Фонтаны столицы радуют горожан танцами воды и света

Экспозиция

Коллекция музея, 2012 год Коллекция музея, 2012 год В коллекции музейного комплекса центральное место занимают экспонаты декоративно-прикладного искусства

: фарфор, стекло, керамика, художественный текстиль, гобелены, кожа, ювелирные изделия. Они делятся на две временные эпохи: раритеты 1920-х — первой половины 1930-х годов и культуру СССР послевоенных лет. В разделе народного и традиционного искусства представлены российские регионы, включая Поволжье, Дальний Восток, а также Среднюю Азию, Казахстан и другие. В коллекцию наивного искусства собраны работы художников из России, Белоруссии, Украины, стран Балтии и Кавказа.

Коллекция русского и западноевропейского художественного наследия XVIII — начала XX веков

включает предметы внутреннего убранства, относящиеся к эпохе создания царицынского ансамбля. В музее собраны изделия различных русских и западноевропейских заводов: Императорского, Гарднера, Попова, Батенина, братьев Корниловых, Товарищества промышленника Кузнецова, Мейсена, Севра, Веджвуда, Венской мануфактуры.

Выставка «Археология Царицына»

посвящена находками, полученным во время раскопок на территории музея-заповедника в разные годы. Среди экспонатов встречаются мужские и женские украшения, предметы быта племён вятичей, печные изразцы, детали каменных и деревянных построек, монеты. Экспозиция«Быль и новь Царицына» рассказывает об истории села с конца XVIII и до начала XX века. В залах представлена хронология строительства царицынского ансамбля и мультимедийная реконструкция утраченных баженовских построек. С историей Большого дворца знакомит выставка«Воспоминание о великой руине» , состоящая из фотографий, графики, произведений декоративно-прикладного искусства XIX—XX веков. Постоянно обновляется выставочный проект«Екатерина II. Золотой век Российской империи» , посвящённый императрице.

В 2020 году в Третьем кавалерском корпусе была открыта выставка «Дачное Царицыно»

. Экспонаты рассказывают об истории посёлка, находившегося на территории современного музея-заповедника в конце XIX — начале XX веков.

Процесс реконструкции

Основой приусадебного парка являлись березы. Именно такая аллея по задумке архитектора стала главной осью дворцового комплекса. При работе над устройством пейзажного парка старались сохранить структурные элементы тех посадок, которые остались со времен прежних владельцев усадьбы. Таким образом, «Геометрический сад», примыкающий к дворцовым строениям, был сохранен без внесения каких-либо изменений. Он представляет собой маленький классический партерный комплекс из невысоких деревьев и стриженых кустарников, имеет симметричные дорожки. Березовая перспектива и посадки на холме также подверглись минимальным корректировкам.

Основная часть парка расположена южнее дворцовых элементов ансамбля. В ней архитектор предпочел сохранить композицию из переплетения трех аллей, а также одну прямую и широкую, которая перпендикулярно пересекает эти своеобразные лучи, расходящиеся от дворцов. Двое из них имеются в комплексе до сих пор, а аллея, пересекающая их, теперь носит название Липовой. Базовыми деревьями данной композиции являлись сосны и березы. Эти растения вписались идеально, так как не образуют густую тень и имеют светлую окраску зелени. В определенных местах, следуя тогдашней моде, архитектор решил высадить деревья, имевшие темный окрас листвы. В данную категорию вошли дубы и липы. Благодаря этому на дальних планах формировался контраст со светлыми насаждениями. Василий Баженов обозначил новые границы с помощью березовых рощ, тем самым расширив территорию парка.

Архитектура дворцово-паркового ансамбля Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно располагается на холмистой местности, пересеченной оврагами. Более подробно расположение всех его достопримечательностей можно наблюдать на схеме, расположенной перед Большим дворцом.

Большой дворец

Большой дворец является центральной композицией  дворцово-паркового ансамбля Царицыно. Здание дворца является трехэтажным. Как и для большинства построек в Царицыно ему характерно сочетание красного кирпича  и белого камня. При этом очень эффектно на их фоне смотрятся крыша и башни зеленоватого цвета.

В архитектуре Большого дворца сочетается два стиля — псевдоготика и классицизм.

Строительство Большого дворца так и не было завершено в свое время. И на протяжении двух столетий он постепенно превращался в руины. Очень печально, что в таком красивом месте так и не прошло ни одного бала. Стоит отметить, что в настоящее время в Большом дворце проводятся различные выставки и экспозиции музея-заповедника «Царицыно».

Хлебный дом

Рядом с Большим дворцом находится Хлебный дом, он же Кухонный корпус. Это здание предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб. Но после  реставрации в Хлебном доме размещаются экспозиции музея-заповедника «Царицыно».

Стоит отметить, что свое название Хлебный дом получил благодаря эмблеме в виде каравая хлеба и солонки. А над ними можно наблюдать вензель из букв «Х» и «С» («хлеб» и «соль»). Эмблему и вензель хорошо видно на следующем фото. А именно за памятником двум архитекторам дворцово-паркового ансамбля Царицыно — Василию Баженову и Михаилу Казакову.

Арка-галерея

Между Большим дворцом и Хлебным домом размещается Арка-галерея. Это декоративное сооружение, которое не несет на себе никакой функциональной нагрузки. На мой взгляд Арка-галерея отлично вписывается в архитектурную  композицию. Помимо этого на ее фоне можно сделать отличные фото.

Кавалерские корпуса

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно богат загадками. Одной из таких загадок является предназначение трех Кавалерских корпусов. По одной из гипотез они предназначались для царской свиты и слуг. Но достоверно это не известно в связи с тем, что архивные документы не сохранились.  По этой причине сегодня их название является условным.

Фигурный мост

Фигурный мост построен по проекту Василия Баженова. Интересно то, что он практически на подвергся разрушению. Задумывался мост как второй парадный въезд на территорию Царицынской усадьбы. Но в настоящее время является украшением главной аллеей, ведущей к дворцовому комплексу.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» заметно выделяется на фоне других построек в Царицыно. И это не удивительно, поскольку храм находился на территории Царицыно до создания дворцово-паркового комплекса. Тем не менее архитектор Василий Баженов решил включить его в архитектурный ансамбль Царицына. Храм был возведен в 1722 году по заказу Дмитрия Кантемира, бывшего владельца этих мест. Однако впоследствии был полностью перестроен по воле Матвея Дмитриевича Кантемира в 1759-1765 годах.

Царицыно

В 2007 году парк «Царицыно» был кардинально отреставрирован. Практически из руин были восстановлены Хлебный дом и Большой дворец Казакова, появились аллеи и ровные дорожки, а на Верхнем царицынском пруду был построен светомузыкальный фонтан. Вокруг этого фонтана было немало споров: историки считали его неуместным новоделом, так как Екатерина была к фонтанам совершенно равнодушна, да и новые интерьеры дворца не несут в себе никакой исторической правды. Многие московские архитекторы также считали эту композицию странной. Но тем не менее сохранить очарование старины реставраторам все же удалось.

Большой дворец

Большой дворец Матвея Казакова был построен на месте снесенных трех дворцов Баженова. Новый дворец был намного крупнее, представлял собой два жилых трехэтажных корпуса, соединенных галерей, правый корпус для Екатерины, левый для Павла. Главным украшением стали угловые шатровые башни. По указу императрицы Казакову пришлось переделать проект и уменьшить дворец в целях экономии на этаж. Дворец был не завершен, он остался с черной временной крышей, придававшей ему мрачный вид и с незавершенной внутренней отделкой.

Двести с лишним лет простоял Большой дворец заброшенный и безмолвный, он считался самой романтичной руиной. В 2005 году дворец был достроен по указу тогдашнего мэра Юрия Лужкова. По мнению многих специалистов, дворец из исторической руины превратился в новодел. Во дворце никогда не было интерьеров, они были придуманы произвольно современными архитекторами. Кровля была сделана не черной, что нарушило историческую достоверность, а цветной и с декоративными деталями, что взято из первого проекта Казакова.

Екатерининский зал

Во дворце были построены два роскошных тронных зала, Екатерининский и Таврический. Главной исторической ценностью которых является, размещенная в Екатериниском зале, мраморная статуя Екатерины Великой известного скульптора Александра Опекушина. Она была выполнена в 1896 году для Московской городской думы.

Макет Царицыно Матвея Казакова

Сейчас на дворцовой поляне перед Большим дворцом можно увидеть остатки фундамента Большого Кавалерского корпуса, разобранного на стройматериалы. Это было ключевое здание в архитектурном комплексе Василия Баженова. Ближе к Фигурному мосту находится фундамент Камер-Юнфарского корпуса, также разобранного Матвеем Казаковым.

Макет Царицыно Василия Баженова

Здесь же, на поляне можно посмотреть и сравнить между собой бронзовые макеты Василия Баженова и макет Матвея Казакова.

Музей-заповедник Царицыно — усадьба и парк

В 1775 году В.И. Баженов получил задание от Екатерины II — построить подмосковную царскую резиденцию в усадьбе «Черная грязь», которая вскоре получила имя — Царицыно. Древнерусский зодчий решил отступить от классического стиля и создать единую композицию с использованием живописной асимметрии различных зданий. Строительство затянулось на годы, поскольку с отъездом двора в Петербург деньги перестали выделяться. Построенные В. Баженовым корпуса дворцовой усадьбы стали ветшать. Через 10 лет Екатерина отстранила зодчего от работы и поручила построить Дворец Михаилу Казакову. Созданный зодчим Дворец был разрушен. М. Казаков постарался сохранить многое из проекта В. Баженова. В результате был создан компромиссный вариант соединения классицистической объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее готическим декоративным убранством. Благодаря этому, Царицынский дворец является единственным в Европе дворцовым комплексом, построенным в стиле «псевдоготики» или «русской готики». Однако мечта Екатерины так и не сбылась — дворец не был при ее жизни достроен. После ее смерти в 1797 году строительство прекратилось. Только в 21 веке Дворец и весь ансамбль были закончен.

В.И. Баженовым в 1776–1778 гг. были также построены Оперный дом — Средний дворец и Малый дворец, предназначенные для императрицы Екатерины II. Малый дворец, — самый маленький из трёх дворцов императрицы Екатерины II. Его называют еще полуциркульным по очертанию небольшой полукруглой площадки, на вершине которой он располагался. Малый дворец находится напротив западного фасада Большого дворца, на главной аллее. Средний дворец расположен между Малым дворцом и Фигурными воротами, ведущими в парк. Название Оперный дом он получил позже, в 1804 году, когда хотели его использовать для концертов и музыкальных вечеров. Хлебный дом также называют Кухонным корпусом. Он был предназначен для хранения продуктов. Здесь должны были располагаться кухни, кладовые и помещения для служителей. Строительство было начато в 1784–1785 гг. архитектором В.И. Баженовым. но до конца не было завершено.

Одно из строений сохранившееся до наших дней, — галерея Миловид с колоннами тосканского ордера, построенная в 1804 году архитектором И.В. Еготовым. В 1805 году им же была построена восьмиколонная беседка Золотой сноп (Храм Цереры), в центре которой установлена статуя древнеримской богини плодородия Цереры. Первое название — Золотой сноп беседка получила по снопу, украшающему ее крышу.

На южном острове верхнего Царицынского пруда установлена арка, которую называют Русалкины ворота. От Русалкиных ворот открывается вид на павильон Нерастанкино, находящийся на высоком берегу. Этот павильон также сооружен архитектором И.В. Еготовым. Недалеко от него можно видеть восстановленный грот.

Рядом с дворцовым ансамблем раскинулся пейзажный парк начала XIX века. Верхний Царицынский пруд образует вместе с Шипиловским и Борисовским самый большой в столице каскад прудов. Работает конный двор, где можно покататься на пони, на лошади. На другой стороне пруда есть горки и турники, канаты и кольца и другие спортивные сооружения. Приятно то, что в парке устроены дорожки и есть скамейки для отдыха. Работает лодочная станция.

Усадебные оранжереи

Цветочное хозяйство появилось здесь еще в XVIII столетии, когда окрестными землями владел Кантемир. В 2000-е годы старинные здания восстановили. В Первом оранжерейном корпусе выращивают необычные растения тропиков и субтропиков – различные виды пальм, красиво цветущий китайский гибискус, гибридную фуксию и гигантскую пассифлору.

В Виноградной оранжерее созданы все условия для плодоносящих растений – винограда и цитрусовых, которые некогда поставлялись к царскому столу. Второй корпус собрал пряные и эфирномасличные культуры. Ароматный «букет» этого корпуса дополнен ананасами и фикусами, душицей и рутой.

Третий Кавалерский корпус

Достопримечательности усадьбы

Самыми известными достопримечательностями парка являются:

  • Большой дворец
  • Малый дворец
  • Храм «Живоносный источник».
  • Фигурный мост.
  • Оперный дом.
  • Музыкальный фонтан.
  • Хлебный дом.

Большой дворец в Царицыно

Главное здание – украшение всего ансамбля. Построен архитектором М. Казаковым на месте так не понравившегося императрице дворца В. Баженова. Фасад здания богато украшен арками, шпилями в виде звезд. При строительстве соблюдалась строгая симметрия.

Внутренне убранство нисколько не уступает внешнему по красоте и изяществу. Особо впечатляют туристов парадные залы – Таврический и Екатерининский. Расписные потолки, колонны, картины, огромные люстры, богатая отделка – все, как и полагается императорскому дворцу. Становится даже жаль, что в этих залах никогда не было ни балов, ни торжественных приемов.

Основное украшение Екатерининского зала – огромная статуя императрицы.

В настоящее время здесь располагается музей: есть экспозиции постоянные, есть те, что периодически меняются. Доступны для осмотра археологические находки, полученные во время проведения реставрационных работ, и коллекции ювелирных украшений 16-19 веков.

Малый дворец

Спроектирован В. Баженовым. Предназначался для отдыха императрицы – в нем должны были располагаться ее личные покои. Украшен малый дворец скромно, размеры имеет небольшие, расположен рядом с прудом, к которому ведет терраса. В настоящее время во дворце проводятся различные выставки.

Храм «Живоносный источник»

Храм стоял еще до покупки земель Екатериной – был деревянным, при князе Кантемире стал каменным. В «Живоносном источнике» по сей день проводятся религиозные службы, работает Воскресная школа.

Фигурный мост

Является одной из самых первых построек – его спроектировал архитектор В. Баженов. Это должна была быть парадная подъездная дорога ко дворцу. Фигурный мост практически не подвергся разрушению, и выглядит именно так, как был задуман архитектором. Сейчас по нему проходит главная аллея парка.

Оперный дом усадьбы Царицыно

Задумка архитектора В. Баженова. Здание построено в виде музыкальной шкатулки. Предполагалось, что здесь будут проходить домашние спектакли, концерты и прочие развлечения. В настоящее время оперный дом – место проведения разнообразных выставок.

Музыкальный фонтан

Появился Музыкальный фонтан на территории парка-музея Царицыно только в 2007 году, но уже является очень популярным: вода струится под известные классические композиции П. Чайковского и П. Мориа. Вечером фонтан подсвечивается и выглядит еще более волшебно, чем при дневном свете.

Хлебный дом

Хлебный дом познакомит посетителей с уникальнейшей коллекцией шедевров декоративно-прикладного искусства. Хлебный дом, пожалуй, заслуживает отдельного описания.

Это самое крупное сооружение царской усадьбы – хозяйственный блок, официально именуемый Хлебным корпусом. В свое время, по задумке Баженова, было запланировано замаскировать его под средневековый замок.

Цель – чтобы здание для хозяйственных нужд не выпадало из общей стилистики архитектуры. Но Баженов не успел тогда воплотить свою идею в жизнь, ведь, как уже было сказано, Екатерина работу не одобрила.

Хлебный дом существовал и в качестве лечебницы для крестьян, и был гостиницей для дачников, и домом с коммунальными квартирами. Но после продолжительной реконструкции, в 2006 году имело место его открытие, и залы его – цитадель исторической экспозиции. Там проводятся вернисажи и выставки, а дворец-атриум повидал на своем не столь уж и длинном веку немало концертов, а также тематических и театральных мероприятий.

Архитектура дворцового комплекса

Это архитектура «галантной эпохи». Каждое здание по-своему уникально, а все вместе они составляют роскошный дворцовый ансамбль, достойный резиденции европейского монарха XVIII в.     На прямой аллее, которая проходит от центрального входа в парк, между Верхним и Средним Царицынскими прудами, перед посетителями вырастает величественный Фигурный мост (1776 г.). Издалека он напоминает ворота крепости, обрамленные мощными башнями на мощных белокаменных устоях и стенами, увенчанными двурогими зубцами («ласточкин хвост», как и на стенах Кремля). По мосту можно пройти от Большого и Малого дворцов к церкви и оранжереям. Поднимаясь на него, мы оказываемся на ажурной галерее, а башни моста «превращаются» в полукруглые ниши.

Центральное пространство перед дворцом открывает прекрасную панораму царицынского ансамбля — Большой дворец с Хлебным домом и три Кавалерских корпуса. Большой дворец представляет собой трехэтажное здание, фланкированное по краям башнями с зеленоватыми крышами. Для него, как и почти для всех царицынских построек, характерно сочетание красного кирпича и белого камня. Издалека видны шпили на его башнях, стрельчатые окна, арки. Здание состоит из боковых квадратных корпусов с башнями, соединенных между собой галереями. В целом планировка дворца напоминает планировку резиденций Царского Села и Петергофа. В ходе реставрации воссозданы парадные залы дворца — Екатерининский и Таврический. Очень красива галерея между Большим дворцом и Хлебным домом. Она была построена вместе с Хлебным домом в 1784–1785 гг. по проекту В. И. Баженова и состоит из двух стен, богато украшенных декоративными элементами. Хлебный дом — условное название, связанное с изображением каравая с солонкой на двух фасадах. Это одно из самых крупных зданий ансамбля. Его огромные ворота предназначались для заезда фур с дровами, съестными припасами, кухонным инвентарем. В кухнях и подвалах Хлебного дома кипела хозяйственная жизнь императорского дворца, для чего Баженов спроектировал почти 40 сводчатых помещений, сгруппированных в две параллельные анфилады. В наше время это кубическое здание перекрыто стеклянным куполом, в котором создан атриум и организован концертный зал.

Помимо центрального ансамбля, в Царицыно есть еще целый ряд не менее прекрасных зданий. Средний дворец был выстроен В. И. Баженовым специально для Екатерины II в 1776–1778 гг. Он, как и соседний Малый дворец, находится на высоком берегу Верхнего Царицынского пруда. Вероятно, эти дворцы строились для развлечений и отдыха императрицы. В архитектурном облике дворцов чувствуется сочетание разных элементов: стрельчатые проемы окон, шпили, обелиски, диски и серпы. Здание Среднего дворца было отреставрировано одним из первых и сегодня используется для проведения концертов, почему и получило неофициальное название Оперный дом.

Три небольших необычных павильона были условно названы Кавалерскими корпусами. Они стоят вдоль оврага у храма (как говорится в документах, «на церковном рву»). Все корпуса выдержаны в едином стиле «неоготика». Украшенные коронами, стрельчатыми арками и оконными проемами, зубцами, кокошниками, декоративными фризами и профилированными кирпичиками, они представляют собой настоящие шедевры архитектуры XVIII столетия.

Одной из визитных карточек усадьбы являются Фигурные (Виноградные) ворота (1777–1778 гг.). Эта постройка, можно сказать, воплощает весь дух Царицына. Ворота находятся в конце Березовой перспективы — аллеи, идущей по берегу пруда к дворцам. Виноградные ворота являются символической границей дворцовой и парковой частей комплекса, состоят из башен со стрельчатыми окнами и арки. В центре под последней можно увидеть резную «гроздь винограда», благодаря которой ворота и получили свое название. Кроме того, в парковой части Царицына есть «Большой мост через овраг» — массивное сооружение, перекинутое через овраг, выходящий к пруду. Издалека он поражает своим мощным обликом, а некоторые его элементы вызывают ассоциации с католическими соборами. Его фасады украшены странными символами, которые не разгаданы до сих пор.

В конце извилистых тропинок Царицына стоит так называемый Храм Цереры (беседка «Золотой сноп»), который украшает статуя древнеримской богини плодородия Цереры (1804 г, архитектор И. В. Еготов). На южном острове Верхнего Царицынского пруда находятся Русалкины ворота — руинированная арка, которая должна была символизировать древнюю архитектуру, а на высоком холме — странное сооружение архитектора И. В. Еготова, стилизованное под руину древней шотландской башни. Сегодня здесь устроена смотровая площадка. Кроме того, по парку «разбросаны» многочисленные фигурные мостики и гроты.

Стоимость билетов

Вход на парковую территорию — бесплатный.

Цены на вход в музеи по состоянию на середину 2020 года:

  • Комплексный билет — Большой дворец, Хлебный дом, Оперный дом, Третий Кавалерский корпус и три оранжереи — 810/340* руб.
  • Большой дворец и Хлебный дом — 400/110* руб.
  • Оперный дом — 150/80* руб.
  • Третий Кавалерский корпус — 150/80* руб.
  • Оранжерейный комплекс (три оранжереи) — 250/100* руб.

*для льготных категорий посетителей

Музей-заповедник «Царицыно» участвует в акции «Московская музейная неделя».

Дни бесплатных посещений царицынских музеев в 2020 году — по средам в третью неделю каждого месяца:

  • 11 сентября
  • 16 октября
  • 13 ноября
  • 11 декабря

Отсчет третьей недели месяца осуществляется не по числам, а по неделям.

Фотосъёмка в музеях бесплатна.

Дополнительные автопарковки

Если приехать на личном транспортном средстве для прогулки по Государственному музею-заповеднику в выходные или на праздники в хорошую погоду, придется искать парковочные места. В такое время здесь собираются тысячи посетителей. По субботам, начиная с утра и до вечера, в парк приезжают десятки свадебных кортежей, которые занимают много места на парковках. Недалеко от территории расположены городские платные автостоянки на Каспийской и Луганской улице. По Государственному музею-заповеднику можно путешествовать на электрических микроавтобусах. Их маршрут проходит по всей территории: от парадного въезда до ворот, выходящих к станции метро «Орехово».

Выставки Царицыно

В большинстве зданий Царицыно в Москве есть выставки, как временные, так и текущие, которые являются частью музейной программы Царицыно. Этот обширный и разнообразный музей имеет обширную коллекцию предметов, являющихся результатом различных исторических обстоятельств. Некоторые из тем и предметов, которые вы можете увидеть внутри его зданий, следующие:

  1. Советское декоративно-прикладное искусство 20 века.
  2. Традиционные декоративно-прикладные искусства славянских народов и других этносов.
  3. Русские ювелирные изделия с 16 по 20 век.
  4. Археологические находки – от курганов до предметов быта вятичей (XI-XII вв.), до черепицы, монет или фрагментов зданий XVI в. или времен Екатерины II.
  5. Скульптуры
  6. История России и Царицыно Екатерины II.

Легенды Царицыно

Легенд, связанных с этими местами существует не мало. Часть из них передавались на словах, часть найдена в письменных источниках. Сегодня все они собраны в интернете на разных сайтах. Я собрал в этой статье самые интересные.

Черная Грязь

В конце 16 века на месте сегодняшнего Царицыно находилось село Богородское, вотчина царицы Ирины сестры Бориса Годунова.

Согласно легенде, деревня сгорела. После этого поселение назвали Черной Грязью. Только уничтожение деревни не единственное, что погибло в этих местах. Из уст в уста передается предание о том, что царица Ирина не могла родить наследника, все беременности заканчивались выкидышами. Лишь один раз ей удалось выносить и родить девочку, но и она умерла в младенчестве.

Верить в колдовство или нет, личное дело каждого. Но все, кто в дальнейшем владел Черной Грязью — Стрешневы, Голицыны, Кантемир – не оставили потомства, их род прекратился.

Проклятие Стрешнева

Сохранилось предание, что Семен Стрешнев, к которому Черная Грязь перешла по наследству, знал о проклятии этих мест. Что бы избавиться от проклятия он обратился за помощью к сильному колдуну, чтобы тот снял проклятье. Колдун предупредил, что это будет сделать совсем непросто, но согласился.

Предположительно, колдуну не дали довести начатое до конца. Он был схвачен по доносу местных жителей. Сам Стрешнев был обвинен в связи с колдунами и проклят патриархом Никоном.

Странное решение Екатерины II

Как известно, Екатерина II после покупки Черной Грязи меняет название на более благозвучное – Царицыно. Но изменилась ли от этого судьба усадьбы?

При ее жизни история усадьбы известна – она не стала местом, где кипит жизнь. Заброшенная и недостроенная усадьба с парковой зоной так и оставалась долгое время пустой и заброшенной.

Загадкой для историков и исследователей Царицыно являются вопросы:

  • Почему императрица отказалась от большого дворца, построенного Баженовым, а два меньших – оставила?
  • Почему она приказала разрушить большой дворец, хотя проект был согласован с ней заранее?

Официально на эти вопросы ответ так и не найден. Но есть не официальные версии, иначе говоря, легенды.

Судьба архитектора Баженова

Нет сомнений в том, что архитектор Баженов знал о проклятии этого места. Но проект был для него очень важным и масштабным. Он верил, что его сил и таланта хватит, чтобы справиться со сложной энергетикой этих мест. К тому же он состоял в масонской ложе.

В те времена масонство еще не выродилось в полностью политические движение, еще существовало оккультное масонство, и Баженов как раз и был из тех самых «настоящих» вольных каменщиков.

Масоны предложили в качестве защиты расположить их символы на фасадах строящихся объектов. Это должно было стать и защитой от старого проклятья, и демонстрацией силы масонов.

Но это лишь предположения.

Еще одно проклятие

Говорят, что Баженов, отстраненный от работы над главным строительством всей своей жизни, обратился к колдуну или к высшим иерархам масонской ложи, с просьбой проклясть это место. Он хотел, чтобы никто и никогда не смог здесь ничего построить. По слухам, он получил отказ, так как, что никто не может проклясть это место больше, чем оно уже проклято.

Тот факт, что Казакову не удалось достроить дворец, подтверждает эту легенды.

Легенд и загадок вокруг Царицыно не мало. И как ни странно, история большинство из них подтверждает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector