Соборы и храмы петергофа
Содержание:
- Архитектура и убранство
- Духовенство[править | править код]
- Музей «Церковный корпус» в Петергофе
- Особенности и описание музея
- Посещение. Режим работы
- Архитектура и внутреннее убранство
- Немного истории
- Нездешний собор
- Храм Александра Невского
- Интересные факты о соборе
- История[править | править код]
- История создания храма
- Собор Святых апостолов Петра и Павла
- Интересные факты
Архитектура и убранство
Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII веков. Рассчитан на 800 человек.
Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров.
Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами.
На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии.
Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня.
Для того, чтобы освещать внутренние помещения в шатрах, были сделаны окна. Они используются в настоящее время в туристических целях, так как из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие. Между шатрами расположена галерея.
Главный престол был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Миласской; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской.
Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев.
Главный майоликовый иконостас был сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. В центре на широком тябле в большой арке находилось серебряное Распятие с предстоящими.
Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Образа для иконостасов были написаны на бронзовых досках В. П. Гурьяновым.
В северо-восточной части храма была устроена исповедальня; в северо-западной — «часовня для покойников».
В часовне собора имелись лишь два захоронения — генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Трепова (1855—1906), над могилой которого находилась мраморная надгробная плита, и его супруги Софьи Сергеевны Треповой, скончавшейся в 1915 году. В конце 1930-х годов их захоронения были вскрыты властями, а останки вывезены в неизвестном направлении (из гроба Д. Ф. Трепова была изъята сабля).
Духовенство[править | править код]
Настоятели собора | |
---|---|
Даты | Настоятель |
12 июня 1905 — 10 октября 1906 | протоиерей Владимир Александрович Налимов (1857—1909) |
30 октября 1906 — сентябрь 1918 | протоиерей Михаил Андреевич Дьяконов (1880 — после 1935) |
20 ноября 1918 — 14 декабря 1919 | иеромонах Николай (Ярушевич) |
1920 — весна 1934 | протоиерей Вячеслав Васильевич Изумрудов (1873—1934) |
май 1934 — 13 декабря 1937 | протоиерей Иоанн Фёдорович Горемыкин (1869—1958) |
1938—1989 | период закрытия |
январь 1990 — март 1990 | протоиерей Виктор Иосифович Грозовский (1934—2008) |
11 марта 1990 — август 1990 | священник Стефан Курьянов |
1 сентября 1990 — июнь 1991 | священник Анатолий Кочмарук |
июнь 1991 — 14 декабря 1992 | священник Григорий Владимирович Ковальчук (род. 1956) |
14 декабря 1992 — июль 1996 | протоиерей Владимир Александрович Фортунатов (род. 1949) |
29 июля 1996—2013 | протоиерей Александр Васильевич Кудряшов (род. 1936) |
2013 — октябрь 2017 | протоиерей Павел Александрович Кудряшов (род. 1975) |
октябрь 2017 — настоящее время | протоиерей Михаил Терюшов |
В 1990—1995 годах настоятелем собора официально являлся митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), и до 1992 года туда для служения командировались священники из Санкт-Петербурга, а протоиерей Владимир Фортунатов числился «исполняющим обязанности настоятеля». Все они внесены в данный список.
Музей «Церковный корпус» в Петергофе
В 2011 году, спустя многие десятилетия забвения, после долгих реставрационных работ, в восточном крыле Большого Петергофского дворца вновь была освящена и открыта придворная церковь. Она посвящена святым апостолам Петру и Павлу, и в праздничные дни в церкви проходят богослужения. Музей «Церковный корпус» рассказывает об истории церкви и ее значении в жизни династии Романовых. Построил придворную церковь гений русского барокко — мастер Франческо Бартоломео Растрелли, по приказу Елизаветы Петровны в середине восемнадцатого века. Архитектура и отделка Церковного корпуса являет собой исторический пример синтеза русских православных традиций и элементов западной светской культуры. Знаменитый мастер Растрелли умел соединять в своем творчестве эти совершенно разные принципы как никто другой.
Особенности и описание музея
В годы правления Елизаветы Петровны было принято решение реконструировать и расширить Большой дворец Петергофа. Перестройку начали именно с закладки храма, на этой службе в 1747 году присутствовала сама императрица. В 1751 году Церковь Св. апостолов Петра и Павла была завершена и освящена. До середины девятнадцатого столетия это был не строго придворный храм: сюда на службу могли прийти и жители города Петергофа, даже если в храме были высочайшие особы. Николай Первый сделал церковь недоступной для посторонних лиц, так как император пожелал, чтобы храм этот стал домовым для Романовых. Каждое лето императорская семья проводила в Петергофе, и наиболее важные семейные события знаменовались службами в дворцовой церкви. В основном это были таинства венчания, крещения и причастия. Ни разу в петергофском храме не проводили отпевания.
Атмосфера храма удивительно светла и легка. Сияние сусального золота в оформлении алтаря , зала, и даже обычно скромной трапезной церкви символизирует Божественный свет. Роскошная золоченая резьба, украшающая иконостас, стены и своды церкви, и также обилие трехмерной скульптуры напоминает о парадных интерьерах Большого дворца. Это логично, так как все Высочайшие выходы императорской семьи со свитой в придворную церковь начинались в парадных залах дворца. Живопись иконостаса выполнена в ключе, более светском, нежели церковном: изображения эмоциональны, ярки и полны движения, что не характерно для русской иконописи. Отсутствует каноническая сцена Страшного суда, лики святых излучают добро и милосердие. Зал храма имеет восьмиугольную форму, что символизирует путеводную звезду в житейском море, и купольные своды насчитывают восемь граней. Еще одной особенностью храма является то, что здесь нет ни солеи перед иконостасом, ни амвона – возвышения перед Царскими вратами; все полы, отделанные паркетом, идут на одном уровне.
Небольшое музейное пространство в церкви посвящено семейным торжествам Дома Романовых и важнейшим государственным праздникам, отмечавшимся здесь. Представлены мерные иконы, облачение дьякона, исторические документы. Первое крещение произошло в церкви в правление Елизаветы Петровны. Здесь венчались дочь Николая Первого Ольга и дочь Александра Третьего Ксения. В правление Николая Второго в Петергофе были крещены три дочери императорской четы и наследник престола Алексей. Крещение состоялось летом 1904 года. Последняя служба при Романовых прошла в Церковном корпусе Петергофа перед Первой мировой войной, летом 1914 года.
Посещение. Режим работы
- Внутрь собора можно попасть как с религиозной целью (посетить службу или совершить обряд), а также чисто с эстетической (подняться наверх, чтобы осмотреть окрестности).
- В любом случае стоит не забывать о правилах посещения православных святынь: скромной закрытой одежде, головных уборах для женщин и прочем.
- Вход в собор бесплатный, а вот чтобы увидеть Петергоф сверху, придется пожертвовать на храм. И тогда вас ждет путь по 143-ступенчатой винтовой лестнице в галерею с окнами. Оттуда видны и Финский залив, и петергоф-дворец, и Ольгин пруд, и даже Кронштадт.
- Собор святых Петра и Павла в Петергофе можно посетить каждый день, разве что летом время работы храма на час дольше (8:30–19:00), чем зимой (9:00–18:00).
Архитектура и внутреннее убранство
Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII веков. Рассчитан на 800 человек.
Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров.
Внутреннее убранство храма
Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами.
На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии.
Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня.
Для того, чтобы освещать внутренние помещения в шатрах, были сделаны окна. Они используются в настоящее время в туристических целях, так как из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие. Между шатрами расположена галерея.
Главный придел был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Миласской; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской.
Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев.
Главный майоликовый иконостас был сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. В центре на широком тябле в большой арке находилось серебряное Распятие с предстоящими.
Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Образа для иконостасов были написаны на бронзовых досках В. П. Гурьяновым.
В северо-восточной части храма была устроена исповедальня; в северо-западной — «часовня для покойников».
В часовне собора имелись лишь два захоронения — генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Трепова (1855-1906), над могилой которого находилась мраморная надгробная плита, и его супруги Софьи Сергеевны Треповой, скончавшейся в 1915 году. В конце 1930-х годов их захоронения были вскрыты властями, а останки вывезены в неизвестном направлении (из гроба Д. Ф. Трепова была изъята сабля).
Внешний вид
Султанов задумал проект церкви Петра и Павла в неорусском стиле. Оформление окон и входов напоминает отделку северорусских изб того времени. Само здание пирамидальной формы и имеет 5 шатровых глав, увенчанных куполами.
Фасад облицован кирпичом темно-красного и светло-желтого цветов. Также в декоре фасада присутствуют поливные глиняные изразцы и иконы святых, покровительствовавших царской семье.
Внутреннее оформление
Внутри храм был расписан известными русскими мастерами Сафоновым и Колупаевым. Иконы писались иконописцами из Палеха. Главный иконостас изготавливался по подобию того, что находится в Венецианском храме Святого Георгия. В центральной части главного зала находится широкая арка с серебряным распятием.
Немного истории
Постройка собора началась в конце 19-го века. О необходимости постройки этого места говорил тот факт, что практически все церкви Петербурга и Петергофа были сделаны исключительно для царской семьи, таким образом ставя простых прихожан в очень неудобное положение. Приказ возвести собор именно в этом месте был отдан самим царем Александром III. Работы велись с 1894 по 1905. Освящен новый собор был уже в присутствии императора Николая II.
Вплоть до 1934 года в собор собирались жители всей округи на службы, венчания, крещения и молитвы. Затем под влиянием антирелигиозной политики СССР здание было закрыто и подверглось разграблению. Золотая облицовка куполов была содрана, были вынесены кресты и иконы. То, что когда-то радовало глаз любого проходящего мимо человека, привлекало каждого зайти внутрь, превратилось в печальное зрелище. Во времена войны здесь укрывались немецкие войска, поэтому северная сторона, с которой выглядывал на Финский Залив наблюдатель за передвижениями судов, была полностью разрушена.
Лишь в 80-х годах начались работы по реставрации храма. К 1989 году они были завершены. В том же году верующие добились того, что здесь приказали учредить церковь. В начале 90-х годов было восстановлено убранство. Тем не менее, некоторые остаточные реставрационные работы ведутся и по сей день.
Нездешний собор
Вид собора строг. Его украшают, кроме пилястр, лишь головки херувимов по наличникам, на востоке — фреска П. Титова с изображением апостолов Петра и Павла, предстоящих перед Христом.
Достаточно строго, притом по-имперски пышно внутреннее убранство храма. Наподобие европейских храмов, разделено пространство мощными колоннами и освещено пятью барочными хрустальными люстрами на бронзовых позолоченных каркасах. Продуманно и символически украшено оно росписями на библейские сюжеты, исполненными Негрубовым, Воробьёвым, Гзелем, Захаровыми, Бельским, Ярошевским, Игнатьевым, Соловьёвым.
Главное богатство Петропавловского собора — иконостас. Его, как и ангела, придумал Доменико Трезини, изобразив против правил в виде триумфальной арки — символом российской победы в Северной войне. Иконостас вырезали из липы и дуба (другой вариант — лиственницы) 50 московских мастеров под руководством Ивана Зарудного в 1722 – 1726 годах. Зарудный внёс много своего в мелкую отделку резьбы, потому его считают соавтором Трезини.
В 1727 году иконостас в разобранном виде привезли в Петербург, уже в соборе собрали и позолотили. Два года после Андрей Меркульев «со товарищи» писали иконы святых покровителей города — апостолов Петра и Павла, Александра Невского, Рюриковичей — Владимира, Бориса и Глеба, княгини Ольги.
Частью иконостаса стали скульптуры архангелов Михаила и Гавриила, стоящие по сторонам царских врат; фигуры Соломона и Давида по бокам иконы Воскресения Христа. Сквозь ажур царских врат видна золочёная сень на витых колоннах.
Ещё одно европейское заимствование — кафедра для проповедей у левой колонны с аллегорическим изображением притчи о сеятеле. По законам барочной симметрии по другую сторону от кафедры — резное из дерева царское место с атрибутами власти — короной, скипетром и мечом. Кресла нет — государь по православному обычаю молился стоя, за ним так поступали и последующие самодержцы и самодержицы.
Пётр ввёл совершенно невиданную для храмов традицию — приносить в собор ключи от поверженных городов и знамёна противника. Два века хранились в Петропавловском соборе турецкие и шведские знамёна, потом их отдали в Эрмитаж, заменив копиями.
Два престола в храме — Петра и Павла и великомученицы Екатерины. На колокольне — 103 колокола, 31 из которых — от 1757 года. Там же — карильон, ещё одна диковинка, до которых император был великий охотник. С помощью особого часового механизма карильон заставляет колокола исполнять мелодии. Восстановлен карильон усилиями Йозефа Хаазена — директора Королевской школы карильона в городе Мехелен (Бельгия) — ещё одного левши, которые по всей земле, где знают, чтут русского царя-плотника.
…В Петропавловском соборе никогда не совершали таинств венчания, крещения — только отпевали уходящих императоров. Потому во всём он особ, не привязан к жизни этой — обыденной, мирской, хоть иногда и праздничной. Он нездешний не потому, что напоминает о европейских храмах. Он просто — нездешний.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Петропавловская Крепость, 1 (территория).
Карта расположения:
← Троице-Измайловский собор |
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…
Поделиться ссылкой:
Храм Александра Невского
В 30-е годы XIX века был построен очень интересный храм, украсивший Колонистский парк – церковь Святого князя Александра Невского, воплощённая, как неоготическая капелла архитекторами А. Меналасом, И. И. Шармлеманем, К. Ф. Шинкелем. Местом, определённым императором Николаем I для постройки храма, стал парк «Александрия», подаренный императрице Александре Фёдоровне в качестве загородной дачи – резиденции. Капелла после освящения в 1834 году стала домовой церковью семьи императора и одновременно прекрасной декорацией парка.
Архитектурный облик капеллы представляет собой здание с апсидой с восточной стороны, на которой установили звонницы. Над храмом возвышаются восемь шпилей, увенчанных православными крестами. Со всех сторон здание украшают сорок три скульптуры, среди которых изображения Божьей матери, апостолов, ангелов и архангелов. Эту работу выполнил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Капелла также украшена чугунным литьём в виде кружев. Придворный художник Тимофей Нефф создал неповторимое внутреннее убранство церкви, состоящее из иконостаса и витражных окон. Романовы любили ходить в храм всей семьёй, называя это «малым выходом».
Второе освящение капеллы произошло после реставрации в 2006 году, когда был перезахоронен прах жены Александра III, прибывший из Дании.
Интересные факты о соборе
- От первого камня до освящения места поклонения прошло 10 лет.
- Проект собора в традициях русского зодчества на бумаге не претерпел никаких изменений и в жизни – ни от императора, ни от строителей.
- В соборе может поместиться 800 человек.
- Каждый из четырех приделов (боковых пристроек с алтарями) посвящен разным святым: апостолам Петру и Павлу, двум Ксениям и князю Александру Невскому. Тамошние иконостасы из белого мрамора солидно повреждены, так как храмом не использовались.
- Иконостас из майолики для Петергофского собора скопировали с иконостаса церкви святого Георгия (Венеция).
- Главный крест собора весит 450 кг, всего их насчитывается 16.
- В 1938 г. собор закрыли и чудом не снесли, потому что вступились верующие. Вступаются до сих пор, поддерживая реставрацию – имена таких неравнодушных высечены на мраморных плитах внутри собора.
- Басовые колокола в 1993 г. прибыли в дар собору из немецкого Аахена от четы Бахман. Их даже назвали по-религиозному: полуторатонный «Дух святой», 1,2-тонный «Архангел Михаил» и «Дева Мария» почти с тонну весом. Кстати, звучат необычно: закроешь глаза, прислушаешься и поймешь, что вытворяют колокола «Эй, ухнем!».
История[править | править код]
Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на большое количество церквей, в городе не было храма, способного вместить большое количество прихожан — рядовых жителей.
Ходатайство через министра Иллариона Воронцова-Дашкова дошло до Александра III, который лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда.
На конкурс были назначены императором архитекторы Леонтий Бенуа, Николай де Рошефор, А. И. Семёнов и Николай Султанов. Весной 1893 года Александр III утвердил проект храма, разработанный Султановым.
В 1894 год начаты подготовки к строительству храма: вырыт котлован, устроены временные сараи и дом чертежника.
Закладка храма протопресвитером придворного духовенства Иоанном Янышевым состоялась 25 июля (6 августа) 1895 года. Работами руководил архитектор Василий Косяков. Строительство собора велось на средства министерства императорского двора. За четыре года было возведено само здание, затем три года шли штукатурные работы, работы по отоплению и вентиляции. Последние два года производилась роспись храма, устройство иконостаса. Вокруг храма был разбит сквер. Тогда же были построены здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции.
Освящён собор был 12 (25) июня 1905 года тем же протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии императорской семьи. Боковые приделы во имя святого Александра Невского и преподобной Ксении были торжественно освящены в один день — 28 августа (10 сентября) 1905 года. Придел святого Александра Невского был освящён пресвитером собора Зимнего дворца протоиереем Николаем Кедринским, а придел преподобной Ксении был освящён сакелларием собора Зимнего дворца протоиереем Петром Благовещенским.
Храм был причислен к придворному ведомству. К собору была приписана находившаяся на Торговой площади каменная часовня преподобного Иосифа Песнописца, построенная в 1868 году (архитектор Николай Бенуа), разрушенная в 1957 году.
После революции стал приходским собором. В 1922—1937 годах в нём находилась кафедра епископа Петергофского Николая (Ярушевича).
В 1938 году собор был закрыт. Предполагалось взорвать храм. В 1941 году была содрана облицовка глав.
Как и многие другие памятники Петергофа, здание сильно пострадало во время войны. Северная часть собора была разрушена в связи с тем, что в храме находился немецкий корректировщик, следивший за передвижением советских кораблей. Его пытались сбивать.
После войны здание храма использовался под склад тары.
В 1972 году собор был взят на учёт, а в 1974 году — под охрану государства как памятник истории и культуры.
В том же году были установлены строительные леса для проектных работ, которые выполнялись архитектором-реставратором Е. П. Севастьяновым. К 1980 году были установлены купола, а к 1987 году были завершены все работы по реставрации фасадов, которые проводило Ленинградское объединение «Реставратор». Предполагалось устроить в храме музей или концертный зал.
В 1989 году петергофская община добилась возвращения храма церкви. С 1990 года шёл ремонт собора, было произведено осушение подвалов, восстановление водоснабжения, электричества, очищен церковный двор. В соборе была открыта церковно-приходская школа и благотворительный центр при храме. В интерьерах собора старые росписи были законсервированы до времени их возможной реставрации, собор был расписан заново. По старым фотографиям был восстановлен иконостас.
9 июля 1994 года храм был освящён патриархом Алексием II.
История создания храма
Россия XIX века была глубоко верующей страной, поэтому в каждом городе строилось по несколько церквей и храмов. Не исключением стал и Петергоф. Город, где находился Большой дворец, нуждался в не уступающем ему по красоте и величию храме.
Церкви, которые уже стояли на территории Петергофа, были малы по размерам и не могли вместить всех верующих. Некоторые из них служили исключительно для военных или членов императорской семьи и их приближенных. Простым смертным в такие церкви вход был запрещён. Поэтому Петергоф остро нуждался в просторном и открытом для всех верующих храме.
Когда в 1892 году Александр III узнал о ходатайстве заведующего придворным духовенством Иоанна Янышева о возведении нового храма, он не раздумывая выделил под него самое живописное место на берегу Ольгина пруда. Целый год несколько знаменитых архитекторов участвовали в конкурсе на лучший план строительства. Победителем соревнования в итоге стал талантливый архитектор и реставратор Николай Владимирович Султанов.
В 1894 году началось возведение собора. Главным строителем был выбран Василий Антонович Косяков. За его плечами уже было несколько соборов в Санкт-Петербурге и пригородах. Закладка храма самим Иоанном Янышевым произошла 25 июля 1895 года. Он был полностью построен и отделан за 9 лет.
Освящение собора было назначено на 12 июня 1905 года, которое по традиции проводил протопресвитер Иоанн. На этом событии присутствовали члены императорской семьи. А 28 августа того же года были освящены приделы святого Александра Невского и преподобной Ксении. Для проведения обрядов были приглашены протоиереи Николай Кедринский и Петр Благовещенский.
Во владения храма были отданы часовня, воздвигнутая в честь преподобного Иосифа Песнописца, и обустроенный вокруг здания зелёный сквер. После революции Петропавловский храм был переведен в статус собора. Он осуществлял свою деятельность вплоть до 1938 года, пока не был подписан приказ о его сносе.
Но планам правительства не дано было осуществиться. В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая разрушила множество бесценных памятников архитектуры. Не стал исключением и собор Святых Петра и Павла. Он потерял северную стену во время осады немецкого корректировщика. После окончания войны помещение собора использовалось под склад.
Только в 1972 году историческая значимость храма была восстановлена. Он был взят под опеку государственных органов и был причислен к категории памятников истории и культуры. Согласно плану реставрации собор должен был стать музеем или концертным залом. Но в 1989 году было решено оставить зданию религиозный статус и сохранить его ценность для потомков.
Возведение и основание
Возведение здания началось только через год после принятия проекта Султанова, то есть в 1894 году. Через 4 года храм был полностью возведен, еще около 3 лет заняли отделочные работы фасада и внутренних помещений. Роспись собора и устроение иконостаса продлились 2 года.
В общей сложности постройка собора Петра и Павла продолжалась в течение 9 лет.
Петропавловский собор был освящен 12 июля (по старому стилю) 1905 года преподобным отцом Иоанном. Боковые приделы во имя Александра Невского и преподобной Ксении были освящены позже (28 августа 1905 года) протоиереями Николаем Кедринским и Петром Благовещенским.
Историческая судьба
После прихода к власти большевиков церковь Петра и Павла была переведена в статус собора. Деятельность храма продолжалась вплоть до 1938 года. Именно в это время был подписан приказ о сносе здания собора. Однако Великая Отечественная Война помешала осуществлению планов по уничтожению святыни.
Во время войны здание церкви не избежало ее разрушительного действия. Задняя часть строения была практически полностью уничтожена. После окончания военных действий помещение храма использовалось в качестве склада.
Восстановление и реконструкция
Реконструкция Петропавловского собора началась только в 1974 году и продолжалась в течение почти 20 лет. Руководил работами Евгений Севастьянов. В 1994 году храм освятил патриарх Алексий II. Тогда же прошла и первая, после долгих лет забвения, служба.
Современное положение
Собор Петра и Павла активно участвует в современной жизни общества. Тем, кто оказался в сложном положении, готов помочь социальный работник, который ведет прием два раза в неделю. В здании церкви постоянно присутствует священнослужитель, который дает наставления и советы прихожанам.
Также в храме организована воскресная школа, которую могут посещать как взрослые, так и дети. Священнослужителями ведется работа и с теми, кто только ищет путь к Богу.
Собор Святых апостолов Петра и Павла
Позже других храмов в дореволюционной истории Петергофа был построен Петропавловский Собор, ставший ярчайшим произведением архитектуры в неорусском стиле. С просьбой о строительстве новой церкви в Петергофе первым обратился к министру двора заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Когда просьба дошла до императора Александра III, тот повелел определить место для храма на берегу Царицынского (Ольгина) пруда с выделением средств из казны на строительство. В конкурсе архитекторов победил Николай Султанов, проект которого сразу понравился императору, как гармоничный и функциональный. Храм должен был вмещать в себя не менее 800 прихожан и быть не просто местом отправления религиозных обрядов, но и являть собой произведение искусства, как снаружи, так и внутри. Всё это получилось именно так.
В 1894 году Иоанном Янышевым был заложен первый камень в основание храма, а по истечении четырёх лет храм без отделки был готов. Далее начали работать художники, расписавшие собор – в. И. Колупаев, Н. М. Сафронов. Для создания иконостаса были приглашены лучшие мастера Палеха. Одновременно шло строительство электростанции и котельной, а также корпуса церковно-приходской школы. Работами руководил архитектор Василий Косяков. В июне 1905 года состоялось освящение собора с участием всех членов императорской семьи.
Говоря об архитектуре собора, можно заметить его пирамидальное строение с шатровыми башнями и пятью куполами. Самая высокая башня – 70 м. Собор был построен из различных видов кирпича, поэтому он выглядит празднично. Центральный вход включает два крыльца и арку, а часовня и звонница гармонически дополняют образ храма. Внутри собора продумано всё до мелочей: отдельные помещения для отпевания и крещения, гардеробные, отдельные удобные лестницы на хоры, комнаты для хранения продуктов и многое другое. Обязательно посетите этот собор, если Вы приехали на открытие фонтанов в Петергофе. Из колокольни открывается прекрасный вид на парк и финский залив.
Второй раз собор был освящён в 90-е годы ХХ века патриархом Алексием II.
Другие храмы Петергофа можно осмотреть, прогулявшись по городу и его окрестностям. Это Храм Петра и Февронии, Церковь Святой Троицы на Собственной Его императорского Величества даче, Храм Игнатия Бренчанинова, Храм Преподобного Серафима Саровского, Церковь Живоначальной троицы.
Путешествие по храмам Петергофа даст вам душевный покой, умиротворённость и позволит задуматься о вечных истинах в их исторической ретроспективе.
Интересные факты
Собор назван в честь покровителей Петергофа — первоверховных апостолов Петра и Павла. Они были самыми преданными учениками Иисуса Христа, за что поплатились своими жизнями. Каждый год 12 июля церковь отмечает день их памяти.
Согласно планам сталинского правительства здание храма решено было снести. Но так как он являлся одним из значимых ориентиров на судоходных картах, встал вопрос о его реставрации. Благодаря этому факту сегодня каждый житель и гость Петергофа имеет возможность посещать Петропавловский собор.
Верх храма был оформлен шатровым покрытием для придания формы пирамиды. Помещение в шатрах освещалось через прорезанные окна. Именно они сегодня используются как смотровые площадки, открывающие удивительные виды на просторы Санкт-Петербурга.
Вся утварь Петропавловского собора была выполнена мастерами на заказ. Особым требованием было соблюдение строгой стилистики в которой был выполнен весь храм.
Архитектура здания, хоть и была выполнена в старорусском стиле, но имела множество нововведений. Ни один храм не мог похвастаться крытой галереей или сенями для одежды. Если бы не масштабная борьба государства с религией, сегодня мы могли наблюдать более современный облик церковных строений.
Чудом сохранившийся храм на берегу Ольгина озера открывает свои двери всем желающим и предлагает прикоснуться к истории и культуре XIX века.