Какая вера у якутов: православие или древнее язычество?

В составе Российской Федерации[править | править код]

Центр Улан-Удэ

27 марта 1992 года Бурятская ССР была переименована в Республику Бурятия.

В результате выборов 1994 года Леонид Потапов стал первым Президентом и одновременно Председателем Правительства Республики Бурятия.

На президентских выборах 21 июня 1998 года, Леонид Потапов был избиран на второй президентский срок (63,3 % голосов избирателей, участвовавших в выборах).

23 июня 2002 года Леонид Потапов был избран Президентом Республики Бурятия на третий срок, одержав победу уже в первом туре выборов и набрав более 67 % голосов избирателей, значительно опередив своего основного соперника — депутата Государственной Думы Бато Семёнова.

4 июня 2007 года Президент России Владимир Путин внёс кандидатуру Вячеслава Наговицына на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия для наделения его полномочиями Президента Республики Бурятия. 15 июня Народный Хурал утвердил Вячеслава Наговицына в должности Президента, Председателя Правительства Республики Бурятия.

В июле 2011 Бурятия отметила 350-летие вхождения в состав России.

5 мая 2012 года Президент России Дмитрий Медведев внёс в Народный Хурал республики Бурятия кандидатуру Вячеслава Наговицына для наделения его полномочиями главы Республики Бурятия.

11 мая 2012 года Президент России Владимир Путин принял досрочную отставку президента Республики Бурятия, указ вступил в силу 12 мая 2012 года.

12 мая 2012 года Народный Хурал Республики Бурятия утвердил Вячеслава Наговицына на посту Главы Республики Бурятия. В тот же день в Оперном театре состоялась инаугурация Вячеслава Наговицына.

30 мая 2013 года Бурятия отметила 90-летие со дня образования.

Буряты — это народ с монгольскими корнями

Буряты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — это народ с монгольскими корнями, говорящий на бурятском языке. Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии, где в средние века проживали монгольские племена. Эта местность называлась Баргуджин-Токум.

В настоящее время расселены на землях своего исконного проживания: Республика Бурятия, в Иркутская область, Забайкальский край Российской Федерации, городской округ Хулун-Буир автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики и северные районы Монголии.

Республика Бурятия, Агинский Бурятский автономный округ и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в 2006 году. Большинство бурят проживает в России и исповедует буддизм. Фото: upload.wikimedia.org

Примерная общая численность бурятского народа составляет по различным оценкам от 550 000 до 690 000 человек. Предполагаемые предки бурят (байырку и курыканы) начали осваивать земли по обе стороны оз.

Байкал начиная с VI века. В основных странах проживания буряты считаются либо одной из этнических групп монголов, либо отдельной от них самостоятельной национальностью.

В Российской Федерации буряты считаются отдельной от монголов национальностью. В Монголии считаются одной из этнических групп монголов. В переписи населения КНР 2010 г. носители бурятского языка не выделяются из состава монголов Китая.

Буряты, как в России, так и за рубежом, исповедуют шаманизм и буддизм.

Какая вера у бурятов наиболее древняя — этот вопрос интересует многих туристов, во время их посещения республики Бурятия. На него можно ответить так: верующие буряты преимущественно исповедуют буддизм или являются шаманистами.

Буряты-буддисты являются приверженцами северного буддизма (махаяна), которая распространена в регионах Восточной Азии: Китай, Тибет, Монголия, Корея и Япония. Шаманизм же в свою очередь распространен среди бурят Иркутской области, а также среди старых баргутов Китая. И шаманизм и буддизм — это древнейшие религии в мире.

Психотип раба

Когда я слышу выражения “агинский народ”, “кижинский народ” или ещё что-то в этом роде, у меня не получается сдержать приступ грусти.
Что, по сути, означает эта пресловутая формула? Выходит, есть некая территория, когда человек перестает быть бурятом (хори-бурятом)? Наверное, нет. На деле за этой формулировкой стоят два постулата наших деятелей: во-первых, он не желает иметь ничего общего со своими бедными собратьями; во-вторых, он хочет, чтобы в нем видели не сына народа, а всего лишь администратора территории. Честно ли это? И может ли народ уважать таких лицемеров?

Тем не менее, любовь к истине и познанию, которые окрыляли наших предков, сохранили для современника огромное духовное наследие.

Демография

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
18,1 20,8 21,6 24,1 18,2 11,7 11,6 11,0 11,3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
11,0 11,3 11,4 12,6 13,5 13,8 14,0 14,8 16,1
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
17,0 17,4 17,0 16,9 17,4 17,6 17,5
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
7,7 8,9 9,5 9,6 9,1 12,0 11,8 11,6 11,0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
12,6 12,7 13,5 14,1 15,4 15,3 15,7 14,5 13,3
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
13,5 13,0 12,7 12,6 12,4 11,8 11,5
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
10,4 11,9 12,1 14,5 9,1 -0,3 -0,2 -0,6 0,3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
-1,6 -1,4 -2,1 -1,5 -1,9 -1,5 -1,7 0,3 2,8
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
3,5 4,4 4,3 →4,3 5,0 5,8 6,0
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
67,0 66,8 65,7 62,9 61,4 62,9 63,3 64,0 64,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
62,7 →62,7 62,0 61,3 60,9 61,1 60,9 62,4 64,2
2008 2009 2010 2011 2012 2013
64,4 65,3 66,1 →66,1 66,8 67,7

Соотношение мужчин и женщин (данные Росстат)

Год Количество женщин на 1000 мужчин
2005 1106
2010 1102
2011 1103
2012 1103
2013 1101
2014 1100
2015 1100
2016 1099
2017 1098

Это интересно: 12 лучших достопримечательностей Бурятии — разбираем по пунктам

Традиционная музыка Бурятии

Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигеры), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами.

Для восточных бурятских песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд. В западных бурятских песнях (сэгээзугаа) преобладают узкообъёмные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Песни: обрядовые, исторические, лирические, хвалебные и т.д.

Народная традиция пения восточных бурят почти не знает динамических оттенков. Обычно песни поют «во весь голос», на широком дыхании, сильным открытым звуком. Эта особенность, по-видимому, объясняется тем, что испокон веков бурятское вокальное музицирование происходило на открытом воздухе в степи.

Одна из известнейших певиц, исполняющих национальные песни Бурятии — Намгар Лхасаранова.

Автор статьи также выступал в Бурятии на фестивале Байкал на Ольхоне и в Улан-Удэ.

С группой Хама Угы: Зоригто, я и Рашид.

Родоплеменные обычаи

Бурятский народ, поселившись в XVII веке на территории за Байкалом, делился на роды, группы, племена. Во главе рода стоял нойон.

Предки очень почитались: если подойти к буряту и спросить, из какой он семьи, он перечислит всех, включая родоначальника, до седьмого поколения. Главное правило состояло в экзогамии, то есть молодой человек не мог жениться на женщине своего племени.

Традиции диктовались образом жизни и видом деятельности. Буряты тогда жили в юртах – так называемых «гэрах», часто кочевали в новые места. Мужчины занимались охотой, земледелием, животноводством, кузнечным ремеслом, а женщины – созданием уюта, ведением домашнего хозяйства, выделкой кожи, изготовлением войлока.

Уже тогда прослеживалось социальное неравенство: кто-то был более богатым, знатным, а кто-то едва сводил концы с концами. Но пропасть не давал обычай «тухаламжа», или взаимопомощи – вся община помогала друг другу, трудилась сообща, когда сеяли зерно, убирали хлеб, стригли овец, готовили сено, играли свадьбу или провожали в последний путь.

Ни один член общины не оставался в одиночестве, он всегда ощущал поддержку и оказывался среди людей.

Именно поэтому местные так любят принимать гостей. Раньше, когда не было почты и посыльных, не всегда удавалось предупредить хозяев о приезде заранее. Но при встрече гостей, даже незваных, бурятский люд всегда радовался, старался оказать самый радушный прием.

Гостей щедро угощали, накрывали богатый стол, нередко специально закалывали животных, и, конечно, одаривали памятными подарками. Оказаться в гостях у такого гостеприимного народа, который накормит, напоит, спать уложит – это ли не счастье?

Национальное жилище

Зимняя юрта. Кровля утеплена дерном. Экспонат Этнографического музея народов Забайкалья.

Традиционное жилище — юрта. Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны — сундуки, стол для гостей. На одной стене — полка с бурханами или онгонами.

Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом.

В XIX веке богатые буряты начали строить для жилья избы.

Историческая справка

Находки истории указывают, что буддийская философия была близка предкам современных монголов и бурят – народностям кидани, сяньби, хунну – еще во II столетии до нашей эры. Так, к примеру, археологи обнаружили на современных бурятских землях древние четки верующих буддистов, которые предположительно относились к народности хунну.

Однако в том виде, в котором он нам знаком, буддизм получил распространение среди северных бурят в XVII столетии. Тогда его исповедовали по большей части народы, бежавшие из монгольского региона Халки – хатагины, сартулы, цонголы, которые были этнической группой бурятской народности и подчинялись хану Монголии.

К концу века буддизм стал известен по всем забайкальским землям. Он пришел прямиком из тибетской святыни Лабранг, где жили многие выдающиеся монахи.

Монастырь Лабранг, Тибет

Изначально местные храмы находились в передвижных юртах.Имеются свидетельства, что к 1701 году на этой территории их насчитывалось одиннадцать.

В конце 20-х годов XVIII века Российское государство и китайская империя Цин определили четкие границы, так что буряты, населявшие север монгольских территорий, перешли России. С тех пор местное население начало вести относительно оседлый образ жизни.

Вместе с тем постепенно стали появляться стационарные молельни, дуганы, открытые в каменных и деревянных зданиях. Первой такой святыней стал Цонгольский дацан, построенный на рубеже 30-40-х годов.

Российская императрица, дочь Петра Первого Елизавета всерьез была обеспокоена вопросами религии в разных регионах. В 1741 году она официально признала так называемое «ламайское» вероисповедание, одиннадцать дацанов и полторы сотни монахов, которые там служили.

Главными дацанами попеременно считались Гусиноозерский и Цонгольский. Настоятель последнего, Дамба Доржо Заяев, в 1764 году получил статус Пандито Хамбо-ламы – главного ламы Бурятии, а полвека спустя этот титул перешел настоятелю монастырю в Гусином Озере.

Императрица Елизавета Петровна

Вторую половину XIX века можно назвать периодом бурного развития буддистской мысли в Бурятии, несмотря на то, что на севере региона она столкнулась с сильным противостоянием представителей православия и шаманских практик, господствовавших здесь раньше.

Цонгольский дацан, Бурятия

В это время перенимались традиции направления гелуг, калачакры и других школ махаяны и ваджраяны, монахами изучалась медицина Индии и Тибета, в монастырях открывались философские, астрологические факультеты, с китайских, монгольских, тибетских территорий привозились священные книги и писания.

Более того, в конце столетия стали массово открываться типографии, которых насчитывалось около трех десятков. Всего здесь было напечатано порядка двух тысяч разных изданий на тему религии, науки, литературные произведения, написанные по-монгольски и по-тибетски.

В дореволюционный период в одной только Бурятии существовало больше 45 дацанов. В них была сосредоточена вся культурная и духовная жизнь населения. Немаловажным событием начала XX века стало строительство дацана в Санкт-Петербурге, в котором важную роль сыграли бурятские буддисты.

Дацан Гунзэчойнэй, Санкт-Петербург. Фотограф Олег Белоусов

Однако в 20 веке, с приходом советской власти, все изменилось. На следующий год после революции был издан закон, который отделил религиозные организации от государственных структур.

Вся политика, как известно, стала отрицать религию и притеснять духовных деятелей – и буддисты не стали исключением. Практически все святыни были разрушены. Около двух тысяч лам подверглись ссылке, каторге, тюремным заключениям или даже расстрелам.

«Потепление» в отношении церкви наступило с окончанием Великой Отечественной войны. Тогда вновь открыли Агинский и Иволгинский дацаны. Возрождение учения Будды продолжалось и позже: в 91-м году в составе Иволгинского дацана основали знаменитый институт Даши Чойнхорлин, а всего в регионе насчитывалось двенадцать открытых монастырей.

До прихода русских у якутов была распространена традиционная религия Айыы

Для того чтобы понять к какой религии относятся якуты, необходимо знать, что это за народ. С точки зрения этнографии, якуты — это тюркский народ, принадлежащий к коренному населению Якутии. Самоназвание саха, множественное число сахалар.

Проживает он, главным образом, на территории Республики Якутия (Саха). Кроме того якуты также живут в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. На 2010 год в России проживало 478,1 якутов.

Современная якутская семья. Современные якуты придерживаются как традиционной религии Аар Айыы, так и православия. Фото: upload.wikimedia.org

Какую веру исповедуют якуты в России можно узнать как из справочников, так и из сообщений СМИ, при этом необходимо помнить о том, что в Российской Федерации нет государственной религии, поэтому вопрос о том, какая вера у якутского народа главная спорен.

До соприкосновения с русскими они были язычниками-шаманистами и исповедовали свою традиционную религию аар айыы.

Православие начало распространяться в Якутии с середины XVII в., по мере проникновения в край русских, первоначально это были казаки.

XVII
в этом веке в Якутии появилось православие

В наше же время на территории республики зарегистрированы три основные религии России, традиционная религия Якутии, а также иные религиозные общности. Таким образом ответить на вопрос: какая вера у якутов достаточно сложно.

Распространнение буддизма в Монголии

С ранних времен монголы культурно и духовно взаимодействовали с буддизмом. Считается, что буддизм развился в период Хунну, самых ранних монгольских предков. Историки предполагают, что жертвоприношения совершались на юго-западе империи Хунну возле трехметровой золотой статуи Будды.  

Му Инь, лидер Сумбе, знамя Му Иня монгольской нации, приказал, «Мы должны накапливать заслуги, совершая добрые дела и заставляя их расти, выполняя достойные поступки».

История говорит, что монгольское государство Нирун (4-6 вв. нашей эры) сделало буддизм своей государственной религией. Лама, названный Дхармаприйей на западе (нынешний Ганьсу) в 420 году стал учителем буддизма в государстве Нирун. Буддизм распространился через Монголию из турецкого ханства в Нирун и вплоть до конца уйгурского государства (IX-XI вв. н.э.).

Кидан-монголы, прежде чем возникла их собственная империя, основали первый буддийский монастырь в 902 году нашей эры.

Чингис Хаан, основавший единую Монгольскую империю, написал письмо тибетскому ламе Саджин Хамбо в 1206 году. В нем говорится: «Хотя я хочу пригласить вас, мои государственные дела еще не закончены. Помолись за меня.» В следующих письмах Чингис Хаан освобождал глав тибетской религии от налога. Некоторые из министров Чингис Хаана были буддийскими религиозными учеными.

Поощряя буддийскую религию, Өгөдэй Хаан (1229-1241) начал распространение буддизма в Харакоруме, которое завершилось в 1256 году в царствование Мөнх Хаана.

Буддизм процветал в империи Монголии Юань, основатель которой Хубилай-хаан (1215-1294) следовал политике монгольского хана, почитал и поддерживал буддизм. Он в 1260 году пригласил в свой дворец для написания книг Пагву Ламу Лодойжалцана из секты тибетских саджей и предложил ему возглавить лам штата Юнь в городе Шанд, вручив печать государственного учителя. Преемники Хубилая приветствовали лам в качестве пропагандистов буддийской идеологии, предоставив им титул государственных учителей.  

Самый сложный монгольский период — это 16-й век, неблагоприятное время для распространения буддизма. Во второй половине XVI века монгольский буддизм возродился в третий раз благодаря  поддержке монгольских лидеров, ученым и тибетским религиозным лидерам.

Среди значительных фигур этого возрождения были Өндөр Гэгээн Занабазар из Халха, Зая Пандида Лувсанпэрэнлэй, Зая Пандида Намхайжамц, Просвещенный Лама Чойзад, Нэйж Тойн, Пандида Аюуш-гүн из Хөх хота, Алтан Хан из Түмэд, Автай Сайн Хан из Халх, Лигдэн, Галдан Бошигт хана из Ойрада и Түмэн Сайн Ноён Хан.

В XIII веке Монголия познакомилась с тибетским буддизмом

Буддизм, как и христианство, имеет множество школ и традиций, хотя в целом они перекликаются общими чертами. Это учение, в котором за скобку вынесен вопрос существования Бога. Его не то, что отрицают, но вообще стараются о Нём не думать.

Куда важнее для буддиста — праведная жизнь, познание своей внутренней природы, отсутствие крайностей в религиозном пути. Аскетизм или праздность — это тупиковые пути в представлении буддиста. Куда правильнее жить умеренно, спокойно, взращивая в себе лучшие нравственные и духовные качества.

Храм живого Будды в Монголии. Фото: webmandry.com

Буддизм — это философия, стиль жизни и набор духовных практик.

Среди многочисленных его направлений монголов более всего привлёк тибетский буддизм. Это учение, сторонники которого убеждены, что некая личность сменяет воплощения, но остаётся во главе мира буддистов. Такую личность называют Далай-лама. Хотя, когда монголы только узнали о тибетском буддизме, такого представления ещё не существовало.

Утверждение тибетского буддизма в Монголии прошло в два этапа:

  1. XIII–XIV вв. Монголы присматриваются к лидерам этого духовного учения, приглашают к себе учителей, объявляют буддизм государственной религией. Большую поддержку ему оказывала династия Юань. После её краха и интерес к буддизму ослаб. На время влияние возвратил шаманизм.
  2. XVI век. Монголия вновь присматривается к тибетскому буддизму. Возникает титул Далай-ламы. В связи с этим тибетский буддизм часто называют ламаизмом. Тибет и Монголия сближаются, организовывают общую культуру и цивилизацию. В последующем тибетский буддизм значительно укрепляет свои позиции в Монголии.

Праздники и обряды

У бурят можно выделить два основных праздника – Тайлаган и Сагаалган. Тайлаган – это ежегодный праздник-обряд почитания и задабривания Духов, который чаще всего проводят в начале лета, а иногда весной. Шаманы приносят в жертву барана или лошадь, несут Духам подношение и просят благополучного года, урожайного лета, умножения скота и семейного счастья.

Вопрос-ответ

Как провести бурятский обряд «Ветер удачи» самостоятельно?

Валентин Хагдаев рассказывает, что во времена Советского Союза, когда религия была под запретом, проводить обряды и подношения было нельзя, поэтому обрядовый праздник попробовали заменить спортивным – Сурхарбаном. В итоге он стал частью Тайлагана и сейчас проводится каждое лето. На нём буряты соревнуются в национальных видах спорта: борьбе, стрельбе из лука и конных скачках.

Ещё один важный бурятский праздник – это Сагаалган или «Праздник белого месяца». Раньше его проводили в день осеннего равноденствия – 22 или 23 сентября. Однако внук Чингисхана хан Хубилай под влиянием буддизма перенёс праздник на конец февраля – начало марта. Праздник знаменует начало нового года, а «белый месяц» – это первый, «чистый» месяц грядущего года. Сагаалган отмечают и шаманисты, и буддисты. Сагаалган – это сугубо семейный праздник. Проводя обряд почитания старших, младшие дарят им подарки, а старшие после идут к старейшинам и дарят подарки им.

Эвенкийским праздником нового года многие называют летний праздник Икэнипкэ, хотя исторически это не совсем верно. Икэнипкэ – это обряд обновления шаманского бубна, знаменующий так же и начало нового года. Он проводится в конце мая – начале июня.

Скульптура и живопись Бурятии

Всемирно известным бурятским скульптором является Даши Намдаков.

Даши Намдаков: «Мое творчество построено на сказаниях Великой степи, где существовал высочайший уровень искусства, сумасшедший уровень красоты — тот же «звериный стиль» кочевников, великая культура — гунны, хунны, саки, от Черного моря до Китая. Это основа. Я много езжу и вижу. Живу в Лондоне, это, видимо, тоже откладывает отпечаток на работы».

В Улан-Удэ на улицах можно встретить множество скульптур, также на центральной площади находится самая большая голова Ленина в мире.

Маль-Бурятия и другие скульптуры

Современная бурятская живопись весьма разнообразна. Ниже представлены работы Зорикто Доржиева.

Зорикто Доржиев

Многие фото сделаны по материалам моих путешествий по Бурятии в 2012 и 2013 гг.

В наше время православие конкурирует с традиционной якутской религией

После того, как в России произошла революция 1917 года, православная церковь в Якутии подверглась гонениям.

Здесь в 1920-х годах началось массовое закрытие церквей и аресты священнослужителей, что постепенно привело к ликвидации всех духовных учреждений.

В результате церковная жизнь в Якутской епархии практически замерла, и ее объединили с Иркутской епархией. В 1920-х — 1930-х годах на ее территории параллельно существовала одноименная обновленческая епархия.

Якутский Преображенский собор Русской Православной Церкви. Возрождение православия в Якутии началось в 1990-х годах. Фото: drevo-info.ru

Возрождение православия на якутской земле началось 23 февраля 1993 года, когда Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято постановление о возрождении Якутско-Вилюйской епархии на территории Республики Саха (Якутия).

В настоящее время большинство жителей Якутии считает себя православными, при этом существует негласное противостояние православного священничества с представителями возрожденной традиционной религии Якутии.

Неоязычники считают, что для народа саха естественно придерживаться веры предков, которую в РПЦ не признают.

Какая вера у чукчей: шаманизм или православие?

Внешность

Цвет кожи бурят коричнево-бронзовый, лицо плоское и широкое, нос приплюснутый и небольшой. Глаза маленькие, расположены косо, в основном черного цвета, рот большой, борода редкая, волосы на голове черного цвета. Рост средний или малый, телосложение крепкое.

Одежда

У каждого бурятского рода есть своя национальная одежда, которая отличается большим разнообразием, особенно у женщин. У забайкальских бурят национальная одежда дэгэл — вид кафтана, пошитого из выделанной овчины. Наверху на груди опушенная вырезка треугольной формы. Опушены и рукава, суженные у кисти. Мех для опушения использовали разный, иногда очень ценный. В талии кафтан стягивали ременным кушаком. На него подвешивали нож и принадлежности для курения: кисет с табаком, огниво и ганзу — маленькую трубку из меди с коротким чубуком. В нагрудной части дэгэла вшивались 3 полосы разного цвета: внизу желто-красная, в середине черная и наверху разнообразные: зеленые, белые, синие. Первоначальным вариантом были желто-красные, черные и белые вышивки.

В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.

Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.

Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.

В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику. Остроконечный верх шапки является символом благополучия и процветания, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки символизирует солнце, которое освещает всю Вселенную своими лучами. Кисти обозначают лучи солнца. Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.

Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. На дэгэл нашиваются украшения из медных и серебряных пуговиц и монет. Женские халаты состоят из пришитой к юбке короткой кофты.

В качестве причесок девушки носят косички, заплетают их в количестве от 10 до 20 и украшают большим количеством монет. На шее женщины носят золотые или серебряные монеты, кораллы, в ушах — серьги огромных размеров, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром. Сзади ушей надевают подвески полты. На руках носят медные или серебряные бугаки — браслеты в виде обручей.

Мужчины, принадлежащие к духовному званию, подстригали волосы на передней части головы, сзади носили косичку, в которую часто вплетали конские волосы для густоты.

В наши дни

Статья по теме

Лекарство против кризиса. Пережить трудные времена поможет вера

В современном мире кроме классических шаманистов и двоеверов появились ещё и неошаманы или городские шаманы. Если обычные шаманы появляются в определённом роду, проходят обряд инициации, то в число неошаманов может войти любой человек. Для этого ему нужно прийти в городскую шаманскую общину, заплатить определённую сумму денег, пройти обучение и стать шаманом. После этого они остаются в общине и ведут постоянный приём верующих, которые приходят к ним со своими просьбами и обращениями. Валентин Хагдаев считает, что уход людей «в шаманы» связан с безработицей.

В последние годы шаманизм и культура коренных народов в целом столкнулись с новой проблемой: часть молодого поколения отказывается от культуры и религии своих предков. Например, Зоя Джуракулова, возглавляющая эвенкийскую общину в Казачинско-Ленском районе, сетует, что молодёжь не хочет учить язык и хранить традиции своего народа.

Впрочем, большая часть нового поколения придерживается своей веры. Как рассказал 25-летний Владимир из Осинского района, в его поселении все, независимо от возраста, почитают своих предков. Чаще всего это выражается на бытовом уровне. «Когда мы идём в лес, то просим о помощи Духов природы. Если нужно решить домашние дела, то обращаемся к предкам, – рассказал молодой человек. – Еще у бурят есть традиция «капать» молоком или водкой (небольшое количество жидкости выливают из стакана или рюмки на стол либо разбрызгивают пальцем по разным сторонам. – Ред.), как бы показывая предкам, что о них помнят и их чтят». Ещё один способ выразить почтение к Духам – рассыпать по ветру возле священных мест табак.

Такие обряды проводят не только коренные народы. Веры настолько тесно переплетаются, что такой традицией обзаводятся и люди других наций, например, русские. 

Белый праздник – Новый год

Как и в прошлые века, сегодня буряты очень любят праздники, на которых с удовольствием демонстрируют свои таланты и умения. Чаще всего торжества устраиваются в соответствии с календарным циклом или завершением важных работ на земле. Многие праздники бурят я бы назвала соревнованиями, где молодые люди демонстрируют удаль в верховой езде, стрельбе из лука, борьбе.

Сагаалган – один из самых любимых праздников детей и взрослых. Проще говоря, это тот же Новый год. Буряты празднуют его целые две недели, а главным цветом торжества является белый. И правда: в Новый год в Бурятии всё словно перекрашивается в белый цвет. 

На стол подаются блюда с молоком и творогом, гости непременно надевают белые одежды. Интересно, что в переводе с местного наречия название праздника переводится как «белоснежный месяц». 

Здесь важен не только цвет, но и его значение: в Бурятии белый оттенок считается воплощением чистоты, счастья, благородных помыслов. Именно поэтому накануне празднования в своих домах буряты проводят обряды очищения. Весь негатив, скопившийся за год, нужно «прогнать» из жилища, чтобы было место всему хорошему, о чём просят хозяева дома.

В XX веке буддизм в Монголии получил сильный удар от атеистов, но сегодня он возрождён

Мы можем увидеть много знакомого в истории Монголии прошлого века. Здесь тоже власть захватили атеисты, а религиозные деятели подверглись репрессиям. Монастыри не только закрывали, но и разрушали. Так что не один Советский Союз пережил столь мрачную для религии эпоху.

90-е годы стали переломным этапом, когда реанимированная религиозная жизнь обрела второе дыхание и начала возвращать утраченное влияние. И хотя в жизни тибетского буддизма в Монголии сегодня не всё идеально, эта религия остаётся наиболее популярной среди местных жителей.

Зачем нужна религия

Чуть больше 50% монголов сегодня называют себя буддистами.

В составе Российской Федерации

Центр Улан-Удэ

27 марта 1992 года Бурятская ССР была переименована в Республику Бурятия.

В результате выборов 1994 года Леонид Потапов стал первым Президентом и одновременно Председателем Правительства Республики Бурятия.

На президентских выборах 21 июня 1998 года, Леонид Потапов был избиран на второй президентский срок (63,3 % голосов избирателей, участвовавших в выборах).

23 июня 2002 года Леонид Потапов был избран Президентом Республики Бурятия на третий срок, одержав победу уже в первом туре выборов и набрав более 67 % голосов избирателей, значительно опередив своего основного соперника — депутата Государственной Думы Бато Семёнова.

4 июня 2007 года Президент России Владимир Путин внёс кандидатуру Вячеслава Наговицына на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия для наделения его полномочиями Президента Республики Бурятия. 15 июня Народный Хурал утвердил Вячеслава Наговицына в должности Президента, Председателя Правительства Республики Бурятия.

В июле 2011 Бурятия отметила 350-летие вхождения в состав России.

5 мая 2012 года Президент России Дмитрий Медведев внёс в Народный Хурал республики Бурятия кандидатуру Вячеслава Наговицына для наделения его полномочиями главы Республики Бурятия.

11 мая 2012 года Президент России Владимир Путин принял досрочную отставку президента Республики Бурятия, указ вступил в силу 12 мая 2012 года.

12 мая 2012 года Народный Хурал Республики Бурятия утвердил Вячеслава Наговицына на посту Главы Республики Бурятия. В тот же день в Оперном театре состоялась инаугурация Вячеслава Наговицына.

30 мая 2013 года Бурятия отметила 90-летие со дня образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector