эти знаки изображали человека и части его тела, орудия труда, оружие, лодки, животных, птиц, рыб, растения, поля, воды, горы, звёзды и т. д.

Дальнейшее развитие письменности состояло в том, что пиктограммы (знаки-рисунки) превращались в идеограммы, т. е. такие письменные знаки, содержание которых уже не совпадало с их рисуночным образом. Так, например, рисунок ноги стал означать в качестве идеограммы все действия, связанные с ногами, — «ходить», «стоять», даже «носить» и т. д. Шумерское письмо стало развиваться и в другом направлении. Наряду с идеограммами из пиктограмм стали развиваться и фонограммы. Так, пиктограмма горшка для молока получила звуковое значение «га», ибо слог «га» соответствовал шумерскому слову, обозначавшему молоко. Обилие в шумерском языке односложных слов дало в письменности несколько сотен знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным звукам. Слоговые и алфавитные знаки использовались главным образом для передачи грамматических показателей, служебных слов и частиц.

С развитием письменности рисуночный характер шумерских письменных знаков постепенно исчезал. Основным писчим материалом в Двуречье с самого начала явились глиняные плитки, или таблички. При писании на глине рисунки упрощались, превращаясь в комбинации прямых линий. Так как при этом нажимали на поверхность глины углом прямоугольной палочки, то в результате эти линии приобретали характерный вид клиновидных углублений; письменный знак в скорописи превращали в сочетание «клиньев». Создавшееся таким образом шумерское клинописное письмо было воспринято аккадскими семитами, которые приспособили его к своему языку. В дальнейшем шумеро-аккадская клинопись распространилась во многих переднеазиатских странах древнего Востока.

Нужды храмовой отчётности и развитие шумерского строительного искусства потребовали расширения математических знаний. О том, что математическая мысль в Шумере переживала период расцвета, свидетельствует совершенство отчётных документов писцов III династии Ура. Лишь достижения математики этого времени могут объяснить последующее развитие математических знаний в писцовых школах Двуречья времени I вавилонской династии (первая половина II тысячелетия до н. э.).

Шумерские научные термины встречаются в изобилии и в текстах, посвящённых не только математике, но и другим научным дисциплинам, изучавшимся в писцовых школах Вавилона, как, например, астрономии, химии и т. п. Поэтому мы имеем право утверждать, что писцы Шумера, как и Египта, положили начало развитию научной мысли в древности.

Месопотамия — колыбель цивилизации

В долине Тигр и Евфрат расположилась Месопотамия – одна из величайших цивилизаций Древнего мира. Датируется третьим тысячелетием до н.э. вплоть до 539 года до н.э. Сегодня на этой территории находится Ирак и северо-восточная часть современной Сирии. История указывает на то, что в разное время здесь располагались царства: Шумера, Аккада, Вавилония и Ассирия. Возникновение цивилизации в Месопотамии приходится на эпоху ранней бронзы (эпоха Урук).  Ее еще называют периодом Гавры. Наступление урукской эпохи является началом бронзового века. Активно развиваются такие ремесла как, гончарное, тканное и деревообрабатывающее. Активно идет строительство и развивается торговля. В этот период происходят первые социальные расслоения. Развитие храмов и управляющих структур подразумевает и появление соответствующих специалистов – жрецов и чиновничьего аппарата. Богатства концентрируются в их руках, таким образом, формируя «правящий класс».  Первые государства Месопотамии формируются в начале 3-го тысячелетия до н.э.  в виде номов (автономные области). К ним относятся наиболее крупные номы, такие как Урук, Ур, Киш, Лагаш. Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. возникают  Аккада (24 – 22 век до н.э.) и династии Ура (22 – 21 век до н.э.) представляя собой первые цивилизованные государства. Начало 1-го тысячелетия до н.э. Ассирийское царство в этот период занимает лидирующие позиции в обработке железа. С началом железного века Ассирия возобновляет завоевательную политику. Но постоянные военные походы сильно истощают страну.  Реформатор Тиглапаласара третий создает мощное войско, с помощью которого превращает Ассирию в мировую державу. Ассирия устанавливает господство над всей ближневосточной частью цивилизованного мира. Под ее властью находится Месопотамия, часть Восточного Средиземноморья и Мидия. При правлении Саргона второго Ассирия покоряет Палестину и государство Урарту. Правитель Асархаддон завоевывает Древний Египет, а при Ашшурбанапале был разгромлен Элам. Только воссоединение и договоренность общих врагов Ассирии, прежде всего мидийцев и вавилонян, а также внутренние ассирийские разногласия, смогли способствовать победе над великой мировой державой. Города могучей страны были разрушены до основания, а земли вошли в состав царства Мидия. К началу первой половины 2-го тысячелетия до н.э. (эпоха средней бронзы) в Южной Месопотамии главенствовало царство Исина.

 Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. развязываются конфликты между государствами Исин, Ларса, Эшнунна, Мари и другими. Под натиском амореев царство Исина вскоре пало. В дальнейшем амореи установили власть над всей областью Шумер. Держава царя Хаммурапи (Вавилон) и государства Ассирии (Ашшур и Шамши-Адад) играют главенствующую роль. Помимо них значительную роль играет население Северной Месопотамии – хурриты. Они организовывают собственное, крупное государство Ханигальбат. Вскоре Ханигальбат захватили индоарийские варвары «умман-манда», под властью которых это государство стало известно как Митанни, и превратилось в одну из самых могущественных держав Древнего Ближнего Востока. Позже ослабление позиций государства Ханигальбат дало возможность обрести независимость городу Ашшуру. Впоследствии Ашшур, захватит часть митаннийских владений. Теперь город-государство превратилось в царство Ассирия, присоединив оставшиеся земли Митанни. Вторая половина 2-го тысячелетия до н.э. характеризуется сосуществованием двух великих держав – Вавилонии и Ассирии. Но в итоге кризис бронзового века привел эти государства к упадку. Первым из этого кризиса вышло Ассирийское государство, преодолев его. Ассирия начала осваивать железо, и возобновила завоевательную политику. В итоге, в истории человечества образовалось «империя» мира – Великая ассирийская держава. Ведущая роль перешла к новой великой державе Месопотамии, к Нововавилонскому государству. Эти события датируются 7-6 веками до н.э. Вавилон стал самым крупным городом Ближнего Востока и получил название Вавилон Великий. После  непродолжительной гегемонии Приморского царства, Южную Месопотамию захватили касситы. Они основали царство Кардуниаш. Касситы возвращают Вавилонии утраченный статус великой державы. Уничтожение Приморского царства стало началом нового «Амарнского миропорядка». Но в конце 8 века до н.э. Кардуниаш пришел в упадок и достался эламитам.

Древние школы

Для того, чтобы освоить грамоту, для того, чтобы научиться писать, дети древнем междуречье тоже ходили в школы. Школы появились в III тысячелетии до н. э. Назывались они, как вы можете догадаться, Дома табличек — Эддубы. Как правило, они были достаточно маленькие и состояли из одного единственного учителя. В обязанности учителя входило изготовление новых табличек и, собственно, наблюдение за тем, как дети заучивают содержание табличек наизусть, либо переписывают в свои специальные тетради на другие таблички.

Крупные дома табличек, как правило, не ограничивались одним преподавателем. Там работали учителя письма, рисования, счета. Имелся и управитель, который следил за дисциплиной. Следил достаточно жестко, посредством палки. Если учитель пользовался авторитетом, то родители учеников, как правило, приносили ему еще дополнительные подношения. Дело в том, что обучение было платным.

Сначала цели подобных домов табличек выглядели как сугубо утилитарные. Подготовить как можно больше писцов для ведения храмового хозяйства. Но впоследствии, постепенно, и дома табличек, школы, и Зиккураты стали центрами развития науки, более того при них стали образовываться, даже, гигантские библиотеки и книги в этих библиотеках не горели ни когда.

Религия.

В каждой шумерской территориальной общине почитался свой местный бог-покровитель, являвшийся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые властвуют над жизнью людей. Такое божество считалось обычно покровителем земледелия.

При ирригационном земледелии большую роль играли светила и наблюдения за ними, а поэтому в древнем Шумере начали рано связывать богов с отдельными звёздами и созвездиями. В письме Шумера пиктограмма звезды служила обозначением понятия «бог».

Важную роль в шумерской религии играла богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения, культ которой в своей основе восходил ещё ко временам господства материнского рода. Существовало несколько таких местных богинь, например Инанна, богиня города Урука. Вместе с Инанной, родительницей всего существующего, почитался и бог Думузи, «истинное дитя», в семитической передаче — Таммуз. Это был бог умирающий и воскресающий, который олицетворял собой судьбу зерна. Культ умирающих и воскресающих богов растительности восходит ко времени установившегося преобладания земледелия.

В мировоззрении шумеров, а затем аккадских семитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,— неба, земли, воды. Эти основные силы природы в религии олицетворялись в фантастических образах трёх основных богов. Это были бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки или Эа.

Эти божества почитались во всём Двуречье, хотя центром почитания Энлиля был Ниппур, ставший общешумерским святилищем, центром культа Энки — город Эриду. За пределами своих городов почитались также главный бог города Сиппара—бог Солнца Шамаш (шумерский У ту), главный бог города Ура—Син, отождествлявшийся с Луной, и другие.

Первоначально общество Шумера не знало жречества как особого сословия. Верхи жречества, заведовавшие хозяйством храмов и выполнявшие основные обряды культа, являлись представителями знати, а технические исполнители культа, низший храмовый персонал, чаще всего выходили из народа. Большое значение приобрели храмовые писцы, которые хранили и развивали письменность.

Религия освящала существующий общественный порядок; правитель города-государства считался потомком богов и представителем городского бога в государстве. Но религия шумеров ещё не знала стремления примирить угнетённые массы с их тяжёлой участью на земле обещанием награды в «потустороннем» мире. Вера в рай, в небесное вознаграждение за земные страдания, видимо, так и не развилась в древнем Двуречье. Ряд мифов рисует тщетность попыток человека достичь бессмертия.

Некоторые мифы древних шумеров (о сотворении мира, о всемирном потопе и др.) ‘оказали большое влияние на мифологию других народов, в частности на мифологию древних евреев, и в несколько изменённом виде сохраняются в религиозных воззрениях современных христиан.

Аккадские семиты, невидимому, не имели своей чётко выработанной иерархии богов. Подобно другим семитским племенам они называли бога своего племени владыкой (бел), а богиню племени — просто богиней (эштар). Поселившись в Двуречье, они восприняли все основные черты шумерской религии. Боги неба и воды продолжали у них называться шумерскими именами: Ану и Эа; Энлиль наряду со своим шумерским именем стал носить имя Бел.

Литература.

До нас дошло большое число памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов (некоторые таблички были найдены разбитыми на десятки кусков, хранящиеся ныне в музеях различных стран) эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.

В большинстве — это религиозные мифы и легенды. Особенно интересны несколько небольших поэм, содержащих легенды о возникновении земледелия и цивилизации, создание которых приписывается богам. В этих поэмах ставится также вопрос о сравнительной ценности для человека земледелия и скотоводства, что, вероятно, отражает факт относительно недавнего перехода шумерских племён к земледельческому по преимуществу образу жизни.

Чрезвычайно архаическими чертами отличается миф о богине Инанне, заключённой в подземное царство смерти и освобождающейся оттуда; вместе с её возвращением на землю возвращается замершая было жизнь. В этом мифе отразилась смена вегетационного и «мёртвого» периода в жизни природы.

Существовали также гимны, обращённые к различным божествам, исторические поэмы (например, поэма о победе урукского царя над гутеями). Крупнейшим произведением шумерской религиозной литературы является изложенная намеренно замысловатым языком поэма о построении правителем Лагаша Гудеа храма бога Нингирсу. Эта поэма была записана на двух глиняных цилиндрах, каждый вышиной около метра. Сохранился ряд поэм морально-поучительного характера.

Литературных памятников народного творчества до нас дошло немного. Погибли для нас такие народные произведения, как сказки. Сохранилось лишь несколько басен и пословиц.

Важнейшим памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше и его соратнике Энкиду. В наиболее полном виде текст большой эпической поэмы о Гильгамеше сохранился записанным на аккадском языке. Но дошедшие до нас записи первичных отдельных былин о Гильгамеше неопровержимо свидетельствуют о шумерском происхождении эпоса.

Гильгамеш в эпосе выступает как царь города Урука, сын смертного и богини Нинсун. В царских списках времени III династии Ура упоминается царь Гильгамеш, представитель первой царской династии города Урука. Последующая традиция, таким образом, сохранила о нём память, как об историческом лице.

Шумерские былины о Гильгамеше с бесспорностью доказывают народный характер этого эпоса. Так, в первичных шумерских былинах в качестве соратников Гильгамеша во время его подвигов выступают не только богатырь Энкиду, но также и представители народа: 50 человек из числа «детей города», т. е. народа города Урука, помогают Гильгамешу и Энкиду в походе на страну кедрового леса (Ливан), охраняемого чудовищем Хувавой. В былине о борьбе Гильгамеша с царём Киша Аккой рассказывается, что Гильгамеш отверг требование царя Киша выполнить для него работы по ирригации, и в этом отношении его поддержало собрание народа города Урука. Что же касается знати, то она, собравшись в совете старейшин, трусливо советовала Гильгамешу подчиниться царю Киша.

В основе этой былины лежит, невидимому, исторический факт борьбы Урука за свою самостоятельность с мощным городом-государством Кишем на севере.

Цикл сказаний о Гильгамеше оказал большое влияние на окружающие народы. Его восприняли аккадские семиты, а от них он распространился в Северной Месопотамии и в Малой Азии. Существовали и циклы эпических песен, посвящённых различным другим героям.

Важное место в литературе и мировоззрении шумеров занимали легенды о потопе, которым якобы боги уничтожили всё живое, причём был спасён только благочестивый герой Зиусудра в построенном по совету бога Энки корабле. Легенды о потопе, послужившие основой для соответствующей библейской легенды, оформились под несомненным влиянием воспоминаний о катастрофических наводнениях, которые в IV тысячелетии до н

э. не раз разрушали многие шумерские поселения.

Царство Митанни

На территории Северной Месопотамии и прилегающих областей расположилось древнее  государство Митанни или Ханигальбат  (17—18 вв. до н. э.).  Население Митанни состояло из хурритов и семитов, официальными языками были хурритский и аккадский. На реке Хабур находилась столица государства Вашшуканни (Хошкани). Есть предположение, что этот город стоял на месте современного города Серекани в Сирии. Первым царем Митани был царь по имени Шуттарна первый. После него правил царь Парратарна. Но наиболее могущественным царем признан Саусаттар или Саусададаттар. Этот царь носил титул«царя Маитани, царя воинов хурри».  Ему удалось установить  власть над Ашшуром. И хотя Ашшур не вошел в итоге в состав царства Митанни, но в нем находилось митаннийское посольство.  Митаннийский посол принимал участие в работе совета старейшин Ашшура и носил наравне с другими звание годичного эпонима-лимму.  Немного известно о внутреннем политическом и социальном устройстве Митанни. Но из того, что удалось найти, известно одно, это была не монолитная империя, а рыхлый союз номов (областей), которые объединились вокруг митаннийской столицы Вашшуканни и платили царю дань. Также они обязались помогать ему в воинских походах, предоставляя своих воинов.

Период Древневавилонского царства

После падения Ура в Двуречье правило много местных династий аморейцев. В 1894 г. до н. э. столицей государства стал молодой город Вавилон.

В период его расцвета правили два человека:

  • Хаммурапи. Первый царь Вавилона активно расширял границы государства. Он завоевал Урук, Иссин, Ларс и Эшнунну. Затем он подчинил себе царство Мари и захватил области, расположенные вдоль течения реки Тигр. Царь разработал судебник «Законы Хаммурапи», который был записан на клинописных табличках. Свод законов охватывал все сферы и значительно облегчал жизнь вавилонян. Например, должники имели право расплачиваться любыми материальными благами с кредиторами, которые не имели права изымать у раба имущество в счёт долга.
  • Самсуилун. Сын Хаммурапи воевал с касситскими племенами, которые покушались на Вавилон. В 1742 году до н. э. враги смогли покорить предгорья, находившиеся на северо-востоке от Вавилонии.

В XII в. до н. э. царь Элама Шутрук-Наххунте I напал на Вавилонию, разграбил многие её города и наложил на них подать. В 1159 году вавилоняне восстали против него, но проиграли в войне. На этом закончилось господство династии касситов. С 1126 по 1105 Навуходоносор I смог добиться кратковременного расцвета страны. После войны между Ассирией и Эламом, в которой победило первое государство, царь стал править в Вавилонии, Шумере и Аккаде. В XI веке арамеи разоряли Междуречье. Из-за этого Вавилонии пришлось заключить союз с Ассирией и бороться с ней против врагов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector