Российская промышленность: сводка

Содержание:

Центры машиностроения в России

На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре. 

Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.

Особенности размещения машиностроительных предприятий России

Становится возможной установка тесных связей между машиностроением и металлургией. Предприятия первого типа освобождаются от многих технологических операций, что снижают стоимость готовой продукции. В свою очередь, металлургические заводы получают отходы от машиностроения и используют их для собственных нужд.

Учитывая то, что сырьевые базы и потребители продукции находятся на разной территории, производственные мощности предприятий размещаются с учетом возможности быстрого сбыта оборудования. Это связано с тем, что расходы на перевозку металла в разы ниже от необходимых вложений для транспортировки готовых изделий. Именно поэтому многие производственные линии преимущественно тяготеют к регионам сбыта готовой продукции, несмотря на свою металлоемкость.

Основные факторы

Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.

При размещении завода учитываются такие факторы:

  • Наукоёмкость. Современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов — электроники, радиотехники, приборных компонентов, прошивки. Для этого в составе технологического комплекса должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование. Особенно это относится к авиакосмической, корабельной, военной сферам.
  • Трудоёмкость. Для строительства машины нужны рабочие — начиная от грузчиков и перевозчиков и заканчивая инженерами, калибровщиками, техниками. Потому заводы стоит размещать в районах с высокой плотностью населения и доступом к квалифицированным кадрам. Особенно это касается производства станков и приборов.
  • Кооперирование. Сложные механизмы состоят из десятков тысяч различных деталей, которые невозможно произвести на одном или нескольких заводах. Потому один из главных пунктов в таблице факторов размещения машиностроения — кооперация заводов, их взаимосвязь. Нередко предприятия строятся в непосредственной близости друг от друга, создавая целые экономические районы машинной промышленности.
  • Металлоёмкость. При производстве расходуется множество ресурсов, основной из которых — металл. Потому заводы стараются размещать рядом с металлургическими базами, карьерами, выплавляющими фабриками.
  • Потребительство. Специализации, работающие с крупными машинами (сельскохозяйственными компаниям, горным оборудованием, поездами), стараются строить предприятия неподалёку от районов-покупателей продукции. Этот фактор учитывается при размещении около 20% производственных мощностей.
  • Военно-стратегическая обстановка. Фактор важен только для заводов военного и оборонного машиностроения. Как правило, их размещают вдалеке от государственных границ. Доступ на предприятия или даже в прилегающие к ним города и районы может быть ограничен или закрыт для широкой публики.

Факторы, влияющие на размещение предприятий

На размещение большей части производственных мощностей влияет целый ряд особенностей и их сочетание:

  1. Кто является потребителем продукции.
  2. Расположение транспортных магистралей.
  3. Металлоемкость отрасли.
  4. Трудоемкость отрасли.
  5. Наукоемкость отрасли машиностроения.

Кто является потребителем продукции

Многие предприятия машиностроения производят свою продукцию под конкретного потребителя. В основном это касается оборудования, имеющего большой вес и значительные габариты, из-за чего его сложно перевозить на дальние расстояния. Поэтому таким предприятиям предпочтительнее производить свою продукцию рядом с ее потребителем, в одном регионе.

В качестве примера можно привести производство комбайнов для уборки зерна, которое сосредоточено на Северном Кавказе. А вот трактора, предназначенные для транспортировки леса, выпускают исключительно в Карелии, где сосредоточено лесозаготовительное производство.

Расположение транспортных магистралей

Такие машиностроительные отрасли как автомобилестроение не могут располагаться рядом с потребителем, потому что потребители этого вида продукции рассредоточены по всей территории нашей большой страны.

В то же время особенности автомобильной промышленности, предполагающие процессы кооперации между производителями, вынуждают налаживать производство в нескольких крупных центрах, находящихся рядом с развитыми транспортными узлами.

По этой причине производство автомобилей сосредоточено в Поволжье и Центре РФ, где расположено множество транспортных магистралей, позволяющих перевозить выпускаемую продукцию на любые расстояния в любых направлениях.

Металлоемкость отрасли

Самыми металлоемкими предприятиями машиностроения традиционно считаются заводы, выпускающие оборудование для сферы энергетики, а также горно-шахтное и металлургическое оборудование. Их производство требует наличия в качестве сырья большого количества металла.

Поэтому заводы тяжелого машиностроения находятся рядом с крупными металлургическими базами — на Урале (в Екатеринбурге) и в Сибири (в Красноярске и Иркутске).

Трудоемкость отрасли

Большинство предприятий машиностроительной отрасли требует наличия квалифицированных кадров — как рабочих, так и инженерно-технических работников. Для производства техники необходимо затратить большое количество трудовых часов (то есть требуется большое количество трудовых кадров).

Именно поэтому важно сосредотачивать наиболее трудоемкие отрасли машиностроительных комплексов в регионах, где традиционно присутствует большая плотность населения, и где достаточно кадров, имеющих высокую квалификацию. К самым трудоемким отраслям относят:

  • производство электротехнического оборудования (крупные центры расположены в Новосибирске и Ульяновске);
  • авиационное машиностроение (представители авиационной отрасли — Казань и Самара);
  • станкостроение (крупнейшие предприятия располагаются в Подмосковье).

Наукоемкость отрасли машиностроения

Одним из определяющих факторов расположения предприятий машиностроительной промышленности является ориентация на научный потенциал.

Поэтому производства, завязанные на выпуск высокотехнологичной продукции (такие отрасли, как атомная и авиакосмическая промышленность, радиотехника, электроника), сконцентрированы в районах и центрах, где высоко развита научная база: опытные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты и центры.

Это связано с острой потребностью в высококвалифицированных инженерно-технических кадрах и в научных разработках. Большинство наукоемких производств на территории РФ сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.

Во многом с указанными тенденциями размещения и развития предприятий связаны такие факторы, как кооперация и специализация.

Специализация делает возможным привлечение на предприятие эффективного и мощного оборудования, тем самым обеспечивая автоматизацию производственных процессов.

Специализация делится на:

  1. Технологическая специализация — дает возможность выполнять серию определенных технологических операций либо выпускать полуфабрикаты.
  2. Предметная специализация — позволяет выпускать определенные разновидности готовой продукции.
  3. Детальная специализация — допускает возможность выпускать конкретные детали для определенного оборудования.

Специализация неотделима от кооперации.

Определение

Кооперация — объединение нескольких предприятий с целью выпуска какого-то конкретного конечного продукта.

Для таких предприятий экономически выгодно размещаться недалеко друг от друга.

Технологические особенности: специализация

Специализация и кооперирование – это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов

Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, – это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей. Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый – это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее. Второй – это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий – это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса. Ну и четвертый вид – это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех. Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.

Общее машиностроение

Металло – и энергоемкость этой группы отраслей средняя, трудоемкость также невысока, так что размещение диктуется главным образом потребительским фактором. Некоторые предприятия территориально привязаны к металлургическим базам. Предприятия этой группы производят сельскохозяйственные агрегаты, оборудование для целлюлозо-бумажной и леской промышленности, оснащение для нефтеперерабатывающих заводов, фабрик легкой промышленности и отрасли строительства.

Среди предприятий общего машиностроения наиболее сильно завязано на потребительский фактор сельскохозяйственное машиностроение, поэтому оно распределено по регионам следующим образом: льноуборочные машины производят в Бежецке, картофелеуборочные – в Рязани, Ростов-на-Дону является центром производства зерноуборочных комбайнов наряду с Таганрогом и Красноярском. Воронеж, Курган и Новосибирск – еще три региона, где размещено много предприятий этой группы.

Рис 1. Сельскохозяйственные машины.

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Особенности специализации

Сотрудник, занимающийся созданием и использованием современных производственных процессов и технологий, средств автоматизации, способов проектирования, математического, физического и компьютерного прогнозирования, должен знать всё о машиностроении. Он должен анализировать проектно-сметную документацию, технические, программные ресурсы реализации информационных действий и уметь модифицировать решения многофункциональных и вычисляемых задач.

При обучении этой специальности даётся общее представление процессов сбора, передачи, обработки и сохранения данных с применением алгоритмизации и концепций программирования в сфере машиностроения. Специалист разрабатывает и вводит научно-технические процессы изготовления машиностроительной продукции, корректирует работу структурного отделения.

Факторы размещения

На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:

  • наличие научных и исследовательских центров;
  • квалифицированная рабочая сила;
  • хорошо развитая инфраструктура;
  • потребительский рынок.

До недавнего времени практически вся продукция машиностроения выпускалась исключительно в экономически развитых странах. Однако на сегодняшний день развитие данной отрасли в развивающихся странах заметно улучшилось, и эта тенденция не ослабевает.

Лидерами мирового машиностроения является небольшая группа развитых стран: США, Германия, Япония, Канада, Италия, Великобритания, Франция

В этих государствах на высоком уровне развития находятся практически все отрасли машиностроения, но особое внимание уделяется микроэлектронике, авиакосмической промышленности, робототехнике, станкостроению, автомобилестроению

Россия также занимает одно из ведущих мест в мировом машиностроении. Лидерами отечественного машиностроительного производства являются металлоемкие станки и военная техника, сельскохозяйственная техника, энергетическое оборудование.

Рис. 3. Российская военная техника.

Практическая работа по географии 9 класс «Машиностроение»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Определение главных районов размещения отраслей

трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

Ход работы: используя текст учебника, а также карты в атласе, самостоятельно выполнить следующие задания и ответить на вопросы:

1.Какие отрасли относятся к трудоемкому, наукоемкого машиностроению? Автомобилестроение, точное машиностроение (электроника, авиакосмическое, атомное).

2.Где располагаются предприятия трудоемкого машиностроения?

Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры, опираются на научную базу – НИИ, КБ, опытные заводы.

3.Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? Металлургическое, энергетическое, горно-шахтное.

4.Где целесообразней размещать металлоемкие предприятия МСК? Предприятия размещают в районах металлургических баз.

Задание: По карте атласа определить основные районы (центры) размещения металлоемкого и трудоемкого, наукоемкого машиностроения. Данные исследований оформить в виде таблицы.

Наличие высококвалифицированных кадров, трудовых ресурсов, наличие учебных заведений.

Горно-шахтное, металлургическое, станкостроение, энергетическое, сельскохозяйственное, судостроение, железнодорожное.

На Урале: Екатеринбург, Челябинск, Новокузнецк,

Вблизи металлургических баз.

Сравнить карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и черной металлургии. Сделать вывод о зависимости в размещении этих отраслей.

Объяснить, почему отрасли электротехнической промышленности, станкостроения и инструментальной промышленности обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.

Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к трудоемким и металлоемким.

Используя карту атласа определить центры размещения трудоемких и металлоемких производств.

Записать в тетрадь общий вывод о принципах размещения материалоемких, трудоемких и наукоемких отраслей.

Вывод: производства машиностроения имеют широкий спектр выпускаемой продукции и зависят от разных факторов размещения.

Таблица “Отрасли машиностроения”

Отрасль машиностроения

Продукция

Значение в хозяйстве

Транспортная

Автомобили, поезда, суда, самолеты

Обеспечивает перемещение пассажиров, сырья, товаров

Сельскохозяйственная

Тракторы, уборочные машины, сеялки, комбайны

Обеспечивает сельскохозяйственные работы

Станкостроение

Деревообрабатывающие и металлорежущие станки

Обеспечивает работу металлургического производства, строительства, лесной промышленности

Приборостроение

Часы, измерительные и оптические приборы, оргтехника, средства обработки информации

Обеспечивает работу с точными вычислениями, техника широко используется в быту

Транспортная сеть

При машиностроении требуется постоянный перевоз ресурсов, деталей, частей механизма от одного завода к другому. Поэтому все предприятия нуждаются в развитой транспортной сети, наличии перевозчиков, отлаженной системе дорожной безопасности. Некоторым отраслям (например, тяжёлому машиностроению) жизненно необходимы железнодорожные станции, морские порты, аэропорты для транспортировки.

Сложные машины могут состоять из тысяч незаменимых деталей, потому важна их своевременная транспортировка от предприятия к предприятию. Заводы стараются размещать у крупных магистралей и транспортных узлов. Коммуникации необходимы для слаженной работы всего цикла, ведь последствиями даже небольшой задержки могут стать огромные убытки.

Факторы размещения машиностроительных производств

Фактором размещения этих производств является наличие потребителей.

Транспортный фактор. Играет важную роль при кооперировании производства, когда для получения готовой продукции необходимо участие нескольких предприятий. Например, при производстве автомобилей используют детали других предприятий.

Главный автомобильный цех России — Поволжский экономический район. Факторами размещения здесь производств автомобилей являются:

Поволжский район

  • развитая транспортная сеть: железнодорожный, водный, автомобильный транспорт;
  • большая численность населения, в том числе квалифицированных кадров;
  • наличие крупных научных центров автомобилестроения;
  • наличие развитой химической промышленности.

Металлоемкость — фактор размещения тяжелого и энергетического машиностроения. Их размещают в районах крупной металлургии, таких как Урал, Сибирь или в местах с доступным привозным сырьем, например, в Санкт-Петербурге.

Потребительский фактор определяет размещение производства машиностроительной продукции в тех районах, где они необходимы, чтобы избежать сложной транспортировки. Примером является сельскохозяйственное машиностроение.

Производство техники для сельского хозяйства

Его главные мощности сосредоточены в сельскохозяйственных районах:

  • Центральном;
  • Поволжском;
  • Уральском;
  • Западно-Сибирском;
  • Волго-Вятском.

Имеются заводы, выпускающие детали и узлы для дальнейшей сборки.

Проблемы машиностроительного комплекса России

В настоящее время предприятия рассматриваемой отрасли испытывают значительное давление извне, связанное с экономическими санкциями со стороны Европейского Союза и США. Кроме того, обесценивание национальной валюты накладывает дополнительные ограничения на развитие данного сектора. 

По оценке экспертов РИА Рейтинг, в 2015 году снижение производства в машиностроительном секторе составило 8,9% вследствие сокращения потребительского и инвестиционного спроса внутри страны.

Однако в 2016 году динамика стала заметно улучшаться. В январе-сентябре 2016 года снижение производства в отрасли в годовом сравнении составило 1,6%, при этом третьем квартале спад почти остановился — снижение составило всего 0,2%, а в отдельные месяцы наблюдалась положительная динамика.

Примечание

После относительно стабильного периода в 2020 году возобновилась кризисная тенденция в отрасли машиностроения России, которая переживает подобные периоды болезненнее других промышленных отраслей.

Темпы спада здесь, как правило, больше, чем в экономике в целом, а восстановление после кризиса происходит медленнее. Так было в 2009 году, в 2015 году, и 2020 году.

Современные проблемы машиностроения:

Проблемы комплекса

Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним. Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт. А самое главное – развал Советского Союза нарушил кооперирование – различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала. На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось – были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.

Металлургия

Несмотря на усиливающуюся конкуренцию пластмасс, алюминия, керамики, сталь остается пока основным конструкционным материалом. Темпы развития черной металлургии в ведущих странах мира на рубеже XX—XXI вв. замедлились, однако это практически не коснулось развивающихся стран, где развитие стимулировалось стремлением западных стран избавиться от экологически грязных производств.

Существенно изменилась в последние десятилетия география мировой добычи железной руды. Использование богатой руды, добывающейся в странах, не входящих в мировую «элиту», привело к прекращению добычи в ряде железорудных бассейнов Западной Европы, а некоторые месторождения оказались исчерпанными. Основные производители и экспортеры железорудного сырья в мире — Бразилия, Индия, Венесуэла, Австралия, ЮАР, Либерия (рис. 45).

Основные производители чугуна и стали в мире — члены «большой семерки», Китай, Россия, Индия, Бразилия, Австралия, ЮАР. Абсолютное большинство заводов черной металлургии мира сформировались как горнометаллургические комбинаты вблизи добычи сырья и (или) топлива или на путях подвоза руды к углю (Кливленд — Детройт — Чикагский район в США, Кузбасс в России, Лотарингия во Франции, Рур и Саар в Германии и т. д.).

Хотя цветная металлургия производит сегодня более 70 металлов, около 99% веса металлов приходится на алюминий, медь, цинк, свинец, никель, олово, кобальт, вольфрам, молибден, титан и магний. Причем выплавка редких и стратегически важных металлов (титан, кобальт, германий, галлий, тантал, ниобий и др.) приурочена к развитым странам, тогда как получение алюминия, меди и некоторых других металлов налажено в развивающихся странах.

Руды цветных металлов содержат очень небольшое количество металла. Чтобы не перевозить «балласт» на дальние расстояния, обогащение руд организовано практически во всех странах, добывающих руды цветных металлов.

Крупнейшими производителями алюминия в мире являются Китай, Канада, США, Россия, Бразилия.

Существуют различные варианты размещения цветной металлургии: 1) преимущественно сырьевая ориентация (Медный пояс в Замбии, провинция Шаба в ДР Конго, Урал в России и др.); 2) ориентация на дешевую электрическую энергию (практически все мощные алюминиевые заводы тяготеют к крупным электростанциям); 3) транспортная ориентация; 4) ориентация преимущественно на потребителя.

Крупнейшими производителями цветных металлов являются страны «большой семерки», Китай, Россия, Индия, Бразилия, Венесуэла и др.

Для нынешнего этапа развития цветной металлургии мира характерны: рост значения вторичного сырья и усиление в этой связи потребительской ориентации отрасли; опережающее развитие металлургии редких металлов; сдвиг отрасли (особенно алюминиевой) в развивающиеся страны, ближе к источникам сырья или к источникам дешевой энергии и рабочей силы.

МЕТАЛЛУРГИЯ — ОПОРНАЯ ОТРАСЛЬ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, В КОТОРОЙ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПРОИЗОШЛИ СУЩЕСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ, А ТАКЖЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Обязанности технолога

Специалист в области технологии машиностроения занимается исследованием и введением процессов производства деталей машин. Его прямые обязанности также включают в себя:

  1. Составление маршрутов производства деталей и планирование научно-технических действий.
  2. Разработку и введение управляющих проектов для обработки элементов.
  3. Использование концепций автоматизированного проектирования для научно-технических действий обработки деталей.
  4. Организацию производственной работы структурного отделения.
  5. Анализ процессов и итогов деятельности подразделения.
  6. Осуществление технологического контроля.

Карта России и отрасли

Территория России состоит из нескольких округов. Схематично их деятельность будет выглядеть так.Центральный федеральный округ России — крупнейший на всей территории, в основном занимается производством:

  • Авиакосмической техники.
  • Автомобильной и железнодорожной техники.
  • Станкостроением.
  • Электроникой.
  • Оборудования для нефтяной и газовой промышленности.


Рис. 8. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий»Приволжский округ занимается всем тем же, чем и центральный, плюс оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности.Уральский округ производит то же, что и Приволжский, плюс оборудование для шахт.Северо-Западный округ занимается производством:

  • Судов.
  • Техники для энергетики.
  • Техники для лесной промышленности.

Южный округ занимается:

  • Судостроением и судоремонтом.
  • Оборудованием для легкой и пищевой промышленности.
  • Сельскохозяйственной техникой.

Сибирский округ занимается:

  • Авиакосмической техникой.
  • Горно-шахтным оборудованием.
  • Железнодорожным транспортом.


Рис. 9. Цех сборки автомобилей ОАО АвтоВАЗ в ТольяттиДальневосточный округ осуществляет ремонт кораблей, а также производство:

  • Судов.
  • Самолетов.

Благодаря межотраслевому взаимодействию, процесс слаженности и скорости в значительной степени повышается.

Металлоемкое машиностроение — определение? Отрасли трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Металлоёмкими называют отрасли машиностроения, требующие много сырья (металла). Они возникли очень давно, ещё в XVIII веке.

Относятся к металлоёмкому машиностроению отрасли:

  • судостроение;
  • авиастроение;
  • космическое машиностроение;
  • энергомашиностроительное;
  • подъёмно-транспортное;
  • железнодорожное машиностроение.

Металлоёмкие предприятия размещают в непосредственной близости от металлургических баз. Это основной фактор размещения данных отраслей. Продукция их востребована как в стране, так и за её пределами.

Выделяют отрасли среднего по металлоёмкости машиностроения:

  • тракторостроение;
  • автомобилестроение;
  • станкостроение.

Эти отрасли тоже расходуют много металла на производство, но всё же фактор размещения производства – наукоёмкий, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов.

Выделяют отрасли наукоёмкого машиностроения:

  • приборостроение;
  • электротехническое;
  • радиотехническое;
  • электронное машиностроение.

Размещение данных производств ориентировано на наличие квалифицированные кадры, научно – исследовательские институты, площадки. Как правило, такие производства в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector