Ирокезы

Ирокезы

И, наконец, ирокезы – Союз Пяти Наций (сенека, кайюга, онондага, онейда, мохок) под одним общим названием. Кто же не слышал о самых жестоких, бесстрашных и воинственных индейцах в районе будущей границы США и Канады (от реки Гудзон до озера Эри)?

Опять же, в первую очередь скажем за это спасибо Дж. Фенимору Куперу. Союз ирокезов был не просто формальной конфедерацией, – они имели даже официальный устав, «записанный» в виде вампума (ракушек, нанизанных на нитку в определённом порядке).

В этот Союз ирокезы, кстати, позже принимали и неродственные им племена, пожелавшие жить по их законам и традициям (за это, конечно, получая защиту и военную помощь).

Вообще-то, название «ироку», происходящее из языка соседних алгонкинских племён, означает «гадюки». Нда… Ирокезов они явно «недолюбливали», – и было за что: не отличавшиеся кротким нравом и постоянно совершавшие набеги на гуронов, могикан, делаваров, отава, эри и т.д., после прихода европейцев ирокезы принялись расширять владения за счёт территорий соседей с двойным энтузиазмом.

Чем активнее они торговали мехами бобров сначала с голландцами, затем с французами и англичанами, тем быстрее таяла популяция этих животных на их землях, – нужно было «обновлять ресурсы».

В итоге сила и влияние Союза Пяти Наций стала настолько велика, что европейцы (тоже боровшиеся между собой за североамериканские территории) старались почаще использовать её в качестве союзника.

Увы, это, в конце концов, и привело Союз к краху, – в постоянных войнах он истощил свои силы и стал уже не нужен новым хозяевам континента. Ирокезов рассеяли по разным резервациям США и Канады.

Сегодня их насчитывается около 125 тысяч человек.

Упадок народа ирокезов

Настоящие потрясения наступают в жизни ирокезов с началом Американской революции. Дипломаты Британии сумели убедить индейцев выступить на их стороне, однако те лишь потеряли от такого сотрудничества.

Генерал Салливан нанёс сокрушительный удар по Лиге, что фактически прекратило её существование. Племена были разобщены и расселены в отдельных резервациях, немало ирокезов отправились в Канаду. Увы, в самых разных регионах численность ирокезов заметно уменьшалась – причиной становились болезни, голод, гонения и войны.

Долгие годы, до наступления XIX века, ирокезы жили в резервациях, едва не исчезнув как народ. Однако сегодня численность этих индейцев растёт, а сами они уверенно заявляют о своих правах. Центром племён всех ирокезов считается поселение Онондага.

Роберт Гриффин «Ирокезские воины», 2011 год

Горе побеждённым

Горстка выживших бежала к другим индейцам в Пайн-Ридж. По официальной оценке Штатов, в бойне на Вундед-Ни погибло 128 индейцев, но американский этнограф Дж. Муни и сами индейцы называли эту цифру явно заниженной — погибло около трёхсот человек, в основном женщины и дети. Те, кто осматривал вскоре после 29 декабря поле «боя», включая политика и защитника прав коренных народов Герберта Уэлша, подтверждали: в ярости солдаты преследовали несчастных до двух миль от лагеря и убивали. О 128 жертвах не могло быть и речи. То же говорили и те солдаты из отряда Форсайта, которые не разделяли слепой ненависти к индейцам, например, рядовой Хью МакГиннис.

Погиб и вождь Большая Нога. Его обледенелый труп похоронили вместе с соплеменниками в траншее спустя три дня.

Форсайт потерял 33 человека убитыми и примерно столько же ранеными, многие пострадали от беспорядочного дружественного огня в начале схватки. Других в отчаянной борьбе убили индейцы. Ещё пару человек Штаты потеряли на следующий день, когда группа воинов сиу пыталась устроить засаду и убить самого Форсайта. Не получилось. Однако далеко не только индейцы возмутились бесчеловечными действиями полковника и его солдат. Его начальник генерал Майлз (кстати, это он в рапорте первым назвал случившееся «бойней») обвинил в катастрофе на Вундед-Ни подчинённого. Форсайта отстранили от службы, но никак не наказали, а вскоре вернули в армию — он дослужился затем до звания генерал-майора. Двадцать участников бойни получили «за храбрость» и «подвиги» Медали Почёта. Желая примириться с сиу, генерал Майлз послал вождю Красное Облако компенсацию — 398 долларов 60 центов. Смешно, но на его месте многие не послали бы и цента.

Генерал Майлз и другие офицеры Штатов перед лагерем сиу, 1891. (foto-history.livejournal.com)

Вожди сиу под охраной, 1891. (gaiadergi.com)

Так Штаты подавили «восстание секты Пляски Духов» — восстание, которого не было. Резня на ручье Вундед-Ни стала последним серьёзным военным столкновением между свободными индейцами и армией США. Бледнолицые взяли верх.

Тайны племени майя. Семь загадок и тайн племени Майя.

Дата 10 декабря 36 года до н. э. неразрывно связана с таинственной культурой индейцев Майя. Этим днем датируется первая стела с датой календаря Майя, открытая на раскопках в Мексике. Над разгадкой календаря ученые до сих пор бьются. Почему в нем всего 260 дней, отчего Майя называли его «Следами Бога», и самое главное — правда ли, что он содержит точную дату конца света? Ответов на эти вопросы пока нет. Календарь стал лишь одним из многочисленных секретов Майя, самые интересные из которых — в подборке «РГ».Рукотворные черепа.Индейцам Майя приписывают авторство обнаруженных археологами удивительных черепов, выточенных из кварца, аметиста и хрусталя. Один из артефактов, известный, как «Череп Судьбы» хранится в нью-йоркском музее. У черепа есть необычные оптические свойства. Разместив под ним какой-либо источник света можно увидеть, как глазницы черепа начинают светиться. Лишь в том случае, если в место источника света под череп поставить небольшой предмет, то, всмотревшись в глазницы, можно различить этот предмет внутри самого черепа. Ученые пока не могу объяснить, каким образом индейцы с ювелирной точностью и оптическими сюрпризами вытачивали эти черепа. Кстати, германские нацисты верили, что тот, кто соберет 13 таких черепов, обретет власть над миром.Сеноты.Одна из тайн Майя на дне колодцев хранится. Особые провалы в земле, в которых протекала подземная вода, считались у индейцев священными. Там оставляли жертвоприношения, через колодцы Майя держали связь с мистическим подземным миром. По другой версии, из этих провалов индейцы — известные любители астрономии — наблюдали за солнцем в зените. Столб солнечного света погружался при этом вертикально в воду. Примечательно, что сейчас туристы могут побывать в сенотах. Некоторые из них открыты для дайвинга.Кровопускание.Индейцы майя остались в легендах очень кровожадным народом. Известно, что они совершали человеческие жертвоприношения, вырывали жертвам сердца и даже, вроде как, не гнушались каннибализмом. И в этом есть еще одна индейская тайна. Поскольку современные ученые предполагают, что Майя вовсе не были жестокими, а выпускали кровь людям в сакральных целях, выпуская и освобождая душу умершего. Другая версия, сакральная — кровопускание меняло работу мозга, появлялись галлюцинации, которые Майя считали видениями свыше.Игра на жизнь.Футбольные пристрастия индейцев Майя известны. Однако ученые подозревают, что это было больше, чем спорт. По одной из версий, Майя гоняли по полю обтянутый кожей человеческий череп, символизируя эпическую борьбу сил света со злыми богами. Причем проигравшие всей командой приносились в жертву. Это и породило вторую версию, по которой у Майя существовали своего рода гладиаторские бои. А на поле при этом выходили пленники индейцев. Проигравших связывали вместе и скатывали по многочисленным ступенькам храмов. До низа храма при этом уже мало что докатывалось.Говорящие кресты.Еще одна тайна майя связана с христианством. В храмовых сооружениях индейцев в Паленке были обнаружены символы креста. По легенде, деревянные кресты говорили с Майя и давали ценные указания. К примеру, воевать с бледнолицыми. Сейчас эти самые кресты находятся в мексиканском китана роо и по-прежнему являются объектом поклонения. Только пока ничего не говорят.Индейские астронавты.В том же храме в паленке была найдена крышка саркофага, давшая богатую пищу для исследований известного уфолога Эриха фон дэникена. Дело в том, что на крышке Майя изобразили человека (предположительно), сидящего в чем-то, похожем на космический корабль (предположительно. Сам уфолог считал, что это представитель исчезнувшей цивилизации атлантов в кабине летательного аппарата того времени. Дэникен даже разглядел на «Пилоте» ремень безопасности. Некоторые предпочитают более прозаичное объяснение: на крышке саркофага жрец — правитель пакаль на пути в шибальба — преисподнюю.Происхождение майя.Происхождение индейцев Майя всегда оставалось головной болью антропологов. Когда были частично исследованы гробницы индейцев, выяснилось, что Майя хоронили своих соплеменников в саркофагах, по принципу египтян. Богатые украшения, символические предметы и тщательно изготовленные посмертные маски позволили ученым предположить, что предками Майя могли быть египтяне. Что в корне меняет версию о происхождении племени из атлантиды. А значит, родственники индейцев где-то до сих пор живут. Ezomir.

Кровь, кости и энергия племени

Каннибализм не всегда обращался на другие племена. Антропологи обнаружили существование эндоканнибализма, направленного на своих. Более того, именно он являлся основной формой поедания людей. Особенно это было распространено среди племен, проживающих в Бразилии и Перу.

Опасность быть съеденным представителями другого племени существовала среди индейцев на символическом уровне. Индейцы исконауа давали своим северным врагам имя пимиснахуа, «люди-каннибалы», и называли их в первую очередь кровопийцами

Кровь была важной метафорой: считалось, что в животе убийцы течет кровь его врага, как будто тот действительно ее выпил. По возвращении из военных походов воины племени матсес делали инъекции жабьего яда, чтобы извергнуть из себя кровь убитых

Амахуака для этой же цели тщательно мылись, а кашинахуа избегали мяса и ели много перца чили в качестве рвотного средства.

Антрополог Филипп Эриксон иллюстрирует отношение племени матсес к крови историей подростка по имени Мена. Во время прогулки он подобрал патроны некого Педро, убитого 15 лет назад. Несмотря на большую ценность, до этого патроны никто не забирал — на них осталась кровь: убийца испанца настаивал, что пролил слишком много крови, поэтому дух цуси Педро бродит по окрестным лесам.

За 15 лет кровь высохла, поэтому Мена осмелился забрать патроны себе. Вечером он пожаловался на головную боль, пролежал неделю в лихорадке, а затем умер. Для племени не было сомнений, что Мену настигла месть цуси Педро.

Может быть интересно

Среди индейцев амахуака, кашинахуа и кашибо была распространена такая практика: кости погибшего дробили и добавляли в еду, чтобы легче усваивались. Мертвецы символически сохранялись внутри племени. Другой исход считался несчастливым. Для индейцев это была игра на опережение. Пока вражеский шаман не добрался до мертвого соплеменника и не увеличил собственное могущество чужой энергией, нужно сохранить ее для собственных нужд.

Старый амахуака рассказывал антропологам, что развеять пепел у реки — плохое действие, потому что мертвые будут съедены рыбой, которая может и не оказаться в местном меню. В текстах о древних майоруна старик оплакивает перспективу быть похороненным и достаться червям, а не соплеменникам. Матсес наказывали сбежавших пленников даже не убийством — его тело выбрасывали стервятникам.

Мертвецы для индейцев, конечно, опасны, но еще опаснее отдавать их энергию своим врагам. Не зря многие поедали именно кости, которые для них были символом роста

У племени матсес слово wishpo «кость» также обозначало нарезку маниоки, важного гастрономического ресурса Амазонии. Так для некоторых племен каннибализм становился самоцелью, а не средством мести

Большинство индейских племен были военно-агрессивными, постоянные битвы формировали их социальность. Однако существовали племена и по типу матсес, которые отказались от насилия. Вместе с войной в прошлое ушел и каннибализм, так как поедание трупов отрицало саму возможность победы врага.

Вступление в брак и разводы у индейцев США

Что касается среднего возраста вступления в брак, то по этому показателю индейцы США существенно не отличались от остальных жителей страны. Накануне второй мировой войны он составил около 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Однако в начале XX в. у отдельных коренных народов иногда все же наблюдали браки, заключенные в детском возрасте. «Хотя индейцы не более аморальны, чем другие люди, — отмечалось в документах того времени, — среди них практикуются безобразные вещи… наихудшая из которых выдача замуж девочек. Ребенка в возрасте 10—13 лет продают 40—50-летнему мужчине за несколько голов пони. Впрочем, уже в то время подобные явления носили единичный характер: перепись 1910 г. выявила всего 44 случая, когда девушка моложе 15 лет состояла в браке.

В целом же брачность у коренных американцев была на высоком уровне. На протяжении первой половины XX в. доля женатых мужчин старше 18 лет составляла 54%, а женщин соответственно — 60%. Браки, как правило, регистрировались у агента соответствующей резервации, значительно реже — в церкви. Правда, в начале века имели место случаи уклонения многих супружеских пар от официальной регистрации своего союза. Причина заключалась в необходимости оплаты юридических формальностей, которой индейцы старались избежать. Но под давлением американских властей процедура регистрации брака по законам США стала нормой и для коренного населения.

По таковому показателю, как разводы, ситуация в индейских семьях в общем-то соответствовала нормам сельского патриархального общества, цементировавшего брак в силу экономической необходимости, что отчасти подтверждается данными статистики. В начале XX столетия среди жителей резерваций доля лиц, состоявших в разводе, не превышала 0,5% для мужчин и 0,7% для женщин. К 1940 г. она, правда, возросла соответственно до 1,4 и 1,9%. Эти более чем благополучные статистические данные, естественно, не могли отражать фактический распад семей без официальной бракоразводной процедуры. Вероятность подобных случаев, на наш взгляд, была достаточно велика, если учесть, что коренные народы в то время сравнительно терпимо относились к до- и внебрачным сексуальным связям.

Индейцы в США в 80-е годы

Итак, семья коренных жителей США к 80-м годам нашего столетия стала двухпоколенной и небольшой по численности. Но по мере ее выделения из расширенного родственного коллектива малая семья попадала под воздействие разного рода негативных факторов социоэкономического порядка (безработица, высокая стоимость жизни, проблема жилья и т.п.). Не имея цементирующей основы, каковой ранее являлась совместная производственная деятельность ее членов, нуклеарная семья, в свою очередь, стала подвергаться разрушению, проявившемуся в постоянном, хотя и медленном по американским меркам росте числа разводов, как формальных, так и неформальных. Следствием этого явилось неуклонное увеличение числа и доли неполных семей, в основном матрифокальных, т.е. состоящих из матери и ее несовершеннолетних детей. Если в 60-х годах таких семей у индейцев было 9 тыс. и они насчитывали менее 14% от их общего числа, то в 70-х годах их стало уже 17,9 тыс. (18,3%). В 80-х годах количество неполных семей достигло 50,2 тыс., а доля — 25%, т.е. почти каждая четвертая индейская семья состояла из матери и детей, и таким образом без отца росло около 107 тыс. молодых коренных американцев. Кстати сказать, распространенность матрифокальных семей — также косвенное свидетельство отмирания исторических традиций индейских племен, обеспечивавших нормальное существование семьи, лишенной кормильца, например обычая левирата или обычая поселения брата совместно с семьей овдовевшей сестры и т.п.

Эволюция типа индейской семьи от большой к малой стала причиной изменения ролей ее членов, главным образом пожилого и преклонного возрастов. Представителям данных возрастных категорий, чье ведущее положение в системе взаимоотношений большой семьи ранее определялось ее бытовым укладом и закреплялось поведенческими нормами, в нуклеарной семье с иным социальным климатом в буквальном смысле не нашлось места (особенно в городах). Пожилые люди, подчеркивалось, в частности, в заявлении Индейского совета по делам пожилых в г. Лос-Анджелес, пребывают в состоянии тяжкого морального кризиса. С одной стороны, он порожден материальными причинами: превращение из кормильца семьи в иждивенца многими индейцами воспринимается крайне болезненно. С другой стороны, это обстоятельство усугубляется факторами социокультурного порядка. Оторвавшись от своих общин, в которых их уважаемое положение освящалось традицией и … подчеркивалось системой родства, утратив свою социальную функцию — передачу молодежи культурных ценностей своего племени, пожилые городские индейцы… лишились в глазах своих молодых родственников непререкаемого авторитета… что еще больше усилило бремя преклонного возраста», — отмечалось далее в упомянутом документе.

Массовое убийство бизонов

Гибели племени команчей способствовало массовое убийство бизонов. Оно произошло с 1868 по 1881 год. Переселенцы говорили так: «Убьёшь бизона – уничтожишь индейца». Такая политика велась в XIX веке в Америке. «Если убьём всех бизонов, убьём всех индейцев. Нет бизонов – нет команчей». Кавалерия белых поселенцев скакала по прерии и отстреливала всех диких быков. 250 лет длилась борьба индейцев с белыми пришельцами. Она началась с высадки первого корабля на берегу Вирджинии. Сначала это были короткие враждебные вспышки мести за убийства Дж. Армстронга Кастера и Дж. М. Чивингтона в 1864 – 1868 годах.

В то время не были предприняты попытки уничтожить все племена коренных жителей. Но потом вышел приказ войскам уничтожить всех команчей. Кавалеристы выказывали недовольство таким приказом. В этом полку служили в основном ветераны гражданской войны. Они никогда не воевали в прерии и не сталкивались с такими враждебно настроенными местными племенами. Американские солдаты отправились в места полного запустения, без дорог со сплошным морем травы.

Они терялись, их мучила жажда, от которой они умирали. Когда-то здесь пытались обосноваться испанцы, пока не поняли, что они сами являются добычей для воинственных команчей. Однажды они напали на отряд команчей около торгового пункта. Этот небольшой отряд индейцев уничтожил три отряда кавалерии и пехоты федеральных войск. «Политика мира», которую вёл президент Грант, на самом деле не могла принести мир.

Командиром карателей был Рональд Слайделл Маккензи. Он был бригадным генералом, не смотря на молодой возраст. Команчи называли его Вождём без пальцев или Плохой Рукой. У него была изуродованная в боях рука. Он стал самым непримиримым борцом с индейцами в истории Америки. В начале своих походов против команчей он не знал, как с ними бороться. Маккензи не имел представления о местности, где они проживали. Он совершил много ошибок, но сделал из них выводы. Маккензи научил федеральную армию вести сражения с индейцами прерий. Он был орудием возмездия.

Этот бригадный генерал убивал команчей по всей Великой Равнине. После гражданской войны эта земля была открытой кровоточащей раной. Везде были руины, горы трупов и обугленные трубы домов. Закон на этой местности не действовал. Команчи совершали свои набеги, когда хотели. Это был первый не иностранный соперник. Индейцев постепенно сгоняли в резервации, где они голодали. Все эти противники были народами Великой Равнины: команчи, кайова, арапахо и другие. Но главной целью Маккензи было истребление команчей. Это была самая разрушительная война с местным населением Америки.

Индейцы после второй мировой войны

Семейные отношения и семья у индейцев Соединенных Штатов после второй мировой войны претерпели существенные изменения, обусловленные всем ходом социально-политического развития страны и интеграцией коренного населения в американскую экономику. Это особенно проявилось с 60-х годов, когда начались бурный отток индейцев из сельского хозяйства в другие отрасли производства и связанное с ним быстрое увеличение доли городских жителей. Достаточно напомнить следующее: если к началу 60-х годов в сельском хозяйстве было занято свыше 33% коренных американцев, а в городах жило не более 26% их, то в 70-х годах соответственно — 2 и 50%

Наконец, важно подчеркнуть, что упомянутые обстоятельства привели к изменению социального состава индейского населения, которое из преимущественно мелких сельских хозяев превратилось в наемных работников. В 1980-х годах по найму работало более 80% коренных жителей США, тогда как двумя десятилетиями ранее — менее 35%.

Наиболее важной проблемой существования современной индейской семьи является устойчивость ее как особого социального института. Статистика показывает, что у коренных американцев в этом отношении ситуация достаточно стабильна: в 60-х годах семьи образовывали свыше 80% официально зарегистрированных индейских хаусхолдов, в 70-х — 82 и в 80-х — более 77%

Эти показатели, заметно превышающие общенациональные, в первую очередь связаны с весьма высоким уровнем брачности индейцев: в 80-х годах в браке состояли более 49% индеанок в возрасте старше 18 лет и почти 50% мужчин. Впрочем, средние данные по брачности варьируются в зависимости от возраста индивидов. В возрастной группе 18—25 лет число женщин, заключавших брак, в 1,5 раза больше, чем мужчин, что объясняется несколько более высоким в среднем возрастном вступлении в брак последних. В группах 26—35 и 36—45 лет показатели брачности у обоих полов почти одинаковы. После 45-летнего возраста доля женщин, состоящих в браке, начинает постепенно превышать аналогичную долю мужчин, причем в группе старше 65 лет довольно значительно — в 1,5 раза. Это объясняется более низкой средней продолжительностью жизни лиц сильного пола и как следствие — довольно большим числом (около 44 тыс.) овдовевших индианок, чья доля среди совершеннолетних женщин составляет почти 10%.

Падение престижа семьи и брака, затронувшее Соединенные Штаты Америки в истекших десятилетиях, коснулось, правда в меньшей степени, и коренных американцев. В начале 60-х годов доля лиц каждого пола среди индейцев, состоявших в браке, была выше, чем в начале 80-х — соответственно 55 и 61%.

Из факторов, подрывающих устойчивость семьи, следует выделить разводы, число которых постепенно увеличивается. В 1960 г. доля лиц среди коренного населения, состоявших в разводах, равнялась 4,7% у мужчин и 5,2% у женщин. К 1970 г. эти показатели увеличились до 6,3 и 9,3%, а к 1980 г. достигли 10,5 и 14,1%. Конечно, они более низкие; чем у остальных жителей Соединенных Штатов, однако тенденцию к росту количества распавшихся браков у индейского населения отрицать нельзя. Но более серьезная проблема здесь, на наш взгляд, заключается в резком увеличении числа юридически неоформленных разводов среди актов такого рода. Если в 60-х годах подобные случаи носили единичный характер, то в 80-х на их долю пришлась без малого 1/3 всех разводов, причем число женщин, брошенных своими мужьями, превышает аналогичный показатель для мужчин в 2,4 раза.

Как живут индейцы Северной Америки в наши дни

  • apletto

  • Где индейцы Северной Америки? /спецпроект о современных индейцах/
  • 15.07.2015
    23:24

4324

Сенатор Канзаса просит прощения у индейцев

2010 год. Конгресс США, выступление сенатора штата Канзас Сэма Брауна Бэка. Оно облетело весь мир буквально со скоростью света, потому что сенатор сделал эпохальное заявление: от имени властей он принес извинения индейцам за многолетнее угнетение, насилие и непродуманную политику государства, приведшую к тому, что положение индейских племен остается тяжелым на протяжении не одного столетия.
Действительно, большинство коренных жителей Америки продолжает по сегодняшний день жить в специальных резервациях, где не так давно появились телевизоры и зачастую недоступен интернет. Эти резервации в основном сосредоточены в трех штатах: Аризоне, Оклахоме и Калифорнии. Наиболее крупными считаются 4 племени (перечисляем по убывающей): чероки, навахо, сиу и чиппева. Из всех ныне живущих индейцев меньше 30% хорошо владеют языком своего племени, остальные родным считают английский.

Общественно-политическая жизнь индейцев и хозяйство

Впрочем, в наши дни ситуация постепенно улучшается. Власти стали сотрудничать с представителями индейских племен и оказывать различные льготы индейцам, материальную и социальную помощь. Индейская молодежь часто перебирается в крупные города и оседает там, обзаведясь семьей и жильем, устраиваясь на работу. Цивилизация пришла и в резервации. Теперь индейцы активно участвуют в бизнесе, скупают земли, которые когда-то принадлежали их прапрадедам. Землей каждое племя владеет сообща.
Среди главных сфер деятельности индейских племен выделяются ресторанный, игорный бизнес и туризм, причем интересы некоторых бизнесменов распространяются далеко за пределы Америки. Иные добрались и до России. Так, в штате Юта проживает племя семинолов, которое имеет долю от доходов ресторана «Hard Rock Cafe», что на Старом Арбате в Москве. Вожди многих племен – довольно обеспеченные люди. Естественно, они не скачут на лошадях, украсив голову перьями, а носят обычные офисные костюмы и передвигаются на хороших автомобилях. Поселения постепенно благоустраивают, возводят там отели, приглашают туристов.
Интересно, что порой для решения своих внутренних проблем индейцы обращаются не в собственные суды, а в американские: например, в 2003 г. племя семинолов обратилось в американский суд с жалобой на своего вождя, который, выражаясь современным языком, «погряз в коррупции». Почему они не стали разбираться с ним сами? Ведь они наделены полной самостоятельностью в этих вопросах – суды штатов вмешиваться в их внутренние дела самостоятельно не имеют права. Видимо, это плоды ассимиляции, а также возросшего доверия индейцев к американским властям.

Возрождение культурных традиций индейцев

Однако, несмотря на «американизацию» индейских племен, большинство их стремится поддерживать в своей среде культурные традиции, возродить знания о промыслах, обучить молодежь родному языку. Если вы навестите как-нибудь штат Монтана, то сможете попасть на ежегодный красочный национальный праздник «Пау Вау», одним из элементов которого является общее песнопение всех членов племени. В некоторых школах этого штата часть предметов преподают на языке местного индейского племени.
В Техасе существует целое культурологическое общество, куда «кого попало» не примут. В жилах всех членов этого общества течет хотя бы капля индейской крови, что новообращенные подтверждают официальными справками с результатами анализов ДНК. На собраниях надевают национальные костюмы, танцуют народные танцы, поют. Тот, кто не может доказать свою принадлежность к одному из племен индейцев, может присутствовать на празднествах только в качестве гостя.

Календарь

Календарь у индейцев Мезоамерики связан не только с ритуальной жизнью, но и с предсказанием судьбы человека, которая зависит от того, в какой день календаря он родился (в других культурах, где календарная система не была так развита, такой тесной связи не было). Здесь важную роль играет специальный жрец-гадатель. Он смотрит по календарю и говорит: этот человек родился в день Ахау, который означает «владыка», значит, он будет славным человеком. А этот человек родился в день, который означает «ягуар» — и, значит, он будет жестокий, как ягуар. При этом судьбу можно было подделать, вызвав жреца не в тот день, когда ребенок родился, а, например, на два дня позже. 

Как живут современные индейцы

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До­статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

Племена по-разному определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин­дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения. 

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе «Мифы Южной Америки».

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Слово дня

КонфектыТопоним дня

ЭсватиниФотоальбом дня

Военный

Архив

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector