Цифры и факты из истории и современной жизни эрмитажа

Здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Строительство здания стартовало в 1842 году и продолжалось десятилетие: Новый Эрмитаж торжественно открылся для широкой публики 5 февраля 1852 года. Для Российской Империи это было беспрецедентное событие. Во-первых, впервые всем желающим стала доступна для осмотра столь богатая коллекция мировых шедевров. Во-вторых, Новый Эрмитаж стал первым в стране зданием, специально построенным для размещения общедоступной экспозиции.

До строительства коллекция, собранная российскими монархами, начиная с Екатерины II, находилась в корпусах Малого и Большого Эрмитажа. Чтобы увидеть их экспонаты, требовался спецпропуск. В частности, даже Александр Пушкин был вынужден прибегнуть к связям — его друг, поэт Василий Жуковский, служивший педагогом сына Николая I, сумел выхлопотать бессрочный пропуск. Но коллекция разрасталась, ей требовалось новое помещение.

Проект здания Нового Эрмитажа Николай I заказал Лео фон Кленце — немецкому архитектору, ставшему знаменитым благодаря работам в неогреческом стиле, основателем которого его и стали считать впоследствии.

Подход фон Кленце заключался не только в выдерживании принципов классицизма, но и в воспроизведении мельчайших деталей стиля Античной Греции. Он создал множество эскизов, в том числе и интерьеров будущего музея. Уже после его отъезда из России к воплощению набросков в чертежи, а затем и в реальное здание приступили русские архитекторы, академики Императорской Академии художеств Николай Ефимов и Василий Стасов.

Воплощая замысел фон Кленце, южный, западный и восточный фасады украсили статуями знаменитых художников разных эпох. Всего использовали 28 скульптур, в том числе фигуры Леонардо, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта. Из-за использования в составе цинка, изваяния со временем пришли в негодность. К 2015 году все скульптуры заменили копиями из бронзы.

Скульптуры портика

Акцентом южного фасада стала входная галерея, оформленная в виде портика. Чтобы воплотить задумку фон Кленце, строители обратились к скульптору Александру Теребеневу, который наряду с Василием Демут-Малиновским создавал статуи художников для украшения внешних стен музея.

Гранитных атлантов создавали по образу фигур, которые можно увидеть в храме Зевса Олимпийского, расположенном в итальянском городе Агридженто на Сицилии. Теребенев начала работу с изготовления полноразмерной модели из глины, и уже за нее получил звание академика Императорской Академии художеств. В его мастерской атлантов из серого гранита вытесывали около 150 учеников, но над лицами каждого из гигантов Александр Теребенев работал лично.

Портик музея, Татьяна Лискер

Изящный стиль, тонкость работы и качество полировки оценил и фон Кленце, и Николай I. Помимо причитавшейся оплаты и ордена автор «Атлантов» получил персональную премию от императора. Позднее Александр Теребенев выполнил подобную работу для прусского короля, и снова кроме гонорара удостоился прибавки — бриллиантового перстня от монарха.

Статуя богини Мут-Сохмет

В египетской мифологии было много божеств самого разного уровня. Им поклонялись, им возводили храмы, которые украшались изваяниями. Одна из почитаемых богинь Мут-Сохмет. Она была покровительницей войны и палящего солнца, способного убить все живое на земле. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей. Традиционно ее изображали с львиной головой.

Это была очень суровая богиня с непредсказуемым характером. Когда над страной нависала угроза в виде нападения врагов, египтяне в едином порыве обращались к небесной покровительнице. В храмах, посвященных Сохмет, священными животными были львы.

В Эрмитаже можно увидеть гранитную статую женщины с львиной головой. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.

Как добраться до Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Один из самых простых способов добраться до Государственного Эрмитажа — метро. Нужно выйти на станции «Адмиралтейская», и пройти 600 метров по Невскому проспекту в сторону Дворцовой площади и комплекса Эрмитажа.

Также вы можете воспользоваться общественным транспортом. Это троллейбусы № 1, 7, 10, 11 и автобусы № 3 М, 5 М, 7, 10, 24, 191, сходить нужно на остановке «Дворцовая площадь». О том, как попасть в кассу музея, можно прочитать на официальном сайте объекта.

Еще Санкт-Петербурге удобно добираться до Эрмитажа, пользуясь приложениями такси, — Uber, Gett, Яндекс. Такси и другими.

Государственный Эрмитаж на google-панораме

Государственный Эрмитаж на видео

Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Музейный комплекс состоит пяти зданий. И, конечно, самое известное из них — Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).

В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний), «Золотая кладовая», Отдел нумизматики.

Структура музейного комплекса

Государственный Эрмитаж в настоящее время включает ряд объектов, шесть из которых находятся на Дворцовой набережной 30-38. Они связаны друг с другом переходами и работают ежедневно с 10.30 до 18.00:

Название

посторйки

Стиль Составитель проекта/

архитектор

Кто основал Строительство примечания
Зимний дворец барокко Ф.Растрелли Императрица Елизавета 1754—1762 гг. Эта постройка дворца — пятая по счету
Эрмитажный театр классицизм Джакомо Кваренги Екатерина II 1783—1787 гг. Здесь обитал архитектор Джакомо Кваренги и академик Иосиф Орбели
Большой Эрмитаж (Старый) классицизм Ю.М. Фельтен Екатерина II 1771—1787 гг. В нем планировалось размещать только художественные коллекции
Малый Эрмитаж классицизм Ж.Б. Валлен-Деламот,

Ю.М. Фельтен

Екатерина II 1764—1775 гг. В здании обитали фавориты царицы, вкл. графа Орлова; княжна Мария Николаевна, Великий князь Николай Александрович и обер-гофмаршал Андрей Шувалов
Новый Эрмитаж неогрек Лео фон Кленце/

В.П. Стасов

 Николай I 1842—1851 гг. Знаменит: портиком и фигурами атлантов
Запасной дом Зимнего дворца классицизм Н.Ф. Беккер

Д. Трезини

Феодосей Скляев/ инициатор перестройки —

Великий князь Алексей Александрович

1720—е/перестройка — 1877-1878 гг. В реестре ОКН значится, как Дом Ф.М. Скляева. В нем находится НЦ Эрмитажа, проводятся исследования и реставрация. В доме проживал С.Ю. Витте.

 Загрузка …
Другие объекты, которые находятся в распоряжении музея

Название филиала Место нахождения Режим работы
здание Главного штаба (филиал музея в восточном крыле) Дворцовая площадь, 6/8 с 10.30 до 18.00
музей Императорского фарфорового завода просп. Обуховской Обороны, 151, этаж 4
Меншиковский дворец Университетская наб., 15 с 10.30 до 17.00
РХЦ «Старая деревня» ул. Заусадебная, 37 с 10.30 до 19.00

Новый век открыл для Эрмитажа двери в Европу – его представительства появились по всему миру в Англии и США, Венеции и Италии, а также в Нидерландах. В городах России также были открыты филиалы (Эрмитаж-центры) музея: в Екатеринбурге и Казани, Омске и Выборге.

Как добраться до Эрмитажа

Эрмитаж расположен в самом центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская». При выходе из метро повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской. Повернуть направо, и пройти несколько метров до Невского проспекта. Вам необходимо пройти налево по Невскому проспекту и вы окажетесь на Дворцовой площади. Вход в Эрмитаж находится на Дворцовой площади.

Также можно дойти от станций «Невский проспект» / «Гостиный Двор». От метро идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской и Невского проспекта Вы увидите арку Главного штаба, через нее попадете на Дворцовую площадь. Вход в музей с Дворцовой площади.

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова  продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.

Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

«Мадонна Бенуа»

Также носит название «Мадонна с цветком». Ученые сходятся на том, что Леонардо да Винчи написал эту картину в молодом возрасте. Год ее создания точно не установлен и варьируется между 1460-1470 гг.

Несмотря на то что это одна из первых работ великого мастера, в ней уже узнается его рука. «Мадонна Бенуа» – одна из ключевых картин в творчестве художника и того времени в целом. Техника работы с маслом, примененная да Винчи для ее написания, явилась примером подражания другим живописцам.

До попадания в Эрмитаж холст уже находился в частной коллекции в России. В музей эту картину продала Мария Бенуа в начале XX в.

Коллекция Государственного Эрмитажа

Ядро эрмитажной коллекции размещено в пяти зданиях, соединенных друг с другом. Это Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (или Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Слово «эрмитаж» повторяется в названиях очень часто, а во Франции этим словом называют определенный сорт вина или маленькие гостиницы на окраине. Как слова «пассаж», «вояж», «саквояж», «эрмитаж» — французского происхождения, в переводе оно означает «домик отшельника». Именно таким тихим уединенным местом были для Екатерины Второй Малый и Большой Эрмитажи, где она устраивала неофициальные приемы и показывала гостям свои собрания. Так началась история музея, и именно Екатерину Вторую считают его основательницей.

К слову, в 2014 году Эрмитаж отметил юбилей – 250 лет с момента приобретения Екатериной II первой коллекции.

Эрмитаж в XIX-XXI вв.

Александр I и Николай I продолжили «дело» императрицы. Они приобрели для Эрмитажа отдельные полотна именитых художников (Рафаэля, Караваджо, Джорджоне), галерею дворца Мальмезон, собрание живописи Кузвельта и другие экспонаты.

В 1840-х годах началось строительство нового здания со специальными выставочными залами («Новый Эрмитаж»). После завершения стройки сюда были перенесены лучшие экспонаты из царской коллекции. А с 1852 года Эрмитаж стал общедоступным музеем. К 1880 году его посещаемость достигла 50 тысяч человек в год.

Во 2-й половине XIX века в музее появились картины русских художников. Также в число экспонатов Эрмитажа вошли тысячи новых полотен, гравюр, находки археологов и многое другое.

После 1917 года начался новый виток в развитии музея. Его собрание существенно обогатилось за счет национализированных частных коллекций и экспонатов Академии художеств. В Эрмитаж попали картины Боттичелли, Корреджо, Делакруа, Ван Дейка и других именитых художников. Кроме того, музей получил предметы интерьера из Зимнего дворца и подаренные шахом Ирана Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

В 1920-1930-е годы Эрмитаж лишился части экспонатов. После длительных переговоров музейных работников в Москву было передано около 500 картин. Также сотни полотен и предметов искусства перемещались из Эрмитажа в музеи и галереи советских республик. Отдельные произведения искусства были вывезены за границу и проданы. Эрмитаж лишился работ Рафаэля, Тициана, Рембрандта и Яна ван Эйка.

В годы Великой Отечественной войны большая часть экспонатов Эрмитажа была эвакуирована на Урал. После победы все ценности вернулись в музей. После победы Эрмитаж пополнился объектами «трофейного искусства» из собраний Германии.

В постсоветское время музей стал приобретать картины художников, ранее не представленных в галереях России (Утрилло, Сутина, Руо и других). А в 2006 году заработал проект «Эрмитаж 20/21», направленный на демонстрацию и приобретение современного искусства.

Интересные факты об Эрмитаже

Факт #1. В Египетском Зале Эрмитажа находится коллекция мумий и саркофагов. Самая знаменитая – это мумия жреца Древнего Египта Па-ди-иста десятого века до нашей эры. Вторая знаменитая древнеегипетская мумия певицы после проведенных исследований оказалась жрецом по имени Па-кеш, привратника фараона. Возраст ее примерно 2,5 тысячи лет.

Факт #2. Висячий сад Эрмитажа – это гордость его и краса. Он находится между галереями, которые соединяют Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Сад был построен в 1764–1773 годах архитекторами Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном и перестроен в 1841 году В.П. Стасовым. А с 2004 года по 2011 год сад был закрыт на инженерно-техническую реконструкцию. Этот сад под открытым небом обладает уникальным микроклиматом из-за своего местоположения.

Факт #3. Главное здание Эрмитажа – Зимний дворец, неповторимый по своей красоте, как внешней, так и внутренней.

Факт #4. Главный зал Эрмитажа – самый величественный и просторный Гербовый зал Зимнего Дворца. Но надо отметить, что в Эрмитаже все залы поражают своей уникальностью и великолепием.

Факт #5. Главная лестница Эрмитажа – Посольская или Иорданская лестница в Зимнем Дворце. Иностранные послы поднимались по ней для аудиенций, а в Крещение царская семья спускалась к Иордани.

Факт #6. Сравним два знаменитых музея, Лувр и Эрмитаж. В Лувре выставочных экспонатов около 380 000, общая выставочная площадь 60 600 кв.м., а в Эрмитаже, количество выставочных экспонатов более 3 000 000 и общая выставочная площадь 127 480 кв.м. Государственный Эрмитаж существенно больше Лувра.

Факт #7. В Большом дворе Зимнего дворца стоит черная чугунная скульптура — голова красивой и изящной девушки. Подойдя ближе эта скульптура оказывается плоской. Девушку зовут Карлота. По словам ее создателя, Жауме Пленсы, испанского мастера иллюзий, она символизирует мечты человека.

Факт #8. Задавались ли вы вопросом: почему в Эрмитаже картины темные? Дело в том, что реставраторы Эрмитажа боятся исказить кисть художника и превратить старое полотно в яркую репродукцию. Не нарушить авторскую живопись – это основной принцип реставраторов Эрмитажа.

Факт #9. Эрмитажные коты – это тоже достопримечательность музея. Первый кот появился в 1724 году, благодаря Петру I, «для мышей и крыс устрашения». В 1745 году императрица Елизавета Петровна выписала из Казани несколько десятков котов, так как очень боялась разных грузунов. Сейчас в штате на постоянной основе состоят 50 котиков.

Коты Эрмитажа

Малый Эрмитаж

Это здание в стиле классицизма представляет собой часть императорского дворцового ансамбля. Оно было спроектировано зодчими Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном в 1764 г. и строилось до 1775 г..

В результате получился любопытный симбиоз строгого классицизма и помпезного барокко. Два противоположных фасада – как две стороны одной медали. Один, выходящий на набережную Невы, провозглашает незыблемость принципов кондового классицизма, а другой — на линии фасадов Зимнего дворца вторит им барочными мотивами.

В Романовской галерее выставлены предметы средневековья, украшенные эмалями, есть выставка фаянсовой посуды. Из этой галереи можно пройти к экспозициям голландской и фламандской школы рисунка.

В Петровской галерее восхищают немецкие полотна и скульптуры 15-18 веков. Обязательным для ознакомления является Павильонный зал. Его великолепный интерьер заставит задержаться здесь надолго. В этом пространстве можно увидеть замечательные часы Павлин. Их мелодичная музыка звучит каждую среду в 19 часов.

Все помещения имеют определенную тематику и отведены для:

  • экспонатов Античного мира – Римские мозаики и Римский рельеф;
  • работ живописцев Германии, Голландии, Фландрии и Нидерландов 15-18 вв.;
  • Романовской галереи с отделами Европейского средневековья и живописи Нидерландов 15 в.

По арочному переходу второго этажа можно перейти в следующий корпус.

Государственный Эрмитаж в советский и постсоветский периоды.

В 1917 году при новой власти все коллекции изобразительного искусства были национализированы. Все здания входившие в комплекс Зимнего дворца и находящиеся там предметы изобразительного искусства Эрмитажной коллекцией были объявлены государственным музеем.

В 20–30 годы Эрмитаж пополняется множеством новых экспонатов за счет передачи произведений из национализированных частных коллекций и музеев.

В 1941 году в начале Великой Отечественной войны было принято решение эвакуировать коллекцию Эрмитажа в Свердловск, но всвязи с тем, что Ленинград оказался в блокадном кольце, удалось вывезти только часть собрания. Ценой героических усилий работников музея оставшаяся часть коллекции была полностью сохранена. После войны, 8 ноября 1945 года вывезенную коллекцию возвращают с Урала в Ленинград.

В послевоенное время коллекция Эрмитажа продолжалась пополняться за счет новых поступлений. Музей становиться одним из главных реставрационных, экспертных и научно-исследовательских центров страны.

В наши дни Государственный Эрмитаж объединяет группу музеев на территории Санкт-Петербурга и имеет свои филиалы по России и за рубежом.

Билеты в Эрмитаж:

600 рублей — входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты (Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода).

1020 рублей — двухдневный входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты.

400 рублей — входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты (Главный Штаб, Зимний дворец Петра I)
для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь.

— дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры (граждане России).

Электронный билет действителен в течение 180 дней с момента оформления заказа на официальном сайте (позволяет экономить время простоя в очередях).

Схема проезда:

Статуя Аменемхета Третьего

Царская скульптура Аменемхета Третьего, правившего в девятнадцатом веке до нашей эры, единственная полностью сохранившаяся статуя, которой располагает Эрмитаж. Она являет собой ярчайший образец портретного искусства той эпохи. Правитель изображен на троне, напоминающем куб.

Тщательно проработаны все атрибуты царского костюма. Древний художник передал особенности облика фараона. Черты лица статуи схожи с чертами сфинксов в Таниссе, что позволило египтологу Голенищеву установить что сфинксы являются изображение Аменемхета, а вовсе не Рамсеса Второго, как было принято считать до этого. Рамсес приказал изменить надписи, вписав свое имя.

В своем искусстве египетские мастера старались передать величие и силу царей, ведь они являлись олицетворением могущества страны. На основании памятника вырезаны царские титулы. Этот фараон был одним из самых выдающихся фигур Среднего Царства. При нем было построено множество храмов, один из которых в районе Фаюмского оазиса греки назвали Лабиринтом, и утверждали, что он затмевает пирамиды.

Создание Древнеегипетского зала

В 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Владимирович Сивков выступил с инициативой — создать в музее Египетский зал для того, чтобы ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира были доступны всеобщему обозрению. Власть и общественность поддержали предложение Сивкова, и тематический зал обустроили на месте Главного буфета Зимнего дворца.

Основу экспозиции составили артефакты, которые привозил в Петербург один из хранителей Эрмитажа, писатель по вопросам искусства Владимир Георгиевич Бок в 1889-1898 годах. Многочисленные раритеты, предметы обихода египтян, представляющие огромную ценность, ученому удалось найти в монастырских хранилищах Сохага, а также в гробницах некрополя Багауат. Правительством Египта был выдан специальный сертификат, разрешающий вывоз древних сокровищ.

Где поесть в Эрмитаже?

В залах Эрмитажа запрещается употреблять любую пищу и воду. Проносить в Эрмитаж ни еду, ни воду нельзя. Любые жидкости (в любом виде) запрещено брать с собой в залы музея. Запомните: любой напиток будет изъят перед входом в музей. Что касается перекуса, то можно захватить с собой пару конфет, и всё. Чего-то большее возьмёте, изымут.

Поесть можно в зоне, где расположены кафетерии. Можно запланировать ранний обед, когда ещё нет очередей, а выбор блюд достаточно большой. В Зимнем дворце, на 1-м этаже, в галерее Растрелли работает кафе, где можно перекусить и купить напитки. Туалеты находятся на первом этаже в зоне Главного гардероба и рядом с лестницами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector