Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых петра и павла

Персоналии

Пасторы

Иоганн Готфрид Грегори Генрих фон Дикгоф Теофил Мейер

  • 1626—1647 Якоб Нойенбург
  • 1648—1657 Иоаким (Иван ) Якоби
  • 1657—1688 Иоганн Дитрих Фокерот
  • 1670—1675 Иоганн Готфрид Грегори
  • 1675—1682 Петр Ран
  • 1683—1695 Иоаким Майнке
  • 1695—1699 Франц Лоренс Шрадер
  • 1699—1721 Ульрих Томас Ролоф
  • 1700—1707 Юстус Самуил Шаршмидт
  • 1710—1711 Петр Штапенбек
  • 1715—1720 Иоганн Гассенштейн
  • 1720—1739 Иоганн Райхмудт
  • 1722—1725 Фирот
  • 1733—1743 Иоганн Нойнбауэр
  • 1743—1753 Иоганн Люткен (Лютке)
  • 1753—1775 Карл Готфрид Минау
  • 1776—1801 Иоганн Михаил Ерземский
  • 1776—1811 Вениамин Гайдеке
  • 1811—1842 Фридрих Христофор Юстус Гёринг
  • 1842—1862 Карл Генрих Вильгельм фон Дикгоф
  • 1858—1911 Генрих Генрихович фон Дикгоф
  • 1862—1866 Карл Фридрих Вильгельм Коссман
  • 1867 Фридрих Генрих Вильгельм Келлер
  • 1866—1901 Павел Виктор Гуго Эверт
  • 1869—1873 Иоганн Фердинанд Эмиль Берг
  • 1876—1888 Иоганнес Гершельман
  • 1887—1888 Карл Ирбе
  • 1888—1920 Оскар Фрей (пастор эстонской общины)
  • 1888—1890 Л. Кенигсфельд
  • 1890—1894 Вильгельм Эдуард Михаэль Ферманн
  • 1894—1895 Иоганс Парштраус
  • 1894—1895 Феликс Шпёрер
  • 1895—1901 Рихард Вальтер
  • 1895—1904 Константин Кох
  • 1907—1908 Александр Зигфрид
  • 1911—1928 Теофил Фёдорович Мейер
  • 1911—1921 Бруно Краузе
  • 1924—1932 Михаил Лаппинг
  • 1928—1936 Александр Штрек
  • 1992—1994 Гуннар Фолкхерр Отила фон Шлиппе
  • 1994—1996 Александр Васильевич Дроздов
  • 1994—1995 Иоганнес Лаунхард
  • 1995—1996 Мартин Бер
  • 1997—2001 Петер Ури
  • 1997—2011 Дмитрий Романович Лотов
  • 2003—2009 Готфрид Шпит
  • 2010—2011 Дитрих Эрихович фон Бюлов-Штернбек (урожд. Дмитрий Борисович Амусьев)
  • c 2011 Андрей Викторович Бобылёв

Органисты

  • 1872—1915 Иван Августович Бартц (нем. Johannes Bartz)
  • 1926—1936 Эрнст Хёршельманн (нем. Ernst Hörschelmann)
  • 2002—2011 Юлия Николаевна Лотова
  • 2011—2012 Дмитрий Феликсович Ушаков
  • c 2012 Ирина Шашкова-Петерсон

Известные члены общины

  • Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619—1705) — придворный медик; похоронен при церкви.
  • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — один из организаторов и режиссёров первого театра в России.
  • Лев Герасимович Кноп (1821—1894) — 1-й гильдии купец, представитель российского еврейского баронского рода, перешедшего в лютеранство.
  • Анна Ивановна Монс (1672 или 1675—1714) — фаворитка Петра I.
  • Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) — один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН

Расписание: Июль

2 июля (пятница)

Апостола Иуды, брата Господня.

8.00-утреня и литургия

3 июля (суббота)

9.00-молебен с акафистом св. апп. Петру и Павлу

10.30-панихида  

16.00-всенощное бдение, исповедь

4 июля (воскресение) Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех Святых, в земле Русской просиявших
8.00-часы, исповедь
9.00-литургия 
6 июля (вторник) 16.00-всенощное бдение, исповедь
7 июля (среда) Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
8.00-часы, исповедь
9.00-литургия 
8 июля (четверг)

Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии.

8.00-утреня и литургия

10 июля (суббота)

9.00-молебен с акафистом св. апп. Петру и Павлу

10.30-панихида  

16.00-всенощное бдение, исповедь

11 июля (воскресение)

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прпп. Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев
8.00-часы, исповедь
9.00-литургия 

16.00-всенощное бдение, исповедь

12 июля (понедельник)

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
7.00-водосвятный молебен св. апп. Петру и Павлу

8.00-часы, исповедь

9.00-литургия с крестным ходом вокруг храма 

13 июля (вторник)

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

8.00-утреня и литургия

17 июля (суббота)

Прп. Андрея Рублева. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии
8.00-часы, исповедь
9.00-литургия 

16.00-всенощное бдение, исповедь

18 июля (воскресение) Неделя 4-я по Пятидесятнице. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского
8.00-часы, исповедь
9.00-литургия 
20 июля (вторник) 16.00-всенощное бдение, исповедь
21 июля (среда) Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
8.00-часы, исповедь
9.00-литургия 
24 июля (суббота)

Равноап. Ольги, княгини Российской, во святом крещении Елены
8.00-часы, исповедь
9.00-литургия 

16.00-всенощное бдение, исповедь

25 июля (воскресение) Неделя 5-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»
8.00-часы, исповедь
9.00-литургия 
28 июля (среда)

Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия.

8.00-утреня и литургия

31 июля (суббота)

9.00-молебен с акафистом св. прп. Серафиму Саровскому

10.30-панихида  

16.00-всенощное бдение, исповедь

1 августа (воскресение) Неделя 6-я по Пятидесятнице. Обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца
8.00-часы, исповедь
9.00-литургия 

Милости просим помолиться. Настоятель храма, протоиерей Сергий Решетняк

История Собора свв. Петра и Павла

Первыми лютеранами в Москве были приглашенные в шестнадцатом веке из Европы ремесленники, врачи и купцы. Тогда отношение к «иноверцам» было весьма неоднозначное.
В 1694 году Пётр Первый заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая была освящена при его личном присутствии.

Во время Большого Московского пожара 1812 года храм сгорел, а приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест.
18 августа 1819 года храм освятили. В феврале 1837 года в нём впервые зазвучал орган.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и приезжие исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

В 1862 году была произведена реконструкция Собора в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта, и уже в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.
Юридически Евангелическо-лютеранская церковь в России никогда не закрывалась, но вследствие репрессий фактически прекратила существование к концу 1938 года.

В 1928 году также была закрыта и разрушена лютеранская церковь св. Михаила в Немецкой слободе, от которой сохранились алтарная Библия 1665 года, алтарь в стиле барокко 1764 года, орган 1898 года, а также похищенный крест епископа Майера — все эти реликвии в настоящее время находятся в Петропавловском соборе.

Службы в Кафедральном соборе были прекращены ещё в 1936 году.

В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора в Москве.

В июле 1992 года здание было возвращено общине решением Правительства Москвы. В 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. 30 ноября 2008 года состоялось освящение возрождённого собора.

В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль. Высота собора со шпилем составляет 62 метра. С 2005 года ведётся восстановление деталей исторического интерьера.

Архитектура Сент-Пола

Разработкой проекта Кристофер Рен занимался несколько лет. Власти утвердили лишь третью его идею, и в 1675 году началась стройка. Вскоре после этого правящий Англией монарх Карл II настоял на том, чтобы у Собора был огромный купол, повторяющий купол базилики Святого Петра — главной церкви Ватикана и Римской католической церкви, что символично, учитывая все предшествующие попытки протестантов освободиться от власти Папы.

Здание собора имеет форму креста и вытянуто в длину на 175 метров. Оно состоит из двух этажей и подвала, в котором находится крипта. Стены сделаны из камня, местами используется ясень. Они имеют большую толщину, так как служат опорой для тяжелых конструкций — вес одного только свинцового купола составляет 65 тысяч тонн!

К слову, именно купол является наиболее примечательной деталью облика собора. Он держится на барабане, который отчетливо делится на два уровня, а венчает купол башенка, которая также состоит из 2 ярусов. На ее вершине установлен золотой крест. Вместе с ним высота собора составляет 111 метров или 365 футов. Цифра неслучайна — она отсылает к количеству дней в году и увлечению Кристофера Рена астрономией.

Издалека можно разглядеть непрерывную колоннаду, выстроившуюся вокруг нижнего уровня барабана. Эта деталь — главное отличие купола Сент-Пола от ватиканского «собрата». Прием называется перистиль, в конструкции Рена он выполняет не только декоративную, но и несущую функцию, являясь опорой для второго уровня и структур купола. Второй уровень представляет собой внешнюю галерею с балконом, которая обходит барабан по кругу. Ее называют «каменной галереей», чтобы подняться на нее, надо преодолеть 376 ступеней.

На вершине купола находится двухъярусная башня на квадратном основании. Нижний уровень окружен «Золотой галереей», знаменитой открывающимся с нее панорамным видом на город. Верхний уровень построен в форме маленького храма, поддерживающего небольшой купол, на котором закреплен золотой шар и поднимающийся из него крест.

Вид на Лондон с Золотой галереи Сент-Пола, Liubov Tukalo

Также примечательна западная сторона храма, облик которой решен в классическом стиле с использованием двухуровневого портика с опорами в виде парных колонн. Обрамляют эту композицию 2 башни, в одной из которых расположена звонница с 12 колоколами, а в другой находятся часовой циферблат и 4 колокола, включая «Большого Пола» и «Большого Тома».

Грандиозный и по сегодняшним меркам проект удалось реализовать за счет введения налога на уголь. Учитывая жестокость английских холодов, мера оказалась непопулярной, но эффективной. С тех времен пошла поговорка, что Сент-Пол построен на стуке зубов. Собор осветили в 1697 году, последний камень положили в 1708-м, а официально открыли в 1711-м, хотя еще несколько лет добавляли резьбу и статуи на фасад.

Современники восприняли неоднозначно: одних восхитила пышность, другие увидели лишь слепое подражание тяжеловесному стилю Ватикана. Судьба новой церкви сложилось счастливо. Даже во время бомбежек Второй мировой храм получил незначительные повреждения. С 1996 по 2011 год в соборе состоялась масштабная реставрация.

На лезвии веков

Начало XX века община и церковь встретили богатыми, влиятельными институциями. Архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.

Октябрьский переворот 1917 года отсек двухвековую историю лютеранской церкви. Недвижимость и 18 килограммов драгоценностей экспроприировали Советы. Но четыре тысячи прихожан продолжали собираться на службы, а семинаристы — в учебные классы. Управлял ими 60-летний епископ. Только в 1936 году, будучи тяжелобольным, старик покинул СССР, вернулся в Германию.

В 1929 году начались первые аресты. Семинаристов и пастора выселили в деревню Мартышкино в 30 километрах от города. В Рождественский Сочельник 1937 года кирху закрыли, пастора с сыном арестовали и расстреляли. Остатки утвари экспроприировали. Так “Распятие” Брюллова попало в Русский музей, “Иисус” Гольбейна – в Эрмитаж.

Церковный орган, знавший руки Петра Чайковского, пытались пристроить в Московском концертном зале. Неудачно. И со временем инструмент исчез. По непроверенным данным, его детали отдали для строительства органа в Донецкой филармонии.

Зачищенное здание по-своему служило Советам. В нем размещались то склады театральных декораций, то овощехранилище, то студия кинохроники. Внутренние интерьеры потеряли лицо. А к 1962 году подверглись грубой переделке: в церкви открыли плавательный бассейн.

Орган

См. также: Органы Москвы

В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).

Орган «W. Sauer» на хорах собора

В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган . История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Исторический орган лютеранского собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве и одним из старейших органов в России. По количеству регистров в настоящее время он занимает 6-е место в Москве, после органов, установленных в Доме музыки, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Католическом соборе, Большом зале Московской консерватории и Баптистской церкви (бывшей Реформатской).

Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники. В соборе регулярно проводятся концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием российских и зарубежных исполнителей: Международный фестиваль искусств «Дорога в Рождество», «Музыка в изгнании», Международный Баховский фестиваль, музыкально-инсталляционный проект «Ночь в соборе», «Хоровые ассамблеи в Кафедральном» и др. Актуальная концертная программа представлена на официальном сайте Кафедрального cобора.

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр»

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer)», Франкфурт-на-Одере, Германия, Opus 755, 1898 год.

16’
Principal 8’
Gamba 8’
Flöte 8’
Gedackt 8’
Viola d’amour 8’
Octave 4’
Rohrflöte 4’
Cornett 3—5 f.
Trompete 8’
16’
G.Principal 8’
Concertflöte 8’
Quintatön 8’
Dolce 8’
Gemshorn 4’
Traversflöte 4’
Mixtur 4 f.
Clarinette 8’
16’
Spitzflöte 8’
L.Gedackt 8’
Salizional 8’
Aeoline 8’
Voix-céleste 8’
Flauto dolce 4’
16’
Subbass 16’
Gedacktbass 16’
Octave 8’
Violoncelle 8’
Flöte 4’
Posaune 16’

33 регистра, 3 мануала и педаль (33/III/P).

Cистема кегельладе с пневматической игровой и регистровой трактурами.
Вспомогательные устройства:

  • копулы мануалов: III/II, III/I, II/I;
  • копулы к педали: III/P, II/P, I/P;
  • 2 свободные комбинации;
  • готовые комбинации: p, mf, f, Tutti, Rohrwerk ;
  • швеллер на III мануале;
  • Walze;
  • Walze ab.;
  • HR ab.

Орган

См. также: Органы Москвы

В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).

Орган «W. Sauer» на хорах собора

В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган . История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Исторический орган лютеранского собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве и одним из старейших органов в России. По количеству регистров в настоящее время он занимает 6-е место в Москве, после органов, установленных в Доме музыки, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Католическом соборе, Большом зале Московской консерватории и Баптистской церкви (бывшей Реформатской).

Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники. В соборе регулярно проводятся концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием российских и зарубежных исполнителей: Международный фестиваль искусств «Дорога в Рождество», «Музыка в изгнании», Международный Баховский фестиваль, музыкально-инсталляционный проект «Ночь в соборе», «Хоровые ассамблеи в Кафедральном» и др. Актуальная концертная программа представлена на официальном сайте Кафедрального cобора.

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр»

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer)», Франкфурт-на-Одере, Германия, Opus 755, 1898 год.

16’
Principal 8’
Gamba 8’
Flöte 8’
Gedackt 8’
Viola d’amour 8’
Octave 4’
Rohrflöte 4’
Cornett 3—5 f.
Trompete 8’
16’
G.Principal 8’
Concertflöte 8’
Quintatön 8’
Dolce 8’
Gemshorn 4’
Traversflöte 4’
Mixtur 4 f.
Clarinette 8’
16’
Spitzflöte 8’
L.Gedackt 8’
Salizional 8’
Aeoline 8’
Voix-céleste 8’
Flauto dolce 4’
16’
Subbass 16’
Gedacktbass 16’
Octave 8’
Violoncelle 8’
Flöte 4’
Posaune 16’

33 регистра, 3 мануала и педаль (33/III/P).

Cистема кегельладе с пневматической игровой и регистровой трактурами.
Вспомогательные устройства:

  • копулы мануалов: III/II, III/I, II/I;
  • копулы к педали: III/P, II/P, I/P;
  • 2 свободные комбинации;
  • готовые комбинации: p, mf, f, Tutti, Rohrwerk ;
  • швеллер на III мануале;
  • Walze;
  • Walze ab.;
  • HR ab.

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

Внутри храма

Все пространство церкви едино, но отчетливо делится на части посредством архитектурных элементов. Есть неф, хоры, несколько часовен в честь различных святых. Своды хора декорированы мозаикой, созданной в XIX веке художником Уильямом Блейком Ричмондом. Интерьер имеет много резных и кованых деталей.

Купол опирается на 8 арок, над которыми проходит карниз, служащий основой для Шепчущей галереи. Это круговая галерея единственная из трех галерей расположена внутри собора. Шепчущей ее назвали потому, что любые слова, произнесенные на ней тихо или шепотом, из-за удивительных акустических свойств можно расслышать в любой ее точке.

Купол украшен картинами Торнхилла, а внутреннее пространство церкви — скульптурами Гринлига Гиббонса. В южном приделе находится копия полотна Уильяма Холмана Ханта «Свет мира», в северном приделе — статуя Мадонны с младенцем работы Генри Мура. В крипте размещено около 200 памятников и захоронений, в том числе адмирала Нельсона и победителя битвы при Ватерлоо герцога Веллингтона, а также создателя собора архитектора Кристофера Рена.

Концерты органной музыки

Но не только своеобразный облик храма притягивает москвичей и гостей столицы. Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве стоит посетить хотя бы один раз, даже если вы не относите себя к протестантам.

Помимо регулярных служб, которые проходят каждое воскресное утро в 11.30 на русском и немецких языках, здесь проводятся концерты органной музыки, собирающие сотни слушателей. В стенах действующего лютеранского храма находится один из старейших органов России. Его завораживающие звуки раздаются во время церковных служб.

Благодаря аскетическому убранству и уникальной акустике собора, мощные звуки органа звучат здесь особенно аутентично. Сюда с гастролями нередко приезжают видные органисты со всего мира.

Помимо религиозной музыки здесь можно услышать и много светских произведений. В рамках Международного Баховского фестиваля в этих стенах прошел музыкально-инсталляционный проект «Ночь в соборе».

Орган Кафедрального Собора

В настоящее время в Соборе звучит исторический романтический орган фирмы «Вильгельм Зауэр», который был передан возрожденной общине свв. Петра и Павла в конце прошлого века.
С 1898 года этот орган находился в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе Москвы. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году немецкой фирмой «Рейнхард Хюфкен» был произведен капитальный ремонт инструмента, после чего установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Во время концерта в Соборе

Исторический орган фирмы «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer, Frankfurt (Oder), opus 755) Евангелическо-лютеранского Кафедрального собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве, 5-м по количеству регистров в Москве (после органа Дома музыки, Концертного зала им. П. И. Чайковского, Католического собора и церкви евангельских христиан-баптистов), а также одним из самых старых органов в России.

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

Примечания

  1. Чулков Н. П. Геринг, Фридрих-Христофор-Юстус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  2. Концерт Шарля-Мари Видора в лютеранской церкви свв. Петра и Павла в Москве упоминается в статье об органе Большого зала Московской консерватории
  3. Лолейт Артур Фердинандович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. Том I. Лица Москвы: .
  4. Джунковский В. Ф. Глава 4. 1908 год. // Воспоминания / Под общей редакцией А. Л. Паниной. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1912. — Т. 1.
  5. Лиценбергер, 1999, с. 85.
  6. ЦИАМ, ф. 294, д. 10
  7. Die christliche Welt, № 9 (1939) // РГВА. Ф. 1363k, Оп. 5, Д. 64, Л. 49.
  8. Ключ от храма: собор Петра и Павла в центре Москвы передан в собственность лютеран
  9. Ломтев Д. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. — М.: Прест, 1999. — С. 21. — 208 с.
  10. Orgelbau Reinhard Hüfken.
  11. См. Список действующих духовых органов в Москве
  12. Органы России : Энциклопедия / авторы-составители: Е. Д. Кривицкая, П. Н. Кравчун, М. В. Воинова. — М.—СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 192 с. — ISBN 978-5-98712-097-2.
  13. Распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2007 N 2229-РП
  14. Городской реестр культурного недвижимого наследия города Москвы: О. В. фон Дессин Архивировано 28 января 2012 года.
  15. Лиценбергер, 1999.
  16. Цветаев Д. В., 1886, с. 51.
  17. Геринг, Фридрих-Христофор-Юстус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  18. Назначен органистом в 1872 году, среди источников Biografija.Ru: Бартц Иван Августович (недоступная ссылка). Упоминается в справочнике «Вся Москва» за 1914 год. В справочнике за 1917 год уже не упоминается. Предположительно был органистом до 1915—1916 годов.
  19. Томан, Инга. История в судьбах. — М.: Готика, 2008.
  20. Лиценбергер, 1999, с. 39.

Правила посещения храма

Во время посещения концертов в храме рекомендуется придерживаться определенного dress code:

  • Избегать одежды, открывающей спину, плечи и область декольте.
  • Не надевать футболок с вызывающими изображениями и надписями.
  • Покрывать голову платком не обязательно. Верхнюю одежду можно не снимать, так как в здании всегда немного прохладно, а гардероб (как и буфет) отсутствует.

Существуют также рекомендованные правила поведения:

  • Опоздавшие на концерт могут пройти только на балкон, даже если у них куплены билеты в партер.
  • Если по техническим причинам балкон будет закрыт, придется дождаться перерыва между номерами и пройти на места, ближайшие к входу (те, что указаны в билете, при опоздании теряют актуальность).

Выражать артистам одобрение аплодисментами и дарить им цветы не запрещено. После концерта можно заказать экскурсию.

Как доехать на общественном транспорте

Добраться до собора общественным транспортом также не составляет труда.

Неподалеку располагается сразу три остановки:

  • Армянский переулок (на расстоянии около 390 м).
  • Солянка (на расстоянии около 400 м).
  • «Китай город» (на расстоянии около 450 м).

От центра города можно пройти пешком, свернув с Красной площади в направлении улицы Варварки. Время в пути неспешным шагом составляет около 20 – 25 мин.

Наиболее подходящие автобусные маршруты — 158 («3 Павелецкий проспект — Политехнический музей») и М5 («Нагорный бульвар — Политехнический музей»). Ближайшая станция метро — «Китай-город». Если выйти на улице Забелина нужно двигаться в сторону церкви князя Владимира, а затем повернуть налево.

А если выйти на улице Маросейка, то двигаться в сторону Космодамианской церкви, а затем свернуть направо. Из отдаленных районов в нужном направлении следуют поезда Курского, Савеловского, Рижского и Белорусского направления: «Звенигород‎→Царицыно», «Усово‎→Икша», «Нахабино‎→Щербинка», «Нахабино‎→Львовская» и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector