Вера у узбеков: жизнь в стране, где свыше 95% мусульман

Язык

Литературный язык таджиков до XX века был единым с языком персов в Иране и назывался فارسی fārsī «персидский» или دری darī «придворный», язык двора. «Таджикскими» (تاجیکی tāǰīkī) иногда называли многочисленные разговорные формы этого языка (язык «таджиков», то есть персоязычного простонародья в противоположность языку аристократии и образованного класса), но в целом этот термин имел слабое распространение.

Советское строительство «таджикской нации» неотделимо от создания новой литературной формы, для названия которой был задействован неологизм таджикский язык. В основу таджикского языка СССР были положены северотаджикские говоры, наиболее сильно отошедшие от разговорной речи жителей Афганистана, Иранского Хорасана и особенно диалектов Западного Ирана, получившие литературную обработку в произведениях советских таджикских писателей во главе с Садриддином Айни, уроженцем Бухарского оазиса. При этом сами центры северотаджикской культуры, Самарканд и Бухара, оказались в Узбекской ССР. Важным шагом стал перевод с традиционной арабской письменности на латиницу, а затем и кириллицу (с 1940), применяемую для таджикского языка по сей день. Некоторые представители новой таджикской интеллигенции воспринимают данный шаг как целенаправленный отрыв таджикской общности СССР от остального персоязычного мира.

Несмотря на модернизацию и демократизацию таджикского языка, литературный язык (тадж. забони адабӣ) в целом продолжает традиции фарси-дари, классические произведения на котором таджики традиционно считают не только персидскими, но и своими тоже, и чётко противопоставляется разговорной речи (тадж. забони куча «язык улицы», тадж. забони бозор «язык базара»), существенно отошедшей от классического прототипа и подвергшейся значительному влиянию узбекского и русского языков.

Вариант персидского, используемый в Афганистане, во многом сближается с таджикским языком, и образует с ним единый «восточноперсидский континуум» (в противоположность «западному» фарси Ирана). В 1964 году ему было официально присвоено древнее название «дари».

Эффект

Вооруженные конфликты могут способствовать укреплению этнической идентичности — и это находит отражение в политике. Анализ выборов в послевоенной Боснии, например, показал, что общины, больше пострадавшие от войны, активнее голосовали за партии этнического характера. «В таких условиях связи внутри этнических групп могут усиливаться, а недоверие между группами — расти, — заключали авторы. — Все это способствует политизации этнического фактора, и партии этим пользуются».

Подобное происходило и в Афганистане. На президентских выборах, прошедших в 2009 году, пуштуны в основном голосовали за кандидатов-пуштунов (включая победившего Хамида Карзая), таджики — за таджика Абдуллу Абдуллу, хазарейцы — за хазарейца Рамазана Башардоста. На более ранних выборах в 2004 году подавляющее большинство пуштунов также поддержало Карзая, большинство узбеков — Рашида Дустума, и на парламентских выборах в 2005 году голосование шло по такому же принципу.

Хотя названия основных партий подчеркивают религиозную, то есть исламскую, принадлежность, а не тот или иной этнос, отношение к ним, отмечалось в исследовании середины 2000-х годов, формировалось в зависимости от их связей с этническими группами — как к «узбекской», «таджикской» или «хазарейской» партиям. Так произошло в случае с «Исламским обществом Афганистана», которое в основном объединило таджиков.

С другой стороны, ситуация может быть сложнее, чем просто поддержка «своих». Экспериментальный анализ Международного центра роста, опубликованный в 2019 году, показал, что хотя жители северных провинций Афганистана действительно склонны поддерживать кандидатов-соплеменников, их выбор может определяться не столько лояльностью к «своим», сколько недоверием и негативным отношением к «чужим».

Президентские выборы 2014 года, хотя и сопровождались значительными нарушениями, стали примером того, как политики, представляющие одну из этнических групп, могут апеллировать к другим. В них участвовали всего два кандидата — пуштун Ашраф Гани и таджик Абдулла Абдулла. Результаты показали, что за первого проголосовало большинство узбекской общины, за второго — большинство хазарейцев. В итоге выборы завершились разделом власти — Гани стал президентом, его соперник получил пост премьер-министра.

Все это, отмечают социологи из Сиднейского университета, может служить подтверждением роли этнического фактора. Исследователи указывали, что при отсутствии собственного кандидата группы в основном голосуют солидарно, рассчитывая на поддержку элит, представляющих претендента на власть, — но также и связанных с этим ограничений.

«Этническая идентификация учитывается при политическом торге между элитами, она может использоваться ими для мобилизации людей, — констатируют они. — Но в повседневной жизни существенную роль по-прежнему играют местные и родственные связи, а также механизмы покровительства, на которые люди полагаются в условиях слабости государственных институтов».

Наш чахт и поздравление Аллаха

Я выбил себе командировку от двух московских газет и сентябрьским днем уже сходил по трапу самолета в Оше. В самолете я познакомился с соседом, который оказался душанбинским памирцем. Он летел на родину предков через Москву. Я рассказал ему о своих делах, он мне — о своих. Он знал моих друзей, поскольку памирцы умудряются знать друг друга и почти безошибочно определять, кто из какого района или рода. Замечу, что до войны население Горного Бадахшана составляло около 200 тысяч человек. Здесь был самый высокий для Таджикистана уровень представительства людей с высшим образованием. Я говорю «памирцы» обобщенно, как называют их остальные таджики и как они сами себя называют. На самом деле на Памире, в изолированных ущельях испокон веков жили шугнанцы, рушанцы, язгулямцы, ишкашимцы, сарыкольцы, бартангцы, мунджанцы, ваханцы. Памироведы насчитывают около 10 языков и диалектов, которые могут быть непонятны представителю соседнего наречия, но все восходят к общей восточно-иранской ветви языков. Исключение составляют диалекты современных ишкашимцев и ванджцев, понятные всем, поскольку они уже говорят на таджикском-фарси.

Горячий плотный пряный воздух Азии ударил в ноздри сразу же, как только я вынырнул из Тушки. Мой попутчик по имени Муборакшо, что можно перевести как Царское Поздравление, быстро сориентировался в Оше. В этот город во время таджикской гражданской войны приходила гуманитарная помощь для голодающих жителей Горно-Бадахшанской области от имама исмаилитов Ага-Хана. Я уже не помню номер ПМК, где базировались грузовики, приходившие порожняком за мукой, чаем и сахаром из областного центра Хорог, но когда мы оказались в этом ПМК, стало понятно, что мы на верном пути. Отовсюду звучала гортанная памирская шугнанская речь, своими переливами похожая на пение иволги, дрозда и жаворонка. Десятки грузовиков. Одни грузились, другие ждали остальных. Экипажи молодых и веселых парней, лежа поверх груза, оживленно перешучивались, подначивая друг друга и взрываясь хохотом. Каждая удачная шутка сопровождалась одобрением слушателей в виде хлопка правой ладонью по правой ладони шутника. Так делают волейболисты после удачного мяча или блока.

Муборакшо быстро нашел машину без пассажиров и договорился с водителем. Из обрывков разговора я понял несколько слов, среди которых особо примечательно слово «чахт». Таджикский аналог этого слова «чап» — «левый». Однако речь идет не о левом заработке. «Чахт» — «левый» — на памирском сленге означает «таджик», то есть — не памирец. Соответственно, «чахтен» — «левые», «неправильные» — это остальные таджики. Надо отметить, что иранская культура в целом является правосторонней культурой. Здесь принято не только здороваться, держать ложку и писать правой рукой, но и подавать, передавать что-либо, и входить в дом с правой ноги. Я замечал, что все таджики, да и я сам тоже, испытывали некоторое неудобство в начале военной строевой подготовки при команде «шагом марш». Я был в недоумении и замешательстве: почему нужно начинать ходьбу с левой ноги? Так вот, памирцы себя — в противоположность остальным таджикам — называют «Ростен», то есть «правые» или «правильные». Впрочем, кроме того я разобрал слово «маш», что значит «наш». Вместе «маш чахт» означало: не беспокойся, это наш, «свой левый».

Физические особенности

Антропологически таджики (в особенности горные) относятся к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы. У равнинных таджиков отмечается примесь монголоидных элементов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, давал следующее описание таджиков:

В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, чёрные ресницы, густые тёмно-русые волосы, густая борода.

Таджика характеризуют тёмные волосы и глаза, и от среднего по смуглости до светлого цвета кожи. Светлые волосы и глаза встречаются у «горных таджиков» Бадахшана. Часть таджиков Центральной Азии с примесью этнических черт тюрков, тогда как в отдалённых горных областях таджики несколько лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Небольшой группе таджиков Афганистана также присущи черты тюрко-монгольских этносов (вероятно, влияние хазарейцев и/или узбеков). Кроме того, несмотря на общие этнические корни, таджиков-суннитов часто отличают от других иранцев-шиитов по религиозному направлению. На этом фоне таджики в целом выглядят как эклектичный этнос с широким диапазоном фенотипов.

Древнейшая история

История религии в Таджикистане уходит в далекую древность, связанную с удивительным периодом завоеваний Александра Македонского, который принес в эти далекие от Европы земли греческую цивилизацию и, соответственно, греческую религию, которая причудливо соединилась с местными культами.

Древнейшие культы, существовавшие на территории нынешнего Таджикистана, были связаны с присвоением различных качеств природным явлениям, стихиям и небесным телам, таким как Луна, звезды, и в первую очередь — Солнце. Впоследствии эти примитивные верования в сильно переработанном виде послужили благоприятным субстратом для распространения в регионе зороастризма.

Другие религии

Следующей по величине религиозной общиной предположительно является русское православие, историческая вера многих украинцев, а также русских. Собор в Душанбе, Святой Николай, служит православной общине. К концу советской эпохи в Таджикистане также проживало небольшое количество людей, принадлежащих к другим христианским конфессиям, включая католиков (изначально большинство из них были выходцами из Германии, но также и таджиков), адвентистов седьмого дня и баптистов. Существовало также небольшое армянское меньшинство, большинство членов которого исторически принадлежали к Армянской апостольской (григорианской) церкви. Другие религиозные группы включали зороастрийцев и небольшое количество евреев и бахаи. Число приверженцев этих религий меньшинств, вероятно, резко сократилось в 1990-х годах из-за волны эмиграции из Таджикистана в ранний период независимости.

Римский католицизм

Территория Таджикистана образует миссия суи юрис. По последним данным в Annuario Pontificio, в Таджикистане 326 католиков при населении более 7,1 миллиона человек. В Таджикистане три прихода.

Другие религии

Следующей по величине религиозной общиной предположительно является русское православие, историческая вера многих украинцев, а также русских. Собор в Душанбе, Святой Николай, служит православной общине. К концу советской эпохи в Таджикистане также проживало небольшое количество людей, принадлежащих к другим христианским конфессиям, включая католиков (изначально большинство из них были выходцами из Германии, но также и таджиков), адвентистов седьмого дня и баптистов. Существовало также небольшое армянское меньшинство, большинство членов которого исторически принадлежали к Армянской апостольской (григорианской) церкви. Другие религиозные группы включали зороастрийцев и небольшое количество евреев и бахаи. Число приверженцев этих религий меньшинств, вероятно, резко сократилось в 1990-х годах из-за волны эмиграции из Таджикистана в ранний период независимости.

Римский католицизм

Территория Таджикистана образует миссия суи юрис. По последним данным в Annuario Pontificio, в Таджикистане 326 католиков при населении более 7,1 миллиона человек. В Таджикистане три прихода.

Исторические особенности общественного строя

Общественный уклад узбекского населения до революции был неоднороден в связи с неоднородностью самого этнического состава и происхождения узбеков. Грубо говоря, их можно было разделить на две части, и память об этом делении сохраняется до сих пор. Одни, называвшиеся прежде «сартами», — это тюркизированные потомки древнего аборигенного населения; они составляли чисто оседлое население кишлаков и городов, в массе своей это были крестьяне-дехкане и городские ремесленники. В их общественном быту не сохранилось ни следа родоплеменных, отношений, утраченных их предками, вероятно, тысячелетия тому назад. Из архаических форм быта сохранялось только общинное право водопользования, но и оно было, как уже говорилось выше, видоизменено в интересах господствующих помещичьих и кулацко-байских групп. Узбекский (как и таджикский) дехканин, городской ремесленник жестоко страдали от феодально-крепостнического гнета, а в последние десятилетия перед революцией — и от проникавшего капитализма. Нарождался и немногочисленный пролетариат.

Другая группа населения, называвшаяся собственно «узбеками», — это потомки узбеков Шейбани и других кочевых народов, в разные времена проникавших в оазисы Средней Азии. Среди них сохранялись следы родоплеменных делений, и многие из них помнят их еще и теперь. Таково узбекское население северной части Хорезма, части Ферганы, района Бухары, южного Таджикистана. Однако общественный быт и этих «родо-племенных» узбеков, мало отличался от общественного быта «сартов», — с той разницей, что они составляли почти целиком сельское, а не городское население. Феодально-крепостнические отношения были у них не меньше развиты.

В семейном быту узбеков, как и у таджиков, держались чисто патриархальные формы, культивировавшиеся всем строем азиатско- деспотического государства и влиянием ислама. Самая тяжелая черта этого азиатско-патриархального быта состояла в неравноправии женщин. Узбекская женщина, как и таджичка, считалась бесправным существом, не только отстраненным от общественной жизни, но и в семье она находилась под полной властью отца, а потом мужа. Это выражалось в обычае продажи женщины замуж (калым), в затворничестве женщины, в обязательном закрывании лица.

Подчиненное положение женщины и разобщение полов (в особенности в городах, потому что в кишлаках это было не так заметно) представляло собой один из вреднейших пережитков старины. И этот пережиток действовал вредно не только на женщин, которые были непосредственно страдающей стороной, но и на весь быт городского населения Средней Азии. В связи с этим складывались такие уродливые формы, как своеобразный институт «бачей».

Бача — это мальчик-плясун; пляски бачей — одно из национальных развлечений, которое до революции было широко распространено в городах Средней Азии. Обычай воспитания и демонстрирования красивых мальчиков-бачей был связан с практикой гомосексуализма и, несомненно, был результатом традиции женского затворничества, взаимной отчужденности полов.

Свобода религии

Конституция предусматривает свободу вероисповедания, и правительство в целом соблюдало это право на практике; однако были некоторые проблемы.

Статус уважения к свободе вероисповедания за последние годы снизился. Политика правительства отражала озабоченность исламским экстремизмом, озабоченность которой разделяет большая часть населения. Правительство активно следило за деятельностью религиозных организаций, чтобы не допустить их превращения в откровенно политическую. Официально зарегистрированные мечети не закрывались, хотя правительство закрыло несколько незарегистрированных мечетей, молельных залов и медресе, а также затруднило процесс регистрации для открытия новых мечетей. Политика Министерства образования запрещает девочкам носить хиджаб в государственных школах. Правительство использовало процесс регистрации, чтобы воспрепятствовать религиозной деятельности некоторых организаций. Некоторые религиозные организации и отдельные лица подвергались преследованиям, временному задержанию и допросам со стороны государственных органов.

В настоящее время Таджикистан уникален в мире, потому что лицам младше 18 лет запрещено публично исповедовать религию, в том числе посещать мечети. Правительство не разрешает женщинам входить в некоторые мечети. Кроме того, правительство вводит строгие ограничения на хадж посещает преданных и, как сообщается, преследует их, насильно сбривая им бороды после того, как их окружили.

Некоторые ведущие мусульманские лидеры время от времени выражали в проповедях и статьях в прессе свое мнение о том, что группы религиозных меньшинств подрывают национальное единство. Правительство, включая президента Эмомали Рахмон, продолжал провозглашать политику активного секуляризма.

Под чужеземным влиянием

На культуру таджиков, их образ жизни и язык значительно повлияли другие могущественные народы под властью которых находилось население регионов. Немалую роль в становлении этноса сыграли персы.

Посланник кастильского короля, Руй Гонсалес де Клавихо, в своих заметках о таджиках отмечал:

Из этого сообщения становится ясно, что на территории Таджикистана население использовало диалект персидского языка, что в дальнейшем отразился на формировании местных лингвистических особенностей.

В V-VI веках в молодом таджикском обществе наблюдается переход к феодальным взаимоотношениям. Такой принцип взаимодействий продлится много веков, однако будет претерпевать незначительные изменения. Экономический подъём, предшествовавший завоеваниям арабских племён, становится причиной серьёзного социального расслоения.

В дальнейшем таджики вынуждены были вести борьбу с арабами, однако не смогли противостоять их натиску, а земли Таджикистана стали частью Арабского халифата. В ту пору многие города были уничтожены, таджикская культура находилась в плачевном состоянии, переживая свой упадок.

А. Голованова «Таджики» / artvladivostok.ru

Что говорит этимология, и при чем здесь «тазик»?

Считается, что современное слово «таджик» в Средние века звучало немного по-другому. Среди разных народов в различные эпохи звучали такие варианты, как «тази́», «тази́к», «тажи́к», «тежи́к» и т. д. Гласные и согласные чередуются, и это естественный процесс развития языков. Например, русское слово «магазин» произошло от арабского «махзан» (مخزن). Как видно, некоторые звуки видоизменились. Примерно похожий процесс произошел со словом «таджик».

Кого же называли «тази́ками», а затем «таджиками»? Разберем наиболее вероятную версию.

Еще в 7 веке, когда на территории Ближнего Востока существовала Сасанидская империя, у ее границ жили арабские племена, которых иранцы называли «тази́» (или «тази́к»).

Эти самые «тази» вскоре захватили добрую половину Азии, распространили ислам и образовали Халифат.

Получается, что изначально таджиками называли арабов, распространивших мусульманское вероучение по всему Востоку.

Но к XI веку все изменилось: слово «тази» прижилось среди тюркских народов, и этим словом стали называть уже иранцев, которые, как и арабы, распространяли ислам по Центральной Азии.

Слово «таджик» стало относиться к ираноязычным народам, которые отличались от тюркского населения. 

Таджик сегодня – кто это?

Как и Таджикистан, свое окончательное значение слово «таджик» получило уже в XX веке. Сегодня таджиками называют жителей Таджикистана, а также выходцев из Таджикистана за рубежом.

Кроме того, таджиками нередко называют афганцев, говорящих на дари, который считается «братом» таджикского.

Таджиками также считаются жители Бухары и Самарканда в Узбекистане. И в целом таджик – это тот житель Центральной Азии, который говорит на иранском языке.

Слово «таджик», как и сам народ, обладает окутанной тайнами и загадками историей. Однако даже простое, народное объяснение таджика как «носителя короны» красноречиво говорит о сильном характере народа. 

В составе Российской империи

Важнейшие события истории Таджикистана происходят во второй половине XIX века, когда территории таджиков примыкают к России. Находясь в противостоянии с Англией, Российская империя нуждалась в новых землях и рынках сбыта, благодаря чему происходит покорение Средней Азии. Увы, для населения Таджикистана эти времена оказались крайне сложными.

Большинство людей находилось как под властью своих правителей, так и под русскими, что усугубляло ситуацию. Недовольство людей выливалось в постоянные бунты и восстания. Несмотря на это, нельзя оценить и положительные стороны присоединения земель к России.

Таджики получили возможность улучшить торговлю в своём регионе, разрешили междоусобицы, прежде создававшие нестабильную обстановку. Кроме того, начинается активный культурный обмен с русскими, что способствовало укреплению отношений и образованию классового построения общества.

С. М. Прокудин-Горский «Самарканд, 1911 год»

В прежние времена Таджикская ССР считалась не слишком развитым регионом, но сегодня благодаря усилиям самих таджиков республика следует собственным принципам, уделяя немалое внимание реализации экономическому потенциалу. Конечно сегодня в Таджикистане немало проблемных аспектов, к примеру, незначительная урбанизация или постоянные миграции людей

Но хочется верить, что эти сложности народ сумеет преодолеть, ведь, как показывает история, таджики — стойкие и сильные люди

Конечно сегодня в Таджикистане немало проблемных аспектов, к примеру, незначительная урбанизация или постоянные миграции людей. Но хочется верить, что эти сложности народ сумеет преодолеть, ведь, как показывает история, таджики — стойкие и сильные люди.

Физические особенности

Антропологически таджики (в особенности горные) относятся к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы. У равнинных таджиков отмечается примесь монголоидных элементов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, давал следующее описание таджиков:

В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, чёрные ресницы, густые тёмно-русые волосы, густая борода.

Таджика характеризуют тёмные волосы и глаза, и от среднего по смуглости до светлого цвета кожи. Светлые волосы и глаза встречаются у «горных таджиков» Бадахшана. Часть таджиков Центральной Азии с примесью этнических черт тюрков, тогда как в отдалённых горных областях таджики несколько лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Небольшой группе таджиков Афганистана также присущи черты тюрко-монгольских этносов (вероятно, влияние хазарейцев и/или узбеков). Кроме того, несмотря на общие этнические корни, таджиков-суннитов часто отличают от других иранцев-шиитов по религиозному направлению. На этом фоне таджики в целом выглядят как эклектичный этнос с широким диапазоном фенотипов.

Свобода религии

Конституция предусматривает свободу вероисповедания, и правительство в целом соблюдало это право на практике; однако были некоторые вопросы, вызывающие беспокойство.

Статус уважения к свободе вероисповедания за последние годы снизился. Политика правительства отражала озабоченность исламским экстремизмом, озабоченность, которую разделяет большая часть населения. Правительство активно контролирует деятельность религиозных организаций, чтобы не допустить их превращения в откровенно политическую. Официально зарегистрированные мечети не закрывались, хотя правительство закрыло несколько незарегистрированных мечетей, молельных залов и медресе и затруднило процесс регистрации для открытия новых мечетей. Политика Министерства образования запрещает девочкам носить хиджаб в государственных школах. Правительство использовало процесс регистрации, чтобы воспрепятствовать религиозной деятельности некоторых организаций. Некоторые религиозные организации и отдельные лица подвергались преследованиям, временному задержанию и допросам со стороны государственных органов.

По состоянию на 2013 год Таджикистан был уникальным городом в мире, поскольку лицам младше 18 лет было запрещено публично исповедовать религию, в том числе посещать мечети. Правительство не разрешает женщинам входить в некоторые мечети. Кроме того, правительство вводит строгие ограничения на посещение хаджа и, как сообщается, преследует преданных, насильно сбривая их бороды после их задержания.

Некоторые основные мусульманские лидеры время от времени выражали в проповедях и статьях в прессе свое мнение о том, что группы религиозных меньшинств подрывают национальное единство. Правительство, включая президента Эмомали Рахмона , продолжало проводить политику активного секуляризма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector