Индокитай: все что нужно знать туристу о полуострове юго-восточной азии

Природа Индокитая[править | править код]

На полуострове представлены почти все типы растительного покрова тропических широт — от влажных тропических лесов и мангровых зарослей до сухих саванн.

Ширина полосы мангровой растительности вдоль низменных побережий Индокитая обычно не превышает 50-60 м. В этих зарослях встречаются пальма нипа и другие растения зоны затопления. Мангровые постепенно переходят в затопляемый прибрежный лес, в составе которого есть казуарина, родственная австралийской, панданусы, кокосовая пальма. Последняя особенно характерна для прибрежных районов, так как прорастает из плодов, выброшенных на берег морскими волнами.

Влажный тропический лес распространен на равнинах и склонах гор ниже 750 м. Особенно большие площади он занимает на полуострове Малакка и на восточном побережье Индокитая. На Малакке нижние части гор покрыты своеобразным «моховым» лесом, типичным и для островов Индонезии. При очень большой влажности воздуха на деревьях образуется толстый слой мхов и лишайников, которые иногда покрывают все растение.

Северные и внутренние районы Индокитая, получающие меньше осадков, покрыты муссонными лесами с опадающей листвой. Местами эти леса переходят в саванну. Часто саванна появляется на месте истребленных лесов как вторичный тип растительности. Для муссонных лесов Индокитая характерны широко вошедшее в культуру тиковое дерево, заросли бамбука, дерево сейба.

Ведущую роль в формировании ландшафтов играет рельеф, создающий на фоне муссонной циркуляции очаги повышенного (наветренные склоны и прилегающие низменности) и пониженного (подветренные склоны и внутренние котловины) увлажнения. Горные хребты покрыты, как правило, влажнотропическими вечнозелеными лесами на красно-желтых ферраллитных почвах, а расположенные между ними котловины — сухими муссонными лесами, редколесьями и колючедеревьями на красных и красно-бурых почвах.

Для нагорий центральной части полуострова типичны полувечнозеленые дубово-каштановые леса с примесью листопадных видов на красноземах. Большие пространства занимают сосновые леса с подлеском из ольхи и серебристого рододендрона. Выше 2000—2500 м располагаются смешанные и хвойные леса, в которых преобладают бореальные виды: тсуга, пихта, ель, береза, клен. Субальпийский пояс представлен березово-рододендроновым криволесьем. Выше 4000 м встречаются фрагменты альпийских лугов. На обширных пространствах известняковых пене-пленов в результате подсечно-огневого земледелия возникла антропогенная горная саванна — травянистые пространства с редко разбросанными дубами и соснами.

На равнинах и низменностях Индокитая, получающих меньше осадков, господствуют муссонные леса. На низменности Меконга и плато Корат преобладают сухие смешанные леса из акаций, терминалий, бамбуков на черных слитых и красных почвах. На низменностях Менама и Иравади произрастают более влажные леса с участием тика, железного дерева на луго-во-аллювиальных почвах. В центральной части долины Иравади, в так называемой «сухой зоне» Бирмы, где продолжительность сухого периода достигает 8 месяцев, а годовая сумма осадков — 700—800 мм, развиваются сухие редколесья и кустарники из акаций, дальбергий, лимонии кислой с посконником душистым, молочаями и т. д.

Естественная растительность вытеснена разнообразными культурными растениями: на затопляемых низменных равнинах большие площади занимают поля риса, составляющего основу питания большей части населения Индокитая, плантации сахарного тростника и бананов. В более сухих, искусственно орошаемых районах выращивают хлопчатник, большие площади заняты рощами салового дерева и каучуконоса гевеи. Вдоль побережий тянутся посадки кокосовой пальмы. На террасированных склонах гор, как и в Восточной Азии выращивают чайный куст. Характерны для Индокитая также насаждения перца. Для него сначала сажают деревья, за которые он цепляется и в тени которых скрывается от солнечных лучей.

Аравийский полуостров

Площадь составляет около 3,25 млн. км². Полуостров находится на юго-западе Азии. Под влиянием континентального тропического воздуха на полуострове низкое количество осадков круглый год. Рельеф представлен пустынями, низменностями, плато и горными хребтами. Здесь отсутствуют постоянные водоемы. Основными растительными культурами являются финиковая пальма и кофейное дерево. На склонах гор появляется растительность саванного типа. Животный мир схож с фауной соседних областей Европы и Африки. Здесь можно встретить шакалов, антилоп, газелей, фенеков, леопардов. Разнообразен мир пресмыкающихся. На Аравийском полуострове расположены Бахрейн, Ирак, Иордания, ОАЭ, Йемен, Кувейт, Оман, Катар и Саудовская Аравия.

Мне нравитсяНе нравится

Религия

Религиозные противоречия, как известно, самые серьезные. В свое время они порождали Крестовые походы, в современное – теракты. Более 90 процентов буддистов азиатского региона живут здесь.

Соответственно, 84 процента жителей полуострова исповедуют буддизм и лишь оставшаяся доля – верующие меньшинства. Христиане (последствие французской колонизации ХХ века) населяют север Вьетнама; миролюбивые Као Дао, проповедывающие вегетарианство и ненасилие, живут на юге, а также в Камбодже, соседствуя с приверженцами еще одной малочисленной религиозной группировкой – Хао Хао – упрощающей учение Будды до чертиков.

Верующий Индокитай

Полуостров территориально раскинулся в Юго-Восточной Азии и составляет больше половины ее пространства, в основном материковую часть. Здесь живет более двух сотен миллионов человек из семи стран:

  • Таиланд;
  • Мьянма (большая территория);
  • Лаос;
  • Вьетнам;
  • Камбоджа;
  • Малайзия;
  • Бангладеш (незначительная часть).

Понять, как называется религия, преобладающая здесь, очень легко – достаточно взглянуть на инфографику и увидеть данные: 94% всех буддистов Юго-Восточной Азии проживает именно здесь, и, в свою очередь, 80% всего местного населения проповедует буддийскую философию.

Если углубиться еще больше, то можно узнать, что в основном здесь господствует школа тхеравады. Только в не слишком буддийском Вьетнаме сторонники Пробужденного придерживаются учения школы махаяны.

Самые многочисленные буддистские общины находятся в Таиланде, Мьянме, Камбожде, Лаосе. Это неудивительно – здесь буддизм признан государством как официальная религия, и абсолютное большинство граждан считает себя буддистами.

Становление религии имеет здесь многовековую историю, так как шла своеобразная гонка длиной в два тысячелетия, в течение которой пальма первенства передавалась поочередно то одной конфессии, то другой.

В тот момент территории полуострова достигли религиозные взгляды родом из Индии – буддизм и индуизм. Первый из них оказался сильнее и был ближе местным народам, поэтому во многом повлиял на их дальнейший образ мыслей, менталитет, жизненный уклад. Двустороннего же воздействия в лице индуизма и древних анимистических традиций избежать было трудно.

Укрепившись наконец в качестве главной философии, буддизм почувствовал сопротивление с неожиданной стороны. С VII-VIII века начались набеги мусульман, которые старались насаждать свою культуру на новых землях. Распространение ислама достигло пика в XIV веке, но постепенно его пыл стал затухать.

На этом борьба буддизма за главенство и опекунство над многочисленными народами Индокитайских территорий не закончилась. Два века спустя, в XVI столетии, стали прибывать «гости» из Европы, имевшие не самые благие намерения.

Попытки колонизации на части земель увенчались успехом, а вместе с ними произошло насаждение новой религии, христианства в виде католицизма и протестантизма.

Вплоть до XX века продлилась европейская экспансия с чужеродной для азиатов верой. Но произошло обратное действие – в попытках выпутаться из уз колонизаторов буддизм стал средством объединения нации, символом освобождения и независимости.

Сейчас, в независимых азиатских государствах, буддистская традиция продолжает быть связующим звеном всего общества. Она соединяет духовную сторону жизни с культурной, религиозную подоплеку имеют многие произведения литературы, искусства, повседневности.

Верующие Индокитая нацелены в первую очередь не на достижение нирваны, а на так называемое «накопление заслуг». Именно поэтому в центре каждого поселка величественно стоит яркий фасад храма, вата или пагоды. Монахи заслуживают особый почет, они — воплощение философской традиции, пример для подражания.

Буддистское учение нередко находит поддержку правительства, системы образования, средств массовой информации. Каждый день человека неотделимо связан с ритуалами, обычаями.

При этом они на удивление миролюбивы, любопытны и, как говорят в наше время, толерантны к представителям других конфессий. На этих землях мирно сосуществуют также индуисты, мусульмане, католики, протестанты и приверженцы других верований, ставших результатом синтеза и взаимопроникновения культур, как, например, каодай во Вьетнаме.

Буддизм здесь – не просто религия. Это образ жизни, взгляд на мироустройство, фундамент прочных человеческих отношений и внутренней гармонии. Он отражается на нынешнем развитии стран, чем отличает восточную цивилизацию от западной, помогает избрать правильный путь современного развития, не обходя стороной даже экономику и политику.

Экономика Индокитая

После обретения независимости от колониального правления правительства Индокитая работали над достижением рыночной экономики в своих странах. Экономисты часто ссылаются на этот регион как на достижение этого перехода быстрее, чем в среднем. Считается, что одной из причин такой быстрой стабилизации является географическое положение Индокитая; он смог извлечь выгоду из здоровья и роста соседних азиатских экономик.

Сегодня экономика Индокитая сильно зависит от сельскохозяйственного производства, особенно экономики Вьетнама. Экспорт риса и каучука имеет большое значение для региона. Кроме того, правительства здесь продвинулись в направлении ускорения индустриализации для дальнейшей диверсификации экономики и расширения возможностей международной торговли. Фактически, Малайзия и Таиланд в настоящее время считаются новыми индустриальными странами. Обычные промышленные товары, производимые в этом регионе, включают электронику, текстиль и автомобили.

Другим важным компонентом экономики Индокитая является туризм, который составляет здесь значительную долю национального валового внутреннего продукта (ВВП). ЮНЕСКО содействует развитию туризма в этом регионе, рекомендуя его в качестве ключевого компонента для сохранения культуры и экономического здоровья. В то время как все страны в Индокитае работали над развитием туризма, Камбоджа достигла самого успешного сектора туризма. Эта страна в наибольшей степени зависит от туризма, который генерирует примерно 15% ее ВВП. За этим следуют туристические секторы как Лаоса, так и Таиланда, на долю которых приходилось более 7% национального ВВП.

Страны полуострова

Таиланд

Буддизм – государственная религия, а обожаемый всеми король непременно должен быть буддистом, как велит Конституция. С этим мнением абсолютно согласно 93% населения. Учение Будды подкреплено поддержкой государственного образования – религиозные дисциплины входят в учебную программу даже светских учреждений.

Тайское направление мысли еще именуют как «южный буддизм». На уклад жизни людей очень влияет сильная вера в законы кармы. Мужчины обязаны проходить через монашество. В столице – в Бангкоке – созданы специальные буддийские университеты.

Мьянма

Девять из десяти жителей Мьянмы считают себя буддистами. Это такие народности, как бирманцы, моны, араканцы, и их можно отнести к нескольким школам тхеравады. Буддийские идеи бирманцев – последователей этих школ – смешиваются с существовавшим ранее культом духов. Махаяну поддерживают в основном китайцы, живущие в Мьянме.

Среди малых народов – выходцев из Тибета, живущих в Мьянме, – популярен также ламаизм. При этом жителям предоставляется свобода выбора вероисповедания: встречаются представители ислама, конфуцианства, баптизма, индуизма.

Лаос

Приблизительно такой же процент буддийского населения насчитывается в Лаосе, потому что до 1975 года их вера считалась официальной конфессией. Даже сейчас главная сангха идет рука об руку с органами власти, оказывает помощь при необходимости сбора людей для претворения в жизнь политики и социальных программ. Вместе с ними живут христиане, мусульмане, индусы и анимисты – приверженцы древнего культа духов природы.

Вьетнам

Вьетнам скорее исключение из правил. Будучи самым густонаселенным государством, он насчитывает сравнительно немного сторонников Шакьямуни – чуть больше 15%. Все остальные, за исключением малого количества представителей даосизма, конфуцианства, католичества, культа предков, приписывают себя к атеистам.

Камбоджа

При упоминании Камбоджи не лишним будет рассказать краткую историю. Раньше в стране насчитывалось больше трех тысяч буддистских храмов, пока к власти не пришел политический деятель Пол Пот и не устроил культурную революцию. Ее результатом стало причисление монахов к низшему классу и их последующие репрессии и уничтожение.

Немногим из них суждено было спастись. После того, как была создана Республика Кампучия, все силы властей были брошены на восстановление буддийской религиозной мысли среди населения. В 1989 году она была признана государственной религией.

Сейчас также лишь каждый десятый житель не считает себя буддистом. Как и тайцы, они невероятно почитают своего монарха и стараются угодить ему во всем, в том числе в религиозности.

Малайзия

Больше половины малазийцев – мусульмане-сунниты. Государственная оппозиция представлена Малайской оппозиционной партией. Она оказывает довольно сильное воздействие на власть, стремясь к созданию исламского государства.

С многочисленными мечетями соседствуют не менее многочисленные буддистские, индуистские и католические храмы.

Бангладеш

90% процентов от всего населения составляют представители мусульманства. Оставшуюся десятую часть делят между собой буддисты, индусы, католики, протестанты.

Этнос

Именно разнообразие этносов, нетерпимость – двигательная сила конфликтов. Думаю, шаблонное представление войны во Вьетнаме как черно-белой борьбы между коммунизмом и антикоммунизмом, разбивается в пух и прах при такой точке зрения.

Известно, что США пытались наладить связи с некоторыми невьетнамскими этническими группами во время войны. ЦРУ и спецназ работали в тесном контакте с тем, что французы называли монтаньярами («горные народы») во Вьетнаме и Лаосе. Но, кроме этого, мы мало что знаем об этнической динамике конфликта. Тайцы, кхмеры и вьетнамцы, к примеру, имеют долгую историю соперничества.

Вот почему так называемый эффект домино оставался фантазией. Вьетнамцы и камбоджийцы снова начали враждовать почти сразу после ухода США.

Источник

Животный мир[править | править код]

В особую Индийскую подобласть выделяют Индокитай. В составе фауны этой подобласти наряду со многими типичными представителями Индо-Малайской области присутствуют выходцы из Эфиопской области и Голарктики. Животный мир Индийской подобласти отличается видовым многообразием и большой численностью особей.

В фауне Индокитая характерно присутствие индийского слона. Дикие слоны до сих пор еще встречаются в малонаселенных районах предгорий Гималаев, в лесах и других местах. Домашний слон, приученный исполнять трудные и сложные работы,— одно из самых типичных животных стран Индокитая.

Местное население приручает также дикого быка — гаура (гаяла). Одомашнен и широко распространен как рабочий скот индийский буйвол. В густых приречных зарослях часто встречается дикий индийский кабан. В тех районах, где сохранились значительные массивы лесов, обитают крупная антилопа нильгау (Boselaphus tragocamelus) и четырехрогая антилопа (Tetracerus quadricornis), олени мунтжак и аксис (Cervus axis) — один из самых красивых представителей этого семейства, живущий в лесных районах, богатых водой. Из хищников распространены тигр, леопард и особая форма леопарда — черная пантера, наносящие значительный ущерб скотоводству.

Для Индокитая характерно обилие обезьян, которые распространены повсюду: в лесах, саваннах, садах, вблизи населенных пунктов и даже в городах. Они поедают плоды и портят посевы, нанося большой ущерб населению. В Индокитае встречаются — гиббоны, макаки и др. В пределах подобласти как в лесах, так и вблизи человеческого жилья обитают полуобезьяны, или лемуры. Для Индокитая, так же как и для островов, характерны шерстокрылы.

Настоящее бедствие для местного населения — обилие различных пресмыкающихся, особенно ядовитых змей, от укусов которых ежегодно гибнут тысячи людей. В водах Меконга и других крупных рек водятся гигантские крокодилы (Gavialis gangeticus), достигающие 6 м длины.

Яркостью оперения и разнообразием форм поражает мир птиц. Среди них — обыкновенный павлин (Pavo cristatus), фазан, виды диких кур, от которых происходят домашние породы, различные дрозды и т.д. Из насекомых особенно много различных пестро окрашенных бабочек, гигантских пауков-птицеедов, питающихся мелкими птицами. В Индокитае водится дикая пчела — родоначальница домашней пчелы.

Индостан

Площадь составляет более 2 млн. км². Территория находится в южной части Азии. Индостан лежит в поясе экваториальных муссонов. За лето выпадает 90% годового количества дождей. Внутренние районы, закрытые горами, отличаются сухим климатом. Растительный мир представляет собой чередование саванн со светлыми лесами. По берегам рек наблюдается мангровая растительность. Большая часть тропических лесов вырублена, а территория занята под плантации. На Индостане много представителей семейства кошачьих: тигры, пятнистые леопарды. Распространены земноводные, птицы и пресмыкающиеся. Земли полуострова делят Индия, Пакистан и Бангладеш.

Борьба за Сайгон

Французскому командованию срочно необходимо было определить тактику, которая позволила бы подорвать силы вьетнамского сопротивления. И выход вскоре был найден. Франко-испанский экспедиционный корпус двинулся к одному из важнейших экономических центров Вьетнама — Сайгону, где хранились крупные запасы продуктов питания.

10—11 февраля европейский флот уничтожил ряд прибрежных укреплений, а 15-го числа французы и испанцы подошли непосредственно к Сайгону. К утру следующего дня они захватили форты, прикрывавшие подступы к городу.

17 февраля союзники атаковали крепость Сайгона. Вьетнамцы попытались сделать вылазку, но она оказалась неудачной. Спустя несколько часов крепость была захвачена. Правда, оказавшись в ней, французы и испанцы поняли, что на оборону сил у них уже не остаётся. Поэтому в начале марта европейцы подожгли склады с рисом, взорвали укрепления Сайгона и разделились. Небольшой гарнизон остался в ранее захваченном форте к югу от города. Остальные войска двинулись дальше.

  • Захват Сайгона
  • Gettyimages.ru

Французский гарнизон сначала пытался делать вылазки в ближайшие населённые пункты, но понёс большие потери и оставил эту затею. В марте 1860 года к Сайгону, гарнизон которого составлял около 600 французских морских пехотинцев и порядка 200 испанских солдат, подошла десятитысячная вьетнамская армия. Европейцы на 11 месяцев оказались в осаде. Осенью Париж направил во Вьетнам эскадру из 70 кораблей. 25 февраля 1861 года французы нанесли поражение вьетнамским войскам, и осада была снята.

В 1862 году власти Вьетнама оказались в безвыходном положении и вынуждены были подписать мирный договор, согласно которому они уступили Франции три провинции на юго-востоке страны и гарантировали свободу действий католическим миссионерам.

Религия Индокитая – что исповедуют народы полуострова?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Индокитай – это что-то, от чего веет ароматом индийских специй и китайского чая. Это там, где французы-завоеватели увидели черты Индии и Китая. А между тем это ни то, ни другое.

Индокитай – полуостров, заключенный между ними, совершенно другая, самобытная местность, где высокие холмы, непролазные джунгли, мангровые заросли, живописные водопады, песчаные пляжи собираются в один волшебный пейзаж.

На жизни местного населения сильно сказывается религия Индокитая. Сегодняшняя статья расскажет о ней все: какая вера господствует на полуострове в целом и в каждой стране в отдельности, какие сложности пришлось ей претерпеть на пути становления и с какими верованиями она добродушно соседствует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector