Свято покровский монастырь

Содержание:

  1. Спасо-Евфимиев мужской монастырь
  2. Покровский женский монастырь
  3. Ризоположенский женский монастырь
  4. Александровский мужской монастырь
  5. Свято-Васильевский мужской монастырь

Старинный Суздаль хранит много памятников русского зодчества, и особое место среди них занимают действующие монастыри, многие из которых простояли на этой земле более 700 лет. Некоторые суздальские обители на протяжении веков использовались как места заточения неугодных царям представителей знати, инакомыслящих, сектантов и военнопленных. На их территории можно увидеть старинные храмы, уникальные настенные росписи и иконы. В некоторых монастырях выставлены редкие музейные коллекции, раскрывающие страницы истории русского государства.

Немного истории

Свою историю Покровский монастырь ведет со второй половины XIV века. Именно тогда, в 1364 году, его основал князь Андрей Суздальско-Нижегородский. Тогда еще деревянные монастырские постройки были возведены на правом, более низком берегу речки Каменки, на северном краю Суздаля.

Добрую славу, в том числе и о строгих правилах монашеской жизни, женский Свято-Покровский монастырь заслужил с момента основания — во многом благодаря одному из своих первых наставников и пестователей — Ефимию Суздальскому, единомышленнику и последователю Сергия Радонежского.

Каменное воплощение Покровский женский монастырь в Суздале получил в XVI веке, когда подвижничество двух замечательных женщин — преподобной Елены (позже она заняла место первой игуменьи в Новодевичьем монастыре) и преподобной Софьи — привлекли к нему внимание знатных боярских, княжеских и даже царских фамилий. Преподобная Софья, в миру звавшаяся Соломонией Сабуровой, была отправлена в монастырь из-за бездетности женой московского князя Василия III

Расставшись с бывшей супругой ради новой женитьбы на Елене Глинской, великий князь тем не менее потратил немало средств на развитие обители, в которой жила преподобная Софья. Благодаря этому в начале XVI века были построены основные каменные здания монастыря.

На этом каменное строительство в Покровском монастыре не закончилось. В середине XVI века, уже при Иване Грозном, было построено еще несколько новых зданий, причем царской грамотой Покровская обитель была освобождена от пошлины за доставку камня, предназначенного на ее постройку.

И все же Покровский монастырь в Суздале славился не столько прочными и красивыми храмами, сколько святостью и подвижничеством своих инокинь, а также исторической значимостью этого архитектурного памятника и старинной ризницы.

Советский период стал для монастыря нелегким испытанием. В 1923 году обитель была закрыта, и ее территория в разное время была занята Базой особого назначения (БОН), которая представляла собой военную биологическую лабораторию, потом детским домом, военной частью и пр. И только в 50-60-х годах XX века Покровский монастырь был отреставрирован, а в начале 90-х снова стал монашеской обителью.

История монастыря

Существует легенда, согласно которой в монастыре у бывшей княгини родился сын, которого ей пришлось сразу же отдать другой семье, чтобы спасти его от преследований и угрозы смерти. Позже она убедила всех в том, что ребенок умер, устроив похороны. Через много лет в ходе археологического исследования, рядом с могилой царицы Софии нашли небольшое белое каменное надгробие. В той могиле был обнаружен истлевший сверток тканей, одетый в красиво украшенную погребальную рубашку. Ряд исследователей считает, что это могила якобы умершего сына Соломонии. Но другие полагают, что это захоронение малолетней дочери царицы Марии Буйсоновой-Ростовской и сверженного царя Василия Шуйского, отправленной в монастырь вместе с матерью.

За время истории Руси, здесь довольно часто принимали монашеский постриг представительницы благородных семей, в связи с чем сюда часто направлялись большие пожертвования. Бывшую супругу царя Ивана Грозного Анну Васильчикову, вдову царя Василия Шуйского Марию Петровну Буйсонову-Ростовскую, а также жену Петра Третьего Евдокию Лопухину постигла монастырская участь. И не только их. Количество знатных особ, насильно постриженных в монахини, в этой обители заметно больше. Таким образом, Покровский монастырь в определённый период своего существования был своеобразным местом ссылки опальных княгинь, цариц и других знатных женщин.

Святые и святыни обители

Главная святая, почитаемая в Покровском монастыре, — преподобная София Суздальская, в миру княгиня Сабурова. После 20 лет брака с Василием III была за бездетность отправлена в монастырь своим супругом. Постриг приняла в Рождественском монастыре, а через год прибыла в Покровскую обитель. Жизнь свою в монастыре княгиня проводила в трудах праведных. Погребена в усыпальнице под Покровским собором.

Канонизирована была по причине того, что около её гробницы происходили исцеления. Источником доказательства этому служит книга «Собрание о богоспасаемом граде Суздале», написанная священником Ананием Фёдоровым, краткое содержание которой можно найти в интернете. Он записал в своём труде случаи 21 исцеления.

В обители хранятся частицы мощей святых:

  • Софии Суздальской;
  • целителя Пантелеймона;
  • святителя Николая Чудотворца;
  • блаженной Матроны Московской;
  • преподобного Серафима Саровского;
  • святых Петра и Февронии Муромских;
  • преподобного Сергия Радонежского;
  • святителя Луки Крымского и других.

Надвратная Благовещенская церковь

Следующее строение на нашем пути — надвратная Благовещенская церковь, построенная в XVI–XVII веках. Она представляет собой бесстолпный одноглавый храм с четырехскатной кровлей, массивной алтарной частью и папертью. В XVI веке это были главные ворота монастыря, впоследствии монастырская территория была расширена. Церковь несколько раз перестраивалась. Свой нынешний облик она приобрела в XVIII веке, сохранились росписи XIX века. Сейчас в ней размещается выставка «Дмитрий Пожарский — национальный герой России».

Надвратная Благовещенская церковь

Лестница

Плакаты времен Великой Отечественной войны, символизирующие связь поколений

Внутреннее убранство Благовещенской церкви

Колокол

Архитектурный ансамбль

Здания Спасо-Евфимиева монастыря состоят из белого камня, ни одно из них не похоже на другое, у каждого своя история, своя специфика, выстроенная за века:

  1. Фамильный некрополь князей Пожарских. Его несколько раз разбирали, а в конце XX века вовсе снесли и оставили только памятную плиту. В 2008 году была построена точная копия, основанная на архивных документах. На месте некрополя когда-то был захоронен Дмитрий Пожарский.
  2. Спасо-Преображенский собор. Настоящая жемчужина монастыря. Веками он рос из маленькой деревянной церквушки до живописного собора. Здесь находятся росписи мастеров конца XVII века — одна из главных экспозиций монастыря.
  3. Никольская больничная церковь. Находится с востока от Спасо-Преображенского собора. Представляет собой скромный стационар для монастырской братии. Здесь питались и молились монахи, которым нездоровилось. Сейчас в здании размещен музей «Золотая кладовая».
  4. Монастырская звонница. Уникальное здание со сложной структурой построения. Разнообразно украшенная галерея звонов из трех пролетов, приближенная к псковской архитектуре. На башне, соединяющей столп и аркаду, размещен пустой круг, вероятно, предназначенный для часов (хотя некоторые исследователи интерпретируют его символическим образом).
  5. Благовещенская надвратная церковь. Когда-то монастырь имел менее широкие границы. Вероятно, в эти времена данное здание исполняло роль въездной башни. Самая красивая часть церкви — южная. Паперть украшают 5 живописных окон с висящими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками.
  6. Успенская трапезная церковь. Это хозяйственное здание, однако туристов привлечь ему есть чем. Церковь интересна не только своей архитектурой, но и структурой: несколько хозяйственных этажей показывают, как был устроен быт людей давних времён.
  7. Братский келейный корпус. Здесь жили монахи. Здание поделено на несколько секций, в каждой по две комнаты-кельи. Фасады украшены аскетично-скромным образом: только оконными наличниками с кокошниками и пилястрой на южной стороне.

KaterinaK

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие стены разной высоты, которые венчают башни монастыря (насчитывается 12 башен). Именно они указывают на то, что мужской монастырь был вынужден существовать в боевой готовности.

Более подробно о каждом объекте можно узнать на экскурсиях в Суздале или на официальном сайте монастыря.

KaterinaK

Шатровая колокольня Покровского монастыря

Шатровая колокольня Покровского монастыря

В ансамбле Покровского монастыря, близ собора находится ещё один архитектурный объект, заслуживающий не меньшего внимания, чем сам Покровский собор. Это пристроенная к собору, по средствам изысканно отделанной, крытой галереи шатровая колокольня 16-17 веков.

В нижнем ярусе колокольни находится восьмигранная церковь, возведённая в 1515 году, и изначально увенчанная одним куполом. Спустя полтора столетия, в конце 17-го века, она была надстроена этажом с крупными арочными проёмами и возвышающимся остроконечным шатром.

Шатёр, в свою очередь, был украшен тремя ярусами окон-слухов. Внутри колокольни висело шесть колоколов: три крупных колокола и три миниатюрных – «зазвонных».

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь стоит в живописнейшем месте земли суздальской! Его воздвигли на крутом левом берегу прекрасной реки Каменки. Место там защищённое и потому, в минувшие столетия, считалось особо выгодным при строительстве оборонительных сооружений, а именно таковым он и считался изначально, возведённый в северной части города, практически за окраиной старинного Суздаля.

Основан Спасо-Евфимив монастырь был в 1352 году князем Суздальским и Нижегородским Константином Васильевичем. В те далёкие времена монастырь величался в народе мужской обителью Святого Спаса. Читать далее…

Как добраться до Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь находится в северной части города Суздаль. Добраться до него можно несколькими способами из двух соседних крупных городов: из Москвы и из Владимира.

Автомобиль. Из Москвы на автомобиле следует ехать по автомагистрали М-7 в сторону Владимира. После въезда во Владимир нужно повернуть влево, на объездную дорогу с указателем на Иваново; по ней едете до указателя на Суздаль, затем снова поворачиваете налево. Время пути — около 4 часов.

Маршрут из Москвы до Спасо-Евфимиева монастыря по автомагистрали — Google Maps

Автобус. Из Москвы до монастыря можно добраться автобусами «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново» — они ходят от Щелковского автовокзала (станция метро «Щёлковская»). Кроме этого, можно садиться на любой автобус до Владимира, затем делать пересадку на Владимирском автовокзале на автобус до Суздаля.

Поезд. С Курского вокзала (станция метро «Курская») можно сесть на поезд до Владимира, а затем на автобус, который курсирует здесь раз в полчаса. Можно и заказать такси, в городе действуют популярные службы Uber, Яндекс.Такси, Gett и другие. Время пути от Владимира до Суздаля — около 40 минут.

Видео о Спасо-Евфимиеве мужском монастыре

Дополнительная информация

На территории Свято-Покровского собора располагается трапезная, которую могут посетить паломники и гости монастыря. Рядом с ней располагается небольшая Зачатьевская церковь в стиле польской архитектуры. Трапезная палата работает ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 16:30. Из меню полностью исключено мясо, всё меню полностью составлено по уставу. Во время постов в трапезной готовят исключительно постные блюда. Телефон трапезной и более подробную информацию можно найти на сайте комплекса.

Здесь также находится церковная лавка, работающая ежедневно. В церковной лавке можно приобрести сувениры, иконы, религиозную литературу, свечи, крестики и т. д. Помимо этого, тут можно заказать молебны, панихиды и поминовения.

Несмотря на то, что раньше на территории монастыря располагался туристический комплекс, на данный момент тут нет гостиницы. Поэтому руководство монастыря подчеркивает, что у комплекса нет возможности принимать на ночь паломнические и туристические группы.

Ludvig14

Архитектурный ансамбль

Монастырский ансамбль представлен несколькими строениями, имеющими особую историческую ценность. В составе святыни на текущий день 4 функционирующие единицы:

  • Ризоположенский собор;
  • Святые ворота;
  • Преподобенская колокольня;
  • Трапезная Сретенская церковь.

Первоначально обитель была деревянная и до наших дней в первозданном виде не сохранилась. Первое каменное сооружение появилось лишь в начале XVI века.

Konstantin Burykhin

Ризположенский собор

Трехглавый собор, построенный в середине XVI века боярином Иваном Шигоней-Поджогиным, представляет собой бесстолпный храм с тремя куполообразными выступами над алтарем. Крещатый свод перекрывает четверик, увенчанный изящными главками. Стены собора украшают условные колонны — пилястры.

Tatiana Dudarenko

В 1688 году с западной стороны собора появилась паперть, возведенная зодчими. Пристройку отличало богатое убранство, несвойственное тому времени. Купола храма до XIX века имели луковичную форму, но в период гонения на Православную Церковь были разрушены. Только после реставрации в 1969 году вернулись первоначальные шлемовидные маковки.

Святые ворота

В 1688 году суздальские архитекторы: Андрей Шмаков, Иван Мамин и Иван Грязнов — возвели на южном фасаде ограды монастыря проездные ворота, признанные одним из красивейших зданий Суздаля за счет уникальной каменной резьбы.

Двухшатровая постройка имеет две арки разного размера, опирающиеся на восьмерики и украшенные маленькими оконцами и декоративными слуховыми окнами.

Konstantin Burykhin

Темные времена в истории Церкви затронули и Святые ворота. В 1930 году в здании держали кроликов, а после организовали склад горючего. Реставрация святыни была завершена лишь в 1964 году.

Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря

Колокольня высотой 72 метра была возведена в Суздале в 1813 году после исторической победы над Наполеоном. Автором архитектурного произведения в стиле классицизм стал каменщик Кузьмин.

Konstantin Burykhin

Здание представляет собой многоуровневую постройку из ярусов разного размера с двенадцатью колоколами наверху. С 2014 года гости монастыря могут любоваться видами города со смотровой площадки самой высокой точки Суздаля.

Трапезная Сретенская церковь

Трапезная церковь в псевдорусском стиле была построена в 1882 году из кирпича красного цвета. В период гонения Православия в здании базировался клуб для сотрудников Особого государственного политического управления, а после — кинотеатр. К сожалению, в настоящий момент здание практически разрушено и требует реставрации.

Tatiana Dudarenko

Историческая справка о Покровском монастыре

В XV веке мимо деревянной на то время обители пролегала дорога на Москву. В начале XVI столетия в монастырь совершил свой визит московский князь Василий III, пожертвовавший достаточно большую денежную сумму на строительство каменных сооружений. Так были возведены Святые врата с надвратной Благовещенской церковью, центральный Покровский собор и присоединенная к нему колокольня, сохранившиеся до наших дней. Такая милость со стороны московского князя была не случайна, ведь в монастырь насильно сослали его первую жену – Соломонию Юрьевну Сабурову, обвиняемую в бесплодии и почитаемую сегодня среди верующих (святая София). В соборе находятся ее мощи. Место это стало ссылкой и для других женщин, попавших в опалу, среди них были жены, дочери, племянницы известных на Руси князей и их сыновей. Возведение каменных строений и ограды монастыря продолжалось и при царе Иване Грозном. Тогда построена Трапезная палата с Зачатьевской церковью, поварня, достроена ограда. Жизнь монахинь в Покровском монастыре шла своим чередом вплоть до 1923 г., пока он не был закрыт и разорен. В 1933-1936 гг. здесь располагалась лаборатория по созданию биологического оружия.
В послевоенное время – в 50-60-х гг. – принято решение отремонтировать монастырские постройки для размещения в них музейных экспозиций, а затем в 80-х гг. открыть на его территории гостиничный комплекс для туристов – с концертным залом и рестораном. Лишь в 1992 г. древняя обитель снова стала действующим женским монастырем, где монахини живут и сегодня.

Архитектурные строения монастыря

Покровский собор является самой первой и главной каменной постройкой, располагающейся в центральной части территории монастырского комплекса. Трехглавый и великолепный, он был сооружен на месте когда-то стоявшего здесь деревянного подобного строения в 1510 — 1518 гг. Под ним располагается усыпальница знатных монахинь. При последней реставрации здания в 1962 г. под предводительством И.А. Столетова обнаружено, что стены храма никогда не расписывался, а его пол вымощен исключительно черной плиткой. В этом же году сооружению возвращен его первозданный вид, утраченный в свое время из-за множественных реконструкций.
Интересным объектом является Шатровая колокольня. Нижняя часть этой монастырской постройки возведена в 1515 г., а в XVII веке ее дополнили арочным ярусом и шатром со слуховыми отверстиями единого ансамбля с построенным рядом Покровским собором. С ним ее соединили крытой галереей в XVIII веке.
В 1515 г. построено еще одно сооружение Покровского монастыря, названное Святыми воротами. Они одновременно служат и мощной крепостной башней, и трехглавой церковью, расположенной над ними и повторяющей своей композицией Покровский собор. Сооружение это тоже подвергалось частой реконструкции, а первозданный вид ему вернули в 1958 г.Трапезная палата с Зачатьевской церковью – это здание, имеющее два этажа, с примыкающей к нему одноглавой церквушкой построено в 1551 г. по повелению царя Ивана Грозного после преждевременной кончины его годовалой дочери Анны. Чуть позднее она была дополнена небольшой звонницей. На первом этаже находились хозяйственные помещения, а второй этаж занимала сама трапезная комната с мощными сводами, поддерживающими центральный столб. Рядом с Трапезной палатой располагались хозяйственные постройки, среди которых склады, ледники и поварня, где готовилась пища для монахинь. На территории монастыря располагается и Приказная изба, под которой находится помещение для содержания узниц.
Покровский монастырь достаточно популярен среди туристов, особенный же интерес к нему отмечается у многочисленных паломников, приезжающих сюда помолиться у мощей святой Софии Суздальской о даровании детей или об исцелении.

Современное состояние

На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский монастырь является недействующим. Посетить его можно как интересный историко-архитектурный музей, собравший множество экспонатов и выставок.

Так, помимо рассмотренных выше церквей и комплексов, стоит обратить внимание на проездную башню. Не заметить ее сложно, поскольку в высоту она вырастает на 22 метра

Ее основание квадратное, что делает строение очень мощным и строгим. В середине расположились музейные кассы.

Пройдя через проездную башню, можно попасть в большой монастырский двор. Тут можно увидеть целый аптекарский огород и сад с фруктовыми деревьями. В века процветания монастыря выращивание целительных растений и уход за деревьями были важными элементами монашеского послушания и труда.


Часовня Пожарских Спасо-Евфимиева монастыря

Любителям истории будет интересно взглянуть еще на один объект древнего монастырского комплекса — гробницу князя Дмитрия Пожарского. Это очень важная личность в истории России, знаменитый полководец, под руководством которого были изгнаны иностранные захватчики в 1612 году. На сегодняшний день отстроен целый мавзолей подле места захоронения князя, обрамление содержит в себе элементы первоначальной гробницы, полностью сохранить которую до наших дней не удалось.

Посмотреть все достопримечательности обители и ознакомиться с выставками можно ежедневно с 10:00 до 18:00 (кроме понедельника) по адресу: г. Суздаль, ул. 3 Интернационала. Вход на территорию музейно-исторического комплекса платный.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

История

В 1207 году епископ Иоанн заложил основание будущего духовного пристанища для всех страждущих. В 1227 году старшая дочь Черниговского князя Михаила Всеволодовича Феодулия направлялась в Суздаль, где должна была сочетаться браком с князем Миной.

По приезду в место назначения девушка узнала о кончине несостоявшегося супруга и решила остаться в монастыре, приняв постриг и новое имя — Евфросиния. С этого момента по историческим предания молитвы Преподобной служили созданию благочинного образа обители и защищали ее в темные времена.

Tatiana Dudarenko

Например, в периоды монгольского вторжения на Русь под предводительством Батыя город Суздаль полностью был сожжен, а Ризоположенский монастырь остался невредимым. Преподобная Евфросиния способствовала разделению святыни на две части: в одной жили девицы, а во второй женщины, потерявшие своих мужей.

Впоследствии для вдовиц был построен отдельный Троицкий монастырь, где они могли найти приют вплоть до 1764 года. После смерти на место захоронения святой приходили люди, желающий получить исцеление от многих болезней, а в XVI веке Евфросиния была канонизирована.

В середине XX века вследствие жестоких гонений на Православную церковь в стенах монастыря разместили Особое государственное политическое управление, а примыкающие постройки превратили в кинотеатр и электростанцию.

Tatiana Dudarenko

Множество икон, книг, иконостасов было прилюдно разрушено и сожжено противниками веры на главной городской площади. Возрождение святыни началось только в 1970-ые годы. Первое богослужение после реконструкции случилось 8 октября 1999 года.

История создания и развития монастыря

Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.

Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.

Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно

Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.

Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми

Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

  • Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
  • Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
  • Федор Шаховский, декабрист;
  • Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
  • священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.

Годы советской власти

Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.

Спасо-Евфимиев монастырь окружен каменными стенами

И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.

Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.

В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.

С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.

Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.

Свято-Васильевский мужской монастырь

Статья: Свято-Васильевский мужской монастырь

Общий вид на Свято-Васильевский монастырь

Возле дороги, ведущей на Кидекшу, на восточной окраине города с XIII века стоит Васильевская обитель. Времена, когда ее создали, были неспокойными, и монастырь построили как форпост оборонительных сооружений города. По преданию, эта обитель возникла на месте, где до нее стоял первый дубовый храм Суздаля, в которой Владимир Красное Солнышко крестил горожан.

Как самостоятельный монастырь, обитель просуществовала до 60-х годов XVIII века. А позже, когда многие монастырские территории были ликвидированы, ее приписали к Спасо-Евфимиеву монастырю. Сегодня почти весь монастырский комплекс принадлежит мужской монашеской общине.

На переднем плане церковь Сретения Господня, на заднем собор Василия Великого Свято-Васильевского монастыря

Паломники и туристы приезжают сюда, чтобы увидеть необычный Васильевский собор, сооруженный в 1660-е годы. Раньше этот храм был трехглавым, а сегодня его венчает одна главка. Оформление фасадов собора настолько лаконично и сурово, что храм скорее напоминает старинную крепость. Кроме него, на территории монастыря сохранились трапезная церковь Сретения, каменная ограда, Святые ворота и некоторые другие постройки, которые сейчас занимают монахи. С монастырской колокольни прекрасно видны живописные суздальские просторы.

Территория обители расположена на Васильевской улице.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

История[править | править код]

Купола Покровского собора (справа)

Датой основания монастыря считается 1364 год, и от его первых деревянных построек ничего не сохранилось. Наибольший подъём монастыря связан с именем Василия III, который в начале XVI века пожертвовал монастырю большие средства, использованные для строительства дошедших до нас Покровского собора и Святых врат, и, по-видимому, не сохранившихся келий и ограды. Одной из первых узниц монастыря стала обвинённая в бесплодии жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в монахини в 1525 году под именем старицы Софии.

Впоследствии возникла легенда, что Соломония во время пострижения была уже беременна и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. Якобы мальчик тайно воспитывался где-то в лесу, а когда вырос, стал знаменитым разбойником Кудеяром. В 1934 году при реконструкции монастыря реставратором А. Д. Варгановым была вскрыта гробница предполагаемого сына Соломонии, в которой, он, по его словам, обнаружил лишь детскую рубашку. Однако историк Дмитрий Володихин приводит сведения, что протокола вскрытия гробницы А. Д. Варгановым в 1934 года не существует, а протокол о раскопках, проводимых в монастыре в 1996 году, утверждает, что «погребения на этом месте не могло быть по причине физического отсутствия места для него, ибо фундамент представляет единый монолит».

Имена других знатных обитательниц монастыря сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же была заключена вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская (переехала в Новодевичий монастырь).

В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI веке.

В 1923 году монастырь был закрыт и разорён.

Начиная с 1933 года в монастыре была расположена военная биологическая лаборатория (БОН ОО ОГПУ, Бюро особого назначения Особого отдела ОГПУ) — шарашка, в которой работали заключённые специалисты, занимавшиеся разработкой биологического оружия. В 1934 году лаборатория была передана биохимическому институту РККА. В 1935 году находившиеся в заключении Николай Гайский и Борис Эльберт впервые в мире создали жидкую вакцину против туляремии. Лаборатория находилась в монастыре до 1936 года.

В 1950—1960-е годы монастырские постройки были реставрированы, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал.

С 1992 года в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов. 22 апреля 2020 года в безвозмездное пользование Владимирской епархии передана приказная изба — последнее до того времени не переданное здание на территории монастыря.

Трапезная и Зачатьевская церковь

Первая Зачатьевская церковь XIV века была деревянной, а каменное строение было сооружено в 1551 году на средства Ивана Грозного после смерти его годовалой дочери.

Трапезная представляет собой двухэтажное здание, к которому примыкает небольшая Зачатьевская церковь с маленькой главкой. Единственным украшением здания является орнамент в виде ромбов, выполненный по всему периметру. С западной стороны храма пристроена шестигранная звонница с арочным ярусом. На ней висел великопостный колокол и были установлены часы с «перечасьем». Апсида (алтарный выступ) была пристроена к церкви в XVII веке.

Рядом находились хозяйственные помещения, одно из них — поварня XVII века была восстановлена во время реставрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector