Часовня-ризница иверской иконы божией матери при храме спас-на-крови. музей камня

История Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Храм довольно молод, о его возведении начали думать еще до нулевых. А причиной было желание запомнить то, что здесь случилось в 1918 г. Раньше тут находился тот самый дом инженера Ипатьева, где провели в заточении 78 дней до своей смерти император Николай II, его жена Александра Федоровна и 5 детей – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей Романовы. Злосчастный дом простоял до 1977 г. Потом к месту гибели потянулись люди, что побудило задуматься о возведении памятного храма. От заложения первого камня (1992 г.) до финишных работ прошло 11 лет. Сдвинулось дело с мертвой точки только после канонизации Романовых. Само строительство по проекту трех архитекторов длилось 3 года, с 2000 по 2003.

Архитектура

Храм выглядит празднично и ярко. Необычная для Санкт-Петербурга архитектура делает Спас узнаваемым. Вряд ли этот храм можно перепутать с другим питерским сооружением.

Фасад

Храм представляет собой сборный образ российского православного сооружения по образцу московских и ярославских соборов XVI-XVII веков. На фасад нанесены надписи, в которых перечисляются достижения Российской империи в годы правления Александра III.

Храм декорируют вырезанные наличники, черепица разных цветов, кокошники. Основа храма – пятиглавый четверик. Пять глав, всего их 9, декорированы разноцветной эмалью. По данным Википедии высота сооружения – 81 м, одновременно храм вмещает более 1 500 человек. Центральная глава имеет 8 вытянутых окон. Заметный элемент – колокольня с куполом.

Для декорирования фасада использовали множество материалов – красный кирпич, разноцветный мрамор, гранит, медь с позолотой и разноцветную мозаику. Весь фасад украшен узорами. Гармонично сочетаются кокошники, белоснежные арки и красный кирпич.

Внутреннее оформление

Внутри храм – произведение мозаичного искусства. Полотнами из цветного стекла декорировано 7 065 кв.м. Для мозаики использовали эскизы трех десятков художников, среди них Васнецов и другие менее известные, но не менее талантливые живописцы. Мозаичная отделка Спаса одна из самых масштабных на Европейском континенте. Мозаичные полотна нанесены на стены, потолочное пространство и пилоны. Мастера по мозаике изобразили с помощью цветного стекла библейские сюжеты.

Стены, выложенные мозаикой, прекрасно гармонируют с плитами из мрамора, которыми выложен пол. Мрамор использовали для изготовления резного иконостаса.

Основное место храма – часть мостовой с кровью Александра II. Это место осталось нетронутым, оно огорожено и накрыто шатром из яшмы.

Внешнее и внутреннее оформление храма подчеркивают монументальность и основную задачу этого сооружения – память народа России о царе-мученике.

Спас на Крови

Прогуливаясь по Невскому проспекту Санкт-Петербурга, каждый турист обязательно обратит внимание на невероятной красоты собор, словно бы нависший над темной водой канала Грибоедова. Это знаменитый Спас на Крови – одна из ключевых достопримечательностей Северной столицы

В 2015 году в Европе был опубликован рейтинг популярнейших туристических объектов мира, Спас на Крови занял в нем 12-ое место вслед за собором Святого Петра в Ватикане.

Название собора не случайно – с ним связано одно из самых трагических событий в русской истории. Храм Спаса на Крови возведен на месте убийства царя Александра Второго членом подпольного кружка Игнатием Гриневицким. Это произошло 1 марта 1881 года в момент, когда карета императора свернула на Екатерининский канал. Для теракта Гриневицкий использовал самодельную бомбу, при взрыве погибло несколько человек, включая мальчика-торговца пирожками.

Строительство Спаса на Крови началось в 1883-ем году, а до этого на месте убийства императора находилась деревянная часовня. Сначала планировалось возвести памятник убитому царю, но объемы пожертвований, поступающих из российских губерний, оказались столь значительными, что власти приняли решение о строительстве храма.

Возведение Спаса на Крови продолжалось 24 года: его открыли при Николае Втором в год первой русской революции. Здание пришлось расположить максимально близко к каналу Грибоедова, поэтому архитекторы соорудили основание из бетона, «отвоевав» часть суши у реки Нева.

С момента открытия в храме Спаса на Крови проводились службы в память об убитом императоре. После социалистической революции собор пережил множество нападок со стороны новых властей, религиозные службы в нем были прекращены, финансирование полностью прекратилось.

В 1938-ом году над величайшим архитектурным сооружением нависла угроза уничтожения: был издан декрет о сносе собора Спас на Крови и возведении не его месте строения, «полезного для трудящихся». До начала войны этот план не был реализован, а в дальнейшем властям стало не до этого.

В блокаду Ленинграда в храме хранили трупы погибших горожан, а также овощи.

После войны решение о сносе Спаса было признано вредным, но статус сооружения для религиозных обрядов храму не возвратили. В последующие полвека помещения собора использовались в качестве хранилища театральных декораций.

В 1997-ом году закончилась многолетняя полная реконструкция Спаса на Крови, храм был признан музеем и открыт для экскурсий.

Несмотря на трагический повод к постройке храма, его внешний облик абсолютно не соответствует готической и довольно мрачной архитектуре Петербурга. Спас на Крови похож на сказочный терем: архитекторы явно вдохновлялись внешним видом собора Василия Блаженного на Красной площади Москвы.

Главной архитектурной особенностью Спаса стали несколько глав, покрытых разноцветной мозаикой. На стены храма прикреплены гранитные доски с золотыми надписями, перечисляющими вехи правления императора Александра Второго.

Туристов особенно привлекает уникальная достопримечательность, расположенная внутри храма. Это – часть мостовой Екатерининского канала с чугунной решеткой. Именно на этом месте лежал, истекая кровью, смертельно раненный народовольцем царь.

Внутреннее убранство Спаса на Крови потрясает даже больше, чем внешний облик. Изначально собор не был задуман для служб с привлечением паствы – планировалось, что его будут посещать для молитвы только члены царской фамилии. Строители не поскупились на драгоценности и золото. Уральские мастера, прибывшие в Петербург для работы над Спасом, инкрустировали мраморные полы яшмовыми и изумрудными вставками, на стенах – россыпи драгоценных самоцветов и редчайших камней.

Время работы Храма: с 10.30 до 22.30. Выходной – среда. Ближайшая станция метро – «Канал Грибоедова».

Можно посетить музей бесплатно, но только ранним утром, когда в Спасе на Крови проходит церковная служба.

По храму водятся экскурсии, то есть совершить одиночное путешествие не получится. На входе сотрудник музея ждет, когда соберется не меньше 10 человек. Музей очень посещаемый, поэтому группа собирается за 2-3 минуты.

Стоимость экскурсии включена в билет, поэтому турист может менять экскурсовода, если рассказ ему чем-то не понравился. Ограничений по времени пребывания в соборе после покупки билета нет.

Видео:

Как добраться:

Миссионерство сегодня не на стадионах

– Как сегодня нести миссию в современном мире? Есть же огромный пласт людей, которых совершенно другие вещи интересуют, и они ничего про Церковь не знают.

– Самый простой ответ уже дал Серафим Саровский: начни с себя. Сам будь верен – и люди станут идти в храмы.

– Раньше проповедники на стадионы выходили. Помните, в начале нулевых Кураев выступал на рок-концертах, это как раз в эпоху вашего взросления было.

– Я смотрел это выступление Кураева на рок-концерте, он говорил очень правильные вещи, у него были все задатки и миссионера, и проповедника. То же самое, когда я смотрел первое после прекращения гонений на Церковь выступление священника на телевидении – отца Александра Меня. Ему было выставлено условие, что он не использует слово «Бог». При этом он за 10 минут изложил все мысли о смысле жизни, о том, где искать ответы на извечные вопросы, которые возникают у каждого думающего человека. Церковь только вышла из подполья, у людей был интерес, это было уместно. Та эпоха прошла, за это время были примеры, когда мы положительно свидетельствовали о Церкви, были примеры, когда, наоборот, мы дискредитировали ее.

Считаю, что сейчас самое главное – самому быть примером. Самый для меня важный принцип, по которому стоит жить и поступать: будь честен перед Богом, перед собой и перед окружающими.

Если ты живешь в соответствии с этим принципом, все будет хорошо.

– Вот сидишь со своими принципами на приходе, а как гипотетическому Васе Иванову узнать, что есть такой прекрасный священник?

– Про Церковь сегодня знают все. Ничего нового мы не придумаем. Выходить куда-то в соседние сферы – на мой взгляд, уже навязывание. Если у кого-то есть желание – можно легко найти информацию, прийти, поговорить. Думаю, время масштабных проектов прошло. И было бы немного странно к ним возвращаться. Возвратимся лучше к себе. Раньше христиане жили общинами, все друг друга знали. Мы сейчас не знаем соседей по лестничной площадке. Раньше на христиан смотрели и спрашивали – что это за люди, которые так любят друг друга? А сейчас мы все закрыты, у всех своя жизнь, все отдалены. Но есть новые возможности, через которые можно проповедовать. Когда апостол Павел не мог присутствовать где-либо, он писал послания. Сегодня эти функции выполняют социальные сети, интернет.

– Вы играете в сборной митрополии по футболу. Что это для вас?

– Я просто занимался спортом всю жизнь, в футболе с юношеского возраста, так что для меня это просто увлечение, которому я уделяю определенное время. Время отвлечься от каких-то вещей, расслабиться, подумать, пообщаться, встретиться с людьми. В команде разные ребята есть: и духовенство, и прихожане, и алтарники. И просто светские люди – для них, возможно, тут элемент миссионерства. Разный статус, разная жизнь, кто-то в метро работает, кто-то бизнесмен. Общая платформа для общения.

На тренировке

– Один мой знакомый стал священником во взрослом возрасте, до этого занимался баскетболом много лет, но сразу же ушел. Для него это страсть, азарт, он почувствовал в спорте опасность для себя. У вас такого противоречия не было?

– Нет, не было. Может, это дело каждого

Главное, чтобы это не замещало чего-то более важного в твоей жизни. Если это тебе не мешает нести служение, то почему бы нет

А азарт? Все мы люди, мы живые, у нас есть чувства и эмоции – может, это и нормально, с другой стороны. Здесь нельзя судить – правильно или неправильно поступил тот или иной человек. «Все мне позволительно, но не все полезно…»

Владимир Сарабьянов: Во всех храмах надо служить, но надо решать этот вопрос с умом

– Вы служите в храме-музее «Спас на Крови». Постоянные экскурсии, китайские туристы… как вам живется?

– Конечно, есть своя специфика. У нас ограничено время служения: до того, как открывается музей. Совершенно нет подсобных помещений, негде собраться с прихожанами. Конечно, большинство приходит туда как в музей – даже во время богослужения. В интернете видишь, что люди делятся опытом на форумах: входной билет 350 р., а во время службы – бесплатно. Я к этому спокойно отношусь. Люди – это люди.

– Было ли, что кто-то пришел в музей, но заинтересовался храмом?

– Мы, священники, в будние дни дежурим в храме, и бывает, что подходят, задают вопросы. И на исповедь приходит довольно много людей, которые говорят, что в первый раз. Мне кажется, это показатель. Значит, кого-то трогает. В этом плане, может, и хорошо, что это храм-музей. В храм человек бы и не пришел, а так пришел в музей – и он потом стал для него храмом.

Иностранцев много, пишут и записки – на китайском, например. Ничего не понятно. Когда был чемпионат по футболу, я в храме познакомился с католическим священником из Мехико, немного пообщались на английском.

Внутреннее убранство и святыни собора

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Суббота7:20 – Проводится литургия и часы;18:00 – Проходит всенощное бдение.Воскресение7:20 — Проводится литургия и часы;Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.

Все мозаичные картины были сделаны сотрудникам В.А Фролова в его мастерской по эскизам, выпоенным более чем 32 художниками, в том числе такими мастерами, как:

  • В. В. Беляев.
  • В. М. Васнецов.
  • В. И. Отмар.
  • Ф. С. Журавлев.
  • Н. Н. Харламов.
  • А. П. Рябушкин.
  • М. В. Нестеров.

Внутреннюю отделку собора оформляли из итальянского мрамора, порфира, уникальной уральской и алтайской яшмы, орлеца. Внешний вид интерьера уникален по богатству и разнообразию фактур и пород различных минералов, используемых в работе. Это признанный шедевр камнерезного искусства мирового значения.

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) внутри

Внутреннюю композицию гармонично дополняет пол собора, сделанный из мраморных орнаментов, которые изыскано и красочно украшены. Резной иконостас также выполнен из итальянского мрамора.

Основной мемориал храма состоит из части мостовой, выполненной булыжными камнями, и решетки, которые были изъяты на месте гибели государя Александра II. Они выделены яшмой в виде шатра, вырезанного российскими мастерами. Это место окружено иконами с ликами святых, на месте покушения на императора стоит распятие, сделанное из мрамора и гранита.

Нельзя посещать храм Спаса на Крови гражданам, одетым в спортивную и пляжную одежду. Женщинам при входе в собор необходимо быть с покрытой головой. Не рекомендуется женщинам входить в храм, одетыми в мини юбки и брюки.

При нахождении в храме посетители должны соблюдать классические правила поведения в общественных местах:

  • Не курить.
  • Громко не разговаривать и не бегать.
  • Не использовать ненормативную лексику.
  • Быть трезвым.

Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.

Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.

Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
Аэросъемка Храма
Храм Спаса на Крови

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

Гибель царя-освободителя

Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.

Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.

Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.

Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.

Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.

Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».

Картина Константина Маковского «Александр II на смертном одре» 1881 г. (Государственная Третьяковская галерея)

Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.

Легенды о соборе

Благодаря народной любви к усопшему императору, этот храм стал не только важной частью достопримечательностей города, он быстро обрел символическое, религиозное, и даже мистическое значение среди жителей города

Кровавая мостовая

Наличие в храме непосредственно куска мостовой, где был ранен император – желание его сына, Александра III. Поэтому храм часто называют «кровавой мостовой», часть которой хранится внутри его. Также о храме быстро возникли народные легенды –его не открывают из-за того, что в там даже после смерти императора слышно его стоны.

Подводные кресты

После революции 1917 года, когда большевики начали антирелигиозную пропаганду, жители Ленинграда сняли и спрятали кресты с храма Спаса на крови.

И во время реставрации, когда их начали искать, они невредимы лежали в канале Грибоедова на протяжении нескольких десятилетий.

Как строительные леса Спаса на Крови держали Советский союз

Первая реконструкция храма планировалась в 1970 году, и тогда же были сооружены строительные леса. Хотя реставрационные работы и начались через несколько лет, они не продлились долго, а леса вокруг храма остались стоять на месте вплоть до 1991 года. За время среди жителей Ленинграда родился анекдот: советская власть продержится пока стоят леса вокруг Собора.

Блокадный морг и «Спас на картошке»

Еще одно прозвище появилось у храма Спаса на крови во время блокады Ленинграда. Тогда здание использовали не только как морг, но и как место хранения средств пропитания, – «Спас на картошке» стал символом военного времени и выживания жителей города.

Крупнейшая коллекция мозаик

Храм Спас на крови имеет не только архитектурную значимость, но и заслужено считается музеем мозаик.

На протяжении 24 лет строительства, над его убранство работали лучшие русские художники и зодчие: Васнецов, Харламов, Нестеров и другие.

Нумерология и нехристианская символика

Посетителей часто удивляет магическое совпадение чисел. Пропорции храма очевидно имеют очень символическое значение, хотя это не удалось подтвердить документально. Так, например, высота храма – 81 м – совпадает с годом покушения на жизнь императора (1881). А высота одного из главных куполов — 63 м, такая же, как возраст Александра II, когда его убили в марте 1881 года.

Таинственная икона

Настоящей легендой стало наличие таинственной иконы под крышей храма, на которой как бы нечетко проявляются, перед своим свершением, поворотные даты в истории России: 1917, 1941 и 1953.

Защищающий храм

Как только строительство храма завершилось и его освятили, местные жители стали относится к нему как к оберегу. В народе придумано много фольклорных молитв, которые обращаются именно к этому сбору, и просят о защите и покровительстве.

Нерушимая церковь

Храм Спаса на крови существует меньше 100 лет, но ему пришлось многое пережить. Санкт Петербург был эпицентром революций, войн и голода. Хотя в годы блокады в купол Собора попал снаряд и не разорвался, наиболее впечатляет всех история о возможной сноске храма.

В 1941 году большевики должны были подорвать храм, как здание, что не несет никакой культурной ценности. Но подорвать храм помешало начало Второй мировой войны – хотя взрывчатка уже была заложена в стены, ее демонтировали и перенаправили на фронт.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Храм спаса на крови расписание богослужений

Расписание богослужений на сентябрь 2020 года

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.

Мч. Андрея Стратилата и иже с ним. Донской иконы Божией Матери.

Молебен перед началом учебного года

Дежурный священник с 9.00-16.00

Перенесение мощей ап. Варфоломея.

Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского.

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Мчч. Адриана и Наталии.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. .

Прп. Моисея Мурина. Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Саввы Крыпецкого, Псковского.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный.

Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского. Обретение мощей блгв. вел. кн. Даниила Московского.

Дежурный священник с 9.00-16.00

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).

Наименование категории Цена билета, руб.
Студенты российских ВУЗов 50
Малыши до 7 лет бесплатно
Дети старше 7 лет 50
Взрослые граждане 250
Пенсионеры РФ 50
Посетители вечерних экскурсий 400

Что внутри храма?

Во время строительства храма, перед архитекторами стояла задача создать собор для небольшого количества прихожан. Поэтому убранство сегодня поражает иностранцев и россиян своим богатством и изяществом. Мастера трудились для избранной части общества, а не создавали памятник массовой культуры. В соборе собраны уникальные фрески и мозаики конца XIX начала XX веков.

Как только вы заходите внутрь – попадаете в сказку: все стены, потолок и пол украшены «плитками и камнями» — уникальные самоцветы, эмаль, изразцы, выполненные талантливыми мастерами того времени. Во время создания внутреннего и внешнего убранства храма над ним работали художники Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской фабрик гранили. Мастера за основу брали работы таких известных живописцев, как Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Харламов и Беляев. В мозаиках использовали драгоценные и полудрагоценные экземпляры камней. Ими украшен иконостас, пол и стены храма.

В храме воссоздали фрагмент мостовой, над которой возвышаются колонны из яшмы, во главе свода закрепили крест с топазом. Долгое время после завершения строительства храма не убирали сооруженные леса. В народе появилась байка о том, что их не уберут, пока не рухнет советская власть. Их убрали в 1991 году — историки утверждают, что это совпадение .

Почему же они его убили?

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Террористический акт 1 марта 1881 г.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник. Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю. Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого. В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа. Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать.Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Храм со стороны канала

Интересные факты

  • Туристический портал TripAdvisor проводил опрос о популярности достопримечательностей среди зарубежных туристов. Спас на Крови занял 8 место.
  • В Петербурге популярна легенда об иконе, хранящейся в храме. Якобы на ней проступают годы, имеющие огромное значение в истории России. Четко видны год революции, начала ВОВ и смерти Сталина. Есть и другие цифры, их видно плохо, но они становятся четче с приближением новой даты.
  • Собор реставрировали 14 лет, весь фасад покрывали строительные леса. В Петербурге шутили, что после демонтажа лесов советская власть закончится. Шутки шутками, а леса убрали в 1991 году, в августе этого года СССР перестал существовать.
  • Рассказывают, что кресты храма прятали в канале Грибоедова. Когда шли реставрационные работы, к строителям подошел незнакомый человек и рассказал, где их надо искать. Вызвали водолазов и нашли кресты в указанном месте.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector