Кафедральный собор святых петра и павла

Комплекс зданий при соборе

Изображение Описание
Богадельня

Адрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 2 и 4

Капелла , изначальночасовня для отпевания умершихАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 6Архитектор: Ф. О. ШехтельДата постройки: 1892 год В советские годы она была закрыта вместе с собором. В мае 1992 года капелла была возвращена общине. Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила , которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 года, строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года. Регулярные воскресные богослужения на русском и немецком языках в капелле совершались вплоть до осени 1998 года, а также во время строительных и реставрационных работ в соборе.

Ограда с воротамиАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 7Дата постройки: 1892 год

Сторожка-дворницкаяАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 7

Дом причтаАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 8Архитектор: А. Е. ВеберДата постройки: 1880-е гг. В здании также располагалась Московская консистория ЕЛЦ.

Покойницкая при часовнеАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 9

Петропавловское мужское училищеАдрес:

Петроверигский пер., 6-8-10, строение 3Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. В настоящее время в здании располагается Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Жилой дом преподавателей мужского училищаАдрес:

Петроверигский пер., 6-8-10, строение 4Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг.

Петропавловское женское училище (красно-кирпичное здание)

Адрес:

Колпачный пер., 12 (10/7, строение 1) В советские годы здание было надстроено на два этажа.

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

Как доехать на общественном транспорте

Добраться до собора общественным транспортом также не составляет труда.

Неподалеку располагается сразу три остановки:

  • Армянский переулок (на расстоянии около 390 м).
  • Солянка (на расстоянии около 400 м).
  • «Китай город» (на расстоянии около 450 м).

От центра города можно пройти пешком, свернув с Красной площади в направлении улицы Варварки. Время в пути неспешным шагом составляет около 20 – 25 мин.

Наиболее подходящие автобусные маршруты — 158 («3 Павелецкий проспект — Политехнический музей») и М5 («Нагорный бульвар — Политехнический музей»). Ближайшая станция метро — «Китай-город». Если выйти на улице Забелина нужно двигаться в сторону церкви князя Владимира, а затем повернуть налево.

А если выйти на улице Маросейка, то двигаться в сторону Космодамианской церкви, а затем свернуть направо. Из отдаленных районов в нужном направлении следуют поезда Курского, Савеловского, Рижского и Белорусского направления: «Звенигород‎→Царицыно», «Усово‎→Икша», «Нахабино‎→Щербинка», «Нахабино‎→Львовская» и другие.

История создания собора

В 1732 году на территории Кадетского корпуса, который располагался во дворце, ранее принадлежавшему князю Меньшикову, была открыта небольшая лютеранская церковь. Ее первыми прихожанами были кадеты, учителя и офицеры, служившие в корпусе. Свободный вход в маленькую домовую церковь разрешили также жителям окрестных кварталов.

С позволения Николая I церковь получила имя Святого Архангела Михаила. Это произошло в 1834 году. Время шло — приход рос, и уже в 1841 году старое здание было решено снести, потому что оно уже не вмещало всех прихожан. Для преподавателей, офицеров и кадетов открыли церковь в здании корпуса. Остальные прихожане, а их было больше 2000 человек, должны были разойтись по другим общинам. Но они поступили по-другому: сняли для своей общины частный дом, принадлежащий архитектору Льву Яковлевичу Тиблену. Прихожане несколько лет собирали деньги на покупку места для новой церкви и на ее строительство.

Только в 1874 году городские власти дали разрешение на возведение нового храма. Закладка фундамента произошла 23 октября 1874 года. Новую вместительную церковь доверили спроектировать архитектору Карлу Бульмерингу.

Строительство было завершено в 1876 году. Новый собор освятил епископ Юлиус фон Рихтер. Немного позже, в 1886 году, было решено переделать фасад, сделать его более нарядным. Его проект был заказан академику архитектуры Рудольфу Бернгарду, который был прихожанином церкви. Так церковь приобрела знаменитый псевдоготический фасад.

Историки отмечают, что церковь в то время отличалась роскошным внутренним убранством и имела отменную акустику. В храме играл один из лучших в Санкт-Петербурге органов. При церкви был открыт приют для сирот, где они могли учиться, а также существовало общество попечения неимущих и вдовий приют.

История

Предпосылки к реформации

Предпосылками к реформации и появлению Протестантизма, стали:

  • Папское иго на  Германии.
  • Поклонение Святым, как идолам.
  • Злоупотребление своими полномочиями Папы:
    • Злоупотребление индульгенциями, то есть выдачи «прощения» от Бога, если ты заплатишь определённую сумму денег и раскаешься в сделанном.
    • Злоупотребление своим богатством, так как Папа был очень богат.
    • Злоупотребление самой властью, это можно отнести к пункту выше, ведь власти у Папы было тоже много.

Из-за этих и других факторов Мартин Лютер решил возглавить и совершить церковную реформацию, иначе создать новую церковь на основе старой, с помощью переворота.

Реформация

Начало реформации произошло, после осуждения Папы за торговлю индульгенциями Мартином Лютером, после чего он по легенде прибил 95 тезисов на дверь церкви, идею Мартина Лютера поддержала Саксония, которая была недовольна положением дел в церкви.

Но открытое противостояние Мартина Лютера и Папы началось, после подписания Папой договора, об отлучении Мартина Лютера от церкви, но Мартин Лютер его публично сжёг. После чего снова занялся переводом Библии на немецкий язык.

Вмешаться в конфликт и прекратить его хотела Священная Римская Империя, но из-за войн с Францией, она не смогла ничего сделать. Тогда же центром реформации стал город Виттенберг, город на северо-востоке нынешней Германии.

Реформы

После того, как Мартин Лютер сплотил вокруг себя сторонников идеи Протестантизма, то начались масштабные реформы церкви. Ну, тогда собственно Протестантизм и появился. Основные реформы Мартина Лютера и его сторонников:

  • Удаление икон, так как по идеологии новой церкви Бог не нуждался в посредниках.
  • Увеличение значения Библии, как Священного писания, ведь до этого люди верили Папе.
  • Отменил мессу, то есть преломление хлеба и питья вина. (Хоть потом это и вернули)
  • Утвердил новый катехизис, иначе поставил новый официальный документ о вероисповедании.
  • Пасторы начали назначались, потом стали избираться.
  • Установление крещения в осознанном возрасте, когда человек понимает, что он делает. (Но чуть позже она была установлена)

Многие Протестанты были не согласны с реформами Мартина Лютера, что было дальше читайте ниже. (↓↓↓)

Появление первых течений

  • Кальвинизм — течение, свойственная жителям Франции, Швейцарии и восточной Германии.
  • Анабаптизм — течение, свойственное жителям Саксонии, исповедает крещение в осознанном возрасте.
  • Англиканство — течение, свойственное жителям Англии и Шотландии.
  • Лютеранство — течение, свойственное жителям Германии и Швейцарии.

Лютеранство сейчас

Лютеранство, как известно выше — ветвь Протестантизма, образованная Мартином Лютером и названная в честь него. Сейчас Лютеранство также сильно растёт и развивается, как и Протестантизм в целом.

Храмы баптистов

В 1884 году в России был создан Союз русских баптистов. В 1944 году они объединились с евангельскими христианами и образовали Всесоюзный союз евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), которых называют христианами-баптистами. Активный рост общины ЕХБ произошел после распада Советского Союза и открытия границ в 1990-х годах. Согласно данным Российского союза евангельских христиан-баптистов, в Москве действует 28 баптистских общин, но далеко не у всех есть собственные здания.

располагается сегодня в центре Москвы (Трехсвятительский переулок, д. 3, ст. м. Китай-город). Она занимает здание,  которое в 1860-х годах было перестроено из жилого дома для реформаторской церкви. После социалистической революции 1917 года члены реформаторской общины покинули Россию, и здание перешло евангельским христианам. Но не недолго — в 1937-м году помещение церкви было национализировано и в нем устроено общежитие. В 1965 году христиано-баптистская община отселила жильцов общежития на собственные средства, купив им отдельные квартиры. В церкви сохранился уникальный орган конца XIX века известного в Германии мастера Эрнста Рёвера, имеющий сегодня статус памятника истории и культуры. Любопытно, что в зале сохранились в большом количестве даже подлинные дубовые лавочки 1867-го года.

Третья крупная церковь христиан-баптистов, интересная в том числе своей архитектурой, находится на северной окраине Москвы, в районе Бибирево (ул. Лескова, 11). Она носит название «Голгофа». Приход возник в начале 1990-х годов прошлого столетия, но здание было достроено только к 2010-м году. В церкви проходят богослужения на русском, английском и таджикском языках.

Собственное здание есть у церкви в Зеленограде (Москва, Зеленоград, корпус 1144, в районе Филаретовской улицы), в районе ст.м. Войковская (церковь «Благая весть» на улице Клары Цеткин, 25Ж).

Святыни храма Петра и Павла

В храм приезжают тысячи паломников и верующих, чтобы поклониться святыням и попросить о помощи. Здесь хранятся иконы с божественными ликами, обладающие исцеляющими свойствами.

При посещении монастыря ощущается внутренняя умиротворенность, уединенность от внешней суеты и очищение души от бытовых тягот. В тяжелые минуты здесь можно найти успокоение, божественную помощь и доброе слово, которое помогает найти правильное решение.

В храме находятся следующие уникальные святыни:

  1. Почаевская Икона Божией Матери является одной из самых почитаемых святынь православной церкви. Образ существует более 400 лет и за это время засвидетельствованы многочисленные чудеса, которые произошли от святой иконы. Празднование образа проходит 23 июля – в день победы над турками в 1675 г благодаря молитве. Все чудеса, произошедшие от образа, зафиксированы в церковных документах. В храм икона попала после 30-х годов ХХ века.
  2. Икона Божией Матери «Нерушимая стена» привезли в храм из Киево-Софийского собора в XIX столетии. Пресвятая Дева на образе выполнена в полный рост, стоя на четырехугольном камне. Руки Девы воздеты наверх к Богу, моля о защите рода людского. Икона излучает особую силу, которая ощущается при нахождении рядом с ней. Празднование по образу проходит в дни Пасхи и 13 июня.
  3. Ковчег с мощами расположен в основном приделе с правой стороны амвона. Здесь хранится Частица Животворящего Креста Господня, мощи святых – преподобного Исаакия, Алипия иконописца, мученика Никиты и Иоанна Воина, преподобного Сергия Радонежского, великомучеников Георгия и Арефы с Меркурием, священномученика Василия Амасийского, князя М. Тверского и преподобного Нила.
  4. Первоверховные апостолы Петр и Павел являются одними из первых 12 апостолов несущих веру в Иисуса и христианство по земле. Они были голосом господним для людей. Образ почитается верующими и считается мощным оберегом от всех бед с невзгодами.
  5. Смоленская икона Божией Матери относятся к самым загадочным ликам церкви. Считается Путеводительницей для верующих христиан. Священный лик защищает от тяжких бедствий в пути, в принятии сложных и важных решений. День почитания лика – 10 августа.
  6. Иверская икона Божией Матери славится многочисленными чудесами, которые произошли благодаря помощи святого лика. В Москву икону привезли в 1648 г. С этого времени образ относится к одним из самых почитаемых святынь.
  7. Святитель Николай Чудотворец считается заступником в делах денежных, в дороге и мирской суете. Николай посвятил всю свою жизнь служению Богу и людям. Все его деяния посвящались помощи несчастным, сиротам и немощным. Он заслужил почтение еще при жизни и сохраняет до сих пор. Память святому чтят каждую неделю по четвергам, 6 декабря и 9 мая.
  8. Святой Благоверный князь Александр Невский прославился в известном ледовом побоище на озере Чудовом. Но есть еще много дел, которые были совершен князем для блага Руси. Он же был отправлен на переговоры в Орду с Батыем. После четвертой поездки к татаро-монголам князь скончался дороге. По пути к Владимиру тело умершего Александра Невского оставалось нетленным, что говорило об особом расположении Господа нашего. Существует несколько вариантов Жития святого Александра Невского.
  9. Икона Божией Матери «Неопалимая купина» охраняет от бед и помогает победить несчастия. Считается. Что прообразом святого лика стал куст купины, который предрек Моисею пришествие сына господня. Богоматерь, облаченная в архиерейские одежды, держит младенца на руках. На груди поместили библейские символы, которые рассказывают о главных добродетелях и смысле жизни. Образ защищает от пожара, бурь стихийных и других бедствий. Празднование проходит 4 сентября.

Посетив церковь, человек ощутит святость этого места и освободит душу от тяжести внешней, получит облегчение и радость. В праздники храм собирает тысячи верующих, чтящих традиции и церемонии православия. В такие дни можно побеседовать с батюшкой о думах тяжелых и получить совет.

История основания казанской святыни

В исторических справках 1565 года есть упоминание о деревянной церкви, некогда построенной на месте нынешнего величавого собора.

По более поздней летописи основание Петропавловской святыни связано с пребыванием в 1722 году в Казани царя Петра Первого, который посетил город во время персидского похода.

Меценатом приходской церкви был местный богатый купец Иван Михляев, в его доме остановился Петр Первый. По воле случая царю в это время исполнилось 50, свое пятидесятилетие он отпраздновал в Казани, и за щедрый прием подарил Михляеву суконную мануфактуру.

Благодарный купец в память о посещении царя в 1723 году решает начать возведение Петропавловского собора на месте местного прихода, и через 3 года великолепное строение было закончено.

Северо-западный фасад Петропавловского храма

Выполненный в стиле русского барокко, отличающегося яркими фасадными деталями и необычной раскраской, наполненный величием и уникальностью, Казанский собор в честь апостолов Петра и Павла стал украшением города.

Под отдельностоящей колокольней по воле купца была устроена фамильная усыпальница Михляевых, где и похоронен Иван Афанасьевич.

Двухэтажное здание было устроено таким образом, что на втором этаже была летняя церковь Петра и Павла, а в теплом храме на первом этаже был освящен храм в честь Сретения Господа.

На заметку! Чудотворные иконы «Живоносный Источник» и «Неопалимая Купина» стали святынями придельных храмов, построенных в их честь.

Если взять Спасскую башню отправной точкой экскурсии по святыне, то, идя основным проходом от нее, попадаем в главный портал, по парадной лестнице можно подняться в церковь Петра и Павла. Пожар 1815 года разрушил лестницу, но через 80 лет она была восстановлена, с левой стороны от главного прохода стоит придел Неопалимой Купины, известный до 1848 года, как церковь Рождества Иоанна Крестителя.

Высота и объем храма приобретают размер за счет имеющегося на 2-м этаже «Живоносного источника».

По открытой галерее, опоясывающей храмовый комплекс Петра и Павла с севера и запада, можно подойти к церкви Сретения Господня, украшенной уникальными расписными каменными орнаментами.

Известный архитектор Михаил Коринфский в 1850 году спроектировал великолепную, изящную ограду, подчеркнувшую красоту архитектурного облика.

Многочисленные пожары, время привели к обветшалому виду городского храма к 1880 году. В результате разрушения фундамента возник крен колокольни и деформация декора.

Колокольня Петропавловского собора

Архитектором Литвиновым при содействии старосты Петра Унженина и настоятеля храма протоиерея Петра Малова была начата масштабная реконструкция, благодаря которой был восстановлена первоначальная архитектура и дизайн собора.

Известный мастер часового дела Климов установил в колокольне Петропавловского собора уникальные часы.

Послереволюционное время

Казанская жемчужина православия уникальна не только своей архитектурой, но и историей. Поистине, Бог поставил своих защитников над этим собором на все века, ибо сразу после революции, богослужения в храме не прекратились, хотя начались гонения на священнослужителей.

В 1930 году настоятеля протоиерея Боголюбова сослали в лагерь только за то, что он получил пожертвования на восстановление храма из Китая от Петра Унженина. В 1931 году в Казани начинается антирелигиозная кампания, церкви закрывали, их утварь и святыни приносят в Казанский собор Петра и Павла.

Пришел 1939 год, который стал временем его закрытия, оно началось с разграбления фамильной усыпальницы Михляевых, но ни одно здание не было взорвано.

Внутреннее убранство храма Петра и Павла в Казани

В ней в 1950 году начал работать планетарий, но при этом не был нанесен сильный урон ни древнему иконостасу, ни росписям, которые просто обветшали в течение 50 лет, после чего начался период восстановления. Здесь устраивали зал для бильярда, красные уголки

Восстановление

В 1967 году в храмовых стенах начали работать мастера реставрации Государственного музея.

Ныне храмовый комплекс состоит из таких построек:

  • основного собора;
  • колокольни;
  • дома причта.

Важно! Ныне Казанский собор Петра и Павла — центр духовной жизни Татарстана, наделенный статусом кафедрального, котором помимо архиерейских служений проходят торжества епархии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй дважды совершил богослужения в Казанском главном храме в 1997 и 2005 годах

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй дважды совершил богослужения в Казанском главном храме в 1997 и 2005 годах.

Образованный иудей и простой рыбак

Казалось бы, их судьбы очень различны, как пути, приведшие ко Христу образованного иудея и простого рыбака. 

«Ловец человеков»

Петр, уроженец иудейской области Галилея, к которой относились несколько свысока как месту обитания людей пусть неплохих, но простоватых, малообразованных, может быть, знал Христа с детства или юности, ведь жили они неподалеку. В таких случаях поверить, что пред тобой – Сын Божий, Мессия, особенно сложно. А Симон – ибо так звали его до призвания на служение – поверил. Оставив дом, жену, он отправился странствовать с Проповедником из Назарета. Его имя Евангелия упоминают десятки раз:

  • Петр (по-гречески – камень, так назвал его Сам Христос) вместе с двумя избранными Апостолами видит великое чудо – восстание от смерти дочери Иаира-священника(Мк.5:35-43);
  • он же единственный, видя идущего по бурным водам Геннисаретского озера Христа не испугался, а вдохновился: с дерзновением просит он помощи Божией также пройти по воде(Мк 6:47-51);
  • не смалодушничал он на Фаворе, где трое учеников видели подлинный Лик Господа, осиянный светом, и даже – подобно Моисею слышали глас Бога Отца; именно Петр просит у Христа милости – остаться на святой горе навсегда, точно в Раю (Мф.17:1-6; Мк.9:1-8); и все это, когда другие Апостолы от страха слова не могли вымолвить;
  • когда наступили последние дни земной жизни Христа, то даже здесь ревностный ученик не отходил от своего Равви, то умоляя Его, как всемогущего, пощадить Свою жизнь, то со всей ревностью выражая готовность «в темницу и на смерть идти»; св. Иоанн пишет, что одним из учеников, пытавшихся оружием защитить Христа при аресте, даже ранившим одного из слуг первосвященника, тоже был именно Петр.

Многие до сих пор спорят о том, что же заставило храброго, ревностного Петра отречься от Христа буквально через несколько часов после Его ареста. Слова ли Господа: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:51), понять которые оказалось выше его сил? Простой человеческий страх за свою жизнь? А может просто – за самонадеянность, которую Апостол показал, уверяя на Тайной Вечере, что не отречется никогда, от него отступила Благодать, оставив одного?

Несомненно одно: дальнейшая жизнь Петра стала непрерывным покаянием за ту ночь. Без остатка посвятил он себя проповеди Евангелия. Когда же Христос благословил его принять ту же кончину на кресте, что Сам Господь, Петр, должно быть, крайне удивил палачей, прося увеличить свои страдания распятием «стремглав», вниз головой. Он просто не видел себя достойным уподобиться Учителю даже в образе смерти.

«Апостол язычников»

Савлу из Тарса Киликийского, по рождению римскому гражданину, выросшему, как сам он позже говорил, «при ногах Гамалиила», уважаемого учителя Закона, разумеется, в голову не приходило, что большая часть его жизни пройдет… среди язычников. А ведь даже малое общение с подобными нечестивцами, не знающими Бога, считалось для иудея осквернением.

Евангелия о Савле не говорят ничего, что не удивительно: он слышал о проповеди «Назарянина», но считал все это противным Закону. Когда же по казни Христа весь Иерусалим заговорил о Его Воскресении, о чудесах, творимых руками Апостолов – Савл увидел здесь прямое оскорбление Создателя. Деятельный, ревностный, очень этим похожий на Петра, он, видимо, решил посвятить жизнь борьбе с опасными еретиками.

Позже он не раз повторит, как ненавидел христиан, как при нем побивали камнями диакона Стефана, а он лишь радовался. Тем стремительнее было обращение «из Савла в Павла» — выражение, ныне ставшее нарицательным. Оно означает мгновенное, кардинальное изменение всей жизни. Свет на пути к Дамаску, осиявший его, любящий глас Господа, без осуждения, лишь с горечью: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Так родился Павел, смыслом жизни которого теперь стала проповедь о Том, Кого он прежде так ненавидел.

Дары Духа в Павле были так обильны, что он смог без колебаний подняться над воззрениями иудеев на язычников, начать проповедь среди тех, кого принято было презирать. Пешком он прошел, наверное, все значимые города Империи, основал десятки общин. А местом его последнего подвига стал, как и у Петра, Рим.

Это интересно: Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение

«Два светлых ока» 

Христиане удержали предание, что их казнили 12 июля 67 или 69 г., а на казнь святых вели сначала вместе. Они успели попрощаться. 

Именно эти слова высечены при входе в базилику, построенную на месте, где стражники разлучили их перед последними страданиями.

Внутри храма

Все пространство церкви едино, но отчетливо делится на части посредством архитектурных элементов. Есть неф, хоры, несколько часовен в честь различных святых. Своды хора декорированы мозаикой, созданной в XIX веке художником Уильямом Блейком Ричмондом. Интерьер имеет много резных и кованых деталей.

Купол опирается на 8 арок, над которыми проходит карниз, служащий основой для Шепчущей галереи. Это круговая галерея единственная из трех галерей расположена внутри собора. Шепчущей ее назвали потому, что любые слова, произнесенные на ней тихо или шепотом, из-за удивительных акустических свойств можно расслышать в любой ее точке.

Купол украшен картинами Торнхилла, а внутреннее пространство церкви — скульптурами Гринлига Гиббонса. В южном приделе находится копия полотна Уильяма Холмана Ханта «Свет мира», в северном приделе — статуя Мадонны с младенцем работы Генри Мура. В крипте размещено около 200 памятников и захоронений, в том числе адмирала Нельсона и победителя битвы при Ватерлоо герцога Веллингтона, а также создателя собора архитектора Кристофера Рена.

Самая музыкальная церковь

Архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр часто видит экскурсионные группы, которые гиды
приводят к подножию собора. Причину, почему москвичей захватывает интерес к истории города, он объясняет так: «Люди заново открывают для себя Москву. Оказывается, есть столько сторон, которых ты
не знал, не ценил, – и вдруг перед тобой они впервые открываются или ты видишь хорошо знакомое совершенно иначе. Мне кажется, одной из таких сторон столицы является лютеранская церковь».

200 лет собор стоит на Ивановской горке, то есть в центре старой Москвы. Ивановская горка помнит многое: здесь столько культурных слоёв! До революции Москва почти
на 95 процентов была православным городом, на оставшиеся проценты приходилось многоконфессиональное разнообразие. И до сих пор рядом с православными храмами стоит синагога, и здесь же,
неподалёку, расположен центр лютеранского мира. «Москва принимала любого человека, она смотрела на его способности, помогала развить таланты», – уверен историк Павел Гнилорыбов.

В 1694 г. Пётр I заложил в Москве новую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которую освятили в его присутствии на следующий год. Новый храм
просуществовал до 1812 г. и сгорел во время большого московского пожара. В 1817 г. приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, в Старосадском переулке. На средства короля Пруссии
Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I началась перестройка купленного дома под церковь (возвели купол и поставили крест). 18 августа 1819 г. её освятили.

В 1837-м в кирхе впервые зазвучал орган. Спустя несколько лет за инструментом музицировал 32-летний Ференц Лист. «Музыка и сейчас многих приводит сюда, – отмечает
П. Гнилорыбов. – Лютеранская церковь – самая музыкальная церковь среди всех представленных на территории России. Иногда орган выполняет миссионерскую роль не меньше, чем талантливая
проповедь».

Петропавловский приход стал крупнейшим среди протестантских приходов города. Статус Кафедрального собора лютеранская церковь свв. Петра и Павла в Москве получила
лишь в 1924 г. после переноса столицы из Петрограда в Москву. Но в первые годы советской власти из богатейшего собора изъяли ценности, уменьшилось количество прихожан, здание передали студии
«Диафильм», которая разделила пространство на несколько этажей, а интерьер был полностью утрачен. В 1990-е гг. руководство «Диафильма» выделило небольшое помещение для совершения богослужений.
Потом Правительство Москвы передало здание лютеранам. После­дующая реставрация шла долго. Однако возникло нынешнее здание, где каждый может найти что-то для себя, будь то музыка, искусство или
духовная составляющая.

В начале 2000-х гг. прошла реконструкция собора. В ноябре 2008-го, в 1-е воскресенье Адвента, во время торжественного богослужения состоялось освящение. В январе
2010-го восстановили шпиль, высота которого 62 метра.

Современный статус храма

В 1989 году здание передали РПЦ. Оно было тщательно реставрировано, вплоть до замены обветшалого фундамента. Старинные фрески не удалось сохранить, их сменили новой росписью. Совместным трудом монахов и мирян была благоустроенна территория возле церкви: разбиты цветники, посажены кусты. Численность общины храма составляет порядка 700 человек.

Приход ведет активную работу:

  • окормление ясеневского детского приюта;
  • посильная материальная поддержка нуждающимся семьям из числа прихода;
  • миссионерская деятельность;
  • формирование библиотеки православных книг;
  • организация паломнических поездок от Оптиной пустыни до святых мест в других странах;
  • помощь заключенным;
  • осуществление проекта «Покров» по работе с молодежью.

Иконостас храма Петра и Павла

Община храма большая и дружная. Приход совместно проводит праздники, радушно встречает гостей, организовывает благотворительные ярмарки. У прихода есть свой ансамбль и хореографическая студия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector