Экскурсия: бриллиантовые тайники золотого магната (с эксклюзивной экскурсией во дворец стахеева) код экскурсии: 13405

Легенда про Стахеева и Дзержинского

Революция, разразившаяся в России, доставила ему хлопот и лишила большей части капиталов. Ходит легенда о том, что, прибыв в революционную Москву и ночью пробравшись в свой дом на Басманной, он забрал часть драгоценностей. Сложив их в саквояж, приготовился тайно покинуть столицу под видом доктора. Его схватили и отправили на допрос. Поняв, что уйти так просто не получится, он выторговал свою свободу у самого Дзержинского, открыв тайники и отдав все накопления.

На эти капиталы был построен Дом культуры, а Стахеев якобы получил пожизненную пенсию, на которую проживал в любимом Монте-Карло. История легла в основу романа «12 стульев» авторства И. Ильфа и Е. Петрова. Насколько она достоверна – бог весть, но так хороша, что рассказывать ее будут всегда, пока жив жанр городских легенд.

Игорная страсть добавляла перчинку в характер Николая Дмитриевича, а меценатство делало его одним из самых именитых граждан России. Его трудами и заботами был открыт курорт Алушта

Своим сегодняшним положением и архитектурным памятникам город обязан Стахееву, где он построил добрую половину инфраструктуры и привлек внимание широкой публики к курорту. Словом, человек был неординарный и таким же ярким стал его дом на Басманной, любоваться которым мы можем сегодня

Описание

Дворец, построенный Бугровским – яркий образец эклектики. Внешнее решение выполнено в стиле неоклассицизма, внутренние помещения являются смешением времен и стилей. Особняк Стахеева является образцом типичной застройки Москвы конца 19-го века. Он отстоит от проезжей части, перед фасадом разбит палисадник. Его украшает фонтан «Богиня ночи», привезенный из Франции, выполненный из металла в виде женской фигуры, удерживающей фонарь на вытянутой руке. Его и сегодня можно увидеть на прежнем месте. Парадное крыльцо дома расположено в боковой части главного фасада.

В отделке интерьеров бросается в глаза тщательность проработки, с которой выполнены самые мелкие элементы. За период советской власти здесь все великолепно сохранилось. Остались нетронутыми витражи, многочисленная лепнина, наборной инкрустированный паркет, натуральный камень и многое другое.

В вестибюле гостей встречает беломраморная лестница, ведущая в холл второго этажа. Он выполнен в греческом стиле и украшен колоннами, пилястрами из искусственного мрамора розового оттенка. Рядом с колоннами и в нишах стен установлены светильники чугунного литья французского производства. Самое большое впечатление на посетителей производит великолепно сохранившаяся готическая столовая. В ней представлена искусная резьба по дереву на кессонных потолках, в отделке стен, меблировке.

К сожалению, практически вся мебель из особняка Стахеева была реквизирована и неизвестно где осела, повинуясь революционным вихрям. Только в готическом зале остался нетронутым буфет, украшенный улыбающимися масками Мефистофеля и столовая группа стульев с резными спинками и подлокотниками. Центральное место в помещении занимает величественный камин.

Особняк Половцева

Еще одним из интереснейших мест в Санкт-Петербурге является особняк российского общественного деятеля А. А. Половцева на улице Большой Морской. Дом начал свою историю еще в XVIII веке, но столь притягательный облик он получил лишь в XIX столетии, когда его приобрел банкир Штиглиц. Именно тогда произошли самые большие изменения, коснувшиеся его внутреннего убранства. Белый, Дубовый и Бронзовый залы, столовая, гостиная, библиотека и многое другое – над созданием великолепных интерьеров трудились лучшие архитекторы того времени Боссе, Месмахер и Брюлло. К счастью, практически все сохранилось в первозданном виде.

Сегодня здесь расположился Союз архитекторов, проходят выставки и различные мероприятия, есть ресторан. Последний, кстати, находится в бывшей столовой самого Александра Половцева. Так же это место популярно для проведения торжеств, а гости города любят посещать его с экскурсией.

Коллекционер и эстет

Восточное крыло здания при жизни Николая Дмитриевича отводилось под картинную галерею. Что было в его коллекции доподлинно неизвестно, но по воспоминаниям его современников она имела высокую ценность. Принято считать, что Стахеев, несомненно, был владельцем какого-то количества картин Ильи Шишкина, которому приходился родственником по линии жены. В западном крыльце дома располагались рабочие кабинеты и конторы.

В особняке Стахеева есть еще несколько комнат, заслуживающих пристального внимания, например, курительная в мавританском стиле. Отделка стен, потолка, пола – это почти ювелирное произведение искусства, в оформлении оконных проемов был использован натуральный камень.

Тщательная проработка каждого элемента при реставрационных работах заняла 1,5 месяца. Остальные комнаты в доме декорированы в стиле барокко, неоклассицизма и многих других

Позади дома был разбит парк, где привлекал внимание руинный грот «Бельведер». Благодаря счастливой звезде этого дома любоваться гротом и парковой зоной можно и сегодня

Стахеев в Москве

Для своей семьи он возвел роскошный особняк. Легенда говорит, что на вопрос архитектора о том, в каком стиле будет дом, купец ответил: «Во всех! Денег хватит на все.»

Отстроенный особняк стал домом для него и многочисленной семьи. Кроме своих отпрысков, Николай Стахеев был примерным опекуном семерых племянников, которых он взял на воспитание после смерти брата. Какой русский человек может прожить без страсти, хоть и пагубной? Николая Дмитриевича любили во всех игорных домах Монте-Карло.

Он проигрывал широко, беззлобно и очень много. Говорят, что, когда он приезжал на очередную игру, акции всех казино шли в рост. Однажды он, не дрогнув, проиграл 11 миллионов, семья хоть и была потрясена, но скандала не вышло – доходы многократно превышали все проигрыши. Фортуна, так любившая его в трудах, напрочь отворачивалась от своего фаворита, как только он садился за игорный стол. Стахеев практически никогда не выигрывал – только спускал состояния, но никогда не беднел.

Супруга, долго терпевшая «страстные порывы», все же подала на развод. Разрыв произошел мирно, ей досталась усадьба на Басманной, детям – доходные дома в Москве. Николай Дмитриевич уехал в Италию, но периодически появлялся у бывшей жены, где его с удовольствием принимали. К этому времени Стахеев начал переводить капиталы в компактные вещи – скупал драгоценные камни, золото, как говорят, прятал все в доме жены, где было устроено множество тайников, о которых знал только хозяин и архитектор.

Куракинская богадельня

(ул. Новая Басманная, дом 4, стр. 1)

Русский дипломат князь Борис Иванович Куракин (1676-1727), будучи послом в Париже, не раз видел знаменитый Дом инвалидов, выстроенный Людовиком XIV. Князю Куракину захотелось, чтобы в Москве появился свой инвалидный дом. К сожалению, он не успел этого сделать при жизни, и, по завещанию отца, московский инвалидный дом построил его сын, князь Александр Борисович Куракин. Москвичи назвали этот дом «куракинской богадельней». Это замечательный образец московского елизаветинского барокко XVIII-го века, с характерными слегка вогнутыми плоскими наличниками. В ХХ-м веке облик богадельни изменился: её надстроили вторым этажом, а стоявшую в центре ансамбля церковь снесли. Первоначальное здание богадельни и надстройку очень легко различить: первая выкрашена в бирюзовый цвет, вторая — в бежевый. Сейчас в здании бывшей богадельни находится Московский дом национальностей.

Площадь Разгуляй

Наверное, это самая странная площадь в Москве. Она не показана на картах города, в городе нет домов по адресу «Площадь Разгуляй, дом №…»). Но есть название остановки троллейбуса: «Площадь Разгуляй». Своё хлёсткое название площадь получила от трактира «Разгуляй». Сюда, на дальнюю окраину города, приезжали любители выпить и погулять со всех концов Москвы, чтобы их не видели родственники и соседи. Трактир был закрыт ещё в середине XIX-го века, а здание трактира снесли в 1970-х гг. Сейчас на этом месте сквер.

Красное здание с белыми колоннами, выходящее лицом на площадь — усадьба графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (Спартаковская улица, 2/1). Известный собиратель и любитель древностей, он прославился на века тем, что нашёл подлинный текст «Слова о полку Игореве», древнейшего светского произведения древнерусской литературы. К сожалению, почти вся коллекция Мусина-Пушкина, включая оригинал «Слова» погибла в пожаре войны 1812 года. После смерти графа Мусина-Пушкина, его дети продали усадьбу городу, и в ней обосновалась 2-ая Московская гимназия. В советское время дом надстроили четвертым этажом. Сейчас здесь размещается Московский государственный строительный университет.

Мы прошли всю Новую Басманную улицу — первую грань «басманного треугольника», миновали его «вершину» — площадь Разгуляй. Теперь перед нами вторая грань «треугольника» — Старая Басманная улица.

По названиям двух Басманных улиц вы уже догадались, какая из них старше другой. Старая Басманная улица — это часть древней Покровской дороги, которая вела в загородные царские усадьбы Преображенское и Покровское-Рубцово.

Усадьба Голицыных и Сад имени Баумана

(ул. Старая Басманная, дом 15, стр. 3).

Небольшой каменный дом с выступающей центральной часть — самый старый сохранившийся особняк на Старой Басманной улице, он был построен в 1740-х гг. Одно время им владел известный нам Михаил Петрович Голицын. Однако, история этого дома начинается ещё раньше. В начале XXI века реставраторы обнаружили кладку XVI-го века, а также своды на первом и втором этажах. Возникло смелое предположение, что здесь, на царской дороге, мог стоять путевой дворец великого князя Василия III. В любом случае, это — древнейшие сохранившиеся московские средневековые палаты.

Во дворе усадьбы Голицыных — парк. Сегодня он стал частью камерного живописного сада имени Баумана, любимого места отдыха москвичей, где в теплое время года можно послушать концерт джазовой музыки, разучить пару новых танцев или попробовать себя в йоге, а зимой — покататься на коньках.

Старая Басманная заканчивается у Садового кольца — третьей «грани» «басманного треугольника». Отсюда можно пойти направо и прийти к станции метро «Красные ворота», можно налево — там будет Курский вокзал и станция метро «Курская». Самое же интересное направление – в центр, по старинным улицам Покровка и Маросейка, район которых содержит огромное число достопримечательностей, а также разнообразных кафе и ресторанов.

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

Особняк Кельха

Еще одно место в городе, привлекающее туристов своим необычным внешним видом, находится по адресу улица Чайковского 28. Особняк необычен сочетанием множества архитектурных стилей:

  • готика
  • барокко
  • французский ренессанс
  • арт-деко

Свой небанальный вид дом получил после работы над ним архитектора Карла Шмидта, к которому обратилась Варвара Кельх. Большие пилоны, объемная кровля, оформление цветным песчаником – внешний облик говорит о поздней эклектике, в то время как внутреннее убранство поражает смешением стилей.

Разноцветный мрамор, лепнина, скульптуры, орнамент, бронза, витражи, камины и старинная мебель – все это можно увидеть в старинном особняке. Здесь есть резные деревянные стены, кожаные обои, лестничные перила, оформленные невероятным узором, барельефы, роспись. Глядя на все это великолепие, становится ясно, что хозяева не жалели денег на обустройства жилища. Особой роскошью отличаются Белый зал и столовая в готическом стиле.

Сюда приходили все представители интеллигенции Петербурга того времени. Однако буквально через 3 года Варвара Петровна разводится с супругом и уезжает в Париж, а он продает дом. В итоге особняк долгое время переходит из рук в руки. Сначала здесь был институт кинематографии, затем Комитет КППС, центр поддержки ЮНЕСКО, а в 1998 году юридический факультет Государственного университета. Через 12 лет начались реставрационные работы, а сам особняк передали Министерству Юстиции. Сейчас полюбоваться на него можно снаружи.

Репутация и состояние

Николай Стахеев родился в семье умелых и удачливых купцов. В наследство ими было получено 5 миллионов рублей – огромное состояние. Талант позволил ему увеличить стартовый капитал в несколько раз и стать одним из богатейших людей своего времени. Торговля велась по множеству направлений, современники считали, что проще перечислить, чем не занимался Стахеев. В его активе была золотодобыча, торговля хлебом, бакалеей, в распоряжении был построенный им же торговый флот и железнодорожные линии. Акции Торгового дома Стахеевых были столь надежны, что их частью владел император Николай II.

Сети магазинов, принадлежащих купцу, покрывали всю Россию. В конце 19-го века Н. Стахеев перебирается в столицу. Ходили слухи, что причиной переезда стала женитьба – якобы отбил Николай свою жену у чиновника, заплатив немалый куш. Обустройство в Москве сопровождалось развитием нового направления финансовых интересов – Стахеев начал строить на выкупленных землях доходные дома, что принесло ему крупные доходы.

Особняк фон Дервизов

В центре города на Галерной улице стоит старинный красивый особняк, принадлежавший в конце XIX столетия барону Сергею Петровичу фон Дервизу. За время существования дом неоднократно менял хозяев. Именно барон решил перестроить обычный доходный дом, превратив его в настоящее произведение искусства. Работу он поручил архитектору Петру Шрейберу – и тот, кардинально преобразил постройку, но больше всего изменения коснулись внутренних помещений.

Световой фонарь в Красном зале особняка фон Дервиза

Именно здесь в начале ХХ века Мейерхольд творил театральную революцию, пробуя новые жанры и приемы на нижнем этаже. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сейчас это Государственный Камерный музыкальный театр Санктъ-Петербургъ Опера. Именно благодаря его художественному руководителю Юрию Александрову здание было отреставрировано, и сейчас его залы и помещения представляют собой огромную архитектурную ценность.

За долгую историю особняк успел побывать и домашним театром фон Дервизов, и театральной площадкой Всеволода Мейерхольда и советским Домом культуры

Белый и Красный залы, фойе, Мавританская, Золотая и Кленовая гостиные, Малиновая комната, готичная библиотека, зимний сад. Елизаветинское барокко, модерн, ампир, классицизм, мавританский стиль – помещения буквально поражают своей красотой и разнообразием. Но особенно следует отметить грот: на момент создания аналогов не было во всем мире. Это настоящий уголок природы посреди богатого особняка. Стеклянные потолок и стена созданы для проникновения наибольшего количество света, а имитация на стенах сталактитов и сталагмитов словно переносят гостя в настоящий грот.

Чтобы попасть в особняк фон Дервизов, нужно купить билет на спектакль:

  • оперу
  • оперетту
  • комедию
  • драму
  • романс

Телефон кассы театра

8 812-312-3982

Если вас не интересует представление, и вы просто хотите увидеть все великолепие этого здания, то такая экскурсия – ваш вариант.

Так же вы можете посетить это место совместно с экскурсией excurspb.ru, в ходе которой вас ознакомят с историей этого дома.

Длительность 2 часа экскурсия 2-3.5 часа опера или концерт
Особенности экскурсии Экскурсию проводит выпускница Института Петербурга Покопцева Т. А. Вы можете выбрать интересующий вас формат: прийти просто на экскурсию или совместить с просмотром постановки
Программа Дома и дела фон Дервизов Дома и дела фон Дервизов и опера Дон Жуан Дома и дела фон Дервизов и опера Любовный напиток Дома и дела фон Дервизов и опера Травиата
Цена на билет Полный 800 руб. Студенты, инвалиды, пенсионеры 760 руб.

Школьники 710 руб.

Полный 1500 руб. Студенты, инвалиды, пенсионеры 1460 руб.

Школьники 1410 руб.

Полный 1500 руб. Студенты, инвалиды, пенсионеры 1460 руб.

Школьники 1410 руб.

По запросу
Что включено в стоимость Экскурсия по особняку Просмотр оперы Экскурсия по особняку Просмотр оперы Экскурсия по особняку Просмотр оперы Экскурсия по особняку Просмотр оперы

После революции

Особняку Стахеева на Басманной невероятно повезло после революции 1917 года. Его не отдали под коммунальные квартиры, не устраивали здесь присутственных мест или многолюдных комитетов. Здание отошло в распоряжение Народного комиссариата путей сообщения, позднее реорганизованное в Министерство. В 1940 году помещения передали детям, организовав Центральный дом детей железнодорожников.

Дом купца Стахеева наполнился детскими голосами и многочисленными кружками. Первые шаги на творческой стезе во дворце юношества делали Олег Даль, Валентина Толкунова и многие другие. Здесь занимались пением, танцами, работала изостудия и еще множество клубов по интересам.

1. История

Большое владение вместе с располагавшейся здесь усадьбой второй половины XVIII века приобрёл в 1890-е годы купец 1-й гильдии, золотопромышленник Николай Дмитриевич Стахеев. Старые постройки были снесены, на их месте в 1898 году архитектором М. Ф. Бугровским был построен богатый особняк в стиле неогрек, на возведение была потрачена сумма в 1 миллион рублей. Бугровский до этого часто работал на Стахеева, построив в Москве по его заказам несколько доходных домов. Отделку в особняке выполнял скульптор В. Г. Гладков.

Дом имеет ярко выраженные черты эклектики. Фасады особняка относятся к «греческому стилю». Залы выполнены в разных стилях: классицизма, барокко, «рокайльная» гостиная, «готическая» столовая, «мавританская» курительная. Интерьеры отличаются доскональной проработкой деталей отделки, в оформлении использованы витражи, инкрустированные паркеты, шёлковые обои, мраморный и лепной декор. От входа в особняк начинается лестница из белого мрамора, ведущая в холл в греческом стиле, который оформлен колоннами и пилястрами из искусственного мрамора розового цвета. На полу возле колонн расставлены высокие светильники с декором в виде сфинксов, а в нишах стен установлены похожие на факелы светильники. В оформлении стен и кессонированного потолка «готической» столовой широко использована деревянная резьба тонкой работы. Стены и потолки «мавританской» курительной комнаты покрыты восточными орнаментами, а для создания оконных откосов этой комнаты были использованы цельные плиты редких пород камня.

Восточное крыло особняка Стахеев отвёл под галерею своей коллекции картин. В западном размещалась контора. Дом отстоит от красной линии улицы, перед ним разбита лужайка. В её центре установлен фонтан «Богиня ночи» действующий и сейчас, увенчанный чугунной скульптурой девушки с электрическим светильником в руке. Фигура изготовлена в конце XIX века парижскими мастерами. Установленные на главном фасаде в нишах второго этажа фонари и скульптура «Богиня плодородия» напротив окна зимнего сада также произведены в Париже. За особняком имелся большой сад, на территории которого был устроен руинный грот «Бельведер».

В 1918 году здание заняло подразделение Народного комиссариата путей сообщения, в 1940 году особняк превратился в Центральный дом детей железнодорожников. В нём начинали свой творческий путь Олег Даль, Майя Кристалинская, Людмила Чурсина и другие артисты, а в настоящее время находится множество детских студий и кружков.

Подавляющее большинство интерьеров сохранилась до настоящего времени почти без переделок реставраций. Усадебный сад в 1920-е годы был включён в состав недавно созданного сада имени Н. Э. Баумана, расположенный в саду грот сохранился до настоящего времени.

Особняк золотопромышленника Стахеева на Новой Басманной улице

Думаю, ради того, чтобы увидеть готический кабинет своими глазами, стоит ещё раз сходить на эту экскурсию, когда реставрация будет завершена.

О Н. Д. Стахееве и его особняке ходит легенда, которая вроде бы стала отправной точкой в сюжете «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Помните, как встретились Киса Воробьянинов и Остап Бендер?

«На верхней ступеньке стоял Ипполит Матвеевич Воробьянинов, черноусый и черноволосый. Глаза его сияли под пенсне довоенным блеском.

— Барин! — страстно замычал Тихон. — Из Парижа!

Ипполит Матвеевич, смущенный присутствием в дворницкой постороннего, голые фиолетовые ступни которого только сейчас увидел из-за края стола, смутился и хотел было бежать, но Остап Бендер живо вскочил и низко склонился перед Ипполитом Матвеевичем.

— У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.

— Здравствуй, Тихон, — вынужден был сказать Ипполит Матвеевич, — я вовсе не из Парижа. Чего тебе это взбрело в голову?

Но Остап Бендер, длинный благородный нос которого явственно чуял запах жареного, не дал дворнику и пикнуть.

— Отлично, — сказал он, кося глазом, — вы не из Парижа. Конечно, вы приехали из Кологрива навестить свою покойную бабушку.

Говоря так, он нежно обнял очумевшего дворника и выставил его за дверь прежде, чем тот понял, что случилось, а когда опомнился, то мог сообразить лишь то, что из Парижа приехал барин, что его, Тихона, выставили из дворницкой и что в левой руке его зажат бумажный рубль.

Тщательно заперев за дворником дверь, Бендер обернулся к все еще стоявшему среди комнаты Воробьянинову и сказал:

— Спокойно, всё в порядке. Моя фамилия Бендер! Может, слыхали?

— Не слышал, — нервно ответил Ипполит Матвеевич.

— Ну, да откуда же в Париже может быть известно имя Остапа Бендера? Тепло теперь в Париже? Хороший город. У меня там двоюродная сестра замужем. Недавно прислала мне шелковый платок в заказном письме…

— Что за чепуха! — воскликнул Ипполит Матвеевич. — Какие платки? Я приехал не из Парижа, а из…

— Чудно, чудно! Из Моршанска».

Владелец особняка Стахеев покинул свой дом задолго до революции, уехал во Францию. Большую часть средств и драгоценностей он переправил за границу, часть денег и драгоценностей была спрятана в подвале особняка на Новой Басманной улице в Москве. В 1925 году Николай Дмитриевич тайно вернулся в Москву, чтобы забрать свои сокровища из дома, который к этому времени был передан Наркомату путей сообщения.

А помните финал «Двенадцати стульев»?

«Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой, рубиновые подвески разрослись в целые люстры, золотые змеиные браслетки с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный клуб и биллиардную.

Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но его нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям».

Стахеев был задержан, сокровища конфискованы. Он не сопротивлялся, отдал всё добровольно, за что получал от государства пожизненную пенсию. На деньги бывшего бриллиантового короля в 1928 году по проекту А. В. Щусева был построен Центральный дом железнодорожников рядом с Казанским вокзалом (фотография из Интернета).

Станция метро «Красные ворота»

Прогулку по «Басманному треугольнику» стоит начать со станции метро «Красные ворота»

Обратите внимание на форму южного вестибюля этой станции, похожую на портал. На этом месте некогда стояли настоящие Красные ворота — триумфальная арка в стиле московского барокко, построенная архитектором Дмитрием Ухтомским в 1753 году

Ее разобрали в 1927 году, а память о ней — в названии станции и форме её вестибюля.

За Красными воротами начинается Новая Басманная улица. В годы правления Петра Великого это была парадная улица, поскольку по ней он ездил в любимое село Преображенское и Немецкую слободу. Здесь не было места деревянным хоромам — только каменные дворцы, и обязательно по красной линии!

Как добраться (доехать) до виллы «Отрада» (дачи Стахеева)

Жилье в Алуште посуточно, недорого Найти архитектурный памятник не составит труда. Доехать сюда есть возможность на общественном транспорте. Маршрутным такси №№ 2, 4 или 7, до остановки «Площадь Советская». Правда пешочком пройтись придется чуть более километра. Но прогулка по красивейшим местам Алушты вряд ли будет в тягость.

Аренда авто в Крыму (без водителя)

Если вы путешествуете на своем или арендованном автомобиле, рекомендую ориентироваться по карте. Я предварительно «забиваю» в GPS навигатор точные координаты. На мой взгляд, это самый простой и удобный вариант. Карта и координаты внизу страницы.

Найти жилье в Крыму недорого

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector