Падающая башня в пизе
Содержание:
- Падающего – поддержи
- Верхний ярус. Колокола
- Башня, ставшая лабораторией Галилея
- Архитектор
- История
- Стоимость билетов и режим работы
- История строительства Пизанской башни
- Рекомендуем для туристов:
- История создания Пизанской башни в Италии
- История строительства. Спасение башни
- Интересные факты о Пизанской башне
Падающего – поддержи
В 1275 году обнаружилось, что колокольня неумолимо продолжает падать – наклон составлял уже 50 см от оси, и если срочно не предпринять мер, последствия могут быть самыми печальными. Поначалу была мысль разрушить здание и построить вместо нее другое, но жители города то ли уже привыкли (за сотню-то лет) к своей оригинальной колокольне, то ли была еще какая-нибудь причина, но решено было башню оставить, но попытаться как-нибудь исправить ситуацию.
Сначала по мере сил и возможностей укрепляли фундамент, потом при возведении последующих этажей добавляли по 10 сантиметров с наклонной стороны. Все эти действия не возымели должного эффекта, и в результате башня оказалась короче на четыре этажа (изначально планировалась 11-этажная).
Медленный крен продолжался и продолжался, пока в конце ХХ века ситуация не стала угрожающей. Достопримечательность закрыли для посещений и объявили конкурс на лучший проект по спасению любимой башни.
Предложения посыпались градом. Многие сводились к тому, чтобы подпереть здание: прозвучало даже мнение, больше похожее на шутку: к югу от места, где находится Пизанская башня, возвести памятник горе-архитектору, и пусть он самолично поддерживает собственное творение.
Разумеется, подобные искрометные идеи не нашли поддержки у властей. В результате ценой титанических усилий и огромных многомиллионных затрат, из-под северного края постройки извлекли часть грунта — и склоненная к югу башня за счет проседания в противоположную сторону «выпрямилась» на целых полметра. Сейчас наклон составляет около 5,3 метра от оси, и специалисты говорят, что постройка стабильна.
Верхний ярус. Колокола
Завершив круг, поднимаемся по лестнице на площадку с колоколами. Через стекло можно посмотреть вниз, в шахту башни.
От площадки с колоколами ступени спускаются к круговой галерее. Галерея обнесена сеткой, фотографировать приходится в зазоры между сетками.
Делаем еще один кружок.
И начинаем потихоньку спускаться.
Все посещение у меня заняло 50 минут.
Стоит ли залезать на Пизанскую башню и тратить кровные 18 евро? На мой взгляд, стоит. Я, во всяком случае, не пожалела. Всё-таки это знаковая достопримечательность Пизы. И это отличная смотровая площадка.
Другие объекты Пьяцца деи Мираколи
- Пизанский собор
- Баптистерий
- Кампо Санто
Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevye1500 руб. на туры в ТурциюTURKEY1500 Полезные сайты для подготовки к путешествию
- авиабилеты — Aviasales
- отели — Booking и Hotellook
- туристическая страховка — Cherehapa
- такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто — Economybookings и Rentalcars
- экскурсии — Tripster и Sputnik
Башня, ставшая лабораторией Галилея
В целом эта уникальная колокольня, построенная в стиле, именуемом теперь романо-пизанским, отличается необычайной красотой и изяществом. Глядя на неё, не хочется думать о том, почему Пизанская башня наклонена, а не стоит строго вертикально, как сотни тысяч сооружений подобного рода. Своей красотой она отводит подобные вопросы на второй план. Детище средневековых строителей прекрасно, а победителей, как известно, не судят.
Любопытно, что история этого сооружения связана с именем великого астронома, математика и физика XVII века Галилео Галилея, родившегося в Пизе в 1642 году. Поскольку Пизанская башня наклонена в сторону, она явилась весьма удобным местом для проведения его опытов. Именно Галилей сбрасывал предметы разной массы, иллюстрируя ученикам свои научные выводы. Несмотря на то что в прежние годы ряд исследователей подвергал эту информацию сомнению, позднейшие открытия показали её достоверность.
Архитектор
Существуют разногласия по поводу настоящей личности архитектора Пизанской башни. Многие годы дизайн приписывали Гульельмо и Бонанно Пизано, известный житель Пизы XII века, известный своими бронзовое литье, особенно в Пиза Дуомо. Пизано покинул Пизу в 1185 г. Монреале, Сицилия, только чтобы вернуться и умереть в своем родном городе. Отливка с его именем была обнаружена у подножия башни в 1820 году, но это может быть связано с бронзовой дверью на фасаде собора, разрушенной в 1595 году. Исследование 2001 года, похоже, указывает на то, что Диотисалви был первоначальным архитектором из-за времени постройки и близости к другим работам Диотисалви, в частности колокольне Сан-Никола и Баптистерий, оба в Пизе.[страница нужна]
История
Кампанила стала третьим монументальным строением на площади Чудес, после Дуомо и Баптистерия. Ее возведение началось в 1173 г., велось в три этапа и закончилось почти через 180 лет. Некоторые исследователи приписывают проекту авторство Диотисалви — первого архитектора расположенного рядом Баптистерия. Другие утверждают, что работа может принадлежать Герарди. Однако по предположению Джорджо Вазари, автора монументального труда о знаменитых живописцах, ваятелях и зодчих, строительство Пизанской башни было начато Бонанно Пизано. Подтверждением тому стало обнаруженное в XIX в. вблизи колокольни захоронение с надписью на надгробной плите о «Пизанском гражданине Бонанно».
Первой инвестицией в строительство кампанилы стала сумма в 60 сольдо, завещанная синьорой Бертой ди Бернардо. Сумма была получена в январе 1172 г.
Ажурные ярусы, Aleks Sandra
Первый этап возведения башни завершился в 1178 г., после обнаружения проседания грунта под трехэтажным строением. Полномасштабные работы возобновились под руководством Джованни ди Симоне и Джованни Пизано в 1272–75 гг. На втором этапе колокольня выросла еще на три уровня, получив искусственный изгиб в противоположную от наклона сторону. В этот раз строительство пришлось прекратить по причине поражения Пизы Генуей в морском сражении при Мелории (1284 г.). Это событие стало началом конца военно-торговых амбиций Пизанской республики.
В первой половине XIV в. был построен 7 этаж, а к 1371 г. — возведена пристройка для колоколов, ставшая 8 уровнем башни. Предполагается, что последним архитектором кампанилы стал сын знаменитого итальянского мастера Андреа Пизано — Томассо. Именно ему приписывают удачное сочетание романского стиля нижней части сооружения с готическим стилем его вершины.
Утверждения о том, что Галилео Галилей проводил публичные эксперименты по сбрасыванию с Пизанской башни предметов, имеющих разную массу, поставили под сомнение в прошлом веке
Исследователи обратили внимание на отсутствие в книгах Галилея упоминания о данном событии, описанном его учеником и биографом Винченцо Вивиани.
Вход в Кампанилу, Maksim Starostin. Серьезные реставрационные работы, направленные на стабилизацию положения башни, начались еще в XIX в
Тогда попытались откачать грунтовые воды и извлечь из-под подошвы небольшой объем грунта. Результат оказался противоположным — сооружение просело, а крен увеличился. В 90-е годы прошлого столетия угроза обрушения колокольни стала реальной, в связи с чем пришлось закрыть к ней доступ туристов и провести уникальные работы по остановке прогрессирующего процесса наклона. Уникальный проект и новейшие технологии позволили стабилизировать положение и даже уменьшить крен
Серьезные реставрационные работы, направленные на стабилизацию положения башни, начались еще в XIX в. Тогда попытались откачать грунтовые воды и извлечь из-под подошвы небольшой объем грунта. Результат оказался противоположным — сооружение просело, а крен увеличился. В 90-е годы прошлого столетия угроза обрушения колокольни стала реальной, в связи с чем пришлось закрыть к ней доступ туристов и провести уникальные работы по остановке прогрессирующего процесса наклона. Уникальный проект и новейшие технологии позволили стабилизировать положение и даже уменьшить крен.
15 октября 2001 г. Пизанская башня в очередной раз открылась для посетителей. В 2008-м было объявлено о прекращении ее дальнейшего падения. До этого отклонение продолжало увеличиваться на 1 мм в год. В конце 2018-го эксперты сообщили, что крен колокольни стал уменьшаться.
Колокол, Наталья Воробьева
Стоимость билетов и режим работы
Сама площадь открыта для посетителей сутки напролет, и если вы прибыли в Пизу с ночевкой, советую сходить на Площадь Чудес вечером и посмотреть на нее в подсветке. К тому же в вечерние часы и народу на ней будет не в пример меньше.
С южной стороны площади тянется длинное низкое здание, в котором находится касса (в этом же здании вы также найдете Музей синопий и офис по туризму города Пиза) .
Еще одна касса есть на противоположной стороне площади под городской стеной, за собором, прямо напротив Пизанской башни. Перед этим зданием стоит колонна с римской волчицей.
Также в этом здании имеется камера хранения, куда надо сдавать сумки / рюкзаки перед посещением Пизанской башни.
Самый ценный объект на площади – Пизанский собор. Постарайтесь обязательно попасть внутрь. Посещение собора бесплатно. При этом у вас должен быть билет как минимум на одну из следующих достопримечательностей:
— Баптистерий
— Кампо Cанто
— Музей синопий.
Посещение одной достопримечательности из этого списка стоит 5€, двух – 7€, трех — 8€ (для школьных групп от 10 человек – 3€ / 4€ / 5€ ). При бронировании прибавляется еще 1€.
Если у вас есть возможность посмотреть только один объект (помимо собора), выбирайте Кампо Санто. Это не обычное кладбище, вы не встретите там ряды могил. Это замкнутый контур, стены которого украшены фресками. Много чудесных скульптур. На его осмотр надо закладывать 40 минут — час.
Баптистерий, бесспорно, очень красив, но внутри он пуст, только купель и кафедра (чудесная, шедевр Никколо Пизани). Еще там можно подняться на верхнюю галерею и взглянуть на собор с другого ракурса.
Музей синопий – это собрание заготовок для фресок, снятых со стен Кампо Санто. Обычно такие рисунки – основу будущих фресок – наносил главный мастер, а дальше по этим контурам подмастерья создавали фрески.
Если у вас совсем худо с деньгами или временем, можно зайти бесплатно только в собор, но для этого все равно придется взять билет в кассе (или онлайн на сайте https://www.opapisa.it/en/tickets/buy/). По такому билету (только на собор) можно посетить Дуомо в строго определенное время. Если же вы берете комбинированный билет (например, собор + баптистерий), то можете войти туда в любое время в течение дня.
Время работы
Пизанский собор открыт с 10 часов. Баптистерий, Кампо Санто и Музей синопий – с 9.
Зимой все объекты закрываются в 18, в межсезонье – в 19, летом – в 20.
Последний вход допускается за полчаса до закрытия (на башню зимой – за 45 минут).
Перед поездкой все же посмотрите расписание на нужный день, чтобы не угодить на праздничную службу (https://www.opapisa.it/en/square-of-miracles/cathedral/). Мне как раз «повезло» попасть на такую. Посетители во время службы допускались только в заднюю часть собора, никаких фотографий делать не разрешалось. Так что в статьях я использовала фотографии интерьеров собора с предыдущей поездки.
Билеты на Пизанскую башню продаются отдельно от всего комплекса. Подъем на башню стоит €18, льготных билетов нет. Дети допускаются только с 8 лет. Сумки, рюкзаки надо сдать в камеру хранения. Посещение проходит по сеансам, каждые 15 минут: первый сеанс в 9.00 часов.
Надо ли покупать билеты заранее онлайн?
Если вы приходите на Площадь Чудес к 9 утра, то скорей всего безо всяких проблем купите билеты на все объекты, в том числе на Пизанскую башню. В высокий сезон часам к 11-ти утра в кассу уже выстраивается очередь, поэтому, возможно, лучше подстраховаться. Особенно если вам нужен только бесплатный билет на собор с фиксированным временем прохода.
Помимо основных объектов, на пьяцца деи Мираколи находится музей Дуомо. В мою бытность он был закрыт на реконструкцию. С башни хорошо виден внутренний двор музея Дуомо и даже некоторые скульптуры, выставленные в галереях двора.
С севера и запада поле было ограничено крепостной стеной, возведенной еще при римлянах и, возможно, при этрусках. В середине 12 века на месте старой стены построили новую, фрагментарно существующую и поныне. После осмотра Поля Чудес можно прогуляться и по крепостным стенам. Вход – 3€.
История строительства Пизанской башни
Падающая башня в Пизе – это не отдельное сооружение, а часть архитектурного ансамбля, расположенного на Площади Чудес. Кроме башни, в комплекс сооружений входят Баптистерий, Пизанский собор и кладбище Кампо-Санто. Пизанская башня является колокольней собора Богоматери Вознесения. Строительство падающей достопримечательности было начато после окончания работ по возведению Баптистерия и храма.
История падающей башни начинается в 1172 году, когда Донна Берта ди Бернардо завещала 60 сольдо на приобретение камней, служивших основанием для монументальной постройки. Основы достопримечательности были заложены в августе 1173 года. Точных данных об авторе Пизанской башни нет. Большинство историков сходятся во мнении, что символ Пизы является творением Бонанно Пизано. Также специалисты считают, что первый проект строительства был ошибочен: архитектор не учел состав и мягкость почвы, поэтому вместо вертикальной колокольни мы можем видеть падающую башню. После возведения 1-ого этажа этот недочет проявился сразу. Основание башни и построенная 11-метровая колоннада накренились в северную сторону на 4 см. На этом этапе было принято решение отложить строительство на некоторое время.
Второй этап возведения башни стартовал в 1272 году. Для предотвращения дальнейшего наклона колокольни было решено строить следующие этажи с более высокими потолками с южной (падающей) стороны. Этот маневр не дал результатов: башня продолжала крениться, кроме того, в связи с асимметричностью архитектуры была искривлена центральная ось здания.
В 1284 году возведение башни остановилось еще раз. Причиной этому стало поражение Пизы от Генуи в сражении при Мелории. В начале XIV века начался 3 этап строительства колокольни. В 1319 году жители и гости Пизы смогли увидеть 7 этаж величественной постройки. О том, когда появился последний 8 ярус, точно неизвестно. Некоторые историки полагают, что это событие произошло в 1350 году, другие источники указывают на 1360 и 1372 годы. Последний этаж характеризуется еще большим изгибом конструкции, что придает колокольне форму банана.
После строительства Пизанской башни перед властями встал новый вопрос: как сохранить постройку и предотвратить ее падение? Правительство города объявило конкурс, в котором могли принять участие все жители Пизы. При этом участникам выдвигалось главное условие: угол наклона Пизанской башни должен быть сохранен.
Предприимчивые жители Пизы выдвинули множество предложений по спасению городской достопримечательности. Среди них было немало курьезных идей. Например, оснастить постройку воздушным шаром, который бы удерживал падающую конструкцию, подпереть колокольню крупной скульптурой главного архитектора, пристроить к падающей башне аналогичную, чтобы оба объекта поддерживали друг друга, пустить вокруг колокольни трамвай для усадки почвы и пр. Конечно, ни один из перечисленных вариантов осуществлен не был.
В конце XX века были проведены масштабные работы по «выравниванию» колокольни. Ученые установили, что почва с северной стороны тверже, поэтому часть грунта было решено переместить на южную сторону объекта. Полученный результат стоил вложенных в него трудов: наклон башни уменьшился на пол метра, тем самым омолодив достопримечательность минимум на 200 лет.
На сегодняшний день Пизанская башня в Италии находится в стабильном состоянии.
Рекомендуем для туристов:
✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.
✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.
✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.
✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.
✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.
✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.
✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.
История создания Пизанской башни в Италии
Если вдуматься, то само возведение падающей башни кажется одним сплошным недоразумением. Автор проекта колокольни так и остался неизвестным, строительные работы, дважды прерванные на весьма длительный срок, затянулись почти на два столетия, а начала своё падение Пизанская башня ещё даже не будучи достроенной.
На живописном зелёном лугу на окраине Пизы 9 августа 1174 года был заложен первый камень целого ансамбля нового христианского собора Санта-Мария Ассунта, состоящий из храма, колокольной башни и баптистерия. Даже здесь не обошлось без недоразумений. Оказалось, летоисчисление, которое велось в Пизе, на целый год опережает календарь во всём мире. Так что, датой начала строительства Пизанской башни следует считать год 1173. Как утверждают некоторые историки, первыми архитекторами колокольни были Вильгельм фон Инсбрук и Боннано Пизано.
Ранее считалось, что угол наклона башни – это гениальная задумка архитекторов, жаждущих продемонстрировать свои недюжинный ум и талант. Но время опровергло данную теорию. Сам проект просто оказался неверным в корне, а вернее – в фундаменте. Чересчур маленький для такого высокого здания трёхметровый фундамент был неровно положен на слишком мягкий грунт. А возможно, Боннано Пизано ещё и просто сэкономил на фундаменте. В результате уже после возведения третьего этажа Пизанская башня на 4см отклонилась от вертикали и начала своё легендарное стремление к земле. Это случилось в 1178 году. Пизано предпочёл сбежать из города. Хотя некоторые источники утверждают, что его просто с позором выгнали недовольные горожане. Тогда же впервые были временно отложены строительные работы.
Проседающую почву укрепили, а незаконченную колокольную башню временно открыли через 20 лет в 1198 году. Следующие сто лет строительство то «размораживали», то снова откладывали. В 1233 году был возведён один этаж, и проект снова «заморозили». Во второй половине XIII века колокольне не хватало до вертикали уже полметра. И вот в 1275 году два других архитектора-оптимиста: Джованни ди Симоне и Джованни Пизано заявили, что смогут довести строительство звонницы при храме до его логического завершения. Их проекты предусматривали выравнивание Пизанской башни по вертикали. Ярусы Пизанской башни располагались таким образом, чтобы каждый последующий этаж уходил на 10см от наклонной. Но и это не принесло результатов. Пизанская башня не только не перестала крениться, но стала ещё и кривой.
Лишь внуку первого архитектора Томмазо Пизано удалось завершить «пизанскую эпопею». С 1350 по 1372 годы он занимался тем, что возводил звонницу на вершине. По его замыслу она должна была уравновесить конструкцию и остановить падение. Этого не случилось, но сама звонница выглядит поразительно вертикально на фоне башни.
Спасательные мероприятия
На протяжении всей истории существования городские власти прилагают все возможные усилия, чтобы спасти Пизанскую башню от неминуемого падения. Её неоднократно закрывали на реконструкцию, а потом снова открывали. Её поддерживали тросами, устанавливали свинцовые противовесы, проводили работы по укреплению фундамента… И всё безрезультатно. Колокольня продолжает отклоняться на юг от вертикали примерно на 1 мм за год. Правда, последняя реставрация, законченная в 2010 году сократила угол наклона Пизанской башни до 3° 54′, а земляные работы привели к тому, что, отклонившись на север на несколько сантиметров, колокольня осела. Это позволило учёным заявить о том, что падение на какое-то время остановлено.
Пизанская башня для туристов
В наши дни падающая башня, на пять метров отклонившаяся от вертикальной оси, регулярно принимает гостей. Традиционно туристы могли посетить Пизанскую башню с сопровождающим в группе состоящей не более чем из 40 человек летом с 8.30 до 20.30. Но сезон 2013 года стал первым, когда главную достопримечательность Пизы открыли для посещения до 22.00. Стоимость билета – 15 евро. Длительность экскурсии – 35 – 40 минут. Кроме звонницы на вершине, ни на один другой этаж гостей не пускают. До осмотра не допускаются дети в возрасте до 8 лет. А старшим экскурсантам стоит задуматься о своей физической форме: узкая винтовая лестница – тяжёлое испытание для людей в возрасте.
История строительства. Спасение башни
История создания колокольни растянулась на сотни лет, так как приходилось искать решения для того, чтобы строение не потеряло устойчивость. Проект будущей колокольни создал Бозанно Пизано, который и приступил к строительству в 1172 году. После возведения первого этажа и двух ярусов из колонн для следующих этажей, конструкция стала заваливаться на одну сторону. Как оказалось, почва под основанием с юго-восточной стороны была глинистой, отчего размывалась под воздействием подземных вод. Работы по возведению башни прекратили, а мастер бросил проект незавершенным.
Позднее почву у фундамента немного укрепили, а в 1198 году строение даже открыли для посетителей. Работы над колокольней возобновили в 1233 году, спустя 30 лет завезли мрамор для отделки фасада. К концу 13 века построили уже шесть этажей Пизанской башни, из-за чего кривая постройка стала сильнее выделяться на фоне других зданий, а сдвиг составил уже 90 см от оси. Полностью построена в году пятидесятом 14 века, тогда появился уже восьмой этаж со звонницей. Несмотря на то, сколько лет строилась башня, официальный год постройки известен неточно. Одни утверждают, что это 1350 год, другие ссылаются на 1372.
Многие люди задавали вопрос, почему наклонена башня, и даже утверждали, что так было задумано изначально. Но факты доказывают обратное, ведь при проектировании конструкции не были учтены показатели почвы. Фундамент заложили слишком высоко, на глубине в 3 метра, что при мягкой почве чревато разрушениями. Колокольня не падает лишь от того, что и по сей день ведутся работы по укреплению основания.
В начале 19 века жители города задумались о том, когда упадет великая достопримечательность после того, как часть земли у основания просто убрали из эстетических соображений. Конструкция стала крениться в разы сильнее, и для многих так и осталось тайной, как удалось ее сохранить.
Активная работа по укреплению фундамента началась с начала 20 века и продолжается до сих пор. Сначала укрепили основание, сделав его водонепроницаемым за счет жидкого цемента, позднее с северной стороны к бетонным балкам прикрепили свинцовые грузы, которые должны были стабилизировать строение. Основная работа велась с почвой: ее буквально по крупицам вымывали, а под конструкции поместили шнековый бур. В результате Пизанская башня стала такой, как выглядит сегодня, угол ее наклона уменьшился практически на полтора градуса.
Интересные факты о Пизанской башне
Почему наклонилась Пизанская башня
Существует логическое объяснение, почему падающая Пизанская башня получила такое название. Уже в 1173 году после начала её строительства стало очевидно, что глинистая почва под фундаментом склонна к проседанию, и одна из сторон здания будет находиться ниже другой.
Угол наклона Пизанской башни
В наши дни угол наклона башни чуть менее 4º. Ежегодно она кренилась на 1 мм от вертикальной оси. Это привело к тому, что к началу XXI века угол крена составлял 5° 30′.
Из-за опасности катастрофы в 2002 – 2010 гг. была проведена реконструкция с применением новейших технологий. В результате этого ежегодное «падение» этой достопримечательности удалось остановить в 2008 году, а её наклон составил 3° 54′.
Длина звонницы Пизанской башни
Общая высота Пизанской башни равна 55,86 метров, а её диаметр у основания – 15,54 м.
Восемь этажей колокольни опоясаны лестницей с 294 ступеньками.
Сколько колоколов у Пизанской башни
Колокола Пизанской башни
На Пизанской башне расположены семь больших колоколов:
- Pasquereccia (середина XIII столетия) – нота, соль-бемоль.
- Terza (1473 год) – нота си-диез.
- Vespruccio (1501 год) – нота ми.
- Crocifisso (переплавлен в 1818 году) – нота до-диез.
- Dal Pozzo (копия колокола 1606 года) – нота соль.
- Assunta (1655 год) – наибольший колокол, с нотой си.
- SanRanieri(1735 год) – нота ре-диез.
Знаете ли вы? Ежедневно в полдень и перед мессой колокола Пизанской башни радуют туристов своим перезвоном.
Стиль архитектуры Пизанской башни
Архитектура Пизанской башни
Знаменитая Пизанская башня обладает оригинальным архитектурным стилем, который принято называть «пизано-романским». У её основания расположены барельефы с изображениями мифических животных, а люнет над входом в колокольню украшен изваянием Мадонны с ребенком работы скульптора Андреа Гварди.
Первый этаж башни окружен глухими арками с полуколоннами. Следующие шесть этажей украшены романскими аркадами, по изяществу схожими с византийским стилем. Звонница на восьмом этаже выполнена в готическом стиле, с прорезанными арками для колоколов.
Из чего сделана Пизанская башня
Главная «падающая» достопримечательность Пизы полностью построена из камня. Она украшена цветным мрамором, добытым Джованни ди Симоне в горах рядом с городом и обработанным мастером Рэйнальдо Спешале.