2689,месопотамия

Борьба за гегемонию в Древнем Двуречье

Первым централизованным государством стало Аккадское царство. Его основан Саргон Древний и оно существовало в XXIV-XXII в. до н.э. Аккад пришел в упадок из-за сильной засухи и Междуречье было завоевано племенами кутиев. В период их господства наиболее выдающимся правителем стал Гудеа из Лагаша в XXII веке до н.э. К XXI веку до н.э. кути были разгромлены и в регионе появилось еще более крупное государство – Шумеро-Аккадское царство, в нем правила III династия Ура. С этим периодом связан расцвет шумерской культуры. Оно погибло под ударами амореев и эламитов.

К XVIII веку до н.э. за лидерство в регионе боролись царства: Вавилон, Мари и Эшнунна. Победителем вышел Вавилон и самым известным его правителем стал Хаммурапи в 1792-1750 г. до н.э.

Вавилонское царство также пришел в упадок из-за изменений климата и лидерство в регионе перешло к хеттам. Во II тыс. до н.э. в регионе появились новые центры – Ашшур, Уркеш и Ниневия. Их основали ассирийцы и хурриты. К концу II тыс. до н.э. в регионе доминировали ассирийцы.

Рис. 3. Государства Древнего Двуречья.

Что мы узнали?

В курсе истории 5 класса школьники кратко проходят что такое Двуречье. Это интересный период мировой истории, так как территория современных Ирака и Сирии стала одним из древнейших центров цивилизации на планете.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

предыстория

Древнейшие археологические следы поселения относятся к середине 11 тысячелетия до нашей эры. До н.э. на среднем Евфрате в Мурейбете , где в круглых домах были найдены закопанные черепа быков. Можно смело предположить, что подобные условия существовали и в соседних регионах, поскольку характер находок представляет собой типичные признаки всей Месопотамии. С 10 тысячелетия до нашей эры. Можно найти моделированные женские фигуры. Обсидиан в небольших количествах предполагает торговлю с Каппадокией . Найденные обсидиановые лезвия — свидетельство ранней торговли.

К 8700 г. до н.э. Наблюдается архитектурный прогресс. Ранее круглые жилища были преобразованы в угловые дома, которые теперь также имеют несколько комнат. Остатки зерна в силосах указывают на первые сельскохозяйственные работы. Примерно с 7700 г. до н.э. Все дома, в которых были найдены человеческие черепа, имеют угловатый стиль. Особое расположение показывает сходство с культом мертвых в Иерихоне . С 7 тысячелетия до нашей эры. Самые старые свидетельства керамики относятся к 4 веку до нашей эры . Объекты демонстрируют меняющиеся мотивы и техники, которые указывают на длительный процесс развития на протяжении нескольких столетий. С 6-го тысячелетия до нашей эры. Впервые обожженная глина может быть обнаружена в доисторических моделях гончарного круга недалеко от Киркука. В Месопотамии, среди прочего, изобрел семидневную неделю, определил систему измерения, определяющую круг на 360 градусов.

Южная Месопотамия

Заселение началось между 5000 и 4000 гг. До н.э. В период Обеда . Земледельцы заселили земли между Вавилоном и Персидским заливом, и здесь начали практиковать первое сельское хозяйство. Возникло разделение труда , был изобретен гончарный круг , построены храмы из сырцовых кирпичей . Начиная с периода Уруков (4000–3100 гг. До н.э.) возникли города и зародилась письменность , которая превратилась из системы пиктограмм в шумерскую клинопись .

Центральная Месопотамия

Наиболее важными местами равнинных долин Центральной Месопотамии были Сиппар , Дур-Куригалзу и Опис . Район ограничивался низовьем Диялы и верховьями нижнего Заба . В основном выращивалось зерно

Однако самой важной отраслью экономики было производство смолы и дегтя в районе Описа.

Северная Месопотамия

Особую роль играли в 4-м и 3-м тысячелетиях до нашей эры. До н.э. также северная Месопотамия, которую в просторечии иногда называют Верхней Месопотамией. Это включало районы в верховьях Евфрата, Тигра и Хабура . Важные города возникли там, такие как Wasshukani, Нузите / Киркук, мари , Ebla , Хам , Хамукар , Скажите Халаф / Халеб , Nabada , Ниневие , Урфу , Харран , Нисибис , а также Ассуры (город) .

Во второй половине 3-го тысячелетия до н. Э. Кроме того, в этой области может быть зафиксирована единообразная культура, которая, среди прочего, характеризовалась стандартизированным комплексом акрополя с дворцом и храмами в центре холма поселения.

Рядом с Киркуком, в деревне Ярмо , были изготовлены первые глиняные чашки и сосуды для повседневного использования: около 5000 г. до н.э. До н.э., также как массовый продукт, невероятное нововведение для человечества, которое раньше на протяжении сотен тысяч лет пил воду руками или из обработанных шкур животных.

География

Месопотамия (др.-греч. Μεσοποταμία «Междуречье») — область в Передней Азии между реками Тигр и Евфрат. Как географическое целое образована Месопотамской низменностью — неглубокой впадиной между Аравийским плато и Иранским нагорьем. Границы Месопотамии на севере: горы Армянского нагорья, на юге — берег Персидского залива, на западе — Сирийско-Месопотамская степь, на востоке — Иранское нагорье. Выделяют две части страны — Верхнюю (Северную) и Южную (Нижнюю) Месопотамию, значительно отличающиеся по природным условиям; примерная граница между ними проходит по линии современных городов Хит—Самарра. Иногда под Месопотамией понимают всю территорию в бассейне Тигра, Евфрата и Каруна — так называемая Большая Месопотамия (англ. Greater Mesopotamia).

Верхняя Месопотамия

Ландшафт Верхней Месопотамии. Река Тигр в районе Мосула, Ирак

Верхняя (Северная) Месопотамия — занимает плато Джезире, Ассирию и прилегающие предгорья (Тавра и Загроса). Через Верхнюю Месопотамию проходит среднее течение Тигра и Евфрата и долины их притоков — рек Белих, Хабур, Большой и Малый Заб. Климат преимущественно субтропический, на юге — тропический. Джезире (Эль-Джазира, араб. «остров») — обширная равнина, пересечённая невысокой грядой Джебель-Синджар; значительная часть её покрыта cухими степями (полупустынями), переходящими на юге в голое плато — «гипсовую» пустыню. Ассирия — усеянная холмами каменистая степь с участками хорошей земли, пригодной для возделывания. Ландшафт Верхней Месопотамии сравнительно однообразен и уныл: бо́льшую часть времени он пустынен и гол, но весной покрывается травами и цветами (тюльпаны, крокусы); по берегам рек, в селениях обычны пирамидальные тополя. Лишь в предгорьях и на прилегающих горных склонах встречаются заросли кустарников (миндаль, фисташка, кизил) и рощи из низкорослого дуба, реже — хвойных деревьев. При приближении к южной пустынной зоне растительность становится редкой (преимущественно полынь) и исчезает вовсе. Наиболее плодородные земли лежат на севере (часть так называемого гористого обрамления Плодородного Полумесяца), наименее плодородные — на юге («гипсовая» пустыня).

Нижняя Месопотамия

Ландшафт Нижней Месопотамии. Река Дияла в районе Багдада, Ирак

Нижняя (Южная) Месопотамия — охватывает аллювиальную долину Тигра и Евфрата (совр. Южный Ирак); иногда именуется Ирак, Эль-Ирак (араб. العراق «берег, побережье»). Через Южную Месопотамию проходит нижнее течение Евфрата, Тигра и долина притока последнего — реки Диялы. Низкий уклон течения двух рек обуславливал частые миграции их русел, образование многочисленных рукавов, мелководных стариц, заболоченных участков; вся равнина Нижней Месопотамии сложена мощным слоем речных наносов (аллювия), остававшихся после ежегодных паводков. Климат жаркий, тропический. Высокие температуры (до 50°С летом) в сочетании со значительной влажностью, отсутствием естественной тени и обилием насекомых — переносчиков разнообразных болезней — делают Южную Месопотамию неблагоприятной для жизни человека. Исконный ландшафт однообразен: плоская равнинная пустыня, с тростниковыми зарослями у заболоченных водоемов; введение в доисторическое время культуры финиковой пальмы (основы местного, ярусного садоводства) сделали это растение обычным для Нижней Месопотамии и современного Ирака. Исконный растительный мир скудный: помимо тростника, растут тамариск, полынь; по берегам рек встречаются ивы. Главное богатство Нижней Месопотамии — аллювиальные почвы, отличающиеся особым плодородием, но их использование было возможно только с применением искусственного орошения (ирригации).

Археология

Основные места археологических раскопок

Регион Современные (античные) названия
Северная Месопотамия Балават (Имгур-Энлил) • Дрехем (Пузриш-Даган) • Эрбиль • Хатра • Хорсабад (Дур-Шаррукин) • Киркук (Аррапха) • Нимруд (Кальху) • Калат-Шаркат (Ашшур) • Тель-Куюнджик (Ниневия) • Тель-Лейлан (Шубат-Энлиль) • Тулул-эль-Акар (Кар-Тукульти-Нинурта) • Иорган-тепе (Нузи)
Река Дияле Хафадже (Тутуб) • Тель-Асмар (Эшнунна) • Тель-Ишчали (Неребтум)
Южная Месопотамия Абу-Хабба (Сиппар) • Эль-Хиба (Лагаш) • Эль-Мадаин (Ктесифон) • Акар-Куф (Дур-Куригальзу) • Вавилон (Вавилон) • Бирс-Нимруд (Борсиппа) • Бисмая (Адаб) • Джемдет-Наср • Ишан-Бахрият (Исин) • Тель-Абу-Шахрейн (Эриду) • Тель-эль-Мукайяр (Ур) • Тель-эль-Ухеймир (Киш) • Тель-Джоха (Умма) • Тель-Фара (Шуруппак) • Тель-Хармаль (Шадуппум) • Тель-Нуффар (Ниппур) • Тель-Сенкере (Ларса) • Тель-Укаир (Урум) • Телло (Гирсу) • Варка (Урук, Орхоя)
Река Хабур Тель-Бейдар (Набада) • Тель-Брак (Нагар) • Тель-Халаф (Гузана) • Тель-Мозан (Уркеш)
Река Евфрат Арслан-таш (Хадату) • Тель-Ахмар (Тиль-Барсип) • Телль-Ашара (Терка) • Телль-Харири (Мари)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный тест выявит уровень знаний учащихся по данной теме.

Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса «История Древнего мира» /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )

Тесты для учащихся 5 класса — текущий, итоговый контроль.

Урок истории «Древнее Двуречье»

Данный урок первый в изучении темы «Западная Азия в древности», на уроке учащиеся учатся работать с историческим документом и контурной картой.

Тест по теме Древнее Двуречье

Тест по теме Двуречье.

Урок истории «Древнее Двуречье»

Урок истории на тему «Древнее Двуречье».

Тест по истории Древнего мира по теме «Древнее Междуречье», тест «Древний Рим»

Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме «Древнее междуречье», «Древний Рим».

В данном материале представлен итоговый тест по истории Древнего Египта для учащихся 5 классов. Работа может быть использована как для повторения пройденного материала, так и для итогового контроля. 5.

Источник



Природные условия

Как и Древний Египет, долину Месопотамии историки называют речной цивилизацией, потому что жизнь ее жителей напрямую зависела от состояния рек — Тигра и Евфрата. С окончанием зимы в долине происходили разливы рек, которые были настолько бурными, что часто сносили местные жилища, загоны для скота. Чтобы защитить себя от наводнений, жители Междуречья научились рыть каналы. Через них утекали излишки воды, которую сохраняли для дальнейшего орошения полей.

Несмотря на то, что природные условия Месопотамии были благоприятны для развития земледелия, местным жителям приходилось прилагать огромные усилия, чтобы получить богатый урожай. Только общими силами они могли вырыть оросительные каналы, возвести специальные заграждения от бурных разливов рек. Совместная организация труда объединяла людей, способствовала преобразованию первых поселений в города-государства.

Помимо земледелия, в Древнем Междуречье были развиты ремесла: кожевенное, ткацкое, гончарное и ювелирное дело. Так как большинство торговых связей в Месопотамии проходило по рекам, здесь было развито кораблестроение.

Климатические особенности Южного и Северного Междуречья

Климат Междуречья был сухим и жарким. В южной части долины летом температура в тени достигала 50 градусов. Зима была мягкой, относительно теплой. В северной области Междуречья нередко выпадали дожди, а зимой даже шел снег. После бурных разливов рек в низинах образовывались болота, на горах и возвышенностях, наоборот, почва полностью высыхала, покрываясь крупными трещинами.

В южном районе Междуречья выращивали ячмень, кунжут, пшеницу, разводили свиней. Здесь хорошо росли финиковые пальмы, которые имели большое значение в хозяйственной жизни страны. В северных районах разводили коз и овец, различные виды домашней птицы.

Как на юге, так и на севере, природа не радовала жителей залежами металлов, камня. Поэтому главным строительным материалом в долине Месопотамии была глина, из которой сооружали дворцы, храмы, жилые дома. По сравнению с камнем, большие глиняные кирпичи были непрочными, поэтому оборонительные стены городов Междуречья строили максимально широкими.

Развитие земледелия.

Те шумерские племена, которые поселились в Двуречье, смогли уже в глубокой древности приступить в различных местах долины к осушению болотистой почвы и к использованию вод Евфрата, а затем и Нижнего Тигра, создавая основу ирригационного земледелия. Аллювиальная (наносная) почва долины была мягкой и рыхлой, а берега были низкими; поэтому можно было даже несовершенными орудиями труда сооружать каналы и запруды-водохранилища, дамбы и плотины. Проведение всех этих работ требовало большого количества рабочих рук, поэтому оно было не под силу ни отдельной семье, ни первобытной общине, ни даже небольшому объединению подобных общин. Оно становилось возможным на иной, более высокой ступени общественного развитая, когда происходило объединение многих общин.

Работы над созданием ирригационного хозяйства были возможны только при определённом уровне развития техники, но они в свою очередь неизбежно должны были содействовать дальнейшему развитию сельскохознйственной техники, а также усовершенствованию тех орудий, которыми пользовались при землекопном труде. На осушительных и оросительных работах начинают применяться орудия с металлическими частями. В связи с ростом ирригационного хозяйства более интенсивное использование металла должно было привести к весьма важным общественным результатам.

Рост производительности труда приводил к возможности производства прибавочного продукта, что создавало не только необходимые предпосылки для возникновения эксплуатации, но и влекло к выделению в общинах, ведущих первоначально коллективное хозяйство, сильных семей, заинтересованных в организации отдельных независимых хозяйств и стремящихся к захвату лучших земель. Эти семьи со временем составляют племенную аристократию, захватившую в свои руки управление племенными делами. Так как племенная аристократия обладала лучшим вооружением, чем рядовые общинники, то она стала захватывать большую часть военной добычи, что в свою очередь способствовало усилению имущественного неравенства.

Культура Междуречья

В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо, а через некоторое время – как словесно-слоговое.

Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.

Междуречье

При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.

В мифологии жителей преобладали такие боги, как:

  • Шамаш (бог Солнца);
  • Син (Бог Луны);
  • Эа (бог Воды);
  • Иштар (богиня плодородия и любви).

Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше. Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.

На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.

Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.

В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты, а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.

Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и Солнце, два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по звездам. Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.

Царство Шумеров и Аккад

«Голова Саргона
Великого»
из Ниневии.
XXIII в. до н.э. (фото слева)

Шумерское царство пало под
натиском агрессивных восточносемитских племён из области Аккад.
Основателем Аккадского царства стал
Шаррумкен, или Саргон Древний. Он
пленил Лугальзагеси и посадил в клетку для собак. При Шаррумкене, однако, «черноголовые», как они сами себя
называли, сохранили и политическую
силу, и собственную культуру, а некоторые номы — и автономное управление. Мало того, аккадцы во многом
переняли культуру и обычаи шумеров,
выучились их письменности.

В XXII в. до н. э. Междуречье вступило в полосу затяжного кризиса.
Страна пылала междоусобными конфликтами. Господство захватывают
правители соседнего Элама и воинственные горцы-кутии (или гутии) из
Западного Ирана. Месопотамская
цивилизация обыкновенно «переваривала» в себе любых захватчиков.
Постепенно они сами становились её
частью. Но с кутиями дело обстояло
иначе. Они хозяйничали в стране на
протяжении семи десятилетий и вызвали у местного населения настоящую ненависть. Наконец, правитель
Урука Утухенгаль
, личность легендарная и героическая, разбил вождя
кутиев Тирикана и взял его самого
со всей семьёй в плен, избавив тем
самым страну от иноземного ига.

Междуречье вновь было объединено, возникло общее Шумеро-Аккадское царство со столицей в Уре.
Правящая династия была шумерской,
и шумерская культура испытывает времена расцвета, недолгого, но
яркого. Однако древний народ шумеров постепенно растворяется в безбрежной семитской массе, уступая
ей позиции. Когда над Междуречьем
нависает угроза нового вторжения — кочевников-амореев, «царство
Шумера и Аккада» не находит достаточно сил для отпора. Последний
шумерский правитель, Ибби-Син,
предпринимает отчаянные и трагические усилия спасти свою державу. Однако в 2003 г. до н. э. Ур пал,
а сам царь был заключён в оковы.
«Черноголовые» сходят с политической сцены. Впрочем, это не означало катастрофы для месопотамской
цивилизации. Она продолжает развиваться, только на семитической
основе.

Впоследствии на территорию
Междуречья неоднократно вторгались кочевые и горские племена: арамеи, хурриты, касситы, хетты, халдеи…
Однако они не оказали серьёзного
влияния на местную культуру и не вызвали такого отторжения, как кутии.

Возникновение государств.

В начале III тысячелетия до н. э. на территории Двуречья возникают первые государства как необходимое средство удержания рабов в подчинении и обеспечения для рабовладельческой знати, выросшей из племенной аристократии, её господствующего положения в обществе. Государство должно было охранять новые формы собственности и способствовать дальнейшему развитию рабовладельческих отношений.

Рабы частью принадлежали знати, частью — государству, т. е. в конечном счёте тем же рабовладельцам. Часть освоенной территории, орошаемой разливами рек, была уже не коллективной собственностью отдельных общин, а собственностью государства. Собственность на орудия труда и домашний скот была частная, причём о равенстве в этом отношении уже не могло быть и речи. С появлением государства храмовое хозяйство из общеплеменной собственности стало по существу государственной собственностью. Продукция храмового хозяйства шла в основном на содержание государственного аппарата и жречества.

Представители рабовладельческой знати занимали все государственные посты, а также основные жреческие должности. Таким образом, помимо того что они имели свои крупные хозяйства, они могли в своих интересах использовать то, что находилось в государственной собственности, и в первую очередь землю.

Конечно, эти государства ещё были весьма примитивными, в общественной жизни. ещё очень сильны были пережитки первобытно-общинных отношений. Если даже в самых развитых рабовладельческих государствах значительно более позднего времени общество не состояло только из рабов и рабовладельцев, то это тем более относится к рабовладельческому обществу на ранних ступенях его формирования.

Большинство населения Двуречья не только в начале III тысячелетия до н. э., но и много позже, несомненно, составляли общинники. Но общинники уже не были, как прежде, независимыми: те взносы, которые ими раньше делались , в общеплеменную казну с их собственного согласия, отныне превращались в обязательный государственный налог, а их работа на общественные нужды превращалась в тяжёлую повинность, в работу на эксплуататорскую верхушку общества и на нужды находившегося в её руках государственного аппарата.

Свободные общинники ещё сохраняли, однако, фактическое владение большей частью обрабатываемой земли. Процесс их обезземеливания был очень длительным вследствие того, что владение землёй было коллективным, а отнять землю у общины, пока она оставалась прочной и сплочённой, было делом сложным и трудным. Свободные общинники составляли основную производительную часть населения на территории, ставшей пригодной для земледелия; на первых порах они были также основной военной силой в ополчении. Государственный строй в течение некоторого времени ещё сохранял формальные элементы племенной демократии: продолжали существовать народное собрание, или собрание воинов, совет старейшин. По мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений, разложения общины и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках класса рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.

Крем контурирующий тут. Такси минивэн москва. Заказ минивэна в сервис такси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector