Расписание богослужений

Икона с частицей мощей св. Иннокентия, первого епископа Иркутского

Прославленный во святых, дивный в чудесах, чтимый ближними и дальними, чудотворец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии. По преданию, родился он в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию эту вместе с дворянским достоинством пращуры будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго.

При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия. Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий.

Избранник Божий принял постриг в Антониевой пещере, под Киевом. На третьей седмице Великого поста, 5 марта 1721 года, в воскресенье, в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа.

Таинство в присутствии Всероссийского самодержца свершили члены Святейшего Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) и Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович). С 1725 года жил в Иркутске в Вознесенском монастыре.

Через год из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов. Отошел ко Господу 27 ноября 1731 году.

История церкви

Один из самых красивых соборов и храмов Санкт-Петербурга тесно связан с историей морского флота России. Еще при Петре I между Мойкой и Фонтанкой образовалась Морская слобода, где поселились те, кто трудился над созданием мощного российского флота. Одноэтажные казармы занимали моряки, служившие на военных кораблях. На память об этом сохранились старые названия – Канонерская улица и Канонерский переулок.

Для духовного окормления моряков в 1714 году «в светлицах» полкового двора сделали часовню, куда приходили священники из Александро-Невской лавры. В 1733 году для моряков устроили новую полотняную церковь в большой рубленой избе.

Через 10 лет на плацу Морского полкового двора, рядом в будущим Крюковым каналом, поставили деревянный храм и разбили возле него небольшое кладбище. К большому приходу было приписано почти 3,5 тысяч моряков, не считая их родителей, жен и детей.

В 1752 году князь Михаил Голицын попросил российскую императрицу Елизавету Петровну поставить в городе новую каменную церковь и освятить ее в честь небесного покровителя моряков и странников – Святителя Николая. Для строительства предполагалось использовать средства Морского ведомства, «мостовые» деньги и частные взносы.

Проект здания поручили Савве Ивановичу Чевакинскому. Талантливый зодчий был учеником самого Франческо Бартоломео Растрелли и служил штатным архитектором в Адмиралтейств-коллегии. Как образец он использовал красивый собор в Астрахани, который в свое время очень понравился Петру I.

В первой половине XVIII века в Санкт-Петербурге возводили одноглавые храмы со шпилем, подобные Петропавловскому собору. Идея Чевакинского построить пятиглавый собор вызвала удивление. Новый Никольский храм ознаменовал возвращение православной архитектуры к традициям допетровского зодчества.

В первоначальном проекте Чевакинского собор был небольшим. Но сильные наводнения на Неве внесли коррективы. Чтобы пол не заливала речная вода, постройку решено было поднять над землей и значительно увеличить в размерах. Закладка нового храма прошла летом 1753 года. Первый камень в основание собора заложил архиепископ Сильвестр.

Всю церковную утварь для богослужений купили на средства Адмиралтейств-коллегии. Изящное медное паникадило привезли из Нюрнберга. Иконы для собора написали известные изографы Мина и Федот Колокольниковы, а резной иконостас сделал искусный мастер Игнатий Канаев. Металлические конструкции для глав изготовили в Туле на заводе П. А. Демидова, колокола отлили на московском заводе Мозжухина.

Нижний храм был освящен в 1760 году, а верхний – в 1762 году. Присутствовавшая на торжественном событии императрица Екатерина II повелела именовать храм «Морским собором». Так была определена его особая роль в жизни русских моряков. Год за годом здесь праздновали долгожданные военные победы, служили благодарственные молебны и панихиды по погибшим. Кроме того, Екатерина II подарила собору 10 икон в дорогих золоченых ризах.

Шли годы, но первоначальный вид церкви почти не менялся. В XIX столетии и начале прошлого века при храме существовали женская богадельня, школа, приют и благотворительное общество. В 1901 году на втором этаже собора соорудили печи, поэтому помещения стали теплыми.

Октябрьская революция и последовавшие за ней события напрямую сказались на положении старинного собора. В 1918 году храм получил статус приходского. Через несколько лет из здания изъяли все церковные ценности — серебряные и позолоченные сосуды, ризы и кресты весом 328 кг. Часть храмовых реликвий удалось выкупить прихожанам, но взамен они внесли в казну равное по весу количество серебра.

В 1933 году в Ленинграде приняли решение прекратить колокольные звоны. Через год с колокольни Никольского собора сняли все 13 колоколов общим весом более 20 тонн и отправили их на переплавку. На долгие годы собор остался «безголосым».

Вид на соборную колокольню

При советской власти храм не закрывался. В годы войны прихожане собрали много пожертвований в фонд обороны города. Общая сумма взносов превысила 4,7 млн рублей. Чтобы здание меньше страдало во время вражеских налетов, его маскировали сеткой, а купола и кровлю окрашивали в защитный цвет. До 1999 года собор выполнял роль кафедрального храма города.

Мощи св. преп. Сергия Радонежского

Святой преподобный Сергий Радонежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец – иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).

Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще).

Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления. Известен также как представитель деятельного исихазма, основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития, которое идёт от Антония и Феодосия Печерских.

С XV века почитается Русской православной церковью святым в лике преподобных и считается величайшим подвижником земли Русской.

С древних времён почитается православными и старообрядцами. Считается покровителем учащихся.

До начала XX века почитание Сергия Радонежского ограничивалось почти исключительно территорией исторической Руси, однако после революции 1917 года оно распространилось далеко за её пределы, что стало заслугой русской эмиграции.

Дни памяти

Память преподобного Сергия празднуется 25 сентября (8 октября) (преставление), 5 (18) июля (обретение мощей).

  • 23 мая (5 июня) — Собор Ростово-Ярославских святых;
  • 23 июня (6 июля) — Собор Владимирских святых;
  • (19) июля — Собор Радонежских святых;
  • 24 августа (6 сентября) — Собор Московских святых (указана дата переходящего празднования в 2015 году, общее правило — воскресенье перед 26 августа (8 сентября).

Собор всех святых, в земле Русской просиявших

Кроме того, 24 августа (6 сентября) в Троице-Сергиевой лавре празднуется явление Богородицы преподобному Сергию.

Операция

Дмитрий Медведев с супругой на гулянии в Морском соборе.

Собор в таком виде проработал всего 16 лет. Он был закрыт 14 октября 1929 года коммунистическим режимом, а его ценности были национализированы в государственную казну. Небольшая часть этих реликвий экспонировалась в Военно-морском музее и Русском музее .

В 1930–1931 годах коммунистические власти разрушили собор: его кресты и колокола опрокинули и увезли в литейные цеха . Один колокол весом 4726 килограммов (второй по величине) остался на месте — либо из-за технических трудностей, либо намеренно, в качестве сигнала тревоги. Внутренние мраморные предметы, в том числе иконостас и мемориальные доски с именами погибших моряков, были вырваны, сломаны или разрезаны и использованы для обычных строительных нужд. Небольшое количество мемориальных досок оказалось в Музее Военно-Морского Флота и « списано » в 1970 году.

Подвесной потолок, 1956 г. постройки (фото до ремонта)

В 1932 году неф собора был переоборудован под кинотеатр, получивший легкомысленное название « Новая звезда» (на английском языке , транслитерированный кириллицей ), но вскоре переименованный в более подходящее имя Максима Горького ; В 1939 году кинотеатр был повышен до Дома офицеров (сродни общинном центре ) из Кронштадта гарнизона. Во время Второй мировой войны он был закрыт; купол получил три прямых артиллерийских попадания. Послевоенная «реконструкция» 1953–54 годов окончательно превратила собор в действующий концертный зал. На этот раз строители добавили подвесной потолок, который изолировал неф от купола; он оставался на месте до конца 2007 года. Сокращение военнослужащих в 1960-х сделало концертный зал ненужным; в 1980 году собор вновь открылся как филиал Центрального музея военно-морского флота.

Русская православная церковь пыталась вернуть собор во владение в 1990-х годах. Первый крест, который переустановили на главный купол, был сделан в 1996 году, но не был установлен из-за финансовых проблем. Вторая попытка, в 2002 году, с использованием тяжелого вертолета, чуть не закончилась катастрофой: семиметровый крест упал с купола и не подлежал ремонту; человеческих травм не было. Третий крест был успешно установлен 24 ноября 2002 года. Три года спустя, 2 ноября 2005 года, церковь совершила первую с 1929 года Божественную литургию в Морском соборе. В сентябре 2008 года собор снова начал функционировать, но службы совершались только в особых случаях.

Затем собор подвергся капитальному ремонту, реставрации и усовершенствованиям и был повторно освящен 30 мая 2013 года Патриархом Кириллом к столетнему юбилею собора . В своем выступлении по поводу повторного освящения президент России Дмитрий Медведев сказал, что собор выглядел «лучше, чем 100 лет назад».

Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

Морской собор, южный фасад

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

История рождения шедевра

А всё началось при Петре 1

Первая небольшая церковь для прихожан-моряков была построена здесь из дерева ещё по указу Петра 1, основавшего в городе . Со временем она обветшала, и её разобрали, заменив новой, но такой же деревянной.

Город расширялся, численность населения росла. В основном, это происходило из-за увеличения мощи русского флота и постоянного вливания в него молодых людей разных сословий.

В 1830 году стал подниматься вопрос о том, что городу нужен более просторный храм, основными прихожанами которого стали бы моряки. Эта задача решалась на протяжении почти 70 лет!!!

Высочайше одобрен новый проект

Прошение вице-адмирала Казнакова было одобрено только в самом конце 19 века. Это дало возможность начать подписную компанию по сбору посильных пожертвований, которые пошли бы на строительство большого морского собора в Кронштадте.

Возглавлял этот масштабный проект представитель морского духовенства А. Желобовский, который являлся инициатором постройки сотен войсковых церквей по всей России. Место для грандиозного строительства долго искать не пришлось.

Им стала огромная площадь с подходящим названием — Якорная. На её обширной территории издавна лежали как небольшие памятники старые, уже местами покрытые ржавчиной якоря.

Территория была такой большой, что даже после появления здесь храма моряков вокруг него можно было устроить парк, а также необходимую площадку для парадов и крестных ходов, обязательных в таких случаях.

Храм, памятник и маяк — такие условия

По задумке проектировщиков в будущем храм должен был соответствовать нескольким условиям. Предполагалось, что он будет достаточно высоким, чтобы возвышающийся на нём крест стал бы своеобразным маяком — путеводителем для мореплавателей.

Ну и конечно, кроме того, что храм будет местом молитвы для живущих здесь военных и всех жителей города, он ещё должен был, по идее, стать каменным хранителем памяти об отважных моряках, героически погибших.

Четыре долгих года под руководством В.А.Косякова разрабатывался проект

В работе над ним приняли немаловажное участие ещё два инженера, гражданские люди Виксель и Шаверновский

Начало строительства

В первой половине 1901 года долгосрочный проект был, наконец-то, утверждён. А в сентябре 1902 был заложен первый камень для постройки новой церкви, ставший впоследствии самым крупным собором служащих Военно-морского флота России.

Перед началом строительства был отслужен молебен, совершенный священником православной церкви Иоанном Кронштадтским. Сразу после молебна прозвучал салют состоящий из 31 выстрела. Его произвели с орудий, находящихся на крепости города и на кораблях, стоящих в заливе.

После этого присутствовавший на церемонии Николай 2 вместе с семьёй и при участии ближайшего окружения посадили в уже намечавшемся скверике 32 саженца дуба.

Цена вопроса

В 1907 году внешнее строительство огромного собора было завершено. Пора было начинать оформление его интерьера. По существующим документам строительство обошлось почти в 2 миллиона рублей!

Много денег собрал Иоанн Кронштадтский. Есть исторические сведения, что его общий взнос составил 700 руб. А это были огромные деньги по тем временам!

Жизнь святого отца Иоанна была наполнена благими делами. Люди уважали священника и, прослышав про чудеса, которые он творил жертвовали на храм большие суммы. После обязательного освящения храма в 1913 году в нём стали проводиться Богослужения.

Мощи святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец считается покровителем моряков, купцов и детей.

Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи.

После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311 года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликия Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции).

Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них один из храмов Артемиды. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского Собора (325) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. Однако профессор церковной истории В. В. Болотов в 4-м томе своего монументального труда «Лекции по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского». Также по мнению протоиерея Л. Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок.

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.

Почитание

Современный месяцеслов Русской православной церкви содержит три праздника св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография:

  • 6 (19) декабря — день смерти (в народной традиции «Никола Зимний»),
  • 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари (в народной традиции «Никола Вешний»),
  • 29 июля (11 августа) — рождество св. Николая. До нас дошли две разные службы на этот праздник XVII—XVIII веков,
  • Каждый будничный четверг.

В 1987 году память святителя Николая была включена в созданный Собор Тульских святых, празднование Собору совершается 22 сентября (5 октября).

Архитектура

Фасад, выходящий на Якорную площадь

Один из порталов

Иконостас. Современный вид

Интерьер. Современный вид

Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа.

Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова:

  • Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
  • Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы: слева — святых апостолов Петра и Павла;
  • справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского.

Над северным порталом — образ Божией матери;
Над южным порталом — святителя Митрофания.

Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану.

В восточной части находятся ещё два входа, предназначавшиеся для духовенства, с богато декорированными бронзовым орнаментом дверями.

Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами.

Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески.

Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.

Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова по проекту В.А. и Г.А. Косяковых был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Иконостас был уничтожен в 1929 году и был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам.

Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.

В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи начала ХХ века.

Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в 2011—2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева.

Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector