Церковь георгия победоносца в ендове (москва)

Духовенство храма

Настоятель – протоиерей Серафим Владимирович Недосекин, 1975 г. р.
день тезоименитства 1 августа
пресвитерская хиротония 1.09.1999

иерей Вадим Григорьевич Никулин, 1951 г. р.
день тезоименитства 9 апреля
пресвитерская хиротония 17.09.2006

иерей Дионисий Львович Лукин, 1974 г. р.
день тезоименитства 16 октября
пресвитерская хиротония 2.06.2011

иерей Николай Александрович Тихомиров, 1984 г. р.
день тезоименитства 22 мая
пресвитерская хиротония 6.05.2016

иерей Алексий Геннадьевич Дроздов, 1978 г. р.
день тезоименитства 30 марта
пресвитерская хиротония 6.05.2018

диакон Георгий Юрьевич Ключников, 1988 г. р.
день тезоименитства 6 мая
диаконская хиротония 1.12.2010

диакон Валентин Шишелов

Правила поведения в храме

Храм — дом Господа, куда человек приходит для общения с ним посредством святой молитвы.

Во время посещения церковного богослужения необходимо придерживаться правил, которые можно разделить на несколько групп:

  1. Поведение в храме взрослого человека.
  2. Особенности посещения церкви с детьми.
  3. Требования к внешнему виду.

Поведение в храме взрослого человека:

  1. В храм следует приходить за некоторое время до начала богослужения, чтобы спокойно поставить свечи, поклониться иконам и занять удобное место.
  2. Обязательно необходимо выключить мобильные телефоны.
  3. Человек, пришедший после начала литургии, должен тихо зайти в помещение, лёгким кивком поприветствовать знакомых людей, не отвлекая их беседой. Не стоит ходить по храму во время богослужения, так как это мешает остальным прихожанам сосредоточиться на благоговейной, смиреной молитве.
  4. Православные христиане участвуют в богослужении, стоя на ногах. Причём по традиции мужчины располагаются справа от Царских ворот, а женщины слева от них. Сесть могут только немощные люди.
  5. Во время богослужения следует читать общие молитвы. Они должны идти от сердца. Необходимо помнить, что в этот момент на человека взирает Господь и все святые угодники.
  6. Уходить из церкви до конца литургии нельзя. Выйти можно в случае крайней необходимости, затем покаявшись в этом поступке на исповеди.

Правила для родителей с детьми:

  1. Перед посещением храма следует объяснить детям, что в нём нельзя громко разговаривать, кричать и бегать. Если ребёнок ещё не был в церкви, то следует прийти сюда заранее, чтобы ответить на все возникающие у него вопросы об убранстве храма и предстоящем действе.
  2. Если ребёнок закричал во время богослужения, то его тихо выводят из помещения и успокаивают.
  3. Употреблять пищу и пить в храме (кроме причастия хлебом) не могут даже дети.

Требования к внешнему виду:

Мужчины и женщины приходят в храм с мыслями о душе и духовном совершенствовании. Поэтому внешний вид должен быть скромным. Женщины должны быть одеты в юбку или платье, которое закрывает колени и плечи. На лице не должно быть косметики.

Особенно необходимо воздержаться от использования помады. Голова должна быть покрыта. Мужчины, наоборот, должны снимать головной убор и солнечные очки. Им нельзя заходить в церковь в шортах и майках без рукавов.

Часто в церквях складываются местные традиции, не содержащиеся в церковном Уставе. Следование им является не обязательным, но и спорить со сделавшими замечание прихожанами не следует. Их следует со смирением выслушать и извиниться за допущенный промах.

Храм Георгия Победоносца, в столичном районе Коптево — не только центр духовной жизни местных прихожан, но и яркий памятник деревянного храмового зодчества. Активную социально-просветительскую работу церковных клириков поддерживают не только местные прихожане, но и посетители храма из других районов столицы.

Оформление статьи: Владимир Великий

История возникновения святыни

Никто не знает, когда впервые появилось это уникальное православное сооружение на Фиоленте.

Хроники Генуи говорят, что в XIV столетии монастырь уже стоял на мысе, ставшем окраиной консульства Чембало (сегодняшняя Балаклава). В 1475 г. турки не стали его разрушать – храмовый комплекс оказался в ведении Константинопольского патриархата. 1794 г. стал временем перехода мужской обители под опеку Священного Синода РПЦ. Уже при русских продолжал свое подвижничество местный старец Калинник.

К тому времени начал разрастаться Севастополь. Свято-Георгиевский монастырь почитало все население большого города, расположенного по соседству. Его тогда называли Балаклавским – крымская столица в конце XVIII веке не заходила так далеко на восток, а до Балаклавы, спрятанной в соседней бухте, было всего 4 км. К периоду Крымской войны обитель разрослась в несколько раз. Даже после этой и Великой Отечественной войны от нее кое-что осталось. Имеются в виду пещерные строения церкви Рождества Христова в два этажа.

Где в Москве попробовать блюда грузинской кухни

Москвичей и гостей столицы привлекает не только сама церковь, но и ресторан «Грузинское подворье», где подают традиционные блюда грузинской кухни. Заведение расположено в трапезной, которая располагается в отдельном здании возле собора.

На 0 этаже расположен буфет, на 1-м размещается кулинария и церковная лавка, на 2 этаже — кафе.

Здесь же работает пекарня – все блюда готовят на территории подворья.

Каждый посетитель, совершающий покупки, вкладывает деньги в строительство храма. А уж купить в грузинском магазине, поверьте, есть что! Запах свежевыпеченного хлеба слышен издалека. За свежими ароматными буханками, батонами, и булочками всегда выстраивается очередь. Стоимость багета или буханки – от 100 руб. А разнообразие кондитерских изделий не оставит равнодушным ни одного сладкоежку!..

В меню ресторана – блюда грузинской кухни. Цены средние, но перекусить можно недорого. От 300 рублей стоит порция наваристого харчо и других супов. Цены на вторые блюда (люля-кебаб, оджахури, чалагаджи) – в среднем держатся в диапазоне 400-800 руб. Порция хинкали с сытной начинкой – от 300 руб., хачапури и пироги – от 350 руб. Также в меню есть пицца, пирожные, торты, лимонад из Грузии.

В лавке продается натуральное растительное масло на розлив: виноградное, оливковое, кахетинское и т.д. Можно купить уксус, аджику, специи, чай, варенье, каштановый мед.

Кафе открыто с 08:00 до 21:00, с самого утра подают завтраки.

Картой расплатиться нельзя – принимают только наличные. Это место получило высокие оценки пользователей сервиса Яндекс Карты.

История

Свято-Георгиевский храм в Краснодаре был задуман к постройке в 1891 году. Его возведение было приурочено к тысячелетнему юбилею Крымского Георгиевского мужского монастыря в Балаклаве. Святая обитель была задумана как подворье для паломников, отправляющихся в Балаклавский Георгиевский монастырь. Первый камень будущего Георгиевского храма заложили 18 июня 1895 года.

Храм возводился в течение 8 лет — средства на постройку собирались в виде пожертвований. В строительстве принимал участие архитектор Мальгерб (он спроектировал главный собор города — имени Святой Великомученицы Екатерины), но имена авторов проекта не сохранились в городских документах. Храм освятили 30 ноября 1903 года.

В первые десятилетия советской власти Свято-Георгиевский храм оставался единственным действующим храмом города. Но большую часть территории храма городские власти конфисковали. Ранее он занимал целый квартал: здесь был разбит фруктовый сад и огород, находились каменные дома (жилье настоятеля и братии), временная часовня. Также при храме функционировали воскресная школа, библиотека, лавка с церковными товарами. Сейчас Георгиевский храм Краснодара владеет только десятой частью той территории.

Престольный праздник, Георгиевский храм Краснодара вконтакте

На протяжении всего XX столетия храм не закрывался, службы проходили регулярно, отмечались религиозные праздники. С этим фактом связывают одно необычное событие: в 1942 году прихожанам во время службы явился Георгий Победоносец. Он объехал храм на коне три раза и произнес, что церковь никогда не закроется. В новейшей истории Свято-Георгиевский храм был отреставрирован. Сейчас — это одна из важнейших святых обителей города.

Храм начали строить во второй половине XII века, первое название – церковь на Псковской горке

В 1677 г. название церкви уже звучало: «что на пяти улицах Трегубова». После реставрации и расширения, в XIX веке, за храмом закрепилось официальное название: «храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия», а расположенные недалеко ворота Китай – города стали называть не Варварскими, а Покровскими.

Сейчас его название звучит как: «Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке».

Фасадная вывеска на храме Великомученика Георгия Победоносца. Название храма не раз менялось, даже сейчас есть упоминание первого — «На Псковской горке»

Сама церковь на Псковской горе возводилась постепенно, на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы середины XIII века и по необходимости, так как очередным пожаром был уничтожен старинный храм XIII века, принадлежавший Марии Гоптяевой, тещё Великого князя Василия Тёмного.

Основное здание храма возводили во второй половине XII века, а колокольню и трапезную пристроили через 150 лет, в начале XIX столетия. От старой церкви осталась каменная подклеть, на которой и построили новую пятиглавую каменную церковь.

В 1657 году либо в 1658 году (данные источников расходятся)  главный престол храма освятили в честь Покрова Богородицы, а дополнительный — в честь Георгия Победоносца.

Церковь мученика Георгия возводилась постепенно, в течение IX веков

В 1812 году, во время войны с французами, храм сильно пострадал и реставрировался семь лет, на средства купца Петра Фёдоровича Соловьева. Были заново выстроены колокольня, трапезная и Георгиевский придел.

В 1839 году  Соловьевой М. Н. — вдовой купца, в трапезной устроен придел Петра Митрополита.  Окончательно завершился ремонт в 1856 году.

В 1930 году церковь в Москве закрыли по «просьбе» профсоюза совторгслужащих для размещения в ее стенах Дома пионеров. Последний настоятель, протоиерей Николай Казанский, сумел спасти древнюю храмовую икону Георгия.

В 1960-х годах в отреставрированном здании разместился выставочный зал.

При Советской власти кресты были сняты, а сам храм закрыт.

Долгое время он пустовал. Здание требовало ремонта и его до 1979 года никак не использовали. Начиная с 1980 года, в храме устраивали этнографические выставки, а верующим его возвратили в 1991 году.

Для Богослужений церковь открылась в 1995, а окончательный вид она приобрела после последней реставрации, в 2015 году.

Благодаря таким церквям, как Храм Георгия Победоносца на Псковской горе, в описаниях столицы появились эпитеты златоглавая и белокаменная Москва.

Храм Георгия Победоносца в Грузинах

Храм Георгия Победоносца в Грузинах

славится не только стариной, но и тем, что это единственная в Москве православная церковь, в которой богослужение ведется не только на славянском языке, но и на грузинском.Грузины поселились в столице России еще в начале XVIII в. В 1724 г. лишенный престола грузинский царь Вахтанг VI с несколькими тысячами своих подданных по приглашению Российского императора Петра I прибыл в Москву. Грузины заняли отведенное им село Воскресенское и осели там надолго. В селе этом была когда-то устроена по указу царя Алексея Михайловича деревянная церквушка в память Иоанна Богослова, но к середине XVIII в. она сгорела.

Фото 1882 г.

Место было удобное – недалеко от грузинского дворца. Поэтому сын царя Георгий Вахтангович испросил разрешения возобновить церковь на том же месте, но в честь св. Георгия Победоносца, издавна почитаемого как покровителя Грузии, да еще и личного покровителя царевича. Получив разрешение в 1749 г., Георгий на собственные средства начал строительство. Уже в 1750 г. церковь освятил архиепископ Иосиф Самебели. С тех пор, вся грузинская диаспора, исповедовавшая православие, начала посещать богослужения на грузинском языке в храме св. Георгия.

К сожалению, в 1779 г. Георгиевская церковь сгорела. И тогда грузины, не желавшие оставаться без духовного окормления, начали в 1788 г. строительство каменного храма на месте сгоревшего деревянного. Средства на него пожертвовал московский купец Семен Васильев, а спроектировал архитектор Н.Васильев. В 1793 г. освятили придел Рождества Христова, а в 1800 г. и всю новую каменную церковь. Это был трехчастный однокупольный храм с трапезной и колокольней.

23.11.2011 В День св. Георгия (Гиоргоба) в храме служит Патриарх всея Грузии Илия II

В 1807 г. князья Цициановы устроили придел в честь св. ап. Петра и Павла в память о брате Павле Дмитриевиче (известном политическом деятеле). Они пожертвовали храму напрестольный крест, Евангелие и множество церковной утвари.

В 1870-е годы к храму пристроили 2 алтаря, выдвинув их на восток в одну линию с главным, прибавив с запада дополнительный ярус. Колокольню надстроили, сделав достаточно высокой.

Верующие встречают Каталикоса Грузии Илию II

Грузинская слобода разрасталась, и в храме становилось невыносимо тесно. И тогда в 1895-1898 гг. с восточной стороны было пристроено новое здание по проекту архитекторов Сретенского и Попова – в русско-византийском стиле, освященное в 1899 г. Иконы для храма писал Ф. Соколов. Княгиня Е.Д. Авалова пожертвовала церкви серебряно-позолоченный крест с частичкой мощей великомученика Георгия. Церковная библиотека была полна книгами на грузинском и церковно-славянском языках, все они исчезли в горниле революции.

Почитаемая икона св. Георгия, покровителя Грузии и Москвы

Установление советской власти в 1917 г. принесло много вреда всем православным храмам и приходам. В 1929-1930 гг. храм Георгия Победоносца в Грузинах

закрыли, переоборудовав его под электромеханический техникум им. Красина, который не освободил помещений до сих пор, несмотря на то, что первоначальное здание церкви (1800 г.) было возвращено православным в 1993 г. и отреставрировано при помощи общества русско-грузинской дружбы «Дзалиса».

Здание, так и не возвращенное верующим

Храм св. Георгия на Большой Грузинской принадлежит Русской Православной Церкви, имеет статус патриаршего подворья. Здесь по соглашению с Грузинской Православной Церковью службы ведутся на двух языках – церковно-славянском и грузинском, что привлекает не только местных жителей, но и представителей грузинской диаспоры Москвы. При храме работают библиотека и воскресная школа для детей и взрослых. Прихожане надеются, что в ближайшем будущем им вернут все же оставшуюся часть здания и памятник архитектуры вернется к прежнему своему великолепию.

Разорение в 1812 году и упразднение монастыря

В году большинство монахинь отправились в эвакуацию, а в стенах монастыря вместе с оставшимися инокинями укрылись его священнослужители с семьями. Последняя настоятельница тоже осталась в своей обители, где ей было суждено принять мученическую смерть. Все монастырские ценности: царские дары, утварь и ризницу – зарыли в землю под амвоном соборного Георгиевского храма и приготовились ждать вражеского нашествия.

Французы ворвались в монастырь и стали разыскивать сокровища, но ничего не нашли. Тогда они стали пытать настоятельницу, священника с женой и дьякона, но безуспешно. Снегирев утверждает, что им все же удалось найти спрятанные ценности, потому что предал кто-то из русских мародеров. Неприятельские солдаты встали на постой в Георгиевской церкви, а в других двух монастырских храмах поставили лошадей. Потом они, видимо, подожгли монастырь, ибо все его здания сгорели, кроме нескольких келий. Игуменью замучили до смерти, а священник Иван Алексеев с супругой Евдокией умерли от мучений уже после ухода Наполеона, но в один день – так Бог прославил их. Лишь дьякон оправился от ран и оставался в своем чине до мирной кончины в 1830-х годах. Вернулись и монахини. Однако сам Георгиевский монастырь ожидала печальная участь: он был настолько разорен, что его упразднили.

В на территории бывшего монастырского сада построили первую в Москве центральную городскую электростанцию, названную Георгиевской – с ней тоже окажется связанной судьба Георгиевского храма. Есть точка зрения, что для здания электростанции были перестроены или взяты за основу старые монастырские кельи. Ее облик, бесспорно, определила старомосковская атмосфера Георгиевского переулка, где еще сохранялись древние церкви, боярские палаты, старинные дома. Оттого сугубо производственное здание было построено в виде русского теремка.
Архитектором стал молодой зодчий Владимир Дмитриевич Шер.

Бывшие монастырские храмы продолжали действовать до советского времени. В конце XIX века Георгиевская церковь была своеобразным домовым храмом императорских театров, став приходской для артистов Большого и Малого театров, а ее настоятель, священник Иван Никольский, преподавал закон Божий в Императорском театральном училище на Неглинной.

История

В 1996 году в районе Коптево образовалась православная община. Было принято решение о строительстве церкви, и в феврале 1997 года был зарегистрирован приход храма. Храм было решено построить во имя покровителя Москвы святого Георгия Победоносца в связи с приближающимся 850-летием города. В феврале 1997 года в начале Коптевской улицы был воздвигнут двухметровый деревянный крест с надписью о скорой постройке на этом месте православного храма.

Было решено, что церковь будет построена из дерева. Архитектором храма стал В. В. Иванов, который имел опыт работы с памятниками архитектуры русского Севера. года состоялось освящение стройплощадки храма. Средства на строительство жертвовали многие коммерческие предприятия района. Строительные работы осуществляла бригада плотников из Архангельска. Для работы использовали специально изготовленные по образцу старинных инструменты. В 1997 году был освящён основной престол храма.

Бревенчатый храм имеет шатёр и пять глав. Над притвором устроена небольшая колокольня. В 2002 году был освящён приставной престол в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах». В храме хранится особо почитаемая икона Божией Матери «Помощница в родах». Прихожане храма имеют доступ к мощам Георгия Победоносца, Серафима Саровского, святых Дивеево,  Матроны Московской.

В 2005 году была сделана архитектурная подсветка храма. При храме действует воскресная школа. Рядом расположен крестильный храм в честь Святых Мучеников 14000 младенцев Иродом убиенных.

Новейшая история церкви

В конце XIX столетия (1895-1899 годах) грузинская церковь в Москве была полностью перестроена. Архитектор В. Сретенский увеличил храм в размерах и придал ему вид византийской базилики. Это новое строение органично примыкало к старой постройке с восточной стороны. С приходом советской власти для церкви настали трудные времена. В 1922 году из нее вынесли все более-менее ценное. Колокола были сняты, а библиотека расхищена.

В 1930 году храм и вовсе закрыли. Колокольня была разобрана, а церковное здание разделили межэтажными перекрытиями. Все это было сделано для того, чтобы вселить в культовое сооружение электромеханический техникум. Только в 1933 году старую часть вернули верующим. Было достигнуто соглашение Русской и Грузинской Православных Церквей о совместном использовании храма. В 2020 году техникум выселили и из новой части здания. Но многое из былого великолепия было утрачено.

Внутренние интерьеры храма

Внутри Грузинской церкви очень просторно. Во время богослужения в храме было многолюдно. Многие прихожане приходили сюда семьями, со всеми детьми. Это удивительно, когда в храме можно увидеть такое количество мужчин.

На службе все песнопения исполняются хором на разные голоса, и это грузинское многоголосное пение прямо завораживает.

После причастия по православной традиции полагается запивать сладкой водой и закусывать просфорой. В русских храмах, как правило, чуть сладковатую жидкость для запивки разливают из чайников, а вот в грузинском — это выглядит как наливка или вино в соответствующем сосуде. Просфорки, правда, не отличались своей формой от привычных.

Церковь внутри расписана, сверху и со всех сторон: со стен молчаливо взирают вселенские и грузинские святые.

Приведены цитаты из Евангелия, написанные на грузинском языке.

Фрески сделал известный художник Лаша Кинцурашвили, который специально приехал для этого из Грузии.

Возле иконы великомученика Георгия Победоносца всегда стоят люди, которые с молитвой обращаются к любимому святому. Чудотворная икона в позолоченном киоте находится в правой части алтаря. Помолиться и поставить возле нее свечку может каждый.

А еще Грузинская церковь в Москве хранит святыни: частички мощей святой Матроны Московской и преподобного Серафима Саровского.

Очень впечатлила огромная входная дверь, с изображениями, сделанными в технике резьбы по дереву. Сверху — полукруглое деревянное панно с ангелами, держащими в своих руках крест.

А на самих дверях — композиции из Евангелия. Удивительно, как было возможно так точно и почти ювелирно передать на дереве все образы!

Окончание службы плавно переросло в активное общение: обмен новостями, обсуждение каких-то общих дел. Причем это было достаточно шумно и эмоционально, что тоже нечасто встретишь в русских церквях, где все прихожане стараются говорить шепотом.

Старинное предание о сражении осетин с персами у стен Дзивгисской крепости

Один из жителей села Фиагдон, увлекающийся краеведением, рассказывал мне, что прошел по пещере метров двести, дальше — не решился. В горах хорошо известно старинное предание о том, как пустили в пещеру кошку с колокольчиком, и та вышла в соседнем Алагирском ущелье. Легенда это или правда — еще не доказано. Говорят, что в крепостных стенах Дзивгиса сохранились следы ядер от пушек иранского шаха Аббаса, воевавшего с грузинским полководцем Саакадзе.

Упоминание о сражении осетин с персидскими войсками у стен Дзивгисской крепости содержится и в предании, которое услышал в Куртатинском ущелье известный осетинский ученый Г. А. Кокиев. Враг, очевидно, решил, что быстро разгромит осажденных с помощью невиданных в этих краях пушек. После нескольких попыток взять штурмом укрепления персы своими орудиями разрушили центральную, главную часть крепости. Тогда защитники его тайными ходами вышли к небольшим укреплениям и снова преградили путь врагу. Персы решили «выкурить» осажденных.

Ночью воины шаха поднялись на вершину горы, под которой лепились пещеры, и стали сбрасывать вниз сосновый валежник, пытаясь поджечь укрепления. Но шахский план провалился: валежник падал в реку, которая в то время протекала у самых скал. Ученый Пфаф упоминает о том, что когда-то в Дзивгисе жило одно из осетинских племен Бурдурта, выселившееся позднее в район Трусовского ущелья.

Осенний праздник в честь Святого Георгия в Куртатинском ущелье Осетии

Дзивгисский храм, подобно святилищу «Реком» в Цее, свидетельствует о давнишних тесных связях и дружбе между грузинским и осетинским народами. Христианство распространяли в горах Осетии грузинские священники-миссионеры, активно поддерживаемые грузинскими царями. Правительство образовало специальную осетинскую духовную комиссию для обращения осетин в православие. Интересно, что хорошо известное в истории осетинское подворье располагалось у входа в Куртатинское ущелье, у нынешнего селения Дзуарикау.

В 1860 году вместо осетинской духовной комиссии было создано общество по восстановлению православного христианства на Кавказе. Общество строило церковно-приходские школы, во многих горных аулах появились небольшие церкви. С тех пор и вписались в сельский пейзаж приходские церквушки с миниатюрными куполами, а на холме, немного выше, кувандоны (молитвенные места) в окружении священных рощ.

Известно, что многие христианские храмы в Осетии воздвигались миссионерами на месте языческих капищ. Праздник Уацилла, покровителя земледельцев, в Дзивгисе проходил сначала в церкви, а спустя неделю дзивгиссцы поднимались на поляну за селом, где для каждой фамилии были специальные места для кувда — пира.

В Дзивгисской церкви устраивался большой осенний праздник в честь Уастырджи — святого Георгия. На празднике среди собравшихся ходил ряженый «маймули» в маске с большими деревянными часами, ружьем и ключом. Он с шутками бросал эти предметы в сторону мужчин, которые обязаны были жертвовать ряженому деньги в пользу храма.

В здании церкви святого Георгия Дзивгиса сохранились старинные вещи, которые преподносили по традиции:

  • бронзовый фонарь,
  • бронзовый крест,
  • редкие деревянные чаши, кружки, бокалы.

В нишах церкви — старинные иконы Георгия Победоносца. Во дворе на ограде лежат рога диких животных, которые приносили сюда охотники в благодарность Уастырджи за удачную охоту. У звонницы в стену впаяна доска, сообщающая о ремонте церкви в 1909 году жителями Куртатинского ущелья.

Если подняться по дороге, ведущей на Какадурский перевал, перед вами откроется незабываемый вид. Над широкой горной долиной возвышаются скалистые вершины Тбау-хоха и Кариу-хоха.

В прозрачном воздухе зеленеют безлесные склоны. Хорошо видны линии террас. Долину окаймляют отроги снеговых гор — Цариат-хоха и Сырхубарзонда, северные склоны пологих вершин покрыты низкорослыми лесами из березы, ивы, орешника. На юге за скалистыми вершинами ярко вырисовываются на голубом небе укутанные вечными снегами вершины гор Тепле-Архонского массива: Архон и Калоти-хох.

Чтобы не пропустить очередную статью и обсудить ее, подписывайтесь на обновления блога в верхнем правом углу. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан только для вас. Ну а я всегда рада видеть вас и уверена, что вы обязательно найдете здесь много интересного для себя.

Информация о храме

Престол в честь святого великомученика Георгия Победоносца,
престольный праздник — 6 мая

Святыни чтимая икона Успения Божией Матери, частицы мощей
святого великомученика Георгия Победоносца, преподобного
Серафима Саровского, святой мученицы Иулии Анкирской

Расписание богослужений• будни
9:00 — утреня, часы, исповедь
10:00 — Божественная литургия
• суббота
9:00 — утреня, часы, исповедь
10:00 — Божественная литургия
14:00 — акафист перед иконой Божией Матери «Воспитание»
17:00 — всенощное бдение, 1-й час, исповедь
• воскресенье
9:00 — водосвятный молебен, часы, исповедь
10:00 — Божественная литургия
17:00 — вечерня с акафистом св. вмч. Георгию Победоносцу
всенощное бдение совершается накануне воскресенья,
великих, двунадесятых, престольных праздников,
дней памяти святителя Николая Чудотворца
и иконы Божией Матери «Казанская»
храм открыт ежедневно с 9:00 до 19:00

Огласительные беседы
суббота, воскресенье 15:00
проводят дежурные диаконы в цокольном этаже храма

Окормляемые учреждения:
• ЦСО Дорогомиловский
• ГБОУ «Школа № 97», «Школа № 1248», «Школа № 2048»,
«Школа № 590», «Школа № 56 им. академика В. А. Легасова»,• ГОУ «Детский сад № 1130»

Молодежная работа
воскресенье 17:00
• молодежный клуб «Акалуф», vk.com/club16212595
akaluf@mail.ru
• рыболовный клуб «153 рыбы»
• велоклуб «Георгиевский», vk.com/velogeo
в программу молодежных мероприятий входят встречи в клубе,
походы в музеи, просмотр и обсуждение фильмов, беседы с
духовенством, волонтёрство на приходских и общецерковных
мероприятиях, паломничества (в том числе велосипедные) по
святым и памятным местам, выезды на рыбалку
иерей Дионисий Лукин, dDionisiy@yandex.ru

Воскресная школа
воскресенье по окончании Божественной литургии и трапезы
• для детей: Закон Божий, православный катехизис, Священное
Писание, церковнославянский язык, церковное пение, прак-
тика богослужебного чтения, основы литургики
• для взрослых: сектоведение, Священное Писание, история
Русской Православной Церкви, нравственное богословие,
православное богослужение, церковное пение
иерей Алексий Дроздов, rostok.1998@mail.ru

Кружки

• художественно-прикладное творчество
• шахматы
• кружок декоративно-прикладных искусств
• кинолекторий

Монастырский погост

Одной из первых здесь была похоронена основательница монастыря Феодосия Юрьевна. Потом монастырский погост превратился в московский некрополь, где хоронили очень знатных людей, которых нередко провожали в последний путь русские патриархи. Внутри Георгиевского храма у западной стены был погребен учитель Петра дьяк Никита Моисеевич Зотов В году Петр с высшими почестями похоронил в Георгиевском монастыре другого своего соратника – знаменитого князя-кесаря Ф.Ю. Ромодановского, главу Преображенского приказа, ведавшего тайным сыском в России. На похоронах Петр увидел, что высокие надгробия мешают параду войск, отдававших последние почести, и сильно разгневался. Позднее он издал указ, предписывавший «надгробные камни при церквах и в монастырях опускать вровень с землею; надписи на камнях делать сверху». Здесь же был похоронен и сын Ромодановского, Иван Федорович, унаследовавший по приказу Петра титул князя-кесаря.

В году здесь был похоронен опальный государственный деятель Михаил Гаврилович Головкин. Его супруга, Екатерина Ивановна, поселилась в Георгиевской обители – ради того, чтобы быть погребенной рядом с любимым супругом. Это было особенностью Георгиевского монастыря: в нем могли жить женщины, не принимая пострига. Вдова провела в этой обители 35 лет, все время посвящая молитве и занимаясь благотворительностью. В Москве ее считали едва ли не святой и даже ездили к ней на прием.

В Георгиевском соборе у северной стены был погребен знаменитый фельдмаршал граф Александр Борисович Бутурлин. Его надгробие украшала довольно длинная эпитафия с такими строками: «Человек, не исключай из памяти твоей человечество! Что ныне другому, то завтра тебе; что родится, тому должно умирать. Смерть есть дверь к вечности!».

За счет погребений столь знатных и богатых людей Георгиевский монастырь не имел ни в чем недостатка. Потомки почивавших на его погосте щедро одаривали монастырь вотчинами, драгоценной утварью, образами на помин души и всегда приезжали сюда в дни храмовых праздников и в день поминовения усопших.

История грузинского храма в Москве

Появление грузинской церкви на Большой Грузинской улице неслучайно – этот район полюбился выходцам из Закавказья еще в первой половине 18 века. Вновь прибывшие купцы селились именно здесь, поэтому в 1792 году император пожаловал село Воскресенское, расположенное на берегу реки Пресни, царю центральной части Грузии – Картли Вахтангу Четвертому. Царь, конечно, не остался в стороне от столь щедрого подарка, поэтому лично приехал осмотреть новую слободу, привезя с собой 3 000 соотечественников и 10 000 рублей на строительные нужды.

В ближайшие годы здесь возвели дворец, а в 1750 году построили деревянную церковь в честь покровителя Георгия Победоносца. К слову, здание простояло чуть меньше 30 лет, и в 1779 году полностью сгорело – сказались нарушения при топлении печи. Однако приход Грузинского подворья в Москве не был готов мириться с утратой, и уже в 1788 году начали строительство нового храма: каменного.

К концу 19 века собор на Большой Грузинской расширили, добавив несколько пристроек, а службы притягивали православных людей со всей столицы.

И снова «золотой век» храма длился недолго – в 1928 году церковь закрыли, все купола сняли, имущество и иконы вывезли. Часть из них отправилась за границу, часть – в московские музеи, часть – уничтожена. Википедия приводит впечатляющие цифры: всего было конфисковано 150 кг золота и серебра, а вес снятых с колокольни колоколов составлял более 10 тонн.

Позже в 1930 году здание существенно перестроили, сделали межэтажные перекрытия и разместили в нем электромеханический техникум имени Красина.

Новая эпоха Грузинского храма в Москве относится уже к концу 20 века. В 1991 году православная община вернула право на богослужения в старой часовне.

Для реставрации привлекли национальных живописцев, восстановили постройки. Однако до конца работы и сегодня не завершены – в некоторых местах отчетливо видны следы разрушений. Только в 2015 году техникум освободил храм – это стоило серьезных усилий со стороны грузинской общины.

Как добраться

В храм Георгия Победоносца, расположенный в Коптево, можно доехать на общественном транспорте от трёх станций метро:

  1. От станции “Коптево” необходимо дойти до остановки общественного транспорта “Михайлово”, сесть в троллейбус 27К, доехать до кинотеатра “Байкал” и пересесть на любой из автобусов: № 114,179, 204, 282, 461, затем доехать до остановки “Родильный дом №27”.
  2. От метро “Войковская” на троллейбусе № 27, 23, 30 доехать до остановки “Коптевский рынок”, а затем совершить пешую прогулку по Коптевскому проспекту.
  3. От “Петровско-Разумовской” станции до ближайшей к храму остановки — “Родильный дом №27” едут автобусы 114, 461, 204, 282 и 179. Храм находится в 10 мин ходьбы от остановки.

После революции

После революции отношения Георгиевского храма с Большим театром привели к трагедии. В мае года администрация театра потребовала снести давно закрытую церковь для строительства на ее месте мастерских. Реставраторы предложили сохранить храм, перестроив его в требуемые мастерские. Однако просьбу руководства театра поддержал Наркомпросс. Этим решили воспользоваться и заодно снести Казанскую церковь. Пока шли приготовительные работы, здание Георгиевского храма передали под нужды столичному таксопарку, что окончательно обезобразило его внешность. Оба храма снесли. На месте Георгиевской церкви была выстроена типовая советская школа как символ «социалистического просвещения вместо церковного мракобесия». Храмовую икону святого Георгия передали в церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке близ Тверской, а надгробия – в музей Спасо-Андроникова монастыря. И только имя Георгиевского переулка осталось от славной московской обители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector