Летний дворец петра i в санкт-петербурге

Содержание:

Информация для посетителей

  • Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32
  • Режим работы: вторник — суббота 10.30 — 17.00, воскресенье 10.30 — 16.00, выходной день — понедельник. Кассы закрываются за час до окончания работы музея.

Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Столовая

Столовая — это достаточно большая, нарядная комната, оклеенная малиновыми обоями. Контраст белого цвета придает помещению парадность и торжественность. В столовой можно увидеть китайский фарфор, зеркала в нарядных рамах и картины, выполненные с использованием морских раковин. Для отопления в столовой установлены камин и голландская печь.

Пётр хотел, чтобы россияне полюбили камины, но они так и не прижились в России, поскольку были неэкономичны, съедали много дров, а тепла давали мало. Голландские же печи строились во дворцах на протяжении всего XVIII века. Их украшали изразцами или картами, как их тогда называли, которые сначала покупали в Голландии, а потом стали выпускать в России.

Главное место в столовой занимает стол, накрытый для чая и кофе на шесть персон. На чашечках и других предметах сервиза — узор французского художника Антуана Ватто. В центре — фарфоровая ваза с цветами, подсвечник с человеческими фигурками и даже птички на подставках. Все эти предметы выполнены Мейсенской мануфактурой в городе Мейсене в Саксонии. На отдельном столике — самодельный самовар, а рядом с ним под колпаком на подносе — дорожная чашка, принадлежавшая Екатерине.

Интерьер Летнего дворца

На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. Больших залов здесь нет. Вестибюль отделан резными дубовыми панелями, расчлененными пилястрами ионического ордера. Барельефное изображение Минервы исполнено скульптором Н. Пино.

В первом этаже находились покои царя, во втором — его жены Екатерины и детей. Здесь в приёмной он принимал письменные и устные просьбы и жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер для провинившихся. Из приёмной можно было попасть в большую комнату — ассамблею. На первом этаже также расположены спальня и поварня со столовой, комната для дежурного ямщика и гардеробная.

Столовая

Нижняя поварня

Здесь же находится токарня и станок, на котором Петр любил работать.

Токарня

Токарные станки Петра I

На втором этаже здания, кроме поварни, гардеробной и комнаты для фрейлин, расположены тронная, спальня и детская, а также комната для танцев.

Спальня Петра I

Тронная

Особенно привлекателен Зелёный кабинет, украшенный живописными вставками, лепкой и позолотой.

Зелёный кабинет

Кабинет императора и поварни украшены уникальными голландскими изразцами, камины — лепными барельефами. Живописно расписаны плафоны кабинета (мастер Г. Гзель).

Кабинет Петра I

Кабинет Петра I

Интерьеры здания в форме аллегории прославляют победу русского оружия в Северной войне.

В оформлении комнат участвовали русские художники А.Захаров, И.Заварзин и Ф.Матвеев. Гостиные сохранили ту же атмосферу, что царила и в прежние времена. Многие комнаты облицованы изразцами и резным деревом, выполненными еще в давние времена.

Приемная Екатерины I

Здесь также мы видим полотна с изображениями морских судов и сражений, редкие портреты, а также пейзажи. Среди раритетов музея — привезенный из Дрездена ветровой прибор. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора.

Дом Петра I до сих пор сохранил уютную семейную атмосферу.

Зимний дворец Санкт-Петербурга: что посмотреть

Даже если вы не особенно любите искусство, Зимний дворец в Санкт-Петербурге будет интересно посмотреть. Уникальность его состоит в том, что именно это здание использовалось как резиденция царей и место для приема гостей, официальных лиц. Тут сохранились интерьер и быт, какими они были 100-200 лет назад. Посетители могут посмотреть будуары и гостиные, где жили монаршие особы и их приближенные, полюбоваться на их наряды, мебель, коллекцию украшений.

Зимний дворец, который мы знаем, был заложен в Санкт-Петербурге Анной Иоанновной в 1732 году. До этого на его месте были деревянный, а затем каменный дом Петра Первого. Окончательно завершила строительство Екатерина Вторая, именно при ней Зимний обрел нынешнее великолепие. Кроме того, она является основательницей Эрмитажа, так как впервые начала собирать во дворце предметы искусства. А вот открыл резиденцию для посетителей Николай Первый, хотя до революции музей могли посещать только очень состоятельные люди.

Экспозиции и выставки Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

В залах и хранилищах Эрмитажа собрана коллекция из более, чем 3 миллионов экземпляров предметов искусства, в основном – картин. Список актуальных выставок можно посмотреть на официальном сайте Эрмитажа hermitagemuseum.org. Основные экспозиции музея Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге расположены следующим образом:

  • на первом этаже – античность и древности (Средняя Азия, античный мир, древности Европы). Справа от входа – дворцовые интерьеры, затем – Древний Египет;

  • на втором этаже – русская и европейская культуры, в том числе декоративно-прикладное искусство Франции, выставка оружия, экспонаты культуры Средневековья, коллекции картин, зал Рафаэля, коллекция европейской скульптуры 19 века, итальянские художники, искусство Фландрии, голландская живопись, Зал Рубенса, Рембрандта, Леонардо Да Винчи и др. Кроме того, здесь расположены личные апартаменты императрицы Марии Александровны (золотая гостиная и будуар), библиотека Николая Второго, Большой тронный зал и портретная галерея династии Романовых, которые будут интересны поклонникам истории;

  • на третье этаже демонстрируются культура Византии, Дальнего Востока и Центральной Азии, а также Западной Европы 20 века.

Выставка на третьем этаже

Знатоки советуют начинать осмотр со второго этажа.

Жемчужины коллекции искусств

За один день однозначно не обойти коллекцию, которая хранится в Зимнем. Как утверждают знатоки, чтобы уделить каждому экспонату хотя бы минуту, придется потратить 8 лет жизни. Но хотя бы известные предметы искусства, «звезды» музея, посмотреть вы обязаны.

Итак, как их найти:

  • Иорданская лестница – шедевр архитектурного искусства. Ее не надо искать: именно отсюда начинаются все туристические маршруты. Вы ее точно не пропустите;

  • коллекция импрессионистов. Зимний дворец в Санкт-Петербурге известен своими коллекциями картин, и, в частности, импрессионистов. Моне, Ренуар, Дега, Гоген и другие художники ждут туристов на третьем этаже, в залах 316-350. Здесь же хранится знаменитая «Дама в саду Сент-Адресс» Клода Моне;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» – картины Леонардо Да Винчи, две из 14 сохранившихся. К слову, Эрмитаж в этом смысле держит твердое первенство после Лувра, где можно увидеть 5 картин мэтра. Обе картины можно посмотреть в зале 214.

Где находится и как добраться

Зимний дворец располагается по адресу Дворцовая набережная, дом 32. До дворца довольно просто добраться, так как он располагается в самом начале Невского проспекта. В непосредственной близости находится станция метро Адмиралтейская. Стоит иметь в виду, что вход в Зимний дворец выглядит довольно непримечательно. Чтобы обнаружить его придётся обогнуть Эрмитаж по правую сторону (направо, если смотреть на фасад Эрмитажа). Затем пройтись вдоль печально известной питерской Зимней канавки, чтобы очутиться на Набережной. Вы вряд ли пропустите нужный фасад – коричневатый на фоне светло голубых стен.

Немного истории

Не все знают, но нынешнее здание Зимнего дворца – не первое и даже не второе, а…пятое! Над ним с 1754 8 лет трудился знаменитейший итальянский архитектор Бартоломео Расстрелли. Вместе с прилегающей к нему Дворцовой площадью, Эрмитаж представляет собой восхитительный архитектурный ансамбль.

Зимний дворец

Каждый из Зимних – это отдельная эпоха. Первый дворец построили между Невой и Миллионной улицей, недалеко от Петропавловской крепости. Это был относительно простой, двухэтажный дом, возведенный на участке, который был личной собственностью Петра Первого. Сегодня здесь располагается здание Эрмитажного театра. Единственными его украшениями были кровля, покрытая черепицей и добротное резное крыльцо. Строение так и называли – Зимний дом. Здание, которое называют первым Эрмитажем, появилось аж в 1712 году – это был подарок Петру на свадьбу от лучшего друга, соратника и губернатора столицы Александра Меньшикова.

Второй дворец строили по приказу уже самого Петра Первого. Большое переустройство затеяла Анна Иоанновна, которая считала старую постройку недостаточно большой для своих потребностей. Проект, предложенный Растрелли – это были 70 парадных залов, более 100 спален, помещения для развлечений, охраны, слуг. Фасад здания должен был выходить на реку, Адмиралтейство и Дворцовую площадь. Чтобы воплотить идею в жизнь, пришлось скупить соседние дома, принадлежащие придворной знати. Дворец еще несколько раз строился и расширялся при Елизавете Петровне, но итог все равно не удовлетворял императрицу. В итоге, было решено построить дворец заново, для чего построили четвертый Зимний, временный. Небольшое здание на реке Мойке, на углу Невского, построили в 1755, а через 7 лет разобрали за ненадобностью.

То великолепие, которое видят туристы сегодня – это пятый дворец. На тот момент он должен был стать самым высоким и большим зданием Петербурга: три этажа, 1500 комнат, 60 тысяч квадратов площади. Как уже упоминалось, автором проекта был Растрелли.

Зимний дворец сегодня

Императрица Елизавета Петровна, затеявшая строительство, не дожила до его окончания. Полностью закончены стены и внешняя отделка были при Петре Третьем, однако внутреннее убранство – эта заслуга эксцентричной Екатерины Второй, которая свергла с престола своего мужа. Она отстранила итальянца от отделочных работ, поручив внутренние интерьеры французам – Фельтену и Ринальди. Потом здание еще несколько раз перестраивали – был сломан старый театр, достроены покои для фаворита императрицы – графа Орлова, галерея, которая позволяла посетителям Эрмитажа миновать покои монархов. К слову, именно императрица Екатерина положила начало Эрмитажу – государственному музею. Первыми картинами он наполнился в 1764 году когда ценные произведения искусства были переданы российской короне немцами в счет долга. Позднее коллекция пополнялась другими шедеврами, а также работами членов императорской семьи.

История строительства

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.

Пожар

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

Расположение дворца

Зимний Дворец Петра I расположен на Дворцовой набережной, недалеко от станций метро Невский проспект, Гостиный двор и Адмиралтейская. Ежегодно экскурсии к этому памятнику архитектуры совершаются множеством туристов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Интерес к зимнему дворцу Петра I не падает, и не только потому, что в восстановленном дворце когда-то жил великий правитель. Эта архитектурная реликвия была практически утеряна, а её обнаружение стало настоящим событием.

подсвеченный Зимний

Пребывая на территории Зимнего Дворца Петра I, туристам стоит обязательно увидеть экспозицию, работающую в восстановленных помещениях архитектурного памятника. Она работает постоянно с момента открытия, произошедшего в 1992 году. Посетить экспозицию можно в любой день, кроме понедельника. Среди всех восстановленных интерьеров Зимнего дворца путешественникам обязательно стоит посмотреть на такие экспозиции:

Во всей красе

коридор с колоннами

захватывающий вид

зал в золоте

царская обстановка

богатая лестница

наряд царицы

бальный зал Зимнего

Архитектура здания

Дворец является памятником истории и архитектуры. Место для него Всероссийский Император выбрал между Невой и Фонтанкой, как раз там, где размещалось имение шведского майора Эриха фон Коноу.

Первоначально план дома Петр I сделал самостоятельно, а уже в 1711—1712 гг. его скорректировал архитектор Доменико Трезини. Над проектом здания трудились мастера из Западной Европы: Жан-Батист-Александр Леблон, Георг-Иоганн Маттарнови и Андреас Шлютер.

Согласно царской задумке, резиденция должна была быть построена таким образом, чтобы она наглядно символизировала готовность России к эффективному сотрудничеству с западными и восточными странами. Именно для этого 6 окон дома выходило на Восток, а 6 других — на Запад.

A.Savin

Дворец создан в стиле барокко и имеет достаточно скромный вид, совсем непохожий на царские хоромы. Двухэтажное каменное здание состоит из 14 комнат, 2 внутренних коридоров и 2 кухонь. Планировка обоих этажей совершенно идентичная. На первом этаже были комнаты Петра Алексеевича, на втором — детей и его жены Катерины.

Поскольку здание было предназначено для проживания в теплое время года, стены в нем довольно тонкие, а в окнах поставлены одинарные рамы. Крыша дома высокая, четырехскатная, на ней установлен медный флюгер в виде Георгия Победоносца. Ветровой прибор доставлен из Дрездена и считается раритетным механизмом.

В результате постоянной подсыпки грунта цоколь достопримечательности почти не заметен, поэтому резиденция кажется невысокой. Фасад дома украшен фризом из 29 барельефов, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Водостоки созданы в виде крылатых драконов.

Екатерина Борисова

Третий Зимний дворец, перестроенный Анной Иоанновной

В начале 30-х годов XVIII столетия, сочтя Зимний дворец слишком маленьким для царской особы, Анна Иоанновна поручает его перестройку Б. Растрелли, разработавшему собственный план переустройства. Для осуществления плана необходимо было выкупить помещения (эти помещения являлись собственностью Апраксина, Морской Академии, Рагузинского и Чернышева), располагавшиеся тогда на месте сегодняшнего дворца. Сразу после одобрения проекта Анной Иоанновной, помещения были куплены, их снесли и начали возводить новые постройки.

Своей лицевой стороной здание дворца было развернуто к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. К середине 30-х годов дворец достроили, и в нём поселилась государыня. Теперь сооружение стало четырёхэтажным, состояло из 70 парадных, более сотни спален, галереи, театра, капеллы, многочисленных лестничных площадок, канцелярских, помещений для служащих. Одновременно начата перестройка дворцового сооружения – к основному зданию пристраивались помещения технического назначения: сараи и конюшни.

В Зимнем дворце летом 1739 года принцесса Анна Леопольдовна обручилась со своим мужем. После кончины Анны Иоанновны сюда был привезён император-младенец Иоанн Антонович, пробывший здесь чуть дольше года, до начала правления в России государыни Елизаветы.

При этой императрице пристройка к основному зданию служебных строений было продолжено. С первого дня 1752 года, императрицей Елизаветой решаются вопросы, связанные с увеличением дворца. На свободных площадях под руководством Растрелли пристраивались новые помещения. По разработанному им плану все постройки: старые и новые, оформлялись в одном общем стиле.

К концу 1752 года, Елизавета задумала увеличение высоты Зимнего дворца. Растрелли пришлось изменить план. После этого от архитектора поступает предложение возвести дворец в другом месте, но государыня не одобряет этого. В итоге архитектор с согласия Елизаветы решает начать возведение абсолютно нового Зимнего дворца.

Интересные факты

  1. Высокая резиденция. Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в столице. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в городе здания выше императорской резиденции.
  2. Масштабы впечатляют. Гигантский дворцовый комплекс, в котором около 1500 комнат, занимает площадь 60 000 квадратных метров. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Для подсобных помещений и жилья рабочим отводились отдельные комнаты.
  3. Особая кровля. Известно, что Николай II любил гулять на крыше вместе со своей семьей. А Екатерина II на мансарде дворца устроила обсерваторию, которую полностью разобрали в 1826 году по причине ветхости. Для украшения балюстрады использовали статуи, вырезанные из камня по эскизам Растрелли. Всего для оформления Зимнего замка было изготовлено 176 статуй из пудостского камня. Помимо декоративного предназначения, скульптуры носят функциональный характер. Они закрывают печные трубы.
  4. Уловка императора. После окончания строительства Зимнего дворца строительный мусор заполонил всю площадь перед замком. Для его уборки рабочим понадобилось бы несколько недель. Но император издал указ, в котором разрешалось каждому жителю города взять с площади все, что там было. Задумка Петра оказалась удачной: уже на следующий день на площади ничего не осталось.
  5. Фронтонные часы. Часы появились на южном фронтоне дворца в 1796 году. Смонтировал их сложный механизм и следил за исправностью хода гениальный изобретатель И. П. Кулибин. Император Павел I узнал, что пожилой гений сам поднимается на чердак, дабы проверить механизм часов. За это Павел I выдал Кулибину жалованье размером в 1200 рублей за каждый год работы. К сожалению, эти часы сгорели при пожаре в 1837 г.
  6. Хвостатые охранники. Немалый интерес проявляют туристы и к галерейным охранникам — котам. Они появились во дворце по требованию Елизаветы Петровны, которая для борьбы с грызунами выписала их из Казани. Они были поделены на комнатных и придворных сотрудников. Сегодня во дворце обитают 50 кошек, каждая из которых имеет свой паспорт, ветеринарную карточку и считается «специалистом по ловле крыс». Если животных становится больше, их раздают неравнодушным гражданам города. Про котов был снят фильм немецкого режиссера Яна Хенрика Древса «360° GEO-репортаж: Эрмитаж — дворец котов». А американская писательница Мэри Энн Аллин была настолько впечатлена, что написала книгу «Анна и кошки. Приключения в Эрмитаже».
  7. Музейное достояние. Зимний дворец входит в двадцатку самых посещаемых музеев. За всю историю существования комплекса в Эрмитаже собрана самая крупная коллекция произведений мировой культуры и искусства. Музейный комплекс хранит самую большую коллекцию полотен Рембрандта. В Эрмитаже 6 огромных зданий, расположенных вдоль Невы. Чтобы увидеть все, что есть в музее, не хватит и нескольких месяцев.
  8. Во время войны подсобные комнаты и подвалы служили бомбоубежищами. В нескольких помещениях дворца от обстрелов и бомбежек скрывались порядка 2000 человек. Здесь же укрывали некоторые музейные коллекции Эрмитажа. Повреждения от немецких войск получили Малый тронный зал, Гербовый зал и Иорданская лестница. На реставрацию дворца понадобилось 6 месяцев после победы над вражескими войсками.

Зимний дворец — олицетворение целой эпохи правления императоров. Это поистине легендарное сооружение, которое является символом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью. Впечатления от посещения и погружения в историю дворца остаются на всю жизнь.

Туры в Санкт-Петербург
с посещением Зимнего дворца / Эрмитажа

Различные варианты туров в Санкт-Петербург:
Индивидуальные, сборные и для организованных групп; Еженедельные туры от 2 до 10 дней; Праздничные и событийные туры — Новый Год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, майские праздники, Весенний и Осенний праздники фонтанов в Петергофе, Алые паруса, День города и День ВМФ

Пожар в Зимнем дворце

В декабре 1837 года здание дворца охватило пламя. Огонь был такой силы, что его оказалось невозможным потушить трое суток – строение превратилось в пылающий факел. Со временем появилась версия причины этого жаркого события.

В интерьере зала он использовал в основном деревянные конструкции. Также из дерева был сделан душник-дымоход отводящий дым из отапливаемого нижнего помещения. В условиях узкого пространства отсутствие должной вентиляции сделало свое дело.

От попавшей в душник искры загорелась деревянная перегородка и Фельдмаршальский зал заполыхал. Пламя перекинулось на другие помещения и огненным ураганом прокатилось по всем этажам до самой кровли.

Когда стало понятно, что потушить огонь нет никакой возможности, Николай I приказал выносить ценности, которые еще можно было спасти. Из дворца выносили хрусталь и посуду, ковры и картины, мебель и предметы интерьера.

Все «сокровища» складывали прямо на снег возле Александровской колонны. Говорят, ничего не пропало. Чтобы огонь не перекинулся на здания Эрмитажа, были сломаны все переходы между ними и Зимним дворцом и стены Эрмитажа постоянно поливали водой из брандспойтов. Через три дня, 19 декабря на месте роскошного дворца дымился закопченный остов. Казалось, восстановить этот шедевр архитектуры практически невозможно. Однако, как говорится, глаза боятся – руки делают.

Музей Домик Петра I

В 1930 в домике Петра Первого был открыт исторический музей, где, кроме личных вещей и мебели, хранятся материалы, рассказывающие об истории Петровской эпохи, в том числе о Северной войне.

Дверь в спальню украшена росписью с изображением европейского города с перспективой, снята с захваченного шведского корабля

Во время Великой Отечественной войны здание было тщательно укрыто досками и фанерой, покрашенными в серый цвет. В 1944 году Домик Петра I стал одним из первых музеев, открывшихся после снятия блокады.

В послевоенное время проведена реставрация постройки, в ходе которой расчищены кирпичные стены и застеклены окна и двери, проведен ремонт решетки и внутренних комнат здания.

Кабинет

За прошедшие с момента постройки три столетия набережная несколько раз расширялась и в настоящее время историческое здание оказалось отодвинутым от берега Невы.

Макет дворца Петра I — после строительства он находился на самом берегу Невы

Спуск к реке украшают две скульптуры мифологических существ Ши-цза, как бы охраняющие вход на набережную и Домик Петра I. Скульптуры животных привезли из Маньчжурии в 1907 году — львица поддерживает лапой львенка, а лев держит шар, символизирующий буддийское знание и несущий свет в тьму.

Первый Зимний дворец

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Музей — Государственный Эрмитаж в Зимнем дворце

Экспозиции Государственного Эрмитажа, расположенные в Зимнем дворце, представляют воссозданные парадные залы и апартаменты царской семьи, содержат коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрание живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.

— Иорданская лестница (жемчужина Зимнего дворца) — шедевр архитектурного искусства. По данной лестнице во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань;

— Большой Тронный (Георгиевский) зал;

— Малахитовая гостиная, которая входила в состав личных покоев супруги Николая I — Александры Фёдоровны как парадная гостиная;

— Петровский (Малый тронный) зал — посвящен памяти Петра I. Трон в зале — копия трона императрицы Анны Иоанновны, изготовленная в конце 18 века;

— Гербовый зал — воссоздан В.П. Стасовым после пожара 1837 года для торжественных церемоний в стиле позднего русского классицизма;

— Пикетный зал, созданный в 1839 году В.П. Стасовым южнее Гербового зала на месте двух небольших помещений и лестницы. Зал служил для развода военного караула роты дворцовых гренадеров пикета, отсюда и название зала. В зале хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства;

— Военная галерея 1812 года, посвященная победе русского оружия над Наполеоном;

— Александровский зал, который, по замыслу, должен был увековечить память об императоре Александре I. В настоящее время в зале экспонируется коллекция западноевропейского серебра 17-18 веков;

— Белый зал — парадный зал, использовавшийся для торжеств;

— а также: Золотая гостиная, Большая церковь, будуар и прочие залы, кабинеты и помещения Зимнего дворца, в которых ныне размещены коллекции Государственного Эрмитажа.

— 2-й маршрут, при посещении которого в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство и нумизматика. Во второй части данного маршрута посетители познакомятся с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.

Внимание! Всю дополнительную информацию о маршрутах по музею, залах и выставках, а также часы работы, стоимость билетов и условия их приобретения можно уточнить на официальном сайте Государственного Эрмитажа (сайт указан ниже)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector