Оптина пустынь

Что обязательно нужно посетить и увидеть

Мощи о. Амвросия и о. Нектария

К сожалению, из-за трагической истории монастыря старых построек на его территории почти не осталось. Все пришлось восстанавливать заново, практически из руин. И все же здесь есть очень много важных святынь, посмотреть на которые будет полезно и интересно даже неверующему человеку.

Монахи обители сделали очень много для возвращения духовности этому святому месту. Это чувствует любой человек, независимо от веры, оказавшийся здесь.

Итак, что же стоит посетить:

Приехав в обитель, надо обязательно побывать на службе в главном Введенском соборе. Особенно торжественны службы во время церковных праздников, а также в Дни памяти великих оптинских старцев. В храме можно поклониться мощам о. Амвросия и о. Нектария, помолиться, просто постоять или поставить свечку у чудотворной иконы Казанской Божьей матери, которая находится справа от алтаря;

Имейте в виду: территория скита закрыта для посетителей, но пройти дорогой, по которой старцы ходили на молитву, значит какой-то степени проникнуть в их мир.

Владимирская церковь

  • За Введенским собором расположена Владимирская церковь с маленьким синего цвета со звездами куполом. Здесь находятся мощи шести великих старцев Оптиной;
  • Святые монастырские источники славятся многочисленными исцелениями и чудесами. Три источника Оптиной не исключение:
  • Один из них, самый знаменитый, расположен на территории обители, в честь Пафнутия Боровского Чудотворца;
  • Источник в честь о. Амвросия находится недалеко от скита;
  • Третий источник в честь Сергия Радонежского — сероводородный. Он был недавно вновь открыт монахами. Здесь есть купальня, погружение в воды которой дает необыкновенный прилив сил.

Из любого источника стоит не только попить святой воды, но и взять её домой. Святая вода будет стоять долго. Её нужно пить по утрам, прочитав особую молитву перед принятием святой воды, или в случае болезни членов семьи. Но всё нужно делать с верой. А сколько людей обрело веру, благодаря посещению Оптиной пустыни, наверное, и не сосчитать…

История возникновения

Введенская Пустынь (иначе – поселение монахов) носит имя человека, о котором мало что известно. Опта был предводителем разбойной шайки, совершавшей грабежи в лесах близ Козельска. По неизвестным причинам, закоренелый разбойник раскаялся и принял монашество.

Будучи иноком, при постриге, ему было дано имя Макарий. Поэтому, в период зарождения (в середине 15 века), поселение монашествующих близ Козельска стали называть Макариевским.

История монастыря умалчивает о жизни основателя пустыни, неизвестно также место его захоронения. Однако монастырский комплекс и до сих пор носит его имя.

По другой версии, факт основания пустыни принадлежит Владимиру Храброму. В 14 веке в этом месте появились отшельники-молитвенники. Предполагается, что князь решил сделать здесь уединённый молитвенный скит — подальше от людских поселений, в непроходимом лесном бору, на земле, непригодной для земледелия.

С той поры молитвенное место и сам монастырь подвергался то духовному расцвету, то постыдному забвению. Тяжёлые годы «без времени и без Бога» отразились на жизни монастыря. Однако людей тянуло сюда всегда, как к маяку и душеспасительной гавани. Здесь побывали известные в свою эпоху литераторы, политики, духовные лица.

История зарождения Оптиной Пустыни:

Временной промежуток События, факты
1146 г. Первое упоминание в летописи о городе Козельске.
С 1213 г.-… Территория древнего Козельска и Оптиной Пустыни была населена вятичами, исповедовавшими учение св. Кукши.
С 1238 г.-… Козельск был взят татарами. В 14 веке перешёл в управление Литвы. Далее город переходил несколько раз под начало разных верхов, но, в конечном итоге, остался под властью Москвы.
1625-1689 гг. Группа отшельников-молитвенников поселяется вблизи города Козельска, и основывают поселение. В 1625 г. главой поселения (монастыря) становится игумен Сергий. Через несколько лет была построена первая церковь и несколько келейных помещений, а в 1689 г. бояре из местных жителей возвели собор.
1704-1727 гг. У монастыря была отобрана мельница. В 1724 г. указом священного синода монастырь был упразднён. По просьбе боярина А. Шепелева в 1726-1727 гг. монастырь был восстановлен, вернули обители и её мельницу.
С 1795 г.-… С этого времени монастырь начал своё активное развитие. По назначению Митрополита Платона в обитель пришло новое руководство – Филарет (Калужский, епископ), иеромонах Иосиф. С их приходом монастырь начал активно отстраиваться.
1796-1829 гг. На службу в обитель был определён о. Авраамий (иеромонах), который стал учредителем, зодчим и строителем в едином лице. Митрополиту Платону очень понравились происходящие в монастыре нововведения, и по его указу обитель стала получать по 300 руб. на дальнейшее строительство ежегодно. Синодальным собранием на службу в Оптинский монастырь были назначены ещё 23 человека. Так, в Козельской обители зародилось старчество.
1830-1861 гг. Этот период времени был полным расцветом святой обители. Общее число духовной братии уже составляло 150 человек, причём 20 из них – высокого духовного сана. С 1840 года духовники Оптиной Пустыни начали заниматься издательством душеполезной православной литературы, переводами и издательством книг великих людей и духовных наставников.
1862-1891 гг. В эти годы в монастыре начальствовал иеросхимонах Амвросий (в православии — Амвросий Оптинский), в простонародье его просто называли батюшкой Абросимом. Это был человек с большой душой и пониманием человеческой натуры. К нему приходили больные, увечные, разочарованные жизнью люди, и для каждого старец находил особенный подход, чем заслужил искреннюю любовь и уважение. В эти годы о. Амвросий основал Казанский женский монастырь в Шамордино, где прожил более года, наставляя инокинь и сестёр монахинь в духовном учении и саморазвитии.
1892-2000 гг. Период становления советской власти и ослабления духовных начал отразились на жизни Оптиной Пустыни трагически. В 1923 году монастырь был закрыт большевиками. Часть помещений монастыря была отдана под лесопилку, а гостевые комнаты – для дома отдыха. Но в 1987 г. Оптина Пустынь возродилась заново. Все помещения были возвращены монастырю, а 03.06.1988 г. – впервые после опалы прошло молитвенное богослужение. В 1996 г. священники обители были канонизированы, а в 2000 г. монастырь отмечен Архиерейским Собором как особо почитаемая святыня РПЦ.

Паломничества

Паломническая группа ставит своей задачей ведение духовно-просветительской деятельности среди прихожан и не прихожан нашего Храма, организация ближних и дальних паломнических поездок по святым местам нашего края, страны, ближнего и дальнего зарубежья

Как доехать до Оптиной Пустыни на машине?

На личном транспорте из Москвы

Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина Пустынь из Москвы — и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно — по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском. Последние два, правда, несколько раньше. Из-за подмосковных пробок можно воспользоваться Симферопольским шоссе, через Серпухов и Тарусу. Но путь этот по вечерам темен и совершенно безлюден. Крюк получается большой и дорога не очень хорошая, посему, если не ставить целью посещение кольцовских пещер под Ферзиково, то эту дорогу лучше не использовать.

Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель «Калуга-Тула»). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям, коих достаточно, на Козельск

После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот (налево трасса уходит на Тулу, а нам направо на Козельск).

— здесь поворачиваем направо

Эта дорога, соединяющая древние калужские города, известна с незапамятных времен. Почти все населенные пункты, стоящие вдоль нее, имеют очень богатую историю. Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стелой «Калуга», здесь уходим влево.

— проехав по кольцу вокруг стеллы, поворачиваем налево

Через несколько километров, после поворота, будет указатель

Следующее историческое место на нашем маршруте — село Андреевское, названное так по имени героя Куликовской битвы, князя Андрея Калужского, Тарусского и Серпуховского.

Следом за Андреевским — село Корекозево, растянувшееся на несколько километров. В прошлом окрестные места называли монастырщиной, потому что в этих краях стояли пять монастырей. Во время правления Екатерины II все они за исключением древнейшего Лютикова монастыря, который находился на месте нынешнего села Корекозево, были упразднены. Этот монастырь-крепость построен зодчим Лютиковым по поручению князей Воротынских, отсюда и название. До революции здесь находились уникальные памятники архитектуры XVI века. В 1918 году монахи Лютикова монастыря оказали сопротивление представителям советской власти. Позднее монастырь был полностью разрушен.

Перед мостом через Оку — развилка дорог: прямо на Козельск, налево на Суворов и Тулу.

— здесь нам направо, далее — через мост. Будьте осторожны, не превышайте скорость, обгон на этом участке запрещен.

Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стела с надписью «Перемышль» (сам город несколько в стороне), здесь прямо.

— стрелка указывает на стеллу «Перемышль»

Дальше дорога, уже практически без ответвлений, ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и великолепный вид на пойму реки Серены. Обитель постепенно залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах сельскохозяйственного техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.

Уже за несколько километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую сторону вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Не пропустите левый поворот с указателем.

После поворота — наслаждаемся прекрасным видом на монастырь Оптина пустынь.

— здесь и далее можно начинать фотографироваться.

На обратном пути после Подольска можно уходить на близкое Симферопольское шоссе, чтобы избежать пробок на подъезде к Москве. Но можно ехать и по трассе Москва — Киев сразу до МКАД.

Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске.

История Оптиной пустыни

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь – именно так официально сейчас называется эта обитель – один из древнейших в России. Кто решил его основать – доподлинно неизвестно. В источниках упоминается только, что Романовы пожертвовали уже существующему монастырю земли, а при Петре I некоторые малочисленные пустыни, в том числе пустынь близ Козельска, были упразднены. Всего в тот период по всей Руси закрылось около 500 монастырей. Оптинских монахов перевели в Преображенский монастырь городка Белева, но через пару лет пустынь вновь открыли, однако средств для существования у братии почти не было.

Настоящее возрождение обители началось в конце XVIII столетия, когда на Оптину пустынь обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон, а через три десятилетия местный Калужский епископ (который впоследствии станет митрополитом Киевским Филаретом) повелел обустроить в ней скит. Оптина стала одним из духовных центров России

Святые врата Оптиной пустыни

В начале XX века Оптина пустынь была большим процветающим монастырем. Богослужения совершались в 6 храмах обители и двух храмах Иоанна-Предтеченского скита. В библиотеке хранилось около 60 тысяч книг и рукописей.

После революции в 1918 году монастырь был закрыт. Сразу начались аресты руководителей монастыря и обыски в братских кельях. Сначала из трудоспособных монахов организовали артель «Оптина пустынь», но в 1923 году закрыли и ее. Около 300 иноков были изгнаны, некоторых их них арестовали и отправили в лагеря. Земли и скотный двор, стадо коров, ранее принадлежавшие монастырю, отошли к «Семхозу». На некоторое время на территории обители открыли в музей, но уже в 1927 году его деятельность прекратилась. Имущество обители был разобрано местными жителями, часть вещей распродали на аукционе, устроенном прямо на папертях собора. В это же время было разорено кладбище: чугунные памятники и ограды отправили на переплавку, мраморные и гранитные надгробия сложили грудами, могильные холмы сравняли с землей. Редкие книги из собрания отправили в Москву в библиотеку имени Ленина, остальные за бесценок разобрали местные жители для хозяйственных нужд.

Здания обители много раз меняли хозяев: в них располагались коммунальные квартиры, лесопилка, дом отдыха, концлагерь для поляков, воинская часть. После войны строения, в том числе и монастырскую стену, начали разбирать на кирпичи.

Последний оптинский монах из живших в обители до революции скончался в 1981 году, не дожив всего 6 лет до момента, когда Оптину пустынь вернули церкви. С 1987 года начинается восстановление обители.

Храмы и святыни

Действующие храмы

  • Введенский собор — главный храм обители. Построенный в 1750—1771 годах собор был освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Собор имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая Чудотворца.Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. В Введенском храме ежедневно совершаются следующие службы: полунощница, ранняя Литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя Литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
  • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году. Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Крестовоздвиженский.Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху установлены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. Этот храм самый большой в Оптиной Пустыни. Ежеднвно в нём совершается вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние Литургии.
  • Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Восстановлен на месте разрушенного храма и освящен в 1998 г. Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница длясвятынь : обретенных 7-10 июля 1998 г. — св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев были перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.
  • Храм в честь прп. Илариона Великого. Построен в 1874 г. Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. В этом храме совершаются Таинства для мирян: Крещение, отпевание усопших.
  • Храм в честь св. Иоанна Предтечи Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту. Построен в 1825 г. Престол один — в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Храм построен в 1997—2000 гг. Расположен на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
  • Храм в честь Преображения Господня. Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда не было храма.Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). В храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням

: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и старцев оптинских.

Восстанавливающиеся храмы

  • Храм в честь прп. Марии Египетской : В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.
  • Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского схрамом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении. Располагаются на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма размещена паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. В подклетном храме в честь Архангела Михаила служатся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. Посторонним вход не благословляется.
  • Храм в честь Всех Святых . Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново. На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. Ныне на месте их погребения построена каменная часовня.

Пустынь и старчество

Фото: Оптина пустынь. Монастырь. Икона старцев

Если многие другие святые пространства в стране нередко связаны с духовными подвигами какой-то отдельной личности, то пустынь связана с целой традицией и традицией весьма ценной. Речь идет о старчестве.

Особенность оптинского старчества заключается в помощи большому количеству простых людей и эта традиция начинается с самого первого старца Льва, к которому стекались толпы народу. Сначала с этим пытались бороться, но потом оставили как есть. С тех пор оптинские старцы помогали всем людям.

Хотя в действительности подобное положение дел является весьма странным и не свойственным для религиозной традиции. Ведь старец в православии – нечто наподобие гуру в индуизме и буддизме. Конечно, сейчас вы можете видеть различных «гуру» и гуру, которые проповедуют для масс, но и такой вариант, по сути дела, нетипичен для религиозной традиции. Изначально отношения учитель – ученик являются сугубо личными и закрытыми.

В нашем варианте есть старец, и есть монах подвижник, который за этим старцем закрепляется. Старец на основе своего опыта и знаний ведет его по духовному пути до достижения полной самостоятельности. При этом ученик полностью отвергает себя и как бы растворяется в нем, отдавая также и собственную волю, подобный вариант религиозной практики есть и в тантрических вариантах почитания гуру, да и вообще является, так сказать, общемировой практикой и проверенной технологией.

В Оптине ситуация сложилась немного другим образом и старцы общались с простыми людьми. Поэтому и свидетельств о различных чудесах, которые они творили, намного больше, ведь одно дело, когда старец представляет какие-то свои мистические способности ученику в рамках закрытого общение, а совсем другое, когда «работает» с простыми страждущими, которые нуждаются в его помощи.

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена

Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет

Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

XIX век – время книгоиздания

В это время в пустыне жили и трудились 150 человек, но главное начало девятнадцатого столетия сформировало особый порядок ведения и длительности службы, отец Моисей упрочил позиции Оптины и развил ее благосостояние и устройство.

С 1839 года в монастыре начинают издавать духовную литературу с писаниями святых. Над книгами трудились местные монахи. Известный раскольник Иеросхимонах Иоанн, поверивший в единство Бога, создал шесть писаний о неправоте его бывшей веры. Одними из первых в Оптине стали писания о молдавском старце Паисии Величковском.

Исследователи и духовники современности уверены, что издательская деятельность пустыни сыграла не менее значимую роль в формировании православного христианства, чем проповеди и молитвы старцев.

К концу века в пустынь ехали творческие люди: писатели и поэты, публицисты и философы. «Братья Карамазовы» созданы Достоевским именно в Оптине. Одинокая природа и молитвы сподвигли его великое произведение.

Отец Амвросий, живший в то время в пустыне, не одобрил показательной простоты Толстого: граф приехал в монастырь в лаптях. Не сошелся Амвросий во взглядах и с философом Соловьевым.

Среди глухого леса

Когда точно появились первые поселения монахов в том месте, где находится Оптина пустынь, неизвестно. Предположительно это произошло в тринадцатом — четырнадцатом веках. Историки считают, что люди, решившиеся на духовный подвиг, избрали именно эту местность из-за непроходимых хвойных лесов, произраставших в те времена в месте, где находится ныне монастырь Оптина пустынь. К тому же, верующим, стремящимся попасть в эту обитель, приходится переходить вброд или переправляться на лодке на другой берег реки Жиздры. Данное обстоятельство тоже затрудняет дорогу к монастырю для случайных путников.

История монастыря

Из монастырской летописи становится понятно, что учреждение было основано в XV веке отшельником по имени Опта. До принятия иночества он был разбойником, однако со временем раскаялся в содеянном и пожелал посвятить свою жизнь служению Всевышнему.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Приняв постриг под именем Макарий, новоиспеченный инок принялся обустраивать территорию пустыни. Однако другое поверье опровергает эту версию, утверждая, что монастырь строился самими подвижниками, получившими знак свыше. Покаяние в своих ранних грехах они выражали неустанным трудом и искренними молитвами.

После окончания строительства и вплоть до 1504 г. обитель населяли и старцы, и старицы. Однако впоследствии на проживание на одной территории иноков и инокинь наложили запрет, и монастырь превратился в исключительно мужское учреждение.

Общий вид на монастырь

В 1689 г. на территории пустыни появился первый каменный храм. С целью ее расширения династией Романовых обители были отписаны земли. Но при Петре I Оптинская пустынь была упразднена – в силу ее малочисленности она не могла оплачивать немалые пошлины. Впрочем, подобная участь тогда коснулась многих монастырей.

С 1724 г. для пустыни наступают новые времена – ее причисляют к комплексу Белевского Спасо-Преображенского монастыря. Но спустя пару лет благодаря прошениям стольника Шепелева обитель вновь становится самостоятельным учреждением. Однако эти изменения не отразились на его финансовом благополучии, он так и продолжал существовать без государственных средств. Конечно, местные бояре оказывали монастырю посильную помощь, но для поддержания подворья в отличном состоянии их не хватало. Поэтому деревянные постройки до 1764 г. обветшали.

Святые врата монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector