Балаклавский подземный музейный комплекс
Содержание:
- Лента новостей
- Что находилось на территории Балаклавской базы
- Объект 825ГТС — история
- Урочище Батилиман
- Экспонаты и выставки музея
- ТОП 5
- Выбор Редакции
- Частные объявления
- Пляжи Балаклавы
- Маршруты экскурсий
- Стена Ушакова
- Музей подводных лодок в Балаклаве
- Экспозиция, экскурсионные программы
- Что находилось на территории Балаклавской базы
- Центральная набережная
- Где находится, история
- Подводный музей
- Форты Южная Балаклава и Северная Балаклава
- Как доехать до музея Истории Балаклавы
- Балаклава — городок с многовековой историей
- 19-ая батарея
- История подземного канала и завода по ремонту подводных лодок
- Экскурсия в музей подводных лодок в Балаклаве
Лента новостей
Федеральную программу в Севастополе выполняют нелегалы
Как похоронить умершее домашнее животное в Севастополе
Севсети#1269: Благодарность севастопольским врачам, загадка площади Захарова и некто Гурьев
Осенью в Крыму взлетят цены на «молочку»
Вячеслав Горелов: «особый» период в строительстве Севастополя должен закончиться
Повышать стоимость коммунальных услуг в Севастополе будут раз в году
Построенная за федеральные деньги набережная в Крыму начала разрушаться
Бассейн на пляже «Хрустальный» в Севастополе снова объявили бесплатным
Белоруссия vs Литва: как создаётся политическая виртуальная реальность
Арестович заявил, что Киев «юридически не обязан» выполнять Минские соглашения
«Встали и пошли»: почему юг России рискует остаться без туристов
Роспотребнадзор готов сорвать детский отдых в Крыму
В Севастополе яхта налетела на скалу в море
Китайские учёные намереваются спасти Землю от смертельно опасных астероидов
Привитый доктор умер от коронавируса и стал аргументом россиян против вакцины
Прививка на дом: новый вид мошенничества появился в Крыму
Что находилось на территории Балаклавской базы
Местом, для размещения секретного комплекса, известного в высших воинских кругах как Объект 825ГТС, Крым стал неслучайно и можно сказать вполне закономерно. После окончания ВОВ СССР, вслед США, обзавелись новым, страшным оружием, обладавшим огромной разрушительной силой, способным поражать цели на потрясающем расстоянии.
Найти место, где бы военная база была действительно секретной, Сталин поручил Берии, занимавшемуся в то время всем, что касалось «ядерного проекта». Лаврентий Павлович не стал долго думать, да и незачем было. Вариант с Крымом напрашивался сам, на Балтике, к примеру, такое масштабное строительство при всем желании просто невозможно было скрыть.
Уже в 1961 г. базу ввели в эксплуатацию. Произошло это довольно-таки вовремя – как раз накануне разразившегося, но к счастью так и не разродившегося Карибского кризиса. Секретный военный объект предназначался главным образом для расположения и ремонта подводных лодок, вмещал в общей сложности до 14 их единиц. На его территории находились склады для хранения боезапасов для них, способных нести ядерный заряд, предприятия по сборке субмарин.
На протяжении 30 лет здесь расквартировывалась 155 бригада подлодок, часто приводимая в полную боевую готовность. База имела огромный ядерный потенциал и не меньшее значение для ВМФ, но все усилия и астрономические суммы денег, потраченные на ее постройку, оказались выброшенными на ветер. Единственный эффект – удивление местных жителей, после закрытия объекта в 1993 г. наконец узнавших, что за ГТС на самом деле находился у них под боком все эти годы.
На территории 15 000 м² находились:
- — цех завода для ремонта субмарин и сухой док;
- — арсенал, где хранились ракеты и ядерные заряды;
- — бункеры, где подготавливались и тестировались ракеты;
- — хранилища для топлива на 9500 т;
- — канал морской шириной 10 – 12 м, 8 м глубиной.
- — помещения для экипажей;
- — стоянки для лодок.
Лодки шли внутрь скалы своим ходом более 600 м по каналу.На объекте работали 230 человек, 50 бойцов охраны обеспечивали секретность.
Объект 825ГТС — история
У данного объекта много названий:
- музей подводных лодок в Балаклаве;
- военно-морской музейный комплекс;
- музей холодной войны.
Идея создать Объект 825ГТС зародилась в 1947 году, вскоре после завершения Второй Мировой войны, с целью защиты от ядерного удара, который готовился со стороны США. Были даже оговорены сроки — 1 апреля 1949 года. Тогда Иосиф Сталин приказал начать строительство в Балаклаве подземного объекта.
Место было выбрано с учетом преимуществ местности — вдали от глаз потенциальных шпионов в толще горы выдолблена ниша, где должна была располагаться база подлодок, ремонтный завод, сухой док, склады, казармы и ядерный арсенал.
В связи с этим Балаклавская бухта исчезла с карт, а попасть в поселок можно было только при наличии прописки в паспорте или по пропускам. Въезд контролировался контрразведкой.
Стоимость реализации проекта составила 67 миллионов рублей. Еще 65 миллионов ушло на обустройство внутренних систем. Проект создавался ленинградским проектным институтом «Гранит».
Объект 825ГТС строился круглосуточно с три смены с 1953 по 1961 годы. Добытую горную породу ночью тайно вывозили на баржах и сбрасывали в открытом море.
Объект 825ГТС расположен в горе Таврос и способен выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в 100 килотонн (в 5 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму). На базу со стороны Балаклавской бухты был организован вход, который можно было перекрыть батопортом. Для выхода подлодок в море был создан еще один выход со стороны моря. Минно-торпедная часть введена в эксплуатацию с 1962 года, а Объект 820 (Арсенал) еще через год. Площадь всех помещений — 9600 кв. м.
Комплекс представлял собой 600-метровый тоннель высотой в 18 метров и глубиной в 8. Толщина скалы над ним в отдельных местах достигала 126 метров. В доке размещалось до семи подводных лодок одновременно.
Чуть позже в окрестностях села Морозовка началось возведение другого секретного объекта, известного как Объект 221.
Объект 825ГТС — экскурсии, цены на 2019 год
Объект 825ГТС просуществовал до развала СССР, хотя и не выполнял своего назначения — лодки устарели. В 1994 году последняя из них покинула территорию базы. В 2000 году Объект 825ГТС передали Украине, а в 2002 здесь появился музей — филиал Центрального музея Вооруженных Сил Украины. С 2003-го здесь проводятся экскурсии, позволяющие рассмотреть зоны вокруг канала, цеха и арсенал. Но за предыдущее десятилетие военный объект разграбили — были вывезены цветные металлы.
На 2019 год цена за посещение музея подводных лодок такая:
- взрослый билет — 300 руб;
- детский — 100 руб.
Музей работает с 9:30 до 16:00 со среды по воскресенье. Выходные дни — понедельник, вторник. Посетить Объект 825ГТС (Крым) можно только с экскурсией, ее продолжительность — 90 минут.
Добраться сюда можно автобусами №, 94 и 99 от 5-го километра.
На территории бывшего секретного объекта в 2012 году снимали фильм «Солдаты удачи».
Урочище Батилиман
Как добраться:
- Из Севастополя: на автовокзале сесть на автобус до Ялты и выйти на остановке “Ласпи”. От остановки спуститься к бухте Ласпи.
- По ялтинской трассе доехать до бухты Ласпи (ехать около 40 км).
Урочище Батилиман – это идущее вдоль скал и окруженное лесом побережье. С греческого языка название переводится как “глубокая гавань”.
Это место идеально для отдыха. Тут свежий воздух, чистое море и красивейшие пейзажи. В урочище очень любят приезжать за вдохновением люди творческих профессий.
Если вы хотите сделать красивые кадры или просто полюбоваться местностью и видами, обязательно взойдите на скалу Куш-Кая (высота около 650 метров).
Многие растения на территории урочища занесены в Красную книгу. Особенно значимыми и ценными являются разные породы можжевельника, которые делают воздух целебным. Поэтому посетить урочище в оздоровительных целях стоит людям, страдающим от болезней дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой системы, и детям.
Экспонаты и выставки музея
Экспозиция музея истории города Балаклава носит собственное название «Герои с героями на ты!». Здесь нет враждебности к бывшим противникам – стороны той войны представлены равноправными, ведь и правда все бойцы ее оказались заложниками хитромудрой политики своих государств.
Здесь мирно уживаются оружие, мундиры, эмблемы и значки английской, русской, французской армий, детали амуниции и конской сбруи, личные вещи (вроде фляг или курительных трубок). Во множестве представлены различные художественные произведения, отображающие события под Балаклавой: гравюры (и современные, и позднейшие), декоративные изделия (тарелки, панно, канцелярские приборы) на ту же тему.
Есть и совершенно уникальные образцы. В частности, несколько намертво сварившихся пуль: они встретились в полете. Музей особенно гордится «парочкой», в которой обе пули – британского производства и выпущены из нарезных штуцеров англичан.
Штуцер такой наши солдаты старались в первую очередь хватать в качестве трофея (примерно, как американцы во Вьетнаме «калаш») – он бил дальше и точней отечественный ружей. Очевидно, встреча такого трофея в руках русского стрелка с английским «коллегой» и привела к появлению редкости.
Музей истории Балаклавы располагает и коллекциями, не связанными с Крымской войной. Так, в нем представлена огромная подборка балаклав всех цветов и размеров (этот головной убор придумали вовсе не «защитники истинной демократии», а военные англичане – уж очень у них от промозглого зимнего севастопольского ветра физиономии мерзли).
Там же демонстрируются многочисленные автомобильные номера – исключительно из городов с названием Балаклава. Их, оказывается, немало на всех континентах. Здесь также организовываются морские и пешеходные экскурсии по окрестностям.
ТОП 5
Киевские коллекторы требуют у севастопольца отдать банковский долг
Афганистан: Россия перед катастрофой
Кольца Чернореченского водохранилища ушли под воду
С июля севастопольцам придется больше раскошелиться на ЖКХ
Полиция Севастополя просит помочь с информацией о трупе в ящике
Показать все новости
Киевские коллекторы требуют у севастопольца отдать банковский долг
С июля севастопольцам придется больше раскошелиться на ЖКХ
Социальной защитой севастопольцев займется уроженка Якутска
Что ждет владельцев паев на Северной стороне Севастополя
Спорить о месте для памятника Василию Лановому в Севастополе преждевременно
Показать все новости
Выбор Редакции
Вячеслав Горелов: «особый» период в строительстве Севастополя должен закончиться
Доронина против Бузовой: что заставило великую актрису написать письмо Путину
В Севастополе вспоминают оборону Графской пристани 5 июля 2008 года
Гладко было на бумаге. Что показала транспортная оптимизация в Севастополе
«Белые пятна» истории последних дней обороны Севастополя
В Севастополе назвали катастрофической ситуацию с ценами на строительные материалы
Показать все новости
Частные объявления
Строительство гаражей в Севастополе
требуются наборщицы текста
Строительство домов из ракушечника и газобетона в Севастополе от КрымБригада
Пляжи Балаклавы
Курортный город знаменит своей прибрежной зоной, на которой расположены песчаные и галечные пляжи. Их несколько и выбор достаточно широк по удаленности от центра, количеству отдыхающих и уровню комфорта.
Яшмовый
Он считается одним из лучших и расположен под обрывом мыса Фиолент. Хорошо оборудованная зона, чистая галечная отмель, ярко-бирюзовая прозрачная вода привлекают множество отдыхающих. К этому стоит прибавить живописные ландшафты, ощущение единения с природой и бескрайний морской простор, переходящий в небесный свод. Красота этого места запечатлена на многих картинах, фото и рекламных буклетах туристических агентств.
Золотой и серебряный
Первый, находясь в восточной части, еще недавно числился диким. Отдыхающих здесь немного из-за удаленности от центра и большой протяженности. Сюда стремятся за нетронутой красотой природы, очаровательными пейзажами, спокойствием и тишиной. На территории открыт пункт проката пляжного инвентаря и центр подводного плавания. В окрестностях часто ставят палатки любители уединенного отдыха.
Серебрянный всегда полон отдыхающих, торговых ларьков и бродящих между ними фотографов с разнообразной живностью. Он находится всего в 20 минутах ходьбы, поэтому здесь оседают туристы, не желающие тратить время на дальнее путешествие к более далеким и пустынным пляжам.
Васили
Ему принадлежит западная часть побережья в полутора километрах от города. Мысы Фиолент и Айя прячут его от ветров и высоких волн. Прибрежная полоса покрыта песком и мелкой галькой. Цивилизация не наложила отпечаток на этот уютный уголок, а ее блага расположились гораздо выше, где есть кафе, кабинки для переодевания и душа, туалеты, пункт спасательной службы.
Шайтан
Его увидят только те, кто не боится крутых спусков по извилистым тропам. Название он взял от Чертова оврага, находящегося неподалеку. Короткая полоска, покрытая галькой, расположилась под отвесной скалой недалеко от бухты. К пляжу ведет длинная металлическая лестница. Для комфортного входа в воду придется взять обувь, дно покрыто крупными валунами и осколками камня. Красота могучих скал, уединенность, атмосфера спокойствия перекрывает все неудобства, связанные с путешествием сюда.
Достопримечательности Севастополя и Балаклавы с эффектными фото и экскурсиями принесут массу добрых воспоминаний о проведенном отпуске. Крымский полуостров приветливо встречает каждого туриста, стремящегося к отдыху и ярким впечатлениям.
Маршруты экскурсий
Экскурсия по первому маршруту длится около часа и предполагает 12 остановок. Посетителям нужно обойти подземные лабиринты протяженностью 900 метров. В программу входит посещение базы укрытия лодок от атомного взрыва, судоходного канала длиной в 600 метров и арсенал ядерного оружия. Помещения объектов сегодня переоборудованы под музейные экспозиции, в основе которых — историческое погружение в строительство подземного комплекса, создание атомного флота и подводных сил.
Второй маршрут более емкий, экскурсия проводится в течение получаса. Передвигаться приходится на катере по подземному каналу, поэтому такой маршрут больше подойдет пожилым людям или посетителям с детьми. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.
Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.
Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 300 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 100 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.
Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.
Стена Ушакова
Адрес: мыс Айя Как добраться: от балаклавской набережной на катере, идущем до мыса Айя
Стена Ушакова – это отвесная стена горного массива, которая является полностью вертикальной относительно моря. Свое название она получила из-за того, что на этой территории адмирал Ушаков тренировал и обучал канониров. Они нарабатывали меткость и стреляли из корабельных пушек по скале. Некоторые целые пушечные ядра до сих пор лежат на морском дне.
Интересно, что в советские времена в этой местности проводились учения по запуску крылатых ракет.
Для местных и приезжих дайверов стена Ушакова и прилегающие к ней территории имеют особое значение. Нет, не из-за чистой воды и красивого дна, а из-за дельфинов. Возле стены часто плавают целые стаи этих млекопитающих. Также стоит отметить, что возле стены Ушакова и на территории мыса Айя существует много подводных гротов, где можно увидеть сталагмиты.
Музей подводных лодок в Балаклаве
Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.
Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.
Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».
Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».
Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».
Экспозиция, экскурсионные программы
Основная масса экспонатов посвящена периоду Крымской войны 1853 – 1856 годов. Тут вы узнаете об исторических боевых сражениях, победах и поражениях советских солдат и их оппонентов. Сможете увидеть части амуниции, формы английских солдат.
Тут же представлены предметы гигиены, быта, обувь, в которой ходили на бивуаках и многое другое. Включая оружие, документацию, фото и так далее. Экскурсии организовываются в нескольких направлениях:
- По музею;
- По окрестностям Балаклавы (полям сражений);
- Морская экскурсия на яхте.
Маршруты длятся от 30 минут до 4 часов. Самая длинная прогулка по окрестностям Балаклавы. В любом случае посещение музея истории Балаклавы доставит истинное удовольствие. Цены умеренные, а впечатлений получите, как говорится «на год вперед».
Музей истории Балаклавы
Что находилось на территории Балаклавской базы
На территории 15 000 м² находились:
- — цех завода для ремонта субмарин и сухой док;
- — арсенал, где хранились ракеты и ядерные заряды;
- — бункеры, где подготавливались и тестировались ракеты;
- — хранилища для топлива на 9500 т;
- — канал морской шириной 10 – 12 м, 8 м глубиной.
- — помещения для экипажей;
- — стоянки для лодок.
Имелись ещё больница, электростанция, склады с запасом продуктов и питьевой воды на 3 года. Одновременно тут могли находиться до 7 лодок класса 613 и 633, в экстренных случаях до 14.
Лодки шли внутрь скалы своим ходом более 600 м по каналу. На объекте работали 230 человек, 50 бойцов охраны обеспечивали секретность.
Центральная набережная
Центральная набережная, она же набережная Назукина – это культурный центр Балаклавы. Она тянется вдоль побережья от площади 1 Мая до переулка Рубцова. С набережной открывается красивый вид на море, горы и саму Балаклаву.
С набережной можно выйти к центральному балаклавскому пляжу, где никогда не бывает волн.
На набережной Назукина находится много уютных ресторанчиков, островков развлечений, сувенирных лавок. Она также выполняет функцию причала, откуда можно отправиться на различные пляжи, мысы Фиолент и Айя. На центральной набережной практически все время людно. Тут можно весело провести досуг или просто прогуляться вдоль моря.
Где находится, история
Военно-исторический музей находится на юге Крымского полуострова в Балаклавской бухте. Всего в 17 километрах от центра Севастополя. Добраться сюда не составит труда, как на общественном, так и на собственном транспорте. Но об этом немного ниже.
После Хиросимы и Нагасаки Советские власти стали наращивать производство ядерного оружия, так как опасались бомбардировок СССР. Появилась необходимость защитить основные стратегические объекты. Оборудовать базу, обнаружить которую было бы проблематично для неприятия. Берии получили подобрать место для строительства подземной противоатомной базы.
План удара по СССР
Балаклава – идеально подходила для заданной цели. Ее природные особенности и расположение способствовали процессу. Естественно, скрыть строительные работы такого масштаба было достаточно сложно. Поэтому один из объектов назвали городская телефонная станция (объект 825 ГТС).
Схема 825 и 820 объектов
В 1953 году утвердили проект базы, расположить ее планировалось на территории 15 тысяч квадратных метров. На строительство комплекса, оборудованного внутри скалы, ушло долгих 8 лет. При этом люди работали в три смены, работы не прекращались ни на минуту. В 1961 году объект был сдан в эксплуатацию.
Все это время и на протяжении следующих нескольких десятков лет, Балаклава оставалась секретным объектом закрытого типа, на территорию которого не пускали даже жителей города-героя Севастополя. Во время посещения музея подводных лодок в Балаклаве, я поражался на каждом шагу. Сложно представить, что самый настоящий завод, можно было построить под землей.
Внутри музея
Жители города только в 1993 году узнали, что на самом деле скрывалось за так называемой телефонной станцией. Можно только представить какие чувства они испытали, когда правда открылась. Тем более что колоссальные средства и усилия были, по сути, потрачены впустую. Но это уже совсем другая история. Хотя с другой стороны регион приобрел уникальную достопримечательность.
Подводный музей
Музей открыл свои двери для посетителей в начале июня 2003 г., как часть Музея военно-морских сил Украины.
В его состав включены памятники приморской фортификации, создававшиеся в сложнейших природных условиях: судоходный канал, ядерный арсенал объекта 820 РТБ ВМФ СССР и производственные помещения секретного объекта 825 ГТС.
Посетителям доступны далеко не все помещения бывшего подземного музея, что связано с тем, что многие из них остаются в аварийном состоянии, из-за чего передвижение по некоторым участкам может быть опасным. Осмотреть можно зоны вокруг канала, проходящего насквозь через гору Таврос, несколько заводских цехов и арсенал.
Для посетителей организованы экспозиции, рассказывающие:
- Об истории ВМФ;
- О подводных силах Черноморского флота СССР;
- Об аспектах «холодной войны».
- Действует также выставка, в экспозиции которой представлены раритеты Восточной войны (1853-1856 гг.).
- Посетители музея могут ознакомиться с образцами вооружения и военной техники, несколькими моделями боевых судов.
Форты Южная Балаклава и Северная Балаклава
В 1909—1910 годах на балаклавских высотах 386 и 212, расположенных к востоку от города, началось возведение бетонных укреплений, в последствии ставших известными как форты Южная Балаклава и Северная Балаклава. Строительство велось с размахом: все внутренние помещения электрофицировались, голые бетонные поверхности облицовывались диким камнем, а крышки вентиляционных шахт отливались из бронзы и украшались виньетками.
В 1914 году, в самый разгар Первой мировой войны, внезапно оказалось, что Черноморский флот и без укреплений может обеспечить своё господство на Чёрном море, и все работы были оперативно свёрнуты. Южная Балаклава тогда была готова на 90%, Северная — на 80%.
В 1920-х годах, уже после революции, работы на обоих фортах продолжились, но они в основном относились к прокладке дорог, оборудованию коммуникаций и телефонной связи. В дальнейшем оба укрепления принимали активное участие в обороне Севастополя в 1941—1942 годах. После Второй мировой войны они оказались не нужны и были заброшены.
Высота 386, на которой расположен форт Южная Балаклава, известна также как гора Аскети.
На момент строительства это было самое южное и самое высокое береговое укрепление в Европе.
За годы забвения всё что можно было отломать и унести — оказалось растащено по Балаклаве и окрестным посёлкам. Не избежали этой участи даже камни, использовавшиеся при строительстве форта.
Сегодня укрепление представляет из себя развалины из голого бетона с осыпавшимися рвами. В некоторых его частях успели вырасти деревья.
Но несмотря ни на что, Южная Балаклава — популярное место у туристов: сюда возят экскурсии аж из самого Севастополя. Всё потому, что здесь находится «Бочка смерти». Я подробно рассказывал о ней в прошлый раз: под «громким» названием скрывается небольшой наблюдательный пункт, в котором, согласно народной молве, во время немецкой оккупации фашисты расстреливали пленных красноармейцев, сбрасывая потом их тела с трёхсотметровой высоты в пропасть.
На фото — ваш непокорный слуга на бетонной стене «Бочки смерти» (за фото спасибо Саше Никулину).
С Южной Балаклавы открывается вид на вход в Балаклавскую бухту. Внизу хорошо видна крепость Чембало, на противоположном от неё берегу — береговая батарея № 19, справа от последней — ступенчатые своды Псилерахского карьера. С 1933 года там добывают известняк, применяющийся в сталелитейном производстве.
За годы эксплуатации карьера полностью исчезла некогда существовавшая на его месте гора Псилерахи, а потом ещё и часть горы Таврос. Результат — налицо: с одной стороны — изуродован окружающий пейзаж, с другой — из-за изменения горного рельефа изменился микроклимат Балаклавской бухты, и теперь в неё периодически задувают сильные ветра.
Если в Чембало и Южной Балаклаве я бывал ранее, то существование форта Северная Балаклава стало для меня сюрпризом. Нет, я конечно предполагал, что если есть Южная Балаклава, то где-то должна быть и Северная, но то что там тоже сохранились укрепления — и подумать не мог.
Форт Северная Балаклава находится на высоте 212, расположенной в стороне от побережья. Её старинное название — гора Кефало-Вриси.
В момент остановки строительства готовность Северной Балаклавы была ниже, чем Южной. За прошедшие сто с лишним лет не изменилось ровным счётом ничего: сохранность этого форта в наши дни — также заметно хуже, чем его берегового собрата.
В прошлом от источника, расположенного на склоне горы Кефало-Вриси, был проложен водопровод до крепости Чембало. Её башни хорошо видны на заднем плане на следующей фотографии.
С укреплений Северной Балаклавы виден внутренний изгиб Балаклавской бухты. В правой части фотографии можно заметить всё тот же Псилерахский карьер, выглядывающий с этого ракурса из-за другого склона горы Таврос.
Чтобы увидеть всю бухту полностью — нужно отойти от форта. С этой точки заметен расположенный у подножия Тавроса вход в подземный канал «Объекта 825 ГТС».
Как доехать до музея Истории Балаклавы
От остановки «5-й километр» до улицы Гоголя или остановки «Площадь первого мая» можно доехать на маршрутном такси №9 или 94. Из Севастополя до площади есть несколько прямых автобусов. Например, 94 автобус идет от площади Нахимова. А от аквапарка сюда можно доехать на 34 автобусе.
Аренда авто в Крыму
Я предпочитаю путешествовать на автомобиле. Поэтому в основном ориентируюсь по карте. Если вы тоже приехали в Крым автомобилем – карта с точными координатами ниже. Ну а тем, кто остановился в Балаклаве, недалеко от Набережной, до музея можно и пешочком дойти. Заодно и красотами окрестностей полюбоваться.
Балаклава — городок с многовековой историей
Балаклава сегодня — небольшой городок на черноморском побережье. Таких маленьких городков на карте — великое множество. История каждого города уникальна, и Балаклава — не исключение. По одной версии, название города на турецком языке означает «рыбный мешок», согласно другой — крымско-татарской — версии, слово «Балаклава» переводится как «рыбная погода».
Рекомендуем прочитать: какая средняя зарплата в Крыму?
История города берет свое начало в глубокой античности. Чего она только не перевидал город на своем веку — и войны, и османские набеги! Во времена присоединения Крыма к Российской Империи вместо крымских татар и турков, изгнанных из этих мест, здесь поселились греки, признавшие российское правительство.
Рекомендуем прочитать: работает ли Билайн в Крыму?
В 2004 году Балаклава торжественно отметила свой 2500-летний юбилей. Из бывшего секретного военного городка она превращается в туристический центр.
19-ая батарея
Адрес: мыс Курона (левый вход в бухту) Как добраться: на катере доплыть до пляжа “Васили”, потом дойти пешком
19-ая батарея является фортификационным сооружением времен Первой мировой войны. Ее строили примерно 10 лет. Основной ее задачей был обстрел вражеских кораблей. Для этого использовались 4 огромных орудия, которые могли стрелять на расстояние около 20 км. Но на одну такую пушку должно было работать от 12 до 15 человек, чтобы обслуживать ее и подавать снаряды.
19-ая батарея была не просто фортом. Под ней находилось несколько коридоров, которые соединяли командный центр с подсобками, котельными, подстанцией, оружейной, складом и другими важными точками.
Флотилию использовали и в период Второй мировой войны. Она стала называться батареей Драпушко.
Такое название ей было дано в честь советского капитана, который со своим отрядом отражал нападения немецкой армии. Весь отряд и сам Драпушко погибли, но флотилию фашистам так и не отдали.
Когда война закончилась, батарею планировали реконструировать и использовать в охранных целях. Примерно к 2000 году ее начали расформировывать. В 2002 году флотилия со всеми орудиями была демонтирована.
Сейчас от 19-ой батареи остался только каркас и оружейные дворики. Но атмосфера в этом месте буквально возрождает все те героические события, которые тут состоялись.
С 19-ой батареи открывается захватывающий вид на открытое море и Балаклавскую бухту. Большинство известных фотографий Балаклавы сделано именно отсюда.
История подземного канала и завода по ремонту подводных лодок
История завода начинается в 50-е годы, когда многие державы стали наращивать ядерный потенциал, грозя друг другу ударами ядерных ракет. Необходимо было найти тихое укромное место в СССР, где бы базировались советские подводные лодки на случай войны. Такое тихое место отыскалось в Балаклаве, в закрытой и защищенной с моря бухте.
Все подземное сооружение строилось в скальном массиве крымской горы Таврос, задача была — построить объект с противоатомной устойчивостью первой категории. То есть завод должен был в случае необходимости выдержать удар бомбы, в пять раз превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Строительство велось чуть больше 9 лет, с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Даже вывоз щебня маскировали под карьерные работы в той местности. Первые годы работа шла очень медленно, но после пары лет строительства к работе подключились строители-метростроевцы по личному указанию Н. С. Хрущева, так как потребовались сложные буровые работы.
Подземный завод по ремонту подводных лодок носил в свое время наименование «Объект 825 ГТС» (гидро-техническое сооружение).
Заводской комплекс включает в себя подземный водный канал (ширина канала 10–25 метров, глубина 8 метров), сухие доки, цех для ремонта, склады для боеприпасов. Вход и выход из штолен искусно маскировались. В среднем ремонт одной подлодки занимал до 3–4 недель. В заводе могли одновременно находиться 7 подводных лодок (проектов А615, 613, 633, 633РВ) или 9 малых подводных лодок. Общая площадь помещения составляла немногим более 5000 квадратных метров (из них 3000 приходилось на подземную часть). Глубина канала составляла 8 метров, ширина — 10–12 метров.
Рекомендуем прочитать: все о Северо-Крымском канале.
В 1957 году из-за секретного строительства Балаклава была переведена под юрисдикцию Севастополя, тем самым лишившись статуса города.
В 1994 году из доков ушла последняя подводная лодка и «объект», оказавшийся не у дел, прекратил свою ремонтную деятельность. Ближе к концу 90-х годов завод полностью утратил свое значение как военный объект, более-менее ценное оборудование стали потихоньку вывозить.
В начале 2000-х годов было решено превратить часть заводской территории в музей. Этот комплекс — самый большой рассекреченный объект на территории бывшего СССР. Но гриф «Секретно» снят далеко не со всех документов — часть еще хранится в особом ведомстве. Эти сведения содержат данные о тех, кто строил завод, сколько финансирования ушло на его строительство и т.д.
Экскурсия в музей подводных лодок в Балаклаве
Сегодня туристы, которые приедут в Балаклаву в музей подводных лодок, смогут выбрать между двумя маршрутами:
- Пешеходная экскурсия по поземным лабиринтам горы Таврос. Удастся посмотреть 600-метровый судоходный канал, арсенал ядерного оружия ВМФ СССР, познакомиться с атомными подводными лодками СССР и современными ПЛ на службе у ВМФ.
- Морская экскурсия на катере по морскому подземному каналу (проводится с мая по ноябрь). Удастся пройтись по 600-метровому судоходному каналу, в котором могли укрыться от ядерного взрыва семь подводных лодок. Удастся посетить уникальный 100-метровый сухой док, расположенный на глубине 8 м относительно уровня моря.
Музей подводных лодок в Балаклаве работает со среды по воскресенье с 10.00 до 17.00.
Обратите внимание: вход с детьми до 5 лет в подводном музее в Балаклаве запрещен, т.к. в залах повышенная влажность и плохое освещение
Температура круглый год сохраняется в районе 16 °С, так что летом запаситесь теплой одеждой.
Цена билета в балаклавский музей подводных лодок:
- для взрослых — 200 рублей;
- для детей с 7 до 18 лет — 100 рублей;
- для иностранцев — 300 рублей.