Как появилось коренное население северной америки: его история и культура

«Юридический сумбур»

Оксана Данчевская напомнила, что в 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство всем уроженцам Соединённых Штатов. Она не распространялась на одну-единственную категорию населения — членов индейских племён.

Три года спустя власти США приняли закон, который лишил индейские племена статуса «суверенных народов». Писатель и историк Юрий Стукалин рассказал в беседе с RT, что «ситуация с положением коренных жителей стала с юридической точки зрения сумбурной». По словам эксперта, индейцы находились под юрисдикцией правительства Соединённых Штатов, но при этом были лишены гражданских прав.

Также по теме

Системная изоляция: сможет ли коренное население Северной Америки покинуть резервации

260 лет назад на территории Северной Америки в районе местечка Шамонг была создана первая в истории резервация для индейцев. Так был…

Данчевская придерживается аналогичной точки зрения. Эксперт отметила, что «индейцы имели в этот период двоякий статус». Такое положение дел сохранялось более 50 лет.

«С одной стороны, их всячески притесняли и не считались с их правами, с другой — власти США постепенно развивали связанную с ними нормативную базу. Нужно отметить, что часть индейцев получила за это время гражданство благодаря воинской службе, заключению браков и ассимиляции», — подчеркнула кандидат культурологии. 

По словам Данчевской, мощным катализатором процесса предоставления прав коренным народам стала Первая мировая война.

«Многие индейцы служили в армии, коренное население участвовало во всех войнах, которые вели США», — добавила она. 

В 1924 году американский парламент по предложению конгрессмена Гомера Снайдера принял закон «О гражданстве индейцев». 2 июня его подписал президент Джон Калвин Кулидж — младший.

  • Закон «О гражданстве индейцев», 1924 год

По словам Стукалина, гражданство коренным жителям дали, но до конца было непонятно, что с ним делать.

«Индейцев многие белые по-прежнему не считали за людей», — отметил историк. 

Несмотря на то что формально вместе с гражданством коренные жители должны были получить все полагающиеся белым американцам права, на уровне штатов с этим возникли проблемы. Так, право голоса на всей территории США индейцы получили только в 1948 году, после Второй мировой войны. 

В свою очередь, Данчевская рассказала, что после принятия закона о гражданстве индейцев власти США начали предоставлять коренным американцам некоторые льготы.

Так, индейцы получили социальную помощь от государства и налоговые льготы при осуществлении определённых видов деятельности, в частности в области игорного бизнеса.

«Ими могут пользоваться только члены племён, признанных на федеральном уровне. Но, во-первых, не все племена признаны, а во-вторых, не все индейцы могут доказать, что они являются членами племени», — подчеркнула эксперт. 

Оспа играла важную роль в убийстве американских индейцев

Термин Геноцид происходит от латинского (genos — раса, племя, cide — убийство) и буквально означает уничтожение или истребление целого племени или народа. Оксфордский словарь английского языка определяет геноцид как «преднамеренное и систематическое истребление этнических или национальных групп», и ссылается на первое употребление термина у Рафаэля Лемкина относительно действий нацистов в оккупированной Европе. Впервые документально термин был употреблен на Нюрнбергском процессе в качестве описательного а не юридического термина. Под геноцидом, как правило, имеется в виду уничтожение нации или этнической группы.

Генеральная Ассамблея ООН приняла этот термин в 1946 году. Большинство людей склонны связывать с геноцидом массовые убийства конкретных людей. Тем не менее, в 1994 году в Конвенции ООН о наказании и предупреждении преступлений геноцида, описывается геноцид вне прямого убийства людей, как разрушение и уничтожение культуры. Статья II Конвенции перечисляет пять категорий деятельности, которые направлены против конкретной национальной, этнической, расовой или религиозной группы, которые следует считать геноцидом.

Этими категориями являются:

  • Убийство членов такой группы;
  • Причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • Умышленное создание группе таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение ее в целом или частично;
  • Меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  • Насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Правительство Соединенных Штатов отказалось ратифицировать конвенцию ООН о геноциде. И не мудрено. Многие аспекты геноцида были реализованы на коренных народах Северной Америки. Список американской политики геноцида включает в себя: массовое истребление, биологические войны, принудительное выселение из родных мест, лишение свободы, внедрение ценностей, отличных от коренных, вынужденная хирургическая стерилизация местных женщин, запрет на проведение религиозных обрядов и т.д.

До прибытия Колумба земли, ныне занятые 48 штатами Америки населяли свыше 12 миллионов человек. Четыре века спустя население было сокращено до 237 тысяч, т.е на 95%. Как? Когда Колумб вернулся в 1493 году на 17 судах, он начал осуществлять политику угона в рабство и массового истребления населения стран Карибского бассейна. В течение трех лет было уничтожено пять миллионов человек. Еще пятьдесят лет спустя в ходе испанской переписи было зафиксировано только 200 000 индейцев! Лас Касас, основной историк Колумбийского эры, приводит многочисленные сообщения об ужасных актах, совершаемых испанскими колонистами над коренными народами, в числе которых повешения в массовом порядке, сжигание кос, разделывание на куски детей и скармливание их собакам — список зверств внушителен.

С отъездом Колумба подобная политика не прекратилась. Европейские колонии, а впоследствии вновь образованные Соединенные Штаты продолжали аналогичную политику завоеваний. Массовые убийства происходили по всей стране. Мало того, что индейцев массово убивали, вырезая целые деревни и скальпируя плененных, европейцы так же задействовали и биологическое оружие. Британские агенты раздавали племенам одеяла, которые были намеренно заражены оспой. Более ста тысяч Минго, Делавэров, Шони и других племен, населяющих берега реки Огайо унесла эта болезнь. Армия США взяла этом метод на вооружение и использовала его против ведущих племенной образ жизни на равнинах с таким же успехом.

Принудительная высылка

Ненасытная жадность к чужой земле остается первопричиной, но многие люди сейчас считают, что выселение индейцев было единственным способом их спасения от истребления. Пока индейцы жили в непосредственной близости от белых, они умирали в результате заболеваний, алкоголя и бедности. В 1830 году началось выселение индейцев. Форсированные марши-броски целых поселений привели к высокой смертности. Печально известное выселение пяти цивилизованных племен — чокто, крикс, чикасавов, чероки и семинолов — это гнетущая страница в истории Соединенных Штатов. К 1820 году чероки, которые создали письменную конституцию по образцу Конституции Соединенных Штатов, газеты, школы, и госучреждения в своих населенных пунктах, выселению воспротивились. В 1938 году федеральные войска чероки выселили силой. Около четырех тысяч чероки погибли во время переселения из-за плохого планирования со стороны правительства Соединенных Штатов. Этот исход известен как Тропа слез. Более ста тысяч американских индейцев в конце концов пересекли реку Миссисипи, покидая собственные земли, отнятые белыми колонизаторами.

Калифорния – известный район проживания индейцев

Западный кинематограф и популярная художественная литература очень часто рисуют картину проживания индейцев именно здесь – в Калифорнии. Это отнюдь не значит, что кантри-музыка и фильмы обманывают: такие же факты приводит и статистика.

Переписи населения Америки за прошлые десятилетий подтверждают, что большинство современных индейцев обитает в Калифорнии. Стоит заметить, что представители этой расы в данном мегаполисе уже давно смешались с остальным населением. За долгие годы большая часть из них утратили знание родного языка. Например, более 68% индейцев сегодня не знают ни одного языка, кроме английского. Лишь 20% отлично разговаривают на наречии собственного народа, как и на государственном.

Необходимо отметить, что калифорнийские краснокожие имеют определенные льготы, например, на образование и поступление в высшие учебные учреждения. Но предоставленными льготами большинство индейцев не пользуются. Сегодня среднее образование получают около 65% детей из индейских семей, а диплом бакалавра – всего 10%.

«Дорога слёз»

После Войны за независимость в США новые американские власти попытались частично упорядочить отношения с индейцами. Вашингтон закрепил за собой эксклюзивное право заключать с коренным населением Америки договоры, в том числе о приобретении земли.

Кандидат культурологии, доцент Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета Оксана Данчевская в беседе с RT отметила, что индейцам был предоставлен статус суверенных народов. Этот шаг позволил властям на равных правах подписывать с ними соглашения, которые стали одной из основных составляющих американо-индейской политики.

«За так называемый договорный период (с 1778 по 1887 год. — RT) между США и рядом племён было заключено около 500 договоров. Все они затем были нарушены американским правительством», — рассказала Данчевская.

Также по теме

«Индейцев считали расходным материалом»: как вождь Текумсе стал жертвой противостояния Вашингтона и Лондона

5 октября 1813 года в бою с войсками США погиб лидер одного из крупнейших индейских союзов Текумсе. По свидетельствам историков, он…

В начале XIX века после длительных войн федеральные власти США заключили договоры с пятью индейскими народами, считавшимися «цивилизованными» (чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы). Согласно данным соглашениям, индейцы в обмен на некоторые территориальные уступки получили право вечного пользования своими землями на юго-востоке современных Соединённых Штатов.

Но уже в 1823 году Верховный суд США объявил все территории коренного населения «ничейными», а семь лет спустя власти приняли закон о выселении индейцев. Согласно новому нормативному акту, все коренные американцы, включая «цивилизованные» народы, должны были покинуть территории к востоку от реки Миссисипи и переселиться в степи современной Оклахомы.

В 1831 году армия США силой изгнала значительную часть «цивилизованных» индейцев на запад. Многие из них погибли в пути от голода, холода и болезней. Данная депортация известна среди историков как «дорога слёз». Оставшиеся индейцы некоторое время оказывали сопротивление, но к концу XIX века лишь небольшая горстка представителей народа семинолов, осевших в болотах Центральной Флориды, отказалась выполнить требования Вашингтона. Все остальные индейцы покинули восточную часть США.

В 1851 году власти страны приняли закон, согласно которому проживавшие к западу от Миссисипи племена также теряли свои земли и подлежали перемещению в резервации. Во второй половине XIX века века начался захват их территорий в центре и на юго-западе Северо-Американского континента. Индейцы, жившие на Великих равнинах и в горных районах на границе с Мексикой, оказывали захватчикам ожесточённое сопротивление. Война с ними затянулась примерно на 40 лет.

  • «Дорога слёз» — депортация «цивилизованных» индейцев на запад США

Американские власти в ходе так называемых земельных гонок раздавали своим гражданам территории, ранее переданные «цивилизованным» народам Оклахомы. Войска подавляли сопротивление индейцев лакота, арапахо, чайенов, команчей и апачей. Солдаты убивали в индейских стойбищах стариков, женщин и детей. Коренные жители прерий нанесли военным несколько поражений и добились перемирия. Однако после строительства Первой трансконтинентальной железной дороги и уничтожения бизонов, служивших источником пропитания для индейцев Великих равнин, сопротивление было подавлено.

Индейские войны официально завершились в 1890 году после убийства одного из самых уважаемых вождей лакота — Сидящего Быка — и бойни на ручье Вундед-Ни, унёсшей жизни примерно 300 индейцев. С момента образования США и до конца XIX века власти отняли у коренных жителей около 600 млн га земли. К началу XX века на территории США осталось всего около 250 тыс. индейцев. 

КУЛЬТУРА

Культура есть выражение творчества людей и включает практически всю их деятельность: язык, музыку, искусства, религию, врачевание, сельское хозяйство, кулинарные стили, учреждения, регулирующие общественную жизнь. Уничтожение американской культуры — больше, чем бойня. Колонизация не только убивает индейцев. Она убивает их духовно. Колонизация искажает отношения, разрушает сложившиеся отношения и развращает.

Практически одновременно с физическим уничтожением целых племен проводились стратегии ассимиляции индейских детей. Иезуитами были возведены форты, в которых молодежь коренных народов была заключена в тюрьму, где ей внушали христианские ценности и принуждали к тяжелому физическому труду. Обучение является важным инструментом в изменении не только языка, но и культуры впечатлительных молодых людей. Основатель индийской промышленной школы Карлайл в Пенсильвании, капитан Ричард Пратт, в 1892 году так охарактеризовал философию своей школы: «Убить индейца — спасти человека». Детям школы было запрещено говорить на своем родном языке, они вынуждены были носить униформу, стричь волосы и подчиняться жесткой дисциплине. Несколько индейских детей смогли бежать, другие умерли от болезней, а некоторые умерли от тоски по родине.

Дети, насильственно разлученные со своими родителями, после того, как их родные системы ценностей и знания были вытеснены колониальным мышлением, после возвращения из школы-интерната не знали свой родной язык. Они были чужими и в своем собственном мире, и в мире белого человека. В фильме «Женщины Лакота» эти дети называются яблочными детьми (красный снаружи, белый внутри). Они не смогли никуда вписаться, не смогли ассимилироваться ни с одной культурой. Эта потеря культурной идентичности приводит к самоубийствам и насилию. Самым разрушительным аспектом отчуждения является потеря контроля над своей судьбой, над своими воспоминаниями, над собственным прошлым и будущим.

Принудительное внедрение колониального мышления в умы детей американских индейцев служило средством нарушения передачи культурных ценностей между поколениями, культурным геноцидом, используемым американским правительством в качестве еще одного средства отбора земель у американских индейцев.

Одинокий рейнджер (2013)

Иронично-пародийный боевик от создателя «Пиратов Карибского моря» Гора Вербински стоит особняком среди серьезных зарубежных фильмов про индейцев. Джон Рид возвращается в родной техасский городок, где строится железная дорога, привлекающая разного рода аферистов. Брат Джона берет его в команду техасских рейнджеров, но бандиты коварно убивают стражей порядка. Мистичеки оживший Джон под именем Одинокого рейнджера вместе с индейцем Тонто отправляется на поиски общего врага.

Оригинальное названиеThe Lone RangerЖанрВестерн, приключения, боевик, комедияАктерыДжонни Депп, Арми Хаммер, Том Уилкинсон, Уильям Фихтнер, Рут Уилсон, Барри Пеппер, Хелена Бонем Картер…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 6.4Возрастные ограничения12+

Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ­ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско­рее напоми­нал современных айнов  Айны — древние жители Японских островов.. Исследователи предпо­ложили, что скелет принадле­жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг­леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.

Реконструкция внешнего облика кенневикского человека

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно­ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

Что они ели

1 / 3

Мужчина и женщина за едой. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 годNorth Carolina Collection / UNC Libraries

2 / 3

Посев маиса или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 годBrevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

3 / 3

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 годBrevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле­дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка­шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку­рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

Индейцы в США в 80-е годы

Итак, семья коренных жителей США к 80-м годам нашего столетия стала двухпоколенной и небольшой по численности. Но по мере ее выделения из расширенного родственного коллектива малая семья попадала под воздействие разного рода негативных факторов социоэкономического порядка (безработица, высокая стоимость жизни, проблема жилья и т.п.). Не имея цементирующей основы, каковой ранее являлась совместная производственная деятельность ее членов, нуклеарная семья, в свою очередь, стала подвергаться разрушению, проявившемуся в постоянном, хотя и медленном по американским меркам росте числа разводов, как формальных, так и неформальных. Следствием этого явилось неуклонное увеличение числа и доли неполных семей, в основном матрифокальных, т.е. состоящих из матери и ее несовершеннолетних детей. Если в 60-х годах таких семей у индейцев было 9 тыс. и они насчитывали менее 14% от их общего числа, то в 70-х годах их стало уже 17,9 тыс. (18,3%). В 80-х годах количество неполных семей достигло 50,2 тыс., а доля — 25%, т.е. почти каждая четвертая индейская семья состояла из матери и детей, и таким образом без отца росло около 107 тыс. молодых коренных американцев. Кстати сказать, распространенность матрифокальных семей — также косвенное свидетельство отмирания исторических традиций индейских племен, обеспечивавших нормальное существование семьи, лишенной кормильца, например обычая левирата или обычая поселения брата совместно с семьей овдовевшей сестры и т.п.

Эволюция типа индейской семьи от большой к малой стала причиной изменения ролей ее членов, главным образом пожилого и преклонного возрастов. Представителям данных возрастных категорий, чье ведущее положение в системе взаимоотношений большой семьи ранее определялось ее бытовым укладом и закреплялось поведенческими нормами, в нуклеарной семье с иным социальным климатом в буквальном смысле не нашлось места (особенно в городах). Пожилые люди, подчеркивалось, в частности, в заявлении Индейского совета по делам пожилых в г. Лос-Анджелес, пребывают в состоянии тяжкого морального кризиса. С одной стороны, он порожден материальными причинами: превращение из кормильца семьи в иждивенца многими индейцами воспринимается крайне болезненно. С другой стороны, это обстоятельство усугубляется факторами социокультурного порядка. Оторвавшись от своих общин, в которых их уважаемое положение освящалось традицией и … подчеркивалось системой родства, утратив свою социальную функцию — передачу молодежи культурных ценностей своего племени, пожилые городские индейцы… лишились в глазах своих молодых родственников непререкаемого авторитета… что еще больше усилило бремя преклонного возраста», — отмечалось далее в упомянутом документе.

Упадок народа ирокезов

Настоящие потрясения наступают в жизни ирокезов с началом Американской революции. Дипломаты Британии сумели убедить индейцев выступить на их стороне, однако те лишь потеряли от такого сотрудничества.

Генерал Салливан нанёс сокрушительный удар по Лиге, что фактически прекратило её существование. Племена были разобщены и расселены в отдельных резервациях, немало ирокезов отправились в Канаду. Увы, в самых разных регионах численность ирокезов заметно уменьшалась – причиной становились болезни, голод, гонения и войны.

Долгие годы, до наступления XIX века, ирокезы жили в резервациях, едва не исчезнув как народ. Однако сегодня численность этих индейцев растёт, а сами они уверенно заявляют о своих правах. Центром племён всех ирокезов считается поселение Онондага.

Роберт Гриффин «Ирокезские воины», 2011 год

Племена Боливии и Перу

 К приходу Колумба территория нынешней Боливии уже была завоевана инками. До этого большую часть земель заселяли аймара и кечуа.

 Первые жили в высокогорных районах на западе Южной Америки. К XV в. они создали несколько государств. Самое могущественное – Колья у озера Титикака. Вопреки суровым погодным условиям аймара выращивали картофель, кукурузу, тыкву. Племя смогло сохранить быт и традиции и после прихода европейцев. Сейчас численность народа составляет почти 4 млн. человек. Они живут в Боливии, Перу, Чили, Аргентине.

 Кечуа – самый многочисленный народ доколумбовой и современной Южной Америки. Численность – 20 млн. человек. Сейчас большая часть живет в Боливии и Перу. Культура племен была более развитой по сравнению с майя и ацтеками. К XV в. индейцы сумели создать могущественное государство.

 Помимо них территорию Перу и Боливии населяли:

  • бороро, вступившие в контакт с европейцами в XVIII в;
  • итонами, практически утратившие свою культуру и язык;
  • такана, мирно относившиеся к завоевателям;
  • уитото, численность которых сильно сократилась в XX в.;
  • хакару, занимавшиеся разведением лам и альпак в Перу;
  • хиваро, в традициях которых смешался быт индейцев из предгорий Анд и тропических лесов;
  • шипико-конибо – группа племен, пришедших из Амазонии.

 О некоторых племенах (например, хиваро) стало известно совсем недавно, в начале или середине XX в.

Геноцид индейцев в США

Расширяя границы своих территорий, молодое государство пользовалось доктриной открытия. Подразумевалось, что у аборигенов нет прав на земли. Они могут только проживать, но не владеть. Право собственности может быть только у более цивилизованных народов.

Согласно этой доктрине с 1830 года началось изгнание индейцев с родных мест

Правительство забирало экономически выгодные участки, плодородные земли. Навязывались невыгодные коренному населению договора. Освоение Нового света проходила через истребление народов.

Геноцид включал в себя:

принудительная стерилизация женщин;

выселение в непригодные для жизни места;

аресты и лишение жизни;

запреты на поклонения богам предков;

внедрение чуждых ценностей.

Перед коренным населением поставлен нелегкий выбор: переехать в города или остаться в резервациях. В первом случае индейцы ассимилируют, а во втором – сохранят культуру. Современные резервации индейцев в США никого не удерживают насильно.

Им выплачивают колоссальные компенсации за тяготы, которые пережили предки. Но тяга к независимости прослеживается очень четко и явно. Америка для них – это захватчик. Большинство не желает становиться гражданами чужой страны.

Резня Солт-Крик

Команчи также остановили распространение испанской империи дальше на север материка. Это племя убило и покорило другие индейские племена в Мексике. Они перемещались, куда хотели. Целые районы после их вторжения оставались пустыми. Это поведение команчей привело генерала Шермана к принятию такого радикального решения. Но близость Шермана вызвало нападение команчей. Этот их набег в истории известен как Резня Солт-Крик.

Жертвы были убиты и раздеты. У них были вспороты животы и сняты скальпы. Ни одному индейскому племени не удавалось так долго сопротивляться распространению европейской цивилизации и зарождающейся американской. Они сражались стрелами и ножами против аркебуз и мушкетов и пренебрежения их коренными интересами. Сотни индейских племён погибли в этой войне. Их земли были экспроприированы.

Всего команчей было несколько групп. Они, в отличие от других племён, никогда не подписывали никаких договоров с поселенцами. Квахадис были самыми жестокими и непримиримыми. Их боялись даже другие команчи. Маккензи охотился на квахадисов. Он искал деревню Куаны – вождя-полукровки. Когда его индейцев выследили, борьба была страшной. Но в итоге и команчи вынуждены были сдаться. Их, как и другие племена, поселили в резервации.

Европейцы в Америке

Первыми европейцами, вступившими на североамериканский континент ещё в конце Х века, были викинги. Но им не удалось здесь закрепиться, поэтому скандинавский элемент не составляет какой-либо значительной доли в национальном составе США.

Полноценная европейская колонизация Америки началась только в 1492 после прибытия экспедиции Христофора Колумба. Сюда устремились испанцы и португальцы, однако, их интересовали больше богатые и плодородные земли Южной Америки, а не территория современных США. Поэтому потомков идальго и конкистадоров сегодня можно встретить только в Техасе, Калифорнии и Нью-Мексико.

Но наибольшего успеха в заселении этих территорий добились англосаксы. Сюда бежали как городские низы и разорившиеся крестьяне, так и представители богатых аристократических семей. Многие подались в Америку после того, как в Англии прошла череда кровавых столкновений между католиками и протестантами. Также новые земли привлекали шотландцев и ирландцев, страдавших от притеснений со стороны английских королей и знати. Английские переселенцы основали в Северной Америке 13 знаменитых колоний, позже ставших единым самостоятельным государством.

Религиозные конфликты стали причиной оттока населения и из Франции. Французские переселенцы заняли территории Канады и север будущих США. Постепенно им удалось продвинуться на юг страны, заняв обширные земли, простиравшиеся вплоть до Мексиканского залива. Под напором англосаксов французам пришлось отступить обратно на север. Однако потомки французских эмигрантов до сих пор встречаются на всей территории Центральной и Южной Америки.

Одновременно началась и русская колонизация Америки. Русские купцы часто перебирались через Берингов пролив, чтобы вести торговлю с местным населением. К началу XIX века отдельным землепроходцам удалось добраться до самой Калифорнии. На сегодняшний день около 1% жителей Америки считаются русскими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector