Образование в японии. часть i: японские школы
Содержание:
- Проблемы в школьной системе
- Специальное образование в Японии
- Система образования в Японии
- Вклад в общество и самостоятельность
- Стоимость обучения в Японии для граждан других государств
- Как поступить в японский вуз
- Языковые школы
- Местное сообщество – кладезь коммуникативных ресурсов
- Школьные клубы в Японии. Клубы в японских школах
- Любопытные факты
- Как живут студенты
- Стоимость образования в Японии
- История
- Краткосрочная или долгосрочная языковая программа – какая лучше?
Проблемы в школьной системе
В Японии, как и во всем мире, существует ряд проблем в школе и образовании. Запугивание и насилие в школе не редкость
В последнее время повышенное внимание уделяется отказу учеников от школы. Ученикам, которые изолируют себя в своей комнате, и не в последнюю очередь ученикам, которые бросают школу
С 80-х годов начался разговор о термине ютори-кёйку — «обучение без стресса», и был проведен ряд школьных реформ. В 80-х учебная программа была ограничена, и количество часов также было уменьшено. В 1990-е годы реформы такого же типа были продолжены, были частично освобождены от уроков субботы, сократив до двух в месяц. В 2002 году такие реформы были продолжены, и была введена свободная суббота для всех учеников. Реформы образования получили много критики, что школа стала слишком слабой и даёт мало знаний. С 2013 года второй по величине город Японии Осака запретил субботние занятия во всех начальных школах города.
Японская школьная форма
Просмотры: 7 274
Специальное образование в Японии
Система специального образования в Японии практически аналогична отечественным и западным моделям. Отметим, что получить профессиональное образование достаточно сложно, поскольку квалифицированные рабочие ценятся очень высоко.
Особняком стоят Дзюку — так называемые «школы мастерства» или, выражаясь корректно, репетиторские школы. Реклама таких школ проводится с 7 класса, причем каждый ученик записывается на те курсы, которые подходят ему. Занятия проходят два-три раза в неделю, в вечернее время. Учителя в этих школах подробно изучают школьный материал и изучают дополнительный для успешной сдачи экзаменов в школе.
В Дзюку обучаются практически все школьники, при этом все курсы платные. Общее количество средств, которые приносят Дзюку, превышает триллион йен — сумма, сопоставимая с военным бюджетом страны. Отметим, что подобной системы нет нигде в мире.
Система образования в Японии
Отличительная особенность образовательной системы Японии в том, что на протяжении обучения в детском саду и школе постоянно меняется состав групп и классов. А в университетах вообще нет общепринятых групп и студенты учатся по индивидуальными планам, которые сами и составляют.
Система дошкольного образования в Японии
Детские сады здесь не обязательны, соответственно не финансируются из бюджета, и все являются частными. Принимают в них с 4 лет (при особой занятости родителей с трех). Все дело в том, что это противоречит принципу воспитания в семье на котором основана вся японская культура.
Система школьного образования в Японии
Большинство школ в системе образования Японии — муниципальные и финансируются из бюджета. Классы в школах, как правило, большие, около 40 человек. У каждого класса свое помещение, учителя приходят туда для проведения урока, продолжительность которого составляет 45 или 50 минут. Частных школ немного – около 5% от общего количества. Считается, что предоставляют они более качественное образование, чем государственные школы. Обучение в частных школах имеет высокую стоимость, но при этом конкуренция на поступление очень высока. Это обусловлено тем, что после частных школ легче поступить в университеты, так как больше времени уделяется подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.
Система высшего образования в Японии
Что касается высшего образования, то оно представлено большим количеством вузов, которые делятся на государственные и частные. Как в тех, так и в других образование платное. Бесплатно могут учиться только очень талантливые студенты, которым удается получить несколько стипендий японского правительства, но стать их обладателем практически невозможно (например, в 2011 году их было выдано около ста на 2,8 млн. студентов).
В отличие от большинства стран, с развитой системой международного образования таких, как: Англия, Америка, Франция, Австралия, Канада и Новая Зеландия, все абитуриенты стремятся поступить в государственные университеты. Это происходит потому, что образование там тоже платное, но значительно (примерно в 10 раз) дешевле, чем в частных вузах. Да и в международных рейтингах высших учебных заведений Япония представлена именно госвузами.
Путешествие в Японию — уникальная возможность познакомиться с древнейшими восточными традициями и искусствами, полюбоваться на восхитительные города будущего, поражающие своей красотой и необычностью и увидеть, как цветет сакура. Образованиев стране — это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала — чтобы поступить в престижную школу, затем — чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после — чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Изучение японского языка– это уникальная возможность познакомиться с удивительной культурой и традициями этой страны.
Вклад в общество и самостоятельность
Почему обычная средняя школа Вада прославилась по всей стране?
В 2003 году впервые в Токио пост директора публичной школы занял не государственный служащий, а выходец из частного сектора. Это стало отправной точкой периода серьёзных реформ. В 2008 году я стал вторым директором, не принадлежащим к когорте госслужащих, и в 2012 году мы отмечаем первое десятилетие коренных реформ. Несмотря на отличия в возрасте, карьере и методах управления, с предыдущим директором, Фудзихарой, нас объединяет одна цель – воспитать детей, способных стать самостоятельными членами общества, задействуя при этом свой предыдущий опыт работы.
Девиз школы в кабинете директора: «Самостоятельность, вклад в общество, автономность, самоуважение»
«Самостоятельность и вклад в общество: стремись к своей мечте и вноси вклад в общество» – так звучит цель и образовательная концепция школы Вада. В наше нелёгкое время многие дети и подростки даже не отваживаются иметь собственные мечты и желания. Я хочу, чтобы они не отказывались от своих стремлений, не отступали перед неудачами и чувством отчаяния, продолжали самостоятельно мыслить и действовать, и вырастая, становились полноценными членами общества. Безусловно, усиленная подготовка к вступительным экзаменам в старшие классы (старшая школа не входит в обязательную систему обучения, и для поступления в неё необходимо сдавать вступительные экзамены, требующие серьёзной подготовки прим. перев.) имеет большое значение
Однако для вступивших на путь взросления 13-летних подростков ещё более важно начинать задумываться о том, кем они станут в обществе после завершения образования. Нужно научиться не просто действовать на основе собственных интересов, а думать о том, что требуется от тебя как от члена общества
Важно, чтобы дети научились думать о других, выражение «жертвовать собой» здесь будет излишним; тем не менее, они должны вносить вклад в общество.
Думаю, что проведение широкого спектра реформ в нашей школе стало возможно именно благодаря наличию чётко сформулированной цели о формировании личности учащегося. Доведение образовательной концепции «самостоятельность и вклад в общество» до сведения всех учащихся, преподавателей, родителей и местных жителей, её осознание и понимание, а также совместная работа в одном направлении сыграли значительную роль в реализации реформы.
Стоимость обучения в Японии для граждан других государств
Стоимость получения образования в вузах Японии зависит от множества факторов. Дороже всего студентам обойдётся учёба в престижных частных университетах страны. В учебных заведениях этого типа размер ежегодной оплаты может достигать 5 млн йен (около 44 000 долларов) в год.
Государственные вузы намного дешевле. Так, год обучения на медицинском факультете Токийского университета обойдётся всего в 590 000 йен (5 200 долларов). Самые низкие цены в небольших провинциальных вузах. Но их выпускники часто испытывают сложности в поисках работы.
Перед тем как поступить в университет, большинство иностранцев посещает языковые школы. Цены на обучение в них колеблется от 400 000 до 950 000 йен (3 900–8 500 долларов) в год.
Стипендии для иностранцев
Для привлечения зарубежных студентов японское правительство разработало специальную стипендиальную программу MEXT. В её рамках иностранцы, обучающиеся в языковых школах и университетах Японии, получают ежемесячную денежную выплату в размере 117 000 йен (около 1 000 долларов). Студенту предоставляется оплаченный авиабилет от ближайшего к его месту жительства аэропорта до Токио или другого японского города. Стипендия назначается на 5 лет.
Частные организации также реализуют программы для иностранцев, проходящих обучение в вузах Японии. Например, Международный стипендиальный фонд Хоньо (Honjo International Scholarship Foundation) выплачивает студентам магистратуры и аспирантуры, прошедшим конкурсный отбор, ежемесячное пособие, размер которого составляет 150 000–200 000 йен (1 300–1 800 долларов).
Специальная стипендия выплачивается иностранцам, поступившим в Университет Нагойя. При её назначении учитываются академические успехи студента, его внеурочная деятельность и материальное положение. Эта стипендия полностью покрывает оплату обучения в бакалавриате университета. Кроме того, студент получает денежную помощь в размере 500 000 йен (около 4 500 долларов).
Университет Нагойя не входит в число самых престижных в Японии, но охотно даёт стипендии иностранным студентам
Программы стажировки
В Японии существует множество программ стажировки, участниками которых могут стать студенты вузов России и стран СНГ. Самой известной из них является программа по изучению японского языка и культуры. Пройти её могут студенты вузов РФ, Армении и Туркменистана, обучающиеся на факультетах японоведения. Цель стажировки — совершенствование знания японского языка. В её рамках студент проходит десятимесячное обучение в лучших вузах Японии. Отбор участников программы включает в себя:
- конкурс анкет;
- экзамен по японскому языку;
- собеседование.
Аспиранты российских вузов, изучающие гуманитарные или общественные науки, могут принять участие в программе изучения японского языка в Международном центре города Кансай. Она представляет собой четырёхмесячные бесплатные курсы. Принимающая сторона обеспечивает проживание и питание студентов. Заявления на участие в этой программе подают в дипломатические представительства Японии.
С 2005 года стажировку в Японии проходят участники Президентской программы подготовки управленческих кадров. Она занимает не менее 8 дней и включает в себя цикл лекций, практических занятий и посещение предприятия. Питание и проживание оплачивается японской стороной. Заявки принимаются Японским центром по развитию торгово-экономических связей.
Российские и японские студенты могут стать участниками программы обмена, если между вузами заключён соответствующий договор
Как поступить в японский вуз
Первое, что нужно сделать перед поступлением – накопить достаточное количество денег, так как окупить затраты на обучение, параллельно работая и учась, не получится. Вариантов, как бесплатно поехать учиться в Японию, крайне мало: гранты на бюджетные места выигрывают не более 200 человек в год, а студентов (причем только местных, т.е. японских граждан) здесь свыше 2,8 млн.
Кроме того, как уже говорилось, нужно пройти подготовительные курсы продолжительностью хотя бы два семестра, причем желательно в самой Японии, а затем заняться подготовкой документов.
Постарайтесь сразу определиться с тем, намерены ли вы потом продолжить обучение в магистратуре, так как возможностей перейти из одного вуза в другой после поступления практически нет. Также заручитесь доказательством того, что на родине вы отучились не менее 12 лет (для жителей СНГ это обычно школа плюс первый курс университета), и смело подавайте документы!
Если вам больше 18 лет и у вас нет проблем с оформлением визы (судимостей, опасных заболеваний и т. д.), вам разрешат сдать общие для всех иностранцев экзамены, а именно:
- общеобразовательный экзамен по гуманитарному или естественнонаучному направлению;
- тест на знание японского;
- вступительные внутренние экзамены;
- собеседование.
Оформление учебной визы
Студенческая виза в Японию оформляется в посольстве или визовом центре в том случае, если у вас на руках есть приглашение хотя бы одного из японских вузов. Также для получения визы нужна еще одна важнейшая бумага – так называемый сертификат Министерства юстиции Японии. Данный документ полагается иметь каждому, кто планирует задержаться в стране на срок свыше 90 дней, поскольку в нем содержится информация о статусе приезжего (в данном случае о том, что мигрант является студентом языковой школы или вуза).
Документы для поступления
Чтобы претендовать на получение приглашения от гаранта, нужно заранее послать документы в приемную комиссию языковой школы или вуза. Не забывайте, что учебный год в Японии начинается 1 апреля, и если документы идут обычной, а не электронной почтой, нужно предусмотреть еще 20-30 дней на пересылку. В пакет входят следующие бумаги:
- заявление;
- автобиографический очерк;
- школьный аттестат;
- диплом колледжа или выписка об окончании первого курса вуза (для тех, кому нужно «набрать» 12 лет обучения);
- рекомендация от педагога, обучавшего абитуриента японскому языку;
- справка об отсутствии опасных заболеваний (ВИЧ/СПИД, туберкулез);
- фотографии (требования зависят от учреждения);
- копия заграничного паспорта;
- спонсорское письмо и/или выписка с банковского счета.
Престижные вузы, в особенности медицинские университеты, могут потребовать от поступающих дополнительные документы. Так, если некоторые лекции в институте читаются на английском, потребуются сертификаты TOEFL и/или IELTS. Подробности об условиях поступления следует узнавать на официальных сайтах интересующих вас университетов.
Продление японской визы
Студенческие визы продлеваются либо каждые 6 месяцев, либо один раз в году – обычно в марте-апреле, поскольку именно в это время начинается учебный год. Оформлять документы на продление могут как приезжие, обучающиеся в языковых школах (но не более двух лет подряд), так и студенты вузов и колледжей. Если человек поступил в университет, но еще не слишком уверенно владеет японским, он может продолжить посещение языковой школы параллельно с основным обучением. Такая же практика применяется и для тех, кто решил продолжить учебу в аспирантуре и получить научную степень.
Вас интересует магистратура для русских, украинцев и выходцев из других стран СНГ? Тогда вам придется сдать экзамен на знание языка, экзамен на поступление в университет, окончить японский вуз или подтвердить диплом, полученный на родине, отучиться полгода или год, продлить визу – и спокойно продолжать учиться дальше в течение 6 лет (именно таков период обучения в магистратуре в Японии), периодически продлевая разрешение на пребывание в стране.
Языковые школы
Система образования в Японии – культ, ведущий страну к успеху. Если на постсоветском пространстве диплом – это красивая пластиковая корочка, свидетельствующая, что 5 лет человек чем-то занимался, то в стране Восходящего солнца диплом – это пропуск в светлое будущее.
Из-за старения нации высшие учебные заведения принимают иностранных студентов. Каждый гайдзин (иностранец) имеет возможности получить стипендию, если его знания в определенной области высокие. Но для этого необходимо хорошо знать японский язык, поэтому в стране существуют специальные языковые школы для иностранных студентов. Также они предлагают краткосрочные курсы японского языка для туристов.
Местное сообщество – кладезь коммуникативных ресурсов
Создание связей между школой и семьями учеников, а также между школой и местным сообществом – одна из приоритетных задач школьного менеджмента.
Мы считаем, что хорошая местная община – это ценный ресурс для формирования хорошей школы, а совместная усиленная работа над созданием хорошей школы в конечном счёте положительно сказывается на всём районе. 8 лет назад был создан местный комитет для оказания содействия школе силами местных жителей. Несмотря на присущее нашему времени ослабление человеческих контактов в местном сообществе, жители осознанно отнеслись к вопросу сотрудничества со школой и стали задействовать самые разнообразные местные ресурсы. Начинали с малого – волонтёры дежурили в школьной библиотеке, чтобы подростки могли пользоваться ею во внеурочные часы, следили за состоянием школьных газонов. Постепенно круг деятельности расширялся, у нас появился клуб «Субботняя школа» под руководством студентов вузов, собирающихся стать преподавателями, и кружок английского языка для желающих сдать сертификационный экзамен. О другой инновации – вечерних дополнительных уроках, организованных комитетом и проводимых совместно с частными репетиторскими школами, – узнала вся страна. На сегодняшний день дополнительные субботние классы посещает около 200 учащихся.
Сейчас с трудом верится, что всего 7 лет назад школа Вада занимала самое последнее место из 23 школ района Сугинами по уровню знаний учащихся. Непрерывные целенаправленные меры помогли нашей школе занять лидирующую позицию не только в своём районе, но и во всём Токио (рис.2).
Контрольные работы – далеко не единственный способ оценки результатов, и проанализировать конкретные причины повышения успеваемости не так-то легко. Тем не менее, я считаю, что подобные результаты получены исключительно благодаря комплексному и тщательно спланированному образовательному процессу, основанному не только на совершенствовании самого обучения, но и на неуклонном поддержании дисциплины и соблюдении этикета, развитии таких базовых бытовых навыков, как привычка рано ложиться, рано вставать и завтракать перед школой, формируемых при сотрудничестве школы с семьями, а также обилию возможностей для коммуникации, обеспечиваемых усилиями местного сообщества.
Школьные клубы в Японии. Клубы в японских школах
┏━━━━━•°•°•❈•°•°•━━━━━┓
Konnichiwa!
┗━━━━━•°•°•❈•°•°•━━━━━┛
С Вами на связи Юи,
да, та самая тупенькая Юи из любого тупого аниме.
Темой сегодняшнего поста будут клубы японских школ.
Приятного прочтения!
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
Людям нужны люди. Если нам достаточно просто ходить в школу, в университет, на работу или вообще сидеть дома с чашечкой зелёного чая и не высовывать нос наружу, дабы не попадаться людям на глаза или вообще никого не видеть, то японцы считают иначе.
Японские школьники помимо обычных уроков посещают различные клубы. А если быть точнее, то клубы по интересам. Помимо основной цели — узнать что-то новое в одной из сфер, японцы пытаются найти себе друзей. Ведь считается, что дружба, которая завязалась в клубе — намного крепче, согласитесь, гораздо интереснее дружить с человеком, увлечения которого схожи с твоими. А теперь подробнее о клубах.
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
Подобного рода деятельность называется «букацу». Просматривая аниме в жанре школа или повседневность, да и вообще любое, где персонажи ходят в школу можно увидеть как ученики после занятий отправляются в клубы, в которых они записаны. Занятия в клубе — вовсе не обязательны, но как я говорила выше — так они пытаются найти для себя друзей и научиться чему-то новому.
Всё клубы делятся на два вида: спортивные (сюда входят наиболее распространённые виды спорта) и творческие (художественный, музыкальный, литературный клуб и так далее).
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
Есть ещё одно разделение клубов, но оно более свойственно для университетов. Ну так вот, существуют официальные и не официальные клубы, то есть официальные должны иметь определённое количество членов, они имеют материальную помощь от школы/университета и поощряются учителями за активность в жизни школы.
Неофициальные кружки намного отстают во всех этих пунктах. Благо, если они хоть свою комнату имеют, не то чтобы материальную помощь. К не официальным могут относиться такие клубы, как любители пикников, рыболовства, клуб изучения НЛО и тому подобное.
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
Клуб могут расформировать в том случае, если количество учеников в нём меньше пяти. В аниме можно очень часто увидеть, как на новеньких учеников «слетаются» члены различных клубов с просьбой вступить к ним. Почему? Все предельно просто и ясно: чем больше людей в клубе, тем выше материальная помощь, предоставленная школой. Деньгами, полученными от школы ученики могут распоряжаться как хотят, но естественно это должно идти на развитие клуба.
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
К каждому школьному клубу прилагается куратор — один из учителей, отвечающий за клуб в целом. В университетских клубах кураторов нет. Это ещё одно отличие.
Интересно то, что ученики, выбравшие творческие клубы, могут состоять в двух таких, но если был выбран спорт, то его нельзя ни поменять, ни вступить в какой-то ещё. Вступить в другой клуб можно только при поступлении на следующую школьную ступень (средняя школа, старшая школа). В младшей школе никакой клубной деятельности нет, ведь дети в таком возрасте только начинают осваиваться в обществе, упор больше идёт на воспитание.
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
Стоит так же отметить, что клубы не бесплатные. Ежемесячно ученики платят определённую сумму школе и не стоит забывать про взнос. Цена за клубы разная, где-то от 500 до 3000 йен в месяц, все зависит от престижности. Одними из самых дорогих являются икебана и чайная церемония.
Кроме всего, что написано выше не нужно забывать, что ученики, состоящие в клубах должны постоянно ходить на различные собрания, мероприятия и участвовать в межшкольных соревнованиях. За несоблюдение клубных правил их с лёгкостью могут отчислить из клуба.
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
Клубная деятельность имеет огромное значение для японцев и вряд ли другие страны могли бы соперничать с ними в этом.
Ну а мой ещё один небольшой пост на школьную тематику подходит к концу. Надеюсь, Вы узнали для себя что-то новое и не потратили свое драгоценное время зря.
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
─── ❖ ── ✦ ── ❖ ───
До скорых встреч!
Любопытные факты
Один из символов японской школы – школьная форма в виде классических пиджаков для мальчиков и тех самых «сейлор фуку» (матросок) для девочек. Каждая школа имеет свои цвета и особенности дизайна формы. Интересно, что смена формы с зимней на летнюю и наоборот регламентируется школьным уставом и обычно осуществляется в мае и октябре независимо от погоды.
В отличие от российских школ, где ученики между уроками переходят из одного кабинета в другой, в Японии за каждым классом закреплено отдельное помещение, так что перемещаться по школе приходится уже учителям. Когда преподаватель заходит в кабинет, весь класс встает и выполняет церемониальный поклон.
Даже самые маленькие школьники добираются до места учебы самостоятельно, без помощи родителей. Чтобы организовать их перемещение и исключить несчастные случаи, муниципальные власти создают специальные маршруты под названием «цугакуро». Они представляют собой маркированные зелеными стикерами, особой разметкой и другими знаками участки дороги.
Обычно для цугакуро выбираются участки главных дорог, оснащенные пешеходными переходами, ограждениями, светофорами и другими средствами безопасности. Это позволяет организовать перемещение детей так, чтобы избежать опасных узких улочек японских мегаполисов.
Живущие в одном районе ученики предпочитают самостоятельно объединяться в группы, которые принято называть «хан». Многие учебные заведения организовывают передвижение детей в составе таких групп.
В большинстве школ столовые не предусмотрены, дети обедают в классах. Некоторые учреждения обеспечивают учеников питанием, которое в обеденный перерыв разводится по классам, но часто детям приходится брать обед из дому в традиционных ланч-боксах (бэнто). Длительность перерыва на обед – 1 час.
Как живут студенты
Большинство японских вузов располагает собственными общежитиями. Иностранные студенты также могут претендовать на поселение в них, но позаботиться об этом нужно заблаговременно, поскольку количество мест ограничено.
Проживание в студенческой резиденции обойдется в среднем в 250–400 долларов.
Те, кому комната или место не достанется, будут вынуждены снимать квартиру. Такой вид проживания может вылиться в бюджет от 700 до 1 000 долларов в месяц в зависимости от города.
А снять жилье не так уж и просто, поскольку собственники квартир зачастую просят внести депозит в размере оплаты за 6 месяцев проживания.
Питаются студенты обычно в университетских столовых. В них установлены демократичные цены. За пределами кампуса самый простой обед обойдется примерно в 11 долларов.
Стоимость образования в Японии
Стоимость образования в Японии – одно из самых серьезных препятствий на пути к его получению. Государственные вузы, которые занимаются подготовкой высококвалифицированных специалистов (например, врачей), берут со студентов порядка 31 200 $ за шесть лет обучения. А вот учеба в частном вузе будет стоить едва ли не в 20 раз дороже – около 268 100 $. Поэтому местные студенты редко «заваливают» экзамены. Обучение обычно оплачивают родители, и дети не могут позволить себе нанести такой урон семейному бюджету.
Однако то, сколько стоит учеба в Японии, – не основная преграда. Не стоит забывать о косвенных расходах, которые не удастся покрыть, даже выиграв стипендию или грант. Иностранному студенту, в частности, придется раскошелиться на:
- комнату в общежитии (до 40 $ в месяц);
- на аренду квартиры (до 1 300 $ в месяц) – при отсутствии мест в общежитии;
- продукты, предметы гигиены (до 715 $ в месяц);
- проездные билеты;
- учебники, тетради и прочие материалы для учебы и работы.
Гранты и стипендии иностранцам
Успешные студенты из числа приезжих из стран СНГ могут получать стипендии и гранты на обучение в Японии. Правда, воспользоваться подобными программами удается лишь 20% будущих бакалавров – они получают до 360 $ в месяц. Аспиранты могут выручить больше – до 800 $ в месяц, но даже эта сумма не покроет и половины расходов на обучение, в том числе косвенных.
Правда, приятные бонусы для успешных студентов не всегда выражаются в денежном эквиваленте. Многие колледжи и вузы предлагают гарантированное трудоустройство выпускников в Японии. Учитывая то, что в государстве принято устраиваться на работу раз и навсегда, заключив пожизненный контракт, это очень ценный бонус.
История
За китайскими иероглифами последовали конфуцианство и буддизм. В период Нара (710 — 794) в 7-м веке первая государственная школа была создана по образцу Королевства Тан в Китае. Были приглашены китайские и корейские учителя, которые преподавали религию, право, историю, китайскую литературу, музыку, математику и медицину. Школа была очень элитной.
В период Хэйан (782 — 1184) аристократия создала несколько частных школ, которые были приравнены к государственным. К концу 12-го века класс рыцарей (самураев) взял на себя политическое руководство и стал лидером в области образования. В бурные времена вплоть до периода Токугава (1603 — 1868) около 1600 года в Киото и Камакуре были буддийские храмы, которые были центрами обучения. Нет конкретных цифр о доле японского населения, которая умела читать и писать в этот период, но есть согласие, что только в период Токугава образование стало доступным для более широких слоев населения.
Учебный год в Японии начинается в апреле.
В 16 веке иезуит Франсиско Ксавье основал миссию в Японии. Иезуиты были очень активными учителями, но были запрещены в 17 веке, когда Япония закрыла свои границы для внешнего мира. В иезуитских школах они преподавали астрономию, географию, медицину и искусство.
Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.
В течение периода Токугава 18-го века, школы Terakoyas, частные учреждения, которые обучали детей, стали набирать простых людей, а не только детей элиты. Теракойя означает «храмовая школа», и школы были связаны с буддийскими храмами. Учение давалось монахами и воинами и происходило либо в буддийских храмах, либо в частных домах. Мальчики и девочки обучались индивидуально с 7 лет. Хотя конкретных цифр нет, считается, что около 50% мужчин и 20% женщин могли читать и считать к концу периода Токугава 19-го века.
После периода Токугава в 1868 году последовало восстановление Мэйдзи, и в этот период Япония работала над восстановлением общения с Западом и индустриализацией страны. В 1871 году делегация Ивакуры (которая среди прочего состояла из многих ведущих политических лидеров и олигархов Японии) отправилась в двухлетнее путешествие на Запад, чтобы приобрести новые знания, культуру, технологии и вооружение.
Самым молодым сотрудником делегации Ивакуры была Умеко Цуда, которая в возрасте 6 лет была с делегацией в США и Европе. Она решила остаться в Соединенных Штатах для получения образования и не вернулась в Японию до совершеннолетия, где она основала школу для женщин, которая сегодня называется Университетом Цуда. Одна из целей делегации Ивакуры состояла в том, чтобы вернуть полученные знания в Японию, чтобы страна могла быть быстро модернизирована.
Именно во время Реставрации Мэйдзи в 1872 году было введено 4 года обязательного школьного образования, а также после периода Мэйдзи был введен предшественник школьной системы в Японии, какой мы ее знаем сегодня. Аринори Мори считается основателем этой школьной системы и стал первым министром образования Японии в 1880-х годах. В этом контексте следует упомянуть еще одного важного человека — Фукусава Ючи, которого отправили с первой делегацией после того, как страна открылась из изоляции в середине 1800-х годов. Фукусава был важным двигателем модернизации Японии. В 1870-х он опубликовал ряд текстов под названием «Gakumon no Susume — призыв к обучению». В этих текстах Фукузава акцентирует внимание на том, что хорошее образование было важно как для отдельных людей, так и для общества в целом. Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года
Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года
К второй мировой войне школьная система все больше характеризовалась национализмом и милитаризмом, и, конечно, школьные учебники были также окрашены идеологией, которая была центральной в то время в стране. С другой стороны, когда Япония поиграла во время Второй мировой войны, учебники были переписаны и национализм был удалён. Даже сегодня содержание школьных учебников является противоречивым, поскольку школьная система вновь стала централизованной, и школьные учебники должны быть утверждены государством, чтобы их можно было использовать в преподавании. В современных выпусках учебников была высказана критика по поводу того, что Япония движется в неправильном направлении и вновь прославляет историю, не давая конкретных и достаточно критических описаний того, что Япония сделала во время Второй мировой войны.
Краткосрочная или долгосрочная языковая программа – какая лучше?
Подбирая подходящую программу обучения, студенты часто оказываются перед выбором – какой курс лучше выбрать. Всего существует два варианта. И у каждого из них есть свои преимущества. В первую очередь, необходимо определиться, какую цель вы ставите перед собой и чего в итоге хотите достичь.
Краткосрочная программа. Длительность обучения 1-3 месяца. Подобная программа прекрасно подойдет для тех, кто не уверен в своих планах и хочет для начала познакомиться с условиями обучения и жизнью в Японии, чтобы в дальнейшем определиться, подходит ли для них этот вариант. Или для людей, которые хотят изучить японский для себя либо повысит уже имеющийся уровень. Требования для получения визы намного проще, расходы существенно ниже, да и во время учебы появится прекрасная возможность изучить страну, осмотреть достопримечательности, съездить в выходные в другой город. Подрабатывать участникам краткосрочной программы запрещено законом, поэтому у студентов остается больше свободного времени на то, чтобы путешествовать и знакомиться с японскими обычаями.
Долгосрочная программа. Длительность обучения 6 месяцев – 2 года. Эта программа идеально подходит для желающих выучить японский, чтобы впоследствии устроиться на работу и остаться в Японии, либо для тех, кто мечтает поступить в один из университетов или в другие учебные заведения. Участникам долгосрочной программы разрешено работать неполный рабочий день – до 28 часов в неделю. Подработка является хорошим подспорьем, когда необходимо накопить денег на оплату дальнейшего обучения, поэтому часто российские студенты пользуются возможностью внести первоначальный взнос за 6 месяцев, а после зарабатывают необходимую сумму, чтобы оплатить оставшийся срок обучения. Учителя активно помогают с поиском работы, составление резюме, организуют встречи с японскими студентами, которые уже проходят обучение в университете, устраивают ярмарки вакансий.
Существуют школы, которые наряду с другими учебными заведениями, такими как колледжи или университеты, принадлежат к одной учебной группе. И одним из приятных бонусов таких школ является упрощенная программа поступления в вузы, принадлежащие к этой же группе.