Туры по босфору (boğaz turu) в стамбуле

Климатические условия и рельеф

Шторм в проливе

Босфор находится под влиянием приморского субтропического климата.

  • В этом районе даже в самый холодный период – во второй половине зимы – термометр редко когда показывает ниже + 6 градусов.
  • Настоящая весна начинается с первых чисел апреля.
  • Уже в мае начинается туристический сезон, который продолжается до середины октября. В это время в городе можно наблюдать больше всего иностранцев. Воздух прогревается в среднем до +20…+26 градусов.

Исключением является вторая половина лета, когда в Стамбуле становится очень жарко – до +33 градусов. Именно в высокий сезон нужно планировать путешествие по проливу.

  • В летнее время вода пролива нагревается до +25 градусов. Но на глубине может быть холодно.
  • Зимой вода в Босфоре остывает до +7 градусов. В феврале и в марте в регионе складывается нестабильная погода. Случаются порывистые ветра, часто появляется туман.

В проливе отмечаются сильные течения, которые объясняются неодинаковым уровнем воды в Средиземном и Черное море. При столкновении разнонаправленных водных поток появляются водовороты.

Значение

Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, странам Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6 узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период. Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10 узлов. За проход проливами взимается маячный сбор в сумме около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна.

Решение проблемы проходимости и загруженности пролива предполагается в виде строительства судоходного канала к западу от Стамбула длиной от 50 до 100 км.

Что такое пролив Босфор в Стамбуле?

ГлавнаяСтамбул

Стамбул и залив Босфор — понятия неразделимые между собой. Длинный изогнутый залив
разделяет европейскую часть Стамбула на две части и придает городу особую, неповторимую
индивидуальность.

Любому школьнику известно, что Босфор является проливом, соединяющим два континента —
Азию и Европу. На берегах пролив Босфор раскинулись громадные округа турецкого города
Стамбул. Кроме того, из географии мы помним о том, что пролив Босфор соединяет Черное

и Эгейское моря

Стоит ли говорить о важность пролива Босфор как транспортного узла,
объединившего множество государств. Длинна пролива превышает тридцать километров,
ширина постоянно колеблется от 700 метров до четырех километров

Глубина судоходной
зоны (или фарватера ) меняется от 30 до 80 метров.

Стамбул немыслим без Босфора, эти географические объекты сегодня неотделимы. Однако
любопытных туристов часто интересует история происхождения названия пролива.
Поговаривают, что Зевс беспамятно влюбился в Ио, которая приходилась дочерью царя
Инаха. Месть супруги громовержца была жестокой. Красивая соперница была превращена в
обыкновенную корову, которая сумела найти убежище от дальнейших страшных притязаний
жены Зевса только в водах пролива, который и прозвали коровьим бродом.

Что бы оценить великолепие Босфора туристам непременно нужно совершить путешествие
по его водам на современном безопасном пароходе. Предлагаются как короткие, так и
длительные туры. Об их особенностях, стоимости и длительности можно прочитать
в специальной статье.

Мосты через Босфор в Стамбуле

Первая успешная попытка связать берега пролива Босфор была выполнена в 6 веке н.э.
для переправы более 70 тыс. персидских воинов по трапам, проложенным поверх надежно

скрепленных между собой лодок. Первый стационарный мост
(мост Ататюрка)
был возведен
на берегах Босфор в Стамбуле и открыт к полувековому юбилею основания республики
(1973). Однако его мощность (до 200 тысяч автосредств) быстро оказалась недостаточной,
из-за возникновения трафика. В 1985 году возведен
(мост Ататюрка)второй мост
, названный именем султана
Фатиха в месте с минимальной шириной Босфора. Это сооружение ежедневно пересекает
до 150 тысяч автосредств.

Несколько лет тому начато возведение третьего моста на севере
Стамбула (в связи со строительством третьего аэропорта).

Уместно вспомнить о завершении
проекта «Мармарай», который прошел поперек Босфора, но уже по дну пролива. Теперь
требуется менее 20 минут для того, что бы приехать в метро из европейской в азиатскую
части Стамбула при помощи Мармарай.

Босфор — транспортная линия в Стамбуле

Босфор является транспортным каналом, пролив имеет статус международного, поскольку
его пересекает не только множество городских паромов, но и более ста пятидесяти

различных судов в одни сутки. Среди них можно встретить не только круизные пароходы,
но их танкеры, которые транспортируют нефть или газ, а также различные грузы. Нередко
воды Босфора в Стамбуле являются маршрутами передвижения подводных лодок и самых
различных надводных военных кораблей, включая тяжелые крейсера или авианосцы.

Босфор
в Стамбуле грозит морякам многими опасностями — высокой скоростью течения, сильными туманами,
крутыми поворотами, опасными бурями. Поэтому крупные корабли по проливу Босфор
в Стамбуле сопровождают не только буксирные корабли, но и обязательно лоцман из
гильдии турецких лоцманов.

История

Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.

Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.

olgazav59

Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.

Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.

olgazav59

Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.

В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.

С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы

И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.

olgazav59

Интересные факты

Свое название пролив приобрел благодаря древнегреческому мифу о Зевсе и его возлюбленной Ио. Громовержец превратил Ио в корову, чтобы уберечь ее от недовольства своей супруги Геры, но Ио сбежала из Греции через пролив, который впоследствии назвали «коровьим бродом», или Босфором.

Очень долгое время из-за сильного течения берега Босфора невозможно было соединить. Однако в XX веке это все же удалось, и на сегодняшний день в той части пролива, которая проходит через Стамбул, насчитывается 3 моста: Босфорский, мост султана Махмеда Фатиха, Мост султана Явуза Селима, а также 2 подводных туннеля: Евразийский автомобильный и туннель «Мармарай» для железнодорожного транспорта.

История названия Босфора

Мифология же говорит, что назвал пролив Босфором западный мир именно благодаря этой крохотуле-девчонке. Всем уже известно, что Олимпийский властелин Зевс после начала у его любимой жены Геры процесса менопаузы, стал частенько втайне от неё спускаться на грешную Землю и осваивать там дела её не менее грешные. Так Зевс завлёк и Ио, исполнив с ней свои желания. А затем, для того, чтобы уберечь бедную Ио от страшного гнева своей благоверной, он превратил девушку, только представьте себе, — в белую корову!

Однако в силу догадливости Геры, её провести не получается, и она на корову напускает слепней. Те, разумеется, больно жалят, а белая корова убегает от них, достигая берегов пролива. Ио нашла хорошее место, которое дало ей возможность перебраться через него (в отличие от вышеописанных земноводных), и, перейдя, находит своё убежище там, где сегодня располагается известный район Стамбула – Кадыкёй, азиатская часть города.

Именно так, как говорят языковеды, и возникло название «Босфор», которое переводится, как «Коровий брод». А Ио впоследствии перебралась в Египет, вновь обрела человеческий облик и вернулась к своему пожилому возлюбленному – Зевсу. И назло ревнивой Гере они свой медовый месяц провели уже на берегах Нила.

География

В качестве морской водные пути, Турецкие проливы соединяют различные моря вдоль Восточное Средиземноморье, то Балканы, то Ближний Восток, и Западная Евразия. В частности, проливы позволяют морское сообщение от Черное море вплоть до Эгейское море и Средиземное море, то Атлантический океан через Гибралтар, а Индийский океан сквозь Суэцкий канал, что делает их важными международными водными путями, в частности, для движения товаров, прибывающих из Россия.

Турецкие проливы состоят из следующих водных путей;

  • В Босфор (также пишется Босфор; турецкий: Богазичи или же İstanbul Boazı, «Стамбул Пролив »), длиной около 30 километров (19 миль) и шириной всего 700 метров (2300 футов), соединяет Мраморное море с Черным морем на севере. Он проходит через город Стамбул, что делает его городом, расположенным на двух континентах. Его пересекают три подвесных моста ( Босфорский мост, то Мост Фатих Султан Мехмет и Мост Султана Селима Явуза) и два подводных туннеля ( Мармарай железнодорожный туннель и Евразия автомобильный туннель). Планы относительно дальнейших переходов обсуждаются на разных этапах.
  • В Дарданеллы (турецкий: Чанаккале Богазы, «Чанаккале Пролив »), протяженностью 68 км (42 мили) и шириной 1,2 км (0,75 мили) соединяет Мраморное море со Средиземным морем на юго-западе, недалеко от города Чанаккале. В классическая древностьпролив Дарданеллы был известен как Геллеспонт. Пролив и Галлиполи (Гелиболу) полуостров на его западном берегу были сцены Битва при Галлиполи вовремя Первая мировая война. В настоящее время через пролив нет переходов, но в последние годы предлагались планы на проект подвесного моста в рамках предлагаемого расширения национальной сети автомобильных дорог.

Развитие хозяйственной деятельности угрожает морской экосистеме, в том числе эндемичной. дельфины и морские свиньи.

«Не уступить Ататюрку»

Завершить строительство канала «Стамбул» планируется к 2023 году, когда страна будет отмечать столетие Турецкой республики. Протяжённость водной артерии составит 43 км, ширина нового канала — порядка 400 м, а глубина — около 25 м. «Стамбул» будет проложен параллельно Босфору и станет его альтернативой. В сутки по каналу смогут проходить 150—160 грузовых кораблей — столько же, сколько сейчас пропускает Босфор. Как пояснили ранее в турецком правительстве, ключевой целью строительства является снижение нагрузки на Босфорский пролив, который сейчас с трудом справляется с потоком идущих через него грузов.

Новый канал будет вписан в городскую инфраструктуру: на его берегу планируется построить современные жилые комплексы, к которым будет проведено метро. По информации турецких СМИ, недвижимость, расположенная в районе будущей стройки, уже значительно выросла в цене. В рамках проекта также планируется построить новый порт.

Идея построить дублёр Босфорского канала не нова, отмечают эксперты. Впервые эта мысль была озвучена ещё в XVI веке во время правления султана Сулеймана Великолепного. Правитель даже поручил известному архитектору Османской империи Мимару Синану разработать проект будущей стройки. Однако на воплощение замысла в жизнь тогда не хватило ресурсов.

Возвращались к идее строительства канала и другие турецкие правители, но каждый раз всё ограничивалось лишь обещаниями и планами. В начале 1990-х о необходимости расширить транзитные мощности Босфора заговорил лидер Демократической левой партии и бывший премьер-министр Турции Мустафа Бюлент Эджевит. Эрдоган впоследствии подхватил эту идею. Партия справедливости и развития (АКП), лидером которой является действующий президент Турции, начала изучать перспективы этого проекта ещё в 2009 году, а в 2011-м о намерении построить канал «Стамбул» объявил сам Эрдоган, выступая на предвыборном митинге.

  • Реджеп Эрдоган
  • Reuters

Однако в стране есть и противники строительства канала. В частности, экологи предупреждают о том, что водная артерия может разрушить экологический баланс в регионе и привести к повышению уровня сероводорода в Мраморном море. После того как солёные воды Мраморного моря окажутся разбавлены водой из Чёрного, Мраморное море может зацвести, считают специалисты.

Для жителей Стамбула это грозит обернуться постоянным неприятным запахом, а для экосистемы — гибелью отдельных видов морской фауны. Канал может оказать влияние даже на впадающие в Чёрное море реки (Дунай, Днепр и Днестр), так как море начнёт быстрее терять свои воды, предупреждают учёные. Ещё одна возможная проблема — сокращение источников пресной воды. В частности, на пути будущего канала лежит водохранилище Сазлыдере, снабжающее водой 13 районов Турции.

«В 1923 году Кемаль Ататюрк провозгласил Турецкую республику. Сегодня Эрдоган хочет продемонстрировать, что он и его партия не уступают Ататюрку и способны подарить народу большие проекты. Кроме того, на инфраструктурные проекты возлагаются большие экономические надежды — расчёт на то, что они позволят справиться с безработицей и подтолкнут экономический рост», — отметил в интервью RT эксперт Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.

Также по теме


Строительство «тюркского мира»: как Анкара усиливает своё влияние на постсоветских территориях

Встреча министров обороны Турции и Узбекистана завершилась подписанием протокола о сотрудничестве двух государств в области военного…

Строительство канала не единственный грандиозный проект Эрдогана. Так, в 2017 году стартовало строительство подвесного Дарданелльского моста, длина которого составит 3,7 км. К 2022 году мост соединит города Лапески и Гелиболу и станет самым длинным подвесным мостом в мире.

Ранее уже были введены в эксплуатацию железнодорожный и автомобильный тоннели под Босфором, оба проекта включены в стратегию развития турецкой экономики до 2023 года. Стоимость строительства железнодорожной подземной ветки составила порядка $4,8 млрд, для возведения автомобильного тоннеля было привлечено $1,2 млрд частных инвестиций.

Кроме того, близится к завершению строительство третьего международного аэропорта — он будет введён в эксплуатацию уже осенью текущего года. Всего в рамках правительственной «Стратегии-2023» запланирована реализация 30 крупных инфраструктурных проектов.

Легенда

С Босфорским мостом косвенно связано древнегреческое предание. Оно повествует о красавице Ио, в которую влюбился громовержец Зевс. Желая скрыть факт измены от супруги, бог обратил девушку в белую корову. Гера разгадала обман и попросила Зевса преподнести животное ей в дар. С тех пор за Ио неусыпно наблюдал великан Аргус, но вскоре был убит союзником громовержца. Гера не успокоилась и в качестве наказания наслала на Ио кровожадного овода.

Насекомое жалило бедную красавицу без перерыва. В попытках спастись бегством она скиталась по многим странам и даже переплыла пролив, названный впоследствии Босфорским (в переводе с древнегреческого «коровий брод»).

Если сопоставить мифологию и географию, можно предположить, что это могло случиться в 6 км от моста, в проекции стамбульского района Кадыкёй. Среди его достопримечательностей — статуя быка, именуемая Бога Хейкели. Она стала символом района и популярным у жителей Стамбула местом встречи.

Панорама моста с территории дворца Бейлербей

История пролива Босфор

Сложно поверить, что во времена третичного геологического периода Босфор был ничем иным, как маленькой речкой, текущей меж двумя озерами, ставшими впоследствии Черным и Мраморным морями. Когда начался четвертичный период, земля под воздействием эрозии треснула и сильно опустилась. Когда это произошло, и два «озера» стали недосягаемыми, если верить геологам, человека и помине ещё не было не то что на землях Турции, но и на планете Земля вообще. Соответственно, миф о происхождении Босфора научно не подтвержден.

Длина пролива — около 30 км. Максимальная ширина пролива — 3700 м (на севере), минимальная — 700 метров. Глубина фарватера — от 33 до 80 м.

 Миф о Босфоре

Те, кто увлекался культурой Греции, конечно, помнят о мифе, поведавшем историю девушки Ио. Казалось бы, как может быть связана девушка и название пролива? Но, согласно мифам и легендам Древней Греции, именно история Ио была причиной тому, что знаменитый пролив назвали Босфором. Бог-олимпиец Зевс частенько злоупотреблял своим положением и спускался на Землю, завлекая в свои любовные сети земных женщин. Не стала исключением и юная жрица Ио. Любуясь красотой девушки, Зевс забыл, что у него уже есть жена, которая не прощает таких увлечений. Чтобы уберечь Ио от гнева Геры, бог обращает жрицу в белую корову. Но, умная Гера, понимая, что ее хотят провести, напускает на корову огромных слепней. Не зная, куда бежать, Ио чудом находит брод через пролив и оказывается в Кадыкии, которая сейчас является частью Стамбула.

Языковеды сходятся во мнении, что название пролива «Босфор» в переводе означает «Коровий брод». Миф заканчивается тем, что многострадальная Ио все же вернула свой истинный облик и снова встретилась с Зевсом. Назло злой Гере они провели новый медовый месяц.

Красивая сказка, не правда ли?

Мост через пролив Босфор фото

Современная история

Если же мы обратимся к историкам, то они нам поведают, что первым царем, построившим мост, был Дарий. И если хроники не преувеличивают, то он переправил 700 тысяч воинов по временному мосту, состоящему из плотов, которые перекидывали с корабля на корабль. Мост через пролив, который мы можем увидеть в наше время — заслуга Турецкой Республики. Турки считают его настоящим произведением искусства. Когда разрабатывался проект грандиозной конструкции, многие говорили, что он испортит силуэт города и природную красоту пролива. Но, мост, созданный в одном из самых красивых городов мира, не только гармонично дополнил окружающую природу, но и ничуть не испортил красоту памятников истории и архитектуры. Поиски оптимальной конструкции гиганта велись долго, но закончились успешно. В этом сооружении сочетаются простота и благородство.

Полезные рекомендации

Прогулка по Босфору

Путешествие по Босфору лучше совершать, когда нет штормов. В это время катера и паромы не устраивают туры. Нестабильное состояние моря начинается с начала осени, но самый пик приходится на январь. В первой половине весны часто бывает туманная погода, из-за чего ухудшается обзор на окрестности.

При планировании поездки в Стамбул и к проливу Босфор, стоит взять на заметку следующий полезные советы:

  • Перед планируемым туром рекомендуется заранее ознакомиться с прогнозом погоды и взять с собой теплые вещи. Даже в прохладную погоду не стоит отказываться от поездки с детьми. Многие паромы кроме верхней открытой палубы имеют также нижнюю закрытую, где имеются обзорные иллюминаторы.
  • Обязательно нужно взять с собой фотоаппарат либо телефон с хорошей камерой, чтобы сделать красивые фото и видео, а также записать рассказ экскурсовода.
  • Если человек склонен к укачиванию на морском транспорте, то лучше всего остановиться на поездке вдоль берега на машине либо общественном транспорте.
  • По возможности обязательно стоит побывать на пляжах Принцевых островов. Здесь и взрослые, и дети смогут вдоволь накупаться в чистой и прозрачной воде, позагорать, сделать красивые фото, прогуляться по берегу и полюбоваться пейзажами.
  • На обоих побережьях работает множество отелей разного класса, где можно остановиться на несколько дней или весь отпуск.

Поделиться своими впечатлениями можно на ResortTurkey.

Чем для вас привлекателен пролив Босфора?
Морскими круизами
0%

Достопримечательностями 0%

Пляжным отдыхом 0%

Окружающими пейзажами
0%
Проголосовало:

Вопрос о проливе

Проливы имели важное морское стратегическое значение, по крайней мере, с тех пор, как армии бронзового века вели Троянскую войну у входа в Эгейское море, а узкие переходы между Азией и Европой обеспечили пути миграции и вторжения (например, для персов, галатов и турок) еще дольше. На закате Османской империи в «вопросе о проливах» участвовали дипломаты Европы и османы.. По условиям Конвенции Лондон проливов , заключенного 13 июля 1841 года между великими державами в Европе — России , в Великобритании , Франции , Австрии и Пруссии -The «древнее правило» в Османской империи была восстановлена путем закрытия турецкого пролива для всех военных кораблей , за исключением кораблей союзников Османского султана во время войны.

По условиям Конвенции Лондон проливов , заключенного 13 июля 1841 года между великими державами в Европе — России , в Великобритании , Франции , Австрии и Пруссии -The «древнее правило» в Османской империи была восстановлена путем закрытия турецкого пролива для всех военных кораблей , за исключением кораблей союзников Османского султана во время войны.

Этот договор стал одним из серии, посвященной выходу к Босфору, Мраморному морю и Дарданеллам. Он возник на основе секретного договора 1833 года Хюнкар Искелеси (Ункяр Скелесси), в котором Османская империя гарантировала исключительное использование Проливов военным кораблям «черноморских держав» (то есть Османской империи и Российской империи) в случае всеобщей войны.

Проливы приобрели особое значение в ходе Первой мировой войны (1914-1918 гг.) Как потенциальное связующее звено между восточным и западным фронтами держав Антанты . Англо-французские военно-морские силы не смогли взять под свой контроль Дарданеллы (февраль — март 1915 г.), но в рамках секретной дипломатии Соглашения о проливах в марте-апреле 1915 г. члены Тройственного Антанты согласились — в случае победы в Первой мировой войне — на уступить Османскую территорию, контролирующую проливы и выходящую на них, Российской Империи. Затем англо-французские войска начали кампанию в Галлиполи , в конечном итоге неудачную операцию по захвату проливов после высадки морских десантов на полуострове Галлиполи (апрель 1915 — январь 1916). В революции в Петрограде в 1917 году , в конечном счете в тупике собственных планов России по захвату проливов.

Современным договором, контролирующим доступ, является Конвенция Монтрё 1936 года о режиме Турецких проливов , которая остается в силе с 2020 года. Эта Конвенция дает Турецкой Республике контроль над военными кораблями, заходящими в проливы, но гарантирует свободный проход гражданских судов в мирное время.

Рубрики

  • Oтдых на водах (120)
  • Аква стиль (78)
  • Ветер странствий (80)
  • Водные процедуры (39)
  • Вопросы — Ответы (64)
  • Гид (77)
  • Живая вода (137)
  • Животные (122)
  • Заповедники (128)
  • Здоровье (128)
  • Консультация (66)
  • Моря и океаны (235)
  • Мысли вслух (81)
  • Национальный парк (92)
  • Необходимо знать (347)
  • Новости (77)
  • Образ воды (54)
  • Озера и Реки (100)
  • Парад технологий (100)
  • Питьевая вода (65)
  • Планета Земля (177)
  • Поговорим по душам (177)
  • Путешествие в историю (62)
  • Растения (160)
  • Республика (144)
  • Решаем проблему вместе (101)
  • Рыбы (67)
  • Сад (159)
  • Свойства воды (43)
  • Скважины и колодцы (66)
  • События (72)
  • Туризм (187)
  • Увлечения и хобби (55)
  • Физическая География (113)
  • Фотоальбом (183)
  • Цветы и цветки (124)

Конструкция и особенности

Босфорский мост включает восемь автомобильных полос. По утрам в будние дни бóльшая часть перевозок следует в Европу, поэтому четыре из шести полос задействованы под движение в западном направлении. По вечерам ситуация обстоит наоборот.

Первые три года по мосту могли передвигаться пешеходы. Они пользовались лифтами, установленными внутри башен с обеих сторон. Сейчас объект открыт только для гражданских перевозок. По обеим сторонам дежурят полицейские.

Согласно последним подсчётам, ежедневно по мосту проезжает около 180 тысяч транспортных средств, причём 85% приходится на автомобили. В час пик бетонная конструкция «прогибается» примерно на 90 см в центральной части.

Проезд по Босфорскому мосту обойдётся в 7 лир. Налог взимается только за передвижение из Европы в Азию. Обратное направление не оплачивается.

С апреля 2007 г. мост оснащён компьютеризированной светодиодной системой освещения. Она меняет цвета и создаёт эффектные узоры согласно заданной программе.

Вячеслав Левченко

История

Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)

Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.

Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.

Османская эпоха (1453—1922)

29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.

В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».

Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.

После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.

Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)

В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.

Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.

В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector