Утраченный и найденный зимний дворец петра i в санкт-петербурге
Содержание:
- В чем различие между Зимним дворцом и Эрмитажем
- Архитектурные особенности и колорит
- Пожар во дворце
- История дворца
- Восковая скульптура Петра I
- Исторические события
- Второй Зимний дворец для Петра
- Государственный Эрмитаж в советский и постсоветский периоды.
- История
- Личные покои дочерей императора
- Революционный период
- Время работы Зимнего дворца Петра I
- Немного истории
- История строительства
- Основные экспозиции
- Расположение дворца
- Интересные факты
В чем различие между Зимним дворцом и Эрмитажем
Многие туристы, впервые приезжающие в Питер, ошибочно полагают, что Эрмитаж и Зимний дворец — это идентичные понятия. На самом деле это не совсем так. В период строительства малый Эрмитаж был частью дворцовой композиции. Теперь же ситуация изменилась, и уже Зимний дворец стал частью Эрмитажного музейного комплекса.
Что представляет собой сад Зимнего дворца
Помимо комфортабельных условий проживания, царская семья нуждалась и в живописных пейзажах для променадов. Проект небольшого проекта был разработан Н. И. Крамским, а воплощен в жизнь лучшим садовым мастером — Р. Ф. Катцером. Создание сада было связано с несколькими интересными фактами:
- Новый проект имел не только эстетическое, но и практическое значение. Царские покои находились в непосредственной близости к городским улицам, а шум от Дворцового проезда с легкостью мог заглушить потенциальное покушение.
- Для того, чтобы композиция смотрелась максимально эстетично, уровень земли вблизи дворца подняли на 1 м. Сад проектировался таким образом, чтобы вход начинался прямо у входа во дворец. Там же постоянно находился часовой.
- Ограждения территории сада разрабатывались специально для царской семьи и в 1900 году получили наивысшую награду на Всемирной выставке.
- Революция 1917 года стала для сада губительной— ограды и статуи были уничтожены, а газоны вытоптаны. Чтобы расчистить территорию, к Зимнему дворцу даже было организовано временное железнодорожное движение.
- Начиная с 2007 года, началась полная реконструкция сада в соответствии с его историческим видом. Презентация возрожденного объекта состоялась в 2008 году. На данный момент попасть туда может любой желающий.
Обратите внимание! Вход в сад платный для всех категорий граждан (кроме детей до 3 лет). Посетить его бесплатно можно только зимой
Сад Зимнего дворца
Архитектурные особенности и колорит
Дворец выстроен в форме каре. Оно образовано флигелями, фасадами и внутренним двором. Все помещения и фасады отличаются пышной отделкой. Главный фасад обращен к площади, его украшает арка. Ритм дворцовых колонн характеризуется изменчивостью, ризалиты сильно выступают вперед — эти и другие черты здания создают впечатление динамики, а также придают дворцу еще больше торжественности и величественности.
Как уже было упомянуто выше, в середине XVIII столетия дворец являлся самым высоким строением в городе (среди жилых зданий). В 40-е годы XIX века вышел императорский указ, запрещающий строительство таких домов, которые превосходили бы по высоте императорскую резиденцию. Точнее, указ устанавливал «границу высоты» для зданий — примерно двадцать три с половиной метра (одиннадцать саженей). Именно такова высота дворца. Одно из последствий этого указа оказалось таким: с любой из крыш старой (центральной) части города сегодня видна практически вся северная столица России.
Отдельно нужно сказать несколько слов о колористической гамме дворца. За время его долгой истории она менялась несколько раз. Сегодняшний облик здания, хоть уже и стал привычным для горожан, не соответствует первоначальному замыслу архитектора. Некоторые современные искусствоведы и архитекторы высказываются за возвращение зданию его первоначального колористического облика.
Пожар во дворце
Страшное несчастье случилось в 1837 году, когда из-за неисправности печной трубы во дворце начался пожар. Усилиями двух рот пожарных пытались купировать огонь внутри, закладывая дверные и оконные проемы кирпичами, однако на протяжении тридцати часов остановить злые языки пламени так и не удалось. Когда пожар закончился, от прежнего здания остались только своды, стены и орнаменты первого этажа – огонь уничтожил все.
Работы по восстановлению начались сразу же и были закончены только через три года. Так как с первой постройки чертежи практически не сохранились, реставраторам пришлось экспериментировать и придавать ему новый стиль. Как итог, появилась так называемая «седьмая версия» дворца в бело-зеленых тонах, с многочисленными колонами и позолотой.
С новым обликом дворца в его стены пришла цивилизация в виде электрификации. На втором этаже была построена электростанция, которая полностью обеспечивала потребности в электричестве и на протяжении пятнадцати лет она считалась самой большой во всей Европе.
Множество происшествий выпало на долю Зимнего дворца за время его существования: пожар, штурм и взятие 1917 года, покушение на жизнь Александра II, заседания Временного правительства, бомбардировки времен ВОВ.
История дворца
На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.
1. Свадебные палаты Петра Великого
В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.
2. Зимний дворец Петра I
Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.
3. Зимний дворец Анны Иоанновны
Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.
Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.
Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.
В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.
5. Пятый (существующий) Зимний дворец
Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.
В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.
Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.
В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.
Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.
Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.
Восковая скульптура Петра I
Восковая скульптура Петра I. Уникальная экспозиция, располагаемая в помещении дворцовой караульни, которое сохранилось к моменту раскопок. Эта комната находится прямо под погребальной салой, где происходило отпевание умершего царя Петра Великого. Восковая персона царя была создана в 1725 году, скульптором Растрелли, по слепкам, снятым им с лица, ступней и кистей рук Петра I сразу после его кончины.
бронзовая скульптура Петра I
восковая статуя Петра Первого
Зимний дворец Зимой
Посетителям зимнего Дворца Петра I будет интересно посмотреть и на другие помещения и экспонаты, располагаемые внутри восстановленного архитектурного сооружения. Здесь и Малые палатки, и скульптура собаки Петра I, и окошко в Токарную комнату.
Исторические события
Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:
- покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
- расстрел мирной демонстрации(1905г.)
- превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
- обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
- преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
- объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
- учреждение музея Революции (1920 г.)
Второй Зимний дворец для Петра
Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам — ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.
В этом доме в ночь с 27 на 28 января 1725 года Петр Первый скончался.
Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.
Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга — это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж. Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.
Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.
Государственный Эрмитаж в советский и постсоветский периоды.
В 1917 году при новой власти все коллекции изобразительного искусства были национализированы. Все здания входившие в комплекс Зимнего дворца и находящиеся там предметы изобразительного искусства Эрмитажной коллекцией были объявлены государственным музеем.
В 20–30 годы Эрмитаж пополняется множеством новых экспонатов за счет передачи произведений из национализированных частных коллекций и музеев.
В 1941 году в начале Великой Отечественной войны было принято решение эвакуировать коллекцию Эрмитажа в Свердловск, но всвязи с тем, что Ленинград оказался в блокадном кольце, удалось вывезти только часть собрания. Ценой героических усилий работников музея оставшаяся часть коллекции была полностью сохранена. После войны, 8 ноября 1945 года вывезенную коллекцию возвращают с Урала в Ленинград.
В послевоенное время коллекция Эрмитажа продолжалась пополняться за счет новых поступлений. Музей становиться одним из главных реставрационных, экспертных и научно-исследовательских центров страны.
В наши дни Государственный Эрмитаж объединяет группу музеев на территории Санкт-Петербурга и имеет свои филиалы по России и за рубежом.
История
В 1754 году план грандиозного дворца, выполненный в роскошном стиле барокко, был представлен и согласован. В дальнейшем некоторые пышности снижены до строгих линий классицизма.
Колоссальное строительство не успели закончить при жизни императрицы Елизаветы. 1. Первой полновластной владелицей Зимнего дворца стала императрица Екатерина II.
Во время её царствования приводили в порядок внутренние апартаменты, в том числе и Тронный зал, названный впоследствии Георгиевским. Дворец вплоть до 1904 года использовался в качестве императорской резиденции зимой.
С 1764 года императрица решила приобретать картины. По её приказу архитекторы составили проект для пристройки к Зимнему Дворцу ещё несколько зданий. Потом их соединили сложными переходами в один дворцовый комплекс.
В царствование Николая I оформление интерьеров внутренних покоев продолжались. Но 1837 году при сильном пожаре огонь уничтожил всё роскошные интерьеры залов. Пришлось из заново восстанавливать и оформлять на 2 этаже апартаменты для Александра II, который готовился к свадьбе. В основном авторами работ, выполненных в то время, был Василий Стасов и Александр Брюллов.
Николай I приказал, чтобы нигде в стране больше не строили дома выше Зимнего дворца.
В 1904 году по приказу Николая II роскошному зданию получил статус музея. А семейство августейшей особы переехало в другой дворец. В Первую мировую войну в Зимнем дворце оборудовали госпиталь, а часть живописных полотен перевезли в Москву.
Во время переворота во дворце работало Временное правительство. Там они и дождались своего ареста. Дальше вся коллекция и Дворец перешли в собственность государства, стали частью комплекса «Эрмитаж». Во время Отечественной войны коллекция хранилась за Уралом. Только после войны осенью Эрмитаж открыл двери для посетителей.
Личные покои дочерей императора
Личные комнаты юных княгинь оформлены, как археологические коллекционные помещения. В одной комнате расположились экспонаты эпохи Палеолита, а Неолит и Ранняя Бронзу можно увидеть в Готической гостиной, которая украшена замысловатыми арками и рельефами со средневековым орнаментом.
В первой половине XIX века появилась декорированная «Гостиная самурами», архитектор которой щедро украсил его упитанными амурами. Бывшая приёмная Ольги Николаевны, которая впоследствии стала королевой Вюртемберга, украшен экспонатами Бронзового века, а потолок оформлен в виде тончайших изящных золотых линий.
Революционный период
В 1904 году, при Николае II государева семья переезжает в Александровский дворец в Царском Селе и Зимний складывает с себя полномочия главной царской резиденции. Он начинает использоваться, как музей и особняк для торжественных приемов во время кратковременных царских приездов.
В 1917 году в Зимнем разместилось Временное правительство. Когда в знаменательный день 25 октября 1917 года (по старому стилю) начался штурм Зимнего дворца – кабинет министров, заседавший в Малой столовой, был захвачен большевиками. Здание было национализировано и первые несколько лет после штурма, в его чертогах рассредоточились всевозможные правительственные учреждения.
В 1922 году шедевр архитектуры был передан в ведение Государственного Эрмитажа и с этого момента начинается его активная музейная деятельность.
Время работы Зимнего дворца Петра I
- Вторник-воскресенье: 12:00— 19:00
- Понедельник — выходной
Отдельный вход в Главный музейный комплекс через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной) открыт для
- посетителей с интернет-билетами или подарочными картами;
- членов творческих союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ;
- членов ICOM
Лучше посетить ближе к вечеру, во дворцее меньше людей. На просмотр уходит примерно 30 — 40 минут, за это время можно неспеша все обойти и посмотреть, почувствовать дух времени Петра I и царской семьи. Пусть дворец и небольшой, но впечатлений море.
Музеефикация фасада дворца, Dmitry Donskoy
Как добраться
До Дворцовой площади можно добраться на метро — Станция «Адмиралтейская» (900 м пешком) фиолетовая линия, станция «Невский проспект» (1,1 км.) синяя линия, станция «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия.
Схема Санкт-Петербургского метрополитена — Яндекс. Метро
Наземным транспортом:
- На автобусе — остановка «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
- На троллейбусе — остановка «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11
Все маршруты — на Портале общественного транспорта Санкт-Петербурга
От аэропорта Пулково нужно доехать до станции метро «Московская» (синяя линия) — это просто, все автобусы и маршрутные такси идут к этой станции, до «Невского проспекта» (синяя линия) вы доберетесь без пересадок. Выйти следует на канал Грибоедова и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства, справа покажется арка Генерального штаба, которая выводит на Дворцовую площадь. От Московского вокзала вам нужно попасть на зеленую линию. Для этого переходите на станцию «Маяковская», зеленая линия. Через одну остановку вы доберетесь на станции «Гостиный двор», зеленая линия, которая так же, как и «Невский проспект», синяя линия, выходит на канал Грибоедова. От Финляндского вокзала нужно проехать две остановки по красной линии до станции «Площадь Восстания», переходите на «Маяковскую» и добираетесь до «Гостиного двора». От Балтийского и Витебского вокзалов проезжаете одну остановку до станции «Технологический институт» красная линия, пересаживаетесь на синюю линию, и проехать две остановки до станции «Невский проспект». От Ладожского вокзала, станция «Ладожская», желтая линия, две остановки до станции «Площадь Александра Невского», пересесть на зеленую линию и проехать две остановки до станции «Гостиный двор».
Еще Санкт-Петербурге удобно пользоваться приложениями такси — Uber, Gett, Яндекс.Такси и другими.
Если вы решили приехать на автомобиле, то парковаться можно на улице Миллионной, ближе к Мраморному дворцу или на Аптекарском переулке (от него идти чуть дальше, чем от Миллионной).
Как пройти к Зимнему Дворцу Петра I
Когда вы окажетесь на Дворцовой площади, пересекаете ее и выходите напротив Эрмитажа, нужно обойти его с правой стороны вдоль Зимней канавки и повернуть направо, пятьдесят метров и перед вами деревянные двери — вход в Зимний дворец. Тут самое главное ее не пропустить, неприметный вход.
Вид на Зимний дворец Петра I (Эрмитажный театр) со стороны Дворцовой набережной от Google-maps:
Если речь идет о Зимнем дворце, то в большинстве случаев имеется ввиду здание на дворцовой площади (Зимний дворец Елизаветы Петровны), в котором расположился Государственный Эрмитаж. Но это уже шестой дворец российских императоров в Санкт — Петербурге. А начало истории положил Зимний дворец Петра I, который был возведен за 50 лет до появления удивительного здания на Дворцовой площади.
Стоит посмотреть своими глазами на эти грандиозные и удивительные сооружения, а так же все можно запечатлеть на память (фото и видеосъемка разрешена и бесплатна).
Зимний дворец Петра I: видео
Немного истории
Не все знают, но нынешнее здание Зимнего дворца – не первое и даже не второе, а…пятое! Над ним с 1754 8 лет трудился знаменитейший итальянский архитектор Бартоломео Расстрелли. Вместе с прилегающей к нему Дворцовой площадью, Эрмитаж представляет собой восхитительный архитектурный ансамбль.
Зимний дворец
Каждый из Зимних – это отдельная эпоха. Первый дворец построили между Невой и Миллионной улицей, недалеко от Петропавловской крепости. Это был относительно простой, двухэтажный дом, возведенный на участке, который был личной собственностью Петра Первого. Сегодня здесь располагается здание Эрмитажного театра. Единственными его украшениями были кровля, покрытая черепицей и добротное резное крыльцо. Строение так и называли – Зимний дом. Здание, которое называют первым Эрмитажем, появилось аж в 1712 году – это был подарок Петру на свадьбу от лучшего друга, соратника и губернатора столицы Александра Меньшикова.
Второй дворец строили по приказу уже самого Петра Первого. Большое переустройство затеяла Анна Иоанновна, которая считала старую постройку недостаточно большой для своих потребностей. Проект, предложенный Растрелли – это были 70 парадных залов, более 100 спален, помещения для развлечений, охраны, слуг. Фасад здания должен был выходить на реку, Адмиралтейство и Дворцовую площадь. Чтобы воплотить идею в жизнь, пришлось скупить соседние дома, принадлежащие придворной знати. Дворец еще несколько раз строился и расширялся при Елизавете Петровне, но итог все равно не удовлетворял императрицу. В итоге, было решено построить дворец заново, для чего построили четвертый Зимний, временный. Небольшое здание на реке Мойке, на углу Невского, построили в 1755, а через 7 лет разобрали за ненадобностью.
То великолепие, которое видят туристы сегодня – это пятый дворец. На тот момент он должен был стать самым высоким и большим зданием Петербурга: три этажа, 1500 комнат, 60 тысяч квадратов площади. Как уже упоминалось, автором проекта был Растрелли.
Зимний дворец сегодня
Императрица Елизавета Петровна, затеявшая строительство, не дожила до его окончания. Полностью закончены стены и внешняя отделка были при Петре Третьем, однако внутреннее убранство – эта заслуга эксцентричной Екатерины Второй, которая свергла с престола своего мужа. Она отстранила итальянца от отделочных работ, поручив внутренние интерьеры французам – Фельтену и Ринальди. Потом здание еще несколько раз перестраивали – был сломан старый театр, достроены покои для фаворита императрицы – графа Орлова, галерея, которая позволяла посетителям Эрмитажа миновать покои монархов. К слову, именно императрица Екатерина положила начало Эрмитажу – государственному музею. Первыми картинами он наполнился в 1764 году когда ценные произведения искусства были переданы российской короне немцами в счет долга. Позднее коллекция пополнялась другими шедеврами, а также работами членов императорской семьи.
История строительства
Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.
Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.
Свадебные палаты Петра Великого
По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.
Зимний дворец Петра I
За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.
Зимний дворец Анны Иоанновны
В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:
- на Адмиралтейство
- на Дворцовую площадь
- на Неву
Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:
- 70 парадных залов
- 100 спален
- комнаты дворцовой канцелярии
- караульные помещения
- галерея
- капелла
- театр
- лестницы
Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.
Четвёртый (временный) Зимний дворец
В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.
Пятый (существующий) Зимний дворец
Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:
- Б. Растрелли
- Ю. Фельтен
- Ж. Валлен-Деламот
- А. Ринальди
- И.И.Бецкой
Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.
В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:
- Аполлонов
- Георгиевский
- Фельдмаршальский
- Петровский
- Гербовый
Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.
Пожар
Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.
Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.
Основные экспозиции
Первым экспонатом является воссозданный фрагмент парадного двора — пять арок и мостовая. На мостовой расположены золотые карнавальные сани в виде дракона и коляска, на которой царь катался по аллеям Петергофа.
Далее путь лежит в подвал со стеклянной стеной, через которую можно увидеть настоящие вещи, найденные при раскопках археологами (трубки для курения, предметы быта, посуда, личные вещи Петра I).
Следующее сохранившееся помещение — рабочий кабинет. Петр предпочитал работать стоя, он создал эскиз высокой конторки (для удобства при своем высоком росте), которую изготовили на заказ. В углу расположился небольшой камин, расписанный разными фрагментами пейзажей.
Токарня — в ней находится инструменты и станок царя. Стены украшают картины с кораблями (они принимали участие в экзаменации). Император сам лично проверял знания моряков.
Столовая — очень скромная по размерам, как и все помещения Зимнего дворца Петра I. Царь не любил больших комнат (их площадь составляет всего 16–21 кв. м). В центре стол со стульями, два окна с низкими подоконниками, украшенные царскими шторами, между окон большие золотые часы, стены с дорогими гобеленами, по углам иконы.
Фрагменты стен, старой штукатурки, кирпичной кладки, деревянных перекрытий, гравюра церемонии прощания с Петром, множество портретов, старинные рисунки. Все комнаты можно наблюдать через окна и дверные проемы, так как Зимний Дворец невелик по площади.
На лестнице расположен экран и постоянно идет видео с исторической справкой, длится всего 10 минут, но очень информативно, стоит остановиться и посмотреть, много интересных фактов рассказано доступным языком.
После смерти Петра с его тела сняли гипсовые слепки, по которым скульптор Растрелли воссоздал фигуру царя — руки и ноги из дерева на шарнирах, чтобы можно было менять положение, из натуральных волос хозяина сшили парик (волосы остались со времен Персидского похода в 1722 году, когда царя постригли из — за сильной жары), воск имитирует кожу лица и рук. Копия этой фигуры гордо восседает на троне, можно рассмотреть каждую деталь и оценить рост и пропорции первого Всероссийского Императора. Когда стоишь перед ним, захватывает дух от понимания всего величия этого человека не только физически, но и морально.
Расположение дворца
Зимний Дворец Петра I расположен на Дворцовой набережной, недалеко от станций метро Невский проспект, Гостиный двор и Адмиралтейская. Ежегодно экскурсии к этому памятнику архитектуры совершаются множеством туристов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Интерес к зимнему дворцу Петра I не падает, и не только потому, что в восстановленном дворце когда-то жил великий правитель. Эта архитектурная реликвия была практически утеряна, а её обнаружение стало настоящим событием.
подсвеченный Зимний
Пребывая на территории Зимнего Дворца Петра I, туристам стоит обязательно увидеть экспозицию, работающую в восстановленных помещениях архитектурного памятника. Она работает постоянно с момента открытия, произошедшего в 1992 году. Посетить экспозицию можно в любой день, кроме понедельника. Среди всех восстановленных интерьеров Зимнего дворца путешественникам обязательно стоит посмотреть на такие экспозиции:
Во всей красе
коридор с колоннами
захватывающий вид
зал в золоте
царская обстановка
богатая лестница
наряд царицы
бальный зал Зимнего
Интересные факты
Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:
- «Бедная Настя»
- «Русский ковчег»
- «Распутин»
- «Октябрь»
- «Красные колокола»
Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.