Мужской монастырь николо-берлюковская пустынь в поселке авдотьино, ногинский район

Расписание Богослужений

Информация для родителей, которые приводят на причастие маленьких детей:                                                                                                                           Причастие начинается приблизительно через полтора часа (воскресенье) или через один час (остальные дни недели) после начала Божественной Литургии.   

Пожалуйста, приходите на исповедь на Всенощном бдении/Утрене!Во время Божественной Литургии – ИСПОВЕДИ НЕТ!

 
 
 
7 июля. Среда.
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
                8-40 – часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
 
 
 
 
 
 
8 июля. Суббота.
Блгвв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских, чудотворцев.
                8-40 – часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
                17-00 – Всенощное бдение. Исповедь.
 
 
 
 
 
 
10 июля. Суббота.
Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского.
                9-00 – Литургия в Знаменском храме д. Матвейково.
                17-00 – Всенощное бдение. Исповедь.
 
 
 
 
 
 
11 июля. Воскресенье.
Прп. Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев.
                8-00 – молебен.
                8-40 – часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
                17-00 – Всенощное бдение. Исповедь.
 
 
 
 
 
 
12 июля. Понедельник.
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
                8-40 – часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
 
 
 
 
 
 
17 июля. Суббота.
Прп. Андрея Рублева, иконописца.
Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.
                8-40 – часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
                17-00 – Всенощное бдение. Исповедь.
 
 
 
 
 
 
18 июля. Воскресенье.
Прп. Афанасия Афонского.
Обретение честных мощей прп. Сергия Радонежского.
Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары.
                8-00 – молебен.
                8-40 – часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
 
                            Престольный праздник
                            Спасского храма с. Ведерницы.
                8-40 – Часы
                9-00 – Божественная Литургия.
 
 
 
 
 
 
20 июля. Вторник.
Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской.
Влахернской иконы Божией Матери.
                17-00 – Всенощное бдение. Исповедь.
 
 
 
 
 
 
21 июля. Среда.
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.
                8-40 – Часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
 
                            Престольный праздник
                            Спасского храма с. Ведерницы.
                8-40 – Часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
 
 
 
 
 
 
24 июля. Суббота.
Равноап. Ольги, вел. княгини Российской.
                9-00 – Литургия в Знаменском храме д. Матвейково.
                17-00 – Всенощное бдение. Исповедь.
 
 
 
 
 
 
25 июля. Воскресенье.
Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».
                8-00 – молебен.
                8-40 – часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
 
 
 
 
 
 
27 июля. Вторник.
Прп. Никодима Святогорца.
                17-00 – Всенощное бдение. Исповедь.
 
 
 
 
 
 
28 июля. Среда.
Равноап. вел. князя Владимира.
                8-40 – Часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
                           По окончании – молебен по особому чину.
 
 
 
 
 
 
31 июля. Суббота.
                9-00 – Литургия в Спасском храме с. Ведерницы.
                17-00 – Всенощное бдение. Исповедь.
 
 
 
 
 
 
1 августа. Воскресенье.
Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца.
                8-00 – Молебен.
                8-40 – Часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
                17-00 Всенощное бдение. Исповедь.
 
 
 
 
 
 
2 августа. Понедельник.
Пророка Илии.
Престольный праздник Никольского храма.
                8-40 – Часы.
                9-00 – Божественная Литургия.
                           По окончании – Крестный ход.
 
 
 
 
 
 
7 августа. Суббота.
Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.
                9-00 – Литургия в Знаменском храме д. Матвейково.
                17-00 – Всенощное бдение. Исповедь.
 
 
 
 
 
 
 
8 августа. Воскресенье.
Прмц. Параскевы.
                8-00 – молебен.
                8-40 – часы.
                9-00 – Божественная Литургия.

Иеромонах-погорелец

Место, выбранное первыми поселенцами, находилось невдалеке от деревни Берлино (в последующие годы Авдотьино), поэтому основанная ими обитель поначалу именовалась Свято-Никольской Берлинской пустынью. Её история получает активное развитие после появления в этих краях иеромонаха Варлаама, пришедшего сюда в начале XVII века, когда русская земля была охвачена пожаром Смутного времени. Прежде он был насельником Стромынского Успенского монастыря, находившегося вблизи посёлка Фряново, но разорённого поляками и сожжённого ими в 1603 году.

Любопытно отметить, что именно после его появления в исторических документах той эпохи обитель начинает именоваться как Николо-Берлюковский мужской монастырь. О происхождении этого названия у исследователей нет определённого мнения. Народная же молва связывает его с именем некоего, промышлявшего в этих краях и затем раскаявшегося разбойника по кличке Берлюк, что означает «волк», или просто «зверь».

Имеет ли эта легенда под собой реальные основания – неизвестно, тем более что приписывать основание монастырей бывшим покаявшимся злодеям вошло в народную традицию. Примером тому может служить знаменитая Оптина Пустынь, также якобы основанная разбойником Оптой.

Под покровительством митрополита Платона

Настоятелем возрождённой обители был назначен иеромонах Иоасаф – человек не только глубоко религиозный, но и обладавший незаурядной хозяйственной и деловой хваткой

Он сумел заслужить доверие у выдающегося церковного деятеля того времени митрополита Платона (Левшина), пользовавшегося большим влиянием при дворе, и, благодаря его поддержке, получить благословение и, что немаловажно, средства на строительство нового храма в честь Святой Троицы. Когда строительство было завершено, митрополит Платон лично освятил его, и от себя сделал значительный вклад богослужебными книгами и различной утварью

Внутренне убранство

В пещерном скитском храме во второй половине XIX века был установлен чугунный 3-тонный иконостас каслинского литья с позолоченными покрытием. Он закрывал алтарную часть, расположенную в пещерной келье иеромонаха схимника Макария. Иконы, размещенные в перегородке, выполнены на медных листах.

Стены и пол подземных помещений монахи облицевали кирпичами, верх храма остался нетронутым из карстового известняка. Своды помещений очень низкие, во многих переходах невозможно выпрямиться в полный рост.

Верхний храм Спасского собора имеет светлый и просторный интерьер, в подклети своды гораздо ниже. Полы выложены узорными плитками, ступени облицованы белым камнем. Стены со сводами помещения были украшены росписями на библейские сюжеты и Арабесками до самого карниза, резной 2-ярусный иконостас, выполнен в стиле рококо с позолотой, отделял алтарную часть помещения.

Интерьер теплого Троицкого собора был полностью расписан фресками. Роскошный 3-ярусный позолоченный иконостас декорирован ценными породами розового дерева и резными колоннами из ореха.

Интересные факты и легенды

24 мая 1829 года произошло знаменательное чудесное событие: слепой женщине, Татьяне Ивановне Кузнецовой, было даровано полное исцеление от обретенного образа «Лобзания Иисуса Христа Иудою».

После этого чудотворную икону крестным ходом при огромном скоплении народа торжественно перенесли в Троицкий собор. Он пребывал в обители до начала прошлого века, привлекая к себе огромное количество паломников.

Следы чудотворной иконы в настоящее время утеряны. Главной Святыней вновь открытого монастыря стал другой старинный одноименный образ, который был подарен будущему монаху Евмению пожилой прихожанкой храма в Мытищах.

А только через 7 лет после этого знаменательного события иеромонаха Евмения назначили настоятелем для восстановления Берлюковской пустыни. Перед ней до сих пор молятся тысячи верующих об исцелении от глазных болезней и прочих недугов. Спасский собор обители появился раньше аналогичного всем известного московского храма, был построен в честь 25 годовщины победы над Наполеоном.

91-метровая каменная колокольня стала самой высокой на территории Подмосковья и вошла в пятерку самых высоких монастырских звонниц России. Ее купол увенчан 622-килограммовым медным крестом. У обители есть своя аллея Романовской славы с памятными бюстами российским императорам.

Николо-Берлюковская пустынь

Престольный праздник: свт. Николая Мирликийского (22 мая, 11 августа, 19 декабря) Настоятель: игумен Евмений (Лагутин) , 1967 Священнослужители

  • игумен Нифонт (Семыкин), 1960
  • иеромонах Тимофей (Дьяконов), 1984

Насельники

  • монах Никанор (Козловцев), 1955
  • монах Давид (Кутышкин), 1955

Монастырские храмы

  • храм Архангела Михаила
  • храм Всемилостивого Спаса
  • храм Всех святых
  • храм свт. Василия Великого
  • храм Святой Троицы

В числе монашествующих было немало подвижников, среди которых выделялся схимонах Макарий, подвизавшийся в пещерах (скончался в 1841 году). В обители также почитались архимандрит Венедикт (Протопопов), похороненный в соборном храме Христа Спасителя, и сменивший его афонский постриженник иеросхимонах (скончался в 1878 году в сане схиигумена) Парфений (Агеев). При отце Парфении (1856 — 1860 годы настоятельства) в монастыре подвизались афонские постриженика: Порфирий и Сосипатр, основатели пещерного скита во имя Собора Иоанна Предтечи. Монастырь посещали И. С. Шмелев, С. И. Танеев.

В пустыни имелись святыни: древний образ святителя Николая с житием и чудесами, Казанская икона Божией Матери, чтимая икона святого мученика Мины, и явленная в 1829 году чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», а также крест серебряный с частицами мощей святых и часть ризы Господней в панагии.

Монастырь был окончательно закрыт в 1930 году, когда 18 февраля 1930 года была арестована последняя братия во главе с игуменом Ксенофонтом (Косенковым). Позже в монастыре находились различные лечебные учреждения. В 1992 г. при монастырском храме Христа Спасителя зарегистрирована православная община. Сейчас ведется работа по возрождению монастыря.

Летом 2006 года обитель праздновала свое 400-летие. Возрождение монашеской жизни в пустыни было благословлено решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2006 года: «Благословить преобразование прихода Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района Московской области в Николо-Берлюковский мужской монастырь. Настоятелем монастыря назначить иеромонаха Евмения (Лагутина) с возведением его в сан игумена».

Еще новости и фотографии из храма:

  • Праздник Преображения Господня в Николо-Берлюковской пустыни 19 августа 2021 года
  • Детско-юношеский патриотический форум в Николо-Берлюковской пустыни 7 декабря 2021 года

Где остановиться

Все достопримечательности монастыря туристы могут осмотреть за один день. Для приезжающих трудников в обители предоставляется бесплатное жилье. Остальные гости и паломники могут остановиться в ближайшей гостинице или частном секторе.

Комплекс для отдыха в ближайшем селе Воскресенское носит название Изумрудного города, находится на одноименной улице, дом 1. В ресторане сервируется плотный континентальный завтрак по утрам, в остальное время можно заказывать блюда по меню.

При оздоровительном комплексе есть бесплатная охраняемая парковка, плавательный крытый и сезонный летний бассейн с просторной открытой террасой для загара. Имеется также общая лаундж зона и оборудованные места для приготовления барбекю.

Гостям предлагается отдых в хамаме или сауне, массаж, купание в озере или холодном бассейне, прогулки по экологически чистым лесам и полям, собственное фермерское хозяйство с мини зоопарком и вкусными продуктами. Детям также понравится мини бассейн, игровая площадка на улице и комната с настольными играми в помещении, есть детские телеканалы.

Для молодежи проводятся ночные дискотеки с диджеем, работает бар с прохладительными напитками, есть караоке и бильярд. Гостям предлагается бюджетный 2-местный номер с 2-спальной кроватью и всеми удобствами за 2 тыс. руб. В номере есть современный телевизор, беспроводная связь интернет, все необходимые принадлежности для комфортного отдыха.

Можно остановиться в поселке Дядькино, где предлагают номер в гостевом доме на Сосновой улице 5, с великолепным садом и видом на пляж. При гостиничном комплексе имеется фитнес зал, караоке, детский игровой клуб.

Гостям предлагается отдых в общей просторной лаундж зоне, террас для загара, стол для тенниса или игры в бильярд. В номере со всеми удобствами имеется кухонный уголок с холодильником, электрическим чайником и микроволновкой.

Все номера оснащены современными телевизорами с кабельными каналами, в ванной комнате есть фен и бесплатные туалетные принадлежности. По утрам обитателям комплекса предлагается завтрак по системе шведского стола. Стоимость 2-местного проживания можно подобрать от 2,3 тыс. руб.

Также открыты двери Курортного комплекса для отдыха Улиткино в поселке Райки на Центральной улице 32Б. Отель в живописном сосновом лесу на берегу реки предлагает отдых в русской бане с крытым плавательным бассейном. Гости могут поиграть в пинг-понг, большой теннис или футбол на открытых спортивных площадках, есть прокат лодок, санок и лыж, небольшой зоопарк для детей.

Для автовладельцев предусмотрена бесплатная охраняемая парковка, но гостей могут доставить на частном автобусе от станции метро. Здесь можно остановиться в номере или снять отдельный деревянный коттедж в русском стиле на выходные.

Все номера оборудованы всеми необходимыми удобствами. Есть телевизор с кабельными каналами, холодильник, электрочайник, отопление. Цены за 2-местное проживание начинаются от 3 тыс. руб.

Николо-Берлюковский мужской действующий монастырь в ближайшем Подмосковье с большой радостью принимает гостей, туристов, православных паломников и трудников, стекающихся в эти намоленные и необыкновенно живописные места со всех уголков необъятной страны.

События XIX столетия

При настоятеле Николае II жизнь в монастыре становится чрезвычайно строгой. Время XIX века именуется «золотым» для истории Николо-Берлюковского церковного комплекса. С этого периода на территории пустыни начинается этап копания пещер. Основателем пещерокопания (истинного подражания христианского аскетизма) стал иеромонах Максим, родившийся в Твери.

  • В конце весны 1829 г. Берлюковская пустынь обрела священную и прославленную реликвию, которая называется «Лобзание Спасителя Иудою». Первое чудо, произведенное иконой, исцелило слепую женщину. Летом этого же года святое изображение торжественно перенесли в Троицкий собор.
  • В 1829 г. настоятелем церковного комплекса назначили решительного и целеустремленного иеромонаха Филарета. Под его внимательным руководством пустынь деятельно развивалась и благоустраивалась. В 1830 г. здесь начали строить каменный корпус для братии. Через пять лет воздвигли собор в честь чудотворной иконы Христа.
  • Вскоре на территории появились поварни, пекарни и кельи. В 1844 г. с благословения патриарха в монастыре воздвигли церковь во имя Всех Святых. В 1851 построили большую колокольню, а через год полностью переделали собор Николая Чудотворца.
  • В 1865 г. в обители назначен чрезвычайно строгий настоятель Иона. Его труды по благоустройству церковного комплекса были отмечены Высочайшим кабинетом. Через год полностью завершились отделочные работы в церкви Спасителя. В 1869 г. через Ворю соорудили мост для удобного подъезда к Берлюковской обители.
  • В 1884 г. при настоятеле Адриане, бывшим ранее послушником самой пустыни, окончательно обустроили Троицкий собор, в котором находились подвалы и духовная печь. В его интерьере располагалось три престола и великолепно расписанный иконостас, святые образы облачались в серебряные ризы. Вскоре Адриан распорядился воздвигнуть на территории монастыря высочайшую (91 метр) колокольню, на создание которой ушло четыре года. Освящение грандиозного, удивлявшего современников сооружения произошло в 1900 г.

Главный храм Христа Спасителя построили в 1847 г. на основе камня. Он имел пять глав, аккуратную внутреннюю отделку, пол был выстлан тонкой плиткой, а ступени — белым камнем. Снаружи церковь покрыли железом и покрасили медянкой. Алтарь, купола и своды мастерски расписывали библейскими сюжетами, иконостасы покрывали позолотой и вырезали на них изображения Распятия.

Архитектура, внешний вид

Главной изюминкой монастыря является его уникальный пещерный комплекс скита, который появился на основе естественных нерукотворных карстовых впадин в известняке, на месте древних языческих капищ. Затем подземная территория была расширена монахами, особенно активно этот процесс велся в XIX столетии.

Здесь появились новые помещения, кельи, переходы и пещерный храм, освященный во имя Предтечи во второй половине XIX столетия. Главный вход храма обращен к реке Варя, алтарную часть полностью расположили под землей.

Внутренние подземные переходы соединяли помещения с Казанской церковью и жилыми пещерами скитской братии. Главный просторный летний храм обители освящен митрополитом Филаретом во имя Спасителя в середине XIX века, сохранился до настоящего времени.

Он был выстроен полностью на народные пожертвования, в число наиболее известных дарителей вошли такие имена:

  • купцы Щекины;
  • княгиня Варвара Нарышкина;
  • графиня Анна Шереметьева;
  • княгиня Ольга Мосальская;
  • графиня Каверина и многие другие.

Храм представляет собой 5-главое белокаменное здание в позднем классическом стиле, 36-метровой высоты, возведенное московским зодчим Федором Шестаковым на высокой подклете. Кубическое строение не имеет апсид, сориентировано одинаково на все стороны света, имеет примыкающие плоские притворы, оформленные пилястрами.

Фронтон здания украшен живописным изображением. Позднее стены оштукатурили и выкрасили светло-голубым цветом. Окна нижнего яруса строго декорированы килевидными тягами и полукруглыми завершениями, верхние проемы имеют круглую форму. Центральный световой барабан увенчан главкой с крестом, другие главы с 2-ярусным основанием восьмириков.

Уникальный крестообразный подвал сооружен по проекту архитектора Н. Козловского. Надвратная одноглавая каменная церковь освящена в честь Василия Великого в 1840 году. Входное крыльцо с портиком, чугунными ступенями и литой площадкой строго оформлено белыми каменными колоннами.

Здание имеет много больших окон, расположенных ярусом. Все оформление отличается строгостью классического стиля. Кроме того, в настоятельском корпусе есть церковь Всех Святых, заложенная на месте обретения чудотворной иконы в западной части обители.

Здание в виде бесстолпного четверика завершается полукруглыми закомарами, 4-скатная крыша увенчана луковкой на многогранном световом барабане, украшенном кокошниками.

Фасад здания расчерчен рустовыми лопатками и строгими окнами с классическими наличниками и фигурными сандриками. Примыкающие с 2-х сторон каменные постройки были отведены для покоев настоятеля, братских келий, аптеку и монастырскую больницу.

Колокольню в стиле эклектики начали строить в конце того же века по проекту Александра Каминского, который не успел закончить строительство. Это дело пришлось продолжить и закончить его ученику, молодому архитектору Василию Борину. Деньги на возведение самой высокой звонницы в округе были выделены по завещанию купца Федора Самойлова.

Строение состоит из 4 ярусов:

  1. Внизу размещены входные главные ворота.
  2. Следующий ярус был отведен Большому праздничному 16-тонному колоколу.
  3. На третьем этаже поместился весь набор из 15 колоколов.
  4. Верхний ярус состоял из часового звона 6 предметов.

Также на территории обители имеется каменный 3-престольный теплый храм Троицы Живоначальной, построенный на месте старого обветшавшего в 1878 году архитектором Никитиным.

Здесь также освящены приделы:

  • в честь Святого Николая Чудотворца;
  • во имя Великомученика Мины.

Это одноглавое здание с трапезной выстроено в стиле эклектики, с чертами поздневизантийского и древнерусского влияния в оформлении фасадов. Барабан увенчан высоким крупным куполом, установлен на приземистом четверике. Кровля сооружения декорирована кокошниками.


Николо-Берлюковский монастырь открыт для посещения каждый день недели с 5-30 до 20 ч.

Также из украшения можно выделить стрельчатые арки, порталы, фигурные колонны, аркатурные пояса. Комплекс монастыря окружен игуменским садом, где высажены новые плодовые и фруктовые деревья и ягодные кустарники, разбиты красивые клумбы с цветами.

История до наших дней

В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.

Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни

  • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
  • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
  • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.

Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

Это интересно: Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки — объясняем вопрос

Что посмотреть на территории монастыря

Романовская Аллея Славы

Автор всех памятников на «Романовской Аллее Славы» — скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

года на территории монастыря был торжественно открыт и освящен первый памятник Романовской Аллеи Славы — Государю Императору Святому Страстотерпцу Николаю II. Позже здесь появились памятники князю Михаилу Николаевичу и трем императорам: Александру I, Александру II, Александру III.

Колокольня

Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — самая высокая в Подмосковье. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ее высота 88 метров, и сфотографировать ее полностью можно с трудом. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области: даже выше той, что стоит в Троице-Сергиевой лавре.

Святой источник

В десяти минутах ходьбы от монастыря бьет святой ключ. Там можно выпить воды и набрать в бутылку с собой.

Интересные экскурсии в монастыре проводит матушка Херувима. В трапезной продают свежую выпечку, молочные продукты из монастырского хозяйства и целебные сборы трав, приготовленные монахами.

Какие святыни хранятся

Икона была обретена в 1829 году. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». К ней едут, чтобы избавиться от болезней, особенно связанных с глазами.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Николо-Берлюковской пустыпи

Расписание служб

6:00 (пн.-сб.) Полунощница. Утреня. Часы
8:00 (пн.-сб) Божественная литургия
8:40 (вс.) Часы 3-й и 6-й
16:00 (сб.) Всенощное бдение
17:30 (пн.-пт., вс.) Вечернее богослужение

Это интересно: Николаевский Малицкий мужской монастырь в деревне Николо-Малица, Тверская область — изучаем развернуто

Исторические события

Николо-Берлюковский монастырь впервые упоминается в начале XVII столетия, когда на берег Вари пришел монах Варлаам с иконой Святого Чудотворца Николая из разоренной польским нашествием Троицкой обители.

Но к тому времени монашествующие уже давно населяли местные пещеры и даже построили 2 храма на месте бывших языческих капищ, которые также пострадали от нашествия иноплеменников.

В 1613 году строительством нового каменного Никольского храма на местном кладбище начинается возрождение обители иеросхимонахом Варлаамом, к которому присоединились монахини старицы разоренного женского монастыря, чьи имена дошли до наших дней в названиях ближайших поселений: деревня Авдотьино и Ульянина гора.

В начале XVIII столетия все церковные земли вокруг Никольского храма были переданы московскому Чудовому монастырю, откуда прислали в обитель несколько монахов с настоятелем Пахомием.

Боголюбивый купец Викул Мартынов сделал щедрое пожертвование на новую каменную Николаевскую церковь, которая с 1719 года становится главным храмом Бирлюковской пустыни. Чуть позже монастырь был переписан к Стромынской Успенской обители, а настоятелем назначен иеромонах Диодор. С тех времен имеется древних Диодоровский колокол.

Через несколько лет настоятелем и духовником обители на недолгое время становится строгий аскет и непримиримый защитник православия иеромонах Иосия Самгин, за которым последовала часть братии из Саровской пустыни.

Но поборнику истиной веры вскоре пришлось пострадать за правду и обличение государственной власти. Его лишили сана и сослали с некоторыми из братии на вечное поселение на Камчатку, остальных монахов расселили по различным монастырям, а Бирлюковскую пустынь закрыли.

Никольский храм стал приходским, но ненадолго. В конце столетия по велению Преосвященного владыки Платона началось новое возрождение заштатной обители, куда был назначен строгий подвижник иеромонах Иоасаф, который сумел привлечь на свою сторону богатых вкладчиков и жертвователей на строительство каменных зданий и собора монастыря.

В XIX веке начинается духовный расцвет и каменное строительство братских корпусов и соборов монастыря, которое сопровождается периодом активного пещерокапания, где в тишине и уединении подземелья подвизались отшельники и молитвенники русской земли.

Обитель процветает и привлекает многочисленных паломников, которые делают богатые вклады на возведение каменных построек и благоукрашение разрастающейся обители.

В это же время зарождается традиционный крестный ход по местным уездным церквям с образом Спасителя, который также собирал щедрые пожертвования местных молитвенников. Обитель быстрыми темпами богатеет и развивается, приобретая все большую славу в округе.

При монастыре появляется переплетная и иконописная мастерская, богатая библиотека, школа обучения древнему славянскому и греческому языку, а также искусству колокольного звона.

К началу прошлого века на большой благоустроенной территории построено 5 каменных храмов с обширным пещерным скитом с многочисленными административными и жилыми постройками, был проложен водопровод, существовало богатое хозяйство. На попечении монастыря находились приходские школы, общество трезвости, благотворительные организации и больница.

Но в 20-м году все здания и строения, кроме Всехсвятского собора с кельями, были переданы в ведение Дома инвалидов, Спасский собор стал приходской церковью, крестные ходы с чудотворным образом запрещены.

А еще через 2 года городской комиссией началась экспроприация церковных ценностей: напрестольных крестов и богатой утвари, сняты все серебряные оклады с икон и богослужебных книг более чем на 9 пудов с бриллиантовыми камнями, хризолитом и жемчугом.

В начале 1930 года Бирлюковскую обитель закрыли, а ее последнего настоятеля Ксенофонта с иеромонахом Горгонием с послушником Григорием Аверьяновым арестовали и отправили в тюрьму в Бутырки.

Монастырское кладбище было полностью уничтожено, скит с пещерами утрачен, галереи и подземный храм завалены мусором. Размещавшийся на территории обители дом инвалидов сменился туберкулезным санаторием, а в годы Великой Отечественной войны здесь расположился военный госпиталь, затем городская больница для туберкулезных больных и психиатрическая клиника.

С осени 1992 года начинает оживать жизнь общины при Спасском храме, но только в декабре 2004 года отслужили первую литургию, а еще через 2 года началось возрождение монастыря.

Первая каменная постройка монастыря

По мере увеличения числа паломников, желавших поклониться чудотворной иконе и внять наставлениям старца Варлаама, пополнялась и скудная до той поры монастырская казна. Прошло несколько лет, и на пожертвования богомольцев и вклады посетивших обитель бояр на месте прежней часовни был воздвигнут каменный храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1710 году, поскольку монастырь (Николо-Берлюковский) ещё не имел официального статуса по решению епархиального руководства, храм получил статус подворья московского Чудова монастыря, и для служения в нём, а также общего обустройства из столицы прибыли несколько монахов во главе с настоятелем Похомием. Это был существенный шаг на пути признания обители Московским Патриархатом.

Патриаршее повеление об учреждении новой обители вышло семью годами позже, и, получив официальный статус, пустынь была изъята из ведения Чудова монастыря. История сохранила имя первого настоятеля монастыря, им был иеромонах Диодор, отдавший служению Богу в стенах вверенной ему обители двадцать лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector